Научная статья на тему 'Меры государственной поддержки малых форм хозяйствования Нижегородской области в современных условиях и результат их реализации'

Меры государственной поддержки малых форм хозяйствования Нижегородской области в современных условиях и результат их реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. СУБСИДИИ / К(Ф)Х / GOVERNMENT SUPPORT / PRIVATE FARMS / SMALL FORMS OF FARMING / AGRICULTURE / SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Ирина Владимировна, Митин Анатолий Николаевич, Фролова Ольга Алексеевна

В статье рассмотрены основные меры государственной поддержки малых форм хозяйствования и подведены результаты деятельности в период реализации государственных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денисова Ирина Владимировна, Митин Анатолий Николаевич, Фролова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF STATE SUPPORT OF SMALL FARMS IN NIZHNY NOVGOROD REGION IN MODERN CONDITIONS AND THEIR OUTCOMES

The article describes the main measures of state support of small farms and summarized results of operations during the implementation of government programs.

Текст научной работы на тему «Меры государственной поддержки малых форм хозяйствования Нижегородской области в современных условиях и результат их реализации»

УДК 004

И. В. ДЕНИСОВА, А. Н. МИТИН, О. А. ФРОЛОВА

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И РЕЗУЛЬТАТ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: государственная поддержка, личные подсобные хозяйства, малые формы хозяйствования, сельское хозяйство. субсидии, К(Ф)Х.

Аннотация. В статье рассмотрены основные меры государственной поддержки малых форм хозяйствования и подведены результаты деятельности в период реализации государственных программ.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса в Российской Федерации осуществляется в рамках реализации Г осудар-ственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 [4, с. 78].

Г осударственная программа разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и определяет цели, основные направления развития отрасли и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, ресурсное обеспечение и механизмы реализации предусмотренных в ней мероприятий, целевые индикаторы и прогноз развития сельского хозяйства [5, с. 78-83]. На основе данных программ в Нижегородской области была разработана областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 4 декабря 2012 года № 882 [6].

Осуществляется финансовая поддержка всех форм хозяйствования по отрасли животноводства в виде субсидирования, в том числе:

- субсидии за каждый реализованный килограмм молока собственного производства в размере от 2 до 5 рублей (2 рубля - всем,

© Денисова И. В., Митин А. Н., Фролова О. А., 2014

при условии увеличения реализации молока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, 4 рубля - ведущим реконструкцию, 5 рублей - ведущим новое строительство);

- хозяйствам, не имеющим дойного стада или имеющим менее 100 голов на 01 января текущего года, предусмотрено выделять по 20 тыс. рублей за одно скотоместо, ведущим новое строительство и по 15 тыс. рублей - ведущим реконструкцию;

- при строительстве животноводческих объектов на 400 и более голов предусмотрено 40 тыс. рублей за одно скотоместо

- на содержание маточного поголовья мясного скота - 4500 рублей на одну голову в год при условии сохранения численности маточного поголовья мясного скота к уровню поголовья на 1 января отчетного года.

Личные подсобные хозяйства получают финансовую поддержку из областного бюджета в размере 2-х рублей за килограмм реализованного молока в сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

В январе 2012 года разработана и защищена в Минсельхозе России программа «Оказание мер государственной поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы». Данная программа предполагает: гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременную помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров, гранты на развитие семейных животноводческих ферм.

Общий объем финансирования данной программы составляет 252,7 млн рублей, в том числе: из бюджета Нижегородской области составляет 122,8 млн рублей, из средств федерального бюджета составляет 129,9 млн рублей [1, с. 141-146].

Инициатором и главным разработчиком данной целевой программы стало Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, и в ряду поставленных задач программы, таких как стимулирование роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, создание условий для повышения эффективности производства основных видов пищевых продуктов, стоит задача развития малых форм хозяйствования и кооперации, стоит отметить, что к малым формам хозяйствования относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимаю-щиеся сельскохозяйственным

производством, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Данная задача в первую очередь обусловлена тенденцией к увеличению числа вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством.

Таблица 1 - Динамика малых форм хозяйствования Нижегородской области, тыс.

Наименование 2010 2011 2012 Изменения, (+,-)

К(Ф)Х 3,36 3,08 3,12 - 0,24

ЛПХ 543,0 543,8 554 +11

Кооперативы 84 90 93 +9

Несмотря на рост числа хозяйств малых форм хозяйствования, неизменно наибольший объем производства сельскохозяйственной продукции сосредоточен в сельскохозяйственных организациях -53,0 %, что на 0,7 процентных пункта больше 2008 года.

Но все же стоит заметить, что в 2,2 раза увеличился удельный вес производства продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах и в 2012 году составил 6,2 %. Так объем произведенной продукции в К(Ф)Х и ЛПХ за последние годы имеет положительную тенденцию к росту.

В результате функционирования К(Ф)Х в 2012 году произведено 41 514 тонн молока и 4 785 тонн мяса, что на 6 398 тонны и 52 тонны соответственно больше показателя 2011 года.

Что же касается объемов производства продукции растениеводства в К(Ф)Х, то здесь наблюдается сокращение производства зерна на 11 178 тонн и овощей на 835 тонн, а также рост объемов производства картофеля на 1 301 тонну.

Основными производителями зерна в области по-прежнему являются сельскохозяйственные организации. Хозяйства населения производят и занимают менее одного процента валового сбора и площадей. В то же время динамичное развитие фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей позволило им произвести в 2007 году 57,6 тыс. тонн зерновых - 5,50 % областного урожая на 35,8 тыс. га - 6,12 % всех посевов зерновых в области.

В период с 1998 по 2007 год можно заметить резкое свертывание зернового производства в хозяйствах населения и стремительный рост в 2007 году, что связано с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК» [5, с. 61; 6, с. 57].

Совсем иная ситуация складывается в Л(П)Х, здесь, наоборот, произошло сокращение производства продукции животноводства: молока на 17 806 и мяса на 2 912 тонны или 11,9 и 9,7 % соответственно и рост производства продукции растениеводства. Так объем производства продукции растениеводства в целом в среднем увеличился на 15 % и в отчетном году составил: зерно - 4 726 т., картофель - 521 988 т., овощи - 324 698 т (таблица 2).

В структуре производства сельскохозяйственной продукции области:

- хозяйствами населения произведено 59,5% картофеля, 90,4 % овощей, 21,4 % молока, 22,1 % мяса (скота и птицы) от общего объема производства области. Сосредоточено почти все производство плодов, ягод, шерсти и меда;

- большинство крестьянских - фермерских хозяйств ориентировано на производство растениеводческой продукции и, в частности, на производство зерна и картофеля. Производство зерна в данной категории увеличено на 20,9 % по сравнению с 2011 годом.

Таблица 2 - Производство основных продуктов животноводства и растениеводства К(Ф)Х и Л(П)Х, тонн

Наименование показателя К(Ф)Х Л(П)Х

2011 2012 2011 2012

Молоко 35 116 41 514 148 976 131 170

Мясо скота и птицы на убой (в живом весе), всего 4 733 4 785 30 118 27 206

Зерно (в весе после доработки) 117 292 106 114 4 507 4 726

Картофель 128 948 130 249 460 919 521 988

Овощи 3 920 3 085 271 208 324 698

Несмотря на некоторую ограниченность уровня государственной поддержки деятельности в сфере производства животноводческой продукции, а также на высокий уровень ставки рефинансирования, сельскохозяйственные товаропроизводители активно привлекают кредитные ресурсы на техническое перевооружение, модернизацию и развитие собственных хозяйств [3, с. 67].

В 2012 году малыми формами хозяйствования получено 1 млрд 356 млн рублей льготных кредитов, в том числе ЛПХ - 1 143 млн руб.,

КФХ - 198 млн руб., сельскохозяйственными потребительскими кооперативами - более 15 млн рублей.

Формы государственной поддержки аграрного сектора экономики должны создавать благоприятные организационно-экономические условия функционирования отечественных товаропроизводителей, в том числе условия для эффективного использования выделяемых бюджетных, кредитных и других финансовых средств, так как убыточное состояние многих сельскохозяйственных организаций не позволяет им воспользоваться средствами бюджетной поддержки [2, с. 89].

Но, несмотря на это, внедрение программ по развитию сельского хозяйства, в частности малых форм хозяйствования, позволит получить социально-экономические результаты, такие как развитие конкурентной среды, а также создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипова Т. В. Оценка эффективности деятельности бюджетополучателей субъектов сектора государственного управления // Сибирская финансовая школа Научно-практический журнал. 2008. № 5. С.141-146.

2. Васильева С. Ю., Фролова О. А. Формы государственной поддержки сельского хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2011. № 4 (5). С. 87-93.

3. Денисова Н. В. Государственная поддержка молочного скотоводства Нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2011. № 4 (5). С. 61-68.

4. Митин А. Н., Фролова О. А. Понятия, направления деятельности, цели и задачи фермерского хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2011. № 3 (4). С. 71-83.

5. Суслов С. А., Шамин А. Е. Повышение экономической эффективности производства и переработки зерна : монография. Княгинино: НГИЭИ. 2010. 192 с.

6. Суслов С. А. Экономическая эффективность развития зернового хозяйства : монография. Княгинино: НГИЭИ. 2008. 188 с.

7. Фролова О. А., Денисова И. В. Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2013. № 5 (24). С. 78-83.

8. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации http://www.mcx.ru.

MEASURES OF STATE SUPPORT OF SMALL FARMS IN NIZHNY NOVGOROD REGION IN MODERN CONDITIONS AND THEIR OUTCOMES

Keywords: government support, private farms, small forms offarming, agriculture, subsidies.

Annotation. The article describes the main measures of state support of small farms and summarized results of operations during the implementation of government programs.

ДЕНИСОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).

DENISOVA IRINA VLADIMIROVNA - lecturer of the chair «Accounting and audit», Nizhny Novgorod State Engineering and Economics Institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).

МИТИН АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ - преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).

MITIN ANATOLY NIKOLAEVJCH - lecturer of the chair «Information Systems and Technologies», Nizhny Novgorod State Engineering and Economics Institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).

ФРОЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).

FROLOVA OLGA ALEKSEEVNA - Doctor of economic sciences, professor of the chair «Accounting and audit», Nizhny Novgorod State Engineering and Economics Institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.