Научная статья на тему 'Ментальные подходы к фасилитации больших социальных групп: проблема безопасности коллективного интеллекта сообщества'

Ментальные подходы к фасилитации больших социальных групп: проблема безопасности коллективного интеллекта сообщества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
105
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО МЫШЛЕНИЯ / ПРОГРАММЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЗНАЧЕНИЙ И ИХ СМЫСЛОВ / НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ КОНЦЕПТЫ ГРУППЫ / КАТЕГОРИЗАЦИЯ ОПОСРЕДОВАНИЯ / ЯЗЫКОВОЕ ПОДСОЗНАНИЕ ГРУППЫ / ФАСИЛИТАЦИЯ / DISORGANIZATION OF GROUPTHINK / REPRODUCTION PROGRAM VALUES AND THEIR MEANINGS / UNCONSCIOUS CONCEPTS OF GROUP CATEGORIZATION MEDIATION / LINGUISTIC SUBCONSCIOUS GROUP FACILITATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рулина Татьяна Константиновна

В статье обсуждаются ментальные подходы к фасилитационным процессам, способствующим согласованию группового интеллекта, обосновывается возможность разработки программ воспроизводства значений и их смыслов, ведущих к росту полисемии языкового подсознания как основы смысловых компромиссов в группе. Вводится понятие «категоризация опосредования», задающая неоднозначность понимания и тем самым способствующая росту его полисемии как основы компромиссов. Утверждается, что фасилитационная семиургия в преддискурсивных процессах мышления способствует значительным изменениям смысла при незначительных изменениях параметров категоризации, так как более фундаментальные подсознательные слои языкового сознания групп, легитимируемые в процессе социальной работы, означают новые способы мышления. Речь идет о процессах семиургии в сфере неявного знания больших социальных групп, их коррекции, активизации и мобилизации. Психологическое торможение модернизационных процессов в России, системные вспышки насилия в мире актуализируют необходимость разработок систем фасилитационного воздействия на группы, массы, сообщества с целью снижения вирулентной опасности их кризиса и распада. Показано, что фасилитация группового самосознания на основе ассоциативно-вербальных сетей подсознания как искусственных программ предметного действия способна служить инструментом превентивного акционизма групповой согласованности, снижая уровень когнитивных диссонансов в расколотом обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL APPROACH TO FACILITATION OF LARGE SOCIAL GROUPS: SECURITY PROBLEMS COLLECTIVE INTELLIGENCE COMMUNITY

The article discusses approaches to mental fasilitatsionnym processes contributing to the harmonization of group intelligence. The possibility of programming the reproduction of values and meanings, leading to an increase in the polysemy of language as a basis for the subconscious sense of compromise in the group. The notion of «categorization mediation» given the ambiguity of understanding and thus contributes to the growth of its polysemy as a basis for compromise. It is alleged that in fasilitasion semiurgy prediskurs thinking processes contributes to significant changes in the sense of minor changes to the parameters of categorization as a fundamental subconscious layers of linguistic consciousness of groups legitimized in social work mean new ways of thinking. It is a process semiurgy tacit knowledge in large social groups, their correction, activation and mobilization. Psychological inhibition of modernization processes in Russia, systemic violence in the world of the need to actualize the development of systems fasilitasion impact on the group, the masses, the community in order to reduce their vulnerability to virulent crisis and decay. It is shown that facilitation of group identity on the basis of verbal associative networks subconscious as the artificial objective action programs can serve as a tool for preventive activity group consistency, reducing the level of cognitive dissonance in a divided society.

Текст научной работы на тему «Ментальные подходы к фасилитации больших социальных групп: проблема безопасности коллективного интеллекта сообщества»

Ю.А. Лившиц

АНАЛИЗ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТИТУТА..

of the population. In conditions of constant change becomes especially important right choice of university. The institution must not only be accessible both financially and intellectually, but also fit a variety of other criteria: the availability of the training areas and relevant disciplines in the curriculum, have established contacts with employers and good opportunities for academic mobility, and, of course, be prestigious and have a positive image. Given this fact, let us dwell on the process of preparing for university entrance and directly, admission campaign in institutions of higher education. Final exams, for the moment, has become one of the most important, complex and stressful process because in the life of Russian youth. Pressure situation around the Unified State Examination is not only not conducive to the proper background and psychological mood of the students, but also masks a such an important feature of secondary education, as a professional orientation of the individual. Often, school officials are concerned not so much to provide its students a comfortable environment for self-determination as a purely statistical indicators, emerging as a result of the final certification of their students. In other words, work in schools, according to our assumption, is conducted on the basis of the principle of "to choose what is best hand over." At the same time students get their own wishes of secondary importance. The result of this approach are the applicants who do not have not that clear professional plans, but even ideas about their future employment. The choice of the university and training areas for many - only the ratio of the existing training vacancies with the results of the exam. So people purely humanitarian warehouse often choose technical training areas, and vice versa - have the makings of an engineer trying to connect his life, for example, with the economy.

Keywords: education, school, socialization, professionalization, student, exam technique applicant, development, training, status, abilities, personality.

УДК 159.9

МЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФАСИЛИТАЦИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СООБЩЕСТВА

© 2015

Т.К. Рулина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация. В статье обсуждаются ментальные подходы к фасилитационным процессам, способствующим согласованию группового интеллекта, обосновывается возможность разработки программ воспроизводства значений и их смыслов, ведущих к росту полисемии языкового подсознания как основы смысловых компромиссов в группе. Вводится понятие «категоризация опосредования», задающая неоднозначность понимания и тем самым способствующая росту его полисемии как основы компромиссов. Утверждается, что фасилитационная семиургия в преддискурсивных процессах мышления способствует значительным изменениям смысла при незначительных изменениях параметров категоризации, так как более фундаментальные подсознательные слои языкового сознания групп, легитимируемые в процессе социальной работы, означают новые способы мышления. Речь идет о процессах семиургии в сфере неявного знания больших социальных групп, их коррекции, активизации и мобилизации. Психологическое торможение модернизационных процессов в России, системные вспышки насилия в мире актуализируют необходимость разработок систем фасилитационного воздействия на группы, массы, сообщества с целью снижения вирулентной опасности их кризиса и распада. Показано, что фасилитация группового самосознания на основе ассоциативно-вербальных сетей подсознания как искусственных программ предметного действия способна служить инструментом превентивного акционизма групповой согласованности, снижая уровень когнитивных диссонансов в расколотом обществе.

Ключевые слова: дезорганизация группового мышления; программы воспроизводства значений и их смыслов; неосознаваемые концепты группы; категоризация опосредования; языковое подсознание группы; фасилитация.

Лучший способ для группы стать разумной — позволить каждому ее участнику думать и действовать как можно

более независимо.

Д. Шуровьески Я выхожу из своего одиночества к вашему сиротству и обворованности.

М. Мамардашвили

Академическая психологическая наука на основе существующих подходов к анализу быстро изменяющихся обществ не может дать объяснения глобальным процессам дезорганизации и дезориентации психологии и поведения больших социальных групп и предложить способы социальной самоорганизации и самоуправления. Согласно А.С. Ахиезеру, проблема научной беспомощности заключается в отсутствии понимания общественного сознания как расколотого, кризисного и потому не готового преодолевать кризисы дезорганизации и дисперсии групповых значений. На протяжении последних трех десятков лет проблема социальной согласованности российского общества драматично проявляется и в бессознательном ощущении угрозы жизненным стандартам, повышающем уровень агрессивности, и в массовых стрессах, и в копировании чуждого образа мыслей и поведения, блокирующем мобилизацию органических форм жизни. Кризисные феномены социального сознания смещают спектр политических, этических, эстетических, правовых критериев, принятых в оценках людей, ценностей,

событий, деформируют нравственные самозапреты («нельзя украсть, убить, солгать, слукавить»). В результате становятся массовыми палаческое отношение к человеку, одобрение мошенничества и тирании, манипулятивное искажение смыслового контекста реальности в угоду конъюнктуре. Рост дезорганизации группового сознания приводит к возникновению противоречий, конфликтов, расколов в разных формах, не в последнюю очередь, между сложившейся культурой и отношениями в обществе. Это рождает стимул к изменению ментальной культуры, то есть совершенствованиюпрограммвоспроизводствазначений и их смыслов как социокогнитивной основы групповой психологии. Социальные отношения существуют в рамках в разной степени замкнутых сообществ, т.е. систем, составляющих некоторую целостность, имеющую центр управления, специфический опыт, формирующий субкультуру. Сообщества, от малой группы до гигантского общества, могут существовать, если деятельность их членов противостоит бесконечным разрушительным факторам (враждебности соседей, внутренним конфликтам, дезорганизации, нехватке жизненно важных ресурсов и т.д.), т.е. они существуют лишь как субъекты собственного воспроизводства» [1].

Все, что человек воспринимает и понимает, помещено для него в определенные рамки значений, подвергается своего рода «априорному означиванию»; нечто воспринимается и понимается человеком всегда уже из определенной «предвосхищающей» групповой

Т.К. Рулина

МЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФАСИЛИТАЦИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП...

схемы, рамок памяти [2], позволяющей обрабатывать информацию тем или иным способом. Каждое общество (группа) производит отбор значений, классифицирует объекты реальности, синтезирует, противопоставляет и выстраивает иерархические системы ее категорий своим уникальным способом, который одновременно является условием понимания обществом самого себя и коммуникации между его членами на основе неосознаваемых концептов группы. (Концепты

- ментальные образования, которые представляют собой хранящиеся в памяти человека значимые осознаваемые типизируемые фрагменты опыта). Групповые концепты отличаются многослойностью значений, которые могут принимать как полифоничный, так и диссонансный характер. Будучи иерархическими структурами интеллекта, групповые концепты/ категории различаются по степени эксплицитности и разделяемости ментальных комплексов. Понятие «ментальный комплекс» обозначает в данном случае систему представлений субъекта о картине мира, в котором он живет и работает. В его содержание входят как коллективные представления человека (групповая ментальность), так и индивидуальные (индивидуально-личностная ментальность). Так, русский образ жизни более тысячи лет формировался на основе соборности, родственности и товарищества, а психологически некомплементарный ему образ жизни российских татар вместо товарищества развивал клановость, а вместо соборности - авторитаризм [3]. Психологический синтез между некомплементарными (Л. Гумилев) образами жизни больших этнических групп принимал дизъюнктивный характер, схватывающий различия в качестве невзаимоотношения сущностей и ведущий к формированию специфического способа взаимной категоризации, так называемой категоризации опосредования, задающей неоднозначность понимания и тем самым способствующей росту его полисемии как основы компромиссов. Неинструментальные теории утверждают, что наша связь с социальными категориями и наша идентификация с ними - вещь предельно негибкая. С тем, что мы родились принадлежащими к этнической группе, не так просто что-то поделать. Просто выйти из нее невозможно: нельзя не принадлежать ни к какой этничности, а другие откажутся нас принять. Изменить свойства, ассоциирующиеся с этой группой, можно, но только в известных пределах, и это требует значительных усилий [4]. На этой основе пришли идеологии, признававшие за каждой формой групповой или коллективной идентичности право на существование и уважение [5].

Многолетние исследования социально-

психологических самоорганизующихся систем привели к экспериментальным моделям объяснения смысловой и действенной природы психологических явлений дезорганизации групп путем истолкования их в качестве информации и информационной самопричинности (миросозерцание, мировоззрение). В постнеклассической науке объектом познания легатимировались саморазвивающиеся системы с присущими им свойствами системности, симметрии, дополнительности, наблюдаемости, соответствия [6]. Это снимает ограничения с правил анализа ментальных процессов, не разрешимых ранее в классике и неклассике науки, которые сочли необходимым, борясь с религией, отказаться от познания неосознаваемых процессов, которые в древности были наделены нуминозными признаками.

В справочной литературе по философии ([7], [8], [9]), ряде других изданий понятие «миросозерцание» не дифференцировано или вовсе отсутствует. В редких случаях «миросозерцание» определяется через его соотношение с «мироощущением» и «мировосприятием»

- как одна из составных частей «мировоззрения», его эмоциональный компонент. «Личное ощущение

собственного пребывания в лоне мира» [10, с.169], порождение коллективных представлений о реальности как о воображаемом объекте [11] контролируется ассоциативными процессами дорефлективной групповой менталистики (мировоззрение, миросозерцание, мироощущение), редко достигающей индивидуальной осознаваемой предикации, но органично присущей языковому подсознанию индивида. Нерефлективный тип языковой субъективности обеспечивает понимание как схватывание смысла, которое происходит в интервале между словами, прежде чем слово осознается.

Ментальная объективации реальности (когнитивная основа адаптации), малые различия между ее внутренними образами порождают бессознательные определения объектов реальности. Увеличение различий между ними ведет к осознаванию как спецификации знаковых потоков. Игры ассоциативных механизмов скорее всего восходят к функциональным привычкам рефлекторного и сенсомоторного характера, порожденным созерцающим неокортексом.

Методы изучения мозговой активности: автоматической активации реакций понимания в соответствии с предметными задачами, непроизвольное формирование запасных вариантов языкового реагирования, автоматическая одновременная подготовка параллельных программ языкового реагирования при совершении сложного действия для всех вариантов развития действия, опознание предметов по категориальной модели объекта восприятия -все эти процессы свидетельствуют об антропной специфике мозга создавать вероятностную модель объектав процессе неосознаваемой объективации предмета вотсутствии осознанных представлений об объекте (консолидации / реконсолидации информации, записи / перезаписи информации и ее стабильных схем) [6]. «Самостный мир опытной ментальности остается недостижимым ни для эмпирических замеров, ни для психоисторических реконструкций», - утверждает эпистемолог исторической психологии В.А. Шкуратов [12, с.194]. Неявленность психической непосредственности принуждает психологию начинать с языка, отсекая тем самым телесно-мозговой субстрат порождения психического. Человек не начинается там, где говорит или печатает. Он начинается там, где созерцает, обрастая социально-ментальными привычками восприятия и понимания [6].

В конце XX века были сформулированы методологические основы социально-психологического управления групповыми процессами. Понятие группового мышления предложено И. Джанисом еще в 1972 году для описания феномена, особенность которого заключается в том, что члены идеологически сплоченной группы «подгоняют» свои мысли и выводы к тому, что принято считать консенсусом [13]. Подобный подход влияет на объективность точки зрения даже хорошо образованных и информированных людей. Следуя этой традиции ипредлагая социально-коммуникативную трактовку дискурса, Ю. Хабермас связал само понятие дискурса с теорией социального действия -стратегического, нормативного, драматургического, коммуникативного, а также с проблемой социальной легитимности. Он особо выделил так называемое дискурсное общение, которое характеризуется им как свободное и консенсусное. Данный тип общения рассматривался как идеальная коммуникативная модель. По Хабермасу, дискурс представляет собой диалог, в процессе которого происходит согласование спорных притязаний на значимость с целью достижения согласия: «В дискурсах мы пытаемся заново произвести проблематизированное согласие, которое имело место в коммуникативном действии, путем обоснования» [Цит.по: 14, с.66].Для описания и анализа дискурса медиации особенно актуальными являются выведенные в рамках социально-коммуникативного подхода

Т.К. Рулина психологические

МЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФАСИЛИТАЦИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП... науки

«моральные принципы» построения дискурса. Так, например, дискурс всегда ориентирован на процедуру вовлечения и включения, признание «Другого» в качестве достойного участника, признания его права на иное мнение, что является необходимым в процессе медиации. А положение Ю. Хабермаса об «установке на преодоление конфликтности и противоречий не с помощью силовых методов, а посредством риторического убеждения, риторического влияния (фасцинации), в результате которого достигается одобрения определенной нормы или нормативного документа» [15, с.76] представляется особенно актуальным для изучения дискурса подсознательной медиации, в котором принятие чужой точки зрения и уважение к ней являются критически важными для достижения коммуникативной цели согласования позиций с помощью разнообразных фасилитативных и фасцинативных подходов. Однако практики консенсуального творчества по всему миру заметного результата не дали, а радикальные вспышки группового насилия обнаружили утопизм рефлексивной работы с групповым интеллектом в системах образования. Тем не менее альтернативы гуманитарным технологиям пока не изобретено.

Гуманитарные технологии существовали всегда как сущность миротворческих, профетических, психотерапевтических практик и профессий, в основе которых лежит разработка и реализация коммуникативных стратегий ([16], [17], [18]). Постмодернистский «маршрут» социальной инженерии означает многообразные формы политико-идеологической конкуренции, подчеркивает важность речевых практик, нацеленных на навязывание конвенциональной (социально-договорной) повестки дня путем дискурсивных реартикуляций. К.О. Апель ввел понятия трансцендентальнойпрагматики,«онтическойредукции» (когда сущее определяется через другое сущее). Утверждая первичность диалога (интерсубъективной коммуникации) над индивидуальным сознанием, К.О. Апель считал основой этого диалога язык, понятый по аналогии с кантовскими категориями сознания. Основой языка для К.О. Апеля являются парадигматические очевидности [11].

Однако это далеко неочевидно для социальной инженериигуманитарныхтехнологоввРоссии,вобществе с массово применяемыми технологиями манипуляции общественным сознанием, хотя «торможение» социальных реформ во многом обусловлено именно тоталитарным идеократическим способом коммуникаций. Вопреки европейскому опыту реформа типа коммуникации не предшествует реформированию общества как переходу от идеократической системы коммуникаций к конвенциональной.

В норме гуманитарный технолог переходит от идеологической работы с сознанием к способности создания содержания выбора, перспективы и развития волевой готовности субъекта смысла к постоянству усилий по поддержанию выбора и перспективы. Таким образом, разработка и реализация конвенциональных (не манипулятивных) коммуникативных стратегий способствует тому, что гуманитарные технологи (методологи, аналитики, консультанты, эксперты) не индифферентны к экзистенциональному, культурному, этическому содержанию коммуникаций, скрытому в них этосуконвенциализации и солидаризации общества, их историческому герменевтизму. Дискредитация рефлексивной работы в процессах межкультурного миротворчества указала на более фундаментальные подсознательные слои языкового сознания групп, легитимация которых в пространстве социальной работы означает новые способы мышления. Речь идет о процессах семиургии в сфере неявного знания больших социальных групп, их коррекции, активизации и мобилизации. Социальная психолингвистика - та 54

сфера, в которой развиваются предлагаемые нами исследовательские подходы. С. Пинкер, крупнейший психолингвист США, автор теории языкового разнообразия, указывает, что 6000 мировых языков определяются ограниченным количеством дискретных факторов. Развивая концепцию С. Пинкера [19], мы утверждаем, что дискретные факторы (ассоциации) пересекаются и взаимодействуют друг с другом, создавая преддискурсивное разнообразие ассоциативно-вербальных сетей и приводя тем самым к значительным изменениям смысла различия категориальных параметров определяют характер способности группы понимать мир и взаимодействовать с ним. Данный подход позволяет нам утверждать, что ассоциативно-вербальные различия формируют характер изменений концептуально-категориальной структуры группового подсознания: фреймов, категорий фреймов, их скриптов действия, намерения, каузирования социальных отношений и потому являются предметом параметризации и квалиметрии, и вследствие этого -управления. Идея регуляции социальной групповой психодинамики подсознания позволяет перейти от научного синтеза категорий (статики социального сознания и самосознания) к анализу их возникновения, изменения, социокультурной легитимации как производству, сортировке, оценке, присвоению ценностных значений. Когнитивные комплексы (модели) групповой психологии, категориальные ориентиры их бифуркации создают информационную основу для слежения за изменениями и превентивных воздействий на них в кризисных ситуациях общественной жизни. Психологическое торможение модернизационных процессов в России, системные вспышки насилия в мире актуализируют необходимость разработок систем подсознательного воздействия на группы, массы, сообщества с целью снижения вирулентной опасности их кризиса и распада.

Фасилитация групп как превентивная подготовка к активации процессов групповой психодинамики социального самосознания в основном представлена экстернальными подходами (анализ ситуации, формирование видения будущего и создания идей, разработки групповых решений проблем и планирования конкретных действий; техники «анализа силового поля» и др. Фасилитация категориальных схем языкового подсознания групп, по преимуществу, интернально: работа с неявным знанием, с визуальными образами, работа с постпамятью групп и др.).

В проведенных экспериментах по фасилитации группового самосознания1 обосновано, что она не столько подавляет несогласие, сколько исключает его возникновение. Этот процесс наиболее ярко протекает в ситуациях, когда участники группы характеризуются единым складом ума и сходным опытом. Поскольку информация, которая может представлять собой угрозу общепринятому мнению, либо исключается, либо подается как явно ошибочная, то есть люди с групповым мышлением совершенно убеждены в своей правоте, обновление установок может протекать только в искусственно регулируемых средах фасилитации. Такой средой может стать любая среда просвещения, реабилитации и поддержки. Принцип установления адекватных отношений между различными типами институциональных изменений, что означает пропорциональное и сбалансированное развитие личностной и социально-организационной подсистем общества, которое предполагает в качестве одного из условий успешной социоинженерной деятельности учет менталитета или, говоря словами Э. Фромма, социально-

1 Авторские экспериментальные школы русской культуры 19921994 г. (Саратовская область, проект «Руссктие корни»), 1994-1998 г., (Самара, проект «Традиция»), экспериментальное видеоисследование социальной группы «Расколотое сознание» 2010-2011г., эксперимент по работе с групповой постпамятью общины, проект сельского музея «Предки и потомки» 2013-2015 г. в с. Екатериновка Самарской области.

Т.К. Рулина

МЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФАСИЛИТАЦИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП...

го характера людей, вовлекаемых в преобразовательные процессы. Как известно, эти процессы изменяются гораздо медленнее, чем сами социальные институты и их материальное окружение. Игнорирование этого принципа в практике социальных преобразований служит, как правило, одной из главных причин их торможения и сопротивления переменам и нововведениям.

Данное предположение подверглось исследованию в работе с социальной сельской общиной, сознание которой было депривировано на протяжении более 250 лет религиозным конфликтом (проживание на одной территории староверов и православных «нововеров»). Видеоисследование «Расколотое сознание» [20], ведшееся совместно с сельчанами в течение 2-х лет, способствовало выработке общего нового представления большинства, что современное сознание членов группы с христианской идентичностью проработано христианскими смыслами, но оставлено ими. Групповым решением явилось строительство сельской церкви. Наряду с этим возникло краеведческое движение общины за возрождение исторической памяти сельчан. Его итогом стало создание сельского музея социальной памяти и выпуск серии краеведческих альманахов.

Таким образом, фасилитация группового самосознания на основе ассоциативно-вербальных сетей подсознания как искусственных программ предметного действия способна служить инструментом превентивного акционизма групповой согласованности, снижая уровень когнитивных диссонансов в расколотом обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Том 1: От прошлого к будущему. Новосибирск: Сибирский хронограф. 804 с. - Режим доступа: http:// ecsocman.hse.ru/text/19187891/

2. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.

3. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского // Признанья верующего вольнодумца. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. 253 с. - (Духовное наследие русского зарубежья).

4. Craig С. The Problem of Identity in Collective Action / In J. Huber (ed.). Macro-Micro Linkages in Sociology. Beverly Hills, CA: Sage, 1991. P. 1-75.

5. Cohen A. 1974. The Lesson of Ethnicity / In A. Cohen (ed.) Urban Ethnicity. London: Tavistock Publications,

1974. P. 9-22.

6. Рулина Т.К. Созерцание - процесс непроизвольного визуального представления воображаемого объекта // Созерцание VS Воображение Самара, 2005. (Рукопись монографии / Хранится в личном архиве автора).

7. Кемеров В. Философская энциклопедия. М.: «Панпринт», 1998. 453 с.

8. Новая философская энциклопедия в 4 тт. М., 20002001.

9. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. 896 с.

10. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Собр. соч. Том 1. М., 1992. С.50-156.

11. Апель К.О. Понятие первичной взаимоответственности как предпосылка планетарной макроэтики // Философия без границ: сб. ст.: в 2 ч. Ч. 1. М.: Издатель Воробьев А. В., 2001. С. 47-67.

12. Шкуратов В.А. Историческая психология: Уч. пос. 2-е изд. М.: Смысл, 1997. 505 с.

13. Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы / Пер.с англ. И.Н. Веселовского. М.: Наука, 1967. 152 с.

14. Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Мн. ЗАО «Экономпресс, 2000. 224 с.

15. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001. 419 с

16. Грановский В. Гуманитарные технологии (проблемное пространство) / Агентство гуманитарных технологий. - Режим доступа: http://www.xyz.org.ua/ discussion/humanitarity.html.

17. Елисеев С.М. Проблемы и парадоксы гуманитарных технологий // Гуманитарные технологии и политический процесс в России. СПб., 2001. С. 28.

18. Луков В.А. Социальное проектирование. М. Изд-во Моск. гуманит. -социальн. академии: Флинта, 2003. 240 с. .

19. Пинкер С. Язык как инстинкт. М.: Едиториал УРСС, 2004. 456 с.

20. Расколотое сознание: Фильм о Екатериновке [Видеозапись] // Режим доступа: www.youtube.com «Расколотое сознание». Фильм о Екатериновке.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки

России № 25.1028.2014/К по теме «Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регуляционно-управленческого сознания в современной России».

MENTAL APPROACH TO FACILITATION OF LARGE SOCIAL GROUPS: SECURITY PROBLEMS COLLECTIVE INTELLIGENCE COMMUNITY

© 2015

T.K. Rulina, candidate of pedagogical sciences, docent of the Department of General and Social Psychology

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Abstract: The article discusses approaches to mental fasilitatsionnym processes contributing to the harmonization of group intelligence. The possibility of programming the reproduction of values and meanings, leading to an increase in the polysemy of language as a basis for the subconscious sense of compromise in the group. The notion of «categorization mediation» given the ambiguity of understanding and thus contributes to the growth of its polysemy as a basis for compromise. It is alleged that in fasilitasion semiurgy prediskurs thinking processes contributes to significant changes in the sense of minor changes to the parameters of categorization as a fundamental subconscious layers of linguistic consciousness of groups legitimized in social work mean new ways of thinking. It is a process semiurgy tacit knowledge in large social groups, their correction, activation and mobilization. Psychological inhibition of modernization processes in Russia, systemic violence in the world of the need to actualize the development of systems fasilitasion impact on the group, the masses, the community in order to reduce their vulnerability to virulent crisis and decay. It is shown that facilitation of group identity on the basis of verbal associative networks subconscious as the artificial objective action programs can serve as a tool for preventive activity group consistency, reducing the level of cognitive dissonance in a divided society.

Keywords: disorganization of groupthink; reproduction program values and their meanings; unconscious concepts of group categorization mediation; linguistic subconscious group facilitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.