Научная статья на тему 'Меры социально-экономической поддержки для сохранения традиционного хозяйствования и уклада жизни коренных народов Севера'

Меры социально-экономической поддержки для сохранения традиционного хозяйствования и уклада жизни коренных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

145
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктическая зона / шельф / традиционная культура / коренные народы / государственная политика / стратегии развития / Arctic zone / shelf / traditional culture / indigenous peoples / state policy / strategies of development

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Федотовских Александр Валентинович

В статье рассматриваются особенности Арктической зоны Российской Федерации, которые требуют особого регулирования на всех уровнях и должны учитываться федеральными координационными органами. Обозначены предложения по изменению законодательных актов, касающиеся народов циркумполярной цивилизации, что позволит сохранить и преумножить и организацию их жизнедеятельности. Указано, что уже в 2016 г. ряд дополнений будет рассмотрен в повестке работы Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, Совета Федерации ФС РФ и Координационного совета РСПП по развитию Северных территорий и Арктики. Процесс сохранения культуры и традиционного хозяйствования коренных народов возможен только при участии государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of social and economic support for preserving of traditional managing and life of indigenous people of the North

The article discusses the features of the Arctic zone of the Russian Federation, which require special regulation at all levels and should be considered Federal coordinating organizations. The author tells about proposals to change legislation relating to the peoples of the circumpolar civilization – it will able to save and organize their activity. It is provided that in 2016 the number of additions will be reviewed at the meetings of the State Commission on development of the Arctic, the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation and the coordinating Council of RSPP on development of the Northern territories and the Arctic. The process of preservation of culture and traditional economy of indigenous peoples is only possible with the participation of the state.

Текст научной работы на тему «Меры социально-экономической поддержки для сохранения традиционного хозяйствования и уклада жизни коренных народов Севера»

ФЕДОТОВСКИХ А. В.

Меры социально-экономической поддержки для сохранения традиционного хозяйствования и уклада жизни коренных народов Севера

FEDOTOVSKIKH A. V.

Methods of social and economic support for preserving of traditional managing and life of indigenous people of the North

Сведения об авторе:

Федотовских Александр Валентинович, член Президиума Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей по развитию Северных территорий и Арктики, член рабочей группы «Социально-экономическое развитие» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, к. э. н., профессор РАЕ, гг. Мурманск - Калининград - Норильск chief@nrd.ru

Author:

Fedotovskich Alexander Valentinovich, member of the Presidium of the coordination Council of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs for the development of the Northern territories and the Arctic, member of the working group "Socio-economic development" of the State Commission on development of the Arctic, Ph. D., Professor of RAE, Murmansk - Kaliningrad - Norilsk chief@nrd.ru

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности Арктической зоны Российской Федерации, которые требуют особого регулирования на всех уровнях и должны учитываться федеральными координационными органами. Обозначены предложения по изменению законодательных актов, касающиеся народов циркумполярной

цивилизации, что позволит сохранить и преумножить и организацию их жизнедеятельности. Указано, что уже в 2016 г. ряд дополнений будет рассмотрен в повестке работы Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, Совета Федерации ФС РФ и Координационного совета РСПП по развитию Северных территорий и Арктики. Процесс сохранения культуры и традиционного хозяйствования коренных народов возможен только при участии государства. Abstract:

The article discusses the features of the Arctic zone of the Russian Federation, which require special regulation at all levels and should be considered Federal coordinating organizations. The author tells about proposals to change legislation relating to the peoples of the circumpolar civilization - it will able to save and organize their activity. It is provided that in 2016 the number of additions will be reviewed at the meetings of the State Commission on development of the Arctic, the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation and the coordinating Council of RSPP on development of the Northern territories and the Arctic. The process of preservation of culture and traditional economy of indigenous peoples is only possible with the participation of the state.

Ключевые слова:

Арктическая зона, шельф, традиционная культура, коренные народы, государственная политика, стратегии развития. Keywords:

Arctic zone, shelf, traditional culture, indigenous peoples, state policy, strategies of development.

По предварительным оценкам ряда российских экспертов, прямой экономический эффект от освоения Арктического шельфа составит к 2030 г. от 8 до 12 трлн руб. по ценам 2015 г. Косвенный социально-экономический эффект - более 1 трлн руб.

Но повышенное внимание к Арктической зоне РФ (далее АЗРФ, рис. 1) связано прежде всего с экономическими и геополитическими факторами. Социальные и культурные аспекты развития Арктики отошли на второй план. На первом месте стоит экономика, а не человек, что порождает большое количество вопросов. Основной вопрос: ради кого планируется новый виток освоения природных богатств материковой части Арктики и шельфа? Прямую выгоду получат только добывающие компании, проекты вложения средств в инфраструктуру и развитие территорий в настоящее время не оговариваются.

Арктическая зона Российской Федерации

..... полярный круг (66°33'44" СШ)

I I границы субъектов РФ, территории, которых полностью или частично вошли в Арктическую Зону РФ I I границы районов (улусов) субъектов, которые полностью вошли в Арктическую Зону РФ ■■ арктическая зона РФ

границы приарктических субъектов РФ

Рис. 1. Карта Арктической зоны РФ и прилегающих регионов

Рис. 2. Первое заседание Координационного совета РСПП по развитию Северных территорий и Арктики

Стратегической задачей государственной социально-экономической политики в АЗРФ является постоянная положительная динамика развития производства и промышленности с позиции долгосрочных геополитических и экономических интересов страны и в первую очередь создание комфортных условий жизнедеятельности для человека и повышение уровня жизни населения. Сохранение, развитие и преумножение культурной среды и наследия циркумполярной цивилизации должно стать одним из приоритетов стратегического развития АЗРФ. В первую очередь важен приоритет человека над технологиями и ресурсами.

В ноябре 2015 г. в Мурманске состоялось первое заседание Координационного совета РСПП по развитию Северных территорий и Арктики (рис. 2), в ходе которого участники, представлявшие регионы АЗРФ, обозначили актуальные проблемы развития Крайнего Севера и представили свои предложения для их устранения в план работы на 2016 г., в том числе и по мерам поддержки народов циркумполярной цивилизации, как малочисленных, так и представляющих основное народонаселение.

Среди актуальных проблем, связанных с сохранением традиционной культуры, хозяйствования и уклада жизни коренных народов Севера отмечены следующие:

- Практически все товары и услуги, производимые малыми и средними предприятиями, в т. ч. кооперативами и общинами, неконкурентоспособны в связи с высокой себестоимостью, а дотирование такого рода деятельности практически отсутствует. Это ограничивает развитие традиционных промыслов, препятствует развитию предпринимательской активности в сфере этнотуризма, производству и сбыту сувенирной продукции и продуктов питания в массовом сегменте.

- Происходит активное возрастание контраста между социально-экономическим развитием динамичного западного (СЗФО и УрФО) и депрессивного восточного секторов (СФО и ДФО) АЗРФ.

- Арктика создаёт до 15% ВВП, обеспечивает 25% национального экспорта, а производимая продукция обеспечивает до 13% национального дохода РФ. В то же время меры поддержки постоянного населения и коренных народов представляются недостаточными. В первую очередь это касается уровня заработных плат, образования, культуры и здравоохранения.

- Принятые документы федерального уровня (концепции, стратегии, программы) носят в большей степени декларативный характер

и не подкреплены реальным финансовым обеспечением, в т. ч. для реализации инфраструктурных проектов и проектов поддержки культурного слоя циркумполярной цивилизации и памятников арктической природы.

- Отсутствие единого центра управления Арктикой и реализации единой государственной политики в отношении коренных народов Севера.

Решения обозначенных проблем лежат в различных плоскостях, но в целом должны представлять собой системный подход. Среди основных мероприятий на 2016-2017 гг. выделим следующие:

1. Законотворческая деятельность и реформа законодательства.

- Кодификация и систематизация всего спектра нормативно-правовой базы арктического законодательства: федерального и регионального.

- Существенные изменения в федеральное законодательство (бюджетное, налоговое, земельное, водное, о недрах, социальное, о коренных народах Севера, экологическое и т. д.).

- Формирование единого информационного поля законодательных актов федерального уровня, связанных с развитием территорий АЗРФ.

- Разработка и внедрение «Кодекса Арктических экономических законов». В РФ все субъекты Федерации действуют на основании унифицированного общероссийского законодательства. Развитие отдельных макрорегионов находится в неравных условиях по сравнению с другими. Формальное равенство создаёт неравенство, в т. ч. по отношению к Арктике. Необходимо принятие свода актов ограниченного территориального действия применительно только к территориям Арктической зоны РФ.

- Создание единой открытой информационной базы данных по существующим федеральным законодательным и подзаконным актам, законопроектам, концепциям, стратегиям и т. д., касающимся только территорий АЗРФ.

- Выведение в федеральное законодательство экономического и регионального направлений в отдельные главы вопросов стимулирования предпринимательства коренных народов Севера и мер поддержания традиционного хозяйствования, культуры и природопользования.

- Направление предложений в органы государственной власти РФ федерального уровня об увеличении максимальной суммы микрокредитования в связи с привязкой к районному коэффициенту в рамках системы государственной поддержки МСП. Предприниматели,

ведущие хозяйственную деятельность, в т. ч. представители общин и кооперативов коренных народов, в АЗРФ должны получать микрокредиты от 4,2 до 5,4 млн в зависимости от районных коэффициентов. В настоящее время принимается решение о максимальной сумме микрокредита в размере 3 млн руб. для всех регионов РФ.

- Решение вопросов реформирования системы гарантий для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, совместно с Минтрудом РФ и органами государственной власти. Требуется обновление существующих правовых конструкций для закрепления дополнительных стимулов проживающим и работающим в Арктике, а также для привлечения специалистов для проживания в АЗРФ.

2. Финансовые и экономические инструменты.

- Введение новых финансово-экономических норм, связанных с распределением полномочий, налогов, регулированием трудовых отношений и экологией, требующих в ряде случаев правки соответствующих базовых ФЗ и кодексов. Создание для значительной части хозяйственных субъектов из числа общин коренных народов Севера льготного режима развития и налогообложения, что также позволит создать приток частных инвестиций в развитие малого и среднего бизнеса традиционных промыслов.

- Разрешение на использование механизированного транспорта, нарушающего почвенно-растительный покров, для передвижения по тундре и лесотундре за пределами дорог и иных трасс, специально отведённых в установленном порядке для обеспечения коренных народов Севера топливом, продовольствием и другой продукцией, необходимой для традиционного хозяйствования (в настоящее время рассматриваются вопросы запрета использования такого транспорта в АЗРФ для экологического благополучия).

- Создание «Фонда развития Арктики» из имеющихся финансовых ресурсов регионов АЗРФ. Часть доходов будет аккумулироваться для развития Арктики и социальной защиты оседлого населения.

- Развитие социального предпринимательства как основы ориентированной на потребности человека альтернативной (несырьевой) экономики территорий АЗРФ. В настоящее время системные проекты по участию коренных народов в развитии социального предпринимательства осуществляются на Таймыре, Ямале, в Мурманской области. Формирование фондов развития происходит на основе грантовых и благотворительных программ, в т. ч. крупных системообразующих компаний (рис. 3). В приоритете - реализация совместных программ с организациями,

Рис. 3. Проект «Возрождение летнего промысла», получивший поддержку ГМК «Норильский никель» в рамках программы «Мир новых возможностей» на Таймыре

Рис. 4. Этнографическая зона «В гости к народам Севера» Русского арктического туристического парка

предоставляющими государственную финансовую поддержку малым предпринимателям из числа коренного населения АЗРФ на льготных условиях на реализацию проектов, в т. ч. по поддержанию этнотуризма. Вовлечение ОМСУ АЗРФ в совместную реализацию проектов в сфере социального предпринимательства для формирования базового заказа от ОМСУ для предоставления необходимых товаров и услуг на конкретной территории, в т. ч. от родовых общин и кооперативов.

- Развитие предпринимательства у коренных народов Севера в области туризма, а также производства сувениров и переработки продуктов морзверобойного промысла и пушно-мехового сырья, малого бизнеса в традиционных промыслах Севера, что непосредственно окажет влияние на улучшение предпринимательского микроклимата на локальных территориях Арктики.

- Освобождение от уплаты налогов предприятий, созданных представителями коренных народов, со специализацией на традиционные промыслы. Компенсация авиаперелётов (льготные тарифы) на внутренних региональных рейсах для оленеводов, представителей других профессий из числа коренных народов.

3. Государственное регулирование и реализация инфраструктурных проектов.

- Расширение приоритетов в деятельности Государственной комиссии по вопросам развития Арктики - включение новых направлений в планы рабочих групп: культура, туризм, экология. Создание секций по поддержанию и развитию культурных материальных и нематериальных источников в региональных Полярных комиссиях.

- Расширение количества территорий традиционного природопользования в соответствии с законом № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» в регионах АЗРФ как зон с особыми условиями использования территории.

- Образование Комитетов (Комиссий) по делам Севера/Арктики в общественных и политических объединениях федерального и межрегионального уровня. Создание полноценных структур по вопросам развития АЗРФ становится особенно актуальным после принятия ряда важнейших решений по социально-экономическому развитию Арктики на федеральном уровне. В частности, создано и функционирует Минвостокразвития РФ, ряд профильных министерств по делам Севера в региональных правительствах. Начата работа госкомиссии по развитию Арктики, работают Полярные комиссии трёх регионов. В состав Комитетов по делам Севера пригласить представителей

компаний, политиков и общественных деятелей территорий АЗРФ для выработки единой позиции в области социальной, образовательной, культурной и экономической политики.

- Разработка и реализация в регионах АЗРФ «Стратегии развития арктического туризма до 2030 г.». Национальная ассоциация по развитию туризма INNOVATION RUSSIA предлагает выделить арктический туризм в особый туристический продукт как въездного, так и внутреннего туризма и создать Русский арктический туристический парк в регионах АЗРФ (рис. 4). В основные направления практической реализации мероприятий включить: развитие народных промыслов коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока; расширение спектра сувенирной продукции и традиционных промыслов коренных народов; поддержку органов государственной власти и МСУ АЗРФ (управления и министерства культуры, государственный заказ PR-агентствам и предприятиям малого бизнеса для формирования сувенирных брендов). Основные направления: проработка локальных мифов по сказкам, песням и пересказам коренных народов; формирование и продвижение территориальных мифов для создания образов персонажей, в т. ч. как литературного и туристического продукта. Создание и развитие этнопоселений. Формирование занятости, сохранение быта, уклада и культуры народов Севера для удовлетворения историко-культурной любознательности туристов. По туристическим маршрутам группы могут водить проводники из числа представителей коренных общин. Для любителей экзотики разрабатывать маршруты, включающие временное проживание в семьях, знакомство с их бытом, приготовление национальных блюд, участие в установке чумов, совершении обрядов и т. д. Религиозный туризм - обряды, камлание шаманов, посещение Мест Силы. Экологическое просвещение комплексно со знакомством с историческим прошлым коренных народов, их традиционным образом жизни, ремёслами, фольклором.

- Внедрение единой телекоммуникационной системы связи «Электронная Арктика». Осуществление скорейшей информатизации АЗРФ для вовлечения всего населения в информационное взаимодействие, что компенсирует сложность пространственного взаимодействия и дороговизну наземных, воздушных и любых других коммуникаций. Также это обеспечит меры по вовлечению коренных народов Севера в общественно-социальные мероприятия регионов, включая экспертизу проектов освоения недр путём развития связи с поселениями коренных народов Севера. Таким образом, произойдет внедрение бес-

проводных спутниковых технологий связи в отдалённых малонаселённых арктических поселениях. Для решения проблем коренных народов в области медицинского обеспечения рассмотреть внедрение программ развития телемедицины для проведения онлайн-консультаций и лечения жителей в отдалённых и труднодоступных территориях АЗРФ.

Арктическая зона РФ имеет массу особенностей, требующих столь же особого регулирования на всех уровнях, и эти особенности должны учитываться федеральными координационными органами. Реализация предложенных изменений в законодательство, касающихся народов циркумполярной цивилизации, позволит сохранить и преумножить и без того хрупкую организацию их жизнедеятельности. В 2016 г. ряд дополнений будет рассмотрен в повестке работы Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, Совета Федерации ФС РФ и Координационного совета РСПП по развитию Северных территорий и Арктики. Процесс сохранения культуры и традиционного хозяйствования коренных народов возможен только при участии государства, и экономические меры их поддержки станут опорой для сохранения образа жизни, быта, культуры и традиций народов, численность которых уменьшается, несмотря на принимаемые меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.