Научная статья на тему 'Мержоева А. Н. Граффити как часть культуры street art: особенности, тенденции развития'

Мержоева А. Н. Граффити как часть культуры street art: особенности, тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
292
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мержоева А. Н. Граффити как часть культуры street art: особенности, тенденции развития»

Мержоева А.Н.

ГРАФФИТИ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ STREET ART: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ*

Merzhoeva A.N.

Graffiti as part of the culture of street art: peculiarities, trends of development

Направление в современном изобразительном искусстве «стрит арт» (street art - уличное искусство) получило известность в 80-е годы XX в. Это направление объединило в себе различные виды искусства, среди которых наибольшую известность получило граффити - живопись уличных художников. Кроме граффити стрит арт включает 3D-изображения на асфальте и других поверхностях улиц, различные скульптурные инсталляции, трафареты и т.п.

Относительно граффити до сих пор не прекращаются споры, считать ли его отдельным направлением искусства или актом вандализма. Но в целом данное направление в настоящее время уже достаточно утвердило себя в глазах общества, привнося в серый пейзаж города новые, свежие краски, придавая ему тем самым новую культурную ценность.

Первыми технику граффити открыли первобытные люди, изучая свойства природных материалов. Они выдували порошок пигмента, чаще всего охру, через полые кости на стену, используя в качестве

* Мержоева А.Н. Граффити как часть культуры street art: особенности, тенденции развития. - Режим доступа: http://culture.esrae.ru/47-522

Граффити как часть культуры street art

трафарета собственную ладонь. Также они выцарапывали с помощью примитивных приспособлений изображения, используя простейшие природные краски, при помощи которых наносили рисунки на разные поверхности. Но все эти граффити не относятся к street art, они только послужили аналогом для обозначения современного направления. Сегодняшнее граффити - это продукт урбанизации XX столетия.

Одним из родоначальников граффити многие считают уличного художника, имевшего псевдоним Таки 183. Работая курьером в Нью-Йорке, он, где бывал, всегда оставлял метку - надпись: «Таки 183». Начиная с 1970-х годов граффити становится одним из основных способов самовыражения молодого поколения, тесно связанного с культурой хип-хопа в целом. Молодые люди объединяются в команды и соревнуются между собой в граффити так же, как в танцах или рэпе. Внутри активно развивающегося граффити возникают разнообразные виды и стили: теггинг, бомбинг, райтинг, скрейтчинг, мурал и трафаретное граффити.

Для нанесения рисунка на уличную поверхность граффитисты используют аэрозолевую краску с различными насадками для аэрозольных баллонов, а также маркеры, которыми пишут по поверхности, валики для грунтовки и пульверизаторы. Важная особенность граффити -быстрота создания, поскольку довольно часто райтеры творят незаконно.

Для создания хорошего «куска» грамотный райтер всегда готовит эскиз заранее, затем наносит контур и после этого заливает все краской. В граффити важен индивидуальный, неповторимый стиль, по которому все будут узнавать райтера. Важны особенности написания букв, каллиграфия и манера. Без этого не добиться успеха.

Все граффити - анонимны, никто не должен знать настоящего имени художника, зато все знают «никнейм» - придуманное имя. Однако сегодня, когда граффити в основном легализовано, уличным художникам не обязательно скрывать свое имя. Среди граффитистов уже много известных мастеров своего дела: Бэнкси, Кит Харинг, Ше-пард Фейри, Марк Дженкинс, Космический Захватчик, Кристиан Теми, Адам Нит.

Благодаря граффити преображаются и обретают новый смысл многие городские пространства и сооружения, получающие шанс на вторую жизнь. Хотя случается, райтеры портят фасады зданий, обще-

Мержоева А.Н.

ственный транспорт и многие другие поверхности, пытаясь привлечь к себе внимание, т.е. культура граффити и street art в целом довольно противоречива, но нельзя отрицать, что это направление имеет свои перспективы.

Фетисова Т.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.