Научная статья на тему 'Меры государственной поддержки лизинговой деятельности в РФ'

Меры государственной поддержки лизинговой деятельности в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEASING / ЛИЗИНГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEASING LEGISLATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / ЛИЗИНГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ / LEASING PORTFOLIO / ЛИЗИНГОВЫЙ РЫНОК / LEASING MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доманова Елена Олеговна, Колаковская Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются меры государственной поддержки лизинговой деятельности в России, предлагаются меры по совершенствованию лизингового законодательства, проведен анализ данных о стоимости новых заключенных договоров лизинга в России за 2006 2013 гг., показана динамика лизингового портфеля в России, рассмотрена структура основных сегментов лизингового рынка России в 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF STATE SUPPORT OF LEASING ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the measures of state support of leasing activity in Russia, proposes measures to improve leasing legislation, the analysis of data on the cost of the new lease agreement in Russia for the 2006-2013 biennium, And dynamics of the leasing portfolio in Russia, consider the structure of the main segments of the leasing market in Russia in 2013

Текст научной работы на тему «Меры государственной поддержки лизинговой деятельности в РФ»

Е.О. Доманова, Т.Н. Колаковская МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

В статье рассматриваются меры государственной поддержки лизинговой деятельности в России, предлагаются меры по совершенствованию лизингового законодательства, проведен анализ данных о стоимости новых заключенных договоров лизинга в России за 2006-2013 гг., показана динамика лизингового портфеля в России, рассмотрена структура основных сегментов лизингового рынка России в 2013 г.

Ключевые слова: лизинговая деятельность, лизинговое законодательство, государственная поддержка, лизинговый портфель, лизинговый рынок.

Раздел I ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 339.187.62 © Е.О. Доманова, Т.Н. Колаковская

В настоящее время актуальной проблемой для отечественных предприятий является состояние основных производственных фондов, износ которых достигает 70 %. При этом речь идет не только о физическом, но и о моральном износе. Назрела необходимость переоснащения российских предприятий новым высокотехнологическим оборудованием.

Наши исследования показали, что перечень понятий и толкований лизинга достаточно велик, но в целом они, как правило, отражают экономическую сущность этого явления в хозяйственной практике. Конечная цель лизинговых взаимоотношений - получение экономического эффекта от внедрения новой техники и прогрессивных технологий, использования движимого и недвижимого имущества [1, с. 42].

С целью содействия развитию лизинга государство предпринимает меры государственной поддержки лизинговой деятельности. Данная стратегия государства, в частности, была закреплена рядом постановлений: № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 27 июня 1996 г., «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы» от 21 июля 1997 г., № 1020 «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций» от 3 сентября 1998 г. и др.

Важную стимулирующую роль в развитии лизинга играют государственные гарантии. Государственные гарантии за счет бюджета развития РФ являются поручительством Правительства РФ и предоставляются на конкурсной основе. Объем государствен-

ных гарантий на соответствующий год определяется законом о государственном бюджете. Порядок предоставления государственных гарантий лизинговым проектам за счет средств бюджета развития РФ определен Постановлением Правительства от 3 сентября 1998 г. № 1020 «Об утверждении порядка представления государственных гарантий на осуществление финансовой аренды (лизинга)». Государственные гарантии предоставляются в размере 60% требуемых заемных средств.

Детальное изучение предлагаемых на федеральном и региональном уровне мер позволяет сделать вывод, что в большинстве своем они носят либо общий, либо формальный характер, а, следовательно, не могут быть в достаточной степени эффективными.

Целесообразно предложить следующие меры по совершенствованию лизингового законодательства:

- расширение способов и оснований приобретения лизингового имущества лизингополучателем;

- возможность получения рассрочки (отсрочки) уплаты таможенных платежей в отношении предмета лизинга;

- определение таможенной стоимости имущества, а также применение режима временного ввоза (вывоза) с учетом специфики лизинговых сделок;

- законодательное закрепление упрощенной процедуры валютного регулирования лизинговых правоотношений;

- разработка и внедрение упрощенного механизма изъятия предмета лизинга у недобросовестного лизингополучателя;

- уточнение норм налогового законодательства с учетом особенностей осущест-

вления лизинговых сделок;

- уточнение действующего порядка отражения лизинговых операций в бухгалтерском учете [2, с. 22-24].

Развитие нормативно-правового регулирования, мер государственной поддержки

влияют на развитие лизинговой деятельности, так данные о стоимости новых заключенных договоров лизинга в стране (объем нового бизнеса) за ряд лет представлены в табл. 1.

Таблица 1

Стоимость новых договоров лизинга в России за период 2006-2013 гг._

Показа- Год Темп

тель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 роста, %

Новые

договоры лизинга, 463 832 657 325 730 1290 1312 1321 285,31

млрд. руб.

Новые

договоры лизинга, 17,07 32,85 26,4 10,45 24,24 43,92 42,22 41,4 242,53

млрд.

долл.

Объем нового лизингового бизнеса по участвовавшим в проекте компаниям в 2013 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 3,75%. Однако с учетом информации по нескольким компаниям, которые участвовали в проекте 2012 года, существенно (в два и более раз сократили свои объемы), реальный прирост рынка был меньшим, и соответствовал всего 0,7% в рублях. В долларовом измерении сокращение составило 1,9 % [5, с. 5].

В 2013 г. по данным Росстата инфляция составила 6,45 %. С учетом индексов-дефляторов, определяемых Росстатом, в 2013 г. приращения ни с 2012 г., ни с наиболее благополучным до этого 2007 г. не произошло.

При этом, нельзя говорить о стагнации рынка, поскольку отсутствие динамики роста за длительный период времени является только одним из критериев стагнации. Применительно к лизинговому рынку стагнация может определяться неменяющейся высокой концентрации как всего рынка, так и его сегментов; неизменностью структуры передаваемого в лизинг имущества, слабым присутствием в ней новой техники; изменением структуры региональных рынков в пользу центра и т.д.

Свыше 90,25 % от стоимости всех новых заключенных договоров в 2013 г. пришлись на сделки финансового лизинга, и 9,75 % договоров составили сделки опера-

тивного лизинга (в 2012 г. - 3 %). Для сравнения отметим, что в США, Германии, Великобритании примерно треть всех договоров лизинга заключается на условиях оперативного лизинга [5, с. 5].

Следует подчеркнуть, что некоторые сделки, которые в России стали относить к оперативному лизингу очень спорны с точки зрения критериев, применяемых в других странах. Например, по срокам договоров. На международной конференции в Барселоне в феврале 2014 г. возникла дискуссия по поводу того, что существенное (более чем в полтора раза) превышение сроков договоров оперативного лизинга над сроками финансового лизинга вполне реальная ситуация. Было высказано соображение, что это обстоятельство обусловлено передачей в лизинг авиатранспорта и железнодорожного подвижного состава, а в этих сегментах рынка договоры заключаются на 10 и более лет и это не противоречит мировой практике.

Дело в том, что договоры оперативного лизинга на такой срок в нашей стране заключаются ради того, чтобы по истечению сроков амортизации, например, самолетов, имущество оставалось собственностью лизингодателя. Согласно действующего законодательства, повторно в лизинг сдать имущество нельзя. Вместе с тем имеются определенные сомнения относительно того, что классифицированные от-

дельными лизинговыми компаниями сделки, как оперативный лизинг, будут подтверждены аудиторами в соответствии с условиями МСФО [5, с. 8].

Договоры оперативного лизинга в 2013 г. заключались 20 участниками проекта в 16 сегментах отечественного рынка. Наиболее крупные по стоимости сделки оперативного лизинга по данным компаний имели место с железнодорожным подвижным и тяговым составом (50,8 %); авиатранспортом (33,2 %); автотранспортом

(9,4 %); нефтедобывающим оборудование (1.6 %).

В 2013 г. портфель лизинговых договоров (без учета их качества и реструктуризации задолженностей) вырос на 13,3 % в рублях и на 10% в долларах, и при этом превысил новый бизнес в 2 раза (табл. 2). Такая пропорция сложилась впервые после кризисного 2009 г. Вместе с тем зарубежный опыт свидетельствует, что данная пропорция по ряду европейских стран соответствует 2,5-3 к 1 [5, с. 10].

Таблица 2

Динамика лизингового портфеля в России за период 2006-2013 гг._

Показатель Год

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Лизинговый портфель, Млрд. руб. 589 985 1026 916 1100 1780 2362 2670

Лизинговый портфель, млрд. долл. 21,92 38,87 41,25 32,03 36,29 60,6 76,01 83,68

Превышение портфеля в руб. над новым бизнесом, раз 1,272 1,184 1,562 2,818 1,507 1,38 1,8 2,021

Токсичность портфеля (рассматривается как удельный вес суммы проблемной и сомнительной задолженности в общей величине портфеля) в целом по обследованным компаниям по состоянию на конец отчетного периода увеличилась 3,3% до 4,1%.

На 1 февраля 2014 г. просроченная задолженность по кредитам банков нефинансовому сектору - 4,1%. Но здесь учитывается только сумма невозврата по очередному платежу к величине портфеля. В западных странах расчет ведется аналогично величине outstanding, т.е. так как это делается в наших лизинговых компаниях, поэтому для приведения задолженности российских банков западным стандартам нужно умножать полученный показатель на 2,5. Следовательно, это не 4,1%, а 10%. Кроме того, согласно регулятивным требованиям ЦБ РФ, в

2013 г. российские банки списали почти 200 млрд. руб. безнадежных долгов (просрочка более 360 дней). Ранее эти суммы при желании банков можно было оставлять на балансе [5, с. 10-11].

Структура российского рынка лизинговых услуг (по видам имущества) в соответствии с результатами проведенного обследования насчитывает около четырех десятков сегментов (табл. 3). Они различны по величине и по количеству действовавших на них операторов - лизингодателей.

Сегмент «авиатранспорт» в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом заметно вырос, но пока его объемы вдвое меньше железнодорожного и подвижного состава и в 1,5 раза меньше автотранспорта, а для последующего роста необходимы, прежде всего, иной порядок налогообложения, возможность использовать большие, длинные и недорогие деньги и т.д. Доля сельскохозяйственного оборудования незначительна (занимает около 1 % рынка) [5, с. 10-11].

Таблица 3

Укрупненная структура основных сегментов лизингового рынка России в 2013 г.

Сегмент Удельный вес сегмента рынка, %

Железнодорожный подвижной и тяговый состав 33,9

Автотранспорт 24,2

Авиатранспорт 15,8

Промышленное оборудование 8,9

Строительное оборудование и техника 8,7

Основная проблема большинства сельхозтоваропроизводителей заключается в недостатке финансовых ресурсов, поэтому они не способны самостоятельно создать крупные накопления и осуществлять воспроизводство на расширенной основе, используя современные технологии и высокопродуктивные биологические объекты. В сложившейся ситуации лизинг является наиболее приемлемым методом финансирования и дает возможность приобрести не только сельхозтехнику, но и другие элементы материально-производственной базы. Учитывая финансовое положение, в котором находится сейчас сельское хозяйство, необходим лизинг, в реализации которого участвует государство [6; 7, С. 7].

В последнее время в Российской Федерации система поддержки лизинга для сельскохозяйственных предприятий со стороны государства значительно повысила свою эффективность. Важную роль в этой поддержке играет ОАО «Росагролизинг», учреждение, специально созданное для эффективного внедрения института лизинга в сферу сельского хозяйства.

ОАО «Росагролизинг» работает как напрямую с сельхозтоваро-производителями, так и через своих региональных операторов. В настоящее время компанией создана сеть из 200 компаний-операторов, которые работают во всех федеральных округах России. Льготные условия для сельхозтоваропроизводителей по договору федерального лизинга значительно привлекательнее усло-

вий, которые предлагают прочие участники рынка лизинговых услуг. При заключении договора лизинга с компанией ОАО «Росагролизинг» размер первого платежа будет от 7 % до 30 % стоимости имущества (в зависимости от срока лизинга и формы залога, в то время как в других фирмах предлагают оплатить 10 % - 50 %). Срок лизинга составляет от 1 года до 10 лет (до 5 лет в других фирмах). В связи с этим целесообразно совершенствование лизинговых механизмов в направлении повышения доступности лизинга путем государственного финансирования аграрного лизинга через создание специальной инвестиционной компании. Такой способ господдержки аграриев не противоречит рыночным принципам экономики [3, с. 69].

Поддержка обновления технических средств сельскохозяйственных предприятий с помощью лизинга должна осуществляться исходя из активности организаций в приобретении техники, их платежеспособности, условий ведения производственного процесса. Технологическая отсталость в совокупности с недостаточной обеспеченностью сельхозтехникой отражаются на проведении полноценного цикла уборочных работ. Поэтому, внедрение новых современных сельскохозяйственных технологий, является необходимым условием повышения производительности труда в отрасли и увеличения объемов производимой в ней продукции [4, с. 73].

Библиографический список

1. Акманов, С. С. Агролизинг [Текст] / С. С. Акманов // Аграрное и земельное право. -2011. - № 5. - С. 46-53.

2. Арьков, А. В. Государственный лизинг как наиболее эффективный инвестиционный ресурс развития сельскохозяйственных предприятий [Текст] / А. В. Арьков, О. М. Дмитри-енко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 2. - С. 22-24.

3. Балабанов, И. Г. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие [Текст] / И. Г. Балабанов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 456 с.

4. Богатко, А. Н. Система управления развитием предприятия (СУРП) [Текст] / А. Н. Богатко. - М. : Финансы и статистика, 2009. - 240 с.

5. Газман, В.Д. Лизинг России - 2013: результаты 16-го ежегодного исследовательского проекта (5 марта 2014 г.) [Текст]. - Москва, 2014. - 47 с.

6. Тяпкина, М.Ф. Государственно-частное партнерство как способ повышения инвестиционной привлекательности предприятий [электронный ресурс] / Е.А. Ильина, М.Ф. Тяпкина// Управление экономическими системами. - 2013. - №7. - Режим доступа: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/ кет/2245-2013-07-13-08-15-21, свободный.

7. Тяпкина, М.Ф. Проблемы развития сельского хозяйства региона [Текст] / М.Ф. Тяпкина // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - №1. - С. 11.

MEASURES OF STATE SUPPORT OF LEASING ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Elena O. Domanova,

senior lecturer, Irkutsk state agricultural Academy

Tatyana N. Kolakovskaya, undergraduate, Irkutsk state agricultural Academy

Abstract. The article considers the measures of state support of leasing activity in Russia, proposes measures to improve leasing legislation, the analysis of data on the cost of the new lease agreement in Russia for the 2006-2013 biennium, And dynamics of the leasing portfolio in Russia, consider the structure of the main segments of the leasing market in Russia in 2013.

Key words: leasing, leasing legislation, government support, leasing portfolio, leasing market.

Сведения об авторах:

Доманова Елена Олеговна - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов и анализа Иркутской государственной сельскохозяйственной академии (г. Иркутск, РФ), e-mail: elena230189@yandex.ru.

Колаковская Татьяна Николаевна - магистрант кафедры финансов и анализа Иркутской государственной сельскохозяйственной академии (г. Иркутск, РФ).

Статья поступила в редакцию 24.11.2014. УДК: 338.242 © Б.А. Игамбердиев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.