Научная статья на тему 'МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОПЕРАТОРСКОГО ПЕРСОНАЛА СИСТЕМ-112, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОПЕРАТОРСКОГО ПЕРСОНАЛА СИСТЕМ-112, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система-112 / операторский персонал / социальная поддержка / условия труда / дополнительный отпуск / нормативный правовой акт / system-112 / operator staff / social support / working conditions / additional leave / regulatory legal act

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.Л. Грачев

Разработан перечень дополнительных мер социальной поддержки операторского персонала систем-112 в соответствии с предложенными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на решение задач в области организации, функционирования и развития системы-112. Проведены технический анализ и обобщение указанных предложений, сформулирован итоговый перечень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF SOCIAL SUPPORT FOR THE OPERATOR PERSONNEL OF THE SYSTEMS-112, PROPOSED BY THE EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

A list of additional measures of social support for the operator personnel of the systems-112 has been developed in accordance with the executive authorities of the subjects of the Russian Federation proposed, authorized to solve tasks in the field of organization, functioning and development of the system-112. A technical analysis and generalization of these proposals were carried out, and a final list was formulated.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОПЕРАТОРСКОГО ПЕРСОНАЛА СИСТЕМ-112, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОПЕРАТОРСКОГО ПЕРСОНАЛА СИСТЕМ-112, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.Л. Грачев, старший научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-1-72-75

Аннотация. Разработан перечень дополнительных мер социальной поддержки операторского персонала систем-112 в соответствии с предложенными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на решение задач в области организации, функционирования и развития системы-112. Проведены технический анализ и обобщение указанных предложений, сформулирован итоговый перечень.

Ключевые слова: система-112, операторский персонал, социальная поддержка, условия труда, дополнительный отпуск, нормативный правовой акт.

На показатели эффективности и качества функционирования автоматизированных систем антикризисного управления, к которым относятся региональные системы-112, имеют существенное влияние [1, 2, 3] параметры, характеризующие работу персонала. В современной ситуации кли-ентоцентричности операторов указанных систем в части персонала приобретает все большее значение. Соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на решение задач в области организации, функционирования и развития системы-

112 (далее - ОИВ-112), сформированы предложения о дополнительных мерах социальной поддержки операторского персонала системы-112 (далее - оператор-112) [4].

Обсуждение. В рамках проведенного технического анализа предложения (общим количеством 298 единиц от 55 региональных ОИВ-112) были сгруппированы по направлениям, как представлено на рисунке 1 (предложения с рейтингом менее 5% в статье не рассматриваются как не поддерживаемые большинством ОИВ-112).

Рис. 1. Группировка предложений ОИВ-112 по направлениям

ОИВ-112 указывают на необходимость определения указанных мер социальной поддержки путем принятия (изменения) нормативных правовых актов федерально-

го уровня. Особенности предложений нижеследующие.

Предложения по увеличению длительности отпуска включают предоставление

дополнительных оплачиваемых дней отпуска как без дополнительных условий, так и с учетом стажа работы (время дополнительного отпуска от 3 до 10 суток), а также по причине вредных условий труда [5]. Обобщенно предложения включают 2 варианта: дополнительный отпуск 3 дня вне зависимости от стажа, при стаже работы от 5 до 10 лет - 5 дня, от 10 лет - 7 дней, более 15 лет - 10 дней либо по результатам специальной оценки условий труда при отнесении условий труда к вредным 2, 3 или 4 степени.

Предложения по введению льгот по медицинскому обеспечению (за исключением психологической помощи и санаторно-курортного обслуживания) консолидируются следующим образом: ежегодная бесплатная расширенная диспансеризация (с учетом профессиональных заболеваний).

Консолидированное предложение по введению льгот по бесплатному проезду оценивается следующим образом: компенсация стоимости проезда на общественном транспорте к месту работы и обратно, а также компенсация стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно.

Предложение по введению льгот для детей сотрудников операторов-112 включает внеочередное предоставление мест в детских дошкольных учреждениях и школах, частичную (50%) компенсацию стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря.

Предложение по введению льгот в части санаторно-курортного обеспечения включает полную компенсацию соответствующих затрат.

Предложения по повышению размера оплаты труда включают увеличение должностного оклада путем его привязки к МРОТ, средней по региону, базовой ставке по профессиональной квалификационной группе, а также выплату надбавок за особые условия труда, сложность и напряженность, работу в ночное время. С учетом обоснованности консолидированное предложение оценивается следующим образом: увеличение должностного оклада путем внесения профессий операторов-112 в профессиональную квалификационную группу и установления по ним базовой ставки, а также установление надбавок за особые условия труда.

Предложения по улучшению пенсионного обеспечения включают право на досрочную пенсию при наличии стажа по профессии не менее 15 (20) лет, а также в связи с вредными условиями труда, в том числе приравниванием к телефонистам междугородной телефонной связи, постоянно и круглосуточно работающими с микротелефонной гарнитурой (23100000190931) и телефонистам справочной службы (23100000-19096). Обобщенно предложения включают 2 варианта: возможность выхода на пенсию раньше установленного срока на 5 лет при наличии стажа 20 лет либо при включении должностей операто-ров-112 в упомянутый список вредных профессий.

В рамках анализа разработана матрица соответствия предложений компетенциям органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, представленная на рисунке 2.

Обобщенное предложение ФОИВ оив

дополнительный отпуск 3 дня вне зависимости от стажа, при стаже работы от 5 до 10 лет - 5 дня, от 10 лет - 7 дней, более 15 лет -10 дней В ш

дополнительный отпуск по результатам специальной оценки условий труда при отнесении условий труда на рабочих местах к вредным 2, В или 4 степени

ежегодная бесплатная расширенная диспансеризация

компенсация стоимости проезда на общественном транспорте к месту работы и обратно щ

компенсация стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно

внеочередное предоставление мест в детских дошкольных учреждениях и школах

частичная компенсация стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря

компенсация затрат на санаторно-курортное лечение

увеличение должностного оклада путем внесения профессий операторского персонала системы-112 в профессиональную квалификационную группу и установления по ним базовой ставки

установление надбавок за особые условия труда

возможность выхода на пенсию раньше установленного срока на 5 лет при наличии стажа 20 лет на должностях операторского персонала системы-112

возможность выхода на пенсию раньше установленного срока при включении должностей операторского персонала системы-112 в список вредных профессий

обеспечение бесплатным питанием во время дежурства

оказание бесплатной психологической помощи

Рис. 2. Матрица соответствия предложений компетенциям органов исполнительной власти федерального и регионального уровней

Выводы. Целесообразно учесть в нормативных правовых актах федерального уровня следующие предложений ОИВ-112:

- по внесению профессий операторов-112 в профессиональную квалификационную группу и установления по ним базовой ставки;

- по включению должностей операто-ров-112 в список вредных профессий;

- по определении лицам, работающим на должностях операторов-112, дополнительного отпуска 3 и более дней в зависимости от стажа работы на указанных должностях;

- по определению лицам, работающим на должностях операторов-112, возможности выхода на пенсию раньше установленного срока на 5 лет при наличии стажа работы 20 лет на указанных должностях;

- по определению лицам, работающим на должностях операторов-112, компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно.

Необходимо дополнительное обоснование предложений об определении лицам, работающим на должностях операторов-112, компенсации затрат на санаторно-курортное лечение и стоимости проезда к месту лечения и обратно, а также о проведении ежегодной бесплатной расширенной диспансеризации.

Перечисленные предложения по социальной поддержке операторов-112 целесообразно реализовать при актуализации профессионального стандарта «Специалист по приему и обработке экстренных вызовов» в соответствии с требованиями действующего законодательства и трендом по повышению клиентоцентричности от-

носительно персонала систем-112.

Библиографический список

1. Грачев В.Л. Показатели эффективности и оценка качества автоматизированных систем антикризисного управления федерального и регионального уровней // Технологии гражданской безопасности. - 2015. - Т. 12, № 3 (45). - С. 70-74.

2. Kachanov S.A., Ageev S.V., Grachev V.L. Ways of Modernization of the Automated System of Crisis Management of the EMERCOM of Russia // Технологии гражданской безопасности. - 2015. - Vol. 12, № 3 (45). - P. 14-17.

3. Грачев В.Л. Особенности экспресс-оценки эффективности автоматизированных систем оперативного управления в условиях неопределенности // Технологии гражданской безопасности. - 2022. - Т. 19, № 1 (71). - С. 41-44. -DOI 10.54234/CST.19968493.2022.19.1.71.9.41.

4. План мероприятий по развитию и дальнейшему совершенствованию системы-112 в Российской Федерации на 2023-2025 годы // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

5. Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

MEASURES OF SOCIAL SUPPORT FOR THE OPERATOR PERSONNEL OF THE SYSTEMS-112, PROPOSED BY THE EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

V.L. Grachev, Senior Researcher FSBI VNII GOChS (FC) (Russia, Moscow)

Abstract. A list of additional measures of social support for the operator personnel of the sys-tems-112 has been developed in accordance with the executive authorities of the subjects of the Russian Federation proposed, authorized to solve tasks in the field of organization, functioning and development of the system-112. A technical analysis and generalization of these proposals were carried out, and a final list was formulated.

Keywords: system-112, operator staff, social support, working conditions, additional leave, regulatory legal act.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.