Научная статья на тему 'МЕССИАНСТВО И ГЕГЕМОНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИКЕ: АМЕРИКАНСКИЙ ЭКСКЛЮЗИВ'

МЕССИАНСТВО И ГЕГЕМОНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИКЕ: АМЕРИКАНСКИЙ ЭКСКЛЮЗИВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
167
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / МЕССИАНСТВО / ГЕОПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Неймарк Марк Афроимович

Мессианство США осовременивается, всё откровеннее политизируется, адаптируясь к глубинным трансформационным процессам в глобальном мире. Идеи мессианства концептуализируют опорные блоки геополитической модели мироустройства, выстраиваемой строго по американским лекалам. Она не только представляется и всемерно продвигается как единственно универсальная, но и многообещающе рекламируется как некий пропуск в будущий мировой порядок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MESSIANISM AND HEGEMONY IN CONTEMPORARY GEOPOLITICS: AMERICAN EXCLUSIVE

The US messianism is being modernized, more and more openly politicized, adapting to the profound transformational processes in the global world. The ideas of messianism conceptualize the basic blocks of the geopolitical model of the world order, built strictly according to American patterns. It is not only presented and promoted in every possible way as the only universal one, but is also promisingly advertised as a kind of «pass» to the future world order.

Текст научной работы на тему «МЕССИАНСТВО И ГЕГЕМОНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИКЕ: АМЕРИКАНСКИЙ ЭКСКЛЮЗИВ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2023_1_6 УДК 327.7

Мессианство и гегемония в современной геополитике: американский эксклюзив

Марк НЕЙМАРК

Несмотря на то что пик глобального господства США прошёл и утрата американской монополии на развитие мирополитических процессов стала реальностью, укоренённая убеждённость политического истеблишмента США в исключительности американской нации, её «богоизбранности», в исторической уникальности геополитического предназначения США никуда не исчезла. «Ослепление собственной непогрешимостью» - так образно охарактеризовал В.В. Путин мессианство по-американски в своём выступлении на Международной аналитической площадке «Валдай» (27 октября 2022 г.). О «мессианском задоре», с которым Запад во главе с США стремится продвигать свои ценности, неоднократно заявлял и С.В. Лавров.

Новая американская Стратегия национальной безопасности [1], принятая 12 октября 2022 г. без каких-либо иносказаний и полутонов, позиционирует США как «глобальную державу с глобальными интересами», которая призвана и дальше «продолжать руководить с силой и целеустремлённостью». Особо оговаривается, что региональная политика будет всё больше глобализироваться, поскольку, «если один регион погрузится в хаос или окажется под властью враждебной (США. - Авт..) силе, это пагубно повлияет на наши интересы в других».

НЕЙМАРК Марк Афроимович - доктор исторических наук, профессор кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России. SPIN-код: 2491-0280, E-mail: mark.neimark@mail.ru

Ключевые слова: США, мессианство, геополитика, стратегическая безопасность, Россия. 1 National Security Strategy // The White House. 12.10.2022 // URL: https://www.whitehouse. gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Admmistrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf

Главную стратегическую установку США со всей откровенностью сформулировал президент Дж. Байден в вводной части документа: продвигать жизненно важные интересы страны в глобальном пространстве, добиваться победы над геополитическими конкурентами и в конечном итоге - выиграть глобальное соревнование XXI в. Без малейшей тени сомнения он утверждает, что «во всём мире потребность в американском лидерстве как никогда велика». И с едва завуалированной угрозой предупреждает «тех, кто не разделяет нашего (американского. - Авт.) видения свободного, открытого, процветающего и безопасного мира».

В органичной доктринальной сопряжённости с этим документом чётко обозначена ключевая сверхзадача новой Оборонной стратегии Соединённых Штатов: «Обеспечить лидерство США» [2].

Госсекретарь США Э. Блинкен на встрече с экс-главой Госдепа, ныне директором Гуверовского института войны, революции и мира Стэнфордско-го университета Кондолизой Райс заявил, что современный мир не может остаться без американского руководства: «У США - один выбор: если мы не участвуем в организации мира, если не являемся в нём лидером, это означает одно из двух: позицию лидера занимает кто-то другой, возможно Китай, и не в том ключе, который совпадает с нашими интересами и ценностями, или, того не лучше, никто не занимает позицию лидера, и тогда образуется вакуум, который может заполниться плохими (для США. - Авт.) вещами, прежде чем на смену ему придут хорошие» [3].

В основе американского культового мессианства лежит исходная ма-кроисторическая идея о глобальной роли США в развитии мироустройства по тем стандартам, которые определяют сами США.

В российских публикациях трактовка феномена гегемонии США в прямой или опосредованной увязке с мессианством отличается от того, как её описывают и преподносят американские политологи, которые, отмечает Т.А. Шаклеина, весьма часто и некорректно используют категории гегемонии и лидерства как синонимы, перескакивая с одного тер-

мина на другой. «Гегемония в американском понимании - тоже лидерство, только с явными элементами давления. А если оно "скрыто", хотя и присутствует подспудно, то это уже лидерство». Призывая разводить эти категории, она исходит из того, что лидерство требует добровольного делегирования лидеру полномочий по путеводительству в мировой политике. Страны вручают свою судьбу в его руки, следуют за ним, выражая согласие с провозглашаемыми целями и задачами, а также методами их осуществления, помогают ему. «Между тем представи-

2 2022 National Defense Strategy of the United States of America // US Department of Defense. 27.10.2022 // URL: https://media.defense.gov/2022/0ct/27/2003103845/-1/-1/1/2022-NATIONAL-DEFENSE-STRATEGY-NPR-MDR.PDF

3 A conversation on the evolution and importance of technology, diplomacy, and national security with 66the Secretary of State Condoleezza Rice // US Department of State. 17.10.2022 // URL: https:// www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-at-a-conversation-on-the-evolution-and-importance-of-technology-diplomacy-and-national-security-with-66th-secretary-of-state-condoleezza-rice/

тели США сами провозгласили себя глобальным лидером. Представители трансатлантического сообщества (НАТО и ЕС и стоящие в очереди на членство страны) признают за ними право на такой статус, но остальные участники мировой системы или не задумываются над этим вопросом, или активно не согласны» [4].

В этой связи подчеркнём, сколь важен учёт недооценённых или, наоборот, переоценённых факторов, имеющих практическое значение для совершенствования и оптимизации внешнеполитической стратегии нашей страны. Речь идёт о принципиальной ошибочности переоценки сущности и перспектив для постсоветской России глобализированного американоцентризма в её первой Концепции внешней политики 1993 г.

Значительная её часть, сфокусированная на американоцентризме международной политики, выражала мнение тех российских политологов-либералов, кто призывал «всячески поощрять США к проведению активной линии в мире, к распространению, больше того - к насаждению ценностей рынка и демократии, не исключая и земли бывшего СССР, к вмешательству во внутренние дела других государств, в первую очередь - в наши собственные, в пользу продвижения этих ценностей». Они успокаивали: не надо бояться попасть в зависимость от США, настаивая, что «...ни в коем случае не надо нагнетать страсти по поводу утраты нами своей самобыт-

ности, неповторимости, уникальности, по поводу потери статуса и атрибутов великой державы, лишения голоса на мировой форуме» [ 5].

Исходно ошибочной в Концеп-ции-93 была убеждённость в том, что наступил «конец конфронтации Восток - Запад», что предопределило последующее смещение оценочного фокуса в долгосрочном анализе изменений в мировой политике и международных отношений после распада СССР и перспектив стратегического курса ведущих западных держав.

Наращивание взаимопонимания и доверия с ними, «включая взаимодействие с западными оборонительными структурами», выдвигалось в качестве одной из основных задач России.

Обещание/обязательство устранить из своего арсенала вооружения, которые не диктуются необходимостью, а именно межконтинентальные и обычные средства сверх согласованных количеств, сопровождалось извинительным разъяснением, что их поддержание обременительно для экономики и несёт в себе риск случайного или несанкционированного использования.

Проработка идеи создания глобальной системы защиты от баллистических ракет и других средств доставки оружия массового уничтожения мыслилась «за счёт усилий по привлечению к её осуществлению значимых в военном отношении государств». Правда, степень реальности осуществления этой идеи снижала

4 Шаклеина Т.А. Лидерство и современный мировой порядок // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 4. С. 10.

5 Спасский Н. Новое мышление по-американски: танго без партнёра // Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 7. С. 42-43.

оговорка, зафиксированная в разделе, посвящённом США: «В военно-стратегической сфере начавшееся партнёрство, создание совместных (а не уравновешивающих) инструментов обеспечения безопасности будет, судя по всему, наталкиваться на попытки правоконсервативных кругов США обеспечить себе в процессе разоружения односторонние преимущества, добиться пересмотра на своих условиях Договора по ПРО» [6].

Целевая установка на достижение большей открытости в военной сфере, в том числе в отношении оборонных бюджетов, органично стыковалась с тезисом о содействии разработке и осуществлению программы конверсии оборонной промышленности посредством налаживания соответствующего международного взаимодействия и привлечения иностранных инвесторов.

Реализация этих программных установок создавала комфортные условия для установления систематизированного контроля Западом, прежде всего США, над оборонным комплексом России. Очевидно, эту угрозу осознавали разработчики Концепции-93, когда в другом разделе зафиксировали: «По всей видимости, непросто будет складываться сотрудничество в области конверсии с учётом незаинтересованности военно-промышленного комплекса США в сохранении российского военно-технического потенциала».

Как подчёркивалось в аналитическом докладе СВОП, «одностороннее

равнение на Запад контрпродуктивно»: ограниченность возможностей и нежелание Запада участвовать в возрождении России, её международно-политических позиций, сложности выхода на западные рынки настоятельно диктуют необходимость диверсификации российской внешней политики. К тому же Запад не утратил способности к быстрому восстановлению системы сдерживания в ещё более жёстком и качественно менее выгодном для России варианте. Сохраняется и даже теоретически увеличивается угроза военно-политического давления на Россию в случае ухудшения политических отношений, прихода к власти в стране сил, которые Запад будет рассматривать как враждебные или не отвечающие его интересам. Отсюда вывод: надеяться на безоблачные отношения с Западом явно не приходится. «Перестав быть противником, мы не стали полезным партнёром» [7].

Вопреки реальным фактам и особенностям расстановки сил на мировой арене после распада СССР, которым США воспользовались в полной мере, утверждая себя в качестве победителя в противоборстве двух систем, министр иностранных дел России А.В. Козырев с настойчивостью и убеждённостью утверждал: «Гегемония Соединённых Штатов, которой нас все пугают, и разговоры о единственной сверхдержаве - всё это стереотипы и зашоренность. Никакой единственной сверхдержавы нет» [8].

6 Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник. Январь 1993. Специальный выпуск.

7 Стратегия для России. Некоторые тезисы для доклада Совета по внешней и оборонной политики // Независимая газета. 1992. 19 августа.

8 Московские новости. 1992. 14 июня.

Среди факторов, ослабляющих взаимное притяжение государств, прежде всего выделяют отсутствие общего врага. Точно подмечено: партнёрство не против кого-то, а во имя чего-то построить весьма непросто при несимметричности геополитических интересов [9]. Податливость российской внешней политики западным, прежде всего американским, интересам и устремлениям оказалась настолько экономически и геополитически в целом «нерентабельной», что год спустя после принятия первой внешнеполитической концепции Б.Н. Ельцин в Послании Федеральному собранию был вынужден заявить о необходимости «положить конец порочной практике односторонних уступок» [10].

В состоянии эйфории от мгновенного по историческим меркам «обратного» формационного скачка страны от социализма к капитализму и последовавшей за этим благоприятной реакцией со стороны Запада у российского руководства, похоже, отключился «предохранительный клапан» объективного восприятия доказанного самой жизнью базового принципа США: на равных не сотрудничать ни с кем.

Российские эксперты, объясняя, почему американцы совершенно ис-

кренне считают себя лучшей частью человечества, движимой, несмотря на любые ошибки, чистыми и добрыми побуждениями, иронизируют: стоя на такой моральной высоте, они не могут всерьёз принять равенство США ни с одной другой страной. И потому: «Союзники для американцев - это помощники, партнёры-ученики, а противники - носители мирового зла» [11].

З. Бжезинский в характеристике попыток российских властных структур добиться равноправия в отношениях с США был предельно откровенен: «Мания получить одинаковый с Америкой статус в мире затруднила политической элите отказ от идеи привилегированного геополитического положения России не только на территории бывшего Советского Союза, но и в отношении бывших стран - сателлитов Центральной Европы» [12]. К этой теме Бжезинский вновь возвращается в своей книге «Ещё один шанс: три президента и кризис американской сверхдержавы», включённой в большой сборник его более поздних трудов, и откровенно признаёт, что «политика (США. - Авт.) в отношении новой России была богата риторикой, великодержавными жестами и стратегической пустотой» [13].

9 Рогов С.М. Россия и США на пороге XXI века. Внешняя политика и безопасность современной России (1991-1998). Хрестоматия в 2 томах. Т. I. Кн. 2. Исследования / сост. Т.А. Шаклеина. М.: Издательский центр научных и учебных программ, 1999. С. 116.

10 Российская газета. 1994. 25 февраля.

11 Тренин Д. Конфликт уникальностей. Как будут складываться отношения России и США после послания Путина // Российский совет по международным делам // URL: http://russian-council.ru/analytics-and-comments/comments/konflikt-unikalnostey-kak-budut-skladyvatsya-ot-nosheniya-rossii-i-ssha-posle-poslaniya-putina/

12 Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. С. 125.

13 Бжезинский З. Ещё один шанс: три президента и кризис американской сверхдержавы // Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: АСТ, 2016. С. 569.

Системный и системообразующий негативизм преобладающей части американского политического истеблишмента по отношению к России, ужесточение антироссийской санкционной политики США заставляет со всем вниманием отнестись к этим словам крупнейшего теоретика и практика американской геополитической «шахматной» школы, которого в политической элите США называли не иначе как «великий Збиг». В наши дни они приобретают особую многозначительную актуальность.

Мессианские устремления политической элиты США в значительной степени определяют её стратегическое видение вызовов и угроз современного мира, перспектив развития международных отношений, не говоря уже о внешнеполитических действиях руководства страны, совершаемых без особой оглядки на институ-ционализацию международной среды. З. Бжезинский давно высказался на этот счёт предельно откровенно: «Теперь распространение демократии становится нашей целью, нашей миссией, пусть даже это приходится делать силой» [14, с. 251] (курс. - Авт.). Конкретизируя свою оценку, он заявил: «И хотя результаты демократического миссионерства в целом не так уж плохи, у него есть свои недостатки - и в том, что ширма демократизации используется как предлог для достижения иных целей, как в Ираке, и в том, что нам случалось существенно отступать от своей универсальной приверженности

демократии, когда нам это было удобно»» [14, с. 253] (курс. - Авт.).

Ив наши дни на геополитической избранности США, «исключительности» американской нации настаивает само руководство страны, о чём свидетельствуют многократные заявления Б. Обамы, Д. Трампа и Дж. Байдена. Так, раскрывая цели и задачи создания Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства, Б. Обама прямо заявил: «Америка должна писать правила и принимать решения. Прочие страны должны играть по правилам, которые устанавливает Америка и наши партнёры, и никак иначе» [15].

Тема американской «исключительности» стала центральной в избирательной стратегии Х. Клинтон в борьбе за президентский пост 2016 г. Причём со всей определённостью обозначилось изменение её подхода к этому вопросу. Если раньше во главу угла мессианской назидательности она ставила «мягкую силу» США, подчёркивая культурно-гуманитарную значимость страны в мире, то в ходе избирательной кампании перенесла акцент на силовой компонент американского превосходства -«жёсткую силу» доминирования США в геополитическом пространстве.

Это наглядно проявилось в её программной статье «Почему Америка исключительна», опубликованной в журнале Тше: «Америка является отчасти незаменимой, потому что у нас величайшая армия в истории» [16].

14 Бжезинский З, СкоукрофтБ. Америка и мир. Беседы о будущем американской внешней политики. М.: АСТ, 2013.

15 The Washington Post. 2016. May 3.

16 Clinton H. Why America is Exceptional // Time. 2016. Oct. 13 // URL: http://time. com/4521509/2016-election-clinton-exceptio-nalism/?iid=sr-link1

Госсекретарь США Э. Блинкен в своей концептуальной речи в Госдепартаменте 3 марта 2021 г., характеризуя стратегические внешнеполитические приоритеты США в период президентства Дж. Байдена, сделал акцент в том же духе, что и Х. Клинтон, а именно: способность США осуществлять эффективную дипломатию в большой степени зависит от американской военной мощи.

Столь резкое изменение позиции объясняется не только и не столько накалом предвыборной гонки, ужесточением риторики в соперничестве кандидатов на пост президента страны. Речь по-прежнему идёт о мессианской стратегической претензии США на исключительную роль в мире, скорректированную с учётом появления новых влиятельных центров силы.

В своей известной статье в The New York Times В.В. Путин предупредил об опасности попыток руководства США обосновать подобную мессианскую позицию: «Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности». Суть мессианского восприятия России политическими элитами Запада с наглядной простотой охарактеризовал О. Зиньковский: «Любопытно, что Китаю, Японии и Индии Запад позволяет быть уникальными. Азии не указывают, как жить. А Россию видят скорее как родственника, который сбился с пути, но, может, ещё исправится. У Индии учатся. Русских поучают» [17].

Конкретная цель руководства США - американизировать системообразующие функции регулирования структурных характеристик, форм и параметров политического мироустройства. И это при том, что в глобальном прогнозе Национального совета по разведке США утверждается: «...К 2030 году ни одна страна, будь то США, Китай или любая другая, не сможет выступить в роли гегемона» [18, с. 8]. Авторы этого документа утверждают, что «эпоха доминирования США в международной политике, начавшаяся в 1945 году, подходит к своему концу», и, скорее всего, через два десятилетия они останутся «первыми среди равных» в числе великих держав [18, с. 15].

И если эта констатация исходит от столь ответственной структуры власти США, то это означает одно: уникальная, беспрецедентная в современной истории, взаимосвязанная по сути и по формам выражения цепочка «американское лидерство - гегемонизм - мессианство» даёт очевидные сбои. Причём критические оценки-предупреждения высказывались в этой связи известными американскими аналитиками и политическими деятелями многократно.

Всегда злободневная тема глобализированного американоцен-тризма находится, естественно, в центре внимания европейской политической мысли. Особый интерес вызвал профильный исследователь-

17 Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века: Материалы Всероссийской научно-общественной конференции (Великий Новгород, 19 сент. 2012 г.). М.: Научный эксперт, 2013. С. 663.

18 Глобальные тенденции 2030: альтернативные миры. Публикация Национального совета по разведке США. NIC 2012-001, 2012 // URL: http://eurasian-defence.ru/sites/default/files/DS/ Documents/global-trends-2030-rus.pdf.

ский проект большой группы французских политологов, результатом которой стала монография «Конец американского лидерства? Ситуация в мире 2020» [19]. Она была опубликована буквально накануне ко-видной пандемии, представляя тем больший аналитический интерес в качестве прогнозной составляющей последующего развития мирополи-тических процессов, особенно в свете результатов последних президентских выборов в США.

Тональность оценок американского лидерства одна - преимущественно критическая, с привлечением конкретных аргументов и фактов. Тема американского гегемонизма и мессианства анализируется в различных проблемно-концептуальных и практико-политических контекстах книги. Его суть: «Соединённые Штаты Америки преследуют мессианскую цель, поставленную ещё у истоков формирования государства -создать модель для всего человечества, чтобы вызвать стадное чувство и продолжать питать последнюю надежду всего человеческого рода по выражению Линкольна. Ну, и конечно, воспользоваться её плодами... » [19, р. 147].

Предваряя комплексное осмысление феномена американского гегемонизма в его плотной соотнесённостью с мессианством, авторы ис-

следования исходят из того, что гегемония всегда вызывает восхищение и ненависть, страх и надежду на защиту, подпитывая одновременно как американофилию, так и антиамериканизм.

Её ослабление порождает опасения у одних, удовлетворение у других, чувство реванша у третьих.

Эти оценочные суждения опираются на грамшианскую идею о тесной взаимосвязи доминирования и его принятия теми, на кого оно распространяется. Именно здесь французские политологи видят корневое объяснение популярности этой мысли А. Грамши в Европе после окончания Второй мировой войны, правда, с оговоркой, что она «частично справедлива и частично преувеличена». Её смысл они усматривают в том, что своим спасением Европа обязана американской мощи, которая стала единственно возможным спасительным средством против угрозы распространения коммунизма в регионе и в мире. Тогда и пробил час американской гегемонии, «гегемонии мягкой, которая была принята, более того - востребована европейцами: она положила начало американскому лидерству, которое предусматривало защиту и реализацию самых различных ожиданий, связанных с "американской" мечтой» [19, р. 10].

Таким образом, совокупность исходных мессианских акцентов в глоба-листских устремлениях США: ценностных, идеологических, мировоззренческих, соотносящихся с традициями политической культуры, во многом предопределяет особенности американской внешней политики. Её основополагающий принцип - «Америка превыше всего» - остаётся в активе как предыдущих, так и нынешней администрации США.

19 ВаЛгс В., Vidal D. Fin du Leadership Атепсат? du то^е 2020. Р.: Ьа Decouverte,

2019.

Несмотря на межпартийные и внутрипартийные размежевания и разнонаправленные подвижки в настроениях американского электората, как это наглядно показали промежуточные выборы в ноябре 2022 г., активно подпитываемая властями убеждённость в особом мессианском предназначении США в целом сохраняется.

Конечно, о возвращении однополярной гегемонии США 90-х годов не может идти и речи. Но рецидивов её возрождения, судя по всему, не избежать вопреки тому, что глобализированный американоцетризм, длительное время диктовавший в мире логику, законы и правила чужой игры, ушёл в прошлое.

Как объективно диагностировано в представленном 24 октября 2022 г. аналитическом докладе Международного дискуссионного клуба «Валдай», особенность момента состоит в том, что сверхдержавное доминирование США, по сути, уже не работает, но вся мировая инфраструктура, которая его обслуживала, на месте» [20]. Даже отнюдь не единичные американские эксперты высказываются в том смысле, что реальные возможности США безнаказанно ошибаться на мировой арене явно уменьшаются.

Тем не менее рецидив возвращения к сверхдержавному доминированию со всей отчётливостью проявился в новой Стратегии национальной безопасности, которая, по образному определению А.В. Кортунова, «пропитана реставрационным пафосом». И не потому, что США становятся слабее, а по главной причине: другие участники мировой политики постепенно обретают силу, опыт и уверенностью в своей способности оказывать влияние на ход мировых событий. «А это значит, что Соединённым Штатам придётся в большей степени приспосабливаться к складывающемуся миру, чем приспосабливать этот мир к себе. Сегодня администрация Байдена фактически играет на удержание глобального статус-кво, а играя на удержание статус-кво, трудно рассчитывать на крупный выигрыш» [21].

Предпринимаемые руководством США попытки американизировать принципы, черты и характеристики нового мирового порядка входят в объективное противоречие с базовыми тенденциями современного мирового развития. Стремление властей США доминировать в международной статусной иерархии явно остаётся неизбывным.

Библиография • References

Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. - 256 с.

[Bzhezinskj Z. Velikaya shahmatnaya doska. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1998. - 256 s.]

20 Мир без сверхдержав. Ежегодный доклад клуба «Валдай» // Международный дискуссионный клуб «Валдай» // URL: https://m.valdaiclub.com/a/reports/mir-bez-sverkhderzhav-ezhegodnyy-doklad/

21 Коршунов А. Судьба американского лидерства // Независимая газета. 2022. 13 ноября // URL: https://www.ng.ru/dipkurer/2022-11-13/9_8588_usa.html

Бжезинский З. Ещё один шанс: три президента и кризис американской сверхдержавы // Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: АСТ, 2016. - 592 с. [Bzhezinskij Z. Eshchyo odin shans: tri prezidenta i krizis amerikanskoj sverhderzhavy // Velikaya shahmatnaya doska. Gospodstvo Ameriki i ego geostrategicheskie imperativy. M.: AST, 2016. - 592 s.] Бжезинский З., Скоукрофт Б. Америка и мир. Беседы о будущем американской

внешней политики. М.: АСТ, 2013. - 320 с. [Bzhezinskij Z., Skoukroft B. Amerika i mir. Besedy o budushchem amerikanskoj

vneshnej politiki. M.: AST, 2013. - 320 s.] Глобальные тенденции 2030: альтернативные миры. Публикация Национального совета по разведке США. NIC 2012-001, 2012 // URL: http://eurasian-defence. ru/sites/default/files/DS/Documents/global-trends-2030-rus.pdf. - 139 с. [Global'nye tendencii 2030: al'ternativnye miry. Publikaciya Nacional'nogo soveta po razvedke SSHA. NIC 2012-001, 2012 // URL: http://eurasian-defence.ru/sites/ default/files/DS/Documents/global-trends-2030-rus.pdf. - 139 s.] Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник. Январь 1993. Специальный выпуск. [Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii // Diplomaticheskij vestnik. YAnvar'

1993. Special'nyj vypusk] Коршунов А. Судьба американского лидерства // Независимая газета. 2022.

13 ноября // URL: https://www.ng.ru/dipkurer/2022-11-13/9_8588_usa.html [Kortunov A. Sud'ba amerikanskogo liderstva // Nezavisimaya gazeta. 2022.

13 noyabrya // URL: https://www.ng.ru/dipkurer/2022-11-13/9_8588_usa.html] Мир без сверхдержав. Ежегодный доклад клуба «Валдай» // Международный дискуссионный клуб «Валдай» // URL: https://ru.valdaiclub.com/a/reports/mir-bez-sverkhderzhav-ezhegodnyy-doklad/ [Mir bez sverhderzhav. Ezhegodnyj doklad kluba «Valdaj» // Mezhdunarodnyj diskussionnyj klub «Valdaj» // URL: https://ru.valdaiclub.com/a/reports/mir-bez-sverkhderzhav-ezhegodnyy-doklad/] Московские новости. 1992. 14 июня. [Moskovskie novosti. 1992. 14 iyunya]

Рогов С.М. Россия и США на пороге XXI века. Внешняя политика и безопасность современной России (1991-1998). Хрестоматия в 2 томах. Т. I. Кн. 2. Исследования / сост. Т.А. Шаклеина. М.: Издательский центр научных и учебных программ, 1999. - 540 с. [Rogov S.M. Rossiya i SSHA na poroge XXI veka. Vneshnyaya politika i bezopasnost' sovremennoj Rossii (1991-1998). Hrestomatiya v 2 tomah. T. I. Kn. 2. Issledovaniya / sost. T.A. SHakleina. M.: Izdatel'skij centr nauchnyh i uchebnyh programm, 1999. -540 s.]

Российская газета. 1994. 25 февраля. [Rossijskaya gazeta. 1994. 25 fevralya]

Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века: Материалы Всероссийской научно-общественной конференции (Великий Новгород, 19 сент. 2012 г.). М.: Научный эксперт, 2013. - 992 с. [Rossijskaya gosudarstvennost': istoricheskie tradicii i vyzovy XXI veka: Materialy Vserossijskoj nauchno-obshchestvennoj konferencii (Velikij Novgorod, 19 sent. 2012 g.). M.: Nauchnyj ekspert, 2013. - 992 s.]

Спасский Н. Новое мышление по-американски: танго без партнёра // Мировая

экономика и международные отношения. 1992. № 7. С. 30-43. [Spassky N. Novoe myshlenie po-amerikanski: tango bez partnyora // Mirovaya

ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 1992. № 7. S. 30-43] Стратегия для России. Некоторые тезисы для доклада Совета по внешней и оборонной политики // Независимая газета. 1992. 19 августа. [Strategiya dlya Rossii. Nekotorye tezisy dlya doklada Soveta po vneshnej i oboronnoj

politiki // Nezavisimaya gazeta. 1992. 19 avgusta] Тренин Д. Конфликт уникальностей. Как будут складываться отношения России и США после послания Путина // Российский совет по международным делам // URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/ konflikt-unikalnostey-kak-budut-skladyvatsya-otnosheniya-rossii-i-ssha-posle-poslaniya-putina/

[Trenin D. Konflikt unikal'nostej. Kak budut skladyvat'sya otnosheniya Rossii i SSHA posle poslaniya Putina // Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam // URL: http:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/konflikt-unikalnostey-kak-budut-skladyvatsya-otnosheniya-rossii-i-ssha-posle-poslaniya-putina/] Шаклеина Т.А. Лидерство и современный мировой порядок // Международные

процессы. 2015. Т. 13. № 4. С. 6-19. [SHakleina T.A. Liderstvo i sovremennyj mirovoj poryadok // Mezhdunarodnye

processy. 2015. T. 13. № 4. S. 6-19] 2022 National Defense Strategy of the United States of America // US Department of Defense. 27.10.2022 // URL: https://media.defense.gov/2022/0ct/27/2003103845/-1/-1/1/2022-NATI0NAL-DEFENSE-STRATEGY-NPR-MDR.PDF A conversation on the evolution and importance of technology, diplomacy, and national security with 66the Secretary of State Condoleezza Rice // US Department of State. 17.10.2022 // URL: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-at-a-conversation-on-the-evolution-and-importance-of-technology-diplomacy-and-national-security-with-66th-secretary-of-state-condoleezza-rice/ Badie B., Vidal D. Fin du Leadership Americain? L'etat du monde 2020. P.: La

Decouverte, 2019. - 224 р. Clinton H. Why America is Exceptional // Time. 2016. Oct. 13 // URL: http://time.

com/4521509/2016-election-clinton-exceptio-nalism/?iid=sr-link1 National Security Strategy // The White House. 12.10.2022 // URL: https://www. whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf The Washington Post. 2016. May 3.

Статья поступила в редакцию 12 декабря 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.