Научная статья на тему 'Местное самоуправление как ресурс развития публичной политики в современной России'

Местное самоуправление как ресурс развития публичной политики в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
238
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ / ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / PUBLIC POLICY / LOCAL SELF-GOVERNMENT / FEEDBACK / LEGITIMACY OF POWER / SUPPORT OF LOCAL BUSINESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Королькова Наталия Дмитриевна

В статье рассматривается потенциал местного самоуправления в сфере публичной политики. Особое внимание уделяется его роли как фактора обратной связи в системе отношений государственной власти и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the public policy potential of local self-government. Special attention is given to its role as a canal of feedback in the system of «state power society».

Текст научной работы на тему «Местное самоуправление как ресурс развития публичной политики в современной России»

Наталия КОРОЛЬКОВА

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматривается потенциал местного самоуправления в сфере публичной политики. Особое внимание уделяется его роли как фактора обратной связи в системе отношений государственной власти и общества.

The article discusses the public policy potential of local self-government. Special attention is given to its role as a feedback channel in the system of «state power - society».

Ключевые слова:

публичная политика, местное самоуправление, обратная связь, легитимность власти, поддержка предпринимательства; public policy, local self-government, feedback, legitimacy of power, support of local business.

Демократизация политической жизни требует создания и действенного функционирования механизма, обеспечивающего участие гражданского общества в принятии и контроле ис-ния государственных решений. Включение общественных институтов, обеспечивающих взаимодействие общества и государства, в состав политической системы в виде отдельных подсистем не только содействует достижению баланса властных отношений, но и создаёт возможность для реализации синергетического потенциала системы. Важная задача, которая возникает здесь, — формирование условий, обеспечивающих эффективную реализацию прямых и обратных связей между государственной и общественной подсистемами, без чего невозможно усиление публичной составляющей политического процесса. В современной России в качестве общественных институтов в составе политической системы выступают политические партии, местное самоуправление, некоммерческие организации, а также объединения граждан для решения локальных общественно значимых проблем. Последние заслуживают упоминания, поскольку способствуют формированию групповой идентичности и распространению опыта общественного участия. Взаимодействие органов власти и общественных организаций, оптимизация их сотрудничества на новом качественном уровне — важнейший ресурс совершенствования публичной политики, которая в широком смысле рассматривается как общественная политика, предполагающая непосредственное участие граждан и общественных структур в выборе вариантов решения государственных проблем.

В системе властных отношений местное самоуправление признаётся как полноправный субъект, обладающий всеми характеристиками политического института. В то же время самоуправление выступает как способ коллективного существования людей. При таком подходе «...под МСУ понимается совместная деятельность местного сообщества (жителей населённого пункта) по эффективному управлению территорией населённого пункта для удовлетворения коллективных потребностей жителей и комплексного развития населённого пункта»1. Качество решения вопросов местного значения органами МСУ определяет характер реакции со стороны населения: поддержка принимаемых и реализуемых решений или возрастающее требование решить проблемы. Возможности и качество решения вопросов местного значения ограничиваются наличием необходимых ресурсов (правовых, материальных, финансовых, кадро-

1 Горный М. Местное самоуправление и российский транзит // На пути к публичной политике: 10 лет Стратегии. — СПб. : Норма, 2003, стр. 43.

КОРОЛЬКОВА

Наталия Дмитриевна — старший преподаватель кафедры

государственного и муниципального управления СЗАГС gmu@szags.ru

вых и др.), получаемых из внешней среды. Таким образом, формируется зависимость и ограничивается самостоятельность органов МСУ даже в решении вопросов, относящихся к их компетенции.

Современное самоуправление как специфическая форма власти имеет смешанную общественно-государственную природу. Достичь синергетического эффекта с помощью повышения инициативы граждан и формирования реального самоуправления можно при условии партнёрского взаимодействия структур местного самоуправления, общественных институтов, включая низовые общинные организации, с государственными структурами, в первую очередь с органами государственной исполнительной власти.

Полномочия муниципальных органов управления, определяемые законом как самостоятельные при решении вопросов местного значения, непосредственно распространяются на вопросы, имеющие наибольшее значение именно для жителей местного сообщества. Увеличение количества жителей муниципального образования ведёт к возрастанию роли интересов сообщества. Значительную роль начинают играть интересы, общие для жителей отдельных групп населения, объединённых по различным признакам (в случае территориальных интересов — это интересы жителей улиц, кварталов, поселений; интересы социальных групп, например, по профессии, по возрасту, по полу и т.п.). Они превалируют над частными интересами людей, входящих в данную группу. Соответственно, и при принятии решений относительно проблем местного сообщества, входящих в компетенцию органов местного самоуправления, интересы социальных групп будут учтены с большей вероятностью по сравнению с частными. Таким образом, реализация властного потенциала, заложенного в основе местного самоуправления, возможна при условии наличия необходимых для этого характеристик социальной среды, прежде всего гражданственности и коллективности как основы политической общности1.

Организация местного самоуправления в современной России требует учёта многих социальных, политических, экономи-

1 Прангишвили И.В., Пащенко Ф.Ф., Бусыгин Б.П. Системные законы и закономерности в электродинамике, природе и обществе. — М. : Наука, 2001, стр. 108.

ческих условий, степени готовности общественного сознания, особенностей менталитета российских граждан и темпов его изменения. В настоящее время для России характерной чертой публичной политики является чётко выраженная государственная природа при наличии системы консультаций, общественных слушаний, тенденции к открытости и прозрачности органов власти, их ориентации на повышение качества предоставляемых публичных услуг. При этом органы местного самоуправления могут выступать как трансляторы обратной связи.

Именно эта функция с позиции государственных властей вменяется им в качестве основной и публично артикулируется рядом региональных лидеров. И действительно, информации, поступающей от населения в систему органов МСУ, присуща оперативность, конкретность, высокая степень чувствительности к состоянию среды. Она отражает реальные запросы населения и позволяет судить о качестве принимаемых и реализуемых решений. В этом случае обратная связь не «дирижи-руется» органами государственной власти и не подотчётна им, а по своей природе является носителем объективной информации.

Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определила единую двухуровневую систему формирования структур МСУ с опорой на поселенческую модель. Формирование второго уровня МСУ — муниципального района — позволяет более сбалансированно проводить политику бюджетной обеспеченности муниципальных образований, способствует их сближению по уровню и качеству жизни. Органы местного самоуправления административно не подчиняются органам государственной власти: по Конституции Российской Федерации они не входят в систему государственной власти. Однако они осуществляют свою деятельность в пределах существующего правового поля, определяющего степень и границы участия граждан в решении вопросов, затрагивающих интересы местного сообщества и содержащих необходимые условия для реализации МСУ своего потенциала в сфере публичной политики. Гражданам предоставлена возможность проводить сходы, референдумы, собрания, конференции, об-

щественные слушания, участвовать в решении территориальных вопросов, получать необходимую информацию через официальные источники о процессе формирования местного бюджета и расходовании бюджетных средств.

Взаимодействие органов МСУ и государственных органов власти и управления на основе механизмов координации опирается на действующие комитеты, отделы, советы по взаимодействию с МСУ, образованные при различных органах государственной власти и управления, а также советы муниципальных образований, реализующих право на межмуниципальное сотрудничество. Механизмы координации по различным проблемам изменяются от прямого управления до взаимного согласования.

Так, модель МСУ, принятая в Ленинградской обл., предоставляет населению значительные возможности для реализации своего властного потенциала легальными средствами. Очевидно, что реализовать эти возможности можно путём развития гражданского сознания не только у населения, но и у депутатов муниципальных советов, повышения профессионализма сотрудников местных администраций, конструктивного подхода к решению местных проблем. Ленинградская обл. в силу своего положения (пограничный регион, побережье Финского залива Балтийского моря) содержит значительный инвестиционный потенциал. Реализация инвестиционных проектов зависит не только от областного правительства, но и от отношения к ним жителей муниципальных образований, чьи интересы затронуты пространством реализации проектов. С целью согласования интересов жителей области постановлением Губернатора Ленинградской области №22-пг от 27.02.2009 «Об образовании комиссии Правительства Ленинградской области по вопросам развития муниципальных районов и городского округа Ленинградской области» создана комиссия, состоящая из представителей областной и муниципальных властей под председательством губернатора.

Возможность реализации потенциала МСУ в сфере публичной политики, заложенного в сочетании общественно-гражданских и публично-властных начал, опирается не только на социальную зрелость общества. Она зависит также от других объективных причин, в числе которых

политическая расстановка различных социальных групп, характер их взаимодействия (борьба или сотрудничество), геополитическое положение, традиции (национально-культурные, духовные), особенности исторического и демографического развития.

Возможность развития потенциала МСУ следует оценивать с учётом состояния общественно-политических и экономических отношений в обществе. Сохранению устойчивости сложившейся на сегодняшний день системы общественных отношений может способствовать среда, формируемая предприятиями малого и среднего бизнеса. Активность представителей малого бизнеса, присущая им самостоятельность в выборе стратегий и принятии решений может обеспечить им авторитет среди населения муниципального образования, открыть дорогу к участию в политическом процессе через выборы в представительные органы МСУ. Профессиональные навыки в сфере ведения хозяйства необходимы политическому лидеру на местном уровне публичной власти. Именно малый и средний бизнес могут послужить тем фактором, который, реализуя собственный потенциал, позволит реализовать потенциал местного самоуправления в сфере публичной политики. Зависимость малого бизнеса от местного населения очевидна, что вынуждает его представителей участвовать в решении общих социальных проблем. В свою очередь, укрепление и стабильность экономического положения муниципального образования обеспечит его представителям устойчивое равновесие в политической системе муниципального района.

Подводя итог рассмотрению вопроса о возможности реализации местным самоуправлением своего потенциала в сфере публичной политики, можно отметить его возможности в связи с усилиями правительства по поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях экономического кризиса. Решение этой задачи во многом определяется позицией органов МСУ, о чём свидетельствует зарубежный опыт (Японии, Франции). Поэтому одной из важнейших задач государства является создание благоприятных условий для распространения общественно значимых инициатив и реальная помощь в их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.