Научная статья на тему 'Меры профилактики налоговых преступлений'

Меры профилактики налоговых преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1833
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЗАДАЧИ КРИМИНАЛИСТИКИ / РАССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕСТУПНОЕ СОБЫТИЕ / МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОВЕРШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прошин Владимир Михайлович

Автор исследует задачу предупреждения совершения налоговых преступлений не как основную в системе криминалистической теории и практики, а как имеющую опосредованный характер от деятельности следователя по поиску и применению эффективных методов, способов и средств на всех этапах его работы по расследованию преступления. Поэтому профилактическую работу правоохранительных органов по предупреждению совершения налоговых преступлений предлагается строить на основе анализа совокупности всех собранных по уголовному делу доказательств и на основе итогов данного анализа инициирование принятия мер нормативного характера и в режиме текущего реагирования по устранению в деятельности налогоплательщиков фактов и обстоятельств, используемых ими в качестве элементов механизма совершения налогового преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры профилактики налоговых преступлений»

УДК 340

Прошин Владимир Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, профессор юридического факультета, Международный славянский институт advokat.proshin.v. m@gmail. co Vladimir M. Proshin

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Professor of the Faculty of Law International Slavic Institute advokat.proshin.v. m@gmail. co

Меры профилактики налоговых преступлений Measures to prevent tax crimes

Аннотация. Автор исследует задачу предупреждения совершения налоговых преступлений не как основную в системе криминалистической теории и практики, а как имеющую опосредованный характер от деятельности следователя по поиску и применению эффективных методов, способов и средств на всех этапах его работы по расследованию преступления. Поэтому профилактическую работу правоохранительных органов по предупреждению совершения налоговых преступлений предлагается строить на основе анализа совокупности всех собранных по уголовному делу доказательств и на основе итогов данного анализа инициирование принятия мер нормативного характера и в режиме текущего реагирования по устранению в деятельности налогоплательщиков фактов и обстоятельств, используемых ими в качестве элементов механизма совершения налогового преступления.

Ключевые слова: профилактика налоговых преступлений, предупреждение совершения преступлений, задачи криминалистики, расследование налогового преступления, преступное событие, меры профилактики совершения налоговых преступлений.

Annotation. The author investigates the task of preventing the commission of tax crimes not as the main one in the system of criminalistics theory and practice, but as having an indirect character from the activity of the investigator in the search for and application of effective methods, methods and means at all stages of his work to investigate the crime. Therefor, the preventive work of law enforcement agencies in preventing the commission of tax crimes is proposed to built on the basis of an analysis of the totality of all evidence collected in the criminal case and, on the basis of the results of this analysis, initiating the adoption of regulatory measures and in the regime of the current response to eliminate the facts and circumstances used by them in the activities of taxpayers as elements of the mechanism of committing a tax crime.

Key words: prevention of tax crimes, preventing the commission of crimes, the tasks offorensic science, the investigation of a tax crime, a criminal event, measures to prevent the commission of tax crimes.

Отдельные учёные полагают, что деятельность по предупреждению совершения преступлений является самостоятельной функцией криминалистики. Другие учёные не придают предупреждению совершения преступлений статус самостоятельной задачи криминалистики.

Они считают данную деятельность опосредованной целью, которая достигается в процессе решения основных задач криминалистической деятельности по раскрытию преступления.

В этих работах следственные, оперативно-розыскные, тактические и аналитические методы рассматриваются как основа для выявления причин совершения преступлений, необходимая правовая платформа для разработки мер их предупреждения и профилактики.

Так, И.Я. Фридман высказывает предложение о создании самостоятельного «профилактического» раздела в криминалистике[1].

В.П. Колмаков является сторонником разработки частной криминалистической теории, посвящённой предупреждению преступлений [2].

И.И. Иванов, исследуя вопросы криминалистической превенции в контексте данной научной позиции, пишет о частной теории, как системе научных положений и практических рекомендаций о закономерностях разработки и использования в уголовном судопроизводстве технических средств, тактических и методических приёмов для предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений [3].

А.И. Возгрин утверждает, что профилактическая деятельность следователя - необходимый структурный элемент любой частной методики расследования преступлений [4].

Не ставя под сомнение наличие в системе криминалистической теории и практики задач предупреждения преступлений, следует отметить, что решение данной задачи в криминалистике не является основной.

С нашей точки зрения, предупредительно-профилактическая работа следователя осуществляется на всех этапах его работы по расследованию преступления, учитывая, что функция предупреждения преступлений при работе следователя по конкретному делу не является обособленной, а имеет опосредованный характер от деятельности следователя по поиску и применению эффективных методов, способов и средств раскрытия преступления.

Установление по итогам расследования налоговых преступлений причин и условий их совершения, а также обстоятельств, способствовавших совершению этих преступлений, предполагает необходимость осуществления мер по предупреждению совершения преступлений в будущем, тем более принятие таких мер является одной из

задач уголовного законодательства наряду с задачами охраны (ч. 1 ст. 2 УК РФ)[5].

Профилактическая работа правоохранительных органов по предупреждению совершения налоговых преступлений есть анализ совокупности всех собранных по уголовному делу доказательств и на основе итогов данного анализа инициирование принятия мер нормативного характера и в режиме текущего реагирования по устранению в деятельности налогоплательщиков фактов и обстоятельств, используемых ими в качестве элементов механизма совершения налогового преступления, по созданию гражданско-политической и социально-экономической среды, формирующей уровень правосознания и психофизические свойства личности, исключающие необходимость либо возможность совершения мотивационно-волевых действий (бездействия), составляющих объективную сторону состава соответствующего налогового преступления, а также по изучению и нейтрализации процесса соединения факторов криминальной направленности в совокупность, формирующую криминалистические закономерности причинно-следственной поэтапной смены пространственно-временных состояний жизнедеятельности лица, обуславливающие его движение к преступному событию.

Отталкиваясь от научно-теоретического понимания профилактики совершения налоговых преступлений, система конкретных предупредительных мер в этом вопросе, на наш взгляд, могла бы осуществляться в следующих формах и направлениях.

1. Как показал анализ более двух сот материалов уголовных дел по налоговым преступлениям большинство элементов механизма их совершения по форме и содержанию являются одинаковыми, имеющими много совпадающих характеристик, что свидетельствует о типизации стандартов механизма совершения налоговых преступлений.

Данное обстоятельство, при условии эффективного взаимодействия правоохранительных и налоговых органов в деле текущего контроля за выполнением налогоплательщиками их налоговых обязанностей, позволяет нейтрализовать формирование стандартных механизмов совершения налоговых преступлений в деятельности большого количества налогоплательщиков, используя возможность целенаправленного приложения внимания и усилий.

2. Необходимо как можно чаще и более эффективно использовать правовые возможности и полномочия, предоставленные органам внутренних дел и следственным органам, которые связаны с возможностью участия вместе с налоговыми органами в проводимых ими выездных налоговых проверках (ст. 36 НК РФ)[6]. Данное участие обогатит представителей правоохранительных органов колоссальным опытом правового анализа деятельности налогоплательщика в режиме текущих гражданско-правовых и налоговых правоотношений, а также, при

выявлении криминалистических закономерностей движения налогоплательщика (его представителя) к преступному событию, позволит осуществить меры профилактического реагирования.

3. При выявлении оперативно-розыскным путём либо в результате попадания в руки представителей правоохранительных органов иным способом сведений об обстоятельствах, требующих совершения действий, отнесённых налоговым законодательством к полномочиям налоговых органов, необходимо добиться в установленный законом срок решения налогового органа о квалификации данных сведений и незамедлительно приступить к дальнейшей работе с этими сведениями, если они указывают на возможность совершённого либо готовящегося к совершению налогового преступления.

4. С целью формирования устойчивого понимания неотвратимости ответственности за налоговое преступление необходимо через средства массовой информации результаты расследования налоговых преступлений доводить до сознания каждого налогоплательщика.

5. Необходимо путём научных публикаций, просветительской и разъяснительной работы через средства массовой информации более агрессивно влиять на формирование правосознания налогоплательщика о значении и роли соблюдения публичных и частных интересов в вопросах налогообложения, о социально-экономическом влиянии эффективного функционирования налоговой системы государства на благополучие каждого её гражданина и на положение государства на мировом рынке и в политическом миропорядке.

6. Отправной точкой в совершении налогового преступления является нарушение законодательства о налогах и сборах. Следовательно, учитывая стадийность движения к расследованию налогового преступления, необходимо уяснить суть нарушенной нормы законодательства о налогах и сборах и каков состав налогового правонарушения совершён по мнению налогового органа. Поэтому анализ и изучение судебной практики по налоговым спорам и толкование Верховным Судом РФ, Конституционным Судом РФ норм налогового законодательства о правовой природе фактов, положенных в основу обязанности налогоплательщика по уплате налогов, будет являться очень важной основой для проведения профилактической работы. Эта работа связана с должным реагированием правоохранительных органов на этапе начала работы инициирующих импульсов движения налогоплательщика (его представителя) к преступному событию либо на начальной стадии формирования им механизма совершения налогового преступления.

7. На основе обобщения опыта расследования и раскрытия налоговых преступлений инициирование изменений или дополнений в законодательство о налогах и сборах, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, связанных с устранением обнаруженных в процессе расследования пробелов либо недостатков,

препятствующих эффективной борьбе с преступностью в налоговых правоотношениях.

Литература:

1. Фридман И.Я. Вопросы профилактики преступлений при криминалистическом исследовании документов. Киев : КНИИСЭ, 1968. С. 18, 101-102

2. Колмаков В.П. Некоторые вопросы криминалистической профилактики преступлений // Советское государство и право. 1961. №12. С. 107

3. Иванов И.И. Криминалистическая превенция: комплексное исследование генезиса, состояния, перспектив : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 206

4. Возгрин И.А. Введение в криминалистику: История, основы теории, библиография. С. 314.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. 13.06.1996г. №63-ФЗ.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. 31.07.1998г. №146-ФЗ.

References:

1. Fridman I.Ya. Questions of crime prevention for forensic examination of documents. Kiev. KNISE, 1968. P. 18, 101-102.

2. Kolmakov V.P. Some issues of criminalistics crime prevention // Soviet state and law. 1961. №12. P. 107.

3. Ivanov I.I. Forensic prevention: a comprehensive study of genesis, condition, prospects; the authors abstract of the dissertation of the doctor of juridical science. M. 2004. P. 206.

4. Vozgrin I.A. Introduction to criminology: history, theory, bibliography. P. 314.

5. The criminal code of the Russian Federation. . 13.06.1996. №63-ФЗ. 6. The Tax Code of the Russian Federation. 31.07.1998. №146-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.