Научная статья на тему 'Местная власть и деятельность банков в первые дни становления Советской власти (на материалах городов среднего Поволжья)'

Местная власть и деятельность банков в первые дни становления Советской власти (на материалах городов среднего Поволжья) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ГОРОДСКИЕ БАНКИ / НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SELF-GOVERNMENT INSTITUTIONS / THE CENTRAL AUTHORITIES / CITY BANKS / NATIONALIZATION / FINANCIALLY-CREDIT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойко Н. С.

В статье раскрываются отношения центральных органов власти и органов местного управления в области регулирования деятельности банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL AUTHORITIES AND ACTIVITY OF BANKS IN THE FIRST DAYS OF FORMATION OF THE SOVIET POWER (ON MATERIALS OF CITIES OF THE AVERAGE VOLGA REGION)

In article relations of the central authorities and local authorities in the field of regulation of activity of banks reveal.

Текст научной работы на тему «Местная власть и деятельность банков в первые дни становления Советской власти (на материалах городов среднего Поволжья)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

9. Лаптев Г.С. Европейская социальная хартия как источник международных социальных стандартов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2009. — №4.

10. Лаптев Г.С. Конвенция МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» как источник права социального обеспечения // Вестник Омского университета. Серия: Право. — 2010. — №1.

11. Марченко М.Н. Источники права : учеб. пособие / М.Н. Марченко. — М. : ТК Велби, Проспект, 2005. — С. 321.

12. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения : учеб. пособие для вузов / Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева. — М. : Книжный мир, 2000.

13. Теория государства и права : курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. — М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.

14. Теория государства и права : учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. — М.: НОРМА, 2001.

15. Федорова М.Ю. Международные стандарты социального обеспечения // Российский ежегодник трудового права. — 2005. — №1.

16. Чирков С.А. Международный договор как источник права социального обеспечения // Труд и социальные отношения. — 2009. — №8.

17. Шаманаева И.И. Конвенции и рекомендации МОТ как источники права социального обеспечения// Вестник Омского университета. -1997. — №3

18. Атабиева Альбина <a.atabieva@yandex.ru>

1 Теория государства и права : учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. — М.: НОРМА, 2001. — С. 295.

2 Теория государства и права : курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. — М.: ЗЕРЦАЛО, 1998. — С. 336.

3 Зивс С.Л. Источники права / С.Л. Зивс. — М. : Наука, 1981. — С. 10.

4 Чирков С.А. Международный договор как источник права социального обеспечения // Труд и социальные отношения. — 2009. — №8.

— С. 135-139.

5 Марченко М.Н. Источники права : учеб. пособие / М.Н. Марченко.

— М. : ТК Велби, Проспект, 2005. — С. 321.

6 Гражданское право. Ч. III: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М. : Проспект, 1998.

7 Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: монография / С.И. Кобзева. — М. : Проспект, 2009. — С. 125; Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения : учеб. пособие для вузов / Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева. — М. : Книжный мир, 2000. — С. 60.

8 Шаманаева И.И. Конвенции и рекомендации МОТ как источники права социального обеспечения// Вестник Омского университета. —

1997. — №3. — С. 94.

9 Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период. Некоторые проблемы // Государство и право. — 1994. — №89. — С. 67.

10 Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919-1956. — Т. I. — Женева: Международное бюро труда,1991.

11 Доклад Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций. — Женева: Международное бюро труда, 2003. — С. 21.

12 Лаптев Г.С. Конвенция МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» как источник права социального обеспечения // Вестник Омского университета. Серия: Право. — 2010. — №1. — С. 111-115.

13 Федорова М.Ю. Международные стандарты социального обеспечения // Российский ежегодник трудового права. — 2005. — №1. — С. 513.

14 Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения : учеб. пособие для вузов / Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева. — М. : Книжный мир, 2000. — С. 60

15 Лаптев Г.С. Европейская социальная хартия как источник международных социальных стандартов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2009. — №4. — С. 112-114

16 Кириленко В.П., Мишальченко Ю.В. Право Содружества Независимых государств в системе международного права // Московский журнал Международного права. — 2003. — №3. — С. 111—112.

17 Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. —

1998. — №16. — С. 65— 89.

МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКОВ В ПЕРВЫЕ ДНИ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ГОРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

Н.С. Бойко,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; муниципальное право

E-mail: nboyko2005@mail.ru

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

^^ Актуальные проблемы конституционного права ^^

Аннотация. В статье раскрываются отношения центральных органов власти и органов местного управления в области регулирования деятельности банков.

Ключевые слова: органы самоуправления, центральные органы власти, городские банки, национализация, финансово-кредитная деятельность.

LOCAL AUTHORITIES AND ACTIVITY OF BANKS IN THE FIRST DAYS OF FORMATION OF THE SOVIET POWER (ON MATERIALS OF CITIES OF THE AVERAGE VOLGA REGION)

N.S. Bojko,

the senior lecturer of chair of state-legal disciplines offaculty of law of the Ulyanovsk state pedagogical university

of a name I.N. Ulyanov

Annotation. In article relations of the central authorities and local authorities in the field of regulation of activity of banks reveal.

Keywords: self-government institutions, the central authorities, city banks, nationalization, financially-credit activity.

В конце декабря 1917 г. началось проведение новой банковско- кредитной политики как в центре России, так и на местах. В первую очередь было объявлено о полной национализации всех коммерческих банков и других кредитных учреждений. Основанием послужил декрет Совета Народных Комиссаров, подписанный в конце декабря 1917 г.1. Немаловажными декретами, регулирующими банковскую сферу были: декрет от 29 декабря 1917 г., запретивший оплату купонов и договоров при заключении сделок с процентными бумагами и декрет СНК от 21 января 1918 г. о конфискации акционерных капиталов частных банков. Однако, данные декреты в жизнь были претворены не сразу. Это было обусловлено рядом причин. В банковской сфере к этому времени произошли серьезные структурные изменения. Финансово-кредитная нестабильность, начиная с начала 1917 г., подорвала финансовое положение многих коммерческих банков и государственных кредитных учреждений. Так, в Пензенском обществе взаимного кредита к этому времени оставалось только 8 клиентов, оно было на грани краха; не лучшим было положение и Казанского общества взаимного кредита2.

Руководство отделений Госбанка, считая власть большевиков временной, ввиду иррациональности проводимых ими экономических мероприятий, практически стало на путь игнорирования распоряжений новой власти о выделении денег на неотложные нужны ожидая, как и представители коммерческих банков, ее скорого падения. Контроль над отделениями коммерческих банков устанавливался обычно по следующей схеме: в отделения госбанка врывались

вооруженные люди с мандатом ВРК3, арестовывали охрану и обеспечивали работу специально назначенных комиссаров отделений. Этим воспользовались подконтрольные большевикам органы местной власти, которые постепенно захватывали не только помещения местных органов власти, но и отделения Государственного банка страны и коммерческие банки. В тот же период в губерниях были созданы комиссии с чрезвычайными полномочиями по ликвидации коммерческих банков, которые начали вскрывать сейфы, конфисковывать из них в пользу государства принадлежащие акционерам частных банков золото, драгоценности, независимо от его принадлежности.

Часть ценностей была экспроприирована по мандатам ВРК и не учитывалась; оставшиеся ценности записывались в специально заведенные книги. В коммерческих банках были изъяты огромные суммы. В самарском Азово-Донском банке было изъято ценностей на 243 тыс., а в Купеческом банке всего на 114 тыс. руб. по курсу 1913 г.4.

В Казанской губернии также началась ликвидация отделений Народного банка — бывших коммерческих банков «за ненадобность»; только в течение 1919 г. были ликвидированы:

• отделения Волжско — Камского банка;

• отделение Русско- Азиатского банка;

• отделение Петроградского банка;

• отделение Азовско — Донского банка;

• отделение Купеческого банка (местного);

• Казанский городской Общественный банк;

• два общества Взаимного кредита5.

В ходе ликвидации расчеты были произведены

№ 1 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

139

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

только с мелкими вкладчиками. Подобная процедура была произведена на всей территории России.

После этого, по распоряжению центра, все балансы частных банков были сведены в один общий баланс. В ходе проведения национализации особое внимание уделялось перенесенным средствам, куда были отнесены: долги бывших правлений частных банков, счета на обустройство и обзаведение банковских учреждений, «сомнительные» долги, расходы, которые были определены, как «подлежащие возврату». При этом в распоряжении местные органов власти одновременно взимался единовременный 5% сбор6.

Практически все национализированные бывшие коммерческие банки в губерниях Среднего Поволжья не функционировали до середины 1918 г. Это было начало разгрома коммунистами финансово — кредитной системы страны. Всех служащих банка, отобранных из числа бывших банковских работников назначал ВРК. Все переводные операции производились по бывшему шифру Госбанка.

Данные преобразования самым негативным образом отразились на состоянии кредитования. Во- первых, были приостановлены все процентные сделки, прекращены операции со счетами граждан и предприятий, что сразу же отразилось на их финансовом положении, прекратилась выплата диви-дентов. Во- вторых, были незаконно ревизованы и конфискованы все товары и грузы, принадлежащие частным коммерческим банкам, что сразу же подорвало доверие к ним со стороны их клиентов и партнеров. Кроме того, был составлен единый список текущих банковских счетов как физических, так и юридических лиц'.

На местах получили циркуляр Главного Комиссара «Народного банка» Г.Пятакова №1 от 1 января 1918 г. Данный циркуляр стал главным и основополагающим документом, регламентирующим основные направления кредитно — финансовой политики большевиков как в центре, так и на местах в 1918 г.8.

Местные органы власти на основании распоряжений, полученных из центра перестали финансировать старые органы власти, которые сохранились еще со времени Временного правительства; все они были объявлены распущенными.

В городах Казани и Пензе это решение окончательно состоялось 26 июня 1918 г.9. Национализированная банковская система в регионах приняла активное участие в национализации частной промышленности и торговли. В Казанской губернии национализация началась 10 сентября 1918 г. Банковские работники приняли участие в передаче дел предприятий, проверке их финансового состояния, сверке капиталов.

Всем отделениям Народного банка губернии, согласно распоряжению губисполкома от 4 сентября 1918 г. №3968, было предписано прекратить работу со счетами этих предприятий10.

Примерно по такому же сценарию события развивались и в Пензенской губернии. Уже 2 ноября

1918 г. согласно распоряжению Пензенского губи-сполкома №4518, всем отделениям банков было запрещено в связи с взиманием «чрезвычайного революционного налога» выдавать какие-либо деньги с банковских вкладов11.

В это же время руководство отделений бывших частных банков выходит с предложениями к властями об их закрытии и местные власти охотно принимают в ответ на эти ходатайства подобные решения.

К 1919 г. национализированные частные банки, преобразованные в отделения Народного банка, прекратили свою деятельность практически на всей территории страны. Большевистское руководство страны, вместо того, чтобы попытаться путем экономических мер найти возможный, взаимовыгодный компромисс с банкирами и финансистами, встало на путь неоправданного применения силовых мер в чисто экономической, финансово- кредитной политике, что крайне негативно отразилось на социально-экономическом развитии России того времени.

Литература

1. Декреты Советской власти в 13-тн томах. Т. 1.

2. Государственный архив Поволжского округа (ГАПО), ф. 313, оп. 4, д. 23, л. 4.

3. ГАПО, ф. 806, оп. 1, д. 63, л. 11.

4. Государственный архив Ульяновской области, ф. 573, оп. 2, д. 15, л. 299.

5. Чумакова А.С. Роль городских общественных банков в системе социально-экономических отношений в середине XIX — начале XX вв.: на материалах Симбирской губернии. Диссертация. — Ульяновск. 2008.

1 Декреты Советской власти в 13-тн томах. Т. 1.

2 ГАПО, ф. 313, оп. 4, д. 23, л. 4.

3 «Военно-революционные комитеты»- одна из придуманных большевиками форм для узурпации коммунистами местной власти в губерниях и уездах. Когда большевики после Октябрьского переворота не могли в какой- либо губернии прийти к власти мирным путем и сместить местные органы власти ( подчиняющиеся Временному правительству), и избранные демократическим путем в результате волеизъявления граждан, тогда они при помощи вооруженных отрядов, прибывших как правило их других губерний производили перевороты на местном уровне и назначали эти как раз нелегитимные «военно-революционные комитеты».

4 Солдат, рабочий, крестьянин. — 1917. — 25 декабря. — №211 (орган печати Самарского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов- прим. авторов).

5 Чумакова А.С. Роль городских общественных банков в системе социально-экономических отношений в середине XIX — начале XX вв.: на материалах Симбирской губернии. Диссертация. — Ульяновск. 2008. — С.201.

6 ГАПО, ф. 806, оп. 1, д. 63, л. 11.

7 ГАПО, ф. 806, оп. 1, д. 63, л. 11.

8 ГАУО, ф. 573, оп. 2, д. 15, л. 299.

9 ГАПО, ф. 313, оп. 4, д. 23, л. 4.

10 ГАПО, ф. 313, оп. 4, д. 23, л. 10.

11 Там же, л. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.