МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ
СООРУЖЕНИЙ Эшмухамедов Л.М.
Эшмухамедов Латиф Махмаюспович - ассистент,
кафедра Экология и охрана труда, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республики Узбекистан
Аннотация: в статье приведены данные о возможных аварий и катастроф на гидротехнических сооружениях, проанализированы причины (условия), факторы, приведшие к чрезвычайным ситуациям, а также даны рекомендации по обеспечению надёжности и безопасной эксплуатации, характеристика катастрофического затопления, мониторинг и прогноз возможных угроз (чрезвычайных ситуаций), оценка возможного ущерба (потерь), обоснование превентивных и защитных мероприятий (в том числе обучение) и требование системы защиты от возможных угроз ийных ситуаций.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, гидротехнические сооружения, водохранилище, плотины, дамбы, ГЭС, аварий, катастрофы, риск, бедствия, стихийные природные процессы, эксплуатация гидросооружения, прорыв напорного фронта, затопление, перелив воды через гребень, надежные водные ресурсы, ущерб, проектирование, плотиностроение,
В Республике Узбекистан, имеется 57 водохранилищ, (из них 10 водохранилищ расположенных на территориях сопредельных республик, 27 предназначены для удержания паводковых). Всего емкостью 19 миллиард 700 млн.м3. Более 150 плотин распределяющих речные воды и 28.122 км магистральных каналов и других водных объектов. Всего на территории Республики насчитывается 240 естественных озер, в том числе 315 естественных озер с высоким риском затекания на территорию республики из сопредельных республик и 20 речных бассейнов.
В случае разлива плотины в водохранилище площадь территорий, которые могут быть затоплены, составит 57,9 тыс. км2. На этой территории проживает 7 млн. человек, насчитывается 44 города и сотни сел, объекты связи -2775 км, автомобильных дорог более - 35700 км а также сотни сельскохозяйственных ведомств.
Рис. 1. Карта природных озер.
Гидротехнические сооружения - плотины (участки), здания гидротехнического сооружения (ГЭС), водовыпуски, водопереброски, водовыпускные сооружения, тоннели, каналы, насосные станции, сооружения, предназначенные для защиты берегов водоемов, русел рек и каналов и их дна от паводков и просадок.
Гидротехнические (гидродинамические) аварии вызываются неконтролируемым проникновением очень большой массы воды в результате выхода из строя и разрушения гидротехнического сооружения или его части. Нарушение гидротехнических сооружений, в результате прорыва плотин высокогорных естественных озер, приводит к наводнениям, гидротехническим авариям и катастрофам, а также вызывает человеческие жертвы, промышленные и сельскохозяйственные объекты, жизнедеятельность населения в затопленных районах, срочное переселение. (эвакуационные) меры.
Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений могут произойти в результате действия сил природы (землетрясения, размывы плотин) или воздействия человека, а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.
Водохранилища и другие напорные сооружения удерживают огромные массы воды под большими напорами, создают потенциальную опасность для объектов экономики и безопасному проживанию населения в зоне влияния этих сооружений.
Разрушение их напорного фронта или вынужденный сброс воды приводят к возникновению паводков катастрофического характера. Наибольшую потенциальную опасность несут в себе водохранилища. Прорыв подводящих (деривационных каналов) и напорно-станционных узлов ГЭС и насосных станций может быть сравнительно быстро локализован при условии достаточного ремонтно-аварийного запаса материалов. Но при этом, урон будет оставаться значительным. Высота волны прорыва и скорость ее распространения зависят от размера прорана, разницы уровней воды в верхнем и нижнем бьефе, гидрологических и топографических условий русла реки и ее поймы.
Скорость продвижения волны прорыва, как правило, находится в диапазоне от 3 до 25 км/ч, а высота 2 - 50 м. Основным следствием прорыва плотины при гидродинамических авариях является катастрофическое затопление местности, заключающееся в стремительном затоплении волной прорыва нижерасположенной местности и возникновением наводнения.
Катастрофическое затопление характеризуется:
- максимально возможными высотой и скоростью волны прорыва;
- расчетным временем прихода гребня и фронта волны прорыва в соответствующий створ;
- границами зоны возможного затопления;
- максимальной глубиной затопления конкретного участка местности;
- длительностью затопления территории.
При разрушениях гидротехнических сооружений затопляется часть прилегающей к реке местности, которая называется зоной возможного затопления.
В зависимости от последствий воздействия гидропотока, образующегося при гидротехнической аварии, на территории возможного затопления следует выделять зону катастрофического затопления, в пределах которой распространяется волна прорыва, вызывающая массовые потери среди населения, разрушения зданий и сооружений, уничтожение других материальных ценностей.
Условия формирования (источники) угроз чрезвычайных ситуаций.
Анализы, проведенные специалистами в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, показали, что степень достижения целей, изначально поставленных перед гидротехническими проектами -экономические и технические цели в основном достигнуты и положительные эффекты оказались весьма значительными. Независимо от соотношения плановых и фактических показателей, исследования также подтвердили долговечность крупных и особо важных водохозяйственных объектов, многие из которых продолжают приносить выгоду. Но длительные сроки эксплуатации 30...40 и более лет отражаются на прочности сооружения в сторону ее исчерпания. Всякое сооружение подвержено воздействиям различных природных, технологических и временных факторов снижения их работоспособности и эксплуатационной надежности.
В последние годы частота выхода из строя сооружений, и даже в некоторых случаях аварий, становится все более высокой, из-за протекающих процессов заиления, старения и высокой изношенности основных водохозяйственных фондов.
Вследствие старения и нарушения режима эксплуатации на этих объектах снижается способность противостоять наводнениям, а во многих случаях они сами могут стать очагами наводнения. Поэтому социальные последствия и материальный ущерб от их повреждения или разрушения, главным образом за счёт воздействия волны прорыва, сравнимы с природными катастрофами.
Вероятность аварий крупных гидросооружений возрастает по мере исчерпания срока службы.
Угрозы чрезвычайных ситуации усиливаются и по причинам нарушений проектных решений при строительстве и эксплуатации плотин и водохранилищ, отсутствие или низкая эффективность государственного надзора за их безопасностью, недостаточность инженерных изысканий при строительстве плотин, недооценка сейсмической опасности, отсутствие или низкий профессиональный уровень эксплуатационного контроля за состоянием гидротехнических сооружений, пренебрежение эксплуатирующими организациями правил обеспечения безопасности и предотвращения чрезвычайных ситуаций, недостатки финансирования для ремонта и реконструкции гидротехнических сооружений.
Идентификация опасностей аварий ГТС выявляет все возможщк опасные факторы, явления, процессы и события, способные инициировать аварии на данных объектах. Основные шаги выполнения процедуры анализа риска аварий ГТС гидроэлектростанции приведены на рис. 2
Прела зрительный анализ опасностей CHAO)
Максимально полный перечень сценариев аварии. но злюжкьк на аналнзнруемои ГТС
Перечень основных сценариев аварий.
ВОЗМОЖНЫХ
на аналнзнруемои ГТС
Выбор дальнейших направлений деятельности
\
\
Ранжирование основных спенариев
аварий, возмолскых на ГТС
\
Идентификация опасностей аварии гидротехнического сооружения
Выявление всех, без вшввяп опасных злементов ГТС и воздействий на них. способные инициировать аварки: предварительная экспертная опенка вероятности {среднегодовой частоты) и последствий аварий для основных решшиентов рнска
Формирование максимально полного перечня всех возможных факторов, способных ннншпсровать авар(ш анализируемого ГТС; разработка максимально полного перечня спенариев аварий, возможных на сооружении
Ранжирование спенариев аварий, возможных на ГТС;. по уровню риска для основных групп реципиентов: обоснование перечня основных спенариев аварий, возможных на сооружении и прнволяпшх к чрезвычайным ситуациям
Ранжирование основных сценариев аварий, возможных на ГТС. по уровню риска для персонала объекта, населения. имутпества третьих тип и окружаеошен природ-нон срелы
Риск аварий не сллпественен
Прекратить анализ риска
Риск авар1[й значителен
Выполнить детальный анализ риска с опенкой частоты
И ПОСЛбЛСТВИИ
Рис. 2. Основные шаги процедуры анализа риска аварий гидротехнических сооружений.
Основанием для определения возможности возникновения и вида чрезвычайных ситуации, возникающих при аварии гидротехнического сооружения, является декларация его безопасности, порядок ведения которого установлен Законом Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений». Государственный надзор за безопасностью конкретного гидротехнического сооружения или комплекса гидротехнических сооружений осуществляется на основании декларации безопасности этого гидротехнического сооружения или комплекса.
Закон определил декларацию безопасности в качестве основного документа, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения, содержатся сведения о соответствии этого сооружения утвержденным органом надзора критериям безопасности и определяются меры по предупреждению аварий на гидротехническом сооружении.
При разработке декларации основное внимание должно быть уделено всестороннему и полному выявлению опасностей и сценариев аварий и повреждений, количественной оценке риска аварий эксплуатируемых гидротехнических сооружений, а также планированию мер по предупреждению повреждений и аварий.
При этом требования к детальности анализа возможных опасностей и риска аварий должны формулироваться в зависимости от ответственности гидротехнических сооружений, безопасность которых декларируется. Под факторами безопасности понимаются количественные и качественные характеристики состояния сооружения, природных воздействий и ожидаемого ущерба от аварии или разрушения гидротехнических сооружений.
Обоснование превентивных и защитных мероприятий (в том числе обучение).
Всякое сооружение подвержено воздействиям различных природных, технологических и временных факторов снижения их работоспособности и эксплуатационную надежность. Всегда следует помнить, что самая совершенная ирригационная или мелиоративная система, в которой учтены новейшие достижения науки и техники, самая рациональная схема компоновки может оказаться малоэффективной, если система не будет эксплуатироваться на достаточно высоком техническом уровне. Только правильная и рациональная
эксплуатация позволит максимально использовать все совершенные идеи, заложенные в проекте, обеспечит высокую безопасность и надежность всех ее элементов в течение срока его эксплуатации. В этом плане обеспечение безопасности гидротехнических сооружений зависит:
в первую очередь от соблюдения периодичности проведения планов о предупредительных ремонтных работ имеющих профилактический характер и предупреждающие преждевременный износ, повреждения, деформации, аварийный выход из строя изношенных конструкций сооружении а также частей оборудования; [9]
-от квалификации работников эксплуатирующих организаций, строительных и проектных организаций, органов государственного надзора, а также от качества выполнения ими действующих законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических документов;
-от соответствия правил и инструкций по эксплуатации требованиям обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
-от систематической оценки надежного состояния гидротехнических сооружений, начиная с проекта, в ходе строительства и далее в процессе эксплуатации.
Большое значение в этом процессе придается регулярным обследованиям гидротехнических сооружений, выполняемых эксплуатирующими организациями, специализированными проектными и научно -исследовательскими организациями, отдельными специалистами-экспертами, а также органами надзора.
В этом плане важным является обеспечение выполнений требований, вытекающих из Положения о централизованном обследовании и определения технического состояния гидротехнических сооружений, утвержденного Кабинетом Министров Республики Узбекистан от 17.09.2001 г.
Эти действия являются важнейшей задачей на первой стадии реализации Закона Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений».
Законом Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений» устанавливаются требования по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, которые включают в себя:
-разграничение функций правительства, органов исполнительной власти, органов государственной власти на местах и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений; установление основных обязанностей эксплуатирующих организаций;
-осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве и эксплуатации;
-декларирование безопасности гидротехнических сооружений; ведение кадастра гидротехнических сооружений; установление ответственности за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Исходя из этого, требуемые системы защиты от возможных чрезвычайных ситуаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений состроят из следующих задач: -обеспечение допустимого уровня риска гидротехнических сооружений; -представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
-лицензирование деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений;
-непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
-осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами наблюдений в целях постоянного контроля за их состоянием; [3]
-обеспечение обслуживания гидротехнических сооружений работниками необходимой квалификации; заблаговременное проведение комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
-соблюдения правил безопасности гидротехнических сооружений, сформулированных в типовых правилах эксплуатации и локальных инструкциях по эксплуатации гидротехнических сооружений;
-совершенствование технических систем контроля за состоянием гидротехнических сооружений; -систематическом анализе данных натурных наблюдений и выявлении причин возможного снижения безопасности гидротехнических сооружений;
контроле (мониторинге) контролируемых показателей состояния, природных и техногенных воздействий на сооружение;
-обеспечение проведения регулярных обследований гидротехнических сооружений;
-регулярный пересмотр деклараций безопасности и корректировке критериев безопасности; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации возможных повреждений и отказов; -метрологическое обеспечение;
-соблюдение природоохранных требований; поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о возможных чрезвычайных ситуаций.
Современное техническое состояние водохозяйственных объектов характеризуется следующими явлениями: На водохранилищах - заиление чаши, существующие угрозы завала водоприемников ирригационных водовыпусков, обрушения склонов и оползни, повышенная фильтрация в основании и бортах против проектной, механическая и химическая суффозия грунтов основания и тела плотин, деформациями осадки
гребня, превысившие расчетные значения, предусмотренные проектами, опасность перелива воды через гребень плотины, разрушения бетонных креплений, несоответствия требованиям обеспечение отвода фильтрационных вод при плотинными дренажами и цементационной завесы, нарушения герметичности строительных швов, исчерпание ресурса работоспособности гидромеханического и электротехнического оборудования, угроза размыва нижнего бьефа, отсутствие автоматизированных систем управления затворами, низкие технические характеристики системы связи, отсутствует система раннего оповещения населения и резервной системы электропитания при чрезвычайных ситуациях, недостаточная оснащенность контрольно-измерительной аппаратурой;
На гидроузлах - деформация железобетонных конструкций, повышенная фильтрация под флютбеты (рисбермы, водобоя и водослива), заиления верхнего и нижнего бьефов, износ гидромеханического и электротехнического оборудования, отсутствие резервного электропитания, недостаточная оснащенность контрольно-измерительной аппаратурой, не устойчивая система освещения и связи, отсутствие автоматизированных систем управления затворами.
Высота и скорость волн на воде зависят от гидрологических и топографических условий реки. Например, для низин скорость волн на воде может быть от 3 до 25 км в час, а в горных и предгорных районах может достигать 100 км в час. Расчет параметров водного волнения основан на предварительных данных: [5].
Объем резервуара:
W= Иб^/3, Ш1П/Ш3
(1)
где НВ - глубина водохранилища у плотины, м; Sv - внешняя площадь резервуара, м2.
1=У8ГХЬО2/ЫБХМ(М+1), (2)
где М — параметр, характеризующий форму поперечного сечения водоема, ^р — ширина верхней части водоема, ^ — ширина пространства водохранилища.
Рис. 3. Диаграмма движения водяной волны.
При расчете скорости водной волны учитывают поврежденность гидротехнических сооружений, (%) и длину поперечного сечения внутренней части водоема (%).
При расчете параметров волнения учитываются следующие факторы:
1. Определение высоты первой конкретной точечной волны:
Иб1 = О.бх^Ь,, Ш, (3)
где № - высота нижнего рельефа, м;
2. Определение времени полного опорожнения резервуара:
т = (4)
звоо^в^мТи у '
в этом случае коэффициент рельефа А-водохранилища равен 2. W-объем водохранилища: М - параметр, характеризующий дно водоема; Н - глубина нижнего бифа; т-параметр, характеризующий форму водоема.[5]
Мониторинг и прогноз возможных угроз (чрезвычайных ситуаций).
Особо важной государственной проблемой обеспечения безопасности гидротехнических сооружений является разработка и внедрение механизма мониторинга безопасности и контроля технического состояния гидротехнических сооружений.
Мониторинг осуществляется в целях анализа и оценки прогноза развития ситуации с безопасностью сооружений, и подготовку рекомендаций по преодолению негативных тенденций и устранению выявленных недостатков. Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений предполагает эффективную технологию оперативного контроля, базирующейся не только на системе критериев оценки безопасности, но и на оперативности и полноте доступа ко всей накопленной информации о сооружениях. Поэтому организация мониторинга за их безопасным состоянием приобретает особую актуальность. Согласно Закону Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений» основными принципами механизма мониторинга безопасности гидротехнических сооружений являются: [1]
-ведение эффективного государственного регулирования обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
-обеспечение государственного надзора за выполнением правил и норм эксплуатации гидротехнических сооружений эксплуатирующими организациями;
-регулярное проведение эксплуатирующими организациями наблюдений, осмотров и централизованных обследований гидротехнических сооружений;
-декларирование безопасности гидротехнических сооружений и ведение кадастра гидротехнических сооружений;
-диагностика, определение критериев безопасности и оценка уровня риска аварий гидротехнических сооружений, а также своевременное обнаружение и устранение дефектов, которые при дальнейшем развитии могут привести к полной или частичной потере работоспособности объекта и возникновению чрезвычайной ситуации; [6]
-оснащение большей части гидротехнических сооружений контрольно-измерительной аппаратурой, компьютерными базами данных и системами мониторинга;
-подготовка персонала к выполнению противоаварийных мероприятий и действиям в условиях локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также создания необходимых для этого материальных и финансовых резервов.
Перечень контролируемых при осуществлении мониторинга безопасности параметров определяется на основании действующих нормативных документов, проекта натурных наблюдений (с учетом действующих и необходимых контрольно-измерительных приборов), рекомендаций по результатам экспертных оценок состояния безопасности сооружения. Современный уровень компьютерных технологий позволяет создать и постоянно развивать информационно-диагностическую систему мониторинга и оценки безопасности, отвечающую указанным требованиям.
При прогнозировании аварийных ситуаций в гидротехнических сооружениях в первую очередь следует учитывать сезонные погодные условия. Потому что способность гидротехнических сооружений передавать и хранить воду зависит от количества воды.
Это связано с сезонным снегом и осадками. и это зависит от внезапного потепления или похолодания дня. Кроме того, состояние водохранилища, своевременное обновление узлов и агрегатов на объекте, содержание, очистка русел рек от всех видов мусора, камней и гравия, также зависит от укрепления берегов рек. Гидротехнические сооружения на низких равнинах питаются в основном высокогорными водохранилищами.
Умеренные погодные условия в высокогорных районах меняются, площади постоянных льдов сокращаются до 1 км2 в год и находятся на грани исчезновения. В результате быстрого таяния ледников, образования естественных водоемов в высокогорных районах откалываются и стекают в водоемы крупные обломки льда, наносящие серьезные повреждения плотинам естественно образованных гидротехнических сооружений, в результате чего наиболее развитые и густонаселенные предгорные районы Ферганской долины, Ташкентской, Джизакской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей могут столкнуться с наводнениями и оползнями.
В связи с этим совместно со службой «Узгидромет» и МЧС Республики Узбекистан была организована сезонная экспедиция для изучения высокогорных водоемов Узбекистана и сопредельных республик (Кыргызстан и Таджикистан) и проведены визуальные осмотры.
Основная цель этого: [5]
- выявить и оценить последствия основных климатических особенностей региона и событий, происходящих в результате глобальных изменений;
- выявление и картографирование новых гидротехнических сооружений в предгорных и предгорных районах, выявление и оценка площади постоянных льдов;
-Оценка жидких и твердых стоков из озер и прудов, расположенных в высокогорных районах;
- определение параметров волнения, участков затопления и затопления, времени прохождения водной волны через эти участки и оценка последствий обрушения естественных дамб высокогорных озер;
- определить время и место эвакуации жителей из населенных пунктов с высоким риском подтопления;
- заключалась в том, чтобы определить влияние параметров паводка на сооружения, расположенные вдоль путей движения паводка, во время обильных осадков и оценить его разрушительное воздействие.
Следует отметить, что в большинстве случаев не будет доступа в зону ЧС и визуального наблюдения для прогнозирования и оценки аварийных ситуаций. Этот вопрос решается с помощью аппаратуры дистанционного зондирования Земли.
При оценке возможных чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием аварии гидротехнических сооружений, следует рассматривать не только динамическую аварию, обусловленную распространением волны прорыва или подтоплением территории в нижнем бьефе, но и нарушение условий жизнедеятельности людей может иметь место в результате снижения уровня воды в ниже отметок, предусмотренных правилами его эксплуатации.
На основании изложенного можно сделать следующий вывод.
При аварии гидротехнического сооружения на энергетическом объекте чрезвычайная ситуация может возникнуть также в результате прекращения или значительного снижения выработки энергии. Вред, нанесенный жизни, здоровью, имуществу людей или имуществу предприятий и организаций в результате негативных экологических последствий аварии гидротехнического сооружения, также должен рассматриваться как при оценке возможных последствий аварии, так и при возмещении вреда.
Остановка на время, достаточное в условиях аридного климата для засушения растений, хотя напрямую не несет угрозы жизни и здоровья населения, однако может оставить без работы, т.е. без средств к существованию группы людей, занятых производством сельхозпродукции в регионе, получающем необходимую воду из тех или иных сооружений. Такой вид опасности напрямую относится к насосным станциям и оросительным каналам. Выход из строя водоотводящего тракта может привести к необратимому засолению подвешенных орошаемых площадей.
К настоящему времени почти все задачи, вошедшие в указанную систему, разработаны и введены в действие. Подготовленные и выпущенные нормативные акты наряду с самим Законом Республики Узбекистан "О безопасности гидротехнических сооружений" образуют пакет законодательных актов для осуществления государственного надзора за безопасностью гидросооружений.
Риск распространения инфекционных заболеваний особенно высок в затопленных районах Единственный способ защититься во время паводка — уменьшить размер ущерба за счет эвакуации людей, сельскохозяйственных животных и товаров. Кроме того, не следует забывать о проведении мероприятий, направленных на снижение уровня ущерба, причиняемого на затопленных территориях.
Список литературы
1. О безопасности гидротехнических сооружений: закон Республики Узбекистан от 20.08.1999 г., № 826-I // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2006. № 41.
2. Об утверждении концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020 - 2030 годы: Указ Президента Республики Узбекистан от 10.07.2020 г., № УП-6024.
3. О мерах по реализации закона Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений»: постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16.11.1999 г., № 499. // «Сборник постановление Правительства Республики Узбекистан». № 11. ст. 66. 1999 г.
4. Об организации деятельности национального комитета Узбекистана по большим плотинам: постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25.03.2011 г., № 88.
5. Об утверждении правил безопасности гидротехнических сооружений: приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан № 342 от 16.07.2018 г.
6. Ляпичев Ю.П. Гидротехнические сооружения: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008. - 302 с.
7. Гидротехнические сооружения : учебник : в 2 частях / Л. Н. Рассказов, В.Г. Орехов, Н.А. Анискин [и др.] ; под ред. Л. Н. Рассказова. - 2-е изд., исправ. и доп. - Москва: Издательство Ассоциации строительных вузов (АСВ), 2011. - Часть 1. - 576 с
8. Крутов Д.А. Гидротехнические сооружения: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д.А. Крутов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 238 с