Научная статья на тему 'Меры безопасности потерпевших и свидетелей в рамках противодействия коррупции'

Меры безопасности потерпевших и свидетелей в рамках противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПОТЕРПЕВШИЙ / СВИДЕТЕЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / ПСЕВДОНИМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чигирева Мария Александровна, Копылова Ольга Петровна

В статье затронуты проблемные вопросы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, их родственников, в случаях оказания давления на них со стороны участников организованных преступных групп, которые нередко имеют связь с сотрудниками правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чигирева Мария Александровна, Копылова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры безопасности потерпевших и свидетелей в рамках противодействия коррупции»

о

SCIENCE TIME

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ В РАМКАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Чигирева Мария Александровна, Копылова Ольга Петровна, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

E-mail: chigireva. maria@mail. ru

Аннотация. В статье затронуты проблемные вопросы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, их родственников, в случаях оказания ^ давления на них со стороны участников организованных преступных групп, о которые нередко имеют связь с сотрудниками правоохранительных органов.

Ключевые слова: противодействие коррупции, потерпевший, свидетель, государственная защита участников уголовного процесса, псевдоним.

В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" даны определения. Коррупция - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

615

о

SCIENCE TIME

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений [3].

По мнению В.В. Вандышева жертвы в 36 % случаев не обращаются с заявлением о преступлении в суды и правоохранительные органы, т.к. считают их коррумпированными органами. Яркими и наглядными примерами могут служить события в Беслане и террористические акты в отношении пассажиров двух самолетов, принадлежащих фирме «Аэрофлот». Автор указывает на имевшие место уголовные дела о преступлениях «оборотней в погонах», а также невозможность передачи в суд значительного числа уголовных дел о преступлениях, совершенных членами преступных сообществ и организованных преступных групп [7, с.310-311].

В связи с этим возникает необходимость обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса.

Проблема обеспечения безопасности потерпевших и других субъектов уголовного процесса существует во всех странах мира, и почти везде принимаются специальные законы, направленные на обеспечение этой безопасности. В России 20 августа 2004 г. был принят Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [3].

Среди общих положений данного закона, прежде всего, обращает на себя внимание указание на то, что меры государственной защиты могут применяться не только к лицам, признанным потерпевшими или иным образом причастным к расследованию преступления, но и до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления (ст. 2 часть 2 закона). Так же, как и в УПК РФ, указывается, что защите подлежат близкие родственники, родственники и близкие лица потерпевшему.

Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), следователь, начальник органа дознания, а осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, орга-ны федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Осуществление отдельных мер безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть возложено и на другие органы. В МВД РФ создано специальное подразделение -Управление по организации государственной защиты (УОГЗ).

Государственная защита осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, под прокурорским надзором и ведомственным контролем.

В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно

616

о

SCIENCE TIME

несколько либо одна из мер безопасности.

В законе довольно подробно характеризуются возможные меры безопасности.

1. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица (ст. 7). Это наиболее распространенный вид обеспечения безопасности, однако, он не может осуществляться длительное время и требует значительных затрат. Эффективность его значительно повышается при использовании технических средств наблюдения и сигнализации.

2. Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.

3. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Может быть наложен запрет на выдачу каких-либо сведений о защищаемом лице из любых информационно-справочных фондов. Может быть изменен номер телефона, номерные знаки на транспортном средстве. Однако, к сожалению, следует отметить, что сведения эти заинтересованные лица получают незаконными путями, например, нелегально можно приобрести компьютерные дискеты, содержащие все сведения о регистрации автомашин, адресные данные граждан, номера их телефонов.

4. Переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности защищаемого лица.

5. В более простых случаях может быть изменено лишь место работы или учебы защищаемого лица либо оно на не-продолжительное время помещено в безопасное место.

6. Меры социальной защиты лица, связанные с обеспечением его безопасности.

В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда здоровью ему, в зависимости от тяжести причиненного, назначается пенсия и выплачивается единовременное пособие в размере, определяемом правительством Российской Федерации. В случае гибели защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие и назначается пенсия по случаю потери кормильца и другие меры.

Все средства на осуществление мер по защите лица выделяются из федерального бюджета [4].

Попова Н. в своей статье привела данные статистики. В 2009 г. государственную защиту получили более 1500 свидетелей, потерпевших и участников судебных процессов, а также 400 должностных лиц. На их защиту ушло более 70 млн. рублей.

В 2010 году под программу попали более 1700 свидетелей и потерпевших, а также более 400 судей и около 600 следователей. Автор статьи пишет, что

617

о

SCIENCE TIME

защита работает, но процесс идет очень медленно, так как каждый год в защите нуждаются сотни тысяч людей, а помощь получают всего лишь 2-3 тысячи человек. Остается неясным вопрос: контролирует ли кто-нибудь, как расходуются деньги, отпущенные из бюджета на государственную защиту потерпевших и свидетелей [8].

Согласно Постановления Правительства РФ от 13 июля 2013 г. № 586 Об утверждении Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на

2014 - 2018 годы", в 2012 году более 2800 участников уголовного судопроизводства были задействованы в программных мероприятиях, что на 17 % больше, чем в 2011 году. В отношении их было осуществлено более 5600 мер безопасности, что на 27 % больше, чем в 2011 году. Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества и временное помещение в безопасное место. В целях исключения фактов гибели и причинения телесного повреждения или иного вреда здоровью граждан, а также уничтожения (повреждения) имущества защищаемых лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве; повышение эффективности отправления правосудия объем финансового обеспечения реализации Программы на 2014 - 2018 годы за счет средств федерального бюджета составляет 1405,55 млн. рублей, в том числе: в 2014 году - 281,11 млн. рублей; в

2015 году - 281,11 млн. рублей. В целом анализ статистических данных показывает, что наметилась динамика увеличения количества защищаемых лиц и применяемых в отношении их мер безопасности [5].

В ст. 18 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» определяется порядок применения мер безопасности [4].

Суд (судья), начальник органа дознания или следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества либо иного противоправного деяния, обязан проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно принять решение о применении мер безопасности либо в отказе от их применения.

В случае принятия положительного решения выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого предусматривается применение указанных мер.

Подробнее остановимся на такой мере безопасности, как использование псевдонима вместо подлинных данных о потерпевшем или свидетеле. Это согласуется с позицией Европейского Суда по правам человека, основанных на

618

а

о

SCIENCE TIME

ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года [1].

Согласно ч. 9 ст.166 УПК РФ при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается, приобщается к уголовному делу и хранится при нем в условиях, исключающих возможность ознакомления с ним иных участников уголовного судопроизводства. В случаях, не терпящих

отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности [2].

По мнению Л. Брусницына псевдоним вместо подлинных данных должен быть указан не только в протоколах следственных и процессуальных действий, но и в постановлениях: о признании потерпевшим, о привлечении лица в качестве обвиняемого, а также в обвинительном заключении (обвинительном акте, постановлении) и других документах уголовного дела. В ходе следственных действий с участием лица, которому дан псевдоним, не должны применяться фото-видео-киносъемка, аудиозапись. Это обстоятельство

необходимо, потому что по окончании предварительного расследования, в порядке ч. 1 ст. 217 УПК РФ обвиняемому и его защитнику могут предъявляться фотографии, материалы аудио - и видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий. С лицом, участвующим в уголовном процессе под псевдонимом, как можно меньше надо проводить следственные действия, производство которых по УПК РФ требует участия понятых, специалистов, экспертов и др., и по возможности исключать их контакты с сотрудниками оперативных и иных подразделений органов внутренних дел. Нежелательно передавать уголовное дело от одного следователя другому, чтобы исключить утечку информации о лице, участвующем под псевдонимом. Не следует вшивать конверт с постановлением в уголовное дело и нумеровать его

619

о

SCIENCE TIME

как очередной лист либо приклеивать к внутренней стороне обложки дела. На практике был случай, когда адвокат заявил в суде ходатайство о дополнительном ознакомлении с материалами дела и в ходе изучения дела, вскрыл конверт с постановлением, вследствие чего подлинные сведения о лице стали известны защитнику обвиняемого [6, с.23].

В качестве псевдонима могут быть использованы условные имена и фамилии, допускается применять имена и фамилии другого пола. В протоколах следственных действий не рекомендуется искажать дату и место рождения, место жительства и пр. данные лица, участвующего под псевдонимом.

Следователь вправе отказать обвиняемому и его защитнику, заявившим ходатайство о проведении очной ставки с тем лицом, который скрыт под псевдонимом, так как согласно ч. 1 ст. 192 УПК РФ проведение очной ставки право, но не обязанность следователя. В целях защиты данных о лице, такое ходатайство не подлежит удовлетворению следователем. Это согласуется с позицией Европейского суда. Так, в решении по делу С.Н. против Швеции Евросуд отметил: подпункт «d» п. 3 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод не требует, «чтобы вопросы задавались

непосредственно обвиняемым или его адвокатом» [9]. В суде вопросы подсудимого могут передаваться допрашиваемому судьей, а в ходе предварительного расследования следователем (дознавателем). Вопросы обвиняемого записываются в протокол его допроса, а в последствии задаются следователем потерпевшему или свидетелю.

В списке лиц, вызываемых в суд, не должны быть указаны истинные данные и местожительство лиц, проходящих по уголовному делу под псевдонимом, ч.4 ст.220 УПК РФ не содержит прямого указания на это, но данное требование обусловлено содержанием ч. 9 ст.166, ч.1 ст.277, ч.ч.5 и 6 ст. 278 УПК РФ [6, с.24].

Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты. В данном постановлении (определении) должны быть урегулированы вопросы восстановления имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав защищаемого лица.

Суд (судья) при вынесении приговора решает вопрос об отмене мер безопасности либо о дальнейшем их применении.

В п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ сказано, что закрытое судебное разбирательство допускается, если «этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц» [2]. По-видимому, в данном случае в законе

620

о

SCIENCE TIME

следовало бы указать на необходимость предупреждения присутствующих в зале суда лиц об уголовной ответственности за разглашение данных о лицах, в отношении которых осуществляются мероприятия по обеспечению их безопасности. В ряде стран с этой же целью допускается дача показаний потерпевшим или свидетелем в маске или же с использованием телевизионной системы, когда изображение головы, допрашиваемого затушевано.

Литература:

1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Права человека и судопроизводство. Собрание международных документов. Варшава. ОБСЕ. 1996. С. 235-257.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г. № 29-ФЗ) [Электронный ресурс]: Гарант. Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/.

3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии

коррупции" [Электронный ресурс]: Гарант. Информационно-правовой портал. -

0 Режим доступа: http://base.garant.ru/.

4. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного

судопроизводства» (в ред. от 03 февраля 2014 г. № 9-ФЗ) [Электронный ресурс]: Гарант. Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/.

5. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2013 г. № 586 Об утверждении

Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших,

свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 - 2018 годы" [Электронный ресурс]: Гарант. Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/.

6. Брусницын Л. Псевдонимы в уголовном процессе // Законность. - 2005. - № 1. - С.23-25.

7. Вандышев В.В. Жертвы тяжкого преступного насилия: Социально-правовые аспекты использования виктимологических данных в правоохранительной сфере. - СПб.: Межрегиональный институт экономики и права, 2007. - 376 с.

8. Попова Н. Сначала сменим пол, потом похороним. Госпрограмма «Защита свидетелей» работает, но со скрипом // Газета «Аргументы недели» - 2011. - № 8 (249) - 3 марта.

9. Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. - М., 2003, - № 1. - С.34.

621

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.