Научная статья на тему 'Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности как фактор, способствующий экономическому развитию страны'

Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности как фактор, способствующий экономическому развитию страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2368
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / INVESTMENT ACTIVITY / STATE GUARANTEES / TAX BENEFITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меняйло Л.Н.

В статье рассмотрены некоторые направления государственной поддержки инвестиционной деятельности, выразившиеся в налоговых льготах, инвестиционных налоговых кредитах, государственных гарантиях, предоставляемых инвесторам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures of the state support of investment activity as the factor promoting economic development of the country

The articles deals with some areas of the state support of investment activity such as tax benefits, investment tax credits, state guarantees given to investors.

Текст научной работы на тему «Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности как фактор, способствующий экономическому развитию страны»

2014'2(1)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТРАНЫ

MEASURES OF THE STATE SUPPORT OF INVESTMENT ACTIVITY AS THE FACTOR PROMOTING ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

УДК 330.341

Л.Н. МЕНЯЙЛО,

кандидат политических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

e-mail: 543375@mail .ru

L.N. MENYAJLO,

PhD in Politics

(Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia)

Аннотация: в статье рассмотрены некоторые направления государственной поддержки инвестиционной деятельности, выразившиеся в налоговых льготах, инвестиционных налоговых кредитах, государственных гарантиях, предоставляемых инвесторам.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, государственные гарантии, налоговые льготы.

Abstract: the articles deals with some areas of the state support of investment activity such as tax benefits, investment tax credits, state guarantees given to investors.

Keywords: investment activity, state guarantees, tax benefits.

В настоящее время заявленная тема представляет особый интерес. Авторы в своих работах касаются таких моментов, как содержание и правовое регулирование инвестиционных отношений, формы осуществления инвестирования, правовые формы привлечения иностранных инвестиций и т.д. Представляют научный интерес работы Богатырёва А.Г., Вознесенской Н.Н., Силкиной В.В., Белицкой А.В. и других авторов. Этот интерес к заявленной теме не случаен. В своё время ещё Президент РФ В.В. Путин акцентировал внимание на том, что необходимо определить дальнейшие направления по поддержке инвестиций.

В Законе РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в ст. 1 инвестиционная деятельность определяется как вложение инвестиций, или инвестирование, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций. Однако в юридической литературе неоднократно подчёркивалось, что более удачное понятие инвестиционной деятельности даётся в ст.1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности

в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В частности, там указано, что инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.

Стоит отметить, что в указанном нормативно-правовом акте подчёркивается не только коммерческая цель инвестирования. Конечно, для инвестора желательно получить прибыль от своего инвестирования, пусть и в долгосрочной перспективе. В то же время многие авторы указывают на возможность существования некоммерческой цели инвестирования, главным образом это инвестиции в форме капитальных вложений в некоммерческие проекты, например, в строительство корпусов больниц, зданий для учреждений культуры, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней [1, с. 507].

В этом случае имеет место инвестиционная деятельность в целях достижения «иного полезного эффекта», как указано в законе.

Инвестиционная деятельность может осуществляться достаточно широким кру-

120

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(1)

гом субъектов, среди которых государство, муниципальные образования, а также юридические и физические лица, в том числе и иностранные. При этом следует учитывать, что государство как участник инвестиционных отношений обладает особым правовым статусом, так как одновременно является и инвестором, и регулятором инвестиционной деятельности. Таким образом, инвестором может быть практически любой субъект гражданского оборота.

Что касается иностранных инвестиций в российскую экономику, то это направление деятельности получило правовое закрепление в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 18.12.2011 г.), Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 мая 2006 г. № 302 «О создании и деятельности на территории закрытого административнотерриториального образования организаций с иностранными инвестициями».

Отдельные виды инвестиционной деятельности регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ «Об инвестиционных товариществах» и рядом других нормативно-правовых актов.

На сегодняшний день развитие инвестирования и инвестиционной деятельности должно стать одним из основных источников экономического развития и роста, модернизации и развития различных отраслей социальной сферы и экономики, повышения уровня и качества жизни населения. В связи с чем инвестиционная политика направлена на реализацию целого комплекса мер, способствующих адекватному освоению инвестиционного потенциала, улучшению инвестиционного климата и росту объёма инвестиций.

Особое внимание государства направлено на повышение инвестирования в высокотехнологичные, наукоёмкие производства, развитие нано-, информационных технологий, альтернативной энергетики, на создание и развитие экспортоориентированных производств. Однако необходимо заметить, что нельзя сопоставлять «меры государственно-

го регулирования инвестиционной деятельности» и «меры государственной поддержки инвестиционной деятельности», так как «меры государственного регулирования» гораздо более широкое понятие, которое включает в себя в том числе и меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой на основе частной собственности.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности осуществляется в следующих направлениях:

Во-первых, это налоговые льготы, которые являются сегодня важной составляющей политики государства в этой сфере. Данные направления развития налогообложения в развитых странах склоняются в сторону инновационной деятельности. Например, этот институт получил широкое распространение в Нидерландах. Налоговое стимулирование осуществляется посредством получения скидки на капитальные вложения, направленные на энергосбережение, охрану окружающей среды, на инвестиции в капитальные вложения и расходы на оплату труда в области научно-исследовательских разработок. По мнению ряда авторов, самый высокий уровень ставок инвестиционных скидок предусмотрен в Великобритании и Дании, где налоговые льготы направлены в основном на стимулирование расходов в научные разработки и исследования [2, с.68]. В свою очередь, это способствует увеличению расходов на инновационную деятельность, модернизации производства, развитию исследовательской базы, продвижению продукции на мировые рынки. В связи с этим доля инвестиций в ВВП в быстроразвивающихся странах составляет 40%, а в России - не более 13%, что свидетельствует о недостаточно благоприятном инвестиционном климате в нашей стране [2, с.69].

Во-вторых, это инвестиционные налоговые кредиты. В соответствии со ст. 67 НК РФ они предоставляются организациям, которые являются налогоплательщиками, в случае если они проводят научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы, либо осуществляют техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Инвестиционные налоговые кредиты предостав-

121

2014'2(1)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

ляются организациям, если они занимаются инновационной деятельностью, в том числе созданием новых или совершенствованием уже применяемых технологий, созданием новых видов сырья или материалов, если деятельность организации связана с выполнением государственного оборонного заказа. Как указано в ст. 67 НК РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. К налогам, по которым производится кредитование, относится налог на прибыль в части, зачисляемой в региональный или местный бюджет. По сути, организация-налогоплательщик, получившая инвестиционный налоговый кредит, уменьшает свои платежи по налогу, а впоследствии выплачивает сумму кредита и проценты по нему. Уменьшение платежей по налогу производится до того момента, пока размер суммы, не уплаченной организацией, не станет равным сумме кредита.

В-третьих, это государственные гарантии, которые определяют основные условия осуществления инвестиционной деятельности. В научной литературе авторы делают акцент на том, что законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность в разных странах, значительно отличается. Это зависит от проводимой инвестиционной политики, которая может устанавливать льготный режим для привлечения инвестиций, либо ограничивать их (например, частные иностранные инвестиции). Так, по мнению В.Ф. Попондопуло, в странах с развивающейся экономикой инвестиционное законодательство дифференцировано с учётом национальной принадлежности инвесторов [3, с. 15].

В нашем законодательстве задекларировано, что иностранные инвесторы осуществляют инвестирование в рамках такого же правового режима, что и отечественные инвесторы. Так, например, иностранному инвестору будут возмещены убытки, если они причинены незаконными действиями должностных лиц государственных органов (ст. 1069 ГК РФ), принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно не иначе как при условии предварительного и равноценного возмещения

(ст. 35 Конституции РФ), при реквизиции иностранному инвестору выплачивается стоимость реквизируемого имущества (ст. 242 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 18.12.2011 г.)), иностранному инвестору гарантируется использование на территории РФ и перевода за её пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 18.12.2011 г.). По сути, указанный Федеральный закон есть закон о государственных гарантиях, предоставляемых иностранному инвестору. Вопрос лишь в том, чтобы эти гарантии не носили декларативный характер, а подкреплялись реально действующим механизмом их реализации.

В целом размер государственной поддержки в форме государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60% заёмных средств, необходимых для его осуществления. Государственная поддержка оказывается инвесторам, прошедшим конкурсный отбор инвестиционных проектов. Решение об оказании государственной поддержки принимается специальной Комиссией по инвестиционным конкурсам и направляется в Министерство финансов России для их реализации [4, с. 29].

В-четвертых, к государственным гарантиям можно отнести и такую форму поддержки, как обеспечение транспортной, социальной и иной инфраструктурой за счёт средств соответствующего бюджета,

В-пятых, это, конечно, льготные условия пользования землёй, льготные ставки по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами, природными ресурсами.

Подводя итог, отметим, что сегодня многое зависит от инвестиционного климата в России, от правового регулирования инвестиционной деятельности, от механизма реализации прав и защиты интересов инвесторов. Дальнейшее вхождение нашего государства в мировую инвестиционную систему обусловливает не только развитие приоритетных отраслей в промышленности и народном хозяйстве, развитие социальной сферы, но и способствует инновационной деятельности.

122

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(1)

Литература

1. Российское предпринимательское право: учебник / Л.В. Андреева, ТА. Андронова, Н.Г. Ап-ресова [и др.]; отв.ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - 4-е изд.-Москва: Проспект, 2014. 808 с.

2. Брызгалин АВ., Аникеева О.Е., ЩербаковаЕ.С., и др. Налогообложение доходов физических лиц: ответы на сложные вопросы налогоплательщиков и налоговых агентов // Налоги и финансы. 2013. № 3. С. 1-136.[электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

3. Попондопуло В.Ф. Инвестиционная деятельность: правовые формы осуществления, публичной организации и защиты // Юрист. 2013. № 19. С. 15-23.

4. Терехова Е.В. Формы инвестиционной деятельности государства (финансово-правовой аспект) // Вопросы экономики и права. 2013. № 4. С. 27-35.

5. Максименко АВ. Особенности договора возмездного оказания услуг // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2004. № 3(4). С. 112-116.

References

1. The Russian enterprise right: the textbook / L.VAndreeva, TAAndronova, N.GApresova [and others]; ed. by I.V.Ershova, G.D.Otnyukova. - 4th ed. - Moscow: Prospec. 2014. 808 p.

2. Bryzgalin A.V., Anikeeva O. E, Shcherbakova E.S., and others. Taxation of incomes of physical persons: answers to complicated questions of tax bearers and tax agents//Taxes and finance. 2013. № 3. [electronic resource] ConsultantPlus.

3. Popondopulo V.E. Investment activity: legal forms of performing, public organisation and protection// Lawyer. 2013. № 19. P. 15-23.

4. Terekhovа E.V. Form of the state investment activity (financial legal aspect)// Questions of economy and right. 2013. № 4. P. 27-35.

5. Maksimenko A.V. Features of the paid services// The bulletin of the Belgorod Law Institute of

the Ministry of Internal Affairs. 2004. № 3(4). P. 112-116.

(Статья сдана в редакцию 10.07.2014)

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.