Научная статья на тему 'Ментальные особенности организационного поведения казахстанцев: социокультурный анализ'

Ментальные особенности организационного поведения казахстанцев: социокультурный анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
595
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационное поведение / менталитет / ментальные архитипы / культура / буферная цивилизация / тюркская протоцививлизация / бифуркации / социокультурная идентификация / идентичность / группизм / индивидуализм / маргинальность сознания / організаційна поведінка / менталітет / ментальні архетипи / культура / буферна цивілізація / тюркська протоцивівлізація / біфуркації / соціокультурна ідентифікація / ідентичність / групізм / індивідуалізм / маргінальність свідомості / organizational behavior / mentality / mental archetypes / culture / buffer civilization / Turkic protocivilization / civilized bifurcations / sociocultural identification / identity / grouping / individualism / marginality of consciousness

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тесленко Александр Николаевич

Цель данной статьи ответить на вопрос: Как цивилизационная идентификация, ментальные архетипы влияют на организационное поведение казахстанцев? Цивилизационно, Казахстан, основанный на межэтнической конфессиональной и этнолингвистической общности, всегда принадлежал к тюрско-мусульманскому миру, культурно – русско-советской общности. Находясь в межцивилизационном пространстве между Россией, исламом, Китаем и западным миром, в Казахстане сформировалась маргинальная модель организационного поведения, для которой характерно смешение ментальных архитипов восточной и западной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental features of organizational behavior of the Kazakhs: sociocultural analysis

The aim of this article is to answer the question: How do the civilized identification and mental archetypes influence the organizational behavior of Kazakhs? Kazakhstan based on the interethnic, confessional and ethnolinguistic community always has belonged to the Turkic–Muslim world, culturally to the Russian-Soviet community. Remaining between Russia, Islam, China and the West world, the marginal model of organizational behavior, which is characterized by a mix of mental archetypes of the East and West cultures, has been formed in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Ментальные особенности организационного поведения казахстанцев: социокультурный анализ»

УДК 37 . 8

Тесленко А.Н.*

МЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ КАЗАХСТАНЦЕВ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Тесленко А.Н. Ментальные особенности организационного поведения казахстанцев: социокультурный анализ. - Статья .

Цель данной статьи ответить на вопрос: Как цивилизационная идентификация, ментальные архетипы влияют на организационное поведение казахстанцев? Цивилизационно, Казахстан, основанный на межэтнической конфессиональной и этнолингвистической общности, всегда принадлежал к тюрско-мусульманскому миру, культурно - русско-советской общности . Находясь в меж-цивилизационном пространстве между Россией, исламом, Китаем и западным миром, в Казахстане сформировалась маргинальная модель организационного поведения, для которой характерно смешение ментальных архитипов восточной и западной культуры .

Ключевые слова: организационное поведение, менталитет, ментальные архитипы, культура, буферная цивилизация, тюркская протоцививлизация, бифуркации, социокультурная идентификация, идентичность, группизм, индивидуализм, маргинальность сознания .

Teslenko A.N. Mental features of organizational behavior of the Kazakhs: sociocultural analysis. -

Article.

The aim of this article is to answer the question: How do the civilized identification and mental archetypes influence the organizational behavior of Kazakhs? Kazakhstan based on the interethnic, confessional and ethnolinguistic community always has belonged to the Turkic-Muslim world, culturally to the Russian-Soviet community Remaining between Russia, Islam, China and the West world, the marginal model of organizational behavior, which is characterized by a mix of mental archetypes of the East and West cultures, has been formed in Kazakhstan

* Тесленко Александр Николаевич - профессор кафедры социально-психологических дисциплин Казахского гуманитарно-юридического университета, доктор педагогических наук (РК), доктор социологических наук (РФ), академик, г. Астана, Казахстан .

Keywords: organizational behavior, mentality, mental archetypes, culture, buffer civilization, Turkic protocivilization, civilized bifurcations, sociocultural identification, identity, grouping, individualism, marginality of consciousness

Тесленко О.М. Ментальні особливості організаційної поведінки казахстанців: соціокультурний аналіз. - Стаття .

Ціль даної статті відповістити на запитання: Як цивілізаційна ідентифікація, ментальні архетипи впливають на організаційну поведінку казахстанців? Цивілізаційно, Казахстан, заснований на міжетнічній конфесіональній і етнолінгвістичній спільності, завжди належав до тюрксько-мусульманського світу, культурно - російсько-радянській спільності. Перебуваючи в міжцивілізаційному просторі між Росією, ісламом, Китаєм і західним світом, у Казахстані сформувалася маргінальна модель організаційної поведінки, для якої характерне змішання ментальних архетипів східної та західної культури

Ключові слова: організаційна поведінка, менталітет, ментальні архетипи, культура, буферна цивілізація, тюркська протоцивівлізація, біфуркації, соціокультурна ідентифікація, ідентичність,

групізм, індивідуалізм, маргінальність свідомості.

Народы, как и люди, имеют свой характер, свою личность и свою судьбу Для одних важно, чтобы жизнь была комфортабельной и удобной, для других - осмысленна и добра В современной науке представлено множество подходов, которые, не исключая друг друга, позволяют реализовать эти разные планы рассмотрения . Здесь культура и цивилизация представляют разные стороны общества, которые надо не противопоставлять, а сопоставлять в рамках целого . А таким целым является не «общество вообще», а его конкретноисторическая национальная форма. Запад и Восток дают культуре и цивилизации разные оценки и по-разному толкуют их соотношение Даже при одном уровне социально-политического, экономического и технологического развития одни народы в качестве цели стремятся быть «цивилизованными», а другие - культурными Для Востока культура - цель, цивилизация -средство Запад, напротив, в качестве цели ставит цивилизацию, а культуру считает средством, или даже предпосылкой перехода к ней

Основная цель этой статьи ответить на вопросы: Какова цивилизационная идентификация Казахстана? Каково его место и роль в мировой цивилизации? Как ментальные архитипы отражаются в современном организационном поведении казахстанцев?

Для начала рассмотрим Казахстан на стыке цивилизаций, в цивилизационном контексте. Помимо ранее упомянутых нами цивилизаций, есть еще ряд цивилизаций или, точнее, протоцивилизаций (т. е. не сложившаяся до конца как цивилизация), к числу которых следует отнести и тюркскую протоцивилизацию, к которой, собственно говоря, традиционно относился и Казахстан. Тюркская протоцивилизация образовалась с Тюркским каганатом, ее распространение и влияние происходило в течение нескольких циклов на огромную часть Евразии, вплоть до середины XV века. Однако с распадом Золотой Орды распалась на отдельные культуры, так и не создав своих единых цивилизационных ценностей, если не считать некоторые элементы воинственной культуры и экспансионистские ценности

С другой стороны, тюркская протоцивилизация достаточно разнообразна. Одно дело - это кочевые цивилизации - это Казахстан, Монголия и др . Другое дело - цивилизация Маверанахра, т. е . оседлые цивилизации - синтез тюркского и персидского Если Казахстан был ближе к кочевникам, то другие тюркские народы, такие как Азербайджан, Узбекистан, Турция, оказались под влиянием Персии, в то же время Иран испытал влияние тюрков . Территория этих стран всегда была перекрестком

цивилизаций . Поэтому в обычаях и нормах поведения их народов отражаются традиции как восточной, так и западной культур Например, турки, культурная близость с которыми официально поддерживается, в массе своей очень неоднородны. Жители глухих деревушек крайне резко отличаются от жителей курортных городков или мегаполисов. В глубинке нравы довольно строгие, жители - ревностные мусульмане, и строго выполняют религиозные заповеди, знание иностранных языков весьма слабое В то же самое время в крупных городах вы встретите совершенно других людей, ориентированных на Европу. Городское население умеренно религиозно, многие позволяют себе даже употреблять спиртные напитки В городах многие, особенно молодежь, пользуются английским и немецким языками, немало людей освоили и русский язык

Многие традиционные формы общения между людьми коренятся в исламе. Религиозные формулы приветствия, добрые пожелания и другие проявления подчеркнутой вежливости все еще играют большую роль даже в городах. Турки отличаются обходительностью и честностью В затруднительной ситуации вам охотно помогут. При общении с турками не следует торопиться Как любой восточный народ, они, по западным меркам, достаточно медлительны и не очень пунктуальны Если вы договариваетесь о какой-либо услуге или сделке, обговорите цену заранее . Однако, общаясь с ними, не следует проявлять торопливости и нетерпения Всякий деловой разговор нужно начинать несколькими общими фразами, например, сообщить, откуда вы приехали, куда направляетесь . Большое значение придается этикету

Несколько слов по-турецки часто открывают перед иностранцем любые двери Сдержанность и уважение обязательны при посещении мечети, лучше всего осматривать ее, когда там нет богослужения . У входа в ме-

четь, в дом или квартиру турка полагается снимать обувь.

На непонимание, а иногда и недовольство наталкивается страсть туристов к фотографированию, особенно в сельской местности . Однако в большинстве случаев достаточно дружелюбного взгляда, жеста или вопроса, чтобы получить разрешение на съемку. Делая покупки, имейте в виду, что в большинстве магазинов действуют твердые цены . На базаре же вполне можно поторговаться

о цене ковра или медного изделия: здесь это часть торгового ритуала.

Таким образом, если западные и восточные цивилизации обладают устойчивым комплексом признаков, то цивилизации срединные как бы колеблются от цикла к циклу. Цикл - это период между одним существенным изменением (парадигмой) и другим, между одной ценностносмысловой перестройкой и другой Такие срединные цивилизации колеблются от цикла к циклу, от Запада к Востоку, и обратно Например, российская цивилизация в первый свой цикл в 370-400 лет была ближе к Западу, во втором цикле была повернута лицом к Востоку, в третьем цикле - лицом к Западу, и, наконец, во вновь начинающемся цикле поворачивается к Востоку. Исламская же цивилизация за прошедшие два цикла (второй из них близок к завершению) тоже меняла свои ориентации В первом цикле она была обращена к Западу, а во втором цикле - к Востоку В следующем цикле она будет обращена к Западу

С цивилизациями буферными, т. е. с такими, как тюркская, все обстоит по-другому Они не подчиняются таким закономерностям Они как люди вольны в своем выборе, а это приводит, с одной стороны, к значительной нестабильности, к значительным колебаниям в развитии данной цивилизации . Если мы посмотрим на циклы развития Казахстана, то Казахстан, как часть тюркской протоцивилизации, развивается предсказуемо

Последние его циклы развития равны по продолжительности Например, вот некоторые цифры по Казахстану: монгольский период (от начала XIII века до середины XV века), послемонгольский период (примерно 240-270 лет), казахское ханство (до начала XVIII века, т. е . еще 240-270 лет), в составе Российской империи (тоже 270 лет) Начинающийся с момента независимости новый цикл во многом зависит от прогнозируемой учеными в 2011-2017 годах с пиком примерно в 2014 г. , глобальной встряски или бифуркации, которая может окончиться для разных стран по-разному Народы тех стран, регионов и цивилизаций, которые будут приведены их культурными, политическими, экономическими элитами в состояние адекватности (сознательной кризисоустойчиво-сти), смогут в будущем получить в данной ситуации достойное место на Земле А те политические элиты, которые окажутся в культурно-политическом тупике, вовлекут свои страны в полосу несчастья, в полосу больших проблем.

После подобной бифуркации в XV века Запад устремился вперед, а Восток -остался на месте . Это как раз объясняется тем, что на стыке цивилизационных циклов, где-то в середине XV века, Запад нашел те ценности, которые позволили ему мобилизовать всю мощь своей цивилизации на поступательное развитие через научно-технический прогресс и прогресс производительных сил, а Восток, в том числе и тюркская протоцивилизация, на очередных циклах не смог найти мобильные, эффективные механизмы развития, и поэтому оказалось, что он отстал Это не потому, что на Востоке пошли назад, не потому, что затормозили, они просто не смогли развить скорость Но современные процессы глобализации и научнотехнической революции позволяют изменить ситуацию Теперь задача Казахстана состоит в том, чтобы найти те ценности, которые позволят ему найти достойное

место, не потеряв свое наследие, аккумулировав ценности разных цивилизаций В противном случае, в самом оптимистичном варианте, Казахстан так и останется межцивилизационным пространством между Россией, исламом, Китаем и западным миром

Вообще-то, вопрос цивилизации - это вопрос идентичности А идентичность есть соотнесение себя с другими, в Казахстане эти процессы не завершены . Чтобы понять и оценить нынешнюю ситуацию в Казахстане, необходимо рассмотреть дихотомию между двумя разными образцами нации, их двумя типами С одной стороны - гражданское определение нации, основанное на принципе территории проживания, а с другой - культурное - на принципе права крови Гражданское -приобретенное и субъективное, культурное - врожденное и объективное Первый процесс - государство уже существует, оно доминирует территорией и строится нацией-государством на протяжении времени, пользуясь какими-то инструментами. Другой процесс - нация органично культурно, этнически существует едино, то есть существует уже единая человеческая группа, которая принадлежит априори соответственно территориям, что в свою очередь укрепляется, воплощается в государственность, в государство

Цивилизационно Казахстан, основанный на межэтнической конфессиональной и этнолингвистической общности, всегда принадлежал к тюрско-мусульманскому миру, культурно - русско-советской общности В цивилизационном плане всегда важную роль играл казахский язык, сформировавшейся на базе тюркского языка, выступавшего в качестве универсального средства религиозной и культурной идентификации всей исламской цивилизации, в культурном плане - русский язык не только как язык межнационального общения, но глобальный коммуникационный канал, позволя-

ющий Казахстану не затеряться в цивилизационной картине мира.

Между тем, Казахстан является этно-кратическим государством, строящимся на системе государствообразующего этноса’. Французские исследователи CNRS считают, что в Казахстане гражданское общество строится по принципу не социальных, а этнических групп [1, с . 6]. То есть получается некая пирамида, где наверху находятся этнические казахи, в руках которых находятся вся государственная власть и крупные финансовые структуры. А в самом низу находятся также этнические казахи, лишенные всего и проживающие в депрессивных, малодоступных регионах, а мелкий и средний бизнес занимают в основном представители разных этнических меньшинств . И еще один промежуточный слой - это русский этнос. При официальной риторике о евразийстве как универсальном интеграционном процессе, в повседневной практике организационного поведения на всех уровнях общественной жизни происходит, в терминологии англо-американских исследователей (Марта Брил Олкот, Салли Каминс и др . ), казахизация - процесс доминирования титулярной этнической группы в Казахстане, то есть казахов, на сцене общественной жизни страны

Если сейчас политическое доминирование идет в виде унификации языкового пространства, то при нынешних темпах это будет достигнуто в течение некоторого времени То есть роль казахского языка будет воздвигнута в ранг неких политических традиций, что сегодня уже происходит, то есть все пытаются говорить

* В самой Конституции РК уже заложены основы этнической сегрегации . Правда, в современной редакции конституции нет термина государствообразующего этноса, в отличие от конституции 1993 года, где прямо говорилось о самоопределившейся казахской нации . В ней всего одно определение с приставкой «казахское», в преамбуле звучит такая фраза: «мы народ Казахстана, сложившийся на казахской земле»

по-казахски и нравиться обществу Но в условиях мультикультурности (мультици-вилизационности), свойственной Казахстану, это приведет к возрастанию трений на социокультурной почве, так как советские кровные принципы остаются некой частью традиций как титульного населения и этноэлиты, так и нетитульных этносов. По данным социологических исследований казахский язык для большинства казахов является вторым, только этническим языком . Только около 37 процентов казахов могут разговаривать, писать и думать на казахском. А по стандартам ООН родным языком является тот, на котором человек думает, пишет и говорит [2]. А в связи с этим для многих людей, особенно русскоязычных казахов, казахский не является родным Так что языковой фактор не есть способ идентификации, даже если их считать казахами . Тем более, казахский язык не может быть инструментом интеграции и строительства гражданской нации Это некое наследие советской системы, деление на различные этнические группы еще очень сильно, поэтому в ближайшее время единой этнической нации в Казахстане не получится . И, скорее всего, это та реальность, с которой придется смириться

Примерно такая же ситуация и в религиозном плане идентификации С точки зрения национальной традиции, быть мусульманином - значит принадлежать к коренному населению региона Традиционно не мусульманин не может считаться казахом. Однако большинство казахов не отличаются сильными религиозными устоями, в то же время они не видят себя и путь своего развития без отождествления с исламской культурой и мусульманским миром С другой стороны, сегодня в процессе геокультурной экспансии Европы, а точнее англо-американской культуры, государство старается как можно быстрее привести свое общество под стандарты и дух западной демократии, взращенной на

христианской культуре протестантского реформизма В этих условиях складывается парадоксальная ситуация в сфере организационного поведения, где все явственнее становится движение в направлении приобретения все более и более американизированных черт.

Заимствование чужого опыта Казахстаном, на наш взгляд, может принести отрицательный результат. Это объясняется, с одной стороны, тем, что наш менталитет впитал в себя характерные черты русской ментальности, свойственной ей полярностями, доведением любой ситуации до крайности С другой, от восточной культуры мы впитали форму группового мышления - группизм, а от западной культуры - индивидуализм с присущим ему мировоззрением . Группизм и индивидуализм - два фундаментальных качества, составляющие основу организационного поведения, но именно у нас они входят в противоречие между собой в силу полярности их основ За долгие годы советской власти тенденция развития коллективизма стала определяющей в динамике ментальности народов, населяющих Казахстан В таких условиях индивид мог паразитировать за счет коллектива, искать не тяжелую, но хорошо оплачиваемую работу, хитрить, изворачиваться

Наоборот, люди, пропитанные духом коллективизма, верой в светлые идеалы, работали ради общества, ради коллектива В итоге они оказывались жертвой развивающегося индивидуализма, их менталитет трансформировался Человек, понявший бесполезность своих усилий, начинал лениться, превращался в «винтик». Подобная психология сформировалась в 60-е годы и нашла отражение в теории «Х» Мак Грего-

ра . Она оказалась особенно актуальной для нашей страны, где субъектом организационного поведения стал безынициативный работник . Инициатива стала наказуема, а ее «виновники» наталкивались на недоброжелательное к себе отношение, которое вызывалось самим фактом проявления несанкционированной свыше самостоятельности [3, с. 92].

Таким образом, дилемма «Восток - Запад» в массовом сознании казахстанцев предполагает, что «европейщина» - это соблюдение прав и свобод, это диктатура закона, это свободный труд, гуманное отношение к женщине, технический прогресс, а в термин «азиатчина» вкладывается негативный смысл Но в своем реальном поведении рядовой казахстанец уподобляется человеку, который говорит: «Я иду в душ, хочу смыть с себя азиатчину!» - но при этом он моет только голову, чуть-чуть моется. Это говорит о том, что эта грязь ему приятна, он привык к ней. Марги-нальность сознания и менталитета - вот главная характеристика современного Казахстана

Список литературы

1 . Перуссо Л . Русский вопрос Казахстана? / Л . Перуссо . // Республика. - 2006. - 10 февраля - С 6

2. Языковая политика Казахстана в рамках Гуманитарной корзины ОБСЕ / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. тетй . kz

3. Бутенко А.П. , Колесниченко Ю. В. Менталитет Россиян и евразийство . / А. П . Бутенко, Ю. В. Колесниченко . // СОЦИС. - 1996. -№ 5,- С . 89-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.