Научная статья на тему 'Мероприятия по снижению риска техногенных чрезвычайных ситуаций, связанных с поиском и уничтожением невзорвавшихся боеприпасов в Крымском федеральном округе'

Мероприятия по снижению риска техногенных чрезвычайных ситуаций, связанных с поиском и уничтожением невзорвавшихся боеприпасов в Крымском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
373
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСК / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / УГРОЗА / ОПАСНОСТЬ / SECURITY / RISK / EMERGENCY / THREAT / DANGER

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Верескун Алексей Викторович

Раскрыт перечень мероприятий организационного и технологического характера, направленных на снижение риска техногенных чрезвычайных ситуаций, связанных с поиском и уничтожением невзорвавшихся боеприпасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures to Reduce the Risk of Man-Caused Emergency Situations Involving Search and Destroy Unexploded Ordnance in the Crimean Federal District

In the article the list of organizational and technological measures for reducing the risk of man-caused emergency situations involving search and destroy unexploded ordnance.

Текст научной работы на тему «Мероприятия по снижению риска техногенных чрезвычайных ситуаций, связанных с поиском и уничтожением невзорвавшихся боеприпасов в Крымском федеральном округе»

/28 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46) УДК 005.52.005

Мероприятия по снижению риска техногенных чрезвычайных ситуаций, связанных с поиском и уничтожением невзорвавшихся боеприпасов в Крымском федеральном округе

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2015

А.В. Верескун Аннотация

Раскрыт перечень мероприятий организационного и технологического характера, направленных на снижение риска техногенных чрезвычайных ситуаций, связанных с поиском и уничтожением невзорвавшихся боеприпасов.

Ключевые слова: безопасность; риск; чрезвычайная ситуация; угроза; опасность.

Measures to Reduce the Risk of Man-Caused Emergency Situations Involving Search and Destroy Unexploded Ordnance in the Crimean Federal District

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2015

A. Vereskun

Abstract

In the article the list of organizational and technological measures for reducing the risk of man-caused emergency situations involving search and destroy unexploded ordnance.

Key words: security; risk; emergency; the threat; danger.

В марте 2014 года в состав Российской Федерации вошел Крымский федеральный округ в составе двух субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополь [1, 2].

Действующая до настоящего времени на территории вновь образованных субъектов система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) природного и техногенного характера изначально была сформирована как подсистема МЧС Украины и, будучи морально и технологически устаревшей, в новых условиях является малоэффективной.

Поэтому для организации защиты населения от ЧС и повышения уровня безопасности жизнедеятельности населения (далее — БЖД) в Крыму проводится интеграция действующих на территории региона систем защиты населения в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС).

В целях повышения эффективности деятельности территориальных и функциональных подсистем РСЧС на территории Крымского полуострова в 2014 году в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) проведена научно-исследовательская работа [3], направленная на научно-методическое обеспечение работ по защите населения и территорий от ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера и исследование опасностей и риска ЧС в Крыму.

Результаты работы наглядно выявили неприемлемый риск техногенных ЧС, связанных с возможностью подрыва невзорвавшихся боеприпасов времен Великой Отечественной войны (далее — ВОВ).

Риск таких ЧС характеризуется повторяемостью этих событий на территории округа за определенный период.

Обнаружение невзорвавшихся боеприпасов (взрывоопасных предметов) вне района вооруженного конфликта классифицируется как ЧС при любом факте обнаружения в населенном пункте; в остальных случаях решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС [4].

Наиболее опасными для населения Крымского федерального округа с точки зрения возможности подрыва взрывоопасных предметов (далее — ВОП) являются территории:

городских округов: Севастополь, Феодосия, Ялта, Керчь, Армянск;

муниципальных районов: Ленинского, Бахчисарайского, Симферопольского, Кировского, Краснопе-рекопского (рис. 1).

В годы ВОВ в районах городов Керчь и Феодосия велись активные боевые действия, осуществлялась высадка десанта в ходе Керченско-Феодосийской операции. Территория Севастополя и его морская акватория подвергались массированным ударам авиации и обстрелам артиллерии. На ограниченную территорию было сброшено огромное количество авиабомб различного калибра и донных мин.

По результатам поисковых работ в г. Севастополе достоверно установлены наиболее опасные объекты (с точки зрения скопления ВОП, которые являются источником повышенного риска), размещенные в рекреационных зонах города:

Рис. 1. Результаты анализа риска техногенных ЧС, связанных с возможностью подрыва невзорвавшихся боеприпасов

в Крымском федеральном округе

/30 ^П SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46)

территории Мекензиевых гор (Мекензиевского лесничества);

разрушенные Инкерманские штольни; бухты Казачья, Камышовая. К основным типам ВОП, обнаруживаемых на территории округа, относятся:

фугасные авиационные бомбы советского производства ФАБ-50, ФАБ-100, ФАБ-250 с массой ВВ от 25 до 137 кг;

фугасные авиационные бомбы немецкого производства SC/SD-50, SC/SD-100, SC/SD-250, SC/SD-500, SC/ SD-1000, калибром: 50, 100, 250, 500, 1000 кг (рис. 2);

Рис. 2. Авиационная фугасная бомба времен Великой Отечественной войны

осколочные авиационные бомбы советского производства АО-2,5, ОА-5, АО-10 весом от 2,5 до 10 кг;

осколочные авиационные бомбы немецкого производства SО-1, SD-2, SD-10, ВdС-10 с весом ВВ от 0,08 до 0,9 кг;

артиллерийские снаряды советского производства фугасного, осколочного, осколочно-фугасного, шрапнельного и бетонобойного действия калибром от 45 до 203 мм с массой ВВ от 0,118 до 15,4 кг;

артиллерийские снаряды немецкого производства калибром от 20 до 238 мм с массой ВВ от 0,009 до 19 кг;

минометные мины советского и немецкого производства осколочного и осколочно-фугасного действия калибра от 50 до 150 мм, с массой ВВ от 0,09 до 9 кг;

ручные гранаты РГД-33 с массой ВВ 140 г, РПГ-40 с массой ВВ 760 г и РПГ-43 с массой ВВ 0, 612 г.

После войны, вплоть до 90-х годов, основные усилия были направлены на разминирование территорий и акваторий с целью БЖД населения и безопасности мореплавания. В начале 2000-х годов регион взял направление на развитие туристической отрасли, но дальнейшее освоение береговой полосы под современное строительство вновь открыло проблему поиска и уничтожения скопления ВОП.

Плановые работы по разминированию территорий и акваторий, загрязненных ВОП, ведутся силами и средствами специализированных отрядов Республики Крым и г. Севастополь в целях своевременного принятия мер по предупреждению ЧС. Тем не менее,

эти работы не являются системными и не создают условий для безопасного освоения этих территорий и акватории [5] (рис. 3). Обычной статистикой для Крыма является увеличение количества обнаруженных ВОП с началом весенне-полевых строительных работ и их «случайное обнаружение». Неоднократно зафиксированы случаи гибели людей при попытке разборки таких предметов.

Рис. 3. Уничтожение фугасной авиационной бомбы взрывным способом на месте обнаружения

Многочисленные факты обнаружения невзор-вавшихся боеприпасов времен ВОВ на территории округа требуют своевременного принятия мер организационного и технологического характера по предупреждению ЧС. Это связано и с возможностью террористических актов с применением различного рода взрывных устройств и застарелых ВОП. Поиск и уничтожение ВОП — комплексная проблема, требующая объединения усилий исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Крымского федерального округа, формирований Министерства обороны Российской Федерации, территориальных органов МЧС России, МВД России, ФСБ России на территории округа.

Для этого необходимы разработка и утверждение органами государственной власти Республики Крым и г. Севастополь (организационные меры):

1. Положений о порядке взаимодействия при обнаружении и ликвидации ВОП на соответствующих территориях.

В положениях должны быть раскрыты действия исполнительных органов государственной власти субъектов, порядок взаимодействия с органами МЧС России, МВД России и ФСБ России:

при обнаружении ВОП;

по исключению доступа к ВОП посторонних лиц;

по проведению разъяснительной работы среди населения по правилам безопасности и поведения;

по порядку финансирования мероприятий по обнаружению, обезвреживанию, вывозу и уничтожению ВОП.

2. Методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов РФ Крымского федерального округа, органов местного самоуправления и организаций, предприятий и учреждений, специ-

ализирующихся на выполнении работ по очистке местности от взрывоопасных предметов, по порядку организации и выполнению работ и очистке местности от ВОП и контролю качества их выполнения на территории округа.

В качестве технологических мер снижения риска ЧС, связанных с поиском и уничтожением невзорвав-шихся боеприпасов, является применение современных технологий утилизации боеприпасов.

Ведущим предприятием боеприпасной отрасли оборонной промышленности России, комплексно решающим вопросы утилизации устаревших и списанных боеприпасов, разработки рецептур промышленных взрывчатых веществ (далее — ВВ) на основе утилизируемых ВВ является Красноармейский научно-исследовательский институт механизации (далее

— ОАО КНИИМ).

Для решения задачи утилизации боеприпасов и снижения риска ЧС, связанных с их подрывом, целесообразно применение стационарных и мобильных модульно-контейнерных комплексов утилизации [6, 7].

Стационарный комплекс извлечения тротила из крупногабаритных боеприпасов (до 3000 кг) позволяет извлекать тротил из корпусов глубинных бомб, морских мин, авиабомб, торпед, БЧ ракет, артиллерийских снарядов калибров 78—152 мм и перерабатывать его в промышленное ВВ — тротил-У (рис. 4).

Комплекс извлечения смесевых ВВ из крупногабаритных боеприпасов позволяет извлекать такие ВВ типа «гексоген+тротил+алюминий» с содержанием тротила не менее 20 % из корпусов глубинных бомб, морских мин, БЗО торпед, боевых частей ракет с переработкой извлеченного ВВ в промышленные ВВ

— альгетолы. Существует и мобильный аналог комплекса.

Быстровозводимые мобильные модульно-контей-нерные комплексы извлечения тротила и суррогатных ВВ из артиллерийских снарядов и мин обладают такими преимуществами, как мобильность, быстрота развертывания, безопасность и экологическая чистота технологического процесса, простота в обслуживании (рис. 5).

Рис. 5. Модульно-контейнерный комплекс извлечения тротила из инженерных мин типа ТМ, МОН

При утилизации вышеперечисленных боеприпасов применяются современные технологии извлечения ВВ струей воды высокого давления и с использованием гранул сухого льда.

Мобильный комплекс уничтожения боеприпасов «КУБ-10М» предназначен для утилизации обычных видов боеприпасов, опасных в обращении непосредственно на местах хранения или обнаружения методом подрыва (рис. 6). Он состоит из модуля уничтожения и системы очистки газов, размещенных на двух полуприцепах. За один цикл позволяет уничтожать массу ВВ в тротиловом эквиваленте — до 10 кг.

Линия разборки и уничтожения химических боеприпасов и боеприпасов сложной конструкции предназначена для утилизации объектов с боевыми элементами, содержащими отравляющие вещества. Применение такой системы весьма целесообразно, учитывая насыщенность химически опасными объектами акватории Черного и Азовского морей (рис. 7).

Все вышеуказанные процессы утилизации боеприпасов (кроме сложных, неразборных и химических) завершаются изготовлением промышленных ВВ для различного применения, что является экономически целесообразным (рис. 8).

Вышеперечисленные комплексы успешно применяются не только на территории Российской Федерации, но и в других государствах (рис. 9). Так по заказу Республики Беларусь в рамках Государствен-

/32 См1 SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, N0. 4 (46)

Х.Ч \

А Вид боеприпасов ^

до и после уничтожения

Рис. 6. Мобильный комплекс уничтожения боеприпасов «КУБ-10М»

Рис. 7. Линия разборки и уничтожения химических боеприпасов и боеприпасов сложной конструкции

Рис. 8. Изделия из промышленных взрывчатых веществ

Рис. 9. Центры утилизации боеприпасов Республики Беларусь

/34 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46)

ной программы утилизации специалистами ОАО КНИИМ спроектированы и созданы два центра утилизации: артиллерийских и инженерных боеприпасов (г. Добруш) и авиационных средств поражения (г. Городок). Выбранные технологии расснаряжения базируются на двух способах вымывания зарядов ВВ из боеприпасов: струей горячей рабочей жидкости (расплавленный парафин) или струей воды высокого давления.

Основой производства стал модульно-контейнер-ный комплекс, позволяющий организовать утилизацию боеприпасов как на местах их хранения, так и вне их.

Таким образом, вышеперечисленный комплекс организационных и технологических мероприятий позволит снизить риск техногенных ЧС, связанных с поиском и уничтожением невзорвавшихся боеприпасов в Крымском федеральном округе, что в целом актуально для всей территории Российской Федерации. Даже не проводя оценки экономической эффективности применения современных технологий утилизации боеприпасов, можно утверждать, что такие технологии имеют значительный экономический, экологический и социальный эффект в сравнении с повсеместно применяемой сегодня в России технологией уничтожения боеприпаса методом подрыва на месте или с вывозом на специально оборудованные полигоны и площадки.

Литература

1. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

2. Указ Президента РФ от 21 марта 2014 г. № 168 «Об образовании Крымского федерального округа».

3. Отчет о НИР «Комплексное исследование влияния рисков возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на безопасность жизнедеятельности населения Республики Крым и г. Севастополь» / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014 г.

4. Приказ МЧС России от 8.07.2004 г. № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».

5. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

6. Официальный сайт Красноармейского научно-исследовательского института механизации http://kniim.ru

7. Материалы Научно-практической конференции «Промышленная безопасность-2014», 9—10 сентября, Московская область, г. Красноармейск, ФКП «НИИ Геодезия», ОАО «КНИИМ».

Сведения об авторе

Верескун Алексей Викторович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ

ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

Тел.: (495) 400-90-11.

E-mail: [email protected]

SPIN-код — 2507-0175.

Information about authors

Vereskun Aleksey V.: Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Federal Government Budget Institution «All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies» (Federal Center of Science and high technology), Leading Researcher.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (495) 400-90-11. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2507-0175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.