Научная статья на тему 'Меры противодействия информационно-пропагандистским атакам Запада и вопросы применения конституционных основ государственной идеологии для безопасности СМИ'

Меры противодействия информационно-пропагандистским атакам Запада и вопросы применения конституционных основ государственной идеологии для безопасности СМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
477
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКИМ АТАКАМ ЗАПАДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СТРАН СНГ / COUNTERACTION TO WESTERN PROPAGANDA ATTACKS / INFORMATION WAR / SECURITY OF THE CIS INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

В статье рассмотрены меры противодействия информационно-пропагандистским атакам Запада, направленным против суверенных прав и законных интересов России и других государств участников СНГ. Отмечается необходимость борьбы с фальсификацией истории России и стран СНГ, включая привлечение фальсификаторов к административной и уголовной ответственности. В целях обеспечения безопасности информационного пространства следует усилить внимание к мониторингу кинопродукции как зарубежного, так и российского производства на предмет соответствия исторической правде, выявления и пресечения акций целенаправленной подрывной пропаганды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countermeasures to Western Advocacy Attacks and the Use of the Constitutional Basis of State Ideology for Media Security

The article discusses measures to counter the information and propaganda attacks of the West, directed against the sovereign rights and legitimate interests of Russia and other CIS member states. The need to combat the falsification of the history of Russia and the CIS countries, including the bringing of falsifiers to administrative and criminal liability, is noted. In order to ensure the security of the information space, greater attention should be paid to the monitoring of film production of both foreign and Russian production in order to comply with historical truth, to identify and suppress actions of targeted subversive propaganda

Текст научной работы на тему «Меры противодействия информационно-пропагандистским атакам Запада и вопросы применения конституционных основ государственной идеологии для безопасности СМИ»

Меры противодействия информационно-пропагандистским атакам Запада и вопросы применения конституционных основ государственной идеологии для безопасности СМИ

ПЕТРОВА ГАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА,

заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества, доктор юридических наук, профессор МГИМО(У) МИД России

Аннотация: В статье рассмотрены меры противодействия информационно-пропагандистским атакам Запада, направленным против суверенных прав и законных интересов России и других государств — участников СНГ. Отмечается необходимость борьбы с фальсификацией истории России и стран СНГ, включая привлечение фальсификаторов к административной и уголовной ответственности. В целях обеспечения безопасности информационного пространства следует усилить внимание к мониторингу кинопродукции как зарубежного, так и российского производства на предмет соответствия исторической правде, выявления и пресечения акций целенаправленной подрывной пропаганды.

Ключевые слова: противодействие информационно-пропагандистским атакам Запада, информационная война, безопасность информационного пространства стран СНГ

Countermeasures to Western Advocacy Attacks and the Use of the Constitutional Basis of State Ideology for Media Security

PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA,

Deputy Director Institute of problems of safety of the CIS, Head of the Centre for international legal and political issues Eurasian cooperation, doctor of law sciences, professor MGIMO (U)MFA Russia

Abstract: The article discusses measures to counter the information and propaganda attacks of the West, directed against the sovereign rights and legitimate interests of Russia and other CIS member states. The need to combat the falsification of the history of Russia and the CIS countries, including the bringing of falsifiers to administrative and criminal liability, is noted. In order to ensure the security of the information space, greater attention should be paid to the monitoring of film production of both foreign and Russian production in order to comply with historical truth, to identify and suppress actions of targeted subversive propaganda.

Keywords: counteraction to Western propaganda attacks, information war, security of the CIS information space

Информационно-пропагандистские атаки Запада как фактор применения информационного оружия

В последнее время наблюдается усиление информационной войны, проводимой западными странами в отношении России и стран СНГ с использованием СМИ, информационных и коммуникационных технологий, соцсетей и кинематографа.

Усилия спецорганов и пропагандистских центров Запада направлены на то, чтобы нанести ущерб суверенным правам и законным интересам государств - участников СНГ, подорвать их единство и сплоченность, а также бросить тень на деятельность национальных вооруженных сил, правоохранительных органов и спецслужб.

Под видом плюрализма мнений подтасовка фактов и откровенная ложь выдаются за беспристрастную, объективную оценку событий. В ход идут ангажированные интерпретации. Все больше и чаще реализуются технологии дезинформации с целью воздействия на аудиторию в нужном для себя ключе, деморализации населения, формирования негативного общественного мнения по той или иной проблеме. Полным ходом идет внедрение в массовое сознание ложных тезисов, взглядов и концепций, а также чуждых нашему обществу установок, ценностей и норм.

Все это делается для того, чтобы подвергаемые негативному воздействию суверенные государства оказались неспособными проводить независимую политику, противостоять агрессивным замыслам противника.

Значительно чаще теперь используется в качестве информационного оружия против нашей страны формат исторического дискурса. В ряде случаев фальсифицированная история используется для проведения недружественных акций влияния, предъявления России территориальных, политических, финансово-экономических претензий, ослабления ее авторитета на международной арене, принижения роли нашей страны в мировой истории.

Набирают вес силы, специализирующиеся на разоблачении преступного коммунистического режима, пытающиеся очернить и поставить под сомнение известные исторические факты далекого прошлого и наших дней, оспорить освободительной миссию Красной Армии в ходе Второй мировой войны, принизить подвиг народов СССР, героизировать и реабилитировать нацистов и их приспешников в Прибалтике и на Украине, раздуть шумиху по поводу якобы аннексии Крыма и т.п. Зачастую такая деятельность осуществляется при поддержке НАТО, ПАСЕ и других международных организаций.

Государственная позиция требует формирования выверенного, научно-исторического взгляда, глубокого интереса и уважения к истории своей страны, распространения объективных знаний о ее прошлом.

Думается, эффективным методом противодействия информационно-пропагандистским атакам является работа с привлечением кинематографа, направленная на сохранение и защиту исторической правды, прежде всего о Второй мировой войне, вкладе республик бывшего СССР в борьбу с нацизмом. Необходимо придавать большое значение развитию совместного производства документально-публицистических и художественных фильмов, опирающегося на потенциал национальных СМИ и современных информационно-коммуникационных технологий государств -участников СНГ.

Помимо развития кинематографического сотрудничества стран СНГ и других форм межгосударственного культурно-массового, историко-гу-манитарного взаимодействия, содействующих борьбе с фальсификаторами истории России и стран СНГ, следует в рамках СНГ объединять усилия по применению более жестких мер воздействия к фальсификаторам истории.

Отражение идей единства и благосостояния народа, защиты его истории и духовно-нравственных ценностей, патриотизма в системе мер противодействия информационно-пропагандистским атакам

Помимо фальсификации истории Запад через СМИ и кинематограф ведет разрушение общечеловеческих ценностей, поощряя среди российской молодежи и населения в целом аморальное поведение, преступность, агрессию,

В этих условиях национальное кино России должно быть идеологическим фактором воспитания российской молодежи в духе правопорядка и законности. Преступность и насилие как общественно-опасные явления не должны тиражироваться на экране ни в прямой, ни в скрытой форме фантастики или приключений.

Российский кинематограф должен отражать светлое и созидательное прошлое, настоящее и будущее России, показывая факты и события российской действительности, подтверждающие доминирование позитивных факторов развития над негативными в жизни общества.

К сожалению, сегодня это не так, поскольку по-прежнему сильно влияние западной массовой культуры. «Голливудская мода» на определенный тип «силового» кино конца света и другие шаблоны общества потребления пока доминирует, мешая полноценно вырасти национальному российскому художественному кинематографу, продвигающему идеи христианско-нравственных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей - прежде всего семьи, добросовестности, порядочности, защиты Отечества.

В государстве сформировался общественный запрос на современные фильмы о людях труда, любящих свою землю и свое дело, а не об антиобщественных элементах, таких как паразитирующие субъекты, успешные преступники и др.

1 Путин отметил роль форума отцов в улучшении демогр; 964936.print.html

Президент Владимир Путин направил приветствие участникам проходящего в Екатеринбурге 19-20 февраля 2019 г. Первого Всероссийского форума отцов «Роль отца в современной семье: государственная политика и новые перспективы». Он отметил: поддержке семьи, улучшению демографической ситуации государство уделяет приоритетное внимание. Поэтому отрадно, что повышению эффективности этой серьезной и в высшей степени востребованной работы содействуют такие значимые мероприятия, каким, является «форум отцов», который «поднимает такие важные темы, как повышение роли отцовства в укреплении семейных ценностей, воспитании подрастающего поколения» и в решении проблем в сфере защиты семьи и детства1.

Пока государственная идеология в России существует формально-абстрактно, поскольку как самостоятельное понятие не регламентируется правом или наукой в четком классическом понимании. Поэтому есть опасность, что при отсутствии четко озвученной государственной идеи или идеологии у народа возникает непонимание идейного назначения Конституции РФ, что порождает нетеской ситуации в России. https://vz.rU/news/2019/2/19/

уважение и безразличие к Конституции РФ, особенно, у непросвещенной части населения, когда любое конституционно законное ограничение общественного поведения воспринимается как необоснованное давление государства на граждан.

По формальным признакам государственная идеология России вытекает из сущности положений об основах построения и функционирования государства и общества, определенных Конституцией РФ 1993 г., хотя сама Конституция РФ подчеркивает отсутствие в Российской Федерации какой-либо государственной идеологии. К сожалению, этим положением об отсутствии в России государственной идеологии Конституция страны в определенной степени занижает свою ценность.

Можно с уверенностью сказать, что Конституция как идейная база общественно-политического согласия народа и государства в 1993 г. сформулировала постулаты государственной идеологии об основах федеративного устройства государства, собственности, правах, свободах, гарантиях защиты социально-экономического благосостояния граждан и др.

Понятие государственной идеологии часто не связывается напрямую с идейным содержанием Конституции РФ, несмотря на то, что в общественных науках «государственная идеология» означает целостную системную совокупность идей, ценностей, представлений, положений, на основе которых общность людей объединяется в государство, устанавливая идейно-политические и социально-экономические формы организации своей жизни1. Исходя из этого определения Конституция РФ включает множество положений, которые могут быть отнесены к государственной идеологии.

Статья 2 Конституции РФ закрепляет главную идею, на которой базируется российская государственность, определяя, что человек, его права и

свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства2.

Статья 18 Конституции РФ также устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяя смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием3.

В этой связи, принимая во внимание ст. 2 и 18 Конституции РФ, следует отметить, что Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию от 20.02.2019 г. по своему содержанию глубоко народно, идейно и конституционно. Можно сказать, что оно отражает существо государственной идеологии России.

Послание 2019 г. раскрывает направленность государственной политики Российской Федерации ближайших десятилетий на повышение благосостояния человека, реализацию конституционных прав и свобод граждан, защиту семейных ценностей мерами интенсификации развитии государства, потребностей человека и его семьи, гражданского общества, развития регионов и др.4

1 МартюшовЛ.Н. Государственная идеология: какой ей быть? // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2017. № 4. https://cyberleninka.rU/article/v/gosudarstvennaya-ideologiya-rossiyskoy-federatsii-kakoy-ey-byt

2 Статья 2 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. http://constitution.kremlin.ru/

3 Там же. Статья 18.

4 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию от 20.02.2019 г. http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56957

В.В. Путин подчеркнул, что это послание носит особый, рубежный характер, как и то время, в которое живет российский народ, когда значение исторического выбора развития страны исключительно высоко, поскольку он определяет судьбу Российской Федерации на десятилетия вперед1.

Следует добавить, что кроме благосостояния народа идейное понятие защиты прав и свобод народов часто включает общие идеи защиты национальных духовных ценностей, патриотизма, единства, мира и справедливости. 2

Ответственность участников кинематографической деятельности за распространение клеветы, ненависти, вражды против российского народа

Статьей 8 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.1996 г. № 126-ФЗ (ред. от 28.11.2018 г.) допускается государственное финансирование выпуска национальных фильмов в размере не более 70% их стоимости по смете. В отдельных случаях, если фильм имеет особую художественную и культурную ценность для государства, по согласованию с федеральным органом в сфере кинематографии решается вопрос предоставления его полного государственного финансирования3.

К иностранным кинокомпаниям и физическим лицам, создателям псевдоисторической и иной сомнительной кинопродукции информационно-пропагандистского характера, враждебной для России, могут применяться административно-правовые и уголовно-правовые меры ответственности за возбуждение ненависти, вражды, унижение исторической памяти и человеческого достоинства российских граждан согласно ст. 282 УК РФ (ред. от 27.12.2018 г.)4.

В ст. 282 УК РФ сказано, что могут быть лишены свободы на срок до пяти лет лица, осу-

ществляющие враждебные действия по возбуждению у граждан ненависти, вражды, унижения к определенному полу, расе, национальности, языку, религии, социальной группе, осуществленные публично, включая использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных технологий и сеть Интернет.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.09.2018 г. «О судебной практике по уголовным делам экстремистской направленности» определяет, что гарантированные Конституцией РФ и международно-правовыми актами свобода мысли и слова, а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом могут быть ограничены в случаях, закрепленных федеральными законами (например, УК РФ), если распространение информации носит экстремистский характер, угрожает безопасности государства, его конституционным, нравственным, оборонным основам, здоровью, правам и законным интересам граждан5.

1 Там же.

2 МартюшовЛ.Н. Указ. Соч.

3 Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (ред. от 28.11.2018 г.). http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cg

4 Уголовный кодекс РФ (ред. Федерального закона от 27.12.2018 г. № 519-ФЗ).

5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.09.2018 г. № 32 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 11 „О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"». https://www.sova-center.ru/misuse/docs/2018/09/d40044/

Необходимость активизации применения в странах СНГ правовых санкций для противодействия информационно-пропагандистским атакам Запада как часть«битвы за историю».

Об угрозах информационного терроризма со стороны стран НАТО и других проамериканских международных организаций и мерах противодействия им говорится в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г.1 (далее - Концепция).

В п. 1.4 Концепции подчеркивается, что внешними факторами, способствующими возникновению терроризма в России являются стремления некоторых иностранных государств методами скрытой информационно-террористической деятельности ослабить позиции Российской Федерации в мире, снизить выдающуюся историческую роль России в судьбах мира, навязать через кинематограф российскому народу и другим народам мира негативный образ российского государства2.

Информационные атаки западных стран через СМИ и кинематографическую продукцию с применением современных приемов информационной войны, организованные для разрушения истории и основ конституционного строя Российской Федерации, других стран СНГ, нацелены на установление политического, экономического или иного влияние стран НАТО и их пособников в отдельных субъектах Российской Федерации и странах СНГ.

Информационно-пропагандистские методы Запада как способы применения информационного оружия посредством кинематографа, телевидения, Интернета действенны из-за отсутствия в некоторых случаях высокопрофессиональных отечественных исторических фильмов по кон-

кретным фактам истории. Также используются научные пробелы в социально-философских, национально-патриотических, культурно-мировоззренческих концепциях по истории России, ее настоящего и будущего. Не дается глубокая социально-политическая, религиозная и иная общественно-историческая оценка причин возникновения, распространения терроризма и его движущих сил на пространстве СНГ.

Распространению информационных атак Запада способствует и наличие двойных стандартов в правоприменительной практике разных стран относительно методов борьбы с информационным экстремизмом и терроризмом, а также отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях.

Необходима выработка единой концепции с участием партнеров по СНГ, касающейся противодействия попыткам Запада фальсифицировать исторические факты и события с целью подрыва основ государственного строя и конституционного порядка стран СНГ. В числе мер противодействия может применятся «сковывание» активности западных информационно-пропагандистских центров и стоящих за ними спецорганов путем запрещения их деятельности.

Большинство законов стран СНГ о средствах массовой информации включают нормы, дающие основания запретить западные пропагандистские центры. Например, различные параметры контроля за СМИ установлены Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере свя-

1 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 05.10.2009 г. http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.

2 Там же. Пункт 1.4.

зи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (ред. от 01.07.2016 г.), утвердившим Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций1.

Статьей 4 Закона РФ 27.12.1991 г. № 21241 «О средствах массовой информации» (ред. от 03.07.2018 г.) запрещается злоупотребление свободой массовой информации. Запрещено использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов2.

В странах СНГ ведется поиск единообразных подходов к регулированию информационных методов противодействия пропагандистским атакам Запада. Это нашло отражение в Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года и Плане действий по ее реализации, утвержденными 26.10.2016

в Минске на заседании Совета Глав Правительств СНГ3.

В целях обеспечения безопасности информационного пространства следует усилить внимание к мониторингу кинопродукции как зарубежного, так и российского производства на предмет соответствия исторической правде, выявления и пресечения акций целенаправленной подрывной пропаганды.

Очевидно, что «битвы за историю» будут проходить постоянно, поскольку массив неоднозначных и противоречивых исторических фактов безмерен. Доступ к архивам позволяет приблизиться к исторической истине, но может использоваться с совершенно противоположными целями. Об этом, в частности, свидетельствуют последние информационные вбросы, срежиссированные зарубежными спецслужбами на основе сведений, почерпнутых из архивов Украины и Литвы.

Ни для кого не секрет, что на основе архивных сведений недобросовестные исследователи способны сконструировать новую реальность, отдаленно отражающую окружающую действительность. Использование новых компьютерных технологий позволяет вносить правки в полученные архивные документальные материалы и кинохронику, корректировать изображение, подвергать его различного рода препарированиям.

История России - это совокупность сложным образом переплетенных величайших подвигов и беспримерного мужества народа, блистательных достижений по защите и укреплению обороноспособности Отечества в рамках того или иного государственного устройства, и, одновременно, цепь трагических ошибок, и даже преступлений власти. Но именно поэтому здесь нужен взвешенный, государственный подход, отвергающий

1 Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций») (ред. от 01.07.2016 г.).

2 Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 03.07.2016 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511

3 Петрова Г.В. Ступаков В.И. Информационно-коммуникативные технологии в журналистике и ответственность СМИ как мера противодействия угрозам безопасности в условиях информационных атак против России // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017.№ 3.

попытки переписать историю под сиюминутную политическую конъюнктуру в угоду интересам отдельных общественно-политических и финансовых групп, маргинальных и экстремистских сообществ.

В последнее время значительно вырос спрос на публицистические и документальные фильмы по истории нашей страны и СНГ, в том числе освещающие деятельность органов государственной безопасности.

Защита российского кинематографа от терроризма и экстремизма

В последние годы вышло в широкий российский прокат определенное количество исторических и псевдоисторических кинолент, содержащих порой неоправданно для такой тонкой материи высокую степень художественного вымысла, соседствующего с неприкрытой ложью.

Поскольку правильно выстроенная картинка, изображение, зрительный образ, поданные на соответствующей эмоциональной планке, придают иллюзию достоверности, правдоподобие некорректным тезисам, они играют важную роль в формировании настроений в обществе.

Отдельные кинематографические поделки выдаются кинематографистами и документалистами за подлинные сюжеты. Отбираемый материал выхватывается из многослойного исторического контекста, а методом монтажа формируется определенный видеоряд, базирующийся на вымышленных событиях.

Зачастую изобретаются киносенсации из разряда альтернативной истории. Фальсифицируются исторические факты. Кинематограф всегда был и остается одним из самых сильных рычагов воздействия на общественное сознание. Необходимо вести бескомпромиссную борьбу с низкопробной кинопродукцией, очерняющей наше прошлое, противопоставить ей высокохудожественные произведения, созданные на основе серьезных исторических исследований.

Целесообразно разработать механизм ограничения доступа на большие экраны тех произведений, в которых откровенно демонизируется, очерняется или высмеивается все то, что связано с Россией, с русской культурой. При этом,

как указывалось выше, к авторам и распространителям таких произведений следует применять ст. 282 УК РФ и другие статьи Кодекса об информационной экстремистской деятельности против граждан России, на что указывает Верховный Суд РФ в комментариях по применению Уголовного кодекса

Подчеркнем, что, наши оппоненты, в свою очередь, проводят соответствующие мероприятия по защите своих граждан от российского телевизионного и кинематографического влияния. Западные политики и СМИ регулярно обвиняют информационное агентство «Russia Today» в необъективной подаче информации и предвзятости в освещении событий, связанных с политикой России и Запада, чинят ему всевозможные препоны.

В Литве реализуются планы по организации специально учрежденным органом оценки российских фильмов на предмет наличия в них кремлевской пропаганды.

Там уже вынесен обвинительный вердикт российской картине «Викинг». По мнению депутатов Сейма, она является политическим проектом и может представлять угрозу национальной безопасности.

Обвиняя Россию во всех смертных грехах, западные политтехнологи сами не брезгует вбросом дезинформации, подтасовкой фактов. Хорошо известны постановочные ролики об использовании в Ираке и Сирии химического и биологического оружия для оправдания агрессивной политики и военных операций. Во время военных действий в Боснии и Герцеговине английской те-

лекомпанией был снят «документальный фильм» о зверствах сербов, этнических чистках, который был впоследствии разоблачен как подделка.

Как представляется, в результате целенаправленной планомерной деятельности с участием

научных и экспертных кругов удастся усилить эффективное противодействие попыткам вмешательства во внутренние дала России и Содружества, осуществляемым странами Запада через свои пропагандистские комплексы под прикрытием ревизии исторических событий, что особенно актуально в преддверии празднования 75-летия Победы.

Изложенный подход к проблемам должен способствовать консолидации общества, формированию доверия в отношениях с гражданами стран ближнего и дальнего зарубежья, укреплению симпатий к нашей стране и донесению правдивой информации о России.

Нормативно-правовые акты и литература

1.Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 05.10.2009 г. http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.

2. Уголовный кодекс РФ (ред. Федерального закона от 27.12.2018 г. № 519-ФЗ).

3. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (ред. от 18.04.2018 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_

4. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 18.04.2018 г., с изм. от 17.01.2019 г.) .http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1511/

5. Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций») (ред. от 01.07.2016 г.).

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2019 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации „О средствах массовой информации" в связи с жалобой гражданина Е.Г. Финкельштейна». http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW& n=316142&dst=1000000001&date=28.03.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.09.2018 г. № 32 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 11 „О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"». https://www.sova-center.ru/misuse/docs/2018/09/d40044/

8. Петрова Г.В. Ступаков В.И. Информационно-коммуникативные технологии в журналистике и ответственность СМИ как мера противодействия угрозам безопасности в условиях информационных атак против России // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.