УДК [616-08 + 615.85](32)
МЕНТАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
© 2011 г. И. Б. Якушев, П. И. Сидоров
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Периодически повторяющийся анализ этапов истории медицины неизбежен: каждое научное поколение выявляет новые факты, что может вести к пересмотру теорий. История медицины — это совокупность системно рационализированных концепций, рассмотренная в разрешении профессиональных проблем, обеспечивающих преемственность эпох. Для разностороннего анализа эпохи следует оценивать различные векторы ее развития: от культурно-религиозных до социально-правовых. Междисциплинарность предмета изучения требует применения соответствующих методов.
Цель работы: обосновать использование синергетики для междисциплинарной оценки истории развития врачевания как составной части цивилизации Древнего Египта; оценить с помощью синергетики некоторые особенности нелинейного хода истории, определить взаимообусловленные алгоритмы развития врачевания в зависимости от общеисторического процесса.
Синергетический подход к истории медицины дает возможность увидеть ее системный характер, оценить ее как нелинейную, неустойчивую, разомкнутую, динамически иерархичную, наблюдаемую, обменивающуюся энергией, информацией, веществом с окружающей средой, далекую от термодинамического равновесия диссипативную структуру. В работе использовался исторический метод, ориентирующий исследователя на изучение явлений в их полноте, с учетом обстоятельств возникновения, этапов развития, динамики содержания и формы; устанавливая, таким образом, общую историческую закономерность. Эту закономерность можно выявить, исследуя главные фазы развития, чему способствует метод логический. Единство исторического и логического методов позволяет выстроить теорию объекта в развитии, предполагая взаимосвязь исследования структуры объекта, его генезиса и динамики. Еще одним методом исследования стала герменевтика — толкование артефактов культуры, интерпретирующая не только источники, но и памятники
— источники, вышедшие из употребления. Систематический метод рационально организовал исследование в рамках науки.
Важной задачей работы было вовлечение в причинное и сравнительное толкование вопроса возможно большего объема деталей, их систематизация. Разрабатываемые в статье вопросы нашли отражение в специальной литературе, сведениях прикладного характера, выявленных в музеях, иллюстративном материале. Важные данные были получены благодаря литературе философского, исторического, искусствоведческого содержания, имеющей отношение к врачеванию эпохи.
Развитие земледелия в долине Нила позволило этому региону стать местом формирования цивилизации Древнего Египта. Рост населения привел к необходимости увеличения сельскохозяйственных площа-
В статье анализируются закономерности развития врачевания в Древнем Египте на фоне социально-правовых и религиозно-культуральных тенденций цивилизации.
Выделены адиабатические инварианты, соответствующие эволюционным переходам этой цивилизации из одного исторического фрактала в другой, прослежены синергетические параллели и соответствия между динамикой развития врачевания, политеистической религии, культуры Древнего Египта и системы управления государством, метаморфозами его правовых институтов.
Ключевые слова: Древний Египет, жрецы, знахари, душа, врачевание, бимодальная система.
дей, что вызвало создание ирригационной системы. В V—IV тыс. до н. э. здесь сменилось несколько культур, в которых применение труда рабов способствовало социально-имущественному расслоению общины, превращению вождей племен в удельных князей. Возникли примитивные государственные образования
— номы, объединение которых стало началом эпохи династий. В вождествах позиции чиновничества занимала родовая знать, в номах бюрократами стали профессионалы. Выделился социальный слой жрецов, оторвавшихся от производства и посвятивших себя религии. Их влияние на общество было невысоким, но появление жречества обозначило предпосылки идеологической специализации, проявившейся позже, когда первобытный анимизм уступил место иерархизи-рованному политеизму. Пока же религиозные обряды (основание храмов, приношение жертв) выполняли номархи, осуществляя функции жреца-правителя. Право имело характер религиозного, централизованного, передаваемого в устной форме.
Фрактал генезиса цивилизации Древнего Египта по некоторым характеристикам отвечает признакам, свойственным фракталу энтропии первобытнообщинной общественной формации, но здесь проявляется новое качество, и траектории тримодальной системы «жрецы — знахари — правители» направлены вверх. В едином хронотопе сосуществуют разные социально-экономические уклады, имеющие точки соприкосновения и принципиальные различия. Цивилизация учитывает достижения предыдущей формации, которая, исчерпав себя, создала предпосылки для перехода в рабовладельческую формацию. Номы сливаются в конгломерат, где роль жрецов и знахарей невелика. Главные вопросы: господство над территорией, захват рабов у конкурентов — решают правители. Взаимовлияние траекторий жрецов и знахарей зависит от политики номархов (рисунок). Восприятие прямой угрозы сообществу снижается (рождающаяся формация обладает потенциями, которые невозможно одолеть силами формации прежней); творческая активность высока (технические инновации); морально-нравственные установки колеблются (тенденция к формированию новой идеологии определилась, но не возобладала, формируются критерии существования новой формации); превалируют конфликтные ценности (войны за территории).
Раннее царство Древнего Египта (ок. 3000 — ок. 2800 до н. э.) характеризовалось дальнейшим раз-
витием ирригации, что стало важным фактором для технического устройства общества: политическое господство формации появилось из необходимости технического регулирования труда; совершенствовались орудия труда (гончарный круг, плуг); возникла храмовая архитектура, расширилась меновая торговля; формировалась религия. Появилось иероглифическое письмо. («Самые ранние иероглифы — заклинания и медицинские рецепты» [16]. Появление письменности означало закат культуры мифа, относившегося к мирозданию как целостному феномену. Рациональный и иррациональный аспекты начали все более автоно-мизирующееся движение. «В истории письменность стала характеристикой общества: “варварское общество”, представляемое социальным типом “охотника”, изобрело пиктограмму; “варварское общество” в лице “пастуха” — идеофонограмму; “общество землепашцев” — алфавит» [2]. Законодательные основы Древнего Египта стали фиксироваться письменно. Формировался государственный аппарат, создавалась прослойка чиновников: «Обожествленная власть фараона предполагает секретариат. Без этой поддержки она не могла бы сохранять величественную позу» [13]. Число чиновников зависело от роста государства. Суд в Египте не был отделен от администрации. Изобразительное искусство из примитивного становилось упорядоченным, возник изобразительный канон человеческой фигуры. Жречество было немногочисленным, несамостоятельным. Религиозные обряды исполнялись правителями областей, фараоном. На этом этапе обострилось соперничество жрецов религиозных школ городов Мемфиса и Гелиополя, завершившееся победой последних в эпоху Древнего царства. Космогонический миф Древнего Египта обретал единообразие. В иерархии политеизма появилось верховное божество, что свойственно уже не племени, а государству. Зарождающаяся монорелигия начинает обретать теократический характер.
Древнее царство (ок. 2800 — ок. 2050 до н. э.) ознаменовалось развитием сельского хозяйства, ремесел, торговли, строительства. Появилось частное землевладение. Укрепился бюрократический аппарат. Фараон по-прежнему был жрецом-правителем. Расширилась сфера деятельности публичной власти, у нее появились новые функции. Отбор чужой собственности правителями предыдущей формации трансформировался в сбор дани и налогов. Сформировалось постоянное войско. Идея неограниченной сакрализованной власти обожествленных фарао-
Фрактал Фрактал Фрактал Фрактал Фрактал Фрактал
генезиса становления развития стабилизации стагнации энтропии
—■— жрецы —правители —♦— знахари
Социальный, психологический и биологический тренды ментальной парадигмы
нов реализовалась сооружением пирамид-гробниц. Архитектура стала в Египте главным искусством. Важное место в искусстве занимали настенная живопись, скульптура, в частности портрет, связанный с заупокойным культом: обитатели Древнего Египта считали загробную жизнь продолжением земной. В конце данного периода произошло усиление знати, выступившей против централизованной власти, что привело к первому промежуточному периоду в истории Египта, во время которого ирригационная система пришла в упадок. Частное землевладение усилило тенденции распада общин. Совершенствование ремесел и торговли способствовало росту городов, заинтересованных в единстве страны, что стало предпосылкой ее нового объединения.
На данном этапе рано констатировать факт появления врачевания как науки, но можно говорить о суммации медицинских технологий: фактическая значимость врачевания состояла не в определении механизмов патогенеза и пр., а в практических манипуляциях, в ремесле. Ученый объединял знания различных технологий, что подчеркивает ансамблевость трендов развития отраслей человеческой цивилизации. Усиление функции жречества как идеологов государства сказалось в том, что, поддержав фараона, они получили экономические льготы. «Жречество объединилось с государством, превратившись в чиновников» [3. С. 198]. Храмы стали инстанцией, связывающей звенья цепи хозяйственных субъектов, осуществляя сбор податей, передачу их в центр. В мифологии начала формироваться демонология; мир изобразительного искусства заселялся антропоморфными богами, среди которых были злые и добрые демоны. В египетском врачевании возникли предпосылки для трактовки психики человека как амбивалентно расщепленной системы, подвластной влиянию противоположных начал. В дальнейшем это сказалось мультиморфностью души человека в мифологии Древнего Египта.
Имя первого врачевателя Египта известно благодаря архитектуре (ансамблевость развития цивилизационных трендов): визирь фараона Джосера Имхотеп, строитель его пирамиды, был обожествлен. Ему приписывается авторство «Книги планов храма» — свода архитектурных канонов для зодчих и скульпторов. Храмы Египта возникли как пристройка к пирамиде-гробнице [ 15]. Достижения архитектуры Египта были синергетически связаны с храмовым врачеванием.
Фрактал становления цивилизации Египта (Раннее, Древнее царства) соответствует возникновению развитого социального общества, характеризуясь комбинацией соотношения влияний, при которой темпы роста траектории знахарей превышают темпы развития тренда жрецов (см. рисунок). Влияние жрецов на формацию относительно невелико. Практическое умение знахарей — более важное социальное обстоятельство, чем деятельность служителей культа: воин, врачеватель, земледелец важнее, чем жрец, тем более что правитель сам исполняет сакральные
функции. Жрецы сравнительно недавно пришли к идеологическому единству, преодолев разногласия по поводу религиозных приоритетов. Восприятие прямой угрозы сообществу низкое (существованию формации ничто не угрожает); творческая активность повышается (архитектура, изобразительное искусство — расцвет скульптурного портрета: гизехские головы, «Тексты пирамид»); моральнонравственные установки низки (совершенствуется правовая система, религиозная мораль еще не стала идеологией); превалируют конфликтные ценности (регионы враждуют из-за ресурсов).
Между тем тренд жрецов обретал все большее влияние на социум, постепенно усложняясь. В рабовладельческом государстве анимизм уступил место более сложной политеистической религии. Возникли идеи о существовании души человека после смерти тела, воздаянии за грехи. Субстратом воздаяний стала душа. В религии Египта души грешников не могли воссоединиться с телом, и им предстояло уничтожение. Загробное воздаяние еще не отделено от тела (как в христианстве), но душа грешника уже наказуема. Восприятие священной силы в ее единичных проявлениях замещалось представлением о ней, как об источнике всего мирового движения. Идеология родовой преемственности дополнялась моралью, хотя «наряду с этической стороной в Книге Мертвых осталось все, что она впитала из мира волхвований и заклятий. Этот колдовской элемент явился в итоге господствующим. Жрецы не осмелились поднять руку на верования народа. Египетская религия сохранилась навсегда как смешение возвышенных претензий и примитивного язычества» [9].
В Древнем Египте у человека насчитывалось пять душ: 1. Рен — имя человека, «существующее на небе», учтенное богами. «Знающий имя человека обретал власть над ним. Если кто-то хотел причинить зло недругу, он писал его Рен на папирусе и сжигал его» [11]. Гомеопатическая магия явно присутствует в этом акте. 2. Саху — просветленность человека, его «духовное тело, обретающее силу при объединении с душой, полупрозрачная неосязаемая оболочка» [17. 1хм]. 3. Хабит — тень человека, которая считалась частью человеческой структуры. 4. Ка — двойник человека, обитающий в четвертом измерении, «его жизненная сила», «индивидуальность, одаренная характеристическими атрибутами. Она обладает независимостью существования, может передвигаться, отделяя или соединяя себя с телом, а может наслаждаться жизнью с богами на небе» [17. Ы-1хп]. Ка воплощала взаимосвязь психики и соматики организма человека, обозначая точку приложения усилий врачевателя: воздействуя на душу, жрец влиял на тело. 5. Ба — жизненная сила человека, покидающая его в момент смерти и оживающая после возвращения к мумии [17. Ыу]. (Ба считалась чем-то вроде духовного «Я»). Ба стала предтечей понятия души в монотеизме. Удовлетворительное состояние каждой части души влияло на оптимальное состояние целого.
По тому, как функционально структурированы детали психики человека, можно полагать, что в Египте жрецам были известны приемы гипноза, медитации, инкубационного сна. Влияя на какую-то из душ, жрецы осуществляли врачебные манипуляции, используя в качестве посредника духовную (душевную) составляющую человеческой сущности, т. е., воздействуя на пациентов психотерапевтически. Это говорит о совершенствовании психотехнологий в Египте. Жречество повлияло на изобразительное искусство: портреты были ориентиром для отлетевшей Ба.
В эпоху рабовладельческой формации важным изобретением в контексте истории врачевания стала письменность. Прежде верования имели характер мифа: информация о традициях и ритуалах передавалась устно. Письменность уничтожила миф как систему мироздания, где «мыслил род, ставил себе цели род, и индивидууму было не нужно мыслить, ибо род — стихия жизни, действующая в индивидууме стихийно-жизненно, инстинктивно, не как сознательная расчлененная мысль» [7]; трансформировав его в эпос, передав эстафету религии через Логос — разумное слово, означавшее рождение философского мировоззрения. Религия решила проблему противоречия конечности человеческой жизни (человек ищет бессмертия, но может обрести его лишь в религиозном сознании) и бесконечности Вселенной (для человека невозможно логически и эмпирически воссоздать ее модель, поэтому стремление к истине заставляет обращаться к религии). Противоречие между индивидуальностью человека и его общественной жизнью тоже разрешается внутри религиозного мировоззрения. Таким образом, психотерапевтическая роль жречества и религии определяется с самого начала становления последней. Экзистенциальные диссонансы, играющие в формировании психопатологии важную роль, сглаживались благодаря институту религиозного мировоззрения и его проводникам жрецам. В Египте письменность использовалась для магических врачебных заклинаний: на дорогах стояли стелы, на которых высекался текст о силе магии, «разрушившей чары демона болезни». Предполагалось, что прочитав текст, демон «вспомнит поражение и, придя в ужас, покинет эти места» [4]. Иногда заклинание, написанное на полотне, вешалось на шею как амулет. Письменность позволила фиксировать некоторые феномены и рецепты врачевания. С появлением письменности врачевание смогло накапливать знания и передача их стала возможна помимо династий, чему противостояли жрецы, говоря: «Дай посвященному показать секреты магических знаний; непосвященный да не увидит их» [18]. Постепенно профессиональные секреты врачевания утратили мистицизм, а специалисты — ореол «посвященности». Возникли медицинские школы. В Египте передача медицинских знаний была возможна при храмах и в высших школах писцов, где учили врачеванию, зодчеству, астрономии, скульптуре, риторике, обозначая универсальность и синергетич-ность образовательных трендов.
Фрактал развития цивилизации Древнего Египта (кон. Древнего — нач. Среднего царства) характеризуется тем, что тренд жрецов увеличивает темпы развития, опережая синхронную траекторию знахарей (см. рисунок). Жречество богатеет, оказывая все большее влияние на общество. Формируется тримодальная комбинация взаимовлияний, при которой развиваются все траектории, но темпы их прогресса различны. Восприятие прямой угрозы сообществу низкое (государство развивается экстенсивно); творческая активность поддерживается на высоком уровне (технологии, искусства); морально-нравственные установки повышаются (религия Амона, ее этические каноны); превалируют конфликтные (национальные) ценности, в силу которых Египет вступает в войны.
Эпоха Среднего царства (ок. 2050 — ок. 1700 до н. э.) ознаменовалась появлением прослойки средних и мелких собственников, бронзовых орудий труда, ростом товарообмена. Упрочилась централизация власти. Прекратились междоусобные войны, расцвели ремесла. Позиции жречества были устойчивы. Пирамиды утратили грандиозность, в архитектуре появились светские мотивы (колоннады, портики). Но начали возникать сомнения в загробной жизни: «Если вспомнишь о погребении — это горе. Не выйдешь ты более наружу, чтоб увидеть солнце» [8]. В изобразительном искусстве усилились реалистические тенденции, появились бытовые сцены. Усилилось имущественное неравенство, приведшее к восстанию бедноты, совпавшему с вторжением гиксосов.
К этому времени относится папирус Г. Эберса «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», содержащий 900 прописей лекарственных средств, среди которых фигурируют растения, части животных, минеральные вещества [12]. Многие рецепты содержат указания на заклинания, которые, по мнению египтян, усиливали действие лекарств, отпугивали духов, что обозначало синтетические воззрения врачевания этого времени: изолированных знахарских и жреческих подходов к проблемам врачевания еще нет, но «чем более поздний текст находят в этих источниках, тем больше в нем мистических, теургических обращений. Медицина страны переходит от ремесленников-лекарей, от представителей семейных школ врачевателей к жрецам, поклоняющимся божествам, заставляющих народ следовать верованиям. Медицина Египта становилась магической, консервативной, догматической» [6].
К сер. II тыс. до н. э. относится формирование в Месопотамии двух направлений врачевания: азуту (искусство врачевателей, знающих лекарства) и аши-путу (искусство заклинателей, в котором преобладали заговоры, а среди лечебных средств — амулеты). Эти синергетические траектории сохранялись до 2-й пол. I тыс. до н. э., когда упрочение позиций жречества привело к ослаблению знахарей, «престижной стала ненаучная медицинская спекуляция» [10].
Среди причин возникновения заболеваний выделялись те, что были вызваны нарушением обрядовых канонов и детерминированные потусторонним вмешательством, что обозначало круг компетенции жрецов. Профилем знахарей были болезни, связанные с явлениями природы и образом жизни людей. Если патология не входила в компетенцию знахарей, то врачеватель в лечении не участвовал. Изобретение денег стало важной вехой в жизни человечества. К врачеванию это обстоятельство имеет прямое отношение: специалист, освобожденный от занятий натуральным хозяйством, совершенствовался в ремесле, существование товарно-денежного обмена позволяло ему продавать знания. Это стало определяющим моментом для оформления профессии. Возникла специализация врачевателей: «Врачебное искусство разделено, и врачеватель лечит лишь одну болезнь. Поэтому одни лечат глаза, другие — голову, третьи
— зубы, четвертые — желудок» [1]. Развитие агрономии расширило ассортимент знахарей-травников. Новые технологии дали возможность для изготовления снадобий. Бальзамирование мумий — по причинам религиозного порядка — дало импульс к развитию химии.
Законы как государственная норма появились в Египте в эпоху Среднего царства. Фараон был главным судьей и верховным жрецом. Жречеству были оставлены отдельные категории дел, имеющих сакральное содержание. Текст законов отражало высокое развития социальной дифференциации. Ряд законов касался врачевания.
Во фрактале стабилизации (Среднее царство) формации тренды жрецов и знахарей вступают в период колебаний, когда сначала одна, затем другая траектория обретают относительное и непродолжительное доминирование — в плане достижений врачевания и влияния на общество, что сопровождается колебаниями трендов жрецов и знахарей (внутренними конфликтами в связи с попытками передела сфер влияния). Это соответствует комбинации соотношения влияний, при которой траектория знахарей продолжает движение вверх, а тренд жрецов снижается, теснимый централизующими социум реформами правителей (см. рисунок). Идеология, выработанная жрецами, позволила знахарям достичь определенных результатов, что привело к тому, что и жрецы совершенствовали психотехнологии (усложнение обрядов и ритуалов). Возникла ситуация взаимного потенцирования направлений жрецов и знахарей, что сказалось на прогрессе формации, проявляясь синергизмом этих трендов (развитие ремесел, наук, технологий). В моменты взаимного пересечения (сближения) траекторий жрецов и знахарей бимодальная схема периодически выходит из области преимущественного влияния одного резонанса, оказываясь под влиянием соседнего, взаимное влияние резонансов перекрывается. Появляется стохастическая неустойчивость системы, оптимизирующая ее последующую самоорганизацию при участии тренда правителей. Этот
фрактал цивилизации Древнего Египта сопровождался социальной неустойчивостью, потребовавшей мер по усилению и централизации власти (совершенствование правовой системы, подавление междоусобных войн). Он характеризуется низким восприятием прямой угрозы существованию сообщества (рабовладельческой формации ничто не угрожает: правление Аменемхета II прекратило усобицы); умеренными колебаниями творческой активности (росписи гробниц, скульптурный портрет, до некоторой степени утратившие сакральность, обретшие светский характер); ухудшением морально-нравственных критериев (имущественное расслоение общества, социальные волнения), превалированием космополитических ценностей (захват чужих земель, интенсивная торговля с другими регионами).
К периоду Нового царства (ок. 1580 — ок. 1070 до н. э.) рабовладение достигло огромных масштабов, появились железные изделия, ткацкий станок, колесные повозки, флот; совершенствовались обработка металлов, стеклодельное ремесло. Войны совершенствовали технологии вооружений (составной лук, колесницы). Империя простиралась с юга на север на 3 200 км. Ирригация обусловила развитие астрономии и математики. На данном этапе науками, особенно земледельческими, занимались жрецы, демонстрируя системную диалектику единства и борьбы противоположностей жрецов и знахарей. Завоевания фараонов принесли Египту богатства; значительная часть их досталась храмам: цари пытались опереться на жречество в борьбе с аристократией. Могущество жрецов возросло так, что цари начали их опасаться. Вместо пирамиды главным сооружением стал храм. «Наибольшего могущества жрецы достигли в эпоху Нового царства. В предшествующих эпохах функции жрецов главных культов лежали на фараоне» [3. С. 152]. Жрецы обрели привилегированное положение, превращаясь во влиятельный тренд, заинтересованный в светской власти и богатстве. Династии жрецов стали наследственными. Под главенством жрецов храма Амона сплачивались общеегипетские жреческие корпорации.
Рассчитывая упрочить и централизовать власть фараона и ослабить растущее влияние жречества, Эхнатон, опираясь на мелких и средних землевладельцев, провел религиозную реформу, отменив культ прежних богов, введя монотеизм. Полюс конфликта менеджмента сосредоточился на диаде: фараон — жречество. Попытка установления монотеизма была неудачной, срок культа Атона был недолог. В отличие от жреца-правителя эпохи ранних фракталов цивилизации Египта, реставрация этой функции в новых условиях не стала фактором, стабилизирующим систему надолго. Сакральность функции жреца-правителя, сформированная многими поколениями на протяжении фракталов фазы подъема формации, отличалась от абсолютизма, обожествляющего правителя, не обладавшего для народа должным уровнем сакральности. В борьбе за власть с Эхнатоном
жрецам удалось объединить светскую и сакральную функции, сформировав теократию, при помощи которой социальная система на некоторое время стабилизировалась, уйдя от стохастической неустойчивости. Энергия, затраченная для этого жрецами, истощила их потенции, и фрактал характеризовался более быстрым в сравнении со знахарями регрессом их тренда. Устойчивость системы обернулась ее стагнацией. Перенесение акцентов системного конфликта на борьбу за власть привело к тому, что знахари получили преференции. В этом фрактале египтяне предположили, что головной мозг является регулятором функций человеческого организма, а его повреждение вызывает параличи, потерю слуха и речи, обозначив актуальность материалистических воззрений во врачевании (папирус Э. Смита). «Ученые страны пирамид нанесли удар магическому миропониманию, парализовавшее прогресс культуры. Врачи долины Нила были первыми, кто пытался преодолеть магическое мировоззрение» [5].
В изобразительном искусстве суровые образы эпохи Среднего царства сменились утонченноаристократическими, обозначилось стремление к декоративной пышности. Развитие получила скульптура (портрет Нефертити). Но и жрецы изображались почти наравне с фараонами. В изображениях впервые появляется пейзаж. В литературе возник жанр лирической поэзии. В литературном памятнике этого периода «Песня арфиста» зазвучали интонации скепсиса и неприятия доктрины жрецов, которой противопоставлялись радости земной жизни. Жречество постепенно утрачивало сакральность, их идеология уже не была безальтернативно-однозначной, что обозначило ростки кризиса идеологии Древнего Египта.
Борьба между фараоном и жречеством ослабила Египет, утративший в первой пол. XIV в. северные владения. После смерти Эхнатона его религиозная реформа и попытка абсолютистской централизации власти потерпели крах: жречество, вновь обретающее силу и влияние на фоне ослабления фараона, вместе со знатью добились восстановления культа Амона. Финансовые возможности жрецов были максимальными, храмы стали могущественной экономической силой: к сер. XI в. до н. э. храмы Египта владели 3 тыс. км окультуренной земли (ок. 15 % всей годной для обработки площади) [14]. Фараоны стали марионетками в руках верховного жреца Фив. Около 1050 г. до н. э. фиванские жрецы захватили престол, установив теократию. Длительные войны, которые вел Египет, вызывали недовольство населения, что проявлялось восстаниями. Пожертвования теократического государства храмам и культовое строительство истощили казну, ослабив Египет, владения которого таяли.
Поздний период (ок. 1070 — 332 до н. э.) характеризуется распространением железа, развитием широкого денежного обращения, разорением народных масс, распространением кабального рабства. Очередной распад государства привел к попыткам
его объединения, но ослабленный Египет попал под власть Ассирии. Недолгое и неполное объединение Египта сменилось ситуацией, когда страна, истощенная войнами, не смогла противостоять персидскому войску и вошла в состав Персидской империи. Это интенсифицировало культурные и торговые связи Египта с Малой Азией и Грецией. Культы богов других цивилизаций распространились в Египте, несмотря на преследования религиозного инакомыслия со стороны жрецов, теряющих влияние. В религиозном синкретизме проявился идеологический кризис цивилизации Египта. Жрецы продолжали получать уже от персидских царей субсидии, но утратили доверие народа, потеряв ореол сакральности, базировавшийся на былом авторитете их идеологии. Юриспруденция развивалась в светской стилистике: было кодифицировано гражданское и административное право. Развилось декоративно-прикладное искусство, лишенное сакральности культа. Среди произведений преобладали прикладные артефакты (мебель, посуда), отличавшиеся отточенными формами, изысканным декором, но и мелочностью тематики.
Фрактал стагнации характеризуется формированием комбинации соотношения влияний, при которой темпы регресса траектории жрецов превышают темпы регресса тренда знахарей (см. рисунок). После интенсивного развития бимодальной системы на протяжении предыдущего фрактала наступает момент, когда развитие прекращается; и она, миновав высшую точку, совершает бифуркационный переход из привычной простоты предыдущего фрактала к сложности фрактала нового, с появлением у нее новых структурных свойств. Бимодальная структура имеет сильную неравновесность, при которой собственные флуктуации системы усиливаются, ведя к росту хаоса близ критической точки. Потенциал формации еще значителен в силу прежних достижений и запасов инерции, но общая тенденция и комбинация, ведущие социальную систему к энтропии, уже определились: ни жрецы, прошедшие пик влияния на систему; ни знахари, переживающие кризис несоответствия технических задач реальным возможностям стагнирующей формации; ни правители, миновавшие максимум возможностей, не в состоянии структурировать сообщество. Бимодальная система вновь переходит из области одного резонанса в сферу другого. Перекрытие резонансов приводит к стохастической неустойчивости, повышающей чувствительность системы к собственным флуктуациям. Система оказывается в критическом, неустойчивом состоянии, продолжая регрессировать. Благодаря критическим флуктуациям происходит переход системы к новым структурам, новым состояниям — порядок через флуктуации, таким образом, система самоорганизуется в стилистике нового фрактала. Возникают принципиальные изменения в сообществе: низкое восприятие угрозы существованию сообщества сменяется ростом ощущения опасности (установление теократии привело к территориальным потерям);
творческая активность растет (искусство бытового назначения); моральные ценности минимальны: религиозный синкретизм; но нравственность начинает подъем (антиперсидские восстания), превалируют консервативные ценности, стремление к возврату в предыдущий фрактал.
С сер. IV в. до н. э. развитие цивилизации Египта происходило в ансамбле траекторий развития греческой, римской, византийской культур (Греко-римский период) Для искусства этого времени характерны эклектика и утрата аутентичности культуры Египта. Врачевание развивается в траекториях греческой и римской цивилизаций.
Фрактал энтропии цивилизации Египта (греческий, римский, византийский периоды) характеризуется комбинацией соотношения влияний, при этом темпы регресса тренда знахарей превышали темпы регресса траектории жрецов (см. рисунок). Технические возможности сообщества были исчерпаны. Дальнейшее его существование происходило в траекториях других цивилизационных систем. Восприятие угрозы существованию сообщества достигает максимума (потеря аутентичности, размывание идеологии синкретическими верованиями); творческая активность увеличивается до максимума (Фаюмский портрет, коптское искусство, эллинизм); моральные ценности начинают подъем (формирование новых этических стандартов в стилистике новой религии), превалируют экономические ценности и стремление к возврату в предыдущий фрактал.
Фрактальная динамика развития цивилизации Древнего Египта
Качество фрактала
Фрактал Прямая угроза Творческая активность Нрав- ственные установки Ценности фрактала
Генезис Снижается Высокая Колебания Конфликт- ные
Становление Низкая Повыша- ется Низкие Конфликт- ные
Развитие Низкая Высокая Повыша- ются Нацио- нальные
Стабилизация Минимум Колебания Понижа- ются Космопо- литические
Стагнация Повыша- ется Повышается до максимума Мини- мальны Консерва- тивные
Энтропия Максимум Максимум Подъем Экономи- ческие
Становление формации Древнего Египта ознаменовалось параллельным, определяющим единство стилистики и идеологии цивилизации формированием институтов власти, становлением юриспруденции, прикладных наук, технологий и т. д. Этому сопутствовала фрактальная динамика социальных адиабатических инвариантов, менявшихся с определенной закономерностью и последовательностью, соотносящимися с алгоритмом развития всего цивилизационного цикла Египта. Религия занимала одно
из основных мест в формации Египта, став идеологическим каркасом, цементирующим социум канонами веры. Жрецы оставались специалистами врачевания в течение столетий. Сохранялись магические способы терапии, регламентированные особенностями культа, предприимчивостью его служителей. Нюансы трансформировались, но концепция оставалось прежней (амулеты, заговоры). Прогрессивное развитие цивилизации Египта обеспечили люди, отходившие от догм, противодействуя энтропийной стагнации формации. Рецепты знахарей-травников положили начало психофармакологии. В эпоху рабовладения человек, перестав одушевлять феномены природы (как в эру анимизма), одушевил себя, предположив, что душа — непременный орган. Это стало предпосылкой для спецификации врачевания и врачевателей душ: специалисты появляются после того, как обозначен предмет исследования.
Таким образом, синергетика позволяет выявить некоторые взаимообусловленные закономерности и алгоритмы развития цивилизации Древнего Египта, благодаря чему выстраивается траектория динамического взаимодействия основных трендов, заинтересованных в формировании и функционировании врачевания. Синергетический анализ позволяет выявить, что со времени рабовладения жрецы-психотерапевты и знахари-травники существуют в истории медицины параллельно друг другу. Периодически тот или иной тренд обретает относительное доминирование, затем уступая первенство оппоненту. Синергетический принцип функционирования бимодальной системы и закон единства и борьбы противоположностей иллюстрируют это взаимодействие. Протекция по отношению к знахарям со стороны государства, сопровождающаяся ослаблением позиций жречества, ведет к научному прогрессу: знахари-ученые, имея возможность отойти от религиозных догм, получают большую свободу научного поиска. Но прогресс наук говорит об ослаблении идеологии государства, в результате чего возникает ситуация, ведущая к снижению темпов развития формации. Это соответствует фракталам стагнации и энтропии, когда за максимальным взлетом формации следует спад, а высшая точка ее развития становится началом заката.
Список литературы [References]
1. Gerodot. Istoriya v devyati knigakh [History in nine volumes]: per. s drevnegrech. F. G. Mishchenko: v 2 t. 2-e izd. M., 1888. T. 2. S. 84. [in Russian]
2. Gritsanov A. A., Gurko E. N. Jacque Derrida. Minsk: Knizhnyi dom, 2008. S. 74. [in Russian]
3. Isaev M. A. Kurs lektsii po istorii prava i gosudarstva zarubezhnykh stran [Course of Lectures in History of State and Law of Foreign States]. M.: Izd-vo MGIMO, 1999. 278 s. [in Russian]
4. Korostovtsev M. A. Religiya Drevnego Egipta [Religion of Ancient Egypt]. M.: Nauka, 1976. 336 s. [in Russian]
5. Kul'tura Drevnego Egipta [Culture of Ancient Egypt]. M.: Nauka, 1976. S. 12. [in Russian]
6. Lisitsyn Yu. P. Istoriya meditsiny [History of Medicine]. M.: GEOTAR-MED, 2004. S. 26. [in Russian]
7. Losev A. F. Istoriya antichnoi estetiki [History of Ancient Esthetics]. M.: Vysshaya shkola, 1963. S. 107. [in Russian]
8. Lyubimov L. D. Iskusstvo drevnego mira [Art of Ancient World]. M.: Prosveshchenie, 1980. S. 73. [in Russian]
9. Men' A. V. Istoriya religii [History of Religion]: v 7 t. T. 2. Magizm i edinobozhie. M.: Slovo, 1991. S. 78. [in Russian]
10. Oppengeim A. L. Drevnyaya Mesopotamiya. Portret pogibshei tsivilizatsii [Ancient Mesopotamia. Portrait of Lost Civilization]: per. s angl. M.: Nauka, 1980. S. 394. [in Russian]
11. Rak I. V. Mify Drevnego Egipta [Myths of Ancient Egypt]. SPb.: Petro-RIF, 1993. S. 152. [in Russian]
12. Stuchevskii I. A. Nauchnaya mysl' v Drevnem Egipte [Scientific Thought in Ancient Egypt] // Kul'tura Drevnego Egipta. M.: Nauka, 1976. S. 254—255. [in Russian]
13. ToinbiA. Dzh. Issledovanie istorii [Research of Hirtory]: v 3 t. SPb.: Izd-vo SPBGU; Izd-vo Olega Abyshko, 2006. T. 2. S. 97. [in Russian]
14. Turaev B. A. Istoriya Drevnego Vostoka [History of Ancient Near East]: v 2 t. L., 1935-1936. T. 1. S. 325. [in Russian]
15. Uait Dzh. M. Bogi i lyudi Drevnego Egipta [Gods and Men of Ancient Egypt]. M.: Tsentrpoligraf, 2004. S. 69. [in Russian]
16. Uells G. Ocherki istorii tsivilizatsii [Essays of Civilization History]. M.: EKSMO, 2004. S. 189. [in Russian]
17. Budge E. A. W. The Egyptian Book of the Dead (The Papirus of Ani). Egyptian Text, Transliteration and Translation. N.Y.: Dover Publications, 1967. 377 p.
18. Ritter E. K. Magical-expert (ashipu) and Physican (asu) notes on two complementary professions in Babylonian medicine // Studies in honor of B. Landsberger on his seventy-fifth birthday. Chicago; Illinois, 1965. P. 299—321.
MENTAL DESIGN OF EGYPTIAC CIVILIZATION
I. B. Yakushev, P. I. Sidorov
Northern State Medical University, Arkhangeslk
In the article, the laws of medical treatment development in ancient Egypt against social-legal and religious-cultural tendencies of the civilization have been analyzed. There have been separated adiabatic invariants corresponding to the civilization’s evolutional transitions from one historic fractal to another one, there have been traced synergic parallels and correspondences between the dynamics of medical treatment development, polytheistical religion, the culture of ancient Egypt and the system of government of the state, metamorphoses of its legal institutions.
Keywords: ancient Egypt, priests, witch doctors, sole, medical treatment, bimodal system
Контактная информация:
Сидоров Павел Иванович — профессор, академик РАМН, ректор Северного государственного медицинского университета, директор института ментальной медицины СГМУ
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51
Тел. (8182) 28-57-91
E-mail: [email protected]