Научная статья на тему 'МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ СПОРТСМЕНОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ'

МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ СПОРТСМЕНОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
835
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ / НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС / ИДЕОМОТОРНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТЕХНИКА / ТРЕНЕР / СПОРТСМЕН

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Самойлова Т.В.

Ментальный тренинг - тренировка внимания и концентрации. Его суть заключается в том, что вы мысленно очень подробно воспроизводите то или иное движение из тех, что вы тренируете в реальной жизни. Воспроизводя это движение в своем воображении, вы как бы прокладываете дорожку определенным связям в своем мозге, которые и воспроизводят это движение в реальности. Областей применения этой техники - великое множество. Это не только отработка отдельного приема, но и управление своим состоянием, создание психологической готовности к победе, моментальный отдых и расслабление в перерывах между выходами.Mental training - training focus and concentration. Its essence lies in the fact that you are mentally very detailed play or other movement of those that you train in real life. Reproducing the movement in your imagination, how would you have a path to certain connections in your brain which reproduce the movement in reality. Applications of this technology are a great many. It is not only the testing of individual reception and management of their condition, creating psychological readiness to win instant rest and relaxation in between exits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ СПОРТСМЕНОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ»

игры, которые погружают молодых людей в реальное общение и отдаляют тем самым от компьютерных игр.

Несмотря на общую направленность данной работы - рассмотрение отрицательных сторон влияния компьютерных игр на человека, не стоит забывать о возможности использования компьютерных игр в положительных целях: использование возможности моделирования любой реальной и нереальной ситуации в виртуальной реальности с целью проведения психодиагностической, профилактической или психокоррекционной работы.

Главное-не переступить ту тонкую черту, которая разделяет увлечение играми -некий моральный отдых и зависимость от компьютерных игр - странную болезнь.

А в заверении данной статьи вашему вниманию предоставляется тест, который позволит вам узнать, есть ли у вас склонность к игромании, или же вы уже стали на неверную тропу.

1. Играете ли вы в игры ежедневно?

2. После начала игры вы теряете чувство времени?

3. Можете ли вы оставить игру незавершенной?

4. Вы едите за монитором?

5. Вы не признаете, что слишком много времени уделяете компьютеру?

6. Окружающие упрекают вас в том, что вы слишком долго сидите за компьютером?

7. Вы не прекращаете игру после достижении какого-либо уровня сложности, и играете дальше?

8. Вы гордитесь результатами, достигнутыми в игре, рассказываете о них?

9. Вы играете на работе/ на учёбе?

10. Как только вы остаётесь дома один, вы начинаете играть с чувством облегчения?

Если вы ответили «да» на 5 или более вопросов - скорее всего, у вас игровая зависимость. Если вы ответили «да» на 3-4 вопроса, то, скорее всего, у вас есть предрасположенность к игромании.

Библиография:

1. http://kantuev.ru/igrovaya

2. http://psi-doctor.ru/zavisimosti/zavisimost-ot-kompyutemyx-igr.html

3.http://ladyvenus.ru/artides/domashnii-ochag-deti/psikhologiya-otnoshenii/kak-izbavitsya-ot-igrovoi-kompyuternoi-zavisim

УДК 796.386.012.2:159.9

МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ СПОРТСМЕНОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ

ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ

Самойлова Т. В., бакалавр 3 курса направления подготовки 19.03.03 «Продукты

питания животного происхождения» Научный руководитель: к.п.н., доцент Ретинская Ю.А. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

Ментальный тренинг - тренировка внимания и концентрации. Его суть заключается в том, что вы мысленно очень подробно воспроизводите то или иное движение из тех, что вы тренируете в реальной жизни. Воспроизводя это движение в своем воображении, вы как бы прокладываете дорожку определенным связям в своем мозге, которые и воспроизводят это движение в реальности. Областей применения этой

техники - великое множество. Это не только отработка отдельного приема, но и управление своим состоянием, создание психологической готовности к победе, моментальный отдых и расслабление в перерывах между выходами.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Ментальный тренинг, настольный теннис, идеомоторное движение, техника, тренер, спортсмен.

ABSTRACT

Mental training - training focus and concentration. Its essence lies in the fact that you are mentally very detailed play or other movement of those that you train in real life. Reproducing the movement in your imagination, how would you have a path to certain connections in your brain which reproduce the movement in reality. Applications of this technology are a great many. It is not only the testing of individual reception and management of their condition, creating psychological readiness to win instant rest and relaxation in between exits.

KEYWORDS

Mental training, table tennis, ideomotor movement, technique, coach, athlete.

Игра в настольный теннис - это не только техника и тактика, но это эмоции, которые испытывает игрок: радость удачного удара, огорчение после проигранного очка. Чрезмерная радость, как и огорчение, отрицательно сказываются на результатах игры. Умей сдерживать свои чувства в любых ситуациях оставайся всегда собранным. Недаром говорят: «Прежде чем победить других, нужно победить свои слабости». Только горячее сердце и холодный ум помогут тебе управлять игрой и одерживать победы. Стало уже известным фактом, что чемпионы в процессе подготовки к ответственным соревнованиям используют ментальный тренинг.

В переводе с английского языка термин «ментальный» означает умственный. Ментальный тренинг способствует лучшей готовности к достижению успеха в соревнованиях, тренирует концентрацию внимания на цели игры, повышает точность и результативность спортивных тактико-технических действий. Средствами ментального тренинга являются специальные идеомоторные упражнения, умственно моделирующие двигательные действия игрока в соревнованиях.

Ментальный тренинг спортсмена в должен начинаться с обучения, т.е. с формирования в его уме тех образов и двигательных представлений, которые составляют основу спортивной техники настольного тенниса. Чтобы сформировать в психике спортсмена нужные двигательные представления, каждый тренер начинает ментальное обучение юных спортсменов-новичков с показа требуемых в данном виде спорта движений и двигательных действий, т.е. он демонстрирует нужные движения и предлагает их выполнить путем подражания. Освоив начальное движение с ракеткой, тренер предлагает детям закрыть глаза и выполнить то же самое движение в уме, т.е. идеомоторно или ментально. Чем выше идеомоторная связь у спортсмена, тем легче ему будет даваться идеомоторная тренировка, а соответственно, тем быстрее он добьется качественного выполнения двигательного действия. Для того, чтобы мысли и образы будущего движения воплощались наиболее эффективно, надо понять, как ими правильно пользоваться:

1. Чем точнее мысленный образ, тем чище будет выполняться физическое действие. Пусть спортсмен посмотрит, как выполняют движение мастера, альтернативой является просмотр обучающего видеоматериала, где можно детально увидеть все составляющие техники

2. Необходима физическая подготовленность спортсмена для выполнения каждого конкретного действия. Если мышцы или суставы окажутся к этому не готовыми, это может привести к травме.

3. Прежде чем переводить мысли и образы в исполняющую часть, желательно придать телу положение, которое максимально близко к тому, которое требуется в

реальности. Так легче воспринимаются образы движений, поступающие из мозга, а также улучшаются связи между программирующей и исполняющей частями организма.

4. При разучивании нового элемента поначалу необходимо представлять его исполнение в замедленном темпе. Такое представление позволит точнее представить все составляющие части разучиваемого действия, а также вовремя укажет на возможные ошибки. Постепенно время представления нужно довести до такого времени, которое реально затрачивается на данное действие при его физическом выполнении.

5. Довольно распространенной ошибкой является то, что спортсмен думает о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Т.е. «видит» забитый шар, еще не прочувствовав само выполнение удара. Когда в сознании доминирует такая мысль, она вытесняет о тех действиях, без выполнения которых забить шар было бы просто невозможно.

6. Идеомоторным может быть лишь такое представление, при котором мысли и образы связаны с мышечно-суставным чувством человека. Так начинается двигательное обучение для овладения спортивной техникой - сначала с подражания, затем с заучивания демонстрируемых тренером движений и двигательных действий, затем воспроизводства этих движений в уме. Умственно усвоенное действие превращается в двигательное умение, а по мере его тренировки и автоматизации - в умственный двигательный навык. В дальнейшем, по мере усложнения физических упражнений для овладения спортивной техникой появляется возможность её совершенствования.

Если совокупность предстоящих тактико-технических действий спортсменом уже заучена в тренировочном процессе, то она запечатлеется в его памяти и легко воспроизводится в уме. Следовательно, ментальный тренинг в подготовке теннисистов может продолжаться и вне стола. Тренирующий эффект тренинга сначала сохраняется в кратковременной двигательной памяти спортсменов, а потом в долговременной памяти фиксируется посредством психомышечной релаксации в состоянии покоя.

Анализ предсоревновательной подготовки показывает, что тренировочная работа, направленная в основном на физическую и тактико-техническую двигательную подготовку игроков, определяет лишь 10% соревновательного успеха, в то время как остальные 90% успеха приходятся на умственные способности, психомоторный интеллект, выдержку и волевые качества личности спортсменов.

Медитация и ментальный тренинг могут успешно сочетаться. Для усиления эффектов ментального тренинга многие успешные теннисисты мира ныне применяют приемы восточной медитации. Поэтому ментальный тренинг может осуществляться и в периоды сна спортсмена в соответствии с заранее сформированной установкой на засыпание.

Тренеру не рекомендуется жестко навязывать спортсмену свою волю и образ действий в таком тонком умственно-эмоциональном процессе, каким являются методы и процедуру ментального тренинга. При этом тренеру очень важно научить теннисистов не только видеть, но, используя своё техническое мастерство в зависимости от действий и противодействий соперника, незримо «чувствовать» игровую ситуацию.При обучении теннисистов технике ментального тренинга следует учитывать следующие психологические и спортивно-технические особенности игры в теннис, предъявляющие высокие требования к личности спортсменов:

- это сложно-координированный вид спорта с биомеханической структурой движений спортсменов, требующий развитого образного мышления, высокой подвижности, силы и уравновешенности нервных процессов;

- во время игры теннисисту приходится принимать решения в очень короткие промежутки времени, что требует быстроты мышления и точных зрительно-сенсомоторных реакций для управления ракеткой и передвижениями;

- в теннисных матчах нет ограничений по времени, что предъявляет высокие требования к психической устойчивости и физической выносливости игроков;

- игра вынуждает игрока постоянно совершенствовать ментальную способность предвидеть траекторию мяча и возможные перемещения противника;

- успешными в теннисе становятся лишь спортсмены по преимуществу с сангвиническими типом темперамента, с доминирующей мотивацией достижения успеха, с оставленной на второй план защитной мотивацией избегания неудачи;

- многие специалисты считают, что умение теннисиста настраивать себя на игру путем самоубеждения и самовнушения, владение приёмами сознательной психической саморегуляции состояний, реалистичная самооценка и постановка самому себе достижимых целей, умение расслабляться движении и быстро восстанавливаться после нагрузок, терпеть усталость и сохранять силы до конца матча - эти и другие качества являются наиболее спортивно-важными для личности теннисиста.

Воспитание в юном теннисисте потребности в умственном самосовершенствовании посредством регулярных занятий ментальным тренингом в избранном виде спорта является одним из важнейших педагогических принципов деятельности современного тренера.

Ментальный тренинг теннисистов совершенствует психомоторное мышление и двигательную память спортсмена, развивает способность быстро входить в оптимальное боевое состояние готовности к соревнованию, удерживать «спортивную форму» на всём протяжении турнира. Использование в ментальном тренинге теннисистов техники тренировки поддерживает высокую самооценку игровых возможностей и уверенность спортсмена в личном успехе, способствует его умственному самосовершенствованию и личностному росту, обеспечивает быстрое восстановление после тренировочных и соревновательных нагрузок.

Характеристика методов ментального тренинга в настольном теннисе.

Аутогенная тренировка - в основе лежит механизм самовнушения (психического самовоздействия). Самовнушения являются условием повышения активности процессов саморегуляции состояний. В качестве критерия эффективности аутогенной тренировки обычно берется уровень психомышечной релаксации, достигнутый субъектом в процессе упражнений аутогенной тренировки. Таким образом, саморегуляция реализуется посредством аутокоммуникации между «Я» субъекта и частями его тела («не-Я»), воспринимаемыми субъектом как субличности или элементы внутриличностной сферы.

Психотренинг волевого внимания - приемы и упражнения на концентрацию внимания, развитие памяти, навыков тактического мышления, принятие решений, коррекцию самооценки и др.

Методы гипноза. Данная группа методов относится к специальным методам интенсивной психологической подготовки спортсменов к конкретным соревнованиям. Гипноз оперирует состоянием транса, в которое спортсмен вводится с помощью внушения. Применение этих методов в спорте ограничено, поскольку многие спортсмены и тренеры не желают подвергать психику спортсменов гипнотическому воздействию, опасаясь, что последние утратят чувство самодостаточности и возникнет подсознательная зависимость спортсмена от волн гипнолога. Однако для мобилизации резервных возможностей в спорте методы гипноза, как показали эксперименты со спортсменами и космонавтами, весьма эффективны, но их использование требует высокой профессиональной подготовки психолога (гипнолога). Кроме того, имеется, например эффекта привыкания. Играйте в настольный теннис с удовольствием, а наши тренеры помогут вам овладеть секретами этой замечательной игры!

Библиография:

1. Баландин В. И. Ментальный тренинг повышения соревновательной надежности спортсменов: метод. Письмо/В. И. Баландин, П. В. Бундзен; С.-Петерб. Науч.=исслед. Ин-т физ. Культуры.- СПб.: [б.и.], 2013.-26с.

2. Изотов Е. А. Эффекты идеомоторной тренировки//Психологические основы педагогической деятельности: материалы 29-ой науч. конф./ С.-Петерб. Гос. акад. физ. Культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2012.-С. 81-84.

3. Найдиффер Р. Мысленная тренировка спортсменов//Психология соревнующегося спортсмена.-М.: Физкультура и спорт.2010.-С. 160-185

4. Ретинская Ю. А., Самойлова Т. В. Настольный теннис. Практические советы. ФГБОУ ВО «ОГУ имени И. С. Тургенева» ; под. ред. С. Ю. Махова. - Орел, 2016. -90-97с.

5. Стукало Л. М. Психологическая подготовка игрока в настольный теннис // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2010. № С.272-278.

УДК 378-057.875:378"374": 130.2

ПОТЕРЯННОЕ ВРЕМЯ

Сапронов А.Д., Распопова К.И., бакалавры 2 курса направления подготовки

08.03.01 «Строительство» Научный руководитель: к.п.н. Рожкова Н.В. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема нехватки времени у студентов. Выделяются основные причины, предоставлены советы по решению данной проблемы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Время, студент, тайм-менеджмент, исследование, нехватка времени. ABSTARCT

The problem of lack of time students. Singles out the main reasons provided by the Council to address this issue.

KEYWORDS

Time student -taym management, research, lack of time.

«Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему- нет, не знаю» - известное изречение Августина Блаженного.

Потерянное... А может ли время быть потерянным? Если да, то как мы его теряем, на что тратим свои драгоценные минуты? Особенно студент, способен ли он распланировать свой день так, чтобы осталось время на отдых и развлечения? На все эти вопросы мы постараемся ответить в данной работе.

Время - необратимо. Его нельзя накопить, умножить или передать. Оно проходит безвозвратно.

Рабочее время большинства студентов уплотнено до предела, рабочий день не нормирован, и часто не удается завершить все намеченные дела к заданному сроку. При этом нарастает такое ощущение беспомощности перед лавиной неотложных дел, срочно требующих твоего вмешательства и чувство того, что нехватка времени как нехватка воздуха ведет к тому, что эти дела просто-напросто задавят студента. Все это ведет к стрессовому состоянию, еще более усугубляющему положение.

Такая ситуация в современном образовании носит массовый характер и не только среди студентов. Наверняка каждый преподаватель может вспомнить немало случаев, когда в один день он должен был решить массу проблем, побывать во множестве мест, при этом он никак не мог решить, в какой очередности лучше всего, все это сделать и осознание того, что невозможно сразу и быстро решить проблему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.