Научная статья на тему 'МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В РОССИИ'

МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНВЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / СМЯГЧЕНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгополов Кирилл Андреевич

В статье рассматривается совокупность мер, предпринимаемые государством по реформированию системы уголовного наказания, как фактор конвенциональности уголовного наказания в России. Выделены факторы, характерные для современного российского общества, которые обеспечивают указанное отношение. Сделан вывод о необходимости поэтапного, но неуклонного сокращения практики применения уголовного наказания, связанного с лишением свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE MEASURES TO REFORM THE CRIMINAL PUNISHMENT SYSTEM IN RUSSIA

The article considers the totality of measures taken by the state to reform the criminal punishment system as a factor of the conventionality of criminal punishment in Russia. The factors characteristic of modern Russian society that provide this attitude are highlighted. It is concluded that there is a need for a gradual but steady reduction in the practice of applying criminal penalties associated with deprivation of liberty.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В РОССИИ»

УДК 316.346.32-053.6 ББК 67.408.06 я 73 Д 64

DOI 10.34823/SGZ.2021.4.51652

К.А. ДОЛГОПОЛОВ кандидат юридических наук, доцент, и.о.заведующего кафедрой уголовного права и процесса Северо-Кавказского федерального университета*

Меры государства по реформированию системы уголовного наказания в России

В статье рассматривается совокупность мер, предпринимаемые государством по реформированию системы уголовного наказания, как фактор конвенциональности уголовного наказания в России. Выделены факторы, характерные для современного российского общества, которые обеспечивают указанное отношение. Сделан вывод о необходимости поэтапного, но неуклонного сокращения практики применения уголовного наказания, связанного с лишением свободы.

Ключевые слова: конвенциональность уголовного наказания, смягчение уголовного наказания, общество, государство.

K.A. DOLGOPOLOV Candidate of Law, Associate Professor, Acting Head of the Department of Criminal Law and Procedure, North Caucasus Federal University

State measures to reform the criminal punishment system in Russia

The article considers the totality of measures taken by the state to reform the criminal punishment system as a factor of the conventionality of

* Долгополов Кирилл Андреевич, e-mail:nadal06@mail.ru

criminal punishment in Russia. The factors characteristic of modern Russian society that provide this attitude are highlighted. It is concluded that there is a need for a gradual but steady reduction in the practice of applying criminal penalties associated with deprivation of liberty.

Keywords: conventionality of criminal punishment, mitigation of criminal punishment, society, state.

Дорожная карта уголовной политики России на 2017-2025 гг. предполагает реализацию поэтапного изменения уголовного права России, что предусматривает гуманизацию, систематизацию и пересмотр наказуемости деяний1. В течении нескольких последних лет в данной области предприняты меры, позволившие ощутимо сократить назначение мер наказания, связанного с лишением свободы.

Прежде всего, это декриминализация ряда статей уголовного кодекса, касающихся экономических преступлений, избрание мер пресечения, не связанных с лишением свободы, что позволило сократить вдвое, по сравнению с предыдущим десятилетием, количество заключенных. Также следует отметить введение альтернативного лишению свободы вида наказания - принудительных работ. Помимо сказанного, новым законодательством предусматривается переход к отбыванию наказаний в одном учреждении различных категорий осужденных с их раздельным содержанием и углубленной дифференциацией отбывания наказаний, учитывая количество судимостей и общественную опасность.

По мнению известного специалиста в области проблем, связанных с преступностью и назначением и отбыванием наказания, Я.И. Гилинского, лишение свободы - неэффективная мера наказания с многочисленными негативными побочными последствиями; к ней допустимо прибегать только в отношении совершеннолетних, виновных в тяжких насильственных преступлениях2.

Между тем, в обществе сохраняются различные мнения по поводу степени жесткости уголовного наказания. В данном контексте изменения в уголовном законодательстве могут

1 Иванчин А.В. Дорожная карта уголовной политики России на 2017-2025 годы: достоинства и недостатки // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки, 2017, № 3(41), с. 54-58., с. 55

2 Гилинский Я. Демография «заключенности». URL: https://polit.ru/artic-le/2009/02/01/demoscope361/(дата обращения - 10.11.2020)

рассматриваться как фактор конвенциональности уголовного наказания в России, где конвенциональность понимается как неотъемлемое качество культурного объекта, приобретаемое им в результате признания за ним (вследствие установления согласия между участниками социокультурного взаимодействия) определенного набора устойчивых характеристик, выделенных в качестве значимых1. То есть, в нашем случае, под культурным объектом понимается уголовное наказание; участниками социокультурного взаимодействия выступают, с одной стороны, общество, а с другой - государство. Государство предлагает обществу изменения в системе уголовного наказания в сторону смягчения как основной механизм его совершенствования. В случае позитивной реакции общества культурный объект - уголовное наказание - приобретет значимые характеристики, признаваемые обществом, то есть, можно будет говорить о согласии между участниками социокультурного взаимодействия, и, таким образом, о конвенциональности. В случае негативной реакции общества данное качество уголовного наказания окажется под угрозой.

Данный социальный аспект может быть рассмотрен в рамках подхода Э. Дюркгейма, согласно которому, общество считает необходимостью применение адекватного наказания за

2

совершение преступления .

Легитимно применяемая жестко карающая система уголовного наказания должна заставить человека отказаться от повторного совершения преступления. В целом, в настоящее время можно говорить о сохранении конвенциональности уголовного наказания в России.

Тем не менее, изменение порядка назначения наказания за совершение преступлений в сторону его смягчения вызывает неоднозначную реакцию в обществе.

В целом российское общество негативно воспринимает тенденции смягчения уголовного наказания. Несмотря на то, что государство поддерживает сложившиеся тенденции, связанные со смягчением уголовного наказания, общество

3

в целом с ним не согласно .

1 Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. (ред.) Этнопсихологический словарь. М.: МПСИ, 1999. - 343 с.

2 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. - 575 с.

3 Петропавловский В.Г. О гуманизации наказания // Буква закона, №2(25), 2009, с. 6-9.

Результаты опросов свидетельствуют: 91% населения России считают правильным ужесточение наказания. При этом 95% населения России считают правильным ужесточение наказания по некоторым статьям - например, за коррупцию. Амнистия, приуроченная ко Дню Победы, нашла безусловную поддержку лишь у 11% опрошенных граждан; бо-

1

лее половины граждан высказались принципиально против .

Далее, статистические данные ФСИН России об общем количестве осужденных, отбывающих наказание в ИК, пользующихся правом передвижения без конвоя и проживающих за пределами этих учреждений за пять лет (с 2016 г.), свидетельствуют о снижении количества осужденных: отбывающих наказание в ИК на 12,4%; отбывающих наказание в КП на 17,45%; пользующихся правом передвижения без конвоя на 59,5%; проживающих за пределами ИК на 98%2.

Тем не менее, такой подход создает определенные проблемы, связанные с исполнением наказания, и с социальной интеграцией бывших заключенных.

В первом случае исполнение наказание превращается в проблему, которую рассматривает в рамках своего подхода Ирвинг Гоффман. Места отбывания наказания в полной мере соответствуют введенному Гоффманом понятию «тотального института». Именно в условиях таковых, согласно подходу Гоффмана, индивид подвергается наиболее глубокой десо-циализации, последствия которой могут быть необратимы3.

Оказавшись в заключении, человек в той или иной степени гарантировано подвергается десоциализации. По мнению А.И. Ковалевой, «это процесс, в котором прежде социализированный человек возвращается частично или полностью к долич-ностной форме либо утрачивает социально одобряемые личностные качества»4. С одной стороны, этому способствуют

1 Идею амнистии к 75-летию Победы одобрили менее половины жителей России [Электронный ресурс]. https://armenianreport.com/pubs/247813/ (дата обращения: 03.06.2020)

Дроздов А.И., Орлов А.В. Принудительные работы и лишение свободы в колониях-поселениях: сравнительно-правовой анализ // Уголовно-исполнительное право, 2015, № 1, с. 40-43.

3 Гэффман Э. Тотальные институты: очерки о социальной ситуации психически больных пациентов и прочих постояльцев закрытых учреждений / Пер. с англ. А. С. Салина / Под ред. А. М. Корбута. М.: Элементарные формы, 20I9. -414 с.

4 Кашепов В.П. Гуманизация современного уголовного законодательства: монография / В.П. Кашепов, А.А. Гравина, Т.О. Кошаева и др. / Под общей ред.

требования режима. С другой стороны, в силу вступают факторы, о которых говорят Т. Лукман и П. Л. Бергер, выделяя интернализацию - глубокое усвоение индивидом ценностей и норм конкретного социокультурного контекста1. В нашем случае это нормы и ценности сообщества заключенных, избавиться от влияния которых заключенный при всем желании не может.

О проблемах социальной интеграции свидетельствует статистика рецидивной преступности.

Анализ статистики разных лет показывает высокий уровень данного показателя. В общем количестве лиц, преступивших закон в течении десяти лет (2003-2013 гг.), доля повторно его преступивших возросла в два раза; в рамках последних пяти лет данного периода (2009-2013 гг.) она достигла около половины; в 2014 г. повторные уголовные деяния превысили планку более половины всех преступлений - 50,7%; в 2015 г. их число возросло до 51,8%, в 2016 г. - до 54,0%, в 2017 г. - до 56,0%, в 2018 году - до 57,8% из расследованных;

по не обнаруженным, и, следовательно, не расследованным

2

статистика отсутствует .

Таким образом, очевидно, система уголовного наказания, основанная на наказании в виде лишения свободы, не справляется со своей задачей исправления и перевоспитания осужденных.

Указанная проблема может быть рассмотрена с позиции подхода Р. Мертона. Он выделял социальное противоречие, возникающее вследствие несовпадения целей социального развития и механизмов, которые предлагаются обществом для достижения этих целей. Достижение целей в таких условиях зачастую влечет различные типы девиации, независимо от выбора какой-либо из указанных категорий, либо игнорирования их3. При этом достаточно перечислить проблемы бывшего заключенного, характеризующие указанное положение, чтобы убедиться, что определяющей причиной, способст-

В.П. Кашепова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2015, с. 17-18.

1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Издательство «Медиум», 1995.

2 Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор / Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончарова и др. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. - 86 с.

3 Мертон Р. Социальная структура и аномия http://scepsis.net/libra-ryid_632.html (дата обращения - 17.05.2019)

вующей неуклонному росту рецидива выступает, в первую очередь, то положение, в которое попадают лица, отбывшие срок заключения:

• проблема регистрации по месту жительства. В соответствии с действующим законодательством государство не обеспечивает бывшего заключенного жильем в случае необходимости, как это было раньше.

• проблема отсутствия государственной системы мер по социальной реабилитации бывших заключенных.

• проблема радикального отношения общества к человеку, совершившему тяжкое преступление. В результате, по мнению Э. Лемерта в рамках теории стигматизации, происходит вторичная девиация, предполагающая ярлык как центр

идентичности человека и, соответственно, усиливающая де-

1

виацию, причем в различных социальных системах .

Понимание указанных проблем должно привести, в свою очередь, к пониманию особой социально-политической значимости, которую имеет разработка, совершенствование и реализация программы, включающей системное и поэтапное смягчение уголовного законодательства в области наказания. Сюда же относится острая необходимость изменения отношения общества к мерам государства в данном направлении.

В данном случае необходимо достижение социального состояния, когда органическая социальная солидарность, согласно Дюркгейму, включает понимание, и, как следствие, позитивное восприятие обществом государственных мер в направлении поступательного сокращения практики применения лишения свободы.

Данный момент имеет решающее значение в направлении понимания социальной значимости уголовного наказания, вернее, изменения сущности уголовного наказания.

Уголовное наказание должно выступать социально-политическим инструментом, с помощью которого происходит решение ряда социальных проблем. Однако анализ показывает, что уголовное наказание в виде лишения свободы вызывают лишь новые социальные проблемы, наиболее явными из которых является десоциализация лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и рост рецидивной преступности.

1 Рассел Дж. Смертная казнь и Совет Европы. Страсбург, 2001, - 44 с.

Таким образом, возникает определенное социальное противоречие: с одной стороны, система исполнения наказаний в России на сегодняшний день сохраняет конвенциональность, то есть общество в целом поддерживает предложенную государством систему исполнения уголовного наказания, с другой стороны, эта данная система исполнения уголовного наказания неэффективна.

Данное противоречие проявляется в процессе развития социальных отношений в российском обществе.

С одной стороны, государство понимает необходимость реформирования системы уголовного наказания и предпринимает меры в направлении сокращения объема использования уголовного наказания, связанного с лишением свободы.

С другой стороны, общество в целом не одобряет указанных мер, предпринимаемым государством. Согласно указанному подходу Э. Дюркгейма, это объясняется неготовностью общества позволить нарушителю социальных норм избежать наказания.

Подобное противоречие между государством и обществом ставит под угрозу конвенциональность уголовного наказания в России, что, в свою очередь влияет на степень доверия населения к власти.

Отсюда можно говорить о ряде шагов, которые позволили бы сохранить конвенциональность уголовного наказания в России, то есть необходимо сохранение согласия между участниками социокультурного взаимодействия - обществом и государством - по вопросам исполнения уголовного наказания, при его обязательном реформировании.

Прежде всего, необходимо продолжение политики, направленной на сокращение объема применения наказаний, связанных с лишением свободы. В частности, может быть рекомендовано расширение категорий осужденных, которые могли бы избежать лишения свободы, отбывая наказание.

Одним из важнейших моментов в данном направлении является работа по изменению отношения общества к реформированию отечественной системы наказания в направлении сокращения применения наказания, связанного с лишением свободы. Эффективности данной работе может добавить привлечение к ней общественных организаций и интернет-сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.