Научная статья на тему 'Меры государственного противодействия распространению информации экстремистского характера в сети "Интернет" на примере блокировки интернет-мессенджера "Telegram"'

Меры государственного противодействия распространению информации экстремистского характера в сети "Интернет" на примере блокировки интернет-мессенджера "Telegram" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
346
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ИНТЕРНЕТ / TELEGRAM / МЕССЕНДЖЕР / БЛОКИРОВКА / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / EXTREMISM / INTERNET / MESSENGER / BLOCKING / EXTREMIST MATERIALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шатохин С.А.

В данной статье обозревается и исследуется эффективность мер государственного противодействия распространению экстремистских материалов в сети интернет как в целом, так и на примере такого мероприятия, как блокировка интернет-мессенджера «Telegram». В частности, исследуется статистика в части совершенных и выявленных преступлений экстремистского характера, её динамика, исследуется эффективность принимаемых государством мер по борьбе с экстремизмом. Также более подробно раскрывается содержание такой меры, как блокировка интернет-мессенджера «Telegram». Так, обозревается история данного вопроса в целом, принятые государством меры, механизм их реализации и определенные проблемы, связанные с этим. В настоящем исследовании предлагаются меры, позволяющие, по мнению авторов, сделать борьбу с распространением в сети «Интернет» экстремистских материалов, более эффективной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шатохин С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures of the state counteraction of information distribution of extremistic character in the internet network on the example of internet-messenger telegram

This article reviews and examines the effectiveness of government measures to counteract the spread of extremist materials on the Internet both in general and as an example of such an event as blocking the Internet-messenger "Telegram". In particular, statistics on the committed and identified crimes of an extremist nature, its dynamics are investigated, the effectiveness of measures taken by the state to combat extremism is investigated. The content of such a measure as blocking the Internet messenger Telegram is also disclosed in more detail. So, the history of this issue as a whole, the measures taken by the state, the mechanism for their implementation and certain problems related to this are reviewed. This study proposes measures that, in the authors' opinion, make the fight against the spread of extremist materials on the Internet more effective.

Текст научной работы на тему «Меры государственного противодействия распространению информации экстремистского характера в сети "Интернет" на примере блокировки интернет-мессенджера "Telegram"»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 3. - С. 210-216.

УДК 343.3

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» НА ПРИМЕРЕ БЛОКИРОВКИ ИНТЕРНЕТ-МЕССЕНДЖЕРА «TELEGRAM»

Шатохин С. А.

Кемеровский государственный университет

В данной статье обозревается и исследуется эффективность мер государственного противодействия распространению экстремистских материалов в сети интернет как в целом, так и на примере такого мероприятия, как блокировка интернет-мессенджера «Telegram». В частности, исследуется статистика в части совершенных и выявленных преступлений экстремистского характера, её динамика, исследуется эффективность принимаемых государством мер по борьбе с экстремизмом. Также более подробно раскрывается содержание такой меры, как блокировка интернет-мессенджера «Telegram». Так, обозревается история данного вопроса в целом, принятые государством меры, механизм их реализации и определенные проблемы, связанные с этим. В настоящем исследовании предлагаются меры, позволяющие, по мнению авторов, сделать борьбу с распространением в сети «Интернет» экстремистских материалов, более эффективной.

Ключевые слова: экстремизм, интернет, Telegram, мессенджер, блокировка, экстремистские материалы.

В настоящее время борьба с экстремизмом, как таковым, а также с экстремистскими материалами, распространяемыми в глобальной компьютерной сети «Интернет» является одной из самых приоритетных задач органов и ведомств, обеспечивающих государственную безопасность Российской Федерации. Акцентирование внимания органов госбезопасности на сети «Интернет» вполне обосновано. Как указывают в одной из своих работ В. Н. Шелесюков и Р. Г. Драпезо, сеть «Интернет» является наиболее привлекательной площадкой для реализации определенных преступных намерений в силу высокой скорости распространения информации, возможности единовременно причинить вред неограниченному и неопределенному кругу лиц, более высокая экономическая «эффективность» совершения преступлений, а также наличие ряда способов сокрытия следов преступления, в частности, так называемого «шифрования» [1, с. 65]. Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает государственную целостность и общественную безопасность, покушается на конституционный строй и на без того весьма хрупкое межнациональное и межконфессиональное согласие в обществе. Так, положениями Федерального закона от 25.07.2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и Указа президента Российской Федерации от 12.-5.2099 года №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, как деятельность, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обста-

новки в стране, признана одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации [2; 3].

Согласно Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 28.11.2014 г., одной из целей ее разработки и внедрения является формирование в обществе обстановки нетерпимости к экстремист-кой деятельности и распространению экстремистских идей [4]. С реализацией вышеуказанной нетерпимости в обществе зачастую возникают значительные проблемы, так как экстремизм, как чрезвычайно сложное явление, имеет множество проявлений, а состав экстремистских организаций, целью которых является, в частности, расшатывание обстановки в стране и обществе, имеют неоднородный состав. Экстремизм проявляет себя совершенно по-разному, от открытых призывов к свержению существующего в стране строя до скрытых, на первый взгляд незаметных элементов, содержащихся, к примеру, в литературе, формирующих, в итоге, у читателя целостное искаженное мнение о существующем государственном строе. Выработка общественного менталитета, содержащего в себе в том числе нетерпимость к экстремизму, задача чрезвычайно сложная, так как борьба с явлением, которое проявляет себя практически во всех сферах жизни общества, требует привлечения огромных материальных и человеческих ресурсов. Выполнение данной задачи усложняется тем фактом, что становится очевидной поддержка иностранными государственными органами и организациями экстремистских проявлений в целях дестабилизации общественно-политический обстановки в Российской Федерации. Государства, поддерживающие экстремистскую деятельность внутри Российской Федерации, не видят и не хотят видеть, что современный экстремизм вышел за пределы отдельных государств и представляет глобальную угрозу безопасности всего мирового сообщества. Зачастую экстремизм используется некоторыми государствами как инструмент для решения геополитических вопросов и передела сфер экономического влияния. Современных экстремизм не только открыто призывает к свержению существующего государственного строя, к нетерпимости, но также стремится косвенно воздействовать на сознание граждан, пытаясь исказить историю, умышленно возродить идеи нацизма и фашизма.

Среди мер государственного противодействия экстремизму в сети «Интернет» ярко выделяется блокировка мессенджера Telegram.

06 апреля 2018 года Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обратилась в суд с заявлением об ограничении на территории Российской Федерации доступа к информационным ресурсам, функционирование которых обеспечивается «Telegram Messenger Limited Liability Partnership», указывая в обоснование требований, на нарушение норм действующего законодательства, в частности ч. 4.1 ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В сущности, вышеуказанная правовая норма предполагает, что в случае, если организатор распространения информации в сети «Интернет» при обмене информации между пользователями использует так называемое кодирование, на него налагается обязанность представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений [5].

211

14 декабря 2017 года в адрес «Telegram Messenger Limited Liability Partnership» было направлено требование о представлении в Управление ФСБ Российской Федерации информации, необходимой для декодирования электронных сообщений пользователей сети «Интернет», со сроком исполнения до 19.07.2017 года. Данное требование администрация популярного интернет-мессенджера не исполнила, что в своем итоге привело к инициированию со стороны Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций судебного разбирательства.

20 марта 2018 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в адрес «Telegram Messenger Limited Liability Partnership» были направлены уведомления на русском и английском языках о неисполнении установленных обязанностей, в котором последнему был предоставлен срок 15 дней с момента получения уведомления для исполнения обязанности, предусмотренной указанной выше правовой нормой.

В ответ на вышеуказанное уведомление, 03 апреля 2018 года в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от представителя «Telegram Messenger Limited Liability Partnership» поступило письмо № 46855, в котором было сообщено, что исполнение обязанностей, установленных ч. 4.1 ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», не представляется технически возможным.

Неисполнение указанной выше обязанности повлекло за собой последствия, предусмотренные ч. 2 ст. 15.4 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающего возможность ограничения доступа к информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и используются для приема, передачи, доставки и обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается организаторам распространения информации в сети «Интернет», до исполнения таких обязанностей.

13 апреля 2018 года Таганский районный суд г. Москвы вынес решение по делу №2-1779/2018, суть которого заключается в установлении на территории Российской Федерации ограничения доступа к информационным системам и программам, которые предназначены и используются для приема, передачи, доставки и обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается «Telegram Messenger Limited Liability Partnership», до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности по представлению в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений [6]. Решение Таганского районного суда, согласно его резолютивной части, обращено к немедленному исполнению с момента принятия. Таким образом, мессенджер «Telegram» юридически был заблокирован. На данное решение суда ответчиком была подана апелляционная жалоба, которая была оставлена Московским городским судом без удовлетворения [7]. Согласно информации, представленной на официальном сайте Московского городского суда, на решение суда второй

инстанции была подана кассационная жалоба, которая была оставлена без рассмотрения, что, впрочем, не препятствует повторному обращению в суд третьей инстанции с указанной жалобой.

Спустя полгода после блокировки указанного мессенджера хотелось бы подвести некоторые итоги относительно эффективности данного мероприятия в контексте противодействия экстремистской деятельности на территории Российской Федерации.

Согласно статистическим данным, представленным на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2016 года судами общей юрисдикции рассмотрено и окончено 661 уголовное дело по преступлениям экстремистской направленности, в том числе по ст. 282 Уголовного Кодекса РФ. В 2017 году данный показатель практически не изменился и был вынесен приговор по 657 уголовным делам указанной направленности. За первое полугодие 2018 года, то есть уже после блокировки «Telegram» было выявлено и доведено до судебного решения 284 преступления, что при сравнимых обстоятельствах приведет к примерно 560570 судебным решениям по указанной категории дел по итогам года [8]. Невозможно отрицать, что в отношении количества преступлений экстремисткой направленности, в том числе совершаемых на просторах глобальной компьютерной сети «Интернет» имеет место положительная динамика. Однако, нельзя однозначно утверждать, что уменьшение количества указанных преступлений состоит в прямой причинно-следственной связи с решением Таганского районного суда от 13.04.2018 года, так как Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» и Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» предполагает в целях усиления борьбы с распространением экстремизма мобилизацию всех внутренних ресурсов Российской Федерации и положительная статистика говорит лишь об успешном исполнении указанных нормативных актов в целом, но никак не об эффективности такого мероприятия, как блокировка конкретного интернет-мессенджера.

В то же время, у данного мероприятия имеется ряд отрицательных сторон, негативно сказывающихся на рядовых пользователях сети «Интернет», не имеющих отношения к такому явлению, как экстремизм. Так, 16 апреля 2018 года Роском-надзор, как орган, уполномоченный давать операторам связи указания, обязательные к исполнению, обязал интернет-операторов блокировать IP-адреса, через которые обеспечивается доступ пользователей к «Telegram». Большинство из более, чем 20 миллионов заблокированных адресов принадлежат международным интернет-компаниям, включая «Google», «Amazon», «Digital Ocean» и «Microsoft» и, таким образом, заблокированным оказался не только доступ к «Telegram», но и к сторонним ресурсам, права на которые принадлежат указанным компаниям. Эта массовая блокировка IP-адресов оказала пагубное влияние на широкий круг интернет-сервисов, которые не имеют ничего общего с «Telegram». Десятки предприятий понесли и продолжают нести убытки, не говоря о рядовых пользователях сети «Интернет», которые попросту не могут или сталкиваются с проблемами с получением доступа к множеству Интернет-ресурсов. Более того, система блокировки, используемая в данный момент, крайне неэффективна. В настоящее время используется метод блокировки по так называемому «географическому» принципу. То есть любой пользователь, намеренный получить доступ к Интернет-ресурсу, заблокирован-

213

ному на территории Российской Федерации, осуществляющий переход на ресурс опять же с территории Российской Федерации, получит отказ в указанном переходе, так как ресурс на территории России заблокирован. В сложившейся обстановке способ обхода блокировки предельно прост. Многие интернет-пользователи для доступа к запрещенным ресурсом используют метод так называемого VPN (Virtual Private Network), позволяющий скрывать от оператора все данные о месте направления интернет-запроса и перехода по ссылке, что делает используемую систему блокировки Интернет-ресурсов попросту бесполезной в данных обстоятельствах.

27 июня были опубликованы ранее принятые поправки к Кодексу об Административных Правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), предусматривающие ответственность операторы интернет-ресурсов и сервисов, в том числе сервисов VPN, обеспечивающие доступ к запрещенным сайтам, в виде наложения административного штрафа в размере 700 000 рублей за каждое нарушение [9]. Данная мера не представляется нам достаточно эффективной и обоснованной, так как ст. 13. 39 Ко-АП РФ предполагает умышленную форму вины оператора связи, в то время, как многие операторы обеспечивают доступ к определенным Интернет-ресурсам и мес-сенджерам без привязки в телефонному номеру или IP-адресу, что позволяет конкретному гражданину использовать тот или иной ресурс в обход какой-либо санкции оператора. Таким образом, зачастую факт использования пользователем запрещенных ресурсов не состоит в прямой причинно-следственной связи с действиями или бездействием оператора связи, однако ответственность предусмотрена именно для лица, обеспечивающего доступ в сеть «Интернет». Считаем целесообразным и необходимым ввести в КоАП РФ ответственность для физических лиц, непосредственно использующих запрещенные ресурсы, а также сервисы, позволяющие обходить блокировки Интернет-ресурсов, так как именно умышленные действия конкретного гражданина будут состоять в прямой причинно-следственной связи с правонарушением.

Также хотелось бы отметить, что сразу же после начала исполнения решения суда от 13 апреля 2018 года о блокировке «Telegram», по информации, представленной на сайте сервиса аналитики TGSstat.ru в день ограничения доступа к сервису количества его пользователей возросло на 270 тысяч, а интенсивность использования мессенджера возросла примерно на 17% [10]. Таким образом, введение ограничительных мер по использованию «Telegram» наряду с отсутствием в достаточной степени эффективных способов реализации указанных мер привело только лишь к увеличению популярности ресурса и навряд ли к уменьшению числа случаев его использования в экстремистских целях. Считаем, что блокировка интернет-мессенджера «Telegram» не является эффективной мерой государственного противодействия экстремизму, так как статистически количество пользователей ресурса только увеличилось. Данная мера лишь препятствует доступу рядовых граждан к информации, размещенной на просторах глобальной компьютерной сети «Интернет».

Также обращаем внимание, что доступ к «Telegram» был ограничен фактически по причине того, что, как указано выше, администрация интернет-мессенджера не исполнила требование Управления ФСБ от 14 декабря 2017 года и не предоставила в Федеральную Службу Безопасности так называемые «ключи для дешифрации», которые позволили бы сотрудникам уполномоченных ведомств получать доступ к

личной информации конкретных пользователей. Обоснованность данного требования ясна и неоспорима, однако сложившаяся ситуация на рынке обмена информации такова, что с 2017 года подавляющее большинство интернет-сервисов, предоставляющих услуги по обмену информацией и текстовыми сообщениями, для защиты персональных данных используют так называемый метод «оконечного шифрования», суть которого заключается в том, что ключ для дешифрации конкретного сообщения находится исключительно на принимающем устройстве, то есть фактически в распоряжении конкретного субъекта, что попросту лишает администрацию того или иного сервиса возможности положительного ответа на запросы уполномоченных органов в силу того, что в их ведении отсутствуют какие-либо «ключи для дешифрации».

Подводя итоги следует отметить, что уменьшение количества преступлений экстремистского характера по итогам первого полугодия 2018 года позволяет надеяться и рассчитывать на схожую статистику по итогам всего года, означающую существенное сокращение количества такого рода преступлений. В то же время, приведенные выше факты и статистика говорит о том, что не все меры, принимаемые компетентными органами в целях борьбы с экстремизмом, в достаточной степени эффективны. Так, ограничение доступа в интернет-мессенджеру «Telegram» привело лишь к увеличению числа его пользователей, а отсутствие методов и средств для технической блокировки доступа к сервису приводит к тому, что лица, намеревающиеся или уже использующие «Telegram» в противоправных целях, не имеют к тому никаких препятствий. Единственным способом ограничить доступ к запрещенным ресурсам, помимо полной блокировки сети «Интернет» не территории Российской Федерации, по нашему мнению, является введение в законодательные и нормативные акты положений, предусматривающих ответственность непосредственно граждан за использование запрещенных интернет-сервисов.

Список литературы:

1. Драпезо Р. Г., Шелестюков В. Н. «Особенности использования результатов оперативно-розыскного мероприятия «Получение компьютерной информации»//Российский следователь, №9, 2018, с. 65-72.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности от 25.07.2002 №114-ФЗ, принят Государственной Думой РФ 27.06.2002 г.// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г.// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669

4. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утверждена Президентом РФ 28.11.2014 года//http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_194160/

5. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ, принят Государственной Думой 08.07.2006//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798

6. Решение №2-1779/2018 от 13.04.2018/Юфициальный сайт Таганского районного суда г. Москвы, http://tagansky.msk.sudrf.ru

7. Информация по делу №33870/2018/Юфициальный сайт Московского городского суда, https://www.mos-gorsud.ru

8. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде Российской Федера-nnn//http://www.cdep.ru

9. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», принят Государственной Думой 05.06.2018 г.// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301055/

215

10. Telegram-каналы, статистика, аналитика, рейтинг //https://tgstatra(дата обращения - 30.11.2018 г.)

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, №195-ФЗ от 30.12.2001, принят Государственной Думой 20.12.2001//http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_34661/

Shatokhin S. A. Measures of the state counteraction of information distribution of extremistic character in the internet network on the example of internet-messenger telegram // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 4 (72). № 3. - Р. 210-216.

This article reviews and examines the effectiveness of government measures to counteract the spread of extremist materials on the Internet both in general and as an example of such an event as blocking the Internetmessenger "Telegram". In particular, statistics on the committed and identified crimes of an extremist nature, its dynamics are investigated, the effectiveness of measures taken by the state to combat extremism is investigated. The content of such a measure as blocking the Internet messenger Telegram is also disclosed in more detail. So, the history of this issue as a whole, the measures taken by the state, the mechanism for their implementation and certain problems related to this are reviewed. This study proposes measures that, in the authors' opinion, make the fight against the spread of extremist materials on the Internet more effective. Key words: extremism, internet, Telegram, messenger, blocking, extremist materials.

Spisok literatury:

1. R. G. Drapezo, V. N. SHelestyukov «Osobennosti ispolzovaniya rezultatov operativno-razysknogo mero-priyatiya Poluchenie kompyuternoj informacii»// Rossijskij sledovatel, №9, 2018, s. 65-722.

2. Federalnyj zakon «O protivodejstvii ehkstremistskoj deyatelnosti» ot 25.07.2002 114-FZ, prinyat Gosu-darstvennoj Dumoj RF 27.06.2002 g. //http:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_37867/

3. Strategiya nacionalnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda, utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31.12.2015 g.// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669

4. Strategiya protivodejstviya ehkstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda, utverzhdena Prezidentom RF 28.11.2014 goda//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194160/

5. Federalnyj zakon «Ob informacii informacionnyh tekhnologiyah i zashchite informacii» ot 27.07.2006 149-FZ, prinyat Gosudarstvennoj Dumoj08.07.2006//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798

6. Reshenie 2-1779/2018 ot 13.04.2018//Oficialnyj sajt Taganskogo rajonnogo suda g Moskvy// http://tagansky .msk.sudrf.ru

7. Informaciya po delu №33870/2018//0ficialnyj sajt Moskovskogo gorodskogo suda//https:// www.mos-gorsud.ru

8. Oficialnyj sajt Sudebnogo departamenta pri Verhovnom sude Rossijskoj Federacii//http:// www.cdep.ru

9. Federalnyj zakon «O vnesenii izmenenij v Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh prav-onarusheniyah», prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 05.06.2018g.// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301055/

10. Telegram-kanaly, statistika, analitika, rejting//https:// tgstat.ru(data obrashcheniya-30.11.2018 g.)

11. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah №195-FZ ot 30.12.2001, prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 20.12.2001//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.