Научная статья на тему 'Меры по повышению инвестиционной активности субъектов предпринимательства в республике Татарстан'

Меры по повышению инвестиционной активности субъектов предпринимательства в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиционная активность / регистрация субъектов предпринимательства / государственные и муниципальные услуги / многофункциональные центры (МФЦ) / Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан (АИР) / инвестиционные проекты. / investment activity / registration of business entities / state and municipal services / multifunctional centers (MFC) / Agency for Investment Development of the Republic of Tatarstan (AID) / investment projects.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И. Р. Валиахметов

В статье представлен перечень мер, направленных на совершенствование инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности субъектов предпринимательства. В качестве направлений изменения инструментов государственного воздействия предложено совершенствование порядка предоставления ственных и муниципальных услуг многофункциональными центрами, а также внесение изменений в деятельность Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан (АИР) в части проведения мониторинга инвестиционной активности предпринимателей, осуществления анализа инвестиционных проектов и создания базы данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И. Р. Валиахметов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEASURES OF IMPROVING THE INVESTMENT ACTIVITY OF ENTITIES OF ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The article presents the list of measures aimed at improving the tools of state regulation of investment activity of business entities. As a way of changing the tools of state influence, it was proposed to improve the procedure for providing state and municipal services by multifunctional centers, as well as making changes to the Agency for Investment Development of the Republic of Tatarstan (AID) in terms of monitoring investment activity of entrepreneurs, analyzing investment projects and creating a database.

Текст научной работы на тему «Меры по повышению инвестиционной активности субъектов предпринимательства в республике Татарстан»

МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

И.Р. Валиахметов, аспирант

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10297

Аннотация. В статье представлен перечень мер, направленных на совершенствование инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности субъектов предпринимательства. В качестве направлений изменения инструментов государственного воздействия предложено совершенствование порядка предоставления государственных и муниципальных услуг многофункциональными центрами, а также внесение изменений в деятельность Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан (АИР) в части проведения мониторинга инвестиционной активности предпринимателей, осуществления анализа инвестиционных проектов и создания базы данных.

Ключевые слова: инвестиционная активность, регистрация субъектов предпринимательства, государственные и муниципальные услуги, многофункциональные центры (МФЦ), Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан (АИР), инвестиционные проекты.

Повышение инвестиционного потенциала региона является одним из условий обеспечения устойчивых темпов социально-экономического развития. Решение данной задачи предполагает необходимость реализации ряда мероприятий, направленных на устранение ряда проблем, препятствующих активизации инвестиционной деятельности субъектов предпринимательского сообщества. Необходимость обобщения успешного зарубежного и российского опыта регулирования инвестиционного сектора и формирование на этой основе ряда рекомендации органам государственного управления, уполномоченным определять ориентиры регионального развития и инструменты их достижения, определяют актуальность данного исследования.

Одной из основных проблем инвестиционного развития Республики Татарстан являлась длительность сроков прохождения процедуры регистрации и неудовлетворенность предпринимателей качеством предоставляемых услуг по регистрации. Следовательно, первоочередная задача, решение которой позволило активизировать инвестиционную деятельность предпринимательского сообщества, состояла в сокращении сроков прохождения проце-

дуры по регистрации предприятий и улучшении качества предоставляемых услуг при их регистрации. В целях повышения информированности заявителей о процедурах, связанных с регистрацией предприятий, в настоящее время практикуется целый ряд мер, включающих использование различных средств массовой информации - электронных и печатных -для распространения сведений о процедуре регистрации субъектов предпринимательства; проведение консультаций для потенциальных предпринимателей; развитие многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг (с 2014 года - центры «Мои документы»), деятельность которых регламентируется Федеральным законом №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1]. При этом постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.11.2010 №880 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан и о внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан» [2]

предусмотрено сокращение сроков и стоимости предоставления государственных и муниципальных услуг.

Для повышения степени доступности услуг по регистрации предприятий органами государственной власти, на которых возложены обязанности по проведению регистрации, подписаны соглашения с МФЦ о приеме и выдаче документов, а также о проведении консультаций заявителей по вопросам регистрации предприятий; организованы выезды сотрудников региональных управлений Федеральной налоговой службы (ФНС) в удаленные районы в случае выявления большого количества ошибок в документации; при изменениях в законодательстве. В рамках системы непрерывного образования проводятся регулярные семинары по вопросам проведения процедур регистрации. Для соблюдения сроков процедуры регистрации предприятий управления ФНС проводят мониторинг статуса заявлений с использованием информационных технологий, определяют наиболее характерные ошибки и оценивают их количество, а также осуществляется регулярный аудит работы территориальных управлений ФНС. При этом используется обратная связь в форме проведения регулярных опросов предпринимателей о качестве предоставляемых услуг и сроках их предоставления. При нарушении сроков регистрации каждый случай рассматривается индивидуально для выявления причин задержки;

Дальнейшее развитие деятельности МФЦ предполагает организацию удаленных рабочих мест, например, прием и выдачу документов на регистрацию прав собственности смогут осуществлять сотрудники банков, библиотек и т.д. Для развития системы отделений МФЦ необходимо проводить постоянное обучение сотрудников центров. Операционные центры в пунктах приема/выдачи заявлений должны быть оборудованы для удобства заявителей: информационными стендами; платежными терминалами для оплаты государственной пошлины. Анализ и оценку качества работы территориальных отделений необходимо осуществлять посредст-

вом анкетирования заявителей о качестве предоставляемых услуг.

Для мотивации сотрудников представляется необходимым оценивать работу отделов по специальному критерию - «напряженность» (количество регистрационных действий на количество сотрудников в отделе). Для решения проблемы недостаточной развитости уровня регионального законодательства о защите и поддержки инвесторов в республике необходимо принять нормативно-правовой акт, устанавливающий: основные способы защиты прав инвесторов, гарантии не ухудшения положения инвесторов на период реализации инвестиционной стратегии, гарантии не злоупотребления правом со стороны исполнительных органов власти РТ, порядок обращения инвесторов за защитой и помощью. При разработке закона необходимо взаимодействовать с предпринимателями в форме проведения сбора и обсуждения предложений; обеспечения открытости процедур и заинтересованности работников бюрократического аппарата; структурированного описание механизмов поддержки. Таким образом, необходима регламентация всех форм государственной поддержки, предусмотренных региональным законодательством об инвестиционной деятельности.

Для решения проблем повышения эффективности регулирующего воздействия органов власти на бизнес и увеличения степени прозрачности ведения бизнеса необходимо регламентировать порядок проведения оценки регулирующего воздействия. Ни один акт, затрагивающий интересы предпринимателей и инвесторов, не должен быть принят без прохождения процедуры подобной оценки. При оценке региональных нормативных правовых актов должны применяться стандартные требования.

Специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами является Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан (АИР) [3]. Для повышения эффективности работы АИР необходимо осуществлять повышение квалификации сотрудников и создавать мотивационных условия для их

работы, что предполагает необходимость формирования системы обучения и развития компетенций сотрудников; выделения ключевых компетенций для каждого сотрудника, которые он должен развивать; организация тренингов и семинаров на основе индивидуального набора компетенций сотрудников; установление персональной ответственности сотрудников в рамках своей компетенции, что обеспечит более прозрачный и предсказуемый режим работы.

В рамках Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан может быть создана база данных об инвестиционных проектах Республики Татарстан. Для решения данной задачи необходимо:

1. провести мониторинг информации об инвестиционных проектах, предполагаемых к реализации на территории республики, проанализировать проект на уровне бизнес-идеи, осуществить предварительную оценку проекта на соответствие его приоритетным направлениям инвестирования, определенным в республике;

Библиографический список

1. Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ Дата обращения: 2.01.2019

2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.11.2010 №880 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан и о внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/423843238. Дата обращения: 2.01.2019.

3. Официальный сайт Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан (АИР) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tida.tatarstan.ru/ Дата обращения: 2.01.2019

2. осуществить отбор проектов, имеющих глубокий уровень проработки;

3. получить подробную информацию об инвестиционном проекте (в формате бизнес-плана, финансовой модели, инвестиционного меморандума с учетом требований крупнейших российских и международных инвесторов, а также подтверждающая документация (проектно-сметная документация, договоры и т.д.));

4. провести экспертизу проекта, подготовить заключение;

5. выбрать оптимальные инструменты поддержки проекта.

Ведение инвестиционных проектов необходимо осуществлять в единой информационной системе, предусматривающей наличие общей базы данных проектов, возможность проведения анализа финансовых показателей, результаты взаимодействия субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности с государственными органами.

THE MEASURES OF IMPROVING THE INVESTMENT ACTIVITY OF ENTITIES OF ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

I.R. Valiakhmetov, postgraduate Kazan (Volga Region) federal university (Russia, Kazan)

Abstract. The article presents the list of measures aimed at improving the tools of state regulation of investment activity of business entities. As a way of changing the tools of state influence, it was proposed to improve the procedure for providing state and municipal services by multifunctional centers, as well as making changes to the Agency for Investment Development of the Republic of Tatarstan (AID) in terms of monitoring investment activity of entrepreneurs, analyzing investment projects and creating a database.

Keywords: investment activity, registration of business entities, state and municipal services, multifunctional centers (MFC), Agency for Investment Development of the Republic of Tatarstan (AID), investment projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.