Научная статья на тему 'МЕСТА ПАЛОМНИЧЕСТВА, РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ЮГЕ КЫРГЫЗСТАНА (НООКАТСКИЙ РАЙОН)'

МЕСТА ПАЛОМНИЧЕСТВА, РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ЮГЕ КЫРГЫЗСТАНА (НООКАТСКИЙ РАЙОН) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народ / паломничество / священные места / история / people / pilgrimage / sacred places / history

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Г.А. Айтиева

Данная статья рассматривает историю, популярные места паломничества в Кыргызстане, а также его пользу и развитие. В работе идет речь о священных местах Ноокатского района. В наши дни актуальность паломничества не пропала. Кыргызский народ в своем историческом пути развития придерживался принципов мусульманской религии. В связи с этим на территории Кыргызстана имеются очень много мест, которые имеют религиозный, священный характер. В разных исторических условиях кыргызский народ всегда поклоняясь священным местам, совершенствовал внутренний духовный мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACES OF PILGRIMAGE LOCATED IN THE SOUTH OF KYRGYZSTAN (NOOKAT DISTRICT)

This article examines the history, popular places of pilgrimage in Kyrgyzstan, as well as its benefits and development. The work deals with the sacred places of the Nookat region. Nowadays, the relevance of pilgrimage has not disappeared. The Kyrgyz people in their historical development path adhered to the principles of the Muslim religion. In this regard, on the territory of Kyrgyzstan many places have a religious, sacred character. In different historical conditions, the Kyrgyz people, always worshiping sacred places, improved their inner spiritual world.

Текст научной работы на тему «МЕСТА ПАЛОМНИЧЕСТВА, РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ЮГЕ КЫРГЫЗСТАНА (НООКАТСКИЙ РАЙОН)»

МЕСТА ПАЛОМНИЧЕСТВА, РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ЮГЕ КЫРГЫЗСТАНА

(НООКАТСКИЙ РАЙОН)

Г.А. Айтиева, преподаватель

Ошский государственный педагогический университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-1-7-11

Аннотация. Данная статья рассматривает историю, популярные места паломничества в Кыргызстане, а также его пользу и развитие. В работе идет речь о священных местах Ноокатского района. В наши дни актуальность паломничества не пропала. Кыргызский народ в своем историческом пути развития придерживался принципов мусульманской религии. В связи с этим на территории Кыргызстана имеются очень много мест, которые имеют религиозный, священный характер. В разных исторических условиях кыргызский народ всегда поклоняясь священным местам, совершенствовал внутренний духовный мир.

Ключевые слова: народ, паломничество, священные места, история.

О святых местах говорят и пишут всегда. Однако время определяет приоритеты. Изучением святых мест занимаются этнологи, культурологи, экологи, историки, психологи и фольклористы. Одним из способов воспитания у подрастающего поколения любви к родному краю, интереса к природе и культуре родного края является передача молодым людям обрядов и традиций родного края через фольклор. Именно через фольклор передаются обрядовые песни, легенды и сказания о святых местах.

Вообще, паломническая традиция -уникальное проявление живой какой-либо религиозной веры. Паломничество - посещение святых мест и святынь с целью поклонения. От других видов путешествий паломничество отличается прежде всего ценностным содержанием, духовной сущностью. В истории тысячелетнего существования паломничества выработались определенные формы бытования этой традиции, которые свойственны как традиции в целом, так и обладают специфическими национальными чертами. Паломничество в целом можно рассматривать как важную составляющую духовной культуры всех народов [1].

Почитание Святой земли, Богородицы и святых, их святых мощей, креста, икон свойственно русскому православному человеку. В связи с почитанием Матери Бо-

жией и святых подвижников в среде христиан возникло стремление к посещению тех мест, где они подвизались, где все напоминает верующему о пребывании угодников Божиих и об их духовных подвигах. Особым вниманием пользуются места, связанные с появлением там самой Богородицы, например, Святая Земля, Святая гора Афон, Почаев, Дивеево; или явлением Ее чудотворных икон, таких, как Иверская, Смоленская, Владимирская, Знамение, Тихвинская, Ахтырская, Курская Коренная, Феодоровская, Сицилийская, Киево-Печерская, Казанская и мн.др. Монастыри, пустыни, храмы, пещеры, леса, в которых подвизались святые угодники, становятся местами посещения богомольцев.

У кыргызов, исповедующих ислам, также много священных мест, которые придают особую мистическую атмосферу этой стране. На юге Кыргызстана существует большая и разветвленная сеть естественных, или, другими словами, неискусственных, заповедников. Еще 80-100 лет назад на территории нынешнего Кыргызстана больниц и поликлиник было мало, зато были горы, камни, деревья и родники, известные своими целебными свойствами. Поэтому люди, пораженные болезнью или нуждающиеся в решении других проблем, посещали особые места, поклонялись им и обращались за помощью к своему Созда-

телю. Кыргызы очень свято относились к местам паломничества и бережно их хранили для потомков.

Южный регион территории Кыргызстана богат особыми и священными местами. Это связано с тем, что идеологические и политические изменения исторических условий могли оказывать свое влияние на эти явления, в основе которых лежали географические условия.

Абшир-Сай считается одним из мест паломничества на юге страны, единственным природным и священным местом в Ноокатском районе. Слово Абшир-Саи в иранских языках обозначает Об или аб-суу, ширсут, что в переводе на кыргызский язык означает - сай (река), белая пенящаяся вода. Обшир (перс.) означает водопад или ручей с водопадом. Вода в Ферганской долине Ошской области находится в бассейне реки Карадарья. Ее длина 62 км, площадь бассейна 230 км2, она начинается от горного хребта Кичи-Алай, в верхней части протекает по узкому и рудному ущелью и после села Найман выходит из Ферганской долины. Нижний поток называется Зылган-Сай. Водопад Абшир-Сай имеет в среднем течении 89 мелких притоков, наиболее крупные из них -Маляран, Ширан и др. среднегодовой расход - 1,68 км3, максимальный - 13,0 м3с, минимальный - 0,53 с. Поскольку он используется для орошения, он не доходит до Кара-Дарьи [3].

Апшыр-Ата расположен недалеко от села имени Кулатова в Ноокатском районе, Ошской области Кыргызской республики. В долине Абшыр-Сай расположены потрясающие водопады Абшыр-Ата, в 70 км от города Ош. Как только заезжаешь или заходишь в ущелье, видишь мощный горный водопад, от которого невозможно оторвать взора. Огромная, в объеме не меньше метра, струя воды пробивается из самой скалы. Это и есть чистые воды Апшыр-Ата, которые привлекают своей красотой и загадочностью.

Ущелье находится на высоте от 1 500 до 2 500 метров над уровнем моря. Чтобы попасть к водопадам через ущелье, нужно пройти около 3 км от устья реки, протекающей по дну ущелья. Бурный поток воды

стекает по отвесной скале через отверстие диаметром 1,5 метра на высоте 12-15 метров над землей. Ширина подножия ущелья 20 км, длина 2 км, относительная высота 600-800 м, абсолютная высота 18001900 м. На высоте 30-35м. от дна долины вырывается наружу родник диаметром 2 м. с десяти сторон ущелья и образует двухступенчатый водопад. Глубина подножья ущелья около 20 метров, длина 2 км. Высота первой ступени более 15 м, второй 11-12 м. По сравнению с водой в долине Абшыр-Сая вода из водопада течет прозрачная, очень холодная, богата кальцием и магнием [3]. Она выходит через трещину в земле на одном конце и равномерно течет по дороге. Здесь обитает полосатая лягушка, ящерица-агама, обыкновенная ящерица, водяной змей, куропатка, чилль, дятел, кукушка, сова, сыч. Встречаются вороны, волки, лисы, кабаны, косули [3]. Окрестности водопада Абшыр-Сай особенно красивы, по берегам растут кустарники, среди них ивы, тополя и фруктовые деревья.

Эта вода полезна и содержит минеральные соли. Вода считается священной, и поэтому всегда можно увидеть людей, желающих наполнить ею емкости и забрать с собой. Легенда гласит, что когда-то давно таинственный странник ударил посохом по скале, и из нее потекло молоко. Говорят, что паломники съезжались со всей страны, чтобы посетить это священное место, но позже, когда люди перестали заботиться об этом источнике, он стал давать обычную воду.

Сюда приезжают на паломничество и просто на отдых. Сюда приезжают киргизы, узбеки, таджики или те, кто исповедует исламскую религию, молятся о жизни, здоровье и мире своих семей, читают Коран, проводят праздник Паломничество совершают и бездетные люди и те, кто не может добиться какой-то цели [2]. Поэтому здесь построены зоны отдыха и гостиницы. В ущелье Апшыр-Ата находится несколько святых мест: Шаркыратма (Водопад), Сырдуу-Таш (Загадочный камень), Шыпаа-Булак (Целебный источник), YщYP (Пещера). Шаркыратма - это первое место, куда приходят паломники совершить

ритуальное омовение и отдыхающие умыться после дороги. Точно сказать, где Водопад берет свое начало никто не смог. В Сырдуу- Таш люди бросают 7 камешек и загадывают 7 желаний, и верят в то, что они исполнятся. Вода из Шыпаа-Булак обладает лечебными свойствами. В Пещере люди читают Коран, поскольку считается, что в ней есть потайные пути, ведущие в Мекку.

Водопад Абшир-Ата расположен в 3 км выше начала каньона, а недалеко от него находится родник Котур-Булак. На левой стороне ущелья находится пещера. В 10 км над водопадом можно увидеть Абширский пруд и знаменитые древние кладбища, представляющие интерес для археологов. Наскальные рисунки были найдены в некоторых точках долины, где протекает Абшир-Сай. На изолированной скале в 5 км южнее села Кок-Жар имеются рисунки, похожие на изображения даванских лошадей, найденные на скале Араван [3]. Только они отличаются меньшими размерами. Советский археолог, историк Ю.А. Заднепровский, внесший огромный вклад в изучение и открытие новых памятников - поселений древних и средневековых земледельцев Южного Кыргызстана, в 1979 году изучал наскальные рисунки у истоков реки в 20 км южнее водопада Абшир-Ата [3].

Могила Сорока Джигитов. Могила Сорока Джигитов расположена на востоке-юге пастбища Жол-Чирак района Кара-Кур, расположенного в системе Кичи-Алайтоо сельской управы Н. Исанова. Причина, по которой Мазар так называется, заключается в том, что, по словам местных жителей, в аул приходят сорок джигитов хана для сбора налогов. Эти молодые люди утомляют народ, требуя большего, чем налоги, взимаемые ханом с местных племен. Глава племени собирает народ, чтобы найти способ избавиться от такого унижения. И тогда они решили в одну из ночей отомстить сорока ханским юношам. Именно в назначенную ночь народ собирается и убивает тридцать девять юношей хана, спящих в старом доме. Но сорокового так и не нашли. Старуха из того племени, пожалев его за молодость,

запирает юношу на дне горшка. Напуганные люди не знают, что делать, и решают переехать. Поскольку выживший юноша обязательно рассказал бы хану об этом происшествии, и не только рассказал, но стал убивать их, думая о мести за дружину. Глава племени предложил своим людям покинуть место, где они родились, и поднял их на север. Люди согласились и спешно двинулись в Тогуз-Торо или На-рын. Чтобы спасти свою жизнь, они налаживают отношения с местными племенами и просят их временно пожить в мире. Таким образом проходит 3 года, за эти 3 года хан узнает, какое племя совершило вышеуказанное преступление, а также узнает, где они нашли приют в качестве убежища, и отправляет группу особенных воинов истребить все племя. Люди из племени в ужасе вновь приготовились бежать, кто в Китай, кто снова на родину. Да и Хан не стал их преследовать. В настоящее время местные жители описывают могилу сорока юношей так: если кто-нибудь затопчет или помочится по незнанию, его избьют и выбросят, он потеряет рассудок или станет инвалидом. Местные жители объясняют, что причина этого захоронения в том, что тридцать девять молодых людей отправились в мировую поездку в знак протеста [4].

Сахаба (сава). По своему расположению он находится на территории Джаны-Ноокатской сельской управы Ноокатского района. Слово Сахаба имеет глубокие корни в исламской истории и происходит от арабского слова «сахаба», что означает товарищ или спутник. Сахаба были первыми последователями Пророка Мухам-мада, которые верили в его пророчество и следовали его учению. Сахаба-Мазар расположен в 51 километре от города Ош, это древнее священное кладбище, для которого характерны надгробные кайраки (кай-рок) - узбекские и таджикские каменные кастаньеты: плоские продолговатые камни, отшлифованные в горных потоках. с эпитафиями, выполненными арабским письмом. Кайраки (их более 100) относятся к разным эпохам. Как правило, надгробия характеризуются эпитафиями, написанными арабской вязью. Надгробия отно-

сятся к разным векам или типичны для постисламских веков в Центральной Азии. Эпитафии написаны арабскими буквами от двух до семи строк или без названий годов, но сохранность этих камней неудовлетворительна. Эти эпитафии расположены на склонах горы. Относятся они к XVII-XVШ векам и считаются одним из древних мест Ферганской долины.

Сахаба также является центром для народных гуляний всей Ферганской долины, во время которых проводятся курош (борьба), кыргызские и узбекские национальные игры, обряд «Жаланча», скачки, улак. Сахаба является одной из святынь Ферганской долины. В Сахабе есть тюрпат (тюрк. наружный очерк предмета, внешнее очертанье, вид, образ, стать) дерева в образе старца. По преданию, у старика и старухи был единственный сын, и жили они при дворе бая как слуги. Однажды, когда дочь богача выходила замуж, ей в приданое отдали старуху и единственного сына старика. Сколько бы ни умолял старик жестокого богача, его сын и жена отправились в чужую землю. Бедный старик остается один, и посадил дерево. Что бы ни происходило он делился с ним своими горестями и радостями, поливая его своими слезами. Год за годом дерево выросло, а старик умер от горя, до последнего заботясь о своём деревце. Позже это дерево захотели срубить, но оно начало кровоточить. По этой причине не срубая дерево полностью вырезали в нем изображение старика. Даже сейчас есть эта икона. Большую часть времени к сахабам приходят бездетные семьи и молятся за ребенка [3].

Алмурут же долон мазары. (Алмурут - груша; долоно- боярышник, мазар - могила) расположена у подножия ущелья Чойо-Эшме, расположенного на северной стороне села Кок-Бель, находящегося под управлением сельской управы. Село Кок-Бель Ноокатского района Ошской области. Он расположен вдоль трассы Ноокат-Папан. Центр района находится в 32 км от города Ноокат. Население в основном занимается животноводством: разводят лошадей, овец, коров. Две средние школы -средняя школа Кок-Бель и средняя школа

имени Насирдина Исанова. Имеются фельдшерско-акушерский пункт и библиотека. Как следует из названия, груши и боярышники растут здесь густо и напоминают небольшой лес. В Мазар привозят домашний скот на удачу, прежде чем вывезти на их рынок. Также привозят больных животных, особенно лошадей. При заражении животного болезнью его привозят в могилу на одну ночь. Те, кто хочет увеличить поголовье молодняка должны помолиться и прочитать Коран. Люди здесь произносят свои пожелания и привязывают ленточки на ветки деревьев, растущие в могиле.

Мазар Кара-Таш. Могила Кара-Таш (кара-черный, таш - камень) расположена на юго-востоке села Кок-Бель в долине Чойо-Алчалуу. Это черный камень, вернее его половина, подобна шестиугольной крыше. По этой причине ее прозвали Чер-нокаменной гробницей. О восьмиметровом Кара-Таше говорят, что если у кого-то много грехов или, наоборот, если он честный человек, то камень их чувствует. Грешные люди, войдя в темницу, выходят оттуда с ужасным видением. А чистые помыслом могут легко выйти из него. Почва вокруг могилы Кара-Таш - помогает от кожных заболеваний в организме человека. Сегодня многие жители близлежащих сел приходят к могиле Кара-Таш за чедодейственной землей.

Чегеден-Ата Мазар. У Чегеден-Ата Ма-зара (отец Чегеден) растут можжевельник, береза, голубой тополь, боярышник и вытекает родник. Родник бьет из-под камня азан (араб. призыв на моление). По словам местных жителей, во время нашествия калмыков живший здесь очень умный, хитрый и вор прослыл храбрым героем, защитившим страну от врагов. Он остановил нападение калмыков, погнался за ними, разгромил их, в качестве добычи принес единственную дочь калмыцкого военачальника и взял ее в жены. Вор привел девушку к камню азан, позвал муллу, который встав на камень призвал азан и обратил девушку в ислам. Дочь Калмака должна стать благоверной женой, однако девушка всегда скучала по родному дому, приходила к могиле Чегеден-Ата, садилась

возле источника и плакала. От этого вода родника становилась соленой. Сегодня паломники в Мазар Чегеден-Ата читают Коран, произносят добрые пожелания и пьют родниковую воду. Вода источника считается незаменимым лекарством для кишечных заболеваний.

Жажда спасения души, поиск благодати, молитва о помощи в скорбях и болезнях, благодарение за благополучие и выручку в трудных делах поднимают веру-

ющего с насиженного места. Это поклонение святым местам и святыням началось еще с древних времен и укоренилось в современности.

Посещение святых мест - это прекрасная возможность укрепить связь с Богом и обогатить духовных опыт, а также углубить знания об истории и культуре своей страны не только одна из важнейших религиозных практик, но и познавательный вид туризма.

Библиографический список

1. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. -Фрунзе: Кыргызстан, 1990. - 480 с.

2. Каратаев О., Эралиев С. Киргизский этнографический словарь. Бишкек: Бийиктик, 2005. - 600 с.

3. Сухов А. Д. Философские проблемы происхождение религии. - Ф., 1990. - 168 с.

4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1986. - 217 с.

PLACES OF PILGRIMAGE LOCATED IN THE SOUTH OF KYRGYZSTAN

(NOOKAT DISTRICT)

G.A. Aitieva, Lecturer

Osh State Pedagogical University

(Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. This article examines the history, popular places of pilgrimage in Kyrgyzstan, as well as its benefits and development. The work deals with the sacred places of the Nookat region. Nowadays, the relevance of pilgrimage has not disappeared. The Kyrgyz people in their historical development path adhered to the principles of the Muslim religion. In this regard, on the territory of Kyrgyzstan many places have a religious, sacred character. In different historical conditions, the Kyrgyz people, always worshiping sacred places, improved their inner spiritual world.

Keywords: people, pilgrimage, sacred places, history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.