Научная статья на тему 'МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ КИСЕЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА'

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ КИСЕЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ СЛУЖБА / УСЛОВИЯ / НОРМЫ И ПОРЯДОК ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медовикова Е.А., Подольникова М.Ю.

В нынешней сложной социально - экономической ситуации в стране, в условиях все продолжающейся инфляции, роста цен на все без исключения виды товаров и услуг, сокращения производства, роста безработицы, резкой дифференциации общества по уровням доходов военнослужащие и их семьи, в большинстве своем не имеющие сколько-нибудь серьезных накоплений, а часто и жилья, поставлены в крайне тяжелое положение. Это обуславливает необходимость разработки военных законов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. Как показывает практика в настоящее время проблемы, связанные с материальным жизнеобеспечением военнослужащих, обусловлены рядом причин: во-первых, по сравнению с советским периодом военнослужащие в обществе стали занимать менее оплачиваемую ячейку; во-вторых, основой семейного бюджета военнослужащих является денежное содержание; в-третьих, система индексации, осуществляемые государством не учитывает инфляционных процессов; в-четвертых, противоречия в пенсионном законодательстве государства. Объективной потребностью общества на сегодняшний день является создание условий для самореализации бывших военнослужащих, их социально-экономической адаптации после увольнения в запас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ КИСЕЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

Медовикова Е.А. преподаватель кафедра экономики и управления Подольникова М.Ю. студент 5 курса гр. МУо-92 филиал КузГТУ

Российская Федерация, Кемеровская область, г. Прокопьевск

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ КИСЕЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

АННОТАЦИЯ

В нынешней сложной социально - экономической ситуации в стране, в условиях все продолжающейся инфляции, роста цен на все без исключения виды товаров и услуг, сокращения производства, роста безработицы, резкой дифференциации общества по уровням доходов военнослужащие и их семьи, в большинстве своем не имеющие сколько-нибудь серьезных накоплений, а часто и жилья, поставлены в крайне тяжелое положение. Это обуславливает необходимость разработки военных законов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. Как показывает практика в настоящее время проблемы, связанные с материальным жизнеобеспечением военнослужащих, обусловлены рядом причин: во-первых, по сравнению с советским периодом военнослужащие в обществе стали занимать менее оплачиваемую ячейку; во-вторых, основой семейного бюджета военнослужащих является денежное содержание; в-третьих, система индексации, осуществляемые государством не учитывает инфляционных процессов; в-четвертых, противоречия в пенсионном законодательстве государства.

Объективной потребностью общества на сегодняшний день является создание условий для самореализации бывших военнослужащих, их социально-экономической адаптации после увольнения в запас.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы

безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формирований, проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

К военнослужащим относятся:

- Офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

- Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

- Сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта;

- Офицеры, призванные на военную в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на пенсионное обеспечение, которое гарантируется Конституцией РФ.

Для осуществления пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и их семей принят Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», который вступил в силу с 1 февраля 1993 года [3].

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Федеральным Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в Органах Внутренних Дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года №4468-1, распространяются:

1. На проживающих в Российской Федерации:

- лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов, старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, войсках гражданской обороны,

органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, и семьи этих лиц;

- лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР, и семьи этих лиц;

- лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц;

- лиц, указанных в ст. 4 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в Органах Внутренних Дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим СССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

2. На лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках федеральной службы безопасности, войсках гражданской обороны, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего СССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего СССР и в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление пенсионного обеспечения на основаниях,

установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в

органах внутренних дел, и их семей [3].

Все указанные военнослужащие и члены их семей приобретают право на пенсию: за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе или на службе в органах внутренних дел; по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом; в случае смерти или гибели военнослужащих пенсионеров из числа военнослужащих, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца [3].

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

- Лица, указанные в ст. 1 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

- Лица, указанные в ст.1 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общие трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Право на пенсию по инвалидности имеют лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов в ВС РФ, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Группа и причина инвалидности, а также время, когда наступила инвалидность, устанавливаются в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы.

В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалиды подразделяются на три группы и две категории: «А» - Инвалидность связана с исполнением обязанностей военной службы: 1 группа - 85% соответствующих сумм денежного довольствования; 2 группа -85%; 3 группа - 50%; «Б» - Инвалидность получена в период прохождения военной службы: 1 группа - 75% соответствующих сумм денежного довольствия; 2 группа -75%; 3 группа -30%.

Пенсия по инвалидности назначается на время инвалидности, установленной ВТЭК, а инвалидам-мужчинам, старше 60 лет и инвалидам-женщинам, старше 55 лет - пожизненно. С переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению.

К пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой детям-инвалидам с детства 1 и 2 групп, потерявшим обоих родителей, либо указанным детям умершей одинокой матери, начисляется надбавка в размере 100% минимального размера пенсии по старости.

Пенсионеры МО РФ, пострадавшие вследствие аварии на ЧАЭС имеют право на получение компенсаций и льгот, предусмотренных Федеральным Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Установленные Законом компенсации и льготы распространены на граждан их подразделений особого риска.

Военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие увечья или заболевания, связанных с аварией на ЧАЭС, пенсии назначаются по нормам, установленным для инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов, а семьям военнослужащих, умерших вследствие указанных причин и семьям умерших пенсионеров из числа военнослужащих, являющихся инвалидами в связи с чернобыльской катастрофой - по нормам, установленным для семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

Нетрудоспособным родителям и супругу военнослужащих, умерших вследствие увечья или заболевания, связанных с чернобыльской катастрофой, а также умерших пенсионеров из числа военнослужащих, являвшихся инвалидами вследствие указанных причин, пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от нахождения их на иждивении умершего. При этом пенсия назначается по достижении женой возраста - 50 лет, мужем - 55 лет. Супругу, занятому уходом за детьми умершего военнослужащего (пенсионера) не достигшими 14 лет, пенсия выплачивается независимо от возраста и трудоспособности, а также от того, работает или нет.

Пенсии, назначенные лицам, проходившим военную службу и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру:

а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением;

в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости [7].

При одновременном возникновении двух оснований, указанных в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, для пересмотра назначенных пенсий перерасчет может быть произведен только по одному из оснований. Порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных в настоящей статье оснований определяется Правительством Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся: Конституция Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 44684 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»; Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111 -ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе

развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты. Согласно Конституции России пенсионное обеспечение является важным элементом социальной политики государства. Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому право на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со статьёй 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав гарантируется без какой-либо дискриминации.

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Согласно статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию, и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. В соответствии со статьёй 49 вышеназванного закона военные пенсии индексируются и подлежат пересмотру:

а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих;

в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости [6].

Таким образом, увеличение любой составляющей денежного довольствия военнослужащих одновременно влечёт пересмотр размеров военных пенсий.

Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств: лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов; лица, которые проходили

военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР; лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР; лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе; лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы [6].

Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

На региональном уровне система пенсионного обеспечения военнослужащих регулируется Законом «О пенсиях в Кемеровской области» принятым Советом народных депутатов от14 января 1999 года № 8-ОЗ (с изменениями на 20 июня 2013 года).

В ст. 3 данного закона рассмотрены категории граждан, имеющих право на пенсию, среди которых: граждане, имеющие особые заслуги перед Российской Федерацией или Кемеровской областью; граждане, имеющие удостоверение ветерана Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; члены семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, погибших (умерших, пропавших без вести) при исполнении обязанностей военной службы, служебных обязанностей; члены семей граждан из числа сотрудников органов внутренних дел, удостоенных звания Героя Кузбасса и погибших (умерших) в связи с исполнением ими служебных обязанностей или погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы) или заболевания в связи с исполнением ими служебных обязанностей (далее - члены семей погибших (умерших) граждан, удостоенных звания Героя Кузбасса); иные категории.

В статьях 9-13 данного закона устанавливаются размеры пенсий граждан тех категорий, которые отмечены в 3 ст.

В ст. 15 рассматриваются сроки назначения пенсий. Пенсии назначаются со дня обращения за пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. Днем обращения за пенсией считается день приема соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если заявление пересылается по почте и при этом прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле отправления данного заявления.

В ст. 16 отмечены обязанности получателя пенсии, которые выражены в безотлагательном извещении органа, выплачивающего ему пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение ее выплаты.

Ст. 18 отражает особенности прекращения и восстановления выплаты пенсии [11].

Согласно данной статье выплата пенсии прекращается:

1) в случае смерти пенсионера, а также в случае признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим - с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в силу решение об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим;

2) при неполучении пенсии в течение шести месяцев подряд - на весь период неполучения указанной пенсии, начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

3) в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом I или II группы вследствие военной травмы) - с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы либо истек срок инвалидности.

Выплата пенсии восстанавливается:

1) в случае отмены решения о признании пенсионера умершим или решения о признании пенсионера безвестно отсутствующим - с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в силу соответствующее решение;

2) по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление пенсии, - с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим ее назначение и выплату, получены заявление о восстановлении выплаты пенсии и все необходимые документы.

3) При восстановлении выплаты пенсии суммы назначенной пенсии, не полученные получателем своевременно, выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Согласно ст. 19 пенсии назначаются и выплачиваются органами социальной защиты населения.

Согласно ст. 20 данного закона споры по вопросам назначения и выплаты пенсий разрешаются департаментом социальной защиты населения Кемеровской области. Решения органов, назначающих и выплачивающих

пенсии, об установлении или отказе в установлении пенсии и выплате могут быть обжалованы в судебном порядке [11].

Местный уровень пенсионной системы составляет ОПФ г. Киселеска, в основном выполняющее функции по назначению и выплате пенсий.

Местные органы пенсионного обеспечения являются правопреемниками органов социальной защиты населения района (города) в части, касающейся назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

В своей работе с категорией военнослужащих ОПФ г. Кислевска руководствуется Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в частности ст. 2, 3, 6, 8 и 15.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ПФР и система подведомственных ему органов составляют единую, централизованную многоуровневую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам.

Существующая пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров из-за явно низкого размера пенсий; работодателей вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть - по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы - поскольку одни из них - доноры должны в существенной мере делиться с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы.

В рамках решения первой проблемы несовершенства пенсионного законодательства в РФ, в том числе как следствие и в Киселевском городском округе предлагается сотрудникам «ГУ Управление Пенсионного фонда в Киселевском городском округе» изучить действующее пенсионное законодательство, что позволит выделить основные структурные элементы, которые могут быть положены в основу разработки проекта Пенсионного кодекса РФ. Данный кодекс будет принят на уровне Российской Федерации, а предложения по его составлению должны вносить регионы, в том числе города, с учетом индивидуальных особенностей социально-экономического развития.

Кодекс должен иметь следующий вид:

Глава I. Общие положения. (Раздел 1. Законодательство о пенсионном обеспечении в РФ; Раздел 2. Виды пенсий в РФ; Раздел 3. Исчисление стажа).

Глава II. Право на пенсию. (Раздел 1. Право на государственное пенсионное обеспечение; Раздел 2. Право на пенсионное обеспечение по труду; Раздел 3. Право на пенсионное обеспечение военнослужащих и работников правоохранительных органов).

Глава III. Пенсионный процесс. (Раздел 1. Назначение пенсии; Раздел 2.

Выплата и доставка пенсии; Раздел 3. Перерасчет пенсии; Раздел 4. Выплата пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы РФ).

Глава IV. Финансово-организационные основы пенсионного дела. (Раздел 1. Деятельность пенсионных фондов; Раздел 2. Обязательное пенсионное страхование; Раздел 3. Персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования; Раздел 4. Инвестирование средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии).

Глава V. Переходные положения.

Эффективность мероприятия: принятие единого кодификационного нормативно-правового акта, регулирующего пенсионные правоотношения, в форме кодекса позволит устранить дублирование нормативного материала, уменьшить количество бланкетных норм, сделать пенсионное законодательство легко обозримым, и в первую очередь для рядового гражданина России, что повысит эффективность всей современной отечественной пенсионной системы.

В рамках решения второй проблемы, заключающейся в неравномерном реформировании пенсионной системы Российской Федерации необходимо принимать меры на уровне Правительства РФ, с учетом динамики развития регионов.

Необходимо понимать, что военные пенсионеры отличаются от пенсионеров гражданских не только возрастом, но и той долей ответственности, которая на них возложена за свои семьи. Пенсионеры по возрасту, как правило, уже имеют трудоустроенных детей и даже внуков, а пенсионеры по выслуге лет зачастую на руках имеют несовершеннолетних детей и должны нести бремя по их содержанию. Всё это усугубляет проблему низкого уровня военных пенсий и здесь нельзя ни в коем случае стараться приравнять пенсии военные с пенсиями гражданскими.

Правительство РФ должно принять ряд нормативно-правовых актов, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в русло проводимых пенсионных реформ, в процессе которых социальная роль военных пенсий должна сохраниться с учётом особого правового статуса военнослужащих.

Также, необходимо внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468-1 и установить, что для исчисления пенсии учитывается не только оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, но и все другие выплаты, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению.

Эффективность мероприятия: выравнивание системы пенсионного обеспечения военнослужащих, наряду с другими гражданами; повышение

достатка семей военнослужащих, так как они рано идут на пенсию и им приходится в ряду случаев содержать семью (маленьких детей); повышение престижа профессии.

В рамках решения третьей проблемы - отсутствие видео мониторинга деятельности клиентской службы в ОПФ Киселевского городского округа внедрить эффективную систему видео мониторинга за деятельностью сотрудников.

Целями внедрения системы видео мониторинга деятельности клиентской службы являются: повышение качества приема пенсионеров (военнослужащих) и застрахованных лиц в клиентской службы ПФР в г. Киселевске; повышения уровня контроля со стороны руководителей Отделения и управлений за работой клиентской службы; анализ загруженности сотрудников клиентской службы и принятие решений о необходимости привлечения дополнительных специалистов в моменты пиковой нагрузки; исключение случаев некорректного отношения к пенсионерам и застрахованным лицам сотрудников клиентской службы; защиты сотрудников клиентской службы от некорректного поведения пенсионеров и застрахованных лиц; анализ работы с клиентами, выработка предложений по улучшению качества приема клиентов (перевести всех военных пенсионеров на обслуживание через пластиковые карточки).

Доступ к системе видео мониторинга необходимо предоставить начальнику управления, заместителю начальника управления, руководителю клиентской службы.

В дополнение к данному мероприятию необходимо разработать план повышения качества работы Управления Пенсионного фонда в г. Киселевске, а именно автоматизировать систему путем: проработки вопроса о создании на базе Отделения или одного из Управления ПФР в Киселевском городском округе колцентра по вопросам пенсионного обеспечения для жителей города, в том числе военнослужащих-пенсионеров; разработки плана обучения сотрудников Управлений ПФР, ответственных за взаимодействие с клиентами по вопросам повышения их профессионального уровня и клиентоориентированности; проведения учебно-методических занятий с сотрудниками Управлений ПФР по утвержденному плану мероприятий;разработки и утверждения требований к внешнему виду и поведению сотрудника территориального органа ПФР, осуществляющего взаимодействие с клиентами;анализа информации, размещенной на стендах в территориальных органов ПФР на востребованность, полноту и доступность для клиента; разработки положения о порядке оказания услуги по получению документов в Управлениях ПФР через предварительный заказ по телефону и (или) на портале электронных услуг Отделения; разработки положения о порядке приема клиентов в Управлениях ПФР по предварительной записи по телефону и (или) на портале электронных услуг Отделения; развития электронного документооборота со страхователями,

продвижение услуг бесконтактного взаимодействия со страхователями; анализа информации, размещенной на Интернет странице Отделения на востребованность, полноту и доступность для клиента; проведения работы по актуализации материалов на Интернет сайте Отделения.

Эффективность мероприятий по решению третьей проблемы позволит: четко разделить сферу влияния каждого сотрудника; повысить ответственность и профессионализм сотрудников; повысить качество обращения сотрудников «ГУ Управления Пенсионного фонда в г. Киселевске» с пенсионерами; предоставить пенсионерам-военным удобный (оптимальный) для них способ получения документов в органах ПФР; сократить время приема пенсионеров-военных по вопросам выдачи документов; упорядочить организацию работы органов ПФР по выдаче документов клиентам; улучшить имидж органов Пенсионного фонда РФ области, в том числе как организации с высоким качеством обслуживания клиентов.

Таким образом, в настоящий момент времени имеется большое количество проблем и в законодательстве, и в самой системе пенсионного обеспечения уволенных военнослужащих и их семей. В работе раскрыты наиболее важные проблемы, но, к сожалению, это далеко не весь перечень существующих проблем. Для решения рассмотренных выше проблем потребуется не один год. Важным средством решения данной задачи является совершенствование системы правового регулирования пенсионного обеспечения.

Но все эти проблемы сводятся к самой главной - незащищенность военных пенсионеров, так как существующий уровень пенсионного обеспечения не соответствует требованиям, предъявляемым «жизнью» в настоящее время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованные источники:

1. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 15 декабря 2001 г.]; № 166 - ФЗ.

2. О негосударственных пенсионных фондах: [федер. закон: принят Гос. Думой 7 мая 1998 г.]; № 75 - ФЗ.

3. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей: [федер. закон: принят Гос. Думой 12 февраля 1993 г.]; № 4468-1 - ФЗ.

4. О статусе военнослужащих: [федер. закон: принят Гос. Думой 27 мая 1998 г.]; № 176 - ФЗ.

5. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 15 декабря 2001 г.]; № 167 - ФЗ.

6. О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709.

7. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации: Постановление Верховного совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1.

8. Азарова, Е. Г. Новое в законодательстве о пенсионном обеспечении: [Текст]. - Москва: Юридическая литература, 1993. - 95с.

9. Верховцев, А. В. Реформа пенсионного обеспечения граждан: проблемы и перспективы развития // Юрист. - 2009. - №6. - С. 44-49.

10. О новой системе пенсионного обеспечения военнослужащих http://www.arms-expo.ru/049057054048124050054048050055.html

11. Система социального обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2005/2005-01-3.html

Медовикова Е.А. преподаватель кафедра экономики и управления

филиал КузГТУ

Российская Федерация, Кемеровская область, г. Прокопьевск ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АННОТАЦИЯ

В последние годы в современной России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проведены мероприятия по оказанию ей практической помощи в социализации. Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию не носит системного характера. Нынешнее положение большей части молодых россиян вызывает серьезную тревогу. Продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, трудности с трудоустройством и получением достойной и хорошо оплачиваемой работы, утеря равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, возрастающее различие взглядов среди молодежи по мировоззренческим, политическим и культурным вопросам, рост преступности, распространение наркомании ведут к духовному и экономическому обнищанию части подрастающего поколения, его нравственной и физической деградации. Такая ситуация требует формирования и реализации эффективной молодежной политики, направленной на решение проблем молодежи, обеспечение активного участия молодых граждан в социально-экономическом развитии России.

Объектом исследования является Отдел по молодёжной политике и туризму Прокопьевкого городского округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.