Научная статья на тему 'Меры государственного регулирования по повышению конкурентоспособности ракетно-космической промышленности российской Федерации'

Меры государственного регулирования по повышению конкурентоспособности ракетно-космической промышленности российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
978
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКОЕ КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SPACE-ROCKET INDUSTRY / CONTROL SYSTEM / EUROPEAN SPACE AGENCY / COMPETITIVENESS / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов А.С., Карпова К.В.

В данной статье проведен анализ и рассмотрены некоторые меры государственного регулирования конкурентоспособности предприятий ракетно-космической промышленности Российской Федерации, способствующие инновационному развитию отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARRANGEMENTS OF STATE REGULATION FOR INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN SPACE-ROCKET INDUSTRY

In the article the analysis was carried out and was considered some arrangements of state regulation of competitiveness of the enterprises of the Russian space-rocket industry promoting the innovative development of branch.

Текст научной работы на тему «Меры государственного регулирования по повышению конкурентоспособности ракетно-космической промышленности российской Федерации»

порядке установлено, что предварительные решения о ликвидации или перепрофилировании тех или иных военных объектов должна принимать независимая комиссия, решения которой либо утверждаются, либо отвергаются Президентом и Конгрессом.

Сокращение объектов инфраструктуры является болезненным и трудным процессом, требующим существенных затрат. При закрытии баз серьезное внимание уделяется трудоустройству военного и гражданского персонала этих баз, решению отрицательных экономических и социальных последствий для местных районов. Значительные средства направляются на восстановление окружающей среды на закрываемых базах. Например, планировалось до конца 2006 финансового года на природоохранительные мероприятия израсходовать примерно 12 млрд. долларов [8].

Таким образом, проблемы усиления, модернизации и защиты критических элементов системы военной инфраструктуры с учетом современных потребностей вооруженных сил и новых способов ведения вооруженной борьбы постоянно находится в центре внимания военно-политического руководства США.

Литература:

1. Presidential directive PDD-63. http://www.fas.org/irp/offdocs/ pdd/pdd-63.htm

2. Homeland Security Presidential Directive HSPD-7. http:// georgewbush-whitehouse.archives.gov/releases/2003/12/2003/217-5. htm

3. Critical infrastructure protection. http://en.wikipedia.org/wike/ critical_infrastructuxe_protection

4. U.S. Department of Defense. Defense Budget Priorities and Choices Fiscal Year 2014. Washington, April 2013, 17, p.32

5. U.S. Department of Defense. Senior Defense Official Makes Case for BRAC to Congress. Washington. April 12, 2013

6. Military Base Closures. GAD-05-138-2005, p.1

7. Tadlock Cowan, Military Bases Closures: Socioeconomic Impact. Washington, February 7, 2012

8. C.Hagel Presents Defense Budget Request to Congress. Washington, April 11, 2013

УДК 338.4

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Карпов А.С., доцент кафедры экономических теорий и военной экономики Военного университета Минобороны России, к. э.н., доцент Карпова К.В., старший преподаватель кафедры экономических теорий и военной экономики Военного университета Минобороны

России

В данной статье проведен анализ и рассмотрены некоторые меры государственного регулирования конкурентоспособности предприятий ракетно-космической промышленности Российской Федерации, способствующие инновационному развитию отрасли.

Ключевые слова: ракетно-космическая промышленность, система управления, космическая деятельность, Европейское космическое агентство, конкурентоспособность, государственное регулирование.

THE ARRANGEMENTS OF STATE REGULATION FOR INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN SPACE-ROCKET INDUSTRY

Karpov A., associate professor of economic theories and military economy Military University of the of the Russian Defense Ministry, candidate

of Economic Sciences, associate professor Karpova K., senior teacher of economic theories and the military economy Military University of the Russian Defense Ministry

In the article the analysis was carried out and was considered some arrangements of state regulation of competitiveness of the enterprises of the Russian space-rocket industry promoting the innovative development of branch.

Keywords: space-rocket industry, control system, European Space Agency, competitiveness, state regulation.

Основным фактором повышения конкурентоспособности государства становятся уже не отдельные достижения науки и техники, какими бы выдающимися они ни были, а высокий научно-технологический уровень всего национального производства. Он определяется в первую очередь совокупным состоянием высокотехнологичных отраслей экономики, к которым и относится рассматриваемая ракетно-космическая промышленность.

Кроме прочего, следует учесть существующие проблемы, требующих оперативного решения:

1. В связи с развитием в Российской Федерации рыночных отношений ситуация в отрасли осложняется в силу узкой специализации ряда ее предприятий и их зависимости от госзаказа на ракетно-космическую технику. Следует признать, что в ближайшее время полностью самостоятельное существование отдельных предприятий и отрасли в целом без государственной поддержки и заказов невозможно.

2. Экономический механизм управления выполнением заказа дает сбои.

3. Созданные интегрированные структуры не до конца обеспечивают выполнение поставленных целей по реформированию ракетно-космической промышленности (РКП).

4. Текущая система управления РКП, в целом, реализуется фактически исключительно с использованием инструментов государственного регулирования, использующего финансовые рычаги и понуждающие экономические факторы, что не позволяет использовать механизмы привлечения дополнительного частного

финансирования. Почти 100%-я зависимость РКП от государственного финансирования ограничивает развитие космической отрасли, обусловливаемое системой приоритетов государственного бюджетного процесса.

Для создания предпосылок технологического развития отрасли требуется решение двух основных взаимосвязанных задач:

1) рычаги и механизмы государственного управления сделать более действенными, используя при этом известный метод финансового убеждения и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов в производстве инновационной продукции;

2) создать стимулы и необходимые механизмы для привлечения в перспективе частных инвестиций в потенциально рыночные, конкурентные сегменты отрасли, а также для инновационного развития предприятий.

Для решения поставленных задач необходима концентрация всех функций и рычагов управления космической промышленностью России, которая должна осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

-концентрация ресурсов для создания конкурентоспособных продуктов в ограниченном количестве крупных интегрированных структур;

- поиск и создание эффективных высокотехнологичных производств;

- жесткий контроль за финансовыми потоками.

Безусловно, использование различных экономических механизмов государственного регулирования конкурентоспособности в

российской РКП требует адаптации. Вместе с тем, необходимо еще учитывать особенности и тенденции развития мировой экономики. Особенно это актуально на фоне введения различных санкций в отношении России.

Ряд приоритетных экономических инструментов государственного регулирования конкурентоспособности РКП РФ на сегодняшний момент используются в недостаточном количестве на современном этапе:

- ориентация преимущественно на отечественную продукцию;

- поиск и создание принципиально новой продукции и услуг в области космической деятельности.

Важнейшим направлением для применения механизмов государственного регулирования, повышающим конкурентоспособность национальной РКП и обеспечивающим национальную безопасность, является ориентация на отечественную продукцию. Важность проведения политики импортозамещения трудно переоценить. Под импортозамещением понимается снижение или полное прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичного товара. Подобные товары называют импортозамещающими. Особенно остро на сегодняшний момент встал вопрос импортозамещения украинской продукции. Президент России В.В.Путин на совещании с руководителями ведущих оборонных предприятий страны заявил, что Россия готова пойти на корректировку параметров государственного оборонного заказа, если Украина прекратит поставку военной продукции[1]. Не все однозначно в сфере международного сотрудничества Роскосмоса и НАСА. Сегодня более 70% радиационно-стойкой электронной базы производится компаниями США. Но им запрещены поставки в Китай, а также в некоторые азиатские страны и на Ближний Восток. С недавних пор в этот перечень попала и Россия[2].И это далеко не исчерпывающий список влияния обострившихся политических противоречий на внешнюю экономическую деятельность России.

Анализ сложившейся ситуации показал, что на сегодняшний день Российская Федерация зависит от иностранных поставщиков не только в сфере производства сырья и материалов, но и в поставляемых для нужд РКП новейших видах электронной техники, обрабатывающего высокоточного автоматизированного оборудования, различных видов мелких комплектующих, таких как коммутационные устройства, гидравлические системы и т.д. Соответственно, именно в этих сферах требуется осуществление интенсификации процесса импортозамещения, что потребует значительных финансовых ресурсов и разработки соответствующих инструментов государственной поддержки и регулирования всего процесса импортозамещения в целом.

Для реализации экономических механизмов государственного регулирования конкурентоспособности в рамках рассмотренного направления на уровне органов государственной власти необходимо разработать и внедрить Программу импортозамещения в РКП на долгосрочный период. Эта программа должна стать продолжением государственной программы по импортозамещению, разрабатываемой Министерством промышленности и торговли России.

Разработка такой программы должна включать в себя несколько предварительных этапов:

- анализ и оценка импортозамещающего производства (по цене и качеству, насыщению отечественного рынка), и его влияния на конкурентоспособность продукции, созданной на основе вновь разработанных и произведенных материалах, взамен импортируемой;

- внедрение методологических основ ранжирования приоритетных импортозамещающих технологий с учетом их макроэкономической значимости и эффективности;

- создание импортозамещающих межотраслевых корпоративных структур, которые на долевой основе могут финансировать проекты импортозамещающих производств, оказывающих влияние на конкурентоспособность конечной продукции и услуг;

- организация производства тех видов импортных комплектующих, которые применяются в различных видах продукции, что может создать дополнительные конкурентные преимущества продукции и услуг в области космической деятельности, обеспечив их экспорт;

- непосредственно организация государственного финансирования процессов импортозамещения в РКП, с последующим постепенным переходом на госфинансирование только тех приоритетных проектов, в которых не используются импортные комплектующие.

Специалисты Роскосмоса и Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), в свою очередь, должны осуществлять политику, включающую мероприятия по повышению эффективности использования бюджетных ресурсов, оптимизации ресурсов и затрат, модернизации производства, увеличению производительности труда, передаче части работ, осуществляемых государственными ракетно-космическими предприятиями, бизнесу и т.д. Сегодня же Роскосмосом и ОРКК данный вопрос не решается на должном уровне. Это, безусловно, подрывает национальную безопасность[3]. В настоящее время складывается такая ситуация, что получив финансирование, в виде бюджетных ресурсов, льготных кредитов, либо сохранив собственные средства организации, используя налоговые льготы, организации РКП распределяют финансовые ресурсы внутри своих подразделений и заключают договора с соисполнителями на основе поставленных задач. Данный процесс распределения осуществляется сегодня на основе экспертных оценок, путем принятия решений руководством, что приводит к их субъективности[4]. Чтобы сделать данный процесс распределения финансовых ресурсов более объективным и прозрачным на уровне организаций РКП необходимо использовать методики с применением экономико-математического аппарата, позволяющие получать количественную оценку для принятия тех или иных решений. Можно вспомнить такие методики как:

■ методика распределения бюджетных средств, выделяемых на инновационные технологии;

■ методика, позволяющая оценивать эффективность распределения бюджетных ресурсов;

■ методика отбора инновационных технологий, способствующих повышению конкурентоспособности отрасли.

Рассматривая второе направление «поиск и создание принципиально новой продукции и услуг в области космической деятельности», следует отметить, что оно является наиболее амбициозным и труднореализуемым в современных реалиях с учетом текущего состояния национальной РКП. Действительно, довольно сложно произвести принципиально новую продукцию, тем более в области космической деятельности, на старом оборудовании, износ которого в большинстве своем составляет 65% по отрасли[5]. Таким образом, первым этапом реализации указанного направления должно быть техническое перевооружение организаций РКП.

Техническое перевооружение организаций РКП является важнейшей государственной задачей, от решения которой зависит экономическая и оборонная безопасность страны.

Техническое перевооружение имеет ряд неоспоримых преимуществ перед новым строительством:

1. Экономия материальных и финансовых ресурсов на единицу вводимой производственной мощности.

2. Экономия времени.

3. Инженерно-строительные работы производятся на освоенной площадке, оснащенной подъездными путями, сетями электроэнергии, водопровода и т.д.

4. Социальный фактор - наличие трудового коллектива действующего предприятия.

5. Существенно меньший уровень риска.

Анализ технического состояния отечественных организаций РКП свидетельствует о необходимости безотлагательного решения задачи обновления парка технологического оборудования, внедрения новейших информационных технологий организации, а также и современных технологий менеджмента качества производимой продукции. Для решения указанной задачи важно разработать на уровне государства программы по техническому перевооружению организаций РКП, целью которой является создание принципиально новых и совершенствование уже существующих методов оптимизации государственного управления техническим перевооружением промышленных предприятий.

Выполнение указанной программы должно сопровождаться решением следующих задач:

- прогнозирование требуемого объема финансирования для проведения модернизации по различным сегментам космической деятельности;

- проведение мероприятий отбора организаций РКП, на которых экономически целесообразно проводить техническое перевооружение, с учетом их инновационного потенциала;

- разработка законодательной базы бюджетной поддержки реализации проектов технического перевооружения организаций РКП;

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №5 2014 | 205

- разработка, создание и внедрение в РКП автоматизированной системы оценки эффективности реализации проектов по техническому перевооружению предприятий, выполняемых за счет средств бюджетного финансирования, гарантирующей достижение заданного уровня эффективности создаваемого (модернизируемого) производства;

- формирование региональных фондов стимулирования технического перевооружения организаций РКП РФ;

- создание модели альтернативных вариантов применения инновационных технологий;

- организация государственного центра по обучению и аттестации специалистов организации-заказчика РКП на всех этапах проектирования и производства продукции и современных систем обучения и аттестации рабочих, инженеров и менеджеров организации, необходимых для обеспечения устойчивого эффективного производства высококачественной продукции на предприятиях, включенных в программу технического перевооружения.

После проведения мероприятий по техническому перевооружению отобранных организаций РКП на их базе необходимо будет организовать анализ существующей продукции и те приоритетные разработки, способные обеспечить повышение конкурентоспособности отечественной продукции РКП на мировом рынке. Проанализировав существующие мнения экспертов в области космической деятельности, можно выделить ряд перспективных разработок, а именно:

- создание на базе имеющихся отечественных и зарубежных прорывных технических решений космических аппаратов отечественного производства, способных в ближайшие 2-3 года предоставить внутренним (государственным и частным) потребителям и потребителям развивающихся стран услуги более высокого, чем они используют, качества по более низкой цене;

- комплексирование задач в рамках отдельных космических аппаратов и интегрированных космических группировок;

- создание космических аппаратов открытой модульной структуры («ЛЕГО-принцип»);

- реализация комплексных конструктивно-технологических решений по созданию конкурентоспособных унифицированных космических платформ нового поколения различной размерности;

- создание высоконадежных компонентов и систем бортовой радиоэлектронной аппаратуры, стойкой к воздействию факторов космического пространства;

- создание космических ядерных энергоустановок большой мощности и их ключевых элементов;

- создание целевой аппаратуры, датчиков, бортовой радиоэлектронной аппаратуры, систем электропитания для космических аппаратов различного назначения;

- создание систем и средств жизнеобеспечения для длительных космических экспедиций.

Для достижения поставленной цели необходимо на уровне органов государственной власти разработать Программу создания приоритетной продукции РКП, для чего необходимо будет решить следующие задачи:

выбор приоритетных направлений обновления продукции и оценка конкурентоспособности новой продукции

оценка объема и определение структуры необходимого ресурсного обеспечения программы по обновлению продукции;

оценка стоимости создания новых изделий РКТ с учетом внешних и внутренних факторов, основанная на математическом моделировании;

отбор инновационных технологий, необходимы в производстве новых изделий РКТ, способствующих повышению конкурентоспособности РКП РФ.

Применение механизмов государственного регулирования инновационного развития российской РКП, предлагаемых авторами к адаптации и совершенствованию в рамках предложенных новых направлений, на основе инструментов, обеспечивающих их эффективную реализацию, обеспечит повышение конкурентоспособности российской продукции и услуг в области КД на внутреннем и внешнем рынках, что в свою очередь будет способствовать инновационному развитию всего высокотехнологичного сектора экономики РФ.

Литература:

1. Материалы совещания Президента России В.В.Путина с руководителями ведущих оборонных предприятий страны. 10 апреля 2014 года. http://lab.obnmsk.m/public/articles.php?htmlfile= orekhovsky-23.htm (дата обращения 14.07.2014 г.).

2. Комаров И.А. Глава ОРКК: проблема импортозамещения ЭКБ в российских спутниках решается // http://www.i-mash.ru/news/ nov_otrasl/53091-glava-orkk-problema-importozameshhenija-jekb-v. html (дата обращения 25.06.2014).

3. Давыдов В.А. Прогнозирование объемов финансирования космической отрасли и основные макроэкономические показатели развития экономики России // Оборонная техника. - 2012. №8-9. - с.78-84.

4. Пайсон Д.Б. Конкуренция в ракетно-космической промышленности: время стратегических решений // Вестник Глонасс. №4 (15).2013.

5. Соколов А., Терентьев И. Россия проигрывает космическую гонку Китаю //http://vpk.name/news/112684_rossiya_proigryivaet_ kosmicheskuyu_

gonku_kitayu.html?last (дата обращения 11.07.2014).

6. Хачатурян А.А., Вдовин С.В. Некоторые формы продвижения российских вооружений на мировом рынке // Экономика и предпринимательство, 2013, № 12-2.

7. Хачатурян А.А., Николаев А.Е. Структура организационно-экономического механизма управления научно-технологическим развитием оборонной промышленности России // Экономика и предпринимательство, 2013, № 12-3.

8. Хачатурян А.А., Шингареев Ф.Ф. Ключевые направления реализации стратегии инновационного развития предприятий отечественной радиоэлектронной промышленности // Транспортное дело России, 2013, № 4

9. Хачатурян А.А., Кончугов В.А. Интеграция военных представительств Министерства обороны России в информационную структуру предприятий оборонно-промышленного комплекса как фактор повышения качества продукции // Транспортное дело России, 2013, № 4.

10. Хачатурян А.А., Синько В.А. Роль информационных технологий в управлении рисками на промышленных предприятиях // Электронный научный журнал Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление, 2013, № 4 (6).

11. Хачатурян К.С., Рыжова Ю.И. Тенденции, функции, цели и задачи развития системы управления человеческими ресурсами высокотехнологичных корпораций России // Экономика и предпринимательство, 2013, № 11-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Хачатурян К.С., Андреева Е.В. Современные тенденции управления человеческими ресурсами предприятий оборонного сектора экономики страны // Экономика и предпринимательство, 2013, № 12-2.

13. Хачатурян К.С., Николаев А.Е. Кластерный механизм государственно-частного партнерства в стратегии инновационного развития оборонной промышленности России // Транспортное дело России, 2013, № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.