Научная статья на тему 'МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. КАСИМОВА)'

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. КАСИМОВА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

181
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА / ГОРОДСКОЙ ОБЪЕКТ / КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марков Роман Евгеньевич

Актуальность исследования обусловлена тем, что город Касимов как представитель малых исторических городов имеет на своей территории множество знаковых мест, а также памятников культуры и истории, заметная часть которых нуждается в восстановлении и реставрации. В данном случае исследование восприятия города его жителями с помощью метода ментальных карт является очень важным для города Касимова, так как в результате его проведения можно будет определить, какие городские объекты вызывают наибольший эмоциональный отклик среди жителей города и почему, а также определить те участки городского пространства, которые не пользуются популярностью у городского населения, что может помочь при дальнейшем благоустройстве города и развитию в нем туризма. Чтобы достигнуть поставленной цели исследования, целесообразным являлось совместно использовать метод письменного интервью и метод ментальных карт как одного из видов социального картографирования. В данной статье описывается ментальный образ города Касимова, содержащийся в сознании его жителей. Приводятся результаты проведенных интервью и применения метода ментальных карт, которые отражают, как именно воспринимают жители Касимова свой город. Определяются конкретные городские объекты, вызывающие наибольший эмоциональный отклик среди жителей города, а также те участки городского пространства, которые по тем или иным причинам не пользуются популярностью у городского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL MAPS AS A TOOL FOR STUDYING THE IMAGE OF THE CITY (ON THE EXAMPLE OF KASIMOV)

The relevance of the study is due to the fact that the city of Kasimov, as a representative of small historical cities, has many iconic places on its territory, as well as cultural and historical monuments, a significant part of which needs restoration. In this case, the study of the perception of the city by its residents using the method of mental maps is very important for Kasimov, since as a result of its implementation, it will be possible to determine which urban objects cause the greatest emotional response among the residents of the city and why, as well as to determine those areas of urban space that are not popular with the urban population, what it can help with further improvement of the city and the development of tourism in it. In order to achieve the goal of the study, it was advisable to jointly use the method of written interviews and the method of mental maps as one of the types of social mapping. This article describes the mental image of Kasimov contained in the minds of its inhabitants. The results of the interviews and the application of the method of mental maps, which reflect exactly how the residents of Kasimov perceive their city, are presented. Specific urban objects that cause the greatest emotional response among city residents are identified, as well as those areas of urban space that, for one reason or another, are not popular with the urban population.

Текст научной работы на тему «МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. КАСИМОВА)»

Культурология Cultural Studies

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-8814-2022-4-6-61-80 УДК 394

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ г. КАСИМОВА)

Роман Евгеньевич Марков

Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина

г. Рязань, Россия roman.markov.2000@mail.ru

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, что город Касимов как представитель малых исторических городов имеет на своей территории множество знаковых мест, а также памятников культуры и истории, заметная часть которых нуждается в восстановлении и реставрации. В данном случае исследование восприятия города его жителями с помощью метода ментальных карт является очень важным для города Касимова, так как в результате его проведения можно будет определить, какие городские объекты вызывают наибольший эмоциональный отклик среди жителей города и почему, а также определить те участки городского пространства, которые не пользуются популярностью у городского населения, что может помочь при дальнейшем благоустройстве города и развитию в нем туризма.

Чтобы достигнуть поставленной цели исследования, целесообразным являлось совместно использовать метод письменного интервью и метод ментальных карт как одного из видов социального картографирования.

В данной статье описывается ментальный образ города Касимова, содержащийся в сознании его жителей. Приводятся результаты проведенных интервью и применения метода ментальных карт, которые отражают, как именно воспринимают жители Касимова свой город. Определяются конкретные городские объекты, вызывающие наибольший эмоциональный отклик среди жителей города, а также те участки городского пространства, которые по тем или иным причинам не пользуются популярностью у городского населения.

Ключевые слова: город, городское пространство, ментальный образ, ментальная карта, городской объект, культура, история

Для цитирования: Марков Р.Е. Ментальные карты как инструмент изучения образа города (на примере г. Касимова) // Культурный ландшафт регионов 2022. Том 4. № 6. С. 61-80. DOI: 10.17748/2686-8814-2022-4-6-61-80

Original article

MENTAL MAPS AS A TOOL FOR STUDYING THE IMAGE OF THE CITY (ON THE EXAMPLE OF KASIMOV)

Roman E. Markov

Ryazan State University named for S.A. Yesenin Ryazan, Russia roman.markov.2000@mail.ru

Abstract: The relevance of the study is due to the fact that the city of Kasimov, as a representative of small historical cities, has many iconic places on its territory, as well as cultural and historical monuments, a significant part of which needs restoration. In this case, the study of the perception of the city by its residents using the method of mental maps is very important for Kasimov, since as a result of its implementation, it will be possible to determine which urban objects cause the greatest emotional response among the residents of the city and why, as well as to determine those areas of urban space that are not popular with the urban population, what it can help with further improvement of the city and the development of tourism in it. In order to achieve the goal of the study, it was advisable to jointly use the method of written interviews and the method of mental maps as one of the types of social mapping.

This article describes the mental image of Kasimov contained in the minds of its inhabitants. The results of the interviews and the application of the method of mental maps, which reflect exactly how the residents of Kasimov perceive their city, are presented. Specific urban objects that cause the greatest emotional response among city residents are identified, as well as those areas of urban space that, for one reason or another, are not popular with the urban population.

Keywords: city, urban space, mental image, mental map, urban object, culture, history - 62 -

For citation: Markov R.E. Mental maps as a tool for studying the image of the city (on the example of Kasimov). Cultural landscape of the regions. 2022. Vol. 4. № 6. P. 61-80 (In Russ.). DOI: 10.17748/2686-8814-2022-4-6-61-80

Введение. Город - «универсальное место, а точнее пространство, в котором генерируются культурные ценности и обычаи, формируются все виды капитала (социального, культурного, экономического и интеллектуального), происходит самореализация и развитие горожан» [1, с. 24]. Городское пространство имеет непосредственное влияние на населяющих его жителей, тем самым формируя в каждом из них определенное восприятие своего города, отношение к нему в целом и к его отдельным частям.

В настоящее время исследования города и городского пространства проводятся представителями различных научных направлений, которые изучают саму сущность города, его структуру, функции, которые он выполняет, особенности производства и функционирования городского пространства. Особый интерес сегодня начинает уделяться изучению восприятия городского пространства его жителями посредством метода ментальных карт. Весомый вклад в развитие данного вопроса внесли такие российские ученые, как Т.В. Субботина, К.П. Глазков, И.И. Митин, Н.Ю. Замятина, Е.А. Гришин, Н.В. Веселкова, а также и зарубежные ученые, а именно К. Линч, С. Милграм и Р. Барт, при изучении работ которых можно сделать вывод, что в каждой ментальной карте находит свое отражение личностное видение, уникальный жизненный мир информантов, которые определяют то, каким они видят свой город, и именно это исследователь должен изучать при использовании метода ментальных карт, чтобы выяснить, как именно город выглядит в глазах своих жителей и какие слабые и сильные стороны он имеет.

Исследование восприятия города его жителями с помощью метода ментальных карт является очень важным для города Касимова, так как в результате его проведения можно будет определить, какие городские объекты вызывают наибольший эмоциональный отклик жителей города и почему. Кроме того, это помогает определить те участки городского пространства, которые по тем или иным причинам не пользуются популярностью у городского населения, что может учитываться при дальнейшем благоустройстве города и развития в нем туризма. Целью исследования являлось изучение образа города Касимова в сознании его жителей посредством ментальных карт.

Вся полученная информация в ходе комплексного анализа ментальных карт жителей Касимова способна помочь в определении сильных сторон и наиболее приоритетных проблем благоустройства города, требующих решения.

Касимов - город на самом северо-востоке Рязанской области. Имеет старинную историю, ведущуюся с XII века, в прошлом носил другие названия - Го-родец Мещерский и Новый Низовый Город. Является административным центром Касимовского района, представляет собой самый крупный его населенный пункт - около 30 тыс. жителей.

Как исторический город с многовековой историей, современный Касимов очень перспективен для развития туристической индустрии. На сегодняшний день здесь сохранились уникальные постройки времен Касимовского ханства, в первоначальном виде существует ансамбль Соборной площади с торговыми рядами, храмы и купеческие особняки. Около сотни городских зданий представляют архитектурный и исторический интерес, из них на государственной охране находятся 62 объекта культурного наследия: 14 имеют статус федерального значения, 26 - регионального, 20 - муниципального. И еще есть 2 объекта археологического наследия федерального значения.

Почти все эпохи исторического развития города оставили свой след в его архитектурных творениях. С образованием татарского царства в городе стали возводиться строения мусульманской архитектуры, некоторые из них сохранились до наших дней, и являются памятниками архитектуры.

С 2015 г. город Касимов входит в перечень исторических поселений федерального значения.

Обзор литературы. Рассмотрим статьи, посвященные методу ментальных карт, с помощью которых можно будет определить, что из себя представляет данный метод, его отличительные особенности, в каких случаях его целесообразно применять и почему его не стоит путать с социальным картированием.

Т.В. Субботина в статье «Ментальное картографирование урбосистем» определяет ментальные карты как построенные на основе субъективного восприятия, отражающего отношение человека к миру и его характеристике, карты. Ментальные карты являются собирательным образом: в них аккумулируется осмысленная репрезентация об окружающем мире, географическом пространстве, их количественных и качественных параметрах и способах фиксации этих представлений [2, с. 49].

В свою очередь, К.П. Глазков в статье «Экскурсия по городу: ментальные карты как инструмент изучения образа города» дает следующее определение ментальных карт: «Ментальное картографирование - интервью с просьбой нарисовать эскизный план города, дать детальное описание нескольких путешествий по городу, перечислить и кратко описать те его части, которые наиболее четко и живо запечатлены в памяти» [3, с. 140].

В другой своей статье «Ментальные карты: способы анализа, погрешность и пространственная метрика» К.П. Глазков определяет ментальную карту как ре-

зультирующую карту, объединяющую индивидуальные зарисовки, скетчи информантов того, как они видят свой город [4, с. 41].

В статье «Ментальные карты: ограничения метода и образ "чужого" в малом городе» все тот же К.П. Глазков утверждает, что ментальные карты - это результат обобщения индивидуальных территориальных образов, запечатленных на бумаге, который позволяет получить обобщенный образ городского пространства, собранный из рисунков группы людей, являющихся его носителями [5, с. 108].

Проблемы ментальных карт в статье «Ментальные карты как инструмент комплексного культурно-географического исследования: анализ подходов» касался И.И. Митин. Он приводит широкое определение ментальных карт - «способ фиксации человеческих представлений о географическом пространстве» [6, с. 22]. Но также в статье было приведено и более узкое понятие ментальных карт за авторством Н.Ю. Замятиной: ментальная карта -«схема пространственных представления индивидов, а также рисунок, отражающий такие представления» [7, с. 250].

В статье «Социальное (ментальное) картографирование: возможности и ограничения метода» Е.А. Гришина определяет ментальные карты следующим образом: ментальные карты - методика, по которой информант рисует образ своего города, соответствующий его представлению и имеющий определенную эмоциональную нагрузку, передающую отношение информанта к изучаемому городскому пространству. Ментальные карты отражают опыт и восприятие индивидами своего городского пространства. Таким образом, отмечает Е.А. Гришина, ментальные карты направлены на изучение пространства образов, представлений, мнений и отношений, они «дают возможность подойти к изучению ценностно-смысловых структур сознания, жизненных миров» [8, с. 273].

Обобщая весь массив приведенных определений ментальных карт, можно сделать вывод, что данный метод представляет собой рисунок местности, который передает опыт информантов и восприятие ими города и изображается непосредственно самими информантами по просьбе исследователя. Ментальные карты имеют двойственный характер: они одновременно являются и исследовательским методом (процесс изображения города информантом в виде вручную нарисованной условной карты), и результатом применения данного метода (сами нарисованные информантами карты). Обычно метод ментальных карт дополняется опросом, интервью, групповым обсуждением получившихся карт или же анкетным опросом.

H.В. Веселкова приводит следующие четыре критерия метода ментальных карт, отличающих их от других схожих методов [9, с. 7-12]:

I. Изучаемые представления визуализированы. Ментальные карты являются самодостаточным эмпирическим материалом, где визуальная составляющая является центральной и приоритетной для исследователя.

2. Ментальные карты визуализируют представления о местности. Чтобы информанты выражали именно свое видение изучаемого городского пространства, необходимо строить выборку на основании отбора информантов по признаку постоянного проживания в городе и длительности проживания в нем.

3. Непосредственным создателем карты является информант. В этом и кроется главное отличие ментальных карт от социального картирования: при методе социального картирования исследователь собственноручно наносит на карту или схему изучаемого места, полученную информацию.

4. Ментальные карты создаются для исследования. Данный критерий позволяет отличать непосредственно ментальные карты от интеллект-карт -техники индивидуального саморазвития, предназначенной для развития памяти, индивидуального самовыражения, дисциплинирования представлений графическим образом. То есть интеллект-карты каждый рисует для собственных нужд и целей, а ментальные карты являются уже методом и инструментом исследования.

Процедура сбора информации при использовании метода ментальных карт выглядит следующим образом: определяется выборка из людей, проживающих в исследуемом городе, их, как правило, собирают в одном помещении, исследователь объясняет им суть исследования, затем им выдаются чистые листы и средства рисования по необходимости (средства рисования могут быть произвольные и не ограничены ручками и карандашами).

Задание, как правило, формулируется просто: информантам просто предлагается нарисовать свой город. Например, С. Милграм в одном из своих исследований просил своих информантов - жителей Парижа - нарисовать карту города с обозначениями всех его элементов, которые только придут им на ум. При этом С. Милграм предупреждал информантов о том, что их карты города должны выражать именно их видение, а не являть собой туристический путеводитель [10, с. 93]. Зачастую также при формулировке задания исследователь просит информантов рисовать карту города именно по памяти.

Такое лишенное подробностей задание отнимает у информантов конкретные указания по его выполнению и заставляет демонстрировать свое личностное восприятие исследуемого города посредством рисования карты произвольным образом.

При анализе полученных ментальных карт можно опираться на подход К. Линча, выделвшего в образе окружения ряд аспектов, которые можно условно разделить на субъектноориентированные (следующие из опыта информанта) и абстрактные, совокупность которых вырисовывает уникальный профиль города таким образом, чтобы получился его «валидный портрет» [9, с. 21].

К субъектноориентированным аспектам, по К. Линчу, относятся [11, с. 20]:

1. Опознаваемость - предполагает различение объекта среди других.

2. Структура - пространственная или формальная соотнесенность объекта с наблюдателем и другими объектами.

3. Значение - объект должен иметь какое-то практическое или эмоциональное значение для наблюдателя.

К абстрактным же аспектам К. Линч относит следующие [11, с. 51-53]:

1. Пути - коммуникации, вдоль которых наблюдатель может перемещаться постоянно, периодически или потенциально (улицы, тротуары, автомобильные дороги, железные дороги и т.д.).

2. Ориентиры - достаточно просто определяемые материальные объекты (здание, знак, памятник, овраг, гора и т.д.).

3. Границы - элементы окружения в городском пространстве, которые информант не использует в качестве путей и не рассматривает их в этом качестве. Границами могут быть легко или трудно преодолимые барьеры, отгораживающие один район от другого (берега, края жилых районов, стены и т.д.).

4. Узлы - это места или стратегические точки города, в которые информант может свободно попасть, фокусирующие пункты, к которым и от которых он может свободно двигаться. Узлы могут быть также местами максимальной концентрации каких-то функций или особенностей облика (перекрестки, слияния путей, кафе, площадь).

5. Районы - части города, обладающие каким-то общим отличительным характером. Большинство людей упорядочивают свой город по районам с большей или меньшей четкостью, и вопрос о том, пути или районы являются доминантными элементами, решается индивидуально, что зависит не только от личности, но и от характера каждого города.

Методы исследования. В исследовании были применены следующие взаимосвязанные методы:

1. Метод ментальных карт - рисунок местности, который передает опыт и восприятие города информантами и изображается непосредственно ими самими по просьбе исследователя (рисунок 1).

Рисунок 1. Ментальная карта жителя Касимова Figure 1. Mental map of a resident of Kasimov

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article.

2. Метод письменного интервью - метод исследования, представляющий собой анкету с заранее подготовленными открытыми вопросами, в рамках которого информант письменно отвечает на поставленные вопросы в свободной форме.

Исследование проводилось индивидуально с каждым информантом. Каждому предоставлялись анкеты с вопросами интервью, на которые он отвечал письменно без вмешательства интервьюера. В рамках письменного интервью информантам задавалось семь вопросов, выявляющих отношение жителей Касимова к своему городу:

1. «Напишите Ваш пол, возраст, род занятий и сколько лет Вы проживаете в городе Касимове» - с помощью данного вопроса определяются социально-демографические характеристики информантов.

2. «Пожалуйста, перечислите известных (знаменитых) людей Касимова» -с помощью данного вопроса определяются культурные и исторические познания касимовцев относительно своего города.

3. «Чем может гордиться житель Касимова?» - ответы на данный вопрос определяют положительные черты, отличающие город Касимов от других.

4. «Какие объекты - здания, улицы, виды - являются знаковыми для Касимова, по Вашему мнению?» - ответы на данный вопрос определяют отличительные черты вообще города Касимов по отношению к другим городам.

5. «Есть ли у Касимова дурная слава, негативная репутация? В чем она заключается?» - с помощью данного вопроса определяются негативные отличительные черты города Касимова по отношению к другим городам.

6. «Что для Вас является символом (символами) Касимова?» - с помощью данного вопроса определяются отличительные знаки, образы города, с которыми он ассоциируется у его жителей.

7. «Какие места "для своих", значимые для касимовцев и неочевидные для туристов, Вы можете назвать?» - с помощью данного вопроса устанавливаются городские места, которые посещаются или используются в основном его жителями, но при этом игнорируются туристами, посещающими Касимов.

По завершении письменного интервью информантам предлагается составить ментальную карту своего города. Текст задания является следующим: «По памяти на обратной стороне анкеты изобразите карту Касимова, невзирая на ограничения Ваших знаний и способностей к рисованию и показывая все, что вы считаете важным. По желанию Вы можете оставлять пояснения к Вашей ментальной карте». В ходе данного задания можно будет установить, какие объекты, районы города находят отражение в сознании касимовцев, какие элементы города кажутся им важными и неважными (как правило, такие объекты не отмечаются на ментальных картах или сопровождаются пояснительными надписями) и какие ассоциации и эмоции возникают у жителей Касимова в отношении их города.

Исследование проводилось среди жителей города Касимова. Всего в исследовании приняли участие 134 касимовца - 71 женщина и 63 мужчины. Выбранные информанты являются представителями достаточно разнообразных видов деятельности. В выборку вошли: школьники (38 информантов) - 28%, студенты (40 информантов) - 30%, работающие люди (44 информанта) - 33%, пенсионеры (12 информантов) - 9%.

Метод сбора выборки - «снежный ком», суть которого заключается в том, что отбор всех последующих респондентов осуществляется на основе ссылки на них со стороны первоначально отобранных респондентов.

Результаты. По итогам анализа полученных письменных интервью были сделаны следующие выводы.

Для касимовцев главными известными личностями города являются академик, изобретатель ракетно -космической техники Владимир Федорович Уткин, которого знает почти каждый житель города, а также в основном деятели культуры, связанные с литературным творчеством (Леонид Антонович Малюгин, Анна Васильевна Ганзен, Борис Леонидович Пастернак, Евгений Федорович Маркин). О каждом из них - главных известных личностей в городе Касимове - жителям напоминают объекты и места, связанные с ними, что способствует закреплению памяти о культурном и историческом наследии, которое несут жители города (Библиотека № 1 им. Л.А. Малюгина, Музей Анны Ганзен, «Дом Пастернака» (Кауфмана), мемориальная доска на доме, где жил и работал Е.Ф. Маркин).

Анализ полученных ответов жителей Касимова на вопросы интервью позволяет сделать вывод, что культурное и историческое наследие Касимова является очень богатым, что вызывает искреннюю гордость у касимовцев, которая была непосредственно отражена в их интервью. За 870 лет своего существования город был несколько раз сожжен, разорен, тем не менее, он продолжал успешно развиваться как торгово-промышленный город, обогащать свою культуру русскими и татарскими традициями, тем самым создавая самобытный и достаточно крепкий симбиоз двух культур. Богатая история города способствовала образованию множества памятников культуры и истории на его территории, насчитывающих более полусотни памятников архитектуры и культурных объектов, некоторые из которых относятся к XII - XIII вв. Все это выгодно выделяет Касимов среди других малых исторических городов и хорошо объясняет, почему жители Касимова положительно отзываются о своем городе.

Главным знаковым местом для города Касимова, по мнению его жителей, является улица Советская, которая простирается от микрорайона Черемушки до самого центра города и на которой распологается основной массив необходимых для жителей магазинов, городских учреждений (здание администрации города, здание ЗАГСа, часть городских музеев и многих других учреждений). Чаще всего жители города при упоминании данной улицы имеют в виду конкретный ее отрезок, начинающийся у бывшего здания магазина «Радиоузел» и заканчивающийся Кафедральным Вознесенским собором. И уже на данном участке кипит большая часть жизни города Касимова - люди гуляют около памятника погибшим воинам и мемориала «Герои СССР», представляющего собой барельеф с изображением Героев Советского Союза, мемориала, который они также активно называли знаковым местом Касимова из-за его знаковости для жителей горо-

да и гордости за героические подвиги своих земляков и родственников во время Великой Отечественной войны. Касимовцы также посещают многочисленные магазины, расположенные на данном участке улицы, и, конечно же, фотографируют множественные памятники культуры и истории, расположенные как на самой описываемой улице, так и на смежных с ней. Именно из-за сосредоточения значительной части городской жизни на данной улице жители Касимова и называют ее главным знаковым местом для их города.

Также одним из главных знаковых мест, отличающих Касимов от других городов, по мнению жителей Касимова, является уже упомянутый ранее Кафедральный Вознесенский собор - один из первых храмов в России, построенных в стиле эклектики.

Помимо уже упомянутых улицы Советской и Кафедрального Вознесенского собора, информанты активно выделяли в качестве знакового места города Ханскую мечеть - памятник архитектуры конца XVIII в., сооруженную на старом основании XV в. с минаретом XV в., который сохранился до наших дней без существенных изменений.

Как бы то ни было, но город Касимов имеет определенную дурную славу. И главная причина, по мнению жителей, ужасное состояние автомобильных дорог. Данную проблему города действительно трудно не заметить. Жители города постоянно сталкиваются с проблемой плохих дорог, передвигаясь по городу на общественном транспорте, а также на автомобилях, но даже необязательно передвигаться по дорогам на автомобиле, чтобы видеть, в каком плохом состоянии находятся дороги города. Но помимо дорог свой вклад в формирование дурной славы, по мнению жителей города, активно вносят наличие мусора на улицах Касимова и плохое состояние тротуаров, за исключением центральной части улицы Советской и улицы Ленина. Все это сильно беспокоит касимовцев.

Но описанные выше негативные явления в городе не мешают положительным ассоциациям жителей, которые он вызывает: даже несмотря на то, что при ответе на вопрос «Что для Вас является символом (символами) Касимова?» касимовцы могли приводить как положительные, так и отрицательные символы Касимова, они предпочитали отмечать именно положительные, тем самым демонстрируя свою любовь к городу.

Таким образом, получилось, что в первую очередь город Касимов ассоциируется у его жителей с Кафедральным Вознесенским собором, что можно объяснить его расположением в самом центре города, из-за чего он практически всегда остается на виду, а также тем, что касимовцы активно посещают его, особенно во время православных праздников и церковных служб.

Также, подтверждая факт органичного переплетения русской и татарской культур, жители Касимова видят символом города и Ханскую мечеть, которая хоть и не находится у всех на виду из-за своего расположения, но тем не менее многие жители Касимова любят прогуливаться около нее, посещать башню минарет, чтобы окинуть взглядом всю панораму города, как уже было упомянуто.

Затрагивая тему так называемых мест «для своих», значимых для каси-мовцев и неочевидных для туристов, информанты наиболее часто упоминали Центр культурного развития, в котором регулярно проводятся культурно-досуговые, культурно-развлекательные, образовательные и спортивные мероприятия с участием как жителей города, так и туристов; мемориал «Герои СССР», находящийся на улице Советской, благодаря чему он находится на виду у каждого, кто оказывается непосредственно в центре города.

А туристы имеют обыкновение знакомиться с городом начиная с его цени и /*—' и / "1—ч

тра, по крайней мере, прибывая в город в первый раз (из-за этого мемориал «1 е-рои СССР» трудно назвать местом «для своих», он хотя и является значимым для касимовцев, но неочевидным для туристов); улицу Набережная, являющуюся для большинства туристов летнего периода первым местом при посещении Касимова. Так как в это время в город они чаще всего прибывают на пароме, благодаря чему Касимов встречает туристов с самого начала именно Петровской заставой, состоящей из двух ампирных колонн, увенчанных чугунными полушариями, на которых находятся двуглавые орлы (данный факт тоже не способствует наделению улицы Набережной статуса места «для своих»); Пионерский парк, располагающийся в непосредственной близости к гостинице «Касимов», в которой часто располагаются гости города, зачастую предпочитающие после или же во время прогулки по городу отдохнуть на свежем воздухе, из-за чего его также нельзя в полной мере назвать местом «для своих».

Тип карт. Полученные в ходе исследования ментальные карты жителей Касимова можно условно разделить на две группы:

1. Карты района - на ментальной карте изображен какой-либо конкретный район или несколько районов города без попытки обозначить общий план города (рисунок 2).

Рисунок 2. Ментальная карта района Figure 2. Mental map of the area

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article.

2. Карты общего плана города - ментальные карты, охватывающие максимально возможную площадь города, на которых, как правило, изображаются дороги, улицы, районы города, различные первостепенные и второстепенные, по мнению информантов, объекты (рисунок 3).

Рисунок 3. Ментальная карта общего плана города Figure 3. Mental map of the general city plan

Источник: составлено автором научной статьи Source: compiled by the author of the scientific article.

Эмоционально значимые для горожан объекты. При внимательном изучении полученных ментальных карт можно заметить, что подавляющее большинство эмоционально значимых объектов для касимовцев представляют собой следующее:

- места рекреации (Кафедральный Вознесенский собор, Ханская мечеть, парк ЦКР, Пионерский парк, Пушкинский парк);

- места проведения досуга или занятия собственным хобби (ТЦ «Крот-берс», музей «Русский самовар», ФСК «Лидер»);

- учебные заведения (Касимовский нефтегазовый колледж, Касимовский техникум водного транспорта, Школа № 1, музыкальная школа);

- памятники культуры и истории (мемориал «Герои СССР», дом Алянчи-ковых, дом Баркова, памятник В.Ф. Уткину);

- улицы (улица Набережная, улица Советская), на которых жители города проводят зачастую большую часть свободного или же рабочего времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Границы, ориентиры, пути, узлы и районы. На полученных ментальных картах информантов хорошо видно, что главной границей города Касимова является река Ока, на левом берегу которой он расположен. Другими границами, встречающимися в основном в ментальных картах группы «Общий план города», являются микрорайон Сиверка, расположенный в северо -западной части города, микрорайон Лесок, лежащий в его северо-восточной части, и микрорайон Черемушки - в восточной части.

Что касается путей, то их роль в ментальных картах информантов играли улицы города, главными из которых для касимовцев являются Советская, 50 лет СССР, Набережная и Ленина. Данный факт легко можно объяснить тем, что на этих улицах сосредоточено большинство важных для касимовцев объектов, как, например, мемориал «Герои СССР» и парк ЦКР, расположенные на улице Советской, или же купеческие усадьбы и пристань, находящиеся на улице Набережной. На улице Ленина расположены Пионерский парк и ФСК «Лидер», где жители города постоянно отдыхают и проводят свой досуг, на улице 50 лет СССР расположено множество жилых домов, в которых проживает значительная часть населения города Касимова (рисунок 4).

Рисунок 4. Пути города Figure 4. Ways of the city

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article.

Анализ районов, выделенных жителями Касимова в своих ментальных картах, дополнительно подтверждает вывод о том, что основная жизнь, как деловая, так и рекреационно-досуговая, сосредоточена в центре города, так как его в своих ментальных картах изобразил практически каждый информант (93%). Помимо непосредственно центра города информанты также часто отмечали в своих ментальных картах микрорайоны Черемушки, Фабрика, Сиверка, Лесок, Приборные дома, Затон, Приокский (рисунок 5).

Рисунок 5. Районы города

Figurе 5. Districts of the city

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.

Ориентирами в городе Касимове выступают, по мнению его жителей, по меньшей мере 116 объектов самого различного характера - здания, постройки, памятники, места, знаки и прочие объекты городского пространства, которым они не придают особого значения. Они не вызывают сильного эмоционального отклика или каких-либо ассоциаций (Соборный парк, Центральный рынок, площадь Ленина, музей «Русский самовар», Пушкинский парк, дом Алянчиковых). Основная масса ориентиров сосредоточена в центральной части города, где жители проводят большую часть времени (рисунок 6).

Рисунок 6. Ориентиры города Касимова Figure 6. Kasimov landmarks

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article.

Таким образом, можно сделать вывод, что границы города, по мнению жителей Касимова, сосредоточены на реке Оке, в микрорайонах Сиверка, Черемушки, Лесок и улице Набережной. Главными путями для касимовцев являются улицы Советская, 50 лет СССР, Набережная и Ленина, на которых разворачивается основная городская жизнь. Главным же районом для касимовцев является центр города, без обозначения которого не обходилась почти ни одна ментальная карта. В центре города сосредоточено наибольшее количество ориентиров. Главные же «узлы» в городе сосредоточены на пересечении его улиц.

Анализ ментальных карт информантов позволил составить обобщенную карту города Касимова, где были изображены самые часто упоминаемые объекты города, на основе которой можно сделать вывод, что главной особенностью города Касимова является то, что его образ у касимовцев строится только лишь на основании центральной его части (рисунок 7).

Рисунок 7. Обобщенная ментальная карта города Касимова Figure 7. Kasimov's generalized mental map

Заключение. Таким образом, полученные результаты исследования позволяют сделать вывод, что образ города Касимова в сознании его жителей имеет положительный окрас. Жители Касимова гордятся его богатой историей и культурным наследием, органично сочетающим в себе элементы русской и татарской культур и сохранившимся до настоящего времени. Но нельзя не отметить ограниченность образа города Касимова его центральной частью, на которой отмечалась большая часть как знаковых объектов города, отличающих его от других городов, так и главных символов города.

Исследование показало, что многие важные для Касимова с точки зрения его благоустройства и развития туризма объекты не попали в ментальные карты горожан. Представляется, что это связано со слабой информированностью о своем городе, о переменах, которые в нем происходят. Наблюдается незаинтересованность горожан в решении проблем благоустройства города и взаимодействия органов местного самоуправления с жителями города.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анисина Е.А. Влияние горожан на социокультурное пространство города: преемственность традиций / Е.А. Анисина // Феноменология города: Философские vs. исторические аспекты: Мат-лы Всерос. (с междунар. участием) междисцип. науч.-теор. семинара, Череповец, 28-30 июня 2019 г. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2019. С. 23-29.

2. Субботина Т.В. Ментальное картографирование урбосистем /

Т.В. Субботина // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 11 (101). С. 44-50.

3. Глазков К.П. Экскурсия по городу: ментальные карты как инструмент изучения образа города / К.П. Глазков // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 5 (117). С. 136-151.

4. Глазков К.П. Ментальные карты: способы анализа, погрешность и пространственная метрика / К. Глазков // Социология власти. 2013. № 3.

С. 39-56.

5. Глазков К.П. Ментальные карты: ограничения метода и образ «чужого» в малом городе / К.П. Глазков // Laboratorium. 2015. № 7 (3). С. 106-117.

6. Митин И.И. Ментальные карты как инструмент комплексного культурно -географического исследования: анализ подходов / И.И. Митин // Географический вестник: экономическая, социальная и политическая география. 2018. № 4 (47). С. 21-33.

7. Замятина Н.Ю. Ментальная карта: материал к словарю гуманитарной географии / Н.Ю. Замятина // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах. Вып. 5. - М.: Институт Наследия, 2008. -С. 250-253.

8. Гришина Е.А. Социальное (ментальное) картографирование: возможности и ограничения метода / Е.А. Гришина // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 4-2 (10). С. 272-277.

9. Веселкова Н.В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования / Н.В. Веселкова // Социология: 4М. 2010. № 31. С. 5 -29.

10. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. 3-е междунар. изд-е / С. Милграм. СПб.: Питер, 2000. 336 с.

11. Линч К. Образ города / К. Линч. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.

REFERENCES

1. Anisina E.A. Vliyaniye gorozhan na sociokultumoye prostranstvo goroda: preemstvennost tradicij [The influence of citizens on the socio-cultural space of the city: the continuity of traditions]. Fenomenologiya goroda: Filisofskiye vs. istoricheskiye aspecty: Materialy Vserossiyskogo (s mezhdunarodnym uchasti-em) mezhdisciplinarnogo nauchno-teoreticheskogo seminara, Cherepovets, 2830 iyunya 2019 goda. Cherepovets: Cherepovets State University. 2019. PP. 2329. (IN Russ.).

2. Subbotina T.V. Mentalnoye kartografirovanie urbosistem [Mental mapping of urban systems]. International Research Journal. 2020. No. 11 (101). PP. 44-50. (In Russ.).

3. Glazkov K.P. Erskursiya po gorodu: mentalnyie karty kak instrument izucheni-ya obraza goroda [City tour: mental maps as a tool to study a city image]. Monitoring obshestvennogo mneniya. 2013. No. 5 (117). PP. 136-151.

(In Russ.).

4. Glazkov K.P. Mentalnye karty: sposoby analiza pogreshnost I prostranstvenna-ya metrika [Mental maps: methods of analysis, error and spatial metric]. Sociologia vlasti. 2013. No. 3. PP. 39-56. (In Russ.).

5. Glazkov K.P. Mentalnye karty: ogranicheniya metoda I obraz «chuzhogo» v malom gorode [Mental maps: limitations of the method and the image of a "stranger" in a small town]. Laboratorium. 2015. No. 7 (3). PP. 106-117. (In Russ.).

6. Mitin I.I. Mentalye karty kak instrument kompleksnogo kulturno-geograficheskogo issledovaniya: analiz podhodov [Mental maps as an instrument of complex cultural geographical research: the analysis of approaches]. Geographical bulletin. 2018. No. 4 (47). P. 21-33. (In Russ.).

7. Zamyatina N.Yu. Mentalnaya karta: material k slovaryu gumanitarnoy geografii [Mental map: material for the dictionary of Humanitarian Geography]. Gumani-tarnaja geografija: Nauchniy i kulturno-prosvetitelniy almanah, issue 5. Moscow: Heritage Institute. 2008. PP. 250-253. (In Russ.).

8. Grishina E.A. Sotsialnoe (mentalnoe) kartografirovanie: vozmozhnosti I ogranicheniya metoda [Social (mental) mapping: possibilities and limitations of the method]. Vestnik RGGU. Seria «Filosofiya. Sotsiologia. Iskusstvovedeniye». 2017. No. 4-2 (10). PP. 272-277. (In Russ.).

9. Veselkova N.V. Mentalnye karty goroda: voprosy metodologii I praktika ispol-zovaniya [Mental maps of the city: methodology issues and usage practice]. Sociology: 4M. 2010. No. 31. PP. 5-29. (In Russ.).

10. Milgram S. Experiment v sotsialnoy psihologii [Experiments in Social Psychology]. Saint-Petersburg: Peter Publishing House, 2000. 336 p. [ru; en].

11. Lynch K. Obraz goroda [The Image of the City]. Moscow: Stroyizdat, 1982. 328 p. [ru; en].

Информация об авторе: Марков Роман Евгеньевич, магистрант 1 курса обучения направления подготовки «Социология», Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань, Рязанская область, Россия ORCID ID: 0000-0002-2748-1831 Research ID: rid37799 E-mail: roman.markov.2000@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Markov Roman Evgenievich, master's student of the

1st year of study in the field of "Sociology",

Ryazan State University named for S. A. Yesenin,

Ryazan, Ryazan region, Russia

ORCID ID: 0000-0002-2748-1831

Research ID: rid37799

E-mail: roman.markov.2000@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 18.11.2022 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 23.12.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.12.2022

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests

© Марков Р.Е. 2022 © «Культурный ландшафт регионов». 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.