Научная статья на тему 'Мероприятия по совершенствованию системы управления финансовыми результатами предприятия'

Мероприятия по совершенствованию системы управления финансовыми результатами предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
863
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ / FINANCIAL RESULTS / SYSTEM APPROACH / PRODUCTION COSTS / MATERIAL INPUTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лехтянская Л. В.

В статье рассмотрено управление финансовыми результатами на предприятии, которые должны реализовываться в тесной связи друг с другом, то есть, носить системный характер. Только в этом случае каждое из мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности, будет работать с ожидаемой степенью отдачи. Немаловажно учитывать и то, что управление финансовыми результатами должно представлять собой непрерывный процесс, так как в противном случае достижение эффективности управления значительно затрудняется либо исключается вообще.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENTS FOR ENHANCEMENT OF THE MANAGEMENT SYSTEM BY FINANCIAL RESULTS OF THE ENTERPRISE

In the clause it is considered management of financial results at the enterprise which should be implemented in a close connection with each other, that is, have system character. Only in this case each of the events directed on increase of efficiency of activity, will work with expectational degree of return. It is important to consider and that management of financial results should represent continuous process, otherwise management efficiency achievement is considerably at a loss or excluded in general.

Текст научной работы на тему «Мероприятия по совершенствованию системы управления финансовыми результатами предприятия»

Лехтянская Л.В.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики Владивостокский государственный экономический

университет экономики и сервиса, филиал в г. Находка

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрено - управление финансовыми результатами на предприятии, которые должны реализовываться в тесной связи друг с другом, то есть, носить системный характер. Только в этом случае каждое из мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности, будет работать с ожидаемой степенью отдачи. Немаловажно учитывать и то, что управление финансовыми результатами должно представлять собой непрерывный процесс, так как в противном случае достижение эффективности управления значительно затрудняется либо исключается вообще.

Ключевые слова: финансовые результаты, системный подход, издержки производства, материальные затраты.

Lekhtyanskaya L.V.

PhD in Economics, Associate Professor of the Management and Economics Chair, Vladivostok State University of Ecomies and

Service, Nakhodke Branch.

EVENTS FOR ENHANCEMENT OF THE MANAGEMENT SYSTEM BY FINANCIAL RESULTS OF THE ENTERPRISE

Abstract

In the clause it is considered - management of financial results at the enterprise which should be implemented in a close connection with each other, that is, have system character. Only in this case each of the events directed on increase of efficiency of activity, will work with expectational degree of return. It is important to consider and that management of financial results should represent continuous process, otherwise management efficiency achievement is considerably at a loss or excluded in general.

Keywords: financial results, the system approach, production costs, material inputs.

Предприятиям в условиях высоко динамичной рыночной среды, для того чтобы выжить, необходимо проявлять предприимчивость и бережливость.

Как известно, чем выше финансовые результаты предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

Успешное управление финансовыми результатами характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, оптимальностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Показатели финансовых результатов предприятия во многом определяются эффективностью производства и реализации продукции.

Как показывает практика, различные мероприятия в рамках управления финансовыми результатами на предприятии должны реализовываться в тесной связи друг с другом, то есть, носить системный характер. Только в этом случае каждое из мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности, будет работать с ожидаемой степенью отдачи. Немаловажно учитывать и то, что управление финансовыми результатами должно представлять собой непрерывный процесс, так как в противном случае достижение эффективности управления значительно затрудняется либо исключается вообще.

На сегодняшний день вопросы эффективности реализации системного подхода к управлению финансовыми результатами являются одними из ключевых в общей системе управления на предприятии, что подчеркивает актуальность проведения исследований в данной области.

Любая предпринимательская деятельность в условиях развития рыночных отношений требует оптимального сочетания основных видов ресурсов: материальных, трудовых, финансовых. Роль финансовых ресурсов в осуществлении

предпринимательской деятельности трудно переоценить. Они необходимы для обеспечения нормального кругооборота средств предприятий, для проведения своевременных расчетов этих предприятий между собой и с другими контрагентами рынка.

В общем виде, финансовые ресурсы - это совокупность денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.

Систематическое снижение издержек - это основное средство повышения прибыльности функционирования предприятия, а также действенный метод повышения эффективности использования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

В условиях рыночной экономики, когда финансовая поддержка убыточных предприятий является не правилом, а исключением, как это было при административно-командной системе, исследование проблем уменьшения издержек производства, разработка рекомендаций в этой области - один из краеугольных камней всей экономической теории.

Можно выделить следующие основные направления снижения издержек производства во всех сферах национальной экономики:

- использование достижений НТП;

- совершенствование организации производства и труда; [1]

Дело в том, что сама деятельность по обеспечению экономии затрат в подавляющем большинстве случаев требует затрат труда, капитала и финансов. Затраты по экономии издержек тогда эффективны, когда рост полезного эффекта (в самых разных формах) превысит затраты на обеспечение экономии. Возможен и другой вариант, когда уменьшение издержек на производство изделия не изменяет его полезных свойств, но позволяет снизить цену в конкурентной борьбе. В современных условиях типичным является не сохранение потребительских качеств, а экономия на издержках в расчете на единицу полезного эффекта или других важных для потребителя характеристик.

Задача получения более дешевого сырья, является ключевой проблемой предприятия. Рассмотрим на примере рыбодобывающего предприятия. Эта проблема может быть решена двумя способами.

Первое, пополнение собственного рыбодобывающего флота, что является дорогим вариантом и требует капитальных инвестиций. Предприятию для реализации разделов программ, приходится рассчитывать только на собственные силы - развитие за счет прибыли и за счет привлечения средств иностранных инвесторов. Но того и другого не наблюдается. При этом следует заметить, что если даже добиться 100% загрузки предприятия, то трудности со сбытом как готовой продукции, так и рыбы-сырца не позволят получить достаточного объема свободных средств, для вложения их в обновление оборудования: модернизацию флота, покупку рыбомучной установки, перевооружение цеха копчения и ввод новых мощностей по прогрессивным технологиям замораживания и упаковки.

45

Второе, реализация рыбного сырья напрямую покупателям, минуя цепь посредников. Следует заметить, что, если в Японии только 15 % рыбы продается посредниками (остальная часть непосредственно производителями), то в России от 30 до 70 % рыбы реализуется через посредников, что существенно сказывается на цене рыбы-сырца, реализуемой предприятием. В настоящее время цены на рыбную продукцию постоянно растут из-за износа основных средств рыбодобывающих предприятий, больших затрат на обеспечение оборудования ловли и его обслуживание, снижения общего вылова рыбы, которое связано с ограниченностью квот и падением рыбных запасов морей, инфляции, удорожания электроэнергии, стоимости нефти. Все эти и другие факторы отрицательно влияют на себестоимость рыбной продукции и бьют по карману, доступности и достатку обеспечения рыбой населения. [2]

Рекомендуется создать разветвленную сеть торговых домов или представителей в других регионах и краях России, создать крупных заказчиков продукции, что позволило бы осуществлять непрерывный процесс производства и сбыта продукции, даже при небольшой рентабельности.

Прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. Чем больше величина прибыли, тем эффективнее функционирует предприятие и тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов повышения эффективности использования финансовых ресурсов - одна из основных задач в любой сфере бизнеса.[3]

Если проанализировать структуру и динамику пассивов на предприятиях, то можно сделать вывод о высокой зависимости предприятий от внешних источников финансирования, их финансовой нестабильности, а также как следствие, финансовой неустойчивости.

Для анализа затрат на производство и реализацию продукции рассмотрим деятельность консервного цеха предприятия.

При анализе затрат на производство и реализацию продукции видим, что высокую долю занимают материальные затраты. Вследствие этого можно утверждать, что именно материальные затраты являются основным элементом формирования себестоимости консервного цеха компании. Рост данного показателя к концу анализируемого периода обусловлен увеличением объема производства по консервному цеху.

Увеличились постоянные затраты относимые с других цехов на консервный цех, в связи с увеличением объемов производства и рентабельности консервной продукции.

Факторный анализ прибыли от реализации продукции показал, что валовая прибыль увеличилась за счет изменения объема товарной продукции, структуры консервной продукции и увеличения отпускных цен, но рост себестоимости повлиял на снижение суммы валовой прибыли.

Тем не менее, следует отметить, что на предприятии существуют неиспользованные резервы снижения затрат, которые необходимо использовать.

Систематическое снижение издержек - это основное средство повышения прибыльности функционирования предприятия.

Задача приобретения дешевого сырья, является ключевой проблемой предприятия. Эта проблема может быть решена двумя способами.

Первое, пополнение собственного рыбодобывающего флота, что являться дорогим вариантом и требует капитальных инвестиций.

Второе, реализация рыбного сырья напрямую покупателям, минуя цепь посредников.

Основными мероприятиями направленными на снижение затрат на производство и реализацию консервной продукции, являются:

- сокращение транспортных расходов в результате замены арендуемого автотранспорта на собственный транспорт предприятия;

- сокращение трудоемкости работ с помощью приобретения закаточного полуавтомата для жестяных банок;

- сокращение материальных расходов и расходов на оплату труда за счет механизации процесса обработки многооборотной тары.

Также рекомендуется создать разветвленную сеть торговых домов или представителей в других регионах и краях России, создать крупных заказчиков продукции, что позволило бы осуществлять непрерывный процесс производства и сбыта консервной продукции, даже при небольшой рентабельности.

В результате предложенных изменений предприятие не только получит дополнительный приток прибыли, но и укрепит свое положение на рынке.

Литература

1. Абдуллина, С.Н., Вишневская, Н.И. Формирование затрат на производство продукции предприятиями в рыночных условиях.

— М.: Наука, 2006. - 382 с.

2. Антони, Роберт Н. Основы бухгалтерского учета. - М.: Триада НТТ, 2005. - 412 с.

3. Баканов, М.И., Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 570 с.

Лихнович М.О.

Магистрант, Тюменский государственный университет, г. Тюмень СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается общепризнанная банковская стратегия, разграничение понятий: банковская услуга и банковских продукт, а так же формирование рынка банковских услуг в россии (проблемы и перспективы).

Ключевые слова: банковский продукт, банковская операция, банковская услуга.

Likhnovich M.O.

Master student, Tyumen state University, Tyumen MODERN CONDITION of the MARKET of BANKING SERVICES IN RUSSIA

Abstract

The article discusses the avowed banking strategy, the distinction between the concepts of banking services and banking product, and formation of the market of banking services in Russia (problems and perspectives).

Keywords: banking product, banking operation, banking.

В развитии отношений между банками и их клиентами большая роль отводится таким моментам, соблюдение которых позволяет раскрыть сущность банка как кредитной организации.

Отношения банка с клиентами должны быть объективными. В этом смысле банк является таким субъектом, который производит продукт, отличающийся от любого другого. Этот продукт является товаром, так как он содержит в себе деньги: они

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.