Научная статья на тему 'Меры предупреждения коррупции в органах внутренних дел'

Меры предупреждения коррупции в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
коррупция / коррупция в правоохранительных органах / коррупция в органах внутренних дел / государственная служба / государственный служащий / правоохранительные органы / corruption / corruption in law enforcement agencies / corruption in the internal affairs bodies / civil service / civil servant / law enforcement agencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Валерьевна Товарова, Сергей Дмитриевич Ястрежемский

Данная статья посвящена раскрытию основных мер предупреждения коррупции в органах внутренних дел. Несмотря на усиление борьбы с коррупцией, данное негативное явление до сих пор поражает масштабностью своих криминальных форм, представляет значительную общественную опасность и угрожает основам государственного строя. Применение превентивных мер требует конкретизации объекта превентивного воздействия — классификации коррупционных преступных деяний сотрудников внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures to prevent corruption in the internal affairs bodies

This article is devoted to the disclosure of the main measures to prevent corruption in the internal affairs bodies. Despite the strengthening of the fight against corruption, this negative phenomenon is still striking in its scale of criminal forms, poses a significant public danger and threatens the foundations of the state system. The application of preventive measures requires the specification of the object of preventive action — the classification of corrupt criminal acts of internal affairs officers.

Текст научной работы на тему «Меры предупреждения коррупции в органах внутренних дел»

Закон и право. 2024. № 10. С. 252-256. Law and legislation. 2024;(10):252-256.

Научная статья УДК 343.8

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-252-256 NIION: 1997-0063-10/24-535

EDN: https://elibrary.ru/VRCAYJ MOSURED: 77/27-001-2024-10-735

Меры предупреждения коррупции в органах внутренних дел

Елена Валерьевна Товарова1, Сергей Дмитриевич Ястрежемский2

1 2 Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Улан-Удэ, Россия

1 elena.tovarova@yandex.ru

2 ssd_yastrezhemsky@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена раскрытию основных мер предупреждения коррупции в органах внутренних дел. Несмотря на усиление борьбы с коррупцией, данное негативное явление до сих пор поражает масштабностью своих криминальных форм, представляет значительную общественную опасность и угрожает основам государственного строя. Применение превентивных мер требует конкретизации объекта превентивного воздействия — классификации коррупционных преступных деяний сотрудников внутренних дел.

Ключевые слова: коррупция, коррупция в правоохранительных органах, коррупция в органах внутренних дел, государственная служба, государственный служащий, правоохранительные органы.

Для цитирования: Товарова Е.В., Ястрежемский С.Д. Меры предупреждения коррупции в органах внутренних дел // Закон и право. 2024. № 10. С. 252—256. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-252-256 ЕБЫ: https://elibrary.ru/VRCAYJ

Original article

Measures to prevent corruption in the internal affairs bodies

Elena V. Tovarova1, Sergei D. Yastrezhemsky2

1 2 East Siberia state university of technology and management, Ulan-Ude, Russia

1 elena.tovarova@yandex.ru

2 ssd_yastrezhemsky@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the disclosure of the main measures to prevent corruption in the Internal affairs bodies. Despite the strengthening of the fight against corruption, this negative phenomenon is still striking in its scale of criminal forms, poses a significant public danger and threatens the foundations of the state system. The application of preventive measures requires the specification of the object of preventive action — the classification of corrupt criminal acts of internal affairs officers.

Keywords: corruption, corruption in law enforcement agencies, corruption in the internal affairs bodies, civil service, civil servant, law enforcement agencies.

For citation: Tovarova E.V., Yastrezhemsky S.D. Measures to prevent corruption in the internal affairs bodies // Law and legislation. 2024;(10):252—256. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-252-256 EDN: https://elibrary.ru/VRCAYJ

Коррупция в органах внутренних дел (далее — ОВД) — это серьезная проблема, которая подрывает доверие общества к правоохранительным органам и снижает эффективность их работы. Она может проявляться в

© Товарова Е.В., Ястрежемский С.Д. М., 2024.

различных формах, таких, как: взяточничество; злоупотребление полномочиями, использование служебного положения для личной выгоды, например, для получения преимуществ в бизнесе или других сферах; фальсификация документов; неправомерное использование информации, а именно, распространение конфиденциальной

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

информации в интересах третьих лиц; кумовство и т.д.

Несмотря на усиление борьбы с проявлениями коррупции в нашем обществе, за последние годы отмечается тенденция роста коррупционной преступности. Число приговоров за получение взяток за 2023 г. увеличилось почти на 14% (осуждены 1914 человек), как следует из данных Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Кроме того, на 10% увеличилось число приговоренных за дачу взятки — их 2363 [2]. Среди них привлечено за преступления коррупционной направленности 117 сотрудников ОВД (руководители следственных подразделений, следователи, дознаватели, участковые уполномоченные полиции, инспектора ГИБДД и т.д.), что составляет практически 6% от общего числа обвинительных приговоров.

Всего за совершение коррупционных проступков, правонарушений, несоблюдение требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов со службы в органах внутренних дел в 2023 г. уволено 468 сотрудников (АППГ1 — 460), из них 109 — в связи с утратой доверия (АППГ — 98) [3].

По результатам заседаний комиссий органов внутренних дел Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по итогам 2023 г. 1457 сотрудников привлечены к ответственности за совершение коррупционных правонарушений (АППГ — 2037).

Коррупционные проявления в ОВД имеют свою специфику, в связи с чем необходимо определить сущность и содержание коррупции в ОВД.

Так, по мнению В.Ф. Цепелева, под коррупцией в ОВД понимается подкуп (получение, обещание, предложение, дача, вымогательство взятки), любое другое противоправное использование сотрудниками органов внутренних дел своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот имущественного характера) для себя лично либо незаконное предоставление преимуществ любым другим лицам вне зависимости от совершенных деяний лично или через посредников, вопреки законным интересам личности, общества и государства [4, с. 22].

А.В. Куракин предлагает определить коррупцию в ОВД как не предусмотренное норматив-

1 АППГ — аналогичный период прошлого года.

ными правовыми актами принятие сотрудником лично или через доверенных лиц (посредников) имущественных благ и преимуществ с использованием своего служебного положения, а равно подкуп сотрудника посредством незаконного предоставления ему со стороны физических, должностных и юридических лиц различного рода имущественных благ и преимуществ за определенные услуги в правоохранительной сфере, при этом данные услуги могут носить как законный, так и незаконный характер [3, с. 14].

Мы соглашаемся с данными позициями авторов и приходим к выводу, что коррупция в ОВД — это использование сотрудником функций представителя власти для нарушения предусмотренного законом порядка принятия юридически значимых решений из корыстной или иной личной заинтересованности.

Коррупция в органах внутренних дел представляет собой серьезную проблему, которая подрывает доверие к правоохранительной системе и препятствует ее эффективному функционированию. Одной из особенностей коррупции в ОВД является высокий уровень латентности, т.е. скрытности, что затрудняет ее выявление и пресечение.

Сотрудники ОВД обладают знаниями уголовного и уголовно-процессуального законодательства, криминалистики, а также имеют опыт работы в правоохранительных органах, что позволяет им с легкостью скрывать свои противоправные действия, манипулировать доказательствами и избегать ответственности.

Скрытность коррупционного поведения в рядах ОВД часто обусловлена покровительством вышестоящего руководства, которое существует внутри правоохранительных структур. Так, руководители подразделений могут закрывать глаза на проступки своих подчиненных, чтобы не «выносить сор из избы»; кроме того, для сохранения репутации и избежания огласки сотрудники с компрометирующим поведением увольняются «по собственному желанию», без привлечения к юридической ответственности.

В качестве яркого примера коррупции в ОВД можно привести резонансное дело, начавшееся с попытки передачи взятки сотруднику ФСБ Игорю Демину и закончившееся обвинительным приговором в отношении более 20 руководителей и оперативников Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК), а также гражданских лиц — агентов.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 10-2024

Генерал-майор Денис Сугробов, занимавший пост начальника управления ГУЭБиПК по Москве, создал в 2011 г. организованное преступное сообщество, в которое вошли его подчиненные. Участники преступного сообщества фальсифицировали оперативную информацию о якобы преступной деятельности конкретных лиц, создавая ложные доказательства. В последующем созданные материалы использовались для вымогательства денег, давления на бизнесменов и незаконного получения выгод. Деятельность данного преступного сообщества была направлена на захват контроля над ключевыми секторами экономики и незаконное обогащение.

Следствие выявило множество эпизодов коррупционных деяний, совершенных членами данного преступного сообщества, в том числе факты вымогательства, подделки документов и фальсификации доказательств.

В 2016 г. Сугробов и его подельники были признаны виновными в создании и участии в преступном сообществе, а также в ряде других преступлений.

Генералу Сугробову было назначено наказание в виде двадцати двух лет лишения свободы и лишения всех званий, а остальные участники преступного сообщества получили разные сроки заключения.

Стоит упомянуть еще одно громкое уголовное дело в отношении полковника полиции Дмитрия Захарченко, который был обвинен в получении взятки в особо крупном размере, злоупотреблении должностными полномочиями и воспрепятствовании предварительному следствию.

Как выяснило следствие, в 2016 г. он предупредил о готовящихся обысках финансового директора Нота-банка Галину Марчукову, а также организовал вывоз документов.

Таким образом, явно отслеживаются признаки того, что Захарченко не раз предупреждал об обысках, которые должны были происходить, при этом нарушая принцип законности. При обыске у Захарченко было найдено 120 млн долл. и 2 млн евро наличными. В целом изъятая сумма оценивается в 8,5 млрд руб. В 2019 г. Пресненский суд Москвы приговорил Дмитрия Захарчен-ко к тринадцати годам колонии, лишив его звания, наград и медалей.

Следует согласиться с Э.И. Тамазовым, который указывает, что для снижения уровня коррупции в органах внутренних дел надо обратить

внимание на причины совершения данных преступлений, к которым можно отнести:

■ отсутствие тщательного отбора кадров;

■ неэффективную проверку моральных качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел;

■ низкий уровень дисциплины на службе;

■ слабый контроль руководства за деятельностью подчиненных, что также обусловливает дозволенность для совершения коррупционных действий;

■ низкую заработную плату сотрудников внутренних дел [5, с. 337].

Мы полагаем, что для борьбы с коррупцией будут эффективны меры, основными аспектами которых станут: воспитание, наказание, профилактика, а также привитие чувства долга и ответственности. Без сомнения, необходимо формировать ценностные ориентиры и развивать навыки у граждан в противодействии коррупции.

Усиление контроля руководства ОВД над подчиненными, внедрение служебных проверок, регулярные психологические тесты и беседы с сотрудниками госслужбы, а также постоянные опросы населения и анонимные анкетирования по вопросам коррупции помогут оценить работу различных подразделений, таких, как участковые полиции, ГИБДД и т.д.

Важно также обратить внимание на приемные комиссии в учебные заведения МВД, чтобы исключить поступление кандидатов с коррупционным потенциалом. Необходимо улучшить процесс проверки претендентов, собирать более полную информацию о них и проводить индивидуальные консультации психологов, и за дачу ложных характеристик следует предусмотреть административную ответственность.

Успешное выполнение служебных обязанностей сотрудниками ОВД возможно только при условии уверенности в надежной защите их прав и интересов со стороны государства.

По результатам исследования мы предлагаем следующие правовые, организационные, методические и управленческие меры:

■ борьба с коррупцией, особенно в правоохранительной системе, должна стать одной из национальных целей развития Российской Федерации и быть включена в Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1];

■ переосмысление кадровой политики в органах внутренних дел. Так, в современном мире, где динамично меняется крими-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

ногенная обстановка, а общество все больше нуждается в эффективной и прозрачной деятельности правоохранительных органов, остро встает вопрос о качественном обновлении кадровой политики органов внутренних дел. Это не просто улучшение в работе с сотрудниками ОВД, а реформа, затрагивающая все ключевые аспекты: от подготовки и повышения квалификации до борьбы с коррупцией и обеспечения надежной защиты прав сотрудников ОВД;

■ ключевым элементом реформирования является внедрение современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Необходимо пересмотреть существующие учебные программы, чтобы они соответствовали актуальным вызовам правоохранительной деятельности, включали не только правовые и тактические навыки, но и развитие критического мышления, компетенций в области коммуникации, работы с информацией, стрессоустойчивости и психологической устойчивости;

■ в борьбе с коррупцией необходимо отказаться от неэффективной антикоррупционной пропаганды, которая часто ограничивается формальными мероприятиями и не достигает цели. Ключевыми мерами должны стать:

а) введение стандартов антикоррупционной деятельности, которые должны содержать четкие алгоритмы действий сотрудников органов внутренних дел в ситуациях, связанных с коррупцией, а также определять механизмы предупреждения коррупционных рисков;

б) защита информаторов, создание прозрачных и надежных механизмов защиты людей, сообщающих о фактах коррупции, является необходимым условием для борьбы с этим явлением. Одновременно с этим необходимо усилить ответственность за ложные сообщения, чтобы исключить злоупотребления системой защиты;

в) необходимо разработать единые протоколы реагирования правоохранительных органов на сообщения о фактах коррупции, полученные из различных источников (СМИ, Интернет, социальные сети). Важно обеспечить прозрачность процесса рассмотрения сообщений и публиковать отчеты о принятых мерах;

г) обеспечение социальной защищенности сотрудников ОВД. Одним из ключевых факторов мотивации и удержания квалифицирован-

ных кадров в органах внутренних дел является создание условий для их социальной защищенности. Это означает: увеличение финансирования мер безопасности, внедрение современных систем защиты, проведение регулярных тренингов по технике безопасности; реконструкция и модернизация зданий и помещений, обеспечение сотрудников современным оборудованием, проведение регулярных медицинских осмотров; увеличение окладов, предоставление социальных льгот, создание программ ипотечного кредитования; введение системы поощрений, повышение престижа профессии в обществе, внедрение механизмов профессионального роста; взаимодействие с общественностью путем проведения открытых встреч, публикация отчетов о работе органов внутренних дел, создание онлайн-платформ для обратной связи с гражданами; внедрение систем видеофиксации, регулярное проведение социологических опросов для изучения общественного мнения; вовлечение граждан в профилактические мероприятия.

Таким образом, реформирование кадровой политики в органах внутренних дел — это не единовременное действие, а комплексный процесс, требующий системного подхода.

Успех этих реформ зависит не только от воли руководителей, но и от готовности самих сотрудников к изменениям, от их желания работать в интересах граждан, от их понимания важности профессиональной ответственности и нравственных принципов. Только в этом случае реформы смогут принести реальные плоды и повысить эффективность правоохранительной системы в целом.

Список источников

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.

2. Информационно-справочные материалы о состоянии кадрового обеспечения в органах внутренних дел Российской Федерации по линии профилактики коррупционных правонарушений по итогам 2023 года // Шр8://мвд.рф/ anticorr/realization

3. Куракин A.B., Коврова В.Г. Противодействие коррупции посредством применения мер дисциплинарного характера: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2024. 90 с.

4. Организация противодействия коррупции: Учеб. пособие / В.Ф. Цепелев, Н.Э. Мартынен-

LAW & LEGISLATION • 10-2024

ко и др.; под. общ. В.Ф. Цепелева. М.: Академия управления МВД России, 2020. 100 с.

5. Тамазов Э.И. Латенгность коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД в сфере охраны общественного порядка // Уч. записки Крымского федерального ун-та. 2019. Т. 5. № 1. С. 336-344.

References

1. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation dated 21.07.2020 № 474 // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. № 30. Art. 4884.

2. Information and reference materials on the state of staffing in the internal affairs bodies of the

Russian Federation in the field of prevention of corruption offenses by the end of 2023 // https:// MBfl.pô/anticorr/realization

3. Kurakin A. V., Kovrova V. G. Countering corruption through the use of disciplinary measures: Textbook for universities. M.: Yurayt, 2024. 90 p.

4. Organization of anti-corruption: Textbook / V.F. Tsepelev, N.E. Martynenko, etc.; under scientific V.F. Tsepeleva. M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. 100 p.

5. Tamazov E.I. Latency of corruption crimes committed by police officers in the field of public order protection // Scientific notes of the Crimean Federal University. 2019. Vol. 5. № 1. Pp. 336-344.

Информация об авторах

Товарова Е.В. — кандидат юридических наук, доцент Ястрежемский С.Д. — магистрант

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 05.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the authors

Tovarova E.V. — candidate of law, associate professor Yastrezhemsky S.D. — master's student

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 05.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.