Научная статья на тему 'МЕНТОРСТВО И КОУЧИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ'

МЕНТОРСТВО И КОУЧИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / МЕНТОРСТВО / НАСТАВНИЧЕСТВО / КОУЧИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блатман Г.М.

В работе поднимается вопрос эффективности применения современных способов совершенствования работы персонала посредством обучения. В качестве таких способов автор предлагает применять такие инструменты повышения качества работы персонала как менторство и коучинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING AND COACHING AS A MODERN TOOL FOR EFFECTIVE STAFF MANAGEMENT

The work raises the question of the effectiveness of modern methods of improving the work of staff through training. As such methods, the author suggests using such tools to improve the quality of staff as mentoring and coaching.

Текст научной работы на тему «МЕНТОРСТВО И КОУЧИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

сб. матер. 9-ой Межд. НПК. (г. Махачкала, 20.12.2015). - Махачкала: ООО Апро- бация, 2015. - С. 49-50.

2.Абдуллаева Р.М., Алиев О.М. Проблемы развития государственного финансового аудита // Научный альманах. - 2016. - № 12-1(14). - С. 28-32.

3.Айтхожина, Г.С. Развитие налогового консультирования как инструмента повышения качества налоговых отношений [Текст] / Г.С. Айтхожина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 2 (10). - С. 27-33.

4.Баракина И.В. Антикризисное налоговое планирование: прибыль, НДС, зарплата [Текст] / И.В. Баракина, Н.А. Тепина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 3. - С. 12-13.

5.Брызгалин, А.В. Виды налоговых правонарушений [Текст] / А.В. Брызгалин. - М.: Налоги и фин. право, 2013. - 352 с.

6.Буева, Е.Н. Налоговое планирование предпринимательской деятельности [Текст] / Е.Н. Буева // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. Т. 147. - № 3. - С. 169-179.

УДК 331.108.45

Блатман Г.М., к.т.н., профессор Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

ДГТУ в г. Шахты МЕНТОРСТВО И КОУЧИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Аннотация: В работе поднимается вопрос эффективности применения современных способов совершенствования работы персонала посредством обучения. В качестве таких способов автор предлагает применять такие инструменты повышения качества работы персонала как менторство и коучинг.

Ключевые слова: управление персоналом, обучение персонала, наставничество, коучинг, менторство.

Blatman G.M., Ph.D., professor Institute of Service and Entrepreneurship (Branch) of DSTU in Shakhty MENTORING AND COACHING AS A MODERN TOOL FOR EFFECTIVE STAFF MANAGEMENT

Annotation: The work raises the question of the effectiveness of modern methods of improving the work of staff through training. As such methods, the author suggests using such tools to improve the quality of staff as mentoring and coaching.

Keywords: personnel management, personnel training, mentoring, coaching, mentoring.

Персонал каждого предприятия представляет его потенциал, т.е. от квалификации, профессиональных и личностных навыков и характеристик работников зависит качество изготавливаемой продукции и оказываемых на предприятии услуг. Для повышения качества работы персонала и эффективности его использования, менеджеры по персоналу и

руководители организации разрабатывают различные способы улучшения показателей работы и использования рабочей силы. Для этого на предприятиях разрабатывают мотивационные программы, методы стимулирования персонала, в числе которых существуют такие способы обучения персонала и повышения его профессиональных компетенций как модульное обучение, дистанционное обучение, тренинг, ротацию, семинар, кейс-обучение, коучинг, менторство [1].

Если углубиться в смысл понятий коучинг и менторство, можно выделить принципиальное отличие, которое заключается в том, что ментор это более квалифицированный специалист, нежели обучаемый, а коучер не обязательно должен быть специалистом в области решения задач, он помогает клиенту анализировать имеющиеся преимущества и достигать поставленных целей. Кроме того, необходимо разграничение процессов, которыми они руководят.

Коучинг - это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей, которые не обязательно должны быть связаны с профессиональной деятельностью.

Менторство - индивидуальное или коллективное воспитание под руководством одного более опытного рабочего над отдельными молодыми рабочими или их группами, форма воспитания, профессиональная подготовка и адаптация молодых сотрудников в организации [2].

Наставничество и коучинг как методы достаточно близки. Однако они имеют ряд отличий (Рисунок 1).

Отличия менторства и коучинга зависят от:

Ситуации их применения

Информацио нного

наполнения

Про до л житель

ностн

процесса

Объектно-

субъектных

отношений

Коучинг. е

отличие от

наставничества.

нужен тогда.

когда компания

испытывает

«кризис

зрелости».

Наставничество

как инструмент

применяется

лишь е период

Коучинг

практически не

используется

для нсвых

людей, им

требуется

евгениев

должность

Наставничество.

охватывающее

пшрский

■гиаптачон

проблем,

является более

ОбЩИМ

процессом, чем

коучинг.

относящийся к

конкретному

умению или

сфере

деятельности

Наставничество

является более

продолжит ельн

ым процессом.

нежели

коучинг.

поскольку

предполагает не

только помощь

в достижении

целей. но и

передачу

необходимые

знаний и

умений

Наставник —

ло

квалифипирова

нный

специалист.

профессионал, у

г которого другие

работники

(молодые

специалисты)

могут ПОЛУЧИТЬ

совет.

иеком ендацию

Коучер. как

правило.

работает с

первым липом

организации, не

будучи

Еклкченны?.: е

ее структуру.

Этупозипию

занимает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внешний,

независимый

специалист

Рисунок 1 - Отличия менторства и коучинга [3]

Также менторство и коучинг применяются для реализации процесса адаптации персонала. Как правило, менторство выглядит следующим образом: более опытный сотрудник обучает нового сотрудника тому, что умеет сам. Менторство нацелено на обретение новым сотрудником знаний, умений и навыков, необходимых в его дальнейшей работе. Советом, личным примером или как-то ещё наставник передаёт подопечному свой опыт.

Коучинг на практике выглядит совершенно иначе. В отличие от наставничества коучинг направлен не столько на непосредственное обучение, сколько на то, чтобы максимально полно раскрыть потенциал нового сотрудника и добиться от него полной отдачи в работе. И коуч в своей работе опирается не столько на текущие показатели сотрудника, сколько на его потенциал, который стремится раскрыть на благо компании. Коуч или менеджер, владеющий навыками коучинга, не столько даёт указания и инструктирует, сколько задаёт вопросы. Вопросы, задаваемые коучем по определённой схеме позволяют новичку по-новому посмотреть

на свою работу и на свои возможности. С другой стороны, руководителю коучинг прекрасно показывает реальный профессиональный уровень нового сотрудника на данный момент и позволяет спланировать свою работу по его развитию. С новичком может работать штатный коуч, или же менеджер, владеющий навыками коучинга. В некоторых случаях целесообразно привлечение внешних коучей [1].

Применение методов коучинга и менторства позволяет разрешить на предприятии одновременно ряд задач: от развития потенциала сотрудников, обучения персонала, до его адаптации на новом рабочем месте. Данные способы являются относительно малозатратными и рекомендуются к применению на предлприятиях страны.

Использованные источники:

1.Горностаева Ж.В. Методологические особенности применения внутриорганизационного маркетинга // Инновации. 2010. № 4. С. 121-123.

2.Горностаева Ж.В. Коучинг как метод повышения эффективности деятельности предприятия. Terra Economicus. 2007. Т. 5. № 1-2. С. 86-88.

3.Попкова Е.Г., Греченкова О.Ю., Борис О.А., Пржедецкая Н.В., Горностаева Ж.В. Перспективы использования социального маркетинга в экономической криминологии в условиях формирования инновационной экономики. Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11, № 2. C. 280-288

УДК.347.1.

Бобровская К.А. студент Института права ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» Россия, г. Самара Научный руководитель: Губайдулина Э.Х. доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический

университет» Россия, г. Самара СПОРЫ О ПРАВЕ ВИРТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Аннотация: данной статье изучены правовые основы регулирования виртуальной собственности, а также проблемы защиты прав пользователей, приобретающих виртуальные объекты за реальные деньги в многопользовательских онлайн-играх.

Ключевые слова: виртуальная собственность, виртуальное право, виртуальные объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.