Научная статья на тему 'Меры по повышению конкурентоспособности аграрного сектора в условиях политики импортозамещения'

Меры по повышению конкурентоспособности аграрного сектора в условиях политики импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аграрный сектор / сельское хозяйство / политика импортозамещения / самообеспечение / несырьевой экспорт / конкурентоспособность российского АПК. / agricultural sector / agriculture / politics of import substitution / self-sufficiency / non-re- source exports / competitiveness of Russian agriculture.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зыряева Наталья Павловна, Кригер Владислав Валерьевич, Воробьев Виктор Евгеньевич

В статье исследованы направления повышения конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса в современных условиях. Раскрываются недостатки экспортно-сырьевой экономической модели России, доказывается отставание России по показателям экономического развития от ряда зарубежных стран, в том числе по уровню развития аграрного сектора. В результате сравнительного анализа показателей деятельности АПК России и зарубежных стран сделан вывод о недостаточности необходимых условий для формирования конкурентного потенциала и аграрных преобразований. При описании мер государственной поддержки авторы ссылаются на документы стратегического назначения, разработанные на государственном уровне за последние годы, благодаря которым было положено начало политики импортозамещения. Показана необходимость укрепления несырьевого экспорта для обеспечения роста конкурентоспособности российской экономики и перехода на ресурсно-инновационную модель экспортной специализации России. Представлен комплекс мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности российского АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF THE AGRICULTURAL SECTOR UNDER THE IMPORT SUBSTITUTION POLICY

The article examines ways to improve the competitiveness of the Russian agro-industrial complex in modern conditions. The shortcomings of the raw-materials export economic model of Russia are revealed, the gap in economic development between Russia and a number of foreign countries is proved, including the level of development of the agricultural sector. As a result of a comparative analysis of the indicators of Russia’s agro-industrial complex and that of foreign countries, it was concluded that the necessary conditions for the formation of a competitive potential and the need for agrarian transformations were insufficient. When describing state support measures, the authors refer to strategic documents developed in recent years at the state level, thanks to which the import substitution policy was initiated. The necessity of strengthening non-commodity exports to ensure the growth of competitiveness of Russian economy and the transition to a resource-innovative model of export specialization of Russia is shown. A set of measures aimed at ensuring the competitiveness of the Russian AIC is presented.

Текст научной работы на тему «Меры по повышению конкурентоспособности аграрного сектора в условиях политики импортозамещения»

государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. Россия. Москва. Е-mail: korrka@ mail. ru.

ИНШАКОВ Андрей Алексеевич - аспирант. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Россия. Москва. E-mail: aero789@mail.ru.

ШАВИНА Евгения Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Россия. Москва. E-mail: evgeniyashavina@gmail. com.

EGOROV, Vladimir Georgievich - Doctor of Science (History), Doctor of Science (Economics), Professor. Russian Economic University named after G.V. Plekhanov; Moscow State Technical University named after N.E. Bauman. Russia. Moscow. E-mail: korrka@mail.ru.

INSHAKOV, Andrey Aleхeyevich - Postgraduate. Russian Economic University named after G.V. Plekhanov. Russia. Moscow. E-mail: aero789@mail.ru.

SHAVINA, Evgenia Viktorovna - Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Department of Political Economy and the History of Economics. Russian Economic University named after G.V. Plekhanov. Russia. Moscow. E-mail: evgeniyashavina@gmail. com.

УДК 330.3

МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

АГРАРНОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Н.П. Зыряева, В.В. Кригер, В.А. Воробьев

В статье исследованы направления повышения конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса в современных условиях. Раскрываются недостатки экспортно-сырьевой экономической модели России, доказывается отставание России по показателям экономического развития от ряда зарубежных стран, в том числе по уровню развития аграрного сектора. В результате сравнительного анализа показателей деятельности АПК России и зарубежных стран сделан вывод о недостаточности необходимых условий для формирования конкурентного потенциала и аграрных преобразований. При описании мер государственной поддержки авторы ссылаются на документы стратегического назначения, разработанные на государственном уровне за последние годы, благодаря которым было положено начало политики импортозамещения. Показана необходимость укрепления несырьевого экспорта для обеспечения роста конкурентоспособности российской экономики и перехода на ресурсно-инновационную модель экспортной специализации России. Представлен комплекс мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности российского АПК.

Ключевые слова: аграрный сектор; сельское хозяйство; политика импортозамещения; самообеспечение; несырьевой экспорт; конкурентоспособность российского АПК.

N.P. Zyryaeva, V.V. Kriger, V.E. Vorobyov. MEASURES TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF THE AGRICULTURAL SECTOR UNDER THE IMPORT SUBSTITUTION POLICY

The article examines ways to improve the competitiveness of the Russian agro-industrial complex in modern conditions. The shortcomings of the raw-materials export economic model of Russia are revealed, the gap in economic development between Russia and a number of foreign countries is proved, including the level of development of the agricultural sector. As a result of a comparative analysis of the indicators of Russia's agro-industrial complex and that of foreign countries, it was concluded that the necessary conditions for the formation of a competitive potential and the need for agrarian transformations were insufficient. When describing state support measures, the authors refer to strategic documents developed in recent years at the state level, thanks to which the import substitution policy was initiated. The necessity of strengthening non-commodity exports to ensure the growth of competitiveness of Russian economy and the transition to a resource-innovative model of export specialization of Russia is shown. A set of measures aimed at ensuring the competitiveness of the Russian AIC is presented.

Keywords: agricultural sector; agriculture; politics of import substitution; self-sufficiency; non-resource exports; competitiveness of Russian agriculture.

В условиях глобализации и все более усиливающегося влияния геополитических процессов национальным экономикам необходимо выходить на новый уровень развития, который позволил бы выгодно позиционировать себя в мировом экономическом пространстве. Известно, что от конкурентоспособности отдельных отраслей будет зависеть конкурентоспособность страны в целом. Повышение конкурентоспособности аграрного сектора позволит не только удовлетворить потребности в продовольственных товарах, но и обеспечит рост эффективности всего агропромышленного комплекса.

Обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей является важнейшей целью Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Одной из проблем роста конкурентоспособности российского аграрно-промышленного комплекса (далее - АПК) является экспортно-сырьевая модель экономики нашей страны. Обращаясь к модели экспортно-сырьевой направленности России, следует констатировать, что данная модель на сегодня уже изжила себя и тормозит поступательное развитие экономической системы страны. На современном этапе развития экономических отношений необходимы новые подходы к обеспечению экономического роста, основанные на научно-технологических и инновационных составляющих

Применительно к аграрному сектору следует выделить следующие недостатки экспортно-сырьевой экономики:

1) структурная дезинтеграция и деиндустриализация;

2) существенная как технологическая, так

и финансовая зависимость от иностранного капитала;

3) высокая зависимость от состояния мировых рынков нефти и других сырьевых ресурсов;

4) «проедание» национального капитала;

5) снижение уровня и качества жизни большинства населения России.

По данным статистики, наибольший процент из структуры экспорта приходится на минеральные продукты и ресурсы, при этом экспорт готовой продукции очень низок (рис. 1).

Анализируя данные рис. 2, можно отметить, что сокращение объема ВВП наблюдалось уже в 2011 г., задолго до экономических санкций, что подтверждает снижение конкурентоспособности страны, обусловленной его экспортно-сырьевой направленностью.

Для понимания места России в мировом сообществе рассмотрим в сравнении экономические и социальные показатели, представленные Институтом экономических стратегий РАН. По данным табл. 1 следует сделать вывод о том, что Россия уступает по представленным в таблице показателям, что обусловлено низким уровнем экономического развития, а также рядом проблем в социальной сфере.

В табл. 2 представлены показатели деятельности отечественного АПК и зарубежных стран. Показатели факторов конкурентоспособности российского АПК свидетельствуют о ее низком уровне в сравнении с показателями зарубежных стран. Так, имея серьезные конкурентные преимущества в области производственных ресурсов, российский АПК демонстрировал недостаток необходимых условий для дальнейшего формирования конкурентного потенциала.

Прежде всего, в условиях кризиса государ-

Машины, оборудование и транспортные средства

5,3 %

Металлы и изделия из них 14,2 %

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 3,5 %

Продукция химической промышленности, каучук 5,9 %

Другие товары 4,4 %

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

(кроме текстильного) 1,7 %

Минеральные продукты 65 %

Рис. 1. Товарная структура экспорта Российской Федерации в 2017 г. [8]

Рост ВВП России 2010-2017, %

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рис. 2. Динамика ВВП Российской Федерации в 2010-2017 гг. [8]

ство обязано обеспечить первичные потребности населения, что и было предпринято в России в тесной связи с реализацией политики импортозамещения.

Оценивая конкурентоспособность АПК России, следует выделить в качестве конкурентного преимущества земельный фонд страны, который составляет 1 709,9 га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения -386,5 га, площади сельскохозяйственных угодий - 220,2 млн га. За годы рыночных реформ посевные площади сократились примерно на

Экономические и социальные показ

8 %. Поголовье скота значительно сократилось за 1992-2014 гг., но благодаря политике импортозамещения наметилась тенденция роста, хотя не по всем категориям. Например, по численности коров так и не удалось преодолеть тенденцию сокращения. Другой проблемой является высокий уровень износа материально-технической базы. За 2000-2015 гг. численность комбайнов уменьшилась примерно в 3,5 раза. Увеличивается нагрузка на сельскохозяйственную технику. Наблюдается устойчивая тенденция сокращения численно-

Таблица 1

ели России и стран в-7 в 2017 г. [6; 8]

Показатели Россия Страны в-7 Откл. (+/-)

1. Валовый внутренний продукт на душу населения, тыс. долл. 20 40 20

2. Инновационные продукты в общем объеме производства продуктов и услуг, % 5,5 25 19,5

3. Размер реальных доходов на душу населения, тыс. долл. 12 25 13

4. Продолжительность жизни, лет 72,3 80 7,7

5. Среднее число лет обучения взрослого населения, лет 11 15 4

6. Площадь комфортного жилья на душу населения, кв. м 15 50 35

Таблица 2

Показатели деятельности АПК России и зарубежных стран в 2017 г. [5; 7; 8]

Показатели Россия Беларусь Германия Франция США Китай

Площадь сельскохозяйственных угодий на 100 чел., га 154 92 20 46 132 39

Урожайность зерновых и зернобобовых культур, ц/га 22,4 31,5 64,0 67,0 67,5 55,7

Поголовье крупного рогатого скота, млн гол 20,1 4,4 12,6 19,1 92,7 106,0

Надой молока на 1 корову, кг 3851 4482 7236 6674 9678 3003

Внесено удобрений на 1 га, кг 15,2 255,7 203,5 140,6 131,9 364,4

Валовая добавленная стоимость сельского хозяйства на 1 работника, долл. 5973 9835 39490 84574 69457 754

сти работников, занятых в сельском хозяйстве, ввиду невысокой мотивации. Производительность труда крайне низкая из-за невысокого уровня интенсификации аграрного сектора. Так, стоимость произведенной продукции на 1 работника в 2017 г составила 5 973 долл., в то время как во Франции этот показатель выше в 12,4 раз, в США - в 11,6, в Германии - в 5, 9 раз [5; 7; 8].

В мировой практике к мерам по замещению экспорта следует отнести:

- защитные тарифы;

- меры валютного контроля;

- особые условия работы иностранных и отечественных компаний;

- импортные квоты;

- привлекательные кредитные ресурсы;

- развитие инновационных отраслей и их инфраструктуры.

Вышеперечисленные меры являются мероприятиями в рамках политики протекционизма и являются общепризнанными, однако и они несут в себе ряд отрицательных последствий в виде провоцирования дисбаланса межотраслевого и межрегионального развития, а также проявления возможности коррупционной составляющей.

С целью улучшения показателей конкурентоспособности в стране реализуется политика импортозамещения, которая включает в себя и рост качества продукции, и способность к самообеспечению в рамках продовольственной безопасности страны. Потребности в самообеспечении были обусловлены вводом ограничительных экономических санкций, а также с учетом роста внутреннего спроса, что в совокупности обеспечило переход на ресурсную поддержку удовлетворения потребностей граждан.

Политика импортозамещения способствует диверсификации отечественной экономики и может обеспечить переход на выпуск высокотехнологичной продукции, которая имела бы высокую добавленную стоимость, поэтому считаем, что данная политика сегодня жизненно необходима для оптимизации структуры экономики и развития стратегически важных отраслей.

Начиная с 2013 г в России ведется разработка документов стратегического назначения, которые связаны с реализацией политики импортозамещения. Еще в 2010 г., благодаря разработке и принятию Доктрины продовольственной безопасности, были определены и систематизированы пороговые значения, индикаторы продовольственной независимости, что в целом способствовало конкретизации це-

лей, задач и направлений в системе продовольственной безопасности страны.

Другим важнейшим документом, который направлен на снижение зависимости от импортной составляющей, является Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [2]. В соответствии с данной Стратегией предусмотрено обеспечение продовольственной безопасности за счет развития науки, образования, финансовых институтов, совершенствования экспорта, повышения роли человеческого капитала и др.

Концепция импортозамещения в таможенных органах РФ до 2020 г. ориентируется на Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов. Концепция была утверждена приказом Федеральной таможенной службы России «Об утверждении Концепции импортозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 г.» [3]. Для усиления позиций во внешнеэкономической деятельности страны важно иметь высокий уровень таможенного администрирования. Данная Концепция будет способствовать:

- устранению зависимости от зарубежных средств информационно-коммуникационных технологий;

- распространению опыта импортозамеще-ния среди государств - членов Таможенного союза;

- минимизации импортозависимости, посредством прозрачной и открытой системы;

- избежанию несанкционированного доступа к служебной информации.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328, нацелена на создание конкурентоспособной промышленности за счет освоения рынков инновационных товаров и технологий. Благодаря данной программе будет:

1) усовершенствована система технического обеспечения, в том числе и в АПК;

2) созданы инновационные инфраструктуры;

3) простимулирован спрос на новые инновационные исследования.

На финансирование программы предусмотрено более 10 трлн руб. Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. является важнейшим ключевым нормативным актом в системе обеспечения продовольственной безопасности [4]. В соответствии с данной программой запланировано повышение объемов продукции растениеводства в 2020 г. на 14,3 % к уровню 2015 г., про-

дукции животноводства - на 10,2 % к уровню 2015 г. Не менее 150 млрд руб. планируется привлекать ежегодно для осуществления данной программы [4].

В результате реализации программы повышается и техническая составляющая. Запланировано к 2020 г. достичь [4]:

- рост коэффициента обновления тракторов и сельскохозяйственных машин до уровня 2,9;

- рост коэффициента обновления комбайнов до уровня 4,7;

- рост объема экспорта продукции АПК до 21,4 млрд долл.

К мерам по повышению конкурентоспособности аграрного сектора следует отнести такие, как:

- создание комфортных условий жилья для сельских жителей;

- стимулирование инвестиций путем создания благоприятных инфраструктурных условий;

- создание высокотехнологичных рабочих мест;

- активизация местных жителей для участия в общественно значимых проектах;

- формирование позитивного имиджа сельского образа жизни;

- удовлетворение потребностей в комфортном жилье, в том числе и для молодых специалистов;

- грантовая поддержка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- комплексное обустройство сельской местности, в том числе инженерной инфраструктуры, автомобильных дорог и пр.

Программа акцентирует свое внимание на обеспечении продовольственной безопасности через повышение конкурентоспособности аграрного производства, повышении финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, развитии сельских территорий и в целом рациональном использовании всех ресурсов. Общий объем финансирования составляет более 1,5 трлн руб.

В соответствии с Указом Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» были определены действия, в соответствии с которыми органам государственной власти Российской Федерации, юридическим лицам запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию продовольственной продукции. Данное решение касалось тех государств, которые ввели экономические санкции в отношении российских юридических либо физических лиц [1].

Таким образом, политика импортозаме-

щения прописана «красной нитью» во многих нормативно-правовых актах и затрагивает большинство концепций и государственных программ.

Запланированные мероприятия в реальности не всегда учитывают возможности и мощности производств, ресурсное обеспечение оставляет желать лучшего, что в совокупности может привести к неэффективному использованию бюджетных средств. Рост конкурентоспособности российского АПК должен основываться на укреплении и развитии несырьевого экспорта. Для успешной реализации данной стратегии необходимо:

1) диверсифицировать экспорт;

2) осуществлять проактивную экспортную политику.

Такая стратегия в наибольшей степени будет соответствовать национальным конкурентным преимуществам, обеспечивать решение текущих задач и способствовать росту экспортной выручки. При диверсификации экспорта необходимо:

1) эффективно эксплуатировать и комбинировать первичные ресурсы, вовлекать в экспортно ориентированную деятельность сложные факторы производства;

2) формировать кластеры конкурентных экспортно ориентированных производств, которые акцентируют свое внимание на законченном технологическом цикле.

При осуществлении проактивной агрессивной экспортной политики необходимо руководствоваться тем, что в современной экономической ситуации особо остро ощущается потребность в дополнительных финансовых источниках, борьба за внешние рынки усиливается при неустойчивой рыночной конъюнктуре и сокращении внутреннего спроса. В реализации такой политики необходимо:

1) повысить институциональный статус и ресурсное обеспечение экспортной политики;

2) снизить барьеры для развития экспорта;

3) создать конкурентоспособную национальную систему поддержки экспорта, опирающуюся на институты развития внешнеэкономической деятельности, а также с учетом региональной и иностранной инфраструктуры, связанной с поддержкой экспорта.

Важнейшим целевым ориентиром реализации такой стратегии должно стать формирование ресурсно-инновационной модели экспортной специализации России. Реализация Стратегии обеспечения продовольственной безопасности, ориентированной на развитие экспорта будет способствовать развитию агропромышленного комплекса, а также:

- увеличению несырьевого экспорта продукции (прирост не менее 5-6 % в год);

- увеличению в 1,5 раза доли России в мировом экспорте к 2030 г.;

- повышению доли услуг, в том числе наукоемких и интеллектуальных;

- увеличению числа организаций - экспортеров сельскохозяйственной продукции, в том числе за счет малых и средних предприятий.

Вышеперечисленные мероприятия будут способствовать развитию экспортно ориентированной экономики России, а совершенствование аграрных отношений через поддержку государства повысит эффективность российских экспортеров сельскохозяйственной продукции, тем самым обозначив поступательный рост, а также укрепление рыночных позиций России на мировой арене. Инновационные подходы будут способствовать развитию экспортного потенциала АПК.

Список литературы

1. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 06.08.2914 № 560. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 21.03.2019).

2. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 21.03.2019).

3. Об утверждении Концепции импортоза-мещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 г.: приказ Федеральной таможенной службы России от 15.08.2016 № 1585. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2019).

4. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // Министерство сельского хозяйства: офиц. сайт. URL: http://www.мсх.ru.

5. Анохина М.Е., Середина Н.С. Конкурентоспособность отечественного АПК: проблемы,

решения // Экономика и управление народным хозяйством. 2016. № 1 (134). С. 51-57.

6. Институт экономических стратегий РАН: офиц. сайт. URL: http://www.inesnet.ru.

7. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных наций: офиц. сайт. URL: http://www.fao.org/countryprofiles/ru.

8. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.03.2019).

References

1. O primenenii otdel'ny'kh spetsial'ny'kh e'konomicheskikh mer v tselyakh obespecheniya bezopasnosti Rossijskoj Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 06.08.2914 № 560. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus». URL: http://www. consultant.ru (data obrashcheniya: 21.03.2019).

2. O strategii natsional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «KonsuFtantPlyus». URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 21.03.2019).

3. Ob utverzhdenii Kontseptsii importozamesh-cheniya v tamozhenny'kh organax Rossijskoj Federatsii do 2020 g.: prikaz Federal'noj tamozhennoj sluzhby' Rossii ot 15.08.2016 № 1585. Dostup iz sprav.-pra-vovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus». URL:http://www. consultant.ru (data obrashcheniya: 22.03.2019).

4. Natsional'ny'j doklad o khode i rezul'tatakh realizatsii v 2017 godu Gosudarstvennoj program-my' razvitiya sel'skogo khozyajstva i regulirovaniya ry'nkov sel'skokhozyajstvennoj produktsii, sy'r'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody' // Ministerstvo sel'skogo khozyajstva: ofits. sajt. URL: http://www. msx.ru.

5. AnokhinaM.E., SeredinaN.S. Konkurentospo-sobnost' otechestvennogo APK: problemy', reshe-niya [Competitiveness of the domestic agricultural sector: problems, solutions] // E'konomika i upravlenie narodny'm khozyajstvom. 2016. № 1 (134). S. 51-57.

6. Institut e'konomicheskikh strategij RAN: ofits. sajt. URL: http://www.inesnet.ru.

7. Prodovol'stvennaya i sel'skokhozyajstvennaya organizatsiya Ob''edinenny'kh nacij: ofits. sajt. URL: http://www.fao.org/countryprofiles/ru.

8. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statis-tiki: ofits. sajt. URL: http://www.gks.ru (data obrashcheniya: 25.03.2019).

ЗЫРЯЕВА Наталья Павловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: natazara1@yandex.ru.

КРИГЕР Владислав Валерьевич - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: 689595@mail.ru.

ВОРОБЬЕВ Виктор Евгеньевич - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: 689595@mail.ru.

ZYRYAEVA, Natalya Pavlovna - Candidate of Science (Economics), Associate Professor at the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: natazara1@yandex.ru.

KRIGER, Vladislav Valeryevich - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: 689595@mail.ru.

VOROBYOV, Viktor Evgenyevich - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: 689595@mail.ru.

УДК 35.078.43

КОМПЛАЕНС-СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ В ПРАКТИКЕ МЕНЕДЖМЕНТА

О.Н. Кадышева

В статье поднимаются вопросы, связанные с необходимостью разработки, внедрения ком-плаенс-систем в систему управления предприятиями, ориентированными на инновационное развитие. Обозначены преимущества создания контроллинговых элементов с целью формирования эффективных элементов механизма управления системой государственного заказа. Объектом исследования выступила модель государственного оборонного заказа, которая в настоящее время функционирует посредством сложного организационно-экономического механизма, однако результативность модели не всегда показывает положительный итог. Сектор государственного оборонного заказа рассмотрен в связи с тем, что именно там сейчас уделяется пристальное внимание прикладным и фундаментальным исследованиям, интеграции науки и производства. Рассмотрен опыт создания корпоративной комплаенс-системы в публичном акционерном обществе «Якутская топливно-энергетическая компания» ПАО «ЯТЭК».

Ключевые слова: внутренний контроль; антимонопольное законодательство; бюджетный процесс; риск; система комплаенс-контроля; социально-экономическое развитие страны; предприятие.

O.N. Kadysheva. COMPLIANCE SYSTEM AS CONTROL TOOL IN MANAGEMENT

The article raises issues related to the need to develop, implement compliance systems in the management system of enterprises focused on innovative development. It outlines advantages of creating controlling elements for the purpose of formation of effective elements of the mechanism of the state order management system. The object of the study was the model of the state defense order, which is currently operating through a complex organizational and economic mechanism, but the effectiveness of the model does not always show positive results. The article looks into the sector of the state defense order because a close attention is now being paid to applied and fundamental research, the integration of science and production. The experience of creating a corporate compliance system in the public joint-stock company «Yakut fuel and energy company» JSC «YATEC» is analyzed.

Keywords: internal control; antimonopoly legislation; budget process; risk; compliance control system; social and economic development of the country; enterprise.

В современных условиях ведения бизнеса организация эффективных внутрикорпоративных комплаенс-систем (система ком-плаенс-контроля) может стать действенным инструментом формирования принципиально новой этической среды в различных отраслях народного хозяйства страны, минимизировать управленческие риски и в целом позволит изменить облик бизнес-среды. К примеру, можно предположить, что в ближайшие годы возможна сильная дифференциация между субъектами, а точнее теми, кто воспользуется этой возможностью, и теми, кто не сможет. В таком

случае предприятиям первой группы удастся совершить качественный скачок вперед, а, соответственно, предприятия второй группы будут иметь риски ухода с рынка.

Система комплаенс-контроля - это бизнес-инструмент в практике отечественных предприятий, но стоит отметить, что это достаточно востребованный инструмент бизнес-управления за границей. В России в настоящее время в обязательном порядке комплаенс-контроль осуществляется только в субъектах, относящихся к банковской сфере (это определяет положение Банка России № 242-П, № 06-29/ПЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.