А. Г. Давыденкова, * В. Г. Баев*
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ГЕНЕЗИС СОВРЕМЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ
Обращение к истории и теории российского самоуправления диктуется в современных условиях насущными общественно-практическими задачами. Самоуправление — одна из проблем, стоящих сегодня перед Россией. Это относится к сфере права — завершение создания системы муниципального права; к сфере организационной — совершенствование организационно-институциональной системы местного самоуправления; к сфере политической — решение вопросов взаимодействия государственных органов власти и органов местного самоуправления; к сфере духовной — становление современной политико-правовой культуры.
Говоря об актуальности проблемы формирования местного самоуправления в России в различных ее аспектах, Президент В. В. Путин в Послании к Федеральному Собранию отметил: «Считаю, что федеральным законодателям необходимо определиться со структурой местного самоуправления. Прежде всего, закрепив законом те его формы, которые доказали свою жизнеспособность на практике. При этом нелишне вспомнить и наш собственный, еще дореволюционный исторический опыт. Все эти вопросы должны быть отражены в новой редакции Федерального Закона «Об общих принципах местного самоуправления», в региональном законодательстве. Хотел бы еще раз подчеркнуть: без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти в целом считаю невозможным. Кроме того, именно здесь, на местном уровне есть огромный ресурс общественного контроля за властью».1
Известно, что суть местного самоуправления заключается в праве населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Именно так рассматривается эта проблема в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Однако, помимо такого понимания самоуправления, т. е. самоуправления в документально-правовом сопровождении преобразования российской государ-
* Кандидат философских наук, профессор кафедры философии и социологии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.
** Кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры политологии и социологии Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, глава администрации муниципального образования (поселение Кобрино и Воскресенская волость Гатчинского района Ленинградской области).
1 Путин В. В. России надо быть сильной и конкурентноспособной: Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации II Российская газета. 2002. 19 апр. № 16. С. 5.
А. Г. Давыденкова, В. Г. Баев
ственности, можно дать и широкое, философское определение сути самоуправления. Самоуправление следует рассматривать как важнейшую составную часть политико-правовой культуры. В этом плане категория «самоуправление» стоит в ряду таких важнейших политико-правовых и культурологических понятий, как «самоорганизация», «самодеятельность», «демократия», «народовластие».
Самоуправление создает необходимые условия для приближения власти к населению, формирует гибкую систему управления, приспособленную к местным условиям и особенностям. Самоуправление призвано способствовать развитию инициативы и самодеятельности граждан путем приобщения к муниципальному управлению. Самоуправление, таким образом, является одной из основ гражданского общества, поскольку ставит своей целью разумное соединение интересов государства и его территориальных сообществ.
Истоки современной муниципальной системы управления лежат в реформах 90-х гг. ХХ столетия. Они восходят к союзному Закону 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Принятие этого закона было вызвано в первую очередь потребностями формирования жизнеспособной системы местного управления и самоуправления советского периода, а ориентирован был этот законодательный акт на реформирование работы системы местных Советов. Суть предполагаемых реформ сводилась к выведению местных органов власти из строгой иерархии государственных органов. Полное разделение государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации на конституционном уровне было оформлено при конституционной реформе 21 апреля 1992 г. Согласно статье 85, государственная власть в РФ существует только на двух уровнях — федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Что касается местных Советов народных депутатов (районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских), то они, согласно этой же статье, переводились в систему местного самоуправления. Однако местные Советы как органы местного самоуправления не сумели проявить свой потенциал. Им просто не хватило исторического времени. В октябре 1993 г. Указом Президента РФ деятельность местных Советов была прекращена, а все функции Советов народных депутатов были переданы соответствующим администрациям.
Однако время прямого администрирования на местном уровне было сравнительно недолгим. Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления на период поэтапной конституционной реформы. Оно включало в себя следующую систему местного самоуправления:
— в малых городах и поселках — собрания, сходы граждан и выборы главы местного самоуправления;
— в городах и поселках с населением от 5 до 50 тысяч человек — выборное собрание представителей и выборы главы администрации;
— в городах с населением более 50 тысяч человек — выборное собрание представителей и назначаемый сверху, либо избираемый населением глава местного самоуправления.
-Ф-
Последующее развитие местного самоуправления в России связывалось с закреплением в Конституции 1993 г. положения о местном самоуправлении как одной из форм осуществления власти народа, прямого народоправства. В статье 3 главы 1 Конституции Российской Федерации закрепляются властные полномочия граждан: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».1 Таким образом, местное самоуправление как форма народовластия является одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
Современная практика становления местного самоуправления в различных регионах нашей страны показывает, что невозможно создание единого рецепта построения органов муниципальной власти. Организация местного самоуправления осуществляется на базе федерального законодательства, но исходя из условий и особенностей конкретной самоуправляющейся территории: географического положения, социально-экономической ситуации, историко-культурных, религиозных, национальных, демографических и других особенностей.
Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заложил основу для дальнейшего развития системы российского самоуправления, дал важнейшие нормы права в этой области. Началось создание правовой базы и формирование системы местного самоуправления.
Современная реформа местного самоуправления проводится в связи с вступлением в силу 8 октября 2003 г. (принят 6 октября) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в новой редакции) и затрагивает практически все сферы общественной жизни. Согласно положениям закона, новые органы местной власти по всей стране должны будут приступить к исполнению своих обязанностей 1 января 2006 г. Российским регионам требуется не только подготовить законодательную базу для работы новой системы местного самоуправления, но и решить множество смежных вопросов.
В период рассмотрения Закона в Государственной Думе прошло немало самых различных обсуждений. Всего в Госдуму поступило порядка 6 тысяч поправок. До сих пор к тексту Закона есть претензии, особенно в плане изложения нормативного материала. Это является одной из причин неоднозначного понимания положений закона у правоприменителей, органов государственной власти, местного самоуправления, граждан. В целом Закон направлен реформировать следующие основы местного самоуправления: территориальную, организационную, финансовую и экономическую. На базе этой реформы должна сформироваться новая система местного самоуправления.
После принятия Федерального закона 1995 г. часть регионов пошли по пути, предложенному федеральным законодательством, другие самостоятельно уста-
1 Конституция Российской Федерации. М., 1993.
А. Г. Давыденкова, В. Г. Баев
навливали в рамках, определенных законодательством, местное самоуправление на своих территориях. Таким образом, активизация реформы местного самоуправления пошла в двух направлениях: работа Государственной Думы и других органов государства над созданием правовой базы и практическое формирование системы местного самоуправления. В настоящее время идет становление и развитие так называемой «реалистической модели» местного самоуправления.1
Сегодня можно выделить два основных, уже достаточно оформившихся вида «реалистической модели»: огосударствленную и общественно-государственную. Критерием такого деления являются основополагающие принципы местного самоуправления:
— выборность органов и должностных лиц;
— самостоятельность в функционировании;
— широта компетенций;
— финансовая самостоятельность.
В государственной модели местного самоуправления предполагается одновременное осуществление органами местной государственной власти функций и местного самоуправления, и государственного управления; должностные лица назначаются сверху; централизованно идет формирование бюджета (сверху). К такому типу самоуправления современный автор Е. А. Юшина относит районы крайнего Севера, Республику Саха (Якутию). Она отмечает, что в силу национально-этнических, природных (вечная мерзлота), демографических (малочисленные народы), территориальных (расположены далеко друг от друга, от центра, сложно сформировать поселения как таковые) факторов решение вопросов местного значения находится в компетенции государственной власти.2 В статье 1 закона Республики Саха (Якутия) «О местных органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)» от 30 июня 1994 г. «решение экономических, социально-культурных, экологических и других вопросов территориального значения с учетом интересов населения осуществляется через систему местных органов государственной власти».3 К этой же модели можно отнести Ингушетию и Башкортостан, в которых президенты республик назначают глав муниципальных образований.
Общественно-государственная или государственно-общественная модель местного самоуправления предполагает, что на местах формируются и действуют местные органы государственного управления и избираются органы местного самоуправления. Органы государственной власти принимают участие в осуществлении функций местного самоуправления, контролируют деятельность его органов. Формирование местного (муниципального) бюджета происходит под контролем государственных органов. Города Санкт-Петербург и Москва, со-
1 См. подробнее: Юшина Е. А. Муниципальное управление. М., 2003. С. 82 — 92.
2 См.: Юшина Е. А. Местное самоуправление: политико-правовой анализ. Киров, 2001. С. 84.
3 Закон Республики Саха (Якутия) «О местных органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)». Текущий архив Республики Саха (Якутия). Якутск, 1994.
10
гласно их законодательству, имеют двойной статус: субъекта Российской Федерации и территории, на которой осуществляется местное самоуправление. Представительные и исполнительные органы этих городов являются одновременно органами государственной власти и органами городского (местного) са-моуправления.1
Другим примером государственно-общественной модели является Республика Калмыкия, специфика которой состоит в наличии института представителей Президента Республики — органа государственной власти, принимающего непосредственное участие в управлении и делах органов общественного самоуправления. Представитель Президента, согласно Положению об органах общественного самоуправления в Республике Калмыкия — Хальмг Тангч, имеет полномочия: регистрировать органы местного самоуправления; созывать сходы, конференции жителей населенного пункта; досрочно отзывать выборные органы общественного самоуправления или инициировать их перевыборы; составлять смету расходов и расходовать предусмотренные в ней средства на содержание учреждений, социальную поддержку отдельных слоев населения; передавать органам общественного самоуправления часть государственных полномочий и определять предметы совместного ведения с органами общественного самоуправления; созывать и проводить собрания представителей городов и районов.2
Далеко не все регионы имеют сегодня объективные возможности для реального развития местного самоуправления. Современное муниципальное право России находится в стадии формирования, это касается и понятийного аппарата. Определение понятий — задача теории права, а в ее отсутствие эту задачу выполняет сложившееся законодательство. В первую очередь, это нормы права действующей Конституции РФ, федеральных законов о самоуправлении, а также Европейской Хартии о местном самоуправлении, Гражданского Кодекса РФ и ряда специальных законов субъектов Российской Федерации.
Термин «муниципальное образование» впервые в российском законодательстве появляется в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. В контексте Кодекса термин используется для обозначения населенной территориальной единицы, являющейся субъектом отношений, регулируемых гражданским законодательством. В новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» этот термин используется в более широком смысле и обозначает базовый субъект и объект отношений права на уровне местного самоуправления. В Законе от 28 августа 1995 г. муниципальное образование определяется как «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляет-
1 См.: Фадеев В. И. Муниципальное право России. М., 1994.
2 Приложение об органах общественного самоуправления в Республике Калмыкия — Хальмг Тангч II Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М., 1997.
А. Г. Давыденкова, В. Г. Баев
ся местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».1
Ключевым словом этого определения является «населенная территория». Но реальным субъектом деятельности по осуществлению местного самоуправления может и должно быть население, объединенное общими интересами, связанными с совместным проживанием на данной территории, то есть территориальный коллектив. В действующем федеральном законодательстве до принятия новой редакции Закона это понятие отсутствовало, хотя отчасти компенсировалось определением населенности территории. Если говорить о поселениях, то в терминологии градостроительного законодательства это совпадает с населенными пунктами. Но когда речь заходит о группах поселений, возникает проблема населенности межселенных территорий, особенно это касается районов Сибири и Крайнего Севера.
Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» базируется на понятии «поселение», которое сразу же потребовало еще уточнения: городским поселением здесь признается «город или поселок с прилегающей территорией <...> в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления». Сельское поселение в новой редакции Закона определяется как «один из нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления».2 Далее через понятие «поселение» определяется еще несколько видов муниципальных образований: муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, а само понятие «муниципальное образование» дается как производное от них. То есть новая редакция Закона — это попытка создать почву для фактического единства территории и населения.
В Законе от 28 августа 1995 г. четко проглядывается желание построить одноуровневую систему местного самоуправления в смысле его территориальной организации. Очевидно, что это требование как раз и породило ряд противоречий нашего законодательства. С одной стороны, местная власть по своей природе должна быть максимально приближена к населению, что предполагает достаточную локализацию муниципальных образований, их «измельчение». С другой стороны, для достижения экономической эффективности местного са-
1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон II Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
2 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон (Новая редакция) I Приложение к журналу «Вестник правительства Ленинградской области». Январь 2004; О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» II Российская газета. 30 декабря 2004.
12
моуправления необходимо наличие достаточных собственных ресурсов (материальных, финансовых, природных), которые, как правило, имеются на территориях сравнительно больших существующих районов.
Новая редакция Федерального закона предписывает в обязательном порядке регионам создавать двухуровневую систему местного самоуправления. Первый уровень — это уровень поселений, второй уровень — уровень районов. При этом муниципальные образования и первого и второго уровня могут выбирать свою организационную структуру из трех возможных вариантов управленческих моделей:
Первая модель — население избирает прямыми выборами как главу, так и представительный орган МО. Глава МО входит в состав представительного органа, становится его председателем. В этом случае глава администрации МО (высшее должностное лицо исполнительного органа власти) работает по контракту.
Вторая модель — население избирает прямыми выборами как главу, так и депутатов представительного органа МО, но глава при этом не входит в состав представительного органа и не возглавляет его. Глава муниципального образования возглавляет именно местную администрацию. Происходит своеобразное разделение ветвей власти на уровни местного самоуправления. Глава МО подотчетен не депутатам, а своим избирателям. Как высшее должностное лицо исполнительной власти МО он имеет право вето на решения представительного органа.
Третья модель — глава МО избирается из состава депутатов представительного органа. В данном случае население избирает только депутатов, которые из своего состава избирают главу муниципального образования. В этом случае глава муниципального образования заключает контракт с главой администрации, который проходит через процедуру отбора на конкурсной комиссии.
В большинстве стран с развитой системой самоуправления существует двухуровневая территориальная организация местного самоуправления. Для России это особенно актуально, учитывая ее огромные территории и неравномерно диспропорциональное социально-экономическое развитие регионов. Типологиза-ция, выделение уровней муниципальных образований необходимы и для разграничения компетенции и ресурсов, подкрепляющих возможности реализации этой компетенции. Крупный город, район, сельское поселение не могут решать один и тот же круг вопросов. У них разные инфраструктуры, материальные и финансовые ресурсы. Новая редакция Закона устанавливает виды муниципальных образований: городское поселение; сельское поселение; муниципальный район; городской округ; внутригородская территория. Такое деление — залог разграничения самоуправленческой компетенции на разных уровнях.
Как Закон от 28 августа 1995 г., так и новая его редакция содержат норму об осуществлении местного самоуправления на всей территории России. Существенные различия имеются в части решения вопросов установления территорий муниципальных образований; образования, преобразования и упразднения му-
-Ф-
А. Г. Давыденкова, В. Г. Баев
ниципальных образований; установления и изменения их границ. В старой редакции эти вопросы практически не регулируются, если не считать положений, содержащих отсылки к законодательству Российской Федерации. Гарантии учета мнения населения тоже устанавливаются законом субъекта федерации.
Коснулись новации муниципального права и вопросов земельного правопорядка. Новая редакция Закона содержит достаточно подробные требования к установлению границ территорий муниципальных образований. Вся территория Российской Федерации разделена на муниципальные образования. Но поскольку создаются как поселения, так и муниципальные районы, возникает вопрос, кому должны принадлежать межселенные земли. В новой редакции Закона вопрос решен в пользу поселений: вся территория разграничивается между поселениями, а территорию муниципального района составляют территории поселений, за исключением территорий городских округов.
Поскольку в Российской Федерации значительное количество территорий являются малонаселенными, Закон содержит исключение из этого общего правила: на территориях с низкой плотностью населения (для сельских поселений — более чем в 3 раза ниже средней плотности сельского населения) допускается разграничение между поселениями не всех земель и передача непосредственно в состав муниципальных районов межселенных территорий. То есть, по новой редакции, некоторые муниципальные районы в России могут иметь собственную землю, территориально не привязанную ни к какому поселению.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2005 г. органы государственной власти субъектов РФ обязаны установить границы муниципальных образований и наделить их соответствующим статусом (городское, сельское поселение, городской округ, муниципальный район). С учетом ограниченного времени на проведение таких работ допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. Если субъекты государственной власти РФ не успели утвердить муниципальные границы в соответствующие сроки, то их должен будет утвердить до 31 марта 2005 г. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. До 1 января 2007 г. границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.
Земли общего пользования, прилегающие к поселениям, рекреационные земли и земли для развития поселения, независимо от формы собственности и целевого назначения, включаются в состав земель населенных пунктов. Закон также содержит требование учитывать при установлении границ поселения, включающего территории двух и более населенных пунктов, пешеходную доступность в течение рабочего дня до административного центра поселения и обратно. Для района это требование состоит в транспортной доступности административного центра.
-ф-
-Ф-
14
Местное самоуправление: проблемы и перспективыI
Более подробно в новой редакции Закона раскрыты вопросы, касающиеся порядка установления и изменения границ муниципальных образований. Не было в первоначальной редакции Закона определено понятие преобразования муниципальных образований.
Под преобразованием муниципального образования понимается: объединение и разделение муниципальных образований; изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением его статуса городского округа. Инициаторами преобразования могут выступать население, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов РФ, федеральные органы государственной власти. Законом определены процедуры учета мнения населения в этих преобразованиях.
Закон предполагает разграничения компетенции и полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц самоуправления. Даются следующие определения:
1. «Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти»;
2. «Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования»;
3. «Должностное лицо местного самоуправления — выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих»;
4. «Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения».
Какие выводы можно сделать из этих определений? Результатом генезиса современного реформирования местного самоуправления стали следующие положения:
1. Понятие органа местного самоуправления не определено ни в первой, ни в новой редакции Закона, значит, его надо использовать в общепринятом смысле;
2. Основной признак органа местного самоуправления — наличие у него полномочий решать вопросы местного значения;
3. Интересы населения представляет и от его имени принимает решения выборный представительный орган;
4. Существует различие между должностным лицом и выборным должностным лицом местного самоуправления: первое выполняет только организацион-
-ф-
А. Г. Давыденкова, В. Г. Баев
но-распорядительные функции, второе наделено собственными полномочиями на решение вопросов местного значения;
5. Определены способы избрания выборного должностного лица местного самоуправления: непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления из своего состава;
6. Подчеркивается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих;
7. Реформирование местного самоуправления — процесс, опирающийся на правовое совершенствование, но совершенствование законодательства во многом определяется самим ходом реформы, практическими наработками в области организации местного самоуправления, его территориальной организации.
Генезис реформирования местного самоуправления привел ко многим теоретическим обобщениям. И самым важным достижением в этом направлении надо считать уточнение понятийного аппарата. Кроме тех определений, которых мы уже коснулись в статье, можно предложить и ряд других, которые нашли свое место в Федеральном законе.
Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Поселение — городское или сельское поселение.
Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городской округ — городское поселение, которое входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами субъектов РФ.
-ф-
16
Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Структура органов местного самоуправления — представительный орган муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Принята новая редакция Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этим сама реформа далеко еще не закончена. В идеале в завершение реформы местного самоуправления и государственного управления должна быть построена модель общественного самоуправления, что де-юре закреплено на конституционном уровне, но де-факто еще много объективных и субъективных причин, приостанавливающих этот процесс.
В целом же в результате реформирования сформулированы основные принципы местного самоуправления и муниципального управления. К ним на современном этапе относятся:
— самостоятельность решения населением вопросов местного самоуправления;
— организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством;
— ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, предприятиями, организациями и учреждениями;
— многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
— участие граждан в управлении муниципальным образованием;
— социальное партнерство;
— удовлетворение коллективных (общественных) интересов и потребностей местного сообщества.
-ф-