МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКОЙ
А.С. Хакимова, магистрант, старший инспектор, майор таможенной службы Республики Узбекистан
А.Н. Кусков, канд. воен. наук, доцент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-3-114-117
Аннотация. в научной статье представлены результаты анализа мероприятий государственной политики Правительства России при реализации национальных экономических интересов в процессе внешнеторгового сотрудничества с Китаем. Рассмотрены основные тенденции развития внешней торговли между данными странами. Проанализированы приоритетные направления и решения государственного регулирования, которые могут содействовать экономическому развитию России при осуществлении внешней торговли с Китаем. Актуальность исследования обусловлена современным периодом геополитической нестабильности, который вынуждает к увеличению внимания Правительства России к вопросам международных экономических отношений с Китаем.
Ключевые слова: внешнеторговое сотрудничество, внешняя торговля, национальные экономические интересы, Россия и Китай, международные экономические отношения, государственное регулирование.
В 2024 г. Китай продемонстрировал одну из крупнейших экономик мира, своими высокими темпами экономического роста. По итогам 2023 г. ВВП Китая вырос на 5,2% в годовом исчислении и достиг 126 трлн юаней (17,41 трлн долл. США). Благодаря радикальным решениям и стратегическим мероприятиям Правительством КНР была произведена успешная модернизация китайской промышленности, которая во многих секторах производства оказалась лидером в применении современных инновационных технологий и роботизированного оборудования [4].
Для экономики России китайские рынки являются ключевыми партнерами во
внешнеэкономической деятельности. С учетом того, что российские компании столкнулись в 2022-2023 годы с масштабными международными санкциями, то соответственно для них актуальным является поиск новых внешних торговых партнеров, среди которых китайские организации, производители, поставщики и потребители.
Как итог, у России появляются новые более крепкие, качественные и масштабные внешнеэкономические связи с крупнейшей экономикой мира - Китаем. На рисунке 1 изображены основные данные по внешней торговли между Китаем и Россией.
Рис. 1. Товарооборот между Россией и Товарооборот между странами в 2023 г. в сравнении с предыдущим 2022 г. увеличился на 26,3% и составил рекордные 240,3 млрд долл. США. При этом, экспорт российских товаров на китайский рынок вырос до 128,7 млрд долл. США, тогда как импорт составил 111,8 млрд долл. США. Чистый экспорт России во внешней торговле с Китаем за период 2022-2023 гг. составляет 55 млрд долл., что является абсо-
Китаем в 2020-2023 гг., в млрд долл. [1]
лютным рекордом, в особенности, учитывая то, что в периоде 2020-2021 гг. был отрицательным профицит.
Анализируя структуру экспорта и импорта во внешней торговле между Россией и Китаем, стоит обратиться к рисункам 2 и 3. В структуре экспорта российских товаров основную долю занимает продукция сектора топливо.
\ Топливо шруда ■Древесина I Медь
Рис. 2. Динамика основных статей экспорта России в Китай в 2020-2023 гг., в млрд
долл. [2]
Что касается основных статей импорта китайских товаров на российский рынок, то основную долю занимает продукция сегмента машин и оборудования, а также различные реакторы. Транспортные средства в 2021 г. продемонстрировали рост импорта в 2 раза. В нынешнее время с учетом нарушения цепей поставок автомоби-
лей европейских и американских производителей, потенциал китайских производитель значительно вырос, что делает данную статью импорта в торговых отношениях между странами наиболее перспективной.
Рис. 3. Динамика основных статей импорта России из Китая в 2020-2023 гг., в млрд
долл. [2]
Развитие международных торговых отношений между Россией и Китаем начиналось еще с давнего периода. Этому предшествует географическое расположение стран, важность транспортных маршрутов в организации глобальных цепей поставок товаров в другие страны, а также совместная реализация крупных инфраструктурных проектов. Однако в периоде последних лет данные международные отношения достигли нового этапа своего развития, что обусловлено современными реалиями, связанных с принятием экономических и политических санкций в отношении России [3].
Говоря о перспективах дальнейшего развития взаимодействия России и Китая в рамках внешней торговли, можно свидетельствовать о том, что создаются современные условия, которые стимулируют продолжение интеграции на евразийском пространстве, из-за чего все новые страны также заинтересованы в активном участии в торговых отношениях. На это влияют различные факторы, например, особую роль имеют экономические триггеры, к которым относятся:
- интерес стран к дальнейшей интеграции во всем Евразийском регионе;
- расширение политического, экономического и торгового влияния ШОС на
международные отношения, основателями которой выступают Россия и Китай;
- конкуренция со стороны других государств и международных организаций и партнерств.
Исходя из желания Правительства России содействовать экономическому развитию страны при помощи проведения активной внешнеторговой деятельности с Китаем, применяются следующие приоритетные решения в вопросах государственного регулирования, как:
1. Содействие снижению барьеров таможенного администрирования при пересечении товаров между странами в процессе их экспорта/импорта путем цифро-визации таможенного контроля, учета и оценки каждой категории продукции.
2. Пролонгация преференций в таможенных тарифах на экспорт и импорт продукции между странами, где используется упрощенная система таможенного контроля и снижаются тарифные доначисления по важным категориям товаров.
3. Реализация проектов государственно-частного партнерства по строительству и модернизации объектов транспортно-логистической инфраструктуры России, которые принимают участие в реализации глобальных цепей поставок с китайскими компаниями и рынками.
4. Установление новых дипломатических связей и поддержание взаимовыгодных международных экономических отношений между странами путем развития международных ассоциаций и организаций, в которых Россия и Китай принимают активное участие (такие, как ШОС, ЕАЭС и БРИКС).
5. Активное продолжение политики дедолларизации экономики и внешнеторговых отношений между странами, где в качестве валюты расчета операций экспорта и импорта используется российский и
рубль и, в особенности, китайский юань, являющийся одной из валют специальных прав заимствования МВФ (СПЗ).
Таким образом, принимаемые меры государственного регулирования Правительством России способствуют реализации национальных экономических интересов во внешнеторговом сотрудничестве с КНР. Наблюдается рост объемов внешней торговли, в том числе экспорта основных статей продукции, а также стимулируется экономическое развитие приграничных регионов.
Библиографический список
1. Обзоры внешней торговли России с Китаем. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian-trade.com/countries/china/ (дата обращения: 24.09.2023).
2. Клименко А.Ф. Взаимодействие России и Китая и роль ШОС в построении большого Евразийского пространства // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2021. - Т. 26. № 26. - С. 31-47.
3. Кубанова С.В., Шерешов А.В., Юсифов Э.Э. Перспективы развития торговых отношений России с Китаем // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 5-2 (87). -С. 90-93.
4. ВВП Китая в 2022 году достиг 121,0207 трлн юаней. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/n3/2023/0117/c31518-10196993.html (дата обращения: 24.09.2023).
MEASURES OF STATE REGULATION AND PROMOTION OF THE IMPLEMENTATION OF ECONOMIC INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN FOREIGN TRADE COOPERATION WITH THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
A.S. Khakimova, Graduate Student, Senior Inspector, Major of the Customs Service of the Republic of Uzbekistan
A.N. Kuskov, Candidate of Military Sciences, Associate Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The scientific article presents the results of an analysis ofpublic policy measures of the Russian Government in the implementation of national economic interests in the process of foreign trade cooperation with China. The main trends in the development of foreign trade between these countries are considered. The priority areas and decisions of government regulation that can contribute to the economic development of Russia when carrying out foreign trade with China are analyzed. The relevance of the study is due to the current period of geopolitical instability, which forces the Russian Government to increase the attention of the Russian Government to issues of international economic relations with China.
Keywords: foreign trade cooperation, international trade, national economic interests, Russia and China, international economic relations, government regulation.