Научная статья на тему 'МЕНТОРИНГ, КОУЧИНГ И ТЬЮТОРИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА'

МЕНТОРИНГ, КОУЧИНГ И ТЬЮТОРИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
773
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТОРИНГ / КОУЧИНГ / ТЬЮТОРИНГ / НАСТАВНИЧЕСТВО / МЕНТОР / КОУЧ / ТЬЮТОР / НАСТАВНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базарнова Н.Д., Беляева Т.К.

В статье раскрывается определение понятия «педагогическое наставничество», объясняется роль инновационных форм наставничества - менторинга, коучинга, тьюторинга, а также дается их сравнительная характеристика. Авторы считают, что в отличие от менторинга, коучинг ориентирован на достижение чётко определённых целей, а формирование мышления, направленного на использование заложенных в человеке способностей, можно считать основной целью коучинга. В статье определено, что наставничество не следует понимать только как однонаправленную работу опытного педагога при обучении молодого поколения, поскольку в современной литературе встречаются те же формы обратного наставничества, где роль наставника выполняет молодой учитель, поскольку часто именно он помогает старшим педагогам в школе освоить инструменты цифровизации. Авторы приходят к выводу о том, что в современной школе педагогическое наставничество имеет характерные черты тьюторинга, менторинга и коучинга, так как опытный учитель помогает молодому учителю в профессиональной адаптации, а также молодой педагог помогает старшим коллегам, используя весь спектр форм, методов, приемов и средств обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базарнова Н.Д., Беляева Т.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕНТОРИНГ, КОУЧИНГ И ТЬЮТОРИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА»

УДК 37.088

МЕНТОРИНГ, КОУЧИНГ И ТЬЮТОРИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА

Н.Д. Базарнова, Т.К. Беляева

В статье раскрывается определение понятия на решение проблемы закрепления молодого «педагогическое наставничество», объясняется учителя на рабочем месте в первые годы профес-роль инновационных форм наставничества - сиональной деятельности. При этом статус менторинга, коучинга, тьюторинга, а также дается молодого учителя в различных региональных их сравнительная характеристика. Авторы дорожных картах определяется по-разному. С считают, что в отличие от менторинга, коучинг одной стороны, молодой учитель - тот, кто ориентирован на достижение чётко определён- работает менее 3 лет в школе, а с другой - учи-ных целей, а формирование мышления, направ- тель, не достигший 35 лет. Актуальность исследо-ленного на использование заложенных в человеке ваний наставничества молодых учителей не способностей, можно считать основной целью вызывает сомнений, так как является насущной коучинга. В статье определено, что наставничес- проблемой в современных образовательных тво не следует понимать только как однонаправ- организациях [3, с. 39].

ленную работу опытного педагога при обучении Под педагогическим наставничеством (т.е. молодого поколения, поскольку в современной наставничеством молодых учителей) понимается литературе встречаются те же формы обратного целенаправленный процесс взаимодействия наставничества, где роль наставника выполняет опытного учителя и молодого педагога, направ-молодой учитель, поскольку часто именно он ленный на адаптацию молодого педагога на помогает старшим педагогам в школе освоить рабочем месте, сочетающий в себе деятельнос-инструменты цифровизации. тный, рефлексивный и аксиологический компо-

Авторы приходят к выводу о том, что в совре- ненты. менной школе педагогическое наставничество Из этого многообразия понятий, можно имеет характерные черты тьюторинга, менторин- сделать вывод, что наставничество - это одна из га и коучинга, так как опытный учитель помогает форм работы с молодыми специалистами, молодому учителю в профессиональной адапта- направленная на обучение к работе посредством ции, а также молодой педагог помогает старшим передачи опыта, профессионального мастерства коллегам, используя весь спектр форм, методов, наставником (учителем, воспитателем). «Разли-приемов и средств обучения. чия связаны с содержанием передаваемого опыта:

только ли профессиональный опыт (знания и Ключевые слова: менторинг, коучинг, навыки) передает наставник, или кроме того опыт тьюторинг, наставничество, ментор, коуч, жизни организации» [4, с. 6]. тьютор, наставник. В настоящее время одновременно с понятием

«наставничество» широкое распространение Педагогическое наставничество сегодня получили термины английского происхождения: представляет актуальную задачу, направленную «менторинг», «коучинг», «тьюторство» [7].

Таблица 1

Сравнительная характеристика понятий «менторинг», «коучинг», «тьюторинг»

менторинг коучинг тьюторинг

Происхождение от англ. Mentoring -наставничество англ. Coaching -тренировка, процесс подготовки студента к сессии от англ.Ш1юг» в- педагог-наставник, преподаватель-консультант

Определение понятия Цел енаправл енная передача опыта более опытным сотрудником стажеру по типу «делай как я» Это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека Форма взаимодействия тьютора (наставника) и обучающегося, характеризующаяся профессионально и личностно- ориентированными

Содержание Метод обучения и развития персонала, где опытный сотрудник на протяжении определенного времени делится собственными знаниями, умениями, навыками. Ментор изначально учит своего подопечного, показывает действие на собственном примере и только потом допускает к работе, не оставляя без контроля. Достижение максимальной эффективности человека путем полного раскрытия его внутреннего потенциала. Коучинг не учит, а помогает учиться Сопровождать, помогать, быть рядом с подопечным на всем его образовательном пути.

Задача Ментор изначально учит своего подопечного, показывает действие на собственном примере и только потом допускает к работе, не оставляя без контроля

Результат -расскажи (Tell) -наставник доносит до протеже смысл работы и этапы ее выполнения, тот в свою очередь пересказывает, правильно ли он понял задание; -покажи (Show) -«гуру» (учитель) показывает, как правильно выполнять Ученик: -САМ формулирует задачу; -САМ ищет оптимальное решение; -САМ определяет этапы реализации Оказание поддержки к новым условиям обучения в адаптационный период

Н.Д. Базарнова, Т.К. Беляева

В отличие от менторинга, коучинг ориентирован на достижение чётко определённых целей. Формирование мышления, направленного на использование заложенных в человеке способностей, можно считать основной целью коучинга. Это отличает его от наставничества, менторинга и других методик. Менторинг очень тесно переплетен с понятиями - наставничество и коучинг, однако все же они несут в себе несколько разный смысл. Ментор изначально учит своего подопечного, показывает действие на собственном примере и только потом допускает к работе, не оставляя подопечного без контроля. Наставник же обучает на практических примерах, опытный сотрудник помогает менее опытному, поэтому процесс обучения может быть непрерывным [5,с.91]. Коучинг, в свою очередь, направлен на развитие саморазвития и самообразования путем совместного анализа ситуаций и проблем.

Примечательно, что наставничество не следует понимать только как однонаправленную работу опытного педагога при обучении молодого поколения, поскольку в современной литературе встречаются те же формы обратного наставничества, где роль наставника выполняет молодой учитель[6, с.188]. Так, например, актуально обратное наставничество в вопросе формирования ИКТ-компетенций у опытных учителей. Особенно актуальны ИКТ-компетенции у педагогов сегодня, поскольку современные школьники мотивированы инструментами цифровизации в образовательной среде. Молодые учителя помогают старшим педагогам в школе освоить Дневник.ру, составить эффективную презентацию, а также показывают применение различных цифровых сервисов в преподавании конкретных предметов. Так, например, молодые учителя могут научить опытное поколение генерировать QR-коды для создания образовательных квестов, использовать карточки Plickers для быстрых опросов школьников, использовать сервисы google для одновременной работы нескольких учеников и т.д. [1,2].

Таким образом, в современной школе педагогическое наставничество имеет характерные черты тьюторинга, менторинга и коучинга, так как опытный учитель помогает молодому учителю в профессиональной адаптации, а также

молодой педагог помогает старшим коллегам, используя весь спектр форм, методов, приемов и средств обучения.

Список литературы

1. Агапова, Е. Н. Сопровождение процесса адаптации начального этапа профессиональной деятельности учителя / Е.Н Агапова, С.Ю. Трапицын// Universum: Вестник Герценов-ского университета. - 2013. - J№ 3. - С.36 - 46.

2. Баекенова, С. А. Школа молодого педагога и её роль в адаптации молодого специалиста / С. А. Баекенова // Педагогическая наука и практика. - 2016. - №3 (13). - С. 89-93.

3. Балагурова, М. С. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов / М. С. Балагурова // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.) - Казань : Бук, 2017. - С.38-40.

4. Бондалетов, В. В. Становление и развитие наставничества как формы корпоративного обучения персонала в России и за рубежом / В. В. Бондалетов, Е. В. Бондалетов // Материалы Афанасьевских чтений. - 2019. - №3 (28). - С. 2339.- ISSN2413-5666.

5. Игнатьева, Д. А. Роль наставника в профессиональной деятельности молодого педагога / Д. А. Игнатьева // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 фев. 2016 г.) / ред. коллегия О. Н. Широков [и др.] -Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 90-93.

6. Развитие творческого мышления будущих учителей географии в процессе самостоятельной исследовательской деятельности / Т. К. Беляева, А. Г. Пухова, Е. А. Таможняя, С. Г. Толкунова // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал - 2016. - № 2. -URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=24206. - ISSN 2070-7428 (Дата публикации: 17.03.2016).

7. Фролова, С. В. Наставничество и менторинг: анализ понятий / С. В. Фролова, Н. Д. Базарнова // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных трудов. №61 (2). - Ялта :РИОГПА, 2018. - С.213-215.

References

1. Agapova, E. N. Soprovozhdenie protsessa adaptatsii nachal'nogo etapa professional'noy deyatel'nosti uchitelya / E. N Agapova, S. Yu. Trapitsyn // Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. - 2013. - № 3. - S. 36 -46.

2. Baekenova, S. A. Shkola molodogo pedagoga i ee rol' v adaptatsii molodogo spetsialista / S. A. Baekenova // Pedagogicheskaya nauka i praktika. - 2016. - №3 (13). - S. 89-93.

3. Balagurova, M. S. Nastavnichestvo kak uslovie professional'nogo stanovleniya nachinayushchikh pedagogov / M. S. Balagurova // Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii :materialy VII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', oktyabr' 2017 g.)

- Kazan' : Buk, 2017. - S.38-40.

4. Bondaletov, V. V. Stanovlenie i razvitie nastavnichestva kak formy korporativnogo obucheniya personala v Rossii i za rubezhom / V. V. Bondaletov, E. V. Bondaletov // Materialy Afanas'evskikh chteniy. - 2019. - №3 (28). - S. 23-39.

- ISSN 2413-5666.

5. Ignat'eva, D. A. Rol' nastavnika v professional'noy deyatel'nosti molodogo pedagoga / D. A. Ignat'eva // Innovatsionnye tendentsi i razvitiya sistemy obrazovaniya : materialy V Mezhdunar.nauch.-prakt.konf. (Cheboksary, 5 fev. 2016 g.) / red. kollegiya O. N. Shirokov [i dr.] -Cheboksary : TsNS «Interaktiv plyus», 2016. - S. 9093.

6. Razvitie tvorcheskogo myshleniya budushchikh uchiteley geografii v protsesse samostoyatel'noy issledovatel'skoy deyatel'nosti / T. K. Belyaeva, A. G. Pukhova, E. A. Tamozhnyaya,

S. G. Tolkunova // Sovremennye problem nauki i obrazovaniya : elektronnyy nauchnyy zhurnal -2016. - № 2. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24206. - ISSN 20707428 (Data publikatsii: 17.03.2016).

7. Frolova, S. V. Nastavnichestvo i mentoring: analiz ponyatiy / S. V. Frolova, N. D. Bazarnova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya : sbornik nauchnykh trudov. № 61 (2). - Yalta :RIOGPA, 2018. - S.213-215.

Сведения об авторах

Беляева Татьяна Константиновна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина», Нижний Новгород

Базарнова Надежда Дмитриевна - преподаватель кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина», Нижний Новгород

Information about authors

Belyaeva Tatyana Konstantinovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General and Social Pedagogy of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod

Bazarnova Nadezhda Dmitrievna - Lecturer, Department of General and Social Pedagogy of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.