Научная статья на тему 'Меры юридического противодействия политическому экстремизму: механизм, система, уровни'

Меры юридического противодействия политическому экстремизму: механизм, система, уровни Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
337
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / РАДИКАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косякова М. Е.

В статье дается комплексный анализ системы, уровней и механизма юридического противодействия политическому экстремизму в России. Выделены четыре группы мер правового воздействия на экстремизм: уголовно-правовые и административные меры предупреждения экстремистских проявлений и сопутствующих им преступлений, уголовно-правовые и административные меры пресечения этих преступлений, меры реализации уголовной и административной ответственности, а также иные нормативные меры воздействия на экстремизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры юридического противодействия политическому экстремизму: механизм, система, уровни»

Косякова М.Е.

Меры юридического противодействия политическому экстремизму:

механизм, система, уровни

Критериями классификации экстремизма могут являться как основной элемент объективной стороны состава преступления - действие, так и факультативный признак субъективной стороны состава преступления - мотив (побуждение) [1]. Главными признаками наличия экстремистского действия могут считаться: насилие, призывы к насилию, нарушение законности и порядка, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской либо сходной с ней атрибутики или символики, а также финансирование экстремизма и призывы к полному или частичному уничтожению какой-либо социальной группы, либо к любым действиям, направленным на попрание прав той или иной социальной группы. Основными признакам экстремистской мотивации являются: устрашение, ненависть, вражда, хулиганские побуждения, личные или социальные исключительность и превосходство, антизаконная направленность - принципиальная нелегитимность.

Рассматривая нормативный механизм противодействия экстремизму можно выделить четыре группы мер правового воздействия на феномен экстремизма. К ним можно отнести: уголовно-правовые и административные меры предупреждения экстремистских проявлений и сопутствующих им преступлений, уголовно-правовые и административные меры пресечения этих преступлений, меры реализации уголовной и административной ответственности, а также иные нормативные меры воздействия на экстремизм. Нормативный механизм реализации вышеназванных групп мер правового воздействия на проявления экстремизма включает в себя следующие основные элементы: воздействие правоохранительных органов на граждан, группы граждан и организации с целью побуждения их к отказу от экстремистской деятельности и прекращению экстремистской деятельности, затем изучение реакции граждан, их групп и экстремистских организаций на указанное воздействие, затем выработка социально-правовой оценки работниками правоохранительных органов реакции данных граждан, групп граждан и организаций; обеспечение правоохранительными органами действий, направленных на правовую и социальную защищенности граждан, государства и общества от проявлений экстремизма в зависимости от реакции субъектов экстремизма на предупреждающее воздействие соответствующих органов.

Уголовно-правовые меры превентивного воздействия, предупреждения экстремистских проявлений и сопутствующих им преступлений заключаются в воспитательном воздействии на различные субъекты экстремизма и не связаны с применением уголовной ответственности*. К числу указанных мер относится пропаганда уголовного законодательства или доведение до сведения граждан, групп граждан, руководства соответствующих организаций содержания антиэкстремистского законодательства и убеждение их в справедливости данных законов с целью пропаганды и раскрытия содержания данных законов и удержания неустойчивых лиц от совершения преступлений экстремистской направленности путем воспитания у граждан убеждения в справедливости законов и готовности соблюдать их, а также устрашения возможным наказанием или убеждения в нецелесообразности совершения таких преступлений.

Мерой превентивного воздействия является официальное предостережение потенциальных правонарушителей в области экстремизма, осуществляемое уполномоченным на то представителем власти. Эта мера уголовно-правового воздействия применяется для предупреждения правонарушений экстремистской направленности в случаях, когда они находятся в зачаточном виде и нецелесообразно и несвоевременно применение пресечения экстремизма непосредственно санкциями действующего уголовного и административного законодательства РФ.

Другой превентивной мерой является побуждение правоохранительными органами правонарушителей к добровольному отказу от завершения уже начатых преступлений экстремистского характера, которое осуществляется на основании ст. 31 УК РФ, согласно которой лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, освобождается от уголовной ответственности за совершение, приготовление или покушение на преступление [2]. Непосредственное пресечение преступлений и привлечение лиц, осуществляюших экстремистскую деятельность, к уголовной ответственности за предварительную преступную деятельность данной направленности осуществляется на основании ст. 30 УК РФ, предусматривающей наказуемость общественно опасных приготовлений к преступлению и покушение на преступление.

Основные санкции действующего законодательства РФ, направленные против экстремизма, сосредоточены в УК РФ [2]. Уголовно наказуемыми экстремистскими деяниями косвенного характера являются: воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148); воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149); хулиганство экстремистской направленности (ст. 213); вандализм (ст. 214);

уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243); надругательство над телами умерших и местами их захоронения в частности по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом (ст. 244).

Непосредственно против экстремистской деятельности направлены санкции ст. 280 - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; ст. 282 - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства в частности по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации; ст. 282.1. - организация экстремистского сообщества; ст. 282.2. - организация деятельности экстремистской организации.

Указанными статьями УК РФ предусматривается уголовное наказание практически за все формы, виды и этапы осуществления экстремистской деятельности, в частности за экстремистские действия и их подготовку, за создание экстремистского сообщества, за руководство таким сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, за создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений экстремистского сообщества. Соответственно, экстремистское сообщество квалифицируется как организованная группа лиц для подготовки или совершения преступлений, предусмотренных указанными выше ст. 148, 149, ч. 1 и 2 ст. 213, ст. 214, 243, 244, 280, 282 УК РФ [3].

К уголовно наказуемой экстремистской деятельности относится осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, финансирование экстремистской деятельности и иное содействие ее осуществлению.

При этом экстремизм квалифицируется как склонность к политическому насилию и политике, направленной на насильственное изменение существующего государственного строя или на захват власти, установление тоталитарной формы правления. К проявлениям экстремизма относятся также призывы к систематическим нарушениям прав человека, дискриминации людей по шовинистическому, национальному, расовому или религиозному признаку. Объектом экстремистских преступлений является нарушение конституционного принципа недопустимости экстремистской деятельности как деяния, направленного на возбуждение ненависти или вражды, посягательство на равноправие граждан независимо от их пола, языка, происхождения, рода занятий, национальной, расовой принадлежности или отношения к религии.

Необходимо отметить также состав ст. 360 УК РФ - нападение на лиц или учреждения, пользующихся международной защитой, действие которого направлено на то, чтобы оградить лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой, от различного рода экстремистских групп, в том числе использующих в своих целях средства террора.

Необходимо добавить, что к иным мерам воздействия на преступность экстремистского характера, содействующим достижению целей уголовной ответственности, не укладывающимся в рамки рассмотренных групп мер, относится применение процессуальных мер пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых в экстремистской деятельности, которое регламентируется уголовно-процессуальным законодательством (раздел четвертый УПК РФ [4]).

Что касается административных санкций [5], направленных против действий экстремистского характера, то они носят в основном косвенный характер, то есть наказуемыми являются разного рода сопутствующие экстремизму деяния. К данным правонарушениям относятся: нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27 УК РФ); мелкое хулиганство (ст. 20.1. УК РФ), в частности осуществление хулиганских действий по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы. К данным административным составам правонарушений также можно отнести: нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2. КоАП РФ). В частности, при проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов. К административным нарушениям относится и организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (ст. 20.2.1. КоАП РФ).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 25 ию-ля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» общественному или религиозному объединению либо иной

организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и допущенных нарушений. Устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения. Предупреждение общественному или религиозному объединению либо иной организации выносится Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором. Предупреждение общественному или религиозному объединению может быть вынесено также Минюстом России или его соответствующим территориальным органом.

Необходимо отметить, что непосредственно против экстремистских действий направлено так же действие ст. 20.3. УК РФ - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. Уточним, что под нацистской символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т.д., а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую).

После анализа механизмов осуществления правового противодействия политическому и другим формам экстремизма в РФ логика исследования приводит нас к рассмотрению общей иерархии системы противодействия экстремизму. Возможна типологизация данной системы противодействия экстремизму как по вертикали, так и по горизонтали. Первое подразделение по вертикали, с которым мы столкнемся при данном анализе, будет общее разделение на международный и внутренний уровни данной системы.

Международный уровень сверху вниз составят, во-первых, участие РФ в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, заключенной в г. Шанхае 15.06.2001 [6], во вторых участие в различных как общемировых, так и европейских и евроазиатских международных соглашениях и договорах в области противодействия терроризму, в частности, в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, в Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, в Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, в Европейской конвенции о пресечении терроризма и в Договоре о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом [7; 8; 9; 10; 11] и ряде других антитеррористических международных актах и соглашениях. Следующий уровень, это участие РФ в антиэкстремистских международных соглашениях и договорах в рамках СНГ, в частности, в ряде программ государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма [12, с. 114-129; 13] и участие в формировании Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма [14]. В финансовом плане можно выделить уровень полноправного участия России в ФАТФ (FATF) - международной группе по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и экстремизма [15].

Что касается внутреннего уровня системы противодействия экстремизму, то частями его составляющими будут являться федеральный уровень, уровень субъектов федерации и уровень местного самоуправления в РФ. Внутри данных уровней можно выделить подсистемы по принципу компетенции по отношению к различным ветвям власти в РФ. Таким образом, можно будет выделить соответсвующие подсистемы противодействия экстремизму в подчинении (компетенции) Президента РФ, Правительства РФ, судебной системы РФ и Федерального Собрания РФ и соответственно судебной, исполнительной и представительной ветвей власти всех уровней народовластия в РФ.

Рассмотрев вертикаль системы противодействия экстремизму в РФ, постараемся проанализировать и горизонталь, ее составляющую. Ее будут составлять сферы, направления и области противодействия экстремизму и, соответственно, государственные и общественные субъекты, обеспечивающие противодействие экстремизму в данных сферах, направлениях и областях. Постараемся их выделить.

Будем исходить из того, что сферой системы противодействия экстремизму можно считать кардинальный срез всей данной системы. Сфера в данном случае будет является наиболее крупной формой, наиважнейшей для осуществления функционирования системы противодействия экстремизму. Соответственно, можно выделить идеологическую, экономическую, правовую, политическую, морально-этическую, философскую, религиозную и психологическую сферы системы противодействия против экстремизма.

Направлением борьбы с экстремизмом можно считать имеющую векторный характер и целостность некую совокупность ряда родственных форм деятельности в области противодействия экстремизму. В научной литературе обычно выделяют следующие направления: против политического экстремизма, против этнического экстремизма и против религиозного экстремизма.

Областью системы противодействия экстремизму мы будем считать такую совокупность родственных, либо близких по взаимодействию элементов противодействия экстремизму, которая образует некую определенную целостность внутри системы противодействия экстремизму, имеет свои четкие границы и выполняет одну из важных функций в данной системе. Можно выделить такие области системы противодействия экстремизму, как уголовная, административная, область деятельности СМИ, военная область, область гражданских прав и свобод, семейная, личностная, информационная, управленческая, миграционная и другие, полный перечень которых достаточно широк. Система противодействия экстремизму может быть существенно усовершенствована в части создания четких механизмов активной общественной профилактики политического и прочих форм экстремизма, в которой самое действенное участие должны принять незадействованные на сегодняшний момент времени уровни субъектов федерации и муниципальной власти, а также дополнительно задействованы системы науки, образования и СМИ.

По обоснованному мнению О.А. Андреевой «На ранней стадии своего развития радикализм отдельных групп населения и общественных организаций лучше поддается регулированию у своих истоков, чем тогда, когда он примет форму открытого социального протеста, несущего новые угрозы стабильности государства» [16]. Подчеркнем, что именно на уровне местной власти ее структуры и органы имеют дело с различными радикальными группировками, а также с действующими нетрадиционными религиозными и иными организациями, которые при определенных условиях могут способствовать проявлению экстремизма. Предметом ведения данных местных структур власти может являться многоконфессиональность и полиэтничность населения региона, а значит и деятельность по установлению мира и согласия среди населения.

Известно, что местный экстремизм часто носит вид законной или, по крайней мере, незапрещенной деятельности. В общем можно констатировать, что так как экстремизм вышел на первый план в качестве региональной угрозы стабильности многонациональной и многоконфессиональной России, он требует постоянной работы по усовершенствованию нормативно-правовой базы как на региональном, так и на местном муниципальном уровне и созданию соответствующих структур местной власти.

Литература

1. Новичков В.Е. Некоторые проблемы совершенствования управления практикой правоохранительных органов по применению уголовного и иного законодательства в борьбе с экстремизмом (прогнозный аспект) // Российский следователь. 2005. № 1.

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Комментарий к УК РФ / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт-Издат, 2005.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1.

6. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 41. Ст. 3947.

7. Федеральный закон от 10.07.2002 № 88-ФЗ «О ратификации международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2792.

8. Федеральный закон от 13.02.2001 № 19-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 8. Ст. 702.

9. Федеральный закон от 20.04.2006 № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 17 (1 ч.). Ст. 1785.

10. Федеральный закон от 07.08.2000 № 121-ФЗ «О ратификации европейской конвенции о пресечении терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 33. Ст. 3347.

11. Федеральный закон от 28.12.2004 № 176-ФЗ «О ратификации Договора о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 2.

12. Решение Совета глав государств СНГ «О Программе государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года» (Принято в Москве 21.06.2000) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 2000. № 2 (35).

13. Решение Совета глав государств СНГ «О Программе сотрудничества государств-участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005-2007 годы» (Принято в г. Казани 26.08.2005) // Консультант Плюс.

14. Решение Совета глав государств СНГ «О концепции сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма» (Принято в г. Казани 26.08.2005) // Консультант Плюс.

15. Камынин И. Противодействие легализации преступных доходов с учетом рекомендаций ФАТФ // Законность. 2005. № 4.

16. Андреева О.А. Нормативно-правовая база местного самоуправления как фактор противодействия экстремизму // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.