Научная статья на тему 'Меры по стимулированию международной академической мобильности (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса)'

Меры по стимулированию международной академической мобильности (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / МОБИЛЬНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ВЛАДИВОСТОК / ВГУЭС / ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / РАЗВИТИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАДИРОВКА / DEVELOPMENT / UNIVERSITY / EDUCATION / VSUES / VLADIVOSTOK / ACADEMIC MOBILITY / MOBILITY / PEDAGOGICS / HIGHER EDUCATION / STUDY PLACEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононов Артем Юрьевич

Предметом исследования является методы стимулирования международной академической мобильности. Объектом исследования является международная академическая мобильность. Автор подробно рассматривает такие темы как формы международной академической мобильности, нормативно-правовое регулирование международной академической мобильности, методы стимулирования международной академической мобильности. Особое внимание уделяется выявлению текущих проблем в процессе реализации входящей и исходящей международной академической мобильности во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, а также разработке конкретных предложений по стимулированию международной академическоймобильности в данном вузе. Методологическую основу данной работы обеспечили следующие научные методы: анализ, обобщение, классификация, системный подход, сравнение, анкетирование. Основным выводом проведенного исследования является аргументация необходимости развития академической мобильности как приоритетного направления международной деятельности в вузе в рамках интеграции, глобализации и создания единого образовательного пространства, что требует от российских вузов гармонизации образовательных стандартов, учебных планов, подходов к обучению с учетом особенностей разных стран мира. ВГУЭС постоянно расширяет сферу сотрудничества с зарубежными образовательными учреждениями и активно пользуется этими связями для осуществления политики академической мобильности. Для оценки эффективности политики ВГУЭС в отношении академической мобильности было проведено анкетирование, которое показало ряд проблем (определенная неясность в вопросе оценивания и перезачетов для иностранных студентов, недостаточная информированность российских студентов, отсутствие классификации академической мобильности). В ходе работы для устранения отмеченных проблем было разработано «Положение о внутренней мобильности», а также были предложены изменения в «Положение об исходящей мобильности»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кононов Артем Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES ON REINVIGORATING INTERNATIONAL ACADEMIC MOBILITY (ON THE EXAMPLE OF VLADIVOSTOK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND SERVICE)

The subject of this research is the methods for encouraging international academic mobility. The object of this research is the international academic mobility. The author examines such topics as the forms of international academic mobility, statutory regulation and approaches for its promotion. Special attention is given to determination of current problems during the process of implementation of incoming and outgoing international academic mobility in the Vladivostok State University of Economics and Service, as well as formulation of particular recommendation on reinvigorating international academic mobility in this higher education establishment. The main conclusion of this study lies in substantiation of the need for the development of academic mobility as a priority direction of university’s international activity within the framework of integration, globalization and creation of the unified educational space, which requires harmonization of educational standards, curriculums, approaches to teaching techniques considering the specificities of other world countries. Vladivostok State University of Economics and Service constantly expands the field of cooperation with the foreign educational establishments and actively uses these contacts for implementation of the academic mobility policy. In order to evaluate the efficiency of such polity with regards to academic mobility, the author carried out questionnaire-based survey that revealed certain problems, such as certain ambiguity in assessment and credit transfers for foreign students, lack of information awareness of the Russian students, and lack of qualification of academic mobility. In the course of this research, the author developed the “Provision on Internal Mobility” and proposed amendments to the “Provision on Outgoing Mobility”.

Текст научной работы на тему «Меры по стимулированию международной академической мобильности (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса)»

Современное образование

Правильная ссылка на статью:

Кононов А.Ю. — Меры по стимулированию международной академической мобильности (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Современное образование. - 2019. -№ 3. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.3.30859 URL: https;//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=30859

Меры по стимулированию международной академической мобильности (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса)

Кононов Арте м Юрьевич

кандидат экономических наук

доцент, кафедра туризма и экологии, Владивостокский государственный университет экономики и

690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41, оф 8005

И artem.kononov@yahoo.com

Статья из рубрики "Современные стратегии и модели образования"

Аннотация.

Предметом исследования является методы стимулирования международной академической мобильности. Объектом исследования является международная академическая мобильность. Автор подробно рассматривает такие темы как формы международной академической мобильности, нормативно-правовое регулирование международной академической мобильности, методы стимулирования международной академической мобильности. Особое внимание уделяется выявлению текущих проблем в процессе реализации входящей и исходящей международной академической мобильности во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, а также разработке конкретных предложений по стимулированию международной академическоймобильности в данном вузе. Методологическую основу данной работы обеспечили следующие научные методы: анализ, обобщение, классификация, системный подход, сравнение, анкетирование. Основным выводом проведенного исследования является аргументация необходимости развития академической мобильности как приоритетного направления международной деятельности в вузе в рамках интеграции, глобализации и создания единого образовательного пространства, что требует от российских вузов гармонизации образовательных стандартов, учебных планов, подходов к обучению с учетом особенностей разных стран мира. ВГУЭС постоянно расширяет сферу сотрудничества с зарубежными образовательными учреждениями и активно пользуется этими связями для осуществления политики академической мобильности. Для оценки эффективности политики ВГУЭС в отношении академической мобильности было проведено анкетирование, которое показало ряд проблем (определенная неясность в вопросе оценивания и перезачетов для иностранных студентов, недостаточная информированность российских студентов, отсутствие классификации академической мобильности). В ходе работы для устранения отмеченных проблем было разработано «Положение о внутренней мобильности», а также были предложены изменения в «Положение об исходящей мобильности»

Ключевые слова: Педагогика, Мобильность, Академическая мобильность, Владивосток,

ВГУЭС, Образование, Вуз, Развитие, Высшее образование, Стадировка DOI:

10.25136/2409-8736.2019.3.30859

Дата направления в редакцию:

25-09-2019

Дата рецензирования:

27-09-2019

Дата публикации:

29-09-2019

Международная академическая мобильность представляет собой перемещения участников образовательного процесса за рубеж с целью получения образования, преподавания, проведения исследований, повышения квалификации.

Теоретическую основу академической мобильности составляют труды зарубежных и отечественных авторов с первой половины ХХ века по настоящее время. Это такие авторы как Т. В. Пономарева, В. А. Галичин, А. Р. Лебедев, Ф. Мизикачи, З. Арслан, К.С Андреева. Мировой опыт развития академической мобильности представлен в работах М.А. Ставрук, И.М. Миковой. Российская специфика организации процесса академической мобильности систематизирована в работе О.А. Радченко, Ю.Д. Артамонова и А.Л. Демчук. Проблему обеспечения готовности к академической мобильности анализировали Э.Л. Емельянова, Е.С. Мищенко, И.В. Шеленкова.

Бесспорным во всех отмеченных работах является тот факт, что на сегодняшний день академическая мобильность как важный элемент организации единого образовательного пространства становится фактором жизнеспособности высших учебных заведений. При этом индикаторы академической мобильности становятся показателями результативности деятельности учебных заведений, как в отчетах самих вузов, так и в документах Министерства образования и науки РФ. Так, например, уровень мобильности студентов вуза учитывается рейтингом Европейской научно-промышленной палаты, в котором Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) на данном этапе занимает 85 место по престижности. В свою очередь в национальном рейтинге Интерфакс ВГУЭС делит 76-77 позиции в общем зачете, однако по показателям интернационализации образования и налаживанию международных связей вуз находится выше, а именно на 53-55 месте.

Во ВГУЭС уже на протяжении многих лет осуществляется деятельность по установлению международного сотрудничества в различных направлениях. ВГУЭС имеет соглашения о двустороннем сотрудничестве с 66 образовательными учреждениями, организациями и фондами из 16 стран мира, имеет 32 совместных программ международной академической мобильности студентов, 7 программ «двух дипломов». За период с 2015 г. по 2018 г. около четырехсот обучающихся выезжали за границу с различного рода образовательными целями. При этом ВГУЭС стремится совершенствовать и расширять

спектр программ академической мобильности, развивая программы для студентов не языковых специальностей. Так студенты-фотографы профессиональной школы индустрии моды и красоты ВГУЭС осенью 2018 г. участвовали в фото-стажировке в г. Цзиси на территории кампуса Хэйлунцзянского государственного технического университета, КНР. По результатам данной стажировки планируется проведение совместной фотовыставки. Студенты направления «Дизайн костюма» регулярно участвуют в студенческих конкурса-показах со своими коллекциями на международных площадках АТР.

В это же время приблизительно шестьсот сотрудников посетили зарубежные вузы в целях повышения квалификации, посещения научных конференций.

При этом в 2018 г. во ВГУЭС прошли обучение по различным направлениям и специальностям 376 иностранных студентов. Динамика соответствующего показателя представлена в таблице 1. Иностранные студенты обучаются в основном по следующим направлениям подготовки: экономика, менеджмент, лингвистика, дизайн, туризм.

Таблица 1 - Динамика числа иностранных студентов, обучающихся в вузе (филиале) за период с 2014 г. по 2018 г.

Год Число обучающихся Динамика

2014 276 193.6

2015 286 3.6

2016 254 -11.2

2017 317 24.8

2018 376 18.6

Устойчивая реализация практики международной академической мобильности студентов осуществляется на основании наличия локальных и нормативно-правовых актов (НПА) и ежегодного выполнения внутренних показателей мониторинга эффективности деятельности университета образовательными подразделениями ВГУЭС (институты, кафедры): «Численность студентов иностранных образовательных организаций, прошедших обучение в вузе по очной форме обучения по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, не менее одного семестра (триместра)».

Для оценки эффективности реализуемых ВГУЭС мероприятий в контексте академической мобильности было проведено анкетирование студентов ВГУЭС и иностранных обучающихся. Было создано две анкеты - на русском и английском языках - для охвата большего числа студентов и выявления проблем в сферах и входящей и исходящей мобильности.

В опросе иностранных студентов приняло участие 87 респондентов. Ответившие на анкету студенты в большинстве своем являются выходцами из Китая (49%). Также в опросе приняли участие обучающиеся из Республики Кореи (20%), Лаоса (29%) и Нигерии (2%). Большинство ответивших находятся в возрасте 21-23 года (53%), также на анкету ответили студенты в возрасте 18-20 лет (10%), 23-25 лет (16%), иностранные студенты в возрасте 25-30 (21%).

На вопрос о причине выбора ВГУЭС среди вузов Владивостока и России большинство иностранных обучающихся (42%) ответили, что выбрали ВГУЭС не из-за конкретных характеристик вуза, а потому что им нравится система высшего образования в России в целом. При этом 26% ответивших отметило, что российское образование ценится выше в стране респондента. Еще 26% респондентов в качестве причины выбора вуза отметили наличие и качество курсов русского языка (26%). Такие данные позволяют говорить о

том, что немногие иностранные студенты выбирают ВГУЭС целенаправленно. В большей степени ВГУЭС воспринимается как наиболее подходящий по общим критериям вуз, находящийся в относительной близости к странам АТР.

Вместе с тем в качестве основного пожелания в контексте улучшения опыта обучения во ВГУЭС, помимо более доступного обучения на английском языке (45% респондентов), иностранные студенты отмечают более понятную систему оценивания и перезачетов (37%).

В этом контексте важно отметить, что несмотря на рост притока иностранных студентов во ВГУЭС и отмеченные в ходе результата анкетирования проблемы, в вузе до сих пор отсутствует профильное положение, которое регулировало бы образовательный процесс в отношении иностранных студентов.

Руководство осуществляется в соответствии с общими нормативно-правовыми актами. В связи с этим в результате исследования был разработан проект «Положения о входящей академической мобильности».

«Положение о входящей академической мобильности» должно стать внутренним документом ВГУЭС, предназначенным для внутреннего использования сотрудниками, вовлеченными в процесс осуществления академической мобильности иностранных обучающихся, а именно для Департамента международной и культурной деятельности, Студенческого офиса и учебного подразделения, реализующего соответствующую программу академической мобильности. Если все подразделения ВГУЭС будут работать по одному алгоритму и правилам, процедура зачисления и обучения иностранных граждан будет проходить понятнее и легче для всех участников процесса.

Необходимый перечень документов разработанного документа регламентирует все аспекты обучения: соглашение об обучении (индивидуальный учебный план), регистрационная форма, договор о сотрудничестве.

«Положение о входящей академической мобильности» решает следующие задачи:

1) Определяет порядок зачисления иностранного обучающегося на образовательные программы ВГУЭС;

2) Регламентирует деятельность учебных подразделений в отношении иностранных обучающихся;

3) Определяет схему, по которой иностранный обучающийся будет аттестовываться и получать кредиты;

4) Определяет срок, на период которого студент будет зачислен на обучение во ВГУЭС.

Порядок зачисления на программы обмена и стажировки оговаривается в пунктах 4 «Общие требования к обеспечению входящей академической мобильности» и 5 «Организация пребывания и обучения иностранного обучающегося в рамках программы международной академической мобильности». Согласно положению, существует конкретный алгоритм действий для зачисления иностранного студента.

В первую очередь иностранный обучающийся должен оформить заявку на участие в выбранной программе, заполнить регистрационную форму и уведомить университет своей страны о желании участвовать в программе мобильности. Далее, непосредственно к делу подключается Департамент международной и культурной деятельности ВГУЭС.

Департаменту международной и культурной деятельности необходимо подтвердить принятие заявки, обработать анкету и на основе анализа поступившей заявки подготовить рекомендации и перечень дисциплин, которые подойдут конкретному студенту. Согласование всех рабочих моментов происходит через электронную почту непосредственно в рамках деловой переписки. Далее, студенту направляется соглашение об обучении, если есть необходимость подразделение ВГУЭС связывается с учебным подразделением иностранного университета, чтобы согласовать все интересующие обе стороны моменты.

После заполнения и утверждения соглашения об обучении ВГУЭС начинает процедуру оформления персонального приглашения для получения иностранцем визы на обучение в РФ. Оригинал приглашения необходимо направить почтой в иностранному студенту, чтобы тот, в свою очередь, начал процесс оформления визы. Все последующие процедуры выполняются по прибытии иностранного гражданина: прохождение медкомиссии, если требуется, получение страховки, заселение в выбранное общежитие, ознакомление с инфраструктурой университета и др. Также, к конкретному иностранцу или группе, должен быть приставлен волонтер, член International Club, из числа студентов, а также куратор из Отдела международной академической мобильности (ОМАМ) ВГУЭС.

На протяжении периода обучения по программе обмена во ВГУЭС иностранный гражданин взаимодействует непосредственно с Отделом международной академической мобильности ВГУЭС, Студенческим офисом и преподавателями учебного подразделения, дисциплины которых они изучают. «Положение о входящей академической мобильности» помогает всем участникам процесса работать с одними и теми же задачами в одном направлении и решать их совместно в порядке установленного образца.

Наиболее неопределенным аспектом работы с обменными программами и иностранными студентами всегда был так называемый «перезачет». Разработанное «Положение о входящей академической мобильности» четко определяет порядок и схему перевода балльно-рейтинговой системы вуза в системы GPA, CATS, USCS и ECTS в соответствии с существующими и успешно используемыми на сегодняшний день формулами пересчета оценок, разработанными Министерством высшего образования и науки РФ.

Иностранные обучающиеся, прибывающие по программам обмена, и включенного обучения, в рамках межуниверситетских соглашений, оформляют обыкновенную учебную визу, цель въезда «учеба». ВГУЭС в указанный период осуществляет обучение в рамках академической мобильности по программе высшего образования (бакалавриат, магистратура). Такая виза дает учащимся право перезачета кредитов в родном университете и подразумевает относительно долгий срок пребывания в России с целью получения образования бакалавра или магистра. После окончания периода обучения по программам магистратуры или бакалавриата выдается сертификат о прохождении программы, а также транскрипт с оценками и количество набранных кредитов, которые могут быть перезачтены в родном университете иностранного учащегося.

Иностранные обучающиеся, прибывающие в рамках программы международной академической мобильности самостоятельно оформляют обыкновенную учебную визу, цель въезда «курсы». ВГУЭС осуществляет обучение по программам дополнительного образования. Ежегодно проводится набор на курсы русского языка, летние школы по различным направлениям другие дополнительные образовательные программы, не подразумевающие длительного пребывания в стенах вуза и также получения зачетных единиц в копилку высшего образования. Иными словами, такие программы

воспринимаются как факультативные и не позволяют перезачитывать кредиты в других университетах. После прохождения курсов выдается диплом об окончании программы дополнительного образования.

В опросе об исходящей мобильности среди студентов ВГУЭС приняло участие 117 человек. Большинство опрошенных студентов ВГУЭС (77,9%) оказались проинформированными об их возможности стать участников обменной программы образования и учиться за рубежом. При этом 40% респондентов имели опыт участия в обменных или стажировочных программах за рубежом, и только 28,2% из них пользовались при этом услугами международного отдела ВГУЭС. Остальные пользовались услугами стороннего агентства, оказывающего услуги по оформлению документов для обменной программы или стажировки (38,5%), либо оформляли все документы самостоятельно, без помощи третьих лиц (33,3%).

Для улучшения ситуации в данном аспекте в разработанное в 2014 году Отделом международной академической мобильности совместно с Управлением по работе со студентами «Положение об исходящей мобильности студентов ВГУЭС» было предложено внести ряд изменений, систематизированных в Таблице 2.

Таблица 2 - Сравнение положений об исходящей форме академической мобильности 2014 г. и 2019 г.

Аспекты положения Положение об исходящей академической мо бильно с ти в о В Г У Э С 2014 Положение об исходящей академической мобильности во ВГУЭС 2019

Информационное обеспечение Информирование студента непосредственно в ОМАМ; Норма выполнения по академической мобильности студентов определенного учебного института; уведомление через социальные сети и сайт ВГУЭС; агитация через реальные истории участников

Нормативные ссылки Положение руководствуется устаревшими НПА, не отражающими настоящее положение дел Актуальные НПА, которыми руководствуются все ведущие вузы страны; расширенные список нормативных ссылок

Термины и определения Неполный понятийный аппарат Новые определения и термины, актуальные с точки зрения употребимости; дополненный список определений; стандартизированные понятия

Порядок перезачета кредитов Использование европейской системы пересчета ЗЕ; устаревшая форма транскрипта Использование европейской, американской и британской систем пересчета ЗЕ; средний балл успеваемости; новая форма транскрипта

Классификация Отсутствие классификации Полная классификация видов

видов мобильности, существующих

академической на момент создания

мобильно с ти положения

Р е г ла ме нтиро в а ние Общий порядок П орядок организации

деятельности организации академической мо бильно с ти

учебных академической конкретного студента;

подразделений мо бильно с ти для всех регламентирование процесса

обучающихся ВГУЭС; перезачета кредитов;

отсутствие конкретных

инструкций о

переаттестации

Порядок У с та р е в шие формы Индивидуальный учебный

направления документов план; регистрационная

студента на форма;

обучение в

зарубежные вузы

В частности, были выявлены конкретные пробелы в структуре положения, а именно отсутствие пунктов о перезачете кредитов, отсутствие информации о приобретенных компетенциях, отсутствие классификации академической мобильности и др.

Главы в составе разработанного положения охватывают все аспекты, касающиеся исходящей формы академической мобильности. Положение предназначено для инструктирования персонала учебных и административных подразделений в вопросах, связанных с академической мобильностью студентов ВГУЭС.

Таким образом, проведенный анализ позволил выявить определенные слабые места в контексте осуществления политики международной академической мобильности во ВГУЭС. В разрезе входящей международной академической мобильности было отмечено отсутствие профильного положения, которое регулировало бы образовательный процесс в отношении иностранных студентов. Разработанным в ходе исследования «Положением о входящей академической мобильности» утверждена более совершенная система пересчета кредитов, полученных иностранными обучающимися в стенах ВГУЭС (что является наиболее актуальной проблемой, отмеченной респондентами в контексте анализа текущей политики), а также разработано новое соглашение об обучении и предложены более детальные инструкции к работе с входящей формой академической мобильности во ВГУЭС, что поможет более четко выстроить схему координации усилий (отдела международной академической мобильности, центра молодёжной политики и студенческих объединений, института иностранных языков и студенческого офиса) в этом направлении.

В контексте исходящей международной академической мобильности были отмечены определенные слабые места в контексте информационного обеспечения, нормативно-правовой базы, порядка перезачета кредитов, регламентирования деятельности учебных подразделений. Разработанное в ходе исследования положение об исходящей академической мобильности вносит конкретные правки в алгоритм действий по осуществлению мобильности студентов ВГУЭС в данном аспекте, в связи с чем выполняется ряд задач: формируется простая система изложения перезачета кредитов; регламентируется процесс дополнительной сессии; оказывается помощь студентам и персоналу в решении спорных аттестационных вопросов; усовершенствуется алгоритм действий при оформлении студента для участия в программе академической мобильности.

Библиография

1. Пономарева Т.В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 139-143.

2. Академическая мобильность: в условиях интернационализации образования: монография / В.А. Галичин, Е.А. Карпухина, В.В. Матвеев, А.П. Сугакова. - М.: Университетская книга, 2012. 460 с.

3. Лебедев А.Р. Образовательный туризм как экономическая категория // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 6. С. 1-6.

4. Mizikaci F., Arslan Z. U. A European Perspective in Academic Mobility. Journal of International Students. 2019. No. 9(2). P. 705-726.Лебедев А.Р. Образовательный туризм как экономическая категория // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 6. С. 1-6.

5. ARES-2019 Russian Federation. Academic Ranking of World Universities-European Standard ARES-2019. См.-URL: http://eurochambres.org/sidebar/detail.php? C0DE = ares-2019-russian-federation&clear_cache=Y

6. Национальный рейтинг университетов. См.-URL:

https ://academia.interfax.ru/ru/ratings/?rating = 1&year=2019&page =

7. Андреева К.С. Международная академическая мобильность как фактор развития внутренней академической мобильности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № 4 (42). С. 85-88.

8. Ставрук М.А. Академическая мобильность студентов Финляндии // Педагогическое образование и наука. 2009. № 4. С. 94-97.

9. Микова И.М. Академическая мобильность студентов в России и США // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 5. С. 96106.

10. Радченко О.А. Академическая мобильность в российских условиях // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С. 57-61.

11. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л. Развитие академической мобильности в вузах России и ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 86-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Емельянова Э.Л. Инновационные подходы в области обеспечения готовности студентов к академической мобильности // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. С. 77.

13. Мищенко Е.С., Шеленкова И.В. Система подготовки к академической мобильности в Тамбовском государственном техническом университете // Альманах современной науки и образования. 2011. № 6. С. 150-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.