Научная статья на тему 'МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ПЕРЕХОДАМИ'

МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ПЕРЕХОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1345
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ВОЖДЕНИЕ / ПЕШЕХОД / АВАРИЯ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хаккулов К.Б.

Статья посвящена мероприятиям по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Приведена зависимость дорожно-транспортных происшествий от различных факторов. Описаны работы по профилактике и предупреждению ДТП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ПЕРЕХОДАМИ»

УДК 1

Хаккулов К.Б.

Магистрант первого курса специальности наземные транспортные системы Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Узбекистан)

МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ПЕРЕХОДАМИ

Аннотация: статья посвящена мероприятиям по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Приведена зависимость дорожно-транспортных происшествий от различных факторов. Описаны работы по профилактике и предупреждению ДТП

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, профилактика, вождение, пешеход, авария, правила дорожного движения.

В настоящее время особое внимание акцентируется на приоритетности предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), оказания помощи и содействия участникам дорожного движения, а также пресечения грубых правонарушений и антиобщественного поведения водителей и пешеходов на дорогах. Необходимо грамотное сочетание мер предупреждения, содействия добросовестным участникам дорожного движения и самых жестких санкций к агрессивной части водителей. Такой подход часто декларируется, но не выполняется. Это вызывает крайне негативную реакцию участников дорожного движения. Расстановке сил и средств должен предшествовать детальный анализ дорожной обстановки: по наиболее проблемным местам улично-дорожной сети, по времени суток, по дням недели, по сезону.[1]

Дорожно-транспортная аварийность наносит огромный ущерб экономике города, так как погибшие и раненые в ДТП - в основном люди активного дееспособного возраста от 26 до 42 лет. Жертвами дорожных происшествий все чаще становится молодежь в возрасте до 25 лет, в том числе дети и подростки. Пострадавшие в результате ДТП получают травмы, характеризующиеся особой тяжестью последствий.

Распределение ДТП с участием водителей в зависимости от стажа вождения демонстрирует противоречивую тенденцию, которую нельзя оставить без внимания: наибольшее количество ДТП в текущем году совершено водителями (мужчинами) со стажем от 10 до 25 лет - 34,3%, в то время как среди женщин-водителей наибольшее количество ДТП совершаются со стажем от 1 до 3 лет - 27,4%. В первом случае у водителей-мужчин начинает доминировать повышенная самооценка относительно своих возможностей, повышается склонность к риску. [2] Что касается водителей-женщин со стажем от 1 до 3 лет, то навыки, приобретенные к этому времени, позволяют водителю управлять автомобилем без первоначального напряжения, что создает иллюзию резкого увеличения возможностей безопасного управления автомобилем. Если к тому же первая стадия прошла безболезненно, без происшествий, то эта иллюзия усиливается еще больше. Фактический же уровень мастерства еще далек от совершенства. Поэтому среди женщин-водителей показатель аварийности высок именно в этот период. Целесообразно осуществление целенаправленной профилактической работы с вышеуказанными категориями водителей в рамках проведения практических занятий, лекториев с повторением ПДД, разбора аварийных ситуаций.

Если само дорожно-транспортное происшествие рассматривать как сложное явление, то можно сделать вывод, что каждому ДТП предшествует несколько различных и совокупных причин, которые подразделяются на субъективные и объективные.

К субъективным причинам ДТП относятся:

- нарушение Правил дорожного движения;

- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Понимание водителем причин и условий ДТП, их анализ, определение степени и возможности влияния на механизм ДТП имеют большое значение для профилактики ДТП при условии, однако, что их связь с происшествием является реальной.[3]

Среди факторов, способствующих возникновению ДТП, выделяются: 1) нарушение ПДД водителями - 81,2%;

2) нарушение ПДД пешеходами - 18,5%;

3) неудовлетворительное состояние улиц и дорог - 19,8%;

4) техническая неисправность транспорта - 0,8%.

Как видно, основной причиной совершения дорожно-транспортных происшествий является нарушение Правил дорожного движения водителями и пешеходами.

В то же время одним из сопутствующих факторов высокой аварийности на дорогах города являются недостатки в организации дорожного движения и реализации ее с помощью технических средств (светофорные объекты, дорожные знаки и разметка).

Конструктивно решить эти и ряд других проблем возможно при концептуальном подходе к развитию системы образования с помощью программно-целевого метода, который уже показал свою эффективность, несмотря на существующие социально-экономические трудности. Актуальным предложением является разработка дорожной карты города, при этом необходимо учитывать мнение не только специалистов, но и жителей города, для чего необходимо провести соответствующие опросы общественного мнения либо разместить опросник в сети Интернет.

Как видно из приведенных данных, приоритетными мерами предупреждения дорожно-транспортных происшествий должны стать меры, направленные на устранение причин травматизма, связанных с условиями передвижения пешеходов по дорогам:

- несоответствие действующих требований по безопасности для одноуровневых пешеходных переходов современным скоростным режимам движения (особенно при отсутствии контроля за скоростью движения автомобиля) и интенсивности транспортных потоков автомобилей и пешеходов:

- использование нерегулируемых пешеходных переходов на многополосных дорогах, которые не позволяют водителям из второй и третьей полос увидеть пешехода, вступившего на «зебру»;

- отсутствие у пешеходных переходов элементов активной безопасности для принудительного снижения скорости движения автомобилей при подъезде к пешеходному переходу - с помощью искусственных неровностей и повышения уровня «зебры» над уровнем проезжей части;

- превышение показателей интенсивности транспортных потоков для многих нерегулируемых и регулируемых наземных пешеходных переходов, что требует строительства регулируемых или подземных (надземных) пешеходных переходов;

- плохая видимость знаков «пешеходный переход» и разметки «зебра» и плохая видимость пешехода водителем в темное время суток - из-за отсутствия дополнительного освещения зоны перехода, отсутствия светоотражательных знаков на одежде пешехода, плохого обзора дороги;

- недостаточность безопасных разноуровневых пешеходных переходов и безопасных одноуровневых пешеходных переходов, что является основной причиной перехода проезжей части в неустановленном месте и перехода проезжей части вне пешеходного перехода; отсутствие визуальной информации о месте расположения ближайшего пешеходного перехода;

- отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек, что вынуждает пешеходов идти по проезжей части, при этом они, как правило, выбирают не более безопасную, а более удобную сторону дороги, которая может оказаться на стороне попутного движения, что часто приводит к тяжелым последствиям;

- недостаточное применение пешеходных ограждений в местах дорог, опасных для их перехода пешеходами; отсутствие информационных указателей для пешеходов о ближайшем пешеходном переходе. [4]

Вторым приоритетным направлением профилактики выступает предупреждение столкновений транспортных средств. Мировая практика выработала ряд эффективных мер по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий:

1. Лобовые и боковые столкновения, в том числе на перекрестках. Решение: канализирование движения, установка барьерного дорожного ограждения по разделительной полосе и обустройство дополнительной полосы для обгона, отделение транспортного и легкого движения, переоборудование Х-образных перекрестков в развязки с круговым движением.

2. Наезды на объекты дорожной инфраструктуры.

Решение: противоударные устройства.

3. Плохая видимость участников дорожного движения.

Решение: использование ближнего света фар в дневное время.

4. Уязвимость водителей и пассажиров легковых автомобилей в результате ДТП.

Решение: использование ремней безопасности для водителей и пассажиров, сочетание ремней и подушек безопасности, детские кресла. 5. Превышение скорости.

Решение: использование камер видео-фиксации для выявления нарушителей.

6. Недостаток обучения детей в школах.

Решение: обучение детей 6-12 лет правильно переходить дорогу, обучение детей 6-16 лет правилам езды на велосипеде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Блинкин, М.Я Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции / М.Я Блинкин. — М.: ИД ВШЭ, 2018. — 240 с.

Волков, В.С. Основы расчета систем автомобилей, обеспечивающих безопасность движения: Учебное пособие / В.С. Волков. — СПб.: Лань, 2015. — 144 с.

Горев, А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. — М.: ИЦ Академия, 2018. — 256 с.

Коноплянко, В.И. Организация и безопасность дорожного движения. / В.И. Коноплянко. — М.: Высшая школа, 2017. — 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.