Научная статья на тему 'МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рущицкая Ольга Александровна, Кружкова Татьяна Ивановна, Фетисова Анастасия Викторовна, Батракова Светлана Игоревна, Ларин Михаил Вячеславович

Россия столкнулась с рядом проблем, напрямую связанных с ведением повсеместных и уже длительных санкций. Что, в свою очередь, привело к росту стоимости потребительской корзины, девальвации рубля, вследствие подорожания импортного сырья и товаров, а уже как результат подорожание местных, и инфляционному шоку. То есть наблюдается ухудшение качества продовольственных товаров, так как введено эмбарго на импорт западной продукции. Несмотря на положительные тенденции, складывающиеся в последнее время, основное внимание сосредотачивается на концепции импортозамещения, которое должно учесть интересы, как потребителей, так и вопросы конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке. Необходимо в ближайшее время наладить процесс взаимодействия между аграрным сектором и наукой, с целью создания инновационной модели развития сельского хозяйства. В первую очередь этому будет способствовать грамотный мониторинг всех сфер деятельности предприятий АПК. В статье анализируются проблемные вопросы агропромышленного комплекса в условиях санкционного воздействия, отмечается не только негативное воздействие санкций, но и хоть и вынужденное, но стремление российских компании в сфере сельского хозяйства искать новые пути технологического развития, нацеленного на непрерывность инновационной деятельности. Одним из таких путей является создание новой логистической системы поставки товаров и сырья, запчастей, техники и др., использование их аналогов, производимых дружественными государствами. В статье рассмотрены теоретические основы совершенствования и оптимизации затрат, связанных с логистикой, а также направления совершенствования и оценка эффективности логистического планирования на предприятиях агропромышленного комплекса в условиях санкций. Актуальность исследования в данной статье заключается в совершенствовании мероприятий по сокращению затрат в период санкций во всей агропромышленной отрасли. В заключении предложено несколько логистических решений и комплекс мер по снижению затрат на транспортную логистику, которые помогут предприятиям агропромышленного комплекса снизить нагрузку на финансовое обеспечение и открыть для себя новые возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рущицкая Ольга Александровна, Кружкова Татьяна Ивановна, Фетисова Анастасия Викторовна, Батракова Светлана Игоревна, Ларин Михаил Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

gs4 право и экономика ^d

РУЩИЦКАЯ Ольга Александровна,

доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: olgaru-arbitr@mail.ru

КРУЖКОВА Татьяна Ивановна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственногоаграрного университета,

e-mail: rustale@yandex.ru;

ФЕТИСОВА Анастасия Викторовна,

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: victorovna_eburg@mail.ru

БАТРАКОВА Светлана Игоревна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков Уральского государственногоаграрного университета,

e-mail: s-batrakowa@mail.ru;

ЛАРИН Михаил Вячеславович,

студент

Уральского государственного аграрного университета

e-mail: lar.mic@yandex.ru

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Аннотация. Россия столкнулась с рядом проблем, напрямую связанных с ведением повсеместных и уже длительных санкций. Что, в свою очередь, привело к росту стоимости потребительской корзины, девальвации рубля, вследствие подорожания импортного сырья и товаров, а уже как результат подорожание местных, и инфляционному шоку. То есть наблюдается ухудшение качества продовольственных товаров, так как введено эмбарго на импорт западной продукции.

Несмотря на положительные тенденции, складывающиеся в последнее время, основное внимание сосредотачивается на концепции импортозамещения, которое должно учесть интересы, как потребителей, так и вопросы конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке. Необходимо в ближайшее время наладить процесс взаимодействия между аграрным сектором и наукой, с целью создания инновационной модели развития сельского хозяйства. В первую очередь этому будет способствовать грамотный мониторинг всех сфер деятельности предприятий АПК.

В статье анализируются проблемные вопросы агропромышленного комплекса в условиях санкционного воздействия, отмечается не только негативное воздействие санкций, но и хоть и вынужденное, но стремление российских компании в сфере сельского хозяйства искать новые пути технологического развития, нацеленного на непрерывность инновационной деятельности. Одним из таких путей является создание новой логистической системы поставки товаров и сырья, запчастей, техники и др., использование их аналогов, производимых дружественными государствами.

В статье рассмотрены теоретические основы совершенствования и оптимизации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-290-299 NIION: 2018-0076-6/23-450 MOSURED: 77/27-023-2023-6-450

затрат, связанных с логистикой, а также направления совершенствования и оценка эффективности логистического планирования на предприятиях агропромышленного комплекса в условиях санкций.

Актуальность исследования в данной статье заключается в совершенствовании мероприятий по сокращению затрат в период санкций во всей агропромышленной отрасли.

В заключении предложено несколько логистических решений и комплекс мер по снижению затрат на транспортную логистику, которые помогут предприятиям агропромышленного комплекса снизить нагрузку на финансовое обеспечение и открыть для себя новые возможности.

Ключевые слова/ логистика, санкции, агропромышленный комплекс, предприятия, затраты.

RUSHCHITSKAIA Olga Aleksandrovna,

Doctor of Economics, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

KRUZHKOVA Tatiana Ivanovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

FETISOVA Anastasiia Viktorovna,

Senior lecturer

of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

BATRAKOVA Svetlana Igorevna,

Senior lecturer of the Department of Foreign Languages of the Ural State Agrarian University

LARIN Mikhail Vyacheslavovich,

student of the Ural State Agrarian University

MEASURES TO IMPROVE LOGISTICS PLANNING OF AIC ENTERPRISES UNDER SANCTIONS

Annotation. Russia has faced a number of problems directly related to the implementation of widespread and already lengthy sanctions. Which, in turn, led to an increase in the cost of the consumer basket, the devaluation of the ruble, due to an increase in the price of imported raw materials and goods, and as a result, an increase in the price of local ones, and an inflationary shock. That is, there is a deterioration in the quality of food products, as an embargo on imports of Western products has been introduced.

Despite the positive trends that have been emerging recently, the focus is on the concept of import substitution, which should take into account the interests of both consumers and the competitiveness of Russian companies in the world market. It is necessary in the near future to establish a process of interaction between the agricultural sector and science in order to create an innovative model for the development of agriculture. First of all, this will be facilitated by competent monitoring of all areas of activity of agricultural enterprises.

The article analyzes the problematic issues of the agro-industrial complex under the influence of sanctions, notes not only the negative impact of sanctions, but also, albeit forced, the desire of Russian companies in the field of agriculture to look for new ways of technological development aimed at the continuity of innovation. One of these ways is the creation of a new logistics system for the supply of goods and raw materials, spare parts, equipment, etc., the use of their analogues produced by friendly states. The article discusses the theoretical foundations for improving and optimizing the costs associated with logistics, as well as areas for improving and evaluating the effectiveness of logistics planning at agro-industrial enterprises under sanctions.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

The relevance of the study in this article lies in the improvement of measures to reduce costs during the period of sanctions in the entire agro-industrial sector.

In conclusion, several logistics solutions and a set of measures to reduce the costs of transport logistics are proposed, which will help agro-industrial enterprises reduce the burden on financial support and discover new opportunities.

Key words; ogistics, sanctions, agro-industrial complex, enterprises, costs.

Агропромышленный комплекс страны, в том числе представленный одной из своих составляющих - продовольственным комплексом, переживает не самый легкий период. Санкции, вводимые против российской экономики, носят беспрецедентный и непрекращающийся характер. Государство же старается максимально оперативно на них реагировать - практически сразу были анонсированы и внедрены пакеты мер государственной поддержки бизнеса, в том числе предприятий АПК, учитывающие необходимость компенсации и возмещения большого количества специалистов, забранных из различных отраслей экономики.

Статистика урожайности 2022 года показывает высокие показатели по зерновым и бобовым, которые составили 155 500 тысяч тонн, из них 10% кукуруза, 25% ячмень, 65% пшеница. Все это стало достижимым благодаря государственной поддержке проведения посевных и уборочных работ, закупке сельскохозяйственной техники, поддержке малых и средних предприятий, в том числе путем предоставления им льгот и т.д. Поддержка и содействие осуществляется и через взаимодействие с предприятиями химической промышленности, обеспечивающими сельское хозяйство семенами, удобрениями и необходимыми

химикатами в виде средств защиты от насекомых. Это все то, что показало зависимость нашего агропромышленного комплекса от импорта. Например, статистика показывает, что 37% семян завозились из-за рубежа [1]. Это является серьезной проблемой, так как прекращение импорта семян повлекло за собой большие сложности -требуется не один год для возобновления отечественной селекции и стабилизации ценообразования на семена. Это все сказывается на сельском хозяйстве в текущее время. Не утешительные прогнозы и по снижению урожайности и из-за пожаров на территории Свердловской области в весенний и летний период. Все это ставит перед предприятиями АПК первоочередную задачу максимально быстро обеспечить внутренний рынок товарами отечественного производства.

Что касается потребительских расходов -они имеют прежнюю тенденцию роста. Провоцируется это ростом стоимости продовольственных товаров (рисунок 1). Это все провоцирует увеличение закредитованности населения - наблюдается рост числа заявок на кредиты или рефинансирование от физических лиц на 20% в сравнении с предыдущим периодом. Увеличивается и количество просроченных платежей в микро финансовых организациях.

Продукт Средняя Изменение Изменение Изменение 1

цена за 1 м ее за 3 мес. за 12 мес. 1

МЯСО (20) 500 за 1 кг ф +6.0% ф +6.9% ф +9.5%

ЯЙЦО (20) 85 за единицу Ф -3.4% ф +7.4% ф +11.8%

МОЛОКО П81 73 за 1 л ф +0.2% Ф -6.1% Ф+1.3%

масло растительное 121 за 1 л ф +7.8% Ф +1.4% Ф -6 2%

картофель ;1б) 40 за 1 кг ф -3 4% Ф+3.1% ф -35 9%

фрукты (16) 121 за 1 кг ф +19.7% ф +15.3% ф +4.0%

сахар (14) 68 за 1 кг ф +2.5% Ф +7.6% Ф -12 0%

рыба (12) 538 за 1 кг Ф +33.6% Ф +57,7% Ф +3.9%

капуста (12) 55 за 1 кг Ф +32.1% Ф +35.2% Ф -17.1%

мука (11) 62 за 1 кг ф -2 9% ф -6.2% Ф -5.7%

хлеб (81 44 за 1 кг ф +14.6% ф +12.9% ф +6.5%

чай (7) 1,257 за 1 кг Ф +17.9% Ф +38,3% Ф +24.7%

овощи (6) 105 за 1 кг ф -16.4% Ф -31.4% ф -48.5%

(11)- цифра в скобках показывает сколько цен добавлено в базу по этому продукту за последние 30 дней

Рисунок 1 - Средние цены на продукты (за последние 30 дней) в России и изменение к предыдущему периоду [3]

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

право и экономика

В виду вышеизложенного крупные участники рынка в лице торговых сетей и иных отраслевых участников стремятся найти новые конкурентные преимущества, поставщиков и выход на новые рынки, позволяющие продвигать отечественную продукцию и удовлетворять потребности потребителей. Например, «Магнит», «Пятерочка» открыли пекарни про розничных торговых точках и запустили свою линию готовой еды; Х5 Group занимается налаживанием прямого импорта и увеличение поставщиков из дружественных государств; Сбермаркет расширяет перечень компаний для сотрудничества, увеличивая количество городов для доставки и др. То есть предприятия, в свете не стабильной социально-экономической обстановки, активизируют все возможные усилия, на уменьшение затрат и потерь, оптимизируют способы и методы организации труда в компании, инструменты организации производства, расчета, планирования и оптимизации численности персонала, повышении интенсивности труда и снижения издержек с ними связанных.

Из-за поисков решения всех этих проблем в агропромышленном комплексе требуется создание новых логистических решений, поставок

Исходя из таблицы к прямым затратам отнесем транспортные расходы на вывоз товаров у поставщиков, при этом расходы будут включены в себестоимость только проданных товаров. А доставка товаров покупателям закладывается уже в косвенные расходы и закладывается изначально.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

сырья, что создает увеличенную нагрузку на уже существующие логистические пути, в связи с чем существует риск приобрести не качественное сырье или продукт.

Каждый вид деятельности сопряжен с определенными затратами. Но именно расходы на логистику занимают большую часть общих затрат в цепях поставок. Они представляют собой затраты материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, необходимые для выполнения предприятием своих обязанностей перед покупателями. Именно поэтому уменьшение логистических расходов всегда является одной из важных целей оптимизации деятельности предприятия, для этого необходимо логистическое планирование.

Логистическое планирование - это необходимый процесс принятия управленческих решений, направленный на достижение поставленных логистических целей, а также их прогноз в различном периоде, с учетом возможных обстоятельств. Данный процесс сопряжен с прямыми и косвенными затратами.

В таблице 1 обозначено назначение прямых и косвенных затрат в логистике [2].

На рисунке 2 показана средняя, медианная и модальная заработная плата по Свердловской области водителя грузового автотранспорта с января 2023 года по апрель 2023 года [2].

Таблица 1 - Классификация затрат на логистику по основным видам

Виды расходов Функциональное назначение Накладные расходы

Прямые расходы Перевозка грузов; Транспортные расходы; Расходы по складированию товара; Материальные расходы; Расходы на оплату труда и начисляемые выплаты во внебюджетные фонды; Затраты на амортизацию основных средств Инвентаризация Различные операционные расходы

Косвенные расходы Материальные и прочие расходы на упаковку Административные расходы Поддержка функций логистики Расходы, связанные с упущенными продажами

н Средняя зарплата Медианная зарплата ^Н Модальная зарплата

80 ООО —

60 000

-■■■И

январь 2023 февраль 2023 март 2023 апрель 2023

• Средняя заработная плата в Свердловской области — 71 956 рублей

Средний показатель всех зарплат в вакансиях сайта

• медианная заработная плата в Свердловской области — 43 025 рублей

Средний показатель без умета самых высоких и самых низких зарплат

• Модальная заработная плата в Свердловской области — 50 000 рублей

Самая частая сумма зарплаты в вакансиях сайта

Рисунок 2 - Заработная плата водителя грузового автотранспорта с января 2023 года по март 2023 года [4].

В таблице 2 представлена информация о стоимости услуг по доставке груза на территории РФ по весовой категории.

Таблица 2 - Стоимость услуг по доставке груза на территории Российской Федерации в

зависимости от весовой категории

Направление Оплата, руб.

Грузоподъемность до 30 кг. (в одну точку)

Челябинск и Челябинская область 450

Тюмень и Тюменская область 450

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Курган и Курганская область 450

Пермь и Пермский край 450

Екатеринбург и города спутники(В.Пышма, Арамиль, Берёзовский) 285

Свердловская область (Лесной, Н.Тура, Кушва, Красноуральск, Качканар, Серов, Краснотурьинск, Североуральск, Карпинск, Привокзальный, Ивдель) 450

Хмао 570

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

Янао 855

Грузоподъемность ТС от 1,1 т. до 1,5 т. (до 15 торговых точек включительно)

100-200 км. 34,00

201-400 км. 29,50

401-600 км. 26,50

свыше 600 км. 25,50

за каждую дополнительную точку, руб. 230,00

Грузоподъемность ТС от 1,5 т. до 3,0 т. (до 10 торговых точек включительно)

100-200 41,50

201-400 35,50

401-600 31,50

свыше 600 31,50

За каждую дополнительную точку, руб. 250,00

Большую часть расходов составляют транспортные расходы, так как на им принадлежит половина всех логистических затрат. В первую очередь это прямые расходы в виде топлива,

которое всегда является значительной статьей расходов для сельского хозяйства.

В таблице 3 предоставлены данные о стоимости топлива в зависимости от марки.

Таблица 3 - Стоимость топлива в зависимости от марки

Вид топлива Цена за 1 литр

Дизель 59,37

Аи 92 47,05

Аи 95 50,69

Косвенными же являются общие расходы, возникающие в процессе деятельности предприятия, к ним относят накладные, административные или организационные расходы.

Рассмотрим стоимость доставки груза для клиента через систему доставки при отсутствии собственного транспорта и самостоятельную доставку груза.

Для сравнения выберем маршрут, например, Екатеринбург-Пермь. Габариты 1000*1000*1000. Вес 1200 кг. Расстояние 361 км. Время в пути 5 часов 29 мин в одну сторону. Топливо 11 л./100 км. * 361 км.= 37 литров в одну сторону. Стоимость топлива: 37л. * 47,05 рубля/л.= 1740 рублей. Итого в обе стороны 1740*2=3480

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

руб. Добавим расходы на заработную плату водителя, например, условно 3000 рублей/сутки. Командировочные расходы входят (т.к. более 370 км.) 2 дня по 450 рублей (выдается на питание водителю) и проживание от суммы стандартного одноместного номера в гостинице эконом класса, примерно 3000 рублей за сутки.

Добавляются 10 % накладные расчеты, т.е. 3000 рублей *2 дня (зарплата водителя) + 1740 рублей *2 (бензин) *1,1 (10 % накладные расходы) *1.3 (экспедирование груза)+ 900 рублей (командировочные выплаты) = 14456,4 + 3000 рублей (расходы на гостиничный номер)= 17456,4 рублей. Это доставка в одну торговую точку автотранспортом предприятия.

Услуги транспортной компании по маршруту Екатеринбург-Пермь. Габариты 1000*1000*1000. Вес 1200 кг. Расстояние 361 км. Стоимость 14964 рубля ведущими транспортными компаниями в одну сторону.

Одним из возможных решений может стать правильная постановка логистических задач. Необходимо начать с автоматизации планирования всего процесса логистики, которое позволит сократить зависимость от человека.

Ключевой постулат правильной логистики -от качественной доставки зависит рентабельный бизнес.

Составляющие качественной доставки: соблюдение всех требований, кратчайший срок исполнения, высокая лояльность клиентов, увеличение продаж. Максимальная эффективность достигается при - качественном сервисе, высокой производительности, минимизации рисков, оптимизации затрат.

Чтобы избежать типичных проблем в логистике необходимо выстроить правильно работу на предприятиях агропромышленного комплекса, а именно:

- использовать специализированную профессиональную систему маршрутизации, (например, Яндекс. Маршрутизация)

Таблица 4 - Параметры для расчета маршрутов. Режим оптимизации

Продукт Режим оптимизации

Яндекс. Маршрутизация По стоимости, по времени, по расстоянию

1С: ТЛЭ КОРП По стоимости, по времени, по расстоянию

Delans Маршрутизация По времени, по расстоянию, равномерно по транспортным средствам, оптимально по транспортным средствам с учетом загрузки, минимизация транспортных средств

Муравьиная логистика Минимальный по цене, сбалансированный по цене и времени, по тарификации транспортных средств и расчет стоимости использования транспортных средств по маршруту

В таблице 5 рассмотрим параметры заказов груза и параметры транспортного средства по 4 видам маршрутизации.

- настроить автоматическое планирование маршрутов доставки,

- автоматизировать учет всех условий доставки при планировании,

- подключить План-Факт мониторинг и контроль выполнения заданий доставки.

Выбор наиболее оптимального маршрута доставки выполняется системой Яндекс.Маршру-тизация при получении заявки на груз. В процессе распределения минимизируется суммарное время и расстояние или специальная целевая функция общей стоимости. Система учитывает более 50 различных параметров, влияющих на качество и скорость доставки [5].

Поэтапное решение задач:

На 1 этапе - маршрутизации доставки необходимо быстро и качественно планировать маршруты доставки грузов, продукции. То есть необходимо: оптимизировать количество автомобилей, максимально автоматизировать, снижение «человеческого фактора», максимально учесть все требования к доставке товара, индивидуально настроить систему «под ключ».

В таблице 4 представлены параметры для расчета маршрутов в режиме оптимизации.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

Таблица 5 - Параметры заказа, груза

Продукт Параметры заказа, груза Параметры транспортного средства

Яндекс. Маршрутизация • Гео координаты и адрес получателя • Временные окна выполнения заказа • Весогабаритные характеристики грузов • Автоматическое сжатие похожих заказов • Совместимость заказов между собой • Совместимость заказов с транспортом • Количество занимаемых мест • Виды транспорта: автомобильный, общественный и пешие курьеры • Приоритеты разных видов транспорта • Поддержка нескольких смен, нескольких рейсов в день • Возврат на склад в конце смены • Количество доступных мест для загрузки • Стоимость работы транспортного средства или простоя • Стоимость выезда в рейс

1С: ТЛЭ КОРП • Автоматическое сжатие похожих заказов • Временные окна заказов • Весогабаритные характеристики заказов на транспортное средство • Разрешенные типы транспортных средств • Виды транспорта • Учитывать в приоритете собственный транспорт • Весогабаритные характеристики транспортных средств: грузоподъемность, объем кузова, минимальный объем и вес груза, минимальное и максимальное количество упаковок • Выезд и возвращение транспортного средства

□е1апБ Маршрутизация • Тип заказных товаров • Гео координаты и адрес получателя • Временные окна выполнения заказа • Весогабаритные характеристики грузов • Геозона • Совместимость заказов между собой • Совместимость заказов с транспортом • Количество занимаемых мест • Вид транспорта • Поддержка нескольких смен, нескольких рейсов в день • Возврат на склад в конце смены • Количество доступных мест для загрузки • Весогабаритные характеристики транспортных средств: грузоподъемность, вместимость, габариты • Время работы

Муравьиная логистика • Тип заказных товаров • Гео координаты и адрес получателя • Временные окна выполнения заказа • Весогабаритные характеристики грузов • Тип транспортного средства • Весогабаритные характеристики транспортных средств: грузоподъемность, вместимость, габариты • Время работы

Все продукты маршрутизации предоставляют практически одинаковые параметры к заказу, грузу и к транспортным средствам, но с небольшими особенностями. Например, для разных продуктов маршрутизации учитываются разные параметры учета пробок и опозданий [5]: Яндекс.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

Маршрутизация: учитывает загруженность, дорожные работы, штрафы, платные дороги; 1С: ТЛЭ КОРП: ограничения движения, штрафы, разметка, загруженность дорог; Delans Маршрутизация ведет только учет опозданий; Муравьиная логистика: ограничения скорости, штрафы, раз-

метка и категории дорог. Учет опозданий - это важный момент в организации маршрутизации, т.к. влечет за собой штрафные санкции за не своевременно доставленный груз.

На 2-м этапе - контроль выполнения задач: - организовать контроль выполнения доставки в режиме реального времени.

- предоставить максимально «прозрачную» информацию по статусам всех задач.

- автоматизировать взаимодействия офиса, водителя и клиентов.

- собрать и проанализировать информацию по выявленным проблемам, имеющимся отказам.

- индивидуальный подход под задачи каждого клиента.

На 3-м этапе - Мониторинг «План-Факт» определяется:

- профессиональный инструмент для управления транспортом,

- осуществляется мониторинг местоположения и состояния авто, датчиков и агрегатов.

- анализируются результаты проведенной работы - отчетность.

- устанавливается мобильное приложение -трекер для наемного транспорта и отслеживается движение.

Рассмотрено несколько решений по маршрутизации, которые в данное время присутствуют на рынке. У каждого свои преимущества и ограничения, но все они созданы для оптимизации расходов на транспортной логистике в сложное время для всех предприятий агропромышленного комплекса.

При успешном внедрении мероприятий по оптимизации затрат на транспортную логистику на предприятиях АПК можно ожидать следующие результаты:

1. Повышение загрузки транспорта на 20%.

2. Доля маршрутов, планируемых автоматически увеличится до 80%.

3. При подготовке плана доставки автоматически будет вестись учет стоимости маршрутов.

4. Информация на доставку, задания водителям будет передаваться в ежедневном режиме на мобильные устройства.

5. Результат произведенной доставки и уровень полученного сервиса для каждого клиента начнёт фиксироваться автоматически.

6. В 3 раза сократится время на ежедневную подготовку маршрутов.

7. Расходы на доставку за счет оптимизации загрузки и ГСМ уменьшатся на 30%.

8.Гарантия на качественную доставку с соблюдением всех требований возрастёт до 95%.

9. Полная окупаемость инвестиций составит 4 месяца.

10. Доступность сервиса маршрутизации доставки - 99%.

11. 100% автопарка будут оборудованы средствами контроля топлива и местоположения.

12. Анализ плановых и фактических затрат на доставку будет осуществляться в полном объёме.

Таким образом, в период введения против отечественного бизнеса санкционного воздействия на РФ и проблемных ситуаций на предприятиях Агропромышленного комплекса предложенные мероприятия и комплекс мер по снижению затрат на транспортную логистику помогут предприятиям снизить нагрузку на финансовое обеспечение и открыть для себя новые возможности. Поскольку эффективная логистика сегодня является важным условием в конкурентной борьбе сельхоз предприятий. Если же говорить о сокращении затрат на логистику, улучшении доступа к продукции сельского хозяйства, развитие транспортных сетей - этот вопрос становится крайне важным в наше время и требует дальнейших исследований.

Все усилия по оптимизации затрат на транспортную логистику для предприятий АПК необходимы для достижения цели: сократить затраты на ежедневную доставку, сократить длительность процесса планирования, упростить процесс контроля и управления водителями, повысить оперативность реакции на проблемы в доставке. Необходимо стимулировать агропромышленную отрасль на развитие, государству предоставлять льготы, субсидии, финансирование технического прогресса.

Все изменения, затронувшие отрасль агропромышленного комплекса в 2022 году, в том числе в части введения санкций, механизмов государственной поддержки благотворно окажут воздействие на рост прибыли и развитие предприятий.

Список литературы:

[1] Головина Е.Н., Степанова Е.Н. Особенности оптимизации логистических процессов торговых предприятий в постпандемический период // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2021. №2 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-optimizatsii-logisticheskih-protsessov-torgovyh-predpriyatiy-v-postpandemicheskiy-period (дата обращения: 23.05.2023).

[2] Коновалова Т.В., Надирян С.Л., Миронова М.П. Анализ показателей работы транспорта на предприятии агрокомплекса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

analiz-pokazateley-raboty-transporta-na-predpriyatii-agrokompleksa (дата обращения: 10.05.2023)

[3] Мартынушкин, А. Б. Влияние логистических рисков на особенности планирования запасов моторного топлива в аграрном секторе российской экономики // Техническое обеспечение сельского хозяйства. 2019. № 1(1). С. 62-66.

[4] Найдис О.А. Исследование российской и зарубежной транспортной логистики в период пандемии в 2020 году // Организатор производства. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/issledovanie-rossiyskoy-i-zarubezhnoy-transportnoy-logistiki-v-period-pandemii-v-2020-godu (дата обращения: 23.05.2023).

[5] Сравнение систем маршрутизации доставки. URL: https://efsol.ru/articles/sravnenie-sistem-marshrutizaczii-dostavki.html (дата обращения: 20.05.2023).

[6] Статистика зарплат в Свердловской области за 2023 год — «Водитель». URL: https:// gorodrabot.ru/salary (дата обращения: 21.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Сущинская В.А. Логистика, как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №5-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logistika-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-1 (дата обращения: 29.05.2023).

[8] Теркун, В. В. Проблемные вопросы сельского хозяйства в 2022 году // Прикладные экономические исследования. 2022. № 4. С. 23-26. DOI 10.47576/2313-2086_2022_4_23. - EDN FAMRQT.

[9] Тод, Н. А. Методика разработки логистической стратегии для предприятия АПК // Научно-практические аспекты развития АПК : материалы национальной научной конференции, Красноярск, 12 ноября 2021 года. Том Часть 2. - Красноярск: Б. и., 2021. - С. 160-162.

[10] Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы? URL: https://nalog-nalog. ru/uchet_zatrat/transportnye_rashody_eto_ pryamye_ili_kosvennye_rashody (дата обращения: 20.05.2023).

[11] Ценомер. URL: http://tsenomer.ru/russia/ (дата обращения: 29.05.2023).

Spisok literatury:

[1] Golovina E.N., Stepanova E.N. Osobennosti optimizacii logisticheskih processov torgovyh predpri-jatij v postpandemicheskij period // Vestnik Habarovskogo gosudarstvennogo universiteta

jekonomiki i prava. 2021. №2 (106). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-optimizat-sii-logisticheskih-protsessov-torgovyh-predpriyat-iy-v-postpandemicheskiy-period (date of access: 23.05.2023).

[2] Konovalova T.V., Nadirjan S.L., Mironova M.P. Analiz pokazatelej raboty transporta na predpri-jatii agrokompleksa // Gumanitarnye, social'no-jeko-nomicheskie i obshhestvennye nauki. 2021. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pokaza-teley-raboty-transporta-na-predpriyatii-agrokompl-eksa (date of access: 10.05.2023)

[3] Martynushkin, A. B. Vlijanie logisticheskih riskov na osobennosti planirovanija zapasov motor-nogo topliva v agrarnom sektore rossijskoj jekonomiki // Tehnicheskoe obespechenie sel'skogo hozjajstva. 2019. № 1(1). P. 62-66.

[4] Najdis O.A. Issledovanie rossijskoj i zarubezhnoj transportnoj logistiki v period pandemii v 2020 godu // Organizator proizvodstva. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledo-vanie-rossiyskoy-i-zarubezhnoy-transportnoy-logisti-ki-v-period-pandemii-v-2020-godu (date of access: 23.05.2023).

[5] Sravnenie sistem marshrutizacii dostavki. URL: https://efsol.ru/articles/sravnenie-sistem-mar-shrutizaczii-dostavki.html (date of access: 20.05.2023).

[6] Statistika zarplat v Sverdlovskoj oblasti za 2023 god — «Voditel'». URL: https://gorodrabot.ru/ salary (date of access: 21.05.2023).

[7] Sushhinskaja V.A. Logistika, kak faktor pov-yshenija konkurentosposobnosti predprijatija // Jekonomika i biznes: teorija i praktika. 2021. №5-3. URL: https://cybe rleninka.ru/article/n/logisti-ka-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnos-ti-predpriyatiya-1 (date of access: 29.05.2023).

[8] Terkun, V. V. Problemnye voprosy sel'skogo hozjajstva v 2022 godu // Prikladnye jekonomicheskie issledovanija. 2022. № 4. P. 23-26.

[9] Tod, N. A. Metodika razrabotki logisticheskoj strategii dlja predprijatija APK // Nauchno-praktich-eskie aspekty razvitija APK. Tom Chast' 2. 2021. P. 160-162.

[10] Transportnye rashody — jeto prjamye ili kosvennye rashody? URL: https://nalog-nalog.ru/ uchet_zatrat/transportnye_rashody_eto_pryamye_ ili_kosvennye_rashody (date of access: 20.05.2023).

[11] Cenomer. URL: :http://tsenomer.ru/russia/ (date of access: 29.05.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.