МЕРЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Татаринов Дмитрий Тимурович, студент (e-mail: [email protected]) Гусева Евгения Михайловна, студент (e-mail: [email protected]) Ревенко Олеся Андреевна, студент (e-mail: [email protected]) Чиркунова Екатерина Константиновна, к.э.н., доцент Самарский государственный технический университет, г.Самара, Россия
(e-mail: [email protected])
В данной статье раскрываются особенности тактики антикризисного управления на предприятии, проводится анализ российских и зарубежных антикризисных мер, рассматривается система внедрения и последствия антикризисного управления в организации на примере: ООО ЦИТ «Телеком Софт»
Ключевые слова: антикризисные меры, кризис, система управления
Тема данной статьи актуальна в наше время, так как кризисы государства или кризисы на предприятии случаются с некоторой периодичностью. И редко компании удается избежать падения финансовых показателей, когда экономика подвергается серьезным изменениям. Даже если экономическая ситуация стабильная, в компании может начаться внутренний кризис, связанный с проблемами в отрасли.
Цель работы, определить что такое кризис, рассмотреть цели антикризисного управления, узнать какие стоит применить антикризисные меры на предприятии.
Задачи, поставленные в данной статье:
1. Просмотреть анализ зарубежных и российских антикризисных мер.
2. Выделить виды антикризисного управления.
3. Рассмотреть перечень антикризисных мер на примере предприятия.
Антикризисное управление - это управление, при котором вполне реально проанализировать основные симптомы наступления кризиса, предвидеть потери от него и предпринять полезные действия. К таким мерам следует прибегнуть, чтобы снизить отрицательные последствия сложной финансовой ситуации и использовать факторы антикризисного управления для дальнейшего развития фирмы.
Кризис в компании - это обстановка, при которой финансово-хозяйственные показатели фирмы не соответствуют параметрам окружающей среды.
Факторы, способные вызвать кризис, условно делятся на внешние и внутренние.
Внешние (здесь можно сказать о росте инфляции и безработицы, нестабильности налоговой системы и законодательства РФ, снижении уровня
реальных доходов граждан, понижении емкости внутреннего рынка, усилении монополии в рыночном пространстве, нестабильности валюты, постоянно меняющейся политической обстановке, стихийных бедствиях и т.
д.).
Внутренние (речь идет о высоком уровне финансового риска, неэффективном менеджменте, некачественном управлении производственными издержками, негибком управлении, неразвитой системе бухучета и отчетности, плохой производительности труда, высоких энергозатратах, низкой конкурентоспособности продукции, а также зависимости от ограниченного круга потребителей и поставщиков).
Чтобы добиться максимального эффекта, следует использовать основные механизмы антикризисного управления для обеспечения защиты организации.
Требуется также непрерывное совершенствование механизма по предотвращению критических ситуаций.
Цели антикризисного управления:
1. Разработать и реализовать меры по нейтрализации наиболее опасных путей, способных привести к кризису.
2. Избежать банкротства.
3. Вывести компанию из кризиса.
4. Разработать и реализовать финансовые и управленческие механизмы, которые позволили бы «вытащить» компанию из кризиса.
5. Ограничить ущерб, который кризис может нанести предприятию.
Все меры базируются на одном - заливании финансового "пожара" бюджетными деньгами, но суммы, направления и особенности выделения этих средств отличаются, причем, довольно сильно. Рассмотрим виды различных мер, на примере России и зарубежных стран в таблице.
Система антикризисного управления на предприятии:
Главная цель создания и действия системы антикризисного управления - структурная перестройка компании в соответствии с рыночными потребностями. Реализация главной задачи проходит через основные цели, объединенные в систему. Это: предотвращение банкротства компании и последствий данного процесса в социальном плане; организация санацион-ных мероприятий; ликвидация компании, у которой нет перспектив и реальных возможностей восстановления платежеспособности.
Системное антикризисное регулирование - составной элемент управления компании, состоящий из функциональной и обеспечивающей частей. В функциональной части присутствуют функции управления кризисом. Данная часть является комплексом методов экономического и организационного характера, обеспечивающих решение задач по определению финансового состояния компании, контролю, своевременному утверждению и предотвращению кризиса, выходу из него и восстановлению платежеспособности предприятия.
Таблица 1 - Сравнительный анализ российских и зарубежных _антикризисных мер_
Зарубежных страны Россия
Запад путем прямых денежных инъекций пытается взбодрить потребительский спрос - главный «маховик» рыночной экономики. У нас деньги в руки гражданам давать бояться, предпочитая поддерживать ту же отечественную автопромышленность простым выделением колоссальных средств из бюджета Автовазу, ГАЗу, КАМАЗу и прочим терпящим бедствие автогигантам.
В большинстве развитых стран в условиях кризиса Центробанки активно снижают учетные ставки, чтобы сделать кредиты более доступными. ЦБ РФ их наоборот довольно долго поднимал, пока не довел до нынешнего уровня в 13%.
Достаточно распространенной в мире мерой по противостоянию кризису, является маневрирование налогами и пошлинами. Некоторые страны идут на снижение экспортного НДС - с целью облегчить бремя своим компаниям (Китай, к примеру, обнулил экспортные пошлины на 102 вида товаров и еще на 23 - резко снизил) Россия же ограничилась лишь некоторым понижением налога на прибыль - что бизнесу практически безразлично: мало кто в этом году ждет прибылей.
На западе потребительский спрос это инструмент получения прибыли и финансирования деятельности для получения геополитических преимуществ. В России Правительство направляет потребительский спрос на развитие национальной промышленности и создание собственной финансовой системы.
Учётная ставка - в США, Японии практически равны нулю, но не для облагодетельствования производителя или потребителя, а для поощрения безумного потреплятсва, приведшего к нынешнему кризису. Понижение ставки рефинансирования в России сегодня приведёт только к поощрению импорта, тогда как правительственные меры приводят к запуску системообразующих производств, которые и станут двигателем для всей экономики.
Рассмотрим систему внедрения и последствия антикризисного управления в организации на примере:
ООО ЦИТ «Телеком Софт» - структурное региональное подразделение компании «Консультант Плюс».
С ноября 2012 года организация столкнулась с рядом проблем. В том числе: сокращение числа потребителей, снижение прибыли, падение спро-
са на коммунальные услуги. В результате возник ряд внутренних проблем: несвоевременная выплата заработной платы, социальные волнения. Таким образом, можно говорить о кризисе на предприятии. Руководство ООО ЦИТ "Телеком софт" осуществлялось по следующим антикризисным мерам:
1) Подтянули ценовую политику. Заказчик обязан оплатить счета в срок, по установленному договору. Раньше клиентам давали кредит, и фактически услуги оплачивались только при подписании сертификата о завершении услуг в конце месяца. С этой целью были внесены изменения в должностные инструкции работников отдела обслуживания. Менеджеры обязаны следить за своевременной оплатой счетов. Предложена новая схема расчета заработной платы: размер должен зависеть от фактического поступления денег. Учет и отчетность продолжает работать для должников в обычном режиме;
2) Набор счетов и актов бухгалтерского учета начинает готовиться ближе к середине месяца, а не к концу. Это позволит раньше оплатить услугу тем клиентам, которые имеют возможность осуществить платеж заранее;
3) Был нанят дополнительный юрист, специализирующийся на составлении претензий и ведение дел в арбитражном суде. Эта мера должна повысить эффективность работы с должниками;
4) Руководство вынуждено вносить несвоевременную выплату заработной платы работникам. Также введена система "сдачи". Она предусматривает накопление части зарплаты, превышающей лимит в 10 тысяч рублей. Это делается для увеличения Фонда накопления компании. В дальнейшем мера должна позволить закрыть задолженность перед поставщиком СПС ранее запланированного времени;
5) Пользователь возвращается к схеме "серых" зарплат. Эта мера относится к числу рискованных, но экономит на обязательных отчислениях до 40% в абсолютном выражении. Таким образом, можно сделать вывод, что комплекс антикризисных мер охватывает несколько направлений: маркетинг, производство, управление затратами, управление запасами, управление дебиторской задолженностью, управление кредиторской задолженностью. Без своевременного введения антикризисных мер компания может в очень короткие сроки потерять свое место на рынке или даже больше, обанкротиться.
Список литературы
1. Емельянов Е.В., Аксенов П. А. Региональная политика Европейских государств // Вопросы новой экономики. 2014. №3 (19). С.19- 23.
2. Хомерики Н.Б. Отечественный и зарубежный опыт развития региональной политики. 2014. № 9. С. 38-41.
3. Городов В. А. «Адаптация зарубежного опыта антикризисного управления к отечественной практике регионального развития» / Среднерусский вестник общественных наук. - 2013 С. 154-157.
4. Киберлиника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-zarubezhnogo-opyta-antikrizisnogo-upravleniya-k-otechestvennoy-praktike-regionalnogo-razvitiya.
Tatarinov Dmitry Timurovich, student (e-mail: [email protected])
Samara State Technical University, Samara, Russia
Guseva Evgeniya Mikhailovna, student
(e-mail: [email protected])
Samara State Technical University, Samara, Russia
Revenko Olesya Andreevna, student
(e-mail: [email protected])
Samara State Technical University, Samara, Russia
Chirkunova Ekaterina Konstantinovna, Cand.Econom.Sci, üssociate frofessor Samara State Technical University, Samara, Russia MEASURES OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT AT ENTERPRISE Abstract. In this article, the features of the tactics of crisis management in the enterprise are disclosed, the analysis of Russian and foreign anti-crisis measures is carried out, the system of implementation and the consequences of crisis management in the organization is examined by the example: CITLLC Telecom Soft
Keywords: crisis management measures, crisis, management system
УДК 657
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ Тетюхина Елизавета Петровна, студент (e-mail: [email protected]) Небавская Татьяна Валерьевна, к.э.н., доцент Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г.Краснодар, Россия (e-mail: [email protected])
В статье раскрывается особенности проведения бухгалтерского учета с покупателями и заказчиками Рассмотрены основные проблемы и возможные пути их решения на примере конкретной организации.
Ключевые слова: расчеты с покупателями и заказчиками, учет расчетов, аналитический учет, синтетический учет, совершенствование.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками является важнейшим фактором при разработке экономически обоснованных цен, определении прибыли и исчислении налогов, а также оценки эффективности технологических, организационных и экономических мероприятий по развитию и совершенствованию производственно-экономической деятельности в ООО «Экметалл».
Оценка основных экономических показателей организации позволяет в дальнейшем сориентировать организацию для нахождения наилучших пу-