Научная статья на тему 'МЕНТАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОГО АКАДЕМИКА М.В. ЛОМОНОСОВА'

МЕНТАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОГО АКАДЕМИКА М.В. ЛОМОНОСОВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
104
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ломоносов / характер академика / ментальный патриотизм / мотивы служения науке и Отечеству / Арктика / знаки памяти ученого / совесть человека / Lomonosov / academician's character / mental patriotism / motives of service to the Fatherland / Arctic / signs of memory of a scientist / human conscience
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕНТАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОГО АКАДЕМИКА М.В. ЛОМОНОСОВА»

Залывский Н.П.

д.э.н., профессор, действительный член Добровольного культурно-просветительного общества «Норд»,

Почётный член Ломоносовского фонда, Архангельск

nikozalpav@mail.ru

Залывский М.Н.

к.полит.н., Санкт-Петербургский политехнический институт

МЕНТАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОГО АКАДЕМИКА М.В. ЛОМОНОСОВА

Ключевые слова: Ломоносов, характер академика, ментальный патриотизм, мотивы служения науке и Отечеству, Арктика, знаки памяти ученого, совесть человека.

Keywords: Lomonosov, academician's character, mental patriotism, motives of service to the Fatherland, Arctic, signs of memory of a scientist, human conscience.

Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится Победа!

М.В. Ломоносов

Введение

Патриотизм - нравственное представление людей о своём отношении к родной стране. Россиянам давно известен один нравственный идеал подобного сочетания личного и общественного - раньше думай о Родине, а потом о себе! Давно живёт в подсознании людей и хрестоматийная мудрость А. С. Грибоедова, что «дым Отечества нам сладок и приятен!»1 - лирическая форма ощущения духовного родства с Родиной. Ныне можно без обиняков утверждать: предшественник этих норм - многовековая история кристаллизации мировоззренческой диагностики природы гражданского патриотизма. Его корни, черты, признаки можно увидеть в интеллектуальном наследии гениев и великих сынов России. В нём синтезированы мысли о патриотическом воспитании человека и абрис ответа, что значит быть патриотом Родины. Это не инстинктивный импульс, а сформированное ментальное убеждение, подчиняющее личные интересы делу защиты интересов своего Отечества.

Весьма трудно сформировать такую готовность в условиях поляризации меркантильных и нравственных ценностей граждан.

Обогащение его знанием суждений о любви к Отечеству известных и почитаемых много веков государственных и общественных деятелей - тому подмога. Со времён Владимира Мономаха - доброго страдальца за Русскую землю - умение держать единство Руси остаётся критерием патриотизма её руководителей. Иван IV Васильевич видел зависимость военной храбрости, победы над врагом от личного усердия командиров по организации должного порядка в войсках и душах подданных. Пётр I считал военное искусство и храбрость полководцев, неустрашимость солдат -ключом победы, а их грудь - крепостями Отечества. Другой отсвет любви к Отечеству узрела Екатерина II Великая: патриотизм укрощает криминальное отношение к Родине. Несколько поучений потомкам оставил А.В. Суворов: «Возьми себе в образец героя древних времён, иди за ним вслед, поравняйся, обгони - слава тебе!»; «Пока идёт бой -выручай здоровых, а раненных без тебя подберут. Побьёшь врага - всем сразу легче станет: и раненым, и здоровым».

Еще раз акцентируем внимание на полезности прикосновения современников к теоретическому осмыслению тех или них граней патриотического поведения человека. Они носители интеллектуального фундамента любви к Родине. Иногда с парадоксальными оттенками мысли. Например, По Н.М. Карамзину патриотизм, «любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть». Но при этом их истоками являются любовь к собственному благу, и личное самолюбие как мостик приобщения и порождения гордости за свой народ. Своеобразен и П.Я. Чаадаев, предпочитавший бичевать родину, огорчать её и даже унижать, но только бы её не обманывать! Не случайна и его точка зрения на Россию как на страну, ничего не выдумавшую и перенявшую из того, что выдумали другие народы, только «обманчивую наружность и бесполезную роскошь». Однако впоследствии пересмотревшего свой антипатриотизм готовностью опечалиться за судьбы народа России, «из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина». Русский баснописец И. А. Крылов профессионально

1 Ссылки на известных людей России здесь и далее: Энциклопедия мудрости: литературно-художественное издание. - М.: Изд-во РООССА. - 813 с.

высмеивал пороки светского общества, но в войне с Наполеоном - он яркий патриот России, предупредивший: кого нам хвалит враг, в том верно проку нет.

Весьма актуальное напоминание подтверждается конфронтацией геополитических позиций РФ и «коллективного Запада». Гражданский патриотизм россиян особенно востребован, ибо враги Отечества, в том числе самая агрессивная часть аппарата безопасности США, работают над расколом России1, навязывают её гражданам модели «региональной идентичности» и последующего образования 18-24 «свободных государств пост-России» под названиями, к примеру, Лапландия (Мурманск), Поморье (Архангельск). Отвратительно то, что операторами подобных идей становятся доморощенные либералы-антипатриоты типа «Свободной России», привечаемые, финансируемые и возносимые всей сворой цивилизационных неприятелей России, мертвой хваткой вцепившихся за исчезающий однополярный глобальный мир во главе с США.

Торпедировать подобную тенденцию разрушения России, присягнуть духовной верности ей можно только подъёмом патриотического сознания народа. В этом контексте особенно ценны две аксиомы В.Г. Белинского, взаимно усиливающие смысл личного патриотизма гражданина. «Любить родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»; «Патриотизм ...доказывается не словом, а делом». Наш личный пример единства слова и дела - анализ генетических предпосылок ломоносовского эпиграфа к данной статье в желании приобщить современников к нравственно-патриотическому наследию М.В. Ломоносова как еще к одному роднику взросления мировоззренческой готовности жить интересами России.

Мессианское служение академика Ломоносова - упражняться в пользу Отечества

Возникает странное ощущение от отнесения М. В. Ломоносова к великим историческим персонам и мизерности попыток сканирования глубинного основания его превращения в такую фигуру. В историческую персону, итожащую 31 год службы России, признанием - «принёс я ими знатную славу Отечеству», констатацией - за мной беспорочная служба «для приращения наук в Отечестве»; обещанием - «не премину в науках посильно упражняться в пользу отечества»2. Доминирующими факторами такой динамики развития личности, по нашему убеждению, следует признать неуемную жажду нового фундаментального знания и его ментальный патриотизм, то ли богом данный, то ли сформированный невообразимым сплетением личных и исторических особенностей формирования и развития имперской России.

Пока предположим две гипотезы, рожденные 30-летней практикой изучения его жизни. Во-первых, несомненно, это отражение трёх граней характера первого русского академика, его внутреннего нравственно-мотивационного (эмоционально-психологического) своеобразия. Во-вторых, доминирование этих граней (работа на благо Отечества, приращение наук, желание приращения славы России) - непременная деталь позиционирования М.В. Ломоносова по фронту осуществления своего гражданского и творческого новаторства. Сразу усилим этот вывод. Пожалуй, это тот счастливый случай для России и мировой науки, когда принятая целевая установка означает коренную перемену3 в созидании новых социальных реальностей. Однако именно эти грани затронуты наиболее поверхностно, без системной диагностики, объективно отрубающей вывод, что без подобных мотивов деятельности Ломоносов мог бы не состояться национальным достоянием, а последующие поколения россиян могли бы не ознакомиться с его ожиданием «может быть, понадоблюсь» будущей России, зафиксированным за месяц до смерти в 10 пункте плана его разговора с Екатериной II4.

Тому есть одна предпосылка. Большинству россиян достаточно оценочных парадных формул, оставленных Пушкиным и иными хрестоматийными деятелями российской и мировой истории, что М. В. Ломоносов был великим человеком, ярким представителем русской культуры, пионером многих отраслей наук. Слов нет, уже это хорошо, но этого явно недостаточно. Креативные и критичные аналитики жизни и деятельности академика продолжают воспроизводить желание хотя бы «понять определяющие черты личности этого человека и обстоятельства, которые содействовали ее становлению»5 (курсив наш НЗ). Эту величайшую странность ломоносоведения долго ретушировали идеологические дифирамбы, юбилейное славословие в адрес академика, поднявшегося со скамейки рыбацкого карбаса до энциклопедического ученого, коим гордится Отечество. Затрудняло тематическую системную диагностику этой грани и привязанность исследователей к хрестоматийному тренду познания его жизни. Как для его истока (например, у Ксенофонта Полевого, 1836), так и в цифровую эпоху созвучно утверждение, что «наступило время беспристрастного суждения об этом человеке, многие ли понимают всю огромность его гения, многие ли даже уважают его по сознанию, по убеждению (курсив наш), а не по привычке, не по урокам школы, врезавшимся в памяти, не по нелепым возгласам педантов».

Попытаемся исключить первое, устранить второе, напомнив перед этим смысловое значение задачи, которую намереваемся частично решить данной статьёй - найти в творческом наследии М. В. Ломоносова доказательства, что

1 Расколоть Россию: кто делает это сегодня. - https://ria.ru/20220923/raskol-1818794944.html

2 Прошение на имя императрицы об увольнении от службы. Июль 1762. - http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/document/ prohozhdenie

3 Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей / Перевод с англ. С. Кировой. 3 изд. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - С. 279.

4 План беседы с Екатериной II об обстоятельствах, препятствующих работе Ломоносова в Академии Наук. - https://lomono sov300.ru/147875.htm

5 Баландин Р. Ломоносов. Серия: Великие исторические персоны. - М.: Вече, 2011. - С. 4.

яркой реальной чертой его характера является ментальный патриотизм. Без него сложнее ощутить прелесть мировоззренческого отторжения им некоторых придворных интриг XVIII века. Тех, кои уже тогда заставляли недоумевать его современников по поводу испорченности человеческих сердец. Завистники, по мнению С. Порошина, искажали великое дарование академика и основания для публичных справедливых оценок его, т.к. по большей части хулили таких, кои хвалы достойны, а хвалят таких, кои хулы заслуживают1. Нечто схожее касается квалификации факторной оценки малой родины помора. Например, В.И. Ламанский практически исключал вероятность появления Ломоносова в какой-нибудь иной области России, «кроме Двинской земли, с более благоприятною историческою почвою и более счастливыми местными условиями». Не исключено, но в данном случае патриотическая абсолютизация места его рождения ослабляет тренд разгадки реальных предпосылок появления русского гения. Хотя сам Ломоносов считал, что место первым подаёт идеи, всё же будем противоречить его авторитету, рискнем не согласиться с ним. По-нашему, основной канал кристаллизации его личности до великого ученого всё же другой - динамичная социализация целей деятельности. Именно она задавала предметы и масштабы новаторского вторжения Ломоносова в жизнь Академии наук и российского общества, удивлявшего последующие поколения россиян. Д.И. Фонвизин говорил о неустрашимости государственного человека с бесстрашием солдата во время приступа на врага. Храбрость сердца того и другого -признак патриотического служения Отечеству. Подобное отождествление уместно в отношении М.В. Ломоносова -ученого с государственным образом мысли и дела, человека с таким сердцем.

Нравственные ценности академика и прагматичное исправление недостатков

Говорят: не берись за гуж, если не дюж. Разочарование в этом правиле нам не светит, т.к. в основе нашей аргументации - классическое понимание ментальности гуманитарными науками. Ментальное поведение любого прогрессивного гражданина России - это практическая деятельность человека, мотивированная ценностными мотивами жизни, нравственными ориентирами их достижения. Это изначальный методический принцип документирования достоверности наличия у М.В. Ломоносова морально-нравственных качеств, генерировавших его заботу об интересах Отечества. Подобный контур мировоззренческих основ жизненного поведения не трудно конкретизировать посредством анализа его принципиальных суждений, выборочной инвентаризацией больших и малых дел во славу Академии. То и другое свидетельствует, что орбита ментального патриотизма академика включает три реперных когнитивных основания: микро- и мезодиагностику, приверженность к глобально-национальным проблемам защиты суверенного будущего России.

Подтверждение синтеза такой ментальной подоплёки - разнообразные факты его жизни. Так, он удивлялся сомнениям оппонентов, тормозящим повышение жалования учёному-энциклопедисту, путешественнику, естествоиспытателю И.И. Лепехину с 12 до 30 рублей (1758). Разве можно трактовать выделение 20 тысяч рублей на организацию экспедиции в Сибирский океан, когда речь шла о приращении богатства и славы России (курсивный акцент наш)? Инициатива М.В. Ломоносова по изданию «внутренних ведомостей российских для экономического знания», подтверждаемая пунктом 5 раздела VII «Отчета о завершенных и незавершенных научных и литературных работах» (январь 1764), также отражает его заботу о формировании информационной базы о результатах национального хозяйствования (объёмы и структура товаров, формы и маршруты (логистика) их перемещения, ценовые индикаторы, чтобы «двор, Сенат, и другие правительства могли ведать всегда о состоянии всего Российского государства» (курсив наш). Создание независимого Императорского вольного экономического общества, более 250 лет работающего в интересах государства, определение сути идеи об учреждении Московского университета2 - это тоже практическое воплощение прижизненной макроэкономической идеи М.В. Ломоносова по вовлечению учёных людей в активную просветительскую деятельность.

Выделим из научно-практического наследия русского академика то, что ещё озарено чувством его ментальной приверженности к исправлению всего, что лимитировало рвение и энергию его современников приращать пользу России. Предельное обнажение этой установки зафиксировано в Письме Теплову от 30 января 1761 года. Важно постоянно и не превратно «приносить обществу беспрепятственную истинную пользу и содержать порученное правление в непоколебимом состоянии и в не развратном и беспрерывном течении. ...за общую пользу... и против отца своего родного восстать за грех не ставлю» (выделено нами). На наш взгляд, эта фраза - апогей ментальной готовности и нравственного патриотизма М.В. Ломоносова посвятить себя интересам любимого Отечества. Все иные вкрапления фактов (суждений) по частным эпизодам его жизни и деятельности воспринимать в призме блеска этой ментальной позиции академика. Следующий пример доказывает это. «Так, на случай вынужденного зимовья («Если, Боже сохрани, судно повредится...») он дает предписания по устройству зимовья, общей организации поведения («всячески быть в движении»), борьбе с цингой и, наряду с этим, советует действовать, «ограждаясь великодушием, терпением и взаимным друг друга утешением и ободрением, помогая единодушием и трудами как брат брату, и всегда представляя, что для пользы отечества все понести должно, и что сему их подвигу воспоследствует монаршеская щедрота, от всея России благодарность и вечная в свете слава».

1 Приводится по: Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избранные труды, воспоминания современников. - М.: Современник, 1989. - С. 77.

2

Львович-Кострица А.И. Михаил Васильевич Ломоносов. Великий сын России. - М.: ООО ТД «Белый город», 2020. - С. 6.

Самому Ломоносову ныне воздаётся необходимое внимание. В выходящих работах с анализом его деятельности появляются обобщения, касающиеся мемориальных свидетельств. Например, авторы издания1 представили перечень памятников, памятных знаков, мемориальных досок, являющихся признаками патриотического почитания авторитета М.В. Ломоносова. Другой автор, тяготеющий к переосмыслению значения М.В. Ломоносова для ХУШ-ХХ вв., признает отсутствие у предшествующих и современных исследователей однозначного и справедливого подхода к оценке его идей2. На наш взгляд, ломоносововедению присуще противоречие между патриотической хвалой М.В. Ломоносова и качеством познания корневой системы его ментального патриотизма. Это затрудняет научную диагностику индивидуализации компонентов его гражданского академизма и энциклопедизма, его приверженности к нравственно-патриотической парадигме реформирования устоев российской практики, сдерживающих приращение пользы России.

Прагматичным подтверждением такого ментального настроя к совершенствованию окружающей жизненной среды является классификация предметов его пытливого ума. Впервые предложим следующий их перечень:

- востребованность к поддержанию контактов с холмогорско-архангельскими земляками, цепкость памяти к географическим названиям родных мест, воспроизводству их очертания (например, в рисунке устья Северной Двины в плане беседы с Екатериной II);

- регулярные обращения к Северу и свидетельствам богатой природы территории вокруг Белого моря, противопоставление предубежденьям и вздорным суждениям о бедности и скудости родного края (в том числе в книге «Первые основания металлургии, или рудных дел». 1763), ибо его берега «должны быть не скудны минералами»;

- мотивация создания в 1753 году фабрики цветного стекла возможностью замещения импорта такого стекла и желание мозаичной живописью «изображать на моих заводах лица и дела великих ваших предков»;

- оформление мировоззренческой и научной идеи о государственной важности и полезности исследования и хозяйственного освоения североарктического пространства Российской империи;

- признание природного потенциала арктических территорий долговременным фактором социально-экономического развития России;

- обоснование желательности опережающего русского присутствия в Арктике, веры в будущее выравнивание России с другими морскими державами. Оформление нарекания будущим потомкам, если они не воспользуются «божеским благословением, которое лежит в глазах и в руках наших тщетно» обязанностью эффективно и заблаговременно освоить Арктику;

- включение в инструменты арктической стратегии обязанности креативного и прагматичного взгляда «на обширность всего Сибирского океана», инициирования действий по своевременному исключению угрозы усложнения ситуации со стороны других государств. Для этого даже полезно «завесть хороший флот с немалым количеством военных людей, россиян и сибирских поданных языческих народов», чтобы любая европейская держава не помышляла учинять здесь своенравное поведение.

Попутный Р8: У США и Пентагона всё больше признаков именно такой стратегии сужения национальных возможностей РФ в Арктике. Они стремятся резко нарастить силы в Арктическом регионе, придумать технологии и правила для оспаривания права Москвы на природные ресурсы и Северный морской путь3. Один из парадоксов неизбежности конфронтации РФ и США в Арктике, на наш взгляд, живёт в «патриотическом раздражении» американцев лидерством России в Арктике. Его главная предпосылка в самоквалификации США исключительной мировой державой, повелевающей глобальным миром. Такая психологическая идеализация значения США воплощена в ментальном отношении её элиты к России: они не могут воспринимать РФ лидером - технологическим, политическим. И для неё неприемлемо проигрывать России ни в одной сфере, поэтому объективно США будут субъектом агрессивной дискриминации РФ в целях недопущения её успешного социально-экономического развития и роста её геополитического доминирования. Беспрецедентные санкции, введенные после начала Специальной военной операции, тому подтверждение. К сожалению, у этой тенденции пока трудно обнаружить финал, поэтому прогностически прав М.В. Ломоносов, говоря о важности формирования потенциала - военного, экономического, позволяющего на каждой фазе истории РФ пресекать попытки своенравного ограничения суверенитета России любым иностранным государством. Такова суть патриотизма исполнения каждым россиянином трудовых и гражданских обязанностей!

К другим признакам разумной, иногда рефлексивной патриотичности академического служения России можно отнести следующие:

- универсализм принципа академического служения, пронизанного пользой «к сохранению целости государств посредством отбора примеров, «историею преданных» и нетерпимостью к искажению древности происхождения славянского народа (1749), истоков российской государственности. Также оппонирование смутным представлениям об истории международных торговых контактов России (включая Архангельский Север);

- боготворение русского языка, выделение в нём свойств, украшающих его более испанского, немецкого, французского и других известных языков общения.

- непредвзятое заимствование знания и опыта иностранных держав для продвижения наук и просвещения в России (1742-1748 - первая химическая лаборатория; 1744, 1745, 1747 - переводы книг европейских авторов по астрономии, физике, экономике);

1 Окрепилов В.В. Академик Ломоносов / В.В. Окрепилов, В. Доценко, С.И. Макаров. - СПб.: Аврора-Дизайн, 2019. -

С. 504-519.

2

Лисниченко В.В. Ломоносов и время: образ Ломоносова в контексте исторической эпохи. - Северодвинск, 2017. - 147 с.

3 «Заходят с Севера». Что Пентагон затеял в Арктике. - https://ria.ru/20220223/arktika-1774327985.html

- забота о расширении представительства учёных в иностранных академиях природными россиянами «к подлинной славе нашего отечества».

Перечисленное, являясь выборкой выводов из содержания десяти томов его трудов и одиннадцати научных сборников о страницах его деятельности, - пролог для принятия научным сознанием современников нашего тезиса. Именно патриотическая ментальность «диктовала» многие суждения М. В. Ломоносова, его действия в сфере организации работы академических учреждений, Усть-Рудицкой фабрики цветного стекла, в футурологическом предвидении характера развития России, в частности при определении места и роли современной Арктической зоны РФ для приближения Отечества к передовым государствам мира.

То, к чему апеллируем ниже, вполне может быть фундаментом мировоззрения креативных политиков, федеральных и региональных чиновников, российских олигархов, если им присущ ментальный гражданский патриотизм. Его критерий универсален и однозначен - желание и способность к реализации национальных интересов России, максимальная ориентация профессионализма и мотивации граждан на укрепление её конкурентного места в глобальной системе координат. В «Кратком руководстве красноречию» (1748) Ломоносов выводит абсолютно необходимую для этого социально-этическую гарантию: «Наше воздействие на людей больше, чем нравственней сам ритор, чем больше он любит народ» (курсив наш). Это утверждение, пожалуй, можно считать фундаментальным началом эффективной реализации мотивов научной и общественной деятельности россиян, которые были обоснованы им. Их совокупность олицетворяет новый тип не только «русского учёного», но и этическую модель поведения русского человека - нравственно деятельного и справедливого, когда личная позиция и личный поступок - часть позитивного преобразования российской цивилизации. Доказательством служат его советы по приготовлению плавания по Северному Ледовитому океану и отбору участников морской экспедиции. Принципиально ценны предложения учёного о назначении её командира - опытного с благородным честолюбием, знающего нормы и принципы управляемости членами экспедиции. Это не элемент менеджерского и экономического романтизма ученого, а концепция ментального убеждения учёного, что для русской цивилизации более патриотичным фундаментом жизни является чувство справедливости и общественное служение Отечеству.

Преемственной концовкой логики эволюции подобной философии поведения, важнейшей социокультурной доминантой патриотического мировоззрения М.В. Ломоносова является феномен Совести человека. Для него совесть -нравственная грань, которую не надо переступать людям, желающим найти общественные истины. «Не намерен давать здесь уроки физики судье; я хочу лишь предупредить его о том, что, раз он выполняет эту должность, он не должен торопиться выносить свой приговор без основательного допроса подсудимых и увлекаться выискиванием вины там, где ее совсем нет». У него много апелляций к этой категории измерения созидательного или разрушительного влияния индивида на эффективность функционирования государства и общества. Ломоносов считал, что человек обязан заранее критически оценивать и осознавать пагубность своих поступков. Опыт отношения некоторых маргинальных индивидов к Специальной военной операцией на Украине, частичной мобилизации выделяет эту способность в качестве нравственной межи реального поведения россиян. Прежде всего, имеем в виду группки тех, кто беззастенчиво наживается на СВО. Цены за несколько дней на армейскую экипировку мобилизуемых выросли в десятки раз. Отрадно другое: доля одобрявших действия ВС РФ на Украине изменилась менее контрастно: с 80% в марте до 72% - в сентябре1. Для диагностики реального, а не декларативного патриотизма человека, важно знание исторической корреляции чувства гордости за Россию (28%) после объявления частичной мобилизации.

Совесть академик признавал своеобразным синтетическим индикатором меры любви к России, к порученному делу. Не случайно наблюдается корреляция с ней оценок фактов примитивизма, разладов с людьми, взаимодействующих с ним, анализа примеров гуманизма и новаторства. Так, в одной из фраз из его письма спроектирован тезис, что совестливый человек заботится об общественном успехе дела даже под угрозой личных издержек: «я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже .Бог совести моей свидетель, что я сим ничего иного не ищу, как только чтобы закоренелое несчастие Академии пресеклось» (курсив наш).

Рефлексивный патриотизм - не спонтанное порождение характера помора. Он - гармоничное порождение специфики его академической мысли и особенности его мотивационной энергетики к исправлению всего, что мешает наиболее полному осуществлению миссии приносить пользу России. Классифицируем часть персональных свидетельств этого. Например, за великое счастье он воспринимал возможность открыть более древние истоки русского народа и его славные дела.2 Опровержение напраслины о невежестве славенских племён, аргументация на «прямого сына Отечества»3 - выразительное подчеркивание функционального патриотизма как мировоззренческого препятствия к одобрению диссертации Миллера, содержащей прекословные мнения и опасные рассуждения об истории государства, и фактора возможного бесславия Академии наук. Будучи в поле меркантилистского признания торговли как источника общественного богатства, он, тем не менее, стал субъектом обоснования качественного народного потребления целью промышленного производства, увеличения нужных вещей у народа и по этой позиции выходил за пределы постулатов экономики XVIII века. Почему бы такую позицию не зачислить ещё к одному проявлению его ментального патриотизма как одной из первых попыток заявить о становлении отечественной политэкономической мысли.

1 Фельдман К. Между хаосом и мобилизацией // Бизнес-класс в Архангельске. 2022. - 10 октября.

2 Письмо Шувалову И.И. от 4 января 1753. - http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/pisma/letter-26.htm

3 Ломоносов М.В. ПСС. - Т. 6. - С. 79-80.

Патриотизм учёного, прежде всего и чаще всего, - компонент мировоззрения субъекта, ощущающего потребность в созидании позитивных конструктивных ценностей для окружающего общества. Таково нравственное остриё позиции писателя И. С. Тургенева, что «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись», вдохновляющих социум на добросовестное служение интересам Отечества. Личностная принадлежность М.В. Ломоносова к социальной группе толковых и проницательных граждан у нас не вызывает сомнения. Интегральную звезду его ментального патриотизма видим в давно написанной (Иван Аксаков. «По случаю юбилея Ломоносова». 1865), но редко востребованной оценке мотивационной природы Ломоносова. Действительно, он, «являясь европейским учёным, никогда не переставал быть русским; он был им до мозгу костей, и напротив потому только и занял он такое видное место среди европейских учёных, то есть место самостоятельного деятеля в науке, что был как непосредственно, так и сознательно, вполне русским, что верил неколебимо и безгранично в права русской народности, что для него не подлежало сомнению, а было живым кровным убеждением» (курсив наш.

Жизнь человека построена по лекалам случайностей, обладающих ресурсом трансформации в закономерности, побуждающие к творческим инициативам, к выбору программы реализации креативного интеллекта с учётом общественно значимых императивов. Для меня (Н.З.) им был трек познавательной диагностики жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Его компоненты - раннее участие в Ломоносовских чтениях (с 1972); вовлечённость в организацию Ломоносовского фонда и в его начальную работу (с 1992). Уже не говорю о неизбежности и многократности присутствия у памятников (в России, Архангельске) первому русскому академику в естественных науках. Они открывали взгляд на новые грани энциклопедичности и драматизма жизненной борьбы помора за развитие наук в Отечестве.

Новейшие реперные знаки успеха на этом треке - признание меня Почётным членом Ломоносовского фонда (2021), вхождение в состав редакционной коллегии фундаментальной региональной энциклопедии «Михаил Ломоносов» (2019-2022). Этих моментов личного удовлетворения могло не быть, ибо мог и не сесть в седло изучения М.В. Ломоносова. Какие обстоятельства подвигли к нему? Прежде всего, набор случайных событий. Их, перефразируя С. Есенина, мы впрягали в молодые годы, словно в сани лошадь, которая неслась по дороге интересной деятельности. Во-вторых, помор - самый известный уроженец и яркий бренд Архангельского Севера. С юных лет очевидно его влияние на личные ощущения. Очевидно, общественный морально-нравственный пафос авторитета академика преломился в патриотический принцип моего творческого отношения к нему. Я стал выражать тревогу и заботу об интересах России через осознание его мысли, через волнения его души. Я рано усвоил правило - через обращение к опыту его служения России полезно транслировать современным россиянам историческую возможность совершенствовать дорогу к её будущему. Квинтэссенция такого подхода - финальное утверждение моей первой ломоносовской монографии. В частности, «Гражданам будущей России важно осознать политическую и социальную зависимость мотивов поведения: где нет заботы о реализации личного права на счастливую жизнь, там нет и заботы об интересах страны»1. Свою талантливость Ломоносов подчинял делу развития России.

Метаморфоза недавнего моего прошлого в чудо возвращения памятника

Рисунок 1.

Документ подтверждения факта практики ломоносововедения и краеведческой истории

1 Залывский Н. Михаил Васильевич Ломоносов и экономическая наука России: монография. - Архангельск: Поморский университет им. М.В. Ломоносова, 2001. - С. 130.

В меру своих представлений идти по этому пути тоже инициировал дела (например, изготовление модели дома академика в Санкт-Петербурге, 2007), воздавая признательность месту и роли М.В.Ломоносова в истории страны. Так, приложил руку к созданию реплики первого деревянного памятника на малой родине М. В. Ломоносова на Курострове (рис. 2), установленного писателем П.И. Челищевым в 1791 году и некогда унесенного весенним половодьем. Подобрал в 2006 году студентов для воссоздания указанного памятника. Затем инициировал создание Ломоносовской аудитории (2007) на факультете САФУ им. М.В. Ломоносова. В 2012 году установил в фойе факультета Мемориальный знак самому известному научному труду М.В. Ломоносова по общественным наукам «О сохранении и размножении российского народа». Открытие знака было приурочено к двум моментам: 250-летию появления и 140-летию первой публикации этой работы. Она до сего времени актуальна для преодоления проблем демографической безопасности РФ, противодействия очередной фазы снижения численности населения. Благодарность за это дело, помимо функции удостоверения краеведческого события, - символ личной причастности к умножению исторического знания в студентах, обучавшихся на факультете.

Рисунок 2.

Реплика памятника М.В. Ломоносову. Инициатор проекта - профессор Н.П. Залывский со студентами факультета ПГУ им. М.В. Ломоносова. 2006

При подготовке статей для Ломоносовской энциклопедии решил сохранить сведения об этом факте. Редактор энциклопедии запросила документальное подтверждение и на памятник, сделанный на факультете. Тут спонтанно вздрогнул от того, что у самого нет даже его фотографии! Удивительно, но это выяснилось после 16 лет. Сам корил себя за эту необъяснимую оплошность. Почему? По современным меркам информационной практики, нет нужной картинки - нет и события как явления общественной жизни! Засучил рукава поиска координат нахождения и внешнего вида этого памятника. Вскоре его фото подсказало мне как организатору процесса воссоздания историко-краевед-ческого знака памяти о великом русском академике М.В. Ломоносове ещё один вывод по теме данной статьи. Практическая духовная и нравственная готовность служить интересам Отечества, защищать их от негативных вызовов эпохи -самая ценная добродетель для социально ответственного гражданина России и в наше время с его императивной задачей по превращению РФ в один из центров многополярного глобального мира.

Заключение

М.В. Ломоносов - первый русский ученый, получивший мировую известность и мировое признание (1760 -Шведская академия, 1764 - почётный член академии Болонского института). Это не отрицает реалии прижизненной малоизвестности многих его научных работ не только в Европе, но и в России. Однако подобные капризы прошлого не отменяют нашего права и гражданской обязанности торить патриотическую тропу благодарной памяти о нём, ма-териализовывать краеведческую любовь и уважение к великому сыну Отечества. Нам противопоказано забвение о корнях исторической знатности светоча науки России. Они навсегда породнены с архангельским Севером. Следовательно, сознание граждански активных россиянин впредь не может не быть оплодотворено ментальной мотивацией: а) к познанию научного и общественного наследия энциклопедического мыслителя. Это далеко не самое уникальное его качество, т.к. энциклопедизм был нередко признаком маститого ученого XVIII века; б) к изучению компонентов пламенного патриотизма русского академика, генерировавшего мысли, идеи и планы, востребованных уже в нашу

эпоху. Все они, по М.В. Ломоносову, функционально предназначены «к действительному поправлению российского света»1. Они, пожалуй, впервые заложили фундамент национально-патриотического мировоззрения, гармонично сочетающего акценты на проблемах дня текущего и футурологических ориентирах формирования передовой экономики России и защиты её национальных интересов в Арктическом регионе. Этот вектор предельно актуализирован попытками США, их сателлитов и приверженцев стратегии глобального доминирования перекроить режим использования арктического мира под правила однополярного мира, сужающего историческое право РФ защищать национальные интересы в этом субрегионе.

Настоящее бытие россиян - это пытливый интерес к жизни, деятельности, наследию М.В. Ломоносова, трансформация его в животворящий источник для приращения креативного ресурса государства и общества как исключительного фактора цивилизационного первенства России. Неотделимость М.В. Ломоносова от её обозримого будущего -вечная историческая данность как Млечный путь над арктическим пространством России. И как свет Полярной звезды над всем северным полушарием. Символично подметил В.О. Ключевской: «наша история идёт по нашему календарю», когда мы не подменяем свой ум западноевропейским и англосакским, когда мы опираемся не на импортируемые технологии, а на свой инновационный потенциал, когда мы проводим референдумы по единению русского народа без оглядки на международные санкции, когда мы не забываем о вечном гаранте своего суверенитета - армии и флоте, представляющим патриотический ресурс всех граждан России.

Памятование об этом, приверженность каждого из нас к осуществлению этих целей будет знаками уже нашего повседневного ментального патриотизма, востребованности и преемственности славной истории Родины. Это индикаторы посильного вклада современников, новых поколений россиян в защиту достойного места суверенной России в многополярном глобальном мире и позитивной перспективы быть одним из его полюсов. И здесь обязан сканировать чувство Бальмонта К.Д. Оно в двух строках его стихотворения: я слова не найду нежней, чем имя звучное Россия. Обязан, ибо этот мотив озарил спрос на интерес к ментальным корням патриотизма М.В. Ломоносова, давно конкретизировавшего координаты и нашего отношения к своей Родине - России2.

1 Ломоносов М.В. О сохранении и размножении российского народа. - http://lomonosov.lit-info.ru/lomonosov/nauka/po-ob

schestvenno-voprosam-1761-1763/science-2.htm

2

См. статью в данном сборнике «Памятники - нравственный мост к исторической памяти, патриотической социализации новых поколений россиян».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.