Научная статья на тему 'Ментально-миссионное направление в образовании'

Ментально-миссионное направление в образовании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
364
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / МЕНТАЛИТЕТОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГЕМА / МИССИЯ СЛУЖЕНИЯ / МЕНТАЛЬНО-МИССИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ / MISSION / MENTALITY / MENTALOGY / IDEOLOGEM / MISSION OF SERVICE / MENTAL-MISSION TREND IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белкин Август Соломонович, Сутырина Татьяна Анатольевна

Рассматривается сущность нового ментально-миссионного направления в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL-MISSION TREND IN EDUCATION

This article reveals the essence of a new mental-mission trend in education.

Текст научной работы на тему «Ментально-миссионное направление в образовании»

ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.013 ББК Ч31

А. С. Белкин, Т. А. Сутырина

Екатеринбург

МЕНТАЛЬНО-МИССИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

ГСНТИ 14.25.05 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: миссия; менталитет; ментальность; менталитетология; идеологема; миссия служения; ментально-миссионное направление в образовании.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается сущность нового ментально-миссионного направления в образовании.

A. S. Belkin, T. A. Sutyrina

Ekaterinburg

MENTAL-MISSION TREND IN EDUCATION

KEY-WORDS: mission; mentality; mentalogy; ideologem; mission of service; mental-mission trend in education.

ABSTRACT. This article reveals the essence of a new mental-mission trend in education.

Для русской педагогической мысли характерно понимание приоритета духовного начала человека.

Без этого аспекта воспитательная работа теряет всякий смысл. Педагогика не только априори гуманна, она еще и «способствует возвышению души и духовности человека» [1. С. 103]. И это положение больше всего получило свое подтверждение в том, что мы называем миссией.

В настоящее время в научной литературе наметились два направления в трактовке этого понятия. «В основе первого — традиционное понимание слова «миссия», основа же второго — менеджерское его прочтение», — пишет польский исследователь Ю. Яблецка [14. С. 3—15].

К сожалению, традиционное значение этого понятия выхолощено употреблением его в менеджменте и пред© Белкин А. С., Сутырина Т. А., 2011

принимательской деятельности (с 2000 г. понятие «миссия» активно используется в лексиконе бизнеса). Это понятие становится «модным», слоганом, джин-глом и, как результат, аксиологическое значение его теряется.

В. Я. Смерек в статье «Что такое миссия и кому она нужна?» [8] утверждает, что «миссия — одно из самых дискуссионных понятий в современном управлении. Некоторые гуру-консультанты говорят, что миссия — это то, без чего любая организация не может стать успешной. Другие, например, Д. Траут и С. Рывкин [12] пишут: «Миссия организаций — не более чем лишняя путаница, а шумиха вокруг корпоративных миссий и видения очень напоминает восхищение толпы новым платьем голого короля». Третьи исследователи предлагают для нужд стратегического анализа и планирования вместо «мис-

сии» использовать понятие «бизнес-идея». Четвертые заявляют, что потребность в формировании собственной миссии возникает не больше чем у 20% бизнес-организаций.

Как видим, споры вокруг понятия идут достаточно острые, далеко не шуточные. Одних только определений миссии в бизнесе Смереком выделено около ста: 1. Миссия — это главная суперцель, предназначение системы; 2. Миссия — это общая цель деятельности организации; 3. Миссия — это кредо, цели, философия, ценности, принципы или, проще, описание нашего бизнеса; 4. Миссия — взгляд на бизнес в долгосрочной перспективе; 5. Миссия — это то, что интегрирует, организует и вдохновляет; 6. Миссия — это магистральное направление развития организации на 50—100 лет, выраженное в качественных категориях; 7. Миссия — это то, кем мы можем быть, а не то, кем и чем мы хотим быть; 8. Миссия — это основная философия, доктрина и парадигма существования компании и т. д.

К этим основным Смерек добавляет еще определения, которые, на его взгляд, «уточняют и расширяют существующие, позволяют рассмотреть разные грани такого сложного понятия, как «миссия». Мы же считаем, что лишь немногие из 100 предложенных определений действительно уточняют уже имеющиеся (условно отнесем их к 1 группе); вторая группа своей метафоричностью искажает аксиологическую сущность понятия «миссия», выхолащивает ее значимость; третья группа, самая многочисленная, раскрывает истинное предназначение компании, бизнеса, хотя авторы хотят скрыть ее за «красивыми» фразами. Итак,1 группа: миссия — это мост между прошлым, настоящим и будущим; это мечта, вера и надежда организации; это штурм будущего; 2 группа: миссия — это Сократ организации; Дао организации; властелин целей; мантра для персонала организации; выражение «Эго» организации; это входной билет в будущее; царь, идол и бог для компании; это «Заир» (по П. Коэльо) для стратегических менеджеров; это увеличительное стекло, которое собирает воедино все разбро-

санные по организации инициативы; это попытка структурировать хаос; это таран, которым организация пронзает будущее; это ледокол, который прокладывает путь к успеху; это креатив, интеллект, упорство; укротитель сложности; это плод от скрещивания мечты со здравым смыслом; краткое поэтическое и героическое описание бизнеса; ребенок, рожденный от контактов консультантов, менеджеров и сотрудников организации; попытка осознать неосознанные процессы; это третий глаз для менеджмента; нить Ариадны, ведущая к успеху и т. д.; 3 группа: миссия — это очередная выдумка и дополнительный заработок консультантов; пустая трата времени; усложнение деятельности организации; использование колдовства и шаманства в бизнесе; это оксюморон, составленный из противоположных интересов заинтересованных лиц организации; декларация своей «пушистости» и «крутости» перед обществом; это шоколадная конфетка для менеджмента; это шоу консультантов; политика; «навар» организационных процессов; суп целей, инициатив и красивых слов; это кипящий бульон амбиций, фантазий и веры менеджмента; навязчивая идея в бизнесе; красавица стратегического менеджмента; кутюрье корпоративной культуры; это большая надежда в плохой ситуации; это силомер амбиций. Нижеприведенные примеры, на наш взгляд, доказывают, что для многих, даже достаточно известных на рынке компаний употребление понятия «миссия» является избыточным, это, скорее, цель, задача, смысл деятельности. И слово «миссия», таким образом, теряет свое высокое значение, выхолащивается. Например, миссия «Мак Доналде» — «Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов»; миссия «Avis rent-a-car» — «Наш бизнес — сдача автомобилей в аренду. Наша миссия — абсолютное удовлетворение клиента», миссия Bristol-Myers Squibb — «Улучшать качество жизни с помощью высококачественных санитарно-гигиенических средств». Миссия компании УралТвердоСплав (Екатеринбург) — «Удовлетворять потребности любого

Клиента, предлагая широкий ассортимент качественной продукции», и т. д.

Но можно выделить еще одну группу определений, которые раскрывают то высокое, социально значимое, гуманистическое, аксиологически выверенное значение понятия, которое помогает нам раскрыть сущность миссии в образовании: «миссия — это главный критерий оценки необходимости всех действий, совесть прошлого и глаза будущего; это главная суперцель, предназначение системы, которая одновременно является для нее ориентиром, призывом и мотиватором к действиям; это видение своего предназначения в рамках общества; основной смысл существования; это «национальная идея» организации; это основная идеология организации; это признак зрелости и профессионализма; индикатор всей деятельности». Например, миссия ИКЕА — изменить к лучшему повседневную жизнь людей, это посильная помощь в создании мира, где больше заботятся друг о друге, окружающей среде и ресурсах Земли. Миссия великого Уолта Диснея звучала просто: «Каждый

американец в течение своей жизни сохранит для себя мир детства и сказки». В. Я. Смерек считает, что для человека вполне корректными будут следующие миссии: «Всегда откликаться на помощь людям», «Посвятить свою жизнь творчеству», «Быть заботливым семьянином» и т. д. В качестве еще одного примера можно привести строки из стихотворения В. Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»: ...Темно свинцовоночие, / и дождик /толст, как жгут,

/ сидят / в грязи / рабочие, / сидят, / лучину жгут. .Свела/промозглость /корчею — / неважный / мокр / уют, / сидят / впотьмах / рабочие, подмокший/хлеб / жуют.

Сливеют / губы / с холода, / но губы / шепчут в лад: / «Через четыре / года / здесь / будет / город-сад!»

Строители города живут в тяжелейших условиях, но состояние их духа высоко: они уверены, что терпят лишения не зря, понимают свое предназначение, свою миссию — построить «город-сад».

Каким же образом понятие «миссия» связано с образованием?

В монографии «Ментально-мис-сионное направление в образовании» обходимые положения, имплицитно доказывающие актуальность избранной проблемы:

1) определение идеологии образования, под которой имеется в виду ответ на два главных вопроса: во имя чего, т. е. какова генеральная цель образования и в чем конечный смысл деятельности субъектно-образовательного процесса на различных стадиях его становления.

Вызывает большое сомнение формулировка, в которой звучат ответы на указанные выше вопросы идеологемы, а именно:

— «формирование конкурентоспособной личности...»;

— «формирование личности с высокими потребительскими качествами»;

— «формирование личности специалиста с высокими мобилизационными способностями в современных социально-экономических условиях» и т. п.;

2) выявление смысла образования, главной его цели — формирования (воспитания) личности, подготовленной на всех уровнях образованности (сознания, чувств, поведения) к исполнению самой главной своей миссии — служению своему долгу (гражданскому, профессиональному, семейному и т. п.), своему призванию, готовой и подготовленной не просто работать, а именно служить в самом высоком и благородном смысле этого слова;

3) идея служения не нова, ее истоки лежат в глубинах многовековой истории общества и образования. Наиболее емкое и адекватное отражение она нашла в таких категориях, как миссия, миссионерство, мессия.

Именно образование наиболее полно, интегративно содержит практически все дефиниции понятия «миссия», а сущность реализации всех функций данной категории мы условно определяем как ментально-миссионное направление;

4) именно в данном направлении образования наиболее полно отражается его гуманистическая, демократиче-

ская, альтруистическая сущность, обеспечивающая поступательное и прогрессивное развитие общества, создающее основу для определения ведущей национальной идеи; высокий моральный этический уровень общественного сознания;

5) в изложении содержания мен-тально-миссионного направления образования использован эксклюзивный многомерно-голографический подход. Суть его заключена в следующем:

— рассмотрение его сущности с позиций семантики, теологии, научной и педагогической антропологии;

— введение дифференциации понятий: миссионная направленность личности, миссионная направленность деятельности, миссионная направленность среды;

— наиболее полно голографический подход отражается в трактовке таких понятий, как образование, духовность, менталитет, миссия, благотворительность, меценатство и т. п.

Образовательные дефиниции рассматриваются с четырех обязательных позиций: философской, социально-педагогической, социально-психологической, профессионально-педагогической и на двух уровнях: обыденного и научно-педагогического сознания;

6) защита идеологемы образования, в которой актуализируются фундаментальные гуманистические идеи педагогики, теории и практики образования, имеющие начало едва ли не с библейских времен, придающие образовательному процессу не только общечеловеческий смысл, но и истинную духовность.

Обратимся, в первую очередь, к традиционному пониманию определения «миссия»: это понятие соотносится с благотворительной некоммерческой или религиозной деятельностью, с деятельностью, не связанной с получением практической выгоды.

Но есть и другие:

— миссия — с позиций дипломатии означает представительство государства на территории других государственных образований, во главе которого стоит посланник;

— миссия — отдельное лицо или группа лиц, направленная на вы-

полнение определенных поручений, облеченная соответствующими полномочиями;

— миссия — поселение христианских проповедников для распространения идей и обращения в христианство (или других конфессий).

Данные определения можно условно обозначить понятиями: представительство, уполномочивание, распространение.

В образовании привычно определение цели. Оно достаточно полно и всесторонне рассмотрено (целеполагание и целеобразование, цели обучения, воспитания и т. д.). Миссия же требует своего толкования. Если цели носят социально, личностно, временно обусловленный характер, выражают общую устремленность, требуют каких-либо ресурсов: материальных, виртуальных, духовных и т. д., то миссия или есть, или ее нет. Она не имеет материального обеспечения, временной привязки («с завтрашнего дня моя миссия будет заключаться в.»). Миссия — это всегда однонаправленный процесс: от себя к другому — человеку, ребенку, обществу, государству, миру. Миссия не требует вознаграждения, миссия — это когда отдают, не только не требуя награды, а даже и не предполагая ее.

Логика рассуждений невольно выводит еще на одно понятие, требующее достаточно точного определения с позиции миссионного подхода. Речь идет о понятии «мессия» (лат. ‘избавитель, спаситель’). Несмотря на теологический генезис данного понятия, его вполне можно (даже без редукции, т. е. перевода в более упрощенную трактовку) соотнести с функциями, сущностью образовательного процесса.

Суммируя все вышеизложенное, мы утверждаем, что образовательному процессу присущи все перечисленные дефиниции и соответствующие им функции. Образовательный процесс — это представительство государства; полномочный посланник общества; распространитель идей просвещения, воспитания, обучения в духе «разумного, доброго, вечного»; спаситель, защитник душ во всех сферах социальной и духовной жизни общества, семьи, лич-

ности от невежества, агрессии, человеконенавистничества и пр.

Именно исходя из этого высокого определения, была сформулирована миссия УрГПУ, которая заключается в воспитании и развитии социально и профессионально компетентной личности, подготовке творчески мыслящих специалистов, способных пополнить и повысить интеллектуальный потенциал России на основе оптимального сочетания фундаментального университетского образования с практикоориентированной профильной подготовкой и с учетом требований времени.

Объединяя указанные выше определения: ответственное задание, поручение, выполнение которого подразумевает бескорыстную деятельность, спасение, защиту, — мы возвращаем понятию «миссия» его высокие ценностные значения.

Понятия «служение», «предназначение», «спасение», включенные в единый контекст, составляют синонимический ряд с понятием «миссия» и определяют конечный результат такого рода деятельности — достижение высшей цели. В глобальном отношении высшей целью может выступать только благо человека или человечества, поэтому миссия связана с гуманистической деятельностью во имя блага человека.

Второе ключевое понятие, характеризующее новое направление, получающее сегодня в образовании приоритетное начало, это «менталитет».

В научный оборот понятие «менталитет» было введено во второй половине XIX в. для обозначения фундаментальных и глубинных установок сознания, имеющихся у больших масс людей, народов. В России же оно стало употребляться с конца XX в. для обозначения феномена, присущего всей нации и определяющего ее характер. Поэтому становится очевидным современный интерес к данному понятию и времени его возникновения: к 90-м гг. прошлого столетия, периоду коренных социальных, политических, экономических изменений, поисков новых смыслов жизни общества. И, что самое главное, это понятие начинает использоваться в образовании, что можно объяснить по-

пыткой найти тот стержень, то общее и, может быть, единственное, чем можно объяснить происшедшее, происходящее и сделать прогноз на будущее всего общества и каждой личности в отдельности.

Таким образом, понятие «менталитет» имеет достаточно давнюю историю употребления. Однако многими исследователями подчеркивается некая его неопределенность, расплывчатость, многозначность [8]. Впрочем, в этом же видят ученые и сильные стороны проблемы: ее многогранность и смысловое богатство.

Действительно, каждый исследователь менталитета подразумевает нечто, отражающее исследуемую проблему, объясняющее тот феномен, который является предметом изучения, но в то же время не поддающееся точному определению. Это позволяет давать свое определение, трактовать понятие по-своему, но часто смысл, вкладываемый в это слово одним автором, противоречит сказанному другими. К тому же, как отмечает М. В.Воробьева, использование термина не всегда корректно» [8].

Действительно, проблема менталитета привлекает внимание исследователей, представляющих различные науки, ибо проявляется в психике индивида и в общности людей через систему разнообразных социальных отношений, поэтому закономерно рассмотрение данного вопроса на междисциплинарном уровне.

С точки зрения социологического подхода, наблюдается тенденция к отождествлению менталитета и общественного сознания, т. е. отображению в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Историки понятие «менталитет» используют преимущественно для обозначения феномена, отражающего характер нации, обобщенный способ восприятия мира в тот или иной исторический период, манеру чувствовать и думать, характерную для людей определенной эпохи.

Психологи видят в менталитете взаимосвязанные психологические реакции, представления и качества, несущие в себе опыт предыдущих поколе-

ний, синтез сознания и коллективного бессознательного. Менталитет как специфика проявления психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основанную на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других» [6].

С точки зрения лингвистики, в менталитете подчеркивается роль языка, моделирующего сознание.

В чем же заключается сущностная характеристика понятия?

Интернет дает массу определений понятия «менталитет». Это — образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности; система образов, представлений, которые в разных группах или слоях общества сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и обществе; своеобразные, оригинальные особенности, закономерности психических свойств, образ мыслей, стереотип мышления; совокупность национальных особенностей; устойчивое умонастроение, система представлений, характерная для определенной группы людей, определяющая их способы понимания окружающей действительности и мировосприятие, умонастроение, мироощущение, склад ума. В словаре «Современная западная философия» »[9] дается определение менталитета как глубинного уровня коллективного и индивидуального сознания, включающего и бессознательное, а также как совокупности готовностей, установок и предрасположенностей индивида как представителя социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Формирование менталитета происходит в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека. В то же время менталитет сам выступает как фор-

мирующее начало, порождающее сознание, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики. Таким образом, менталитет представляется системой, которая, с одной стороны, достаточно стабильна и опирается на довольно устойчивые общественные явления, с другой — динамична, поскольку на его формирование влияют различные обстоятельства. Это превращает менталитет из неизменной данности в развивающееся явление, способное утрачивать и приобретать черты, а значит, подвергаться целенаправленному воздействию.

Это положение для нас является важным методологическим принципом при рассмотрении менталитета, поскольку дает основания предполагать, что при необходимости и целенаправленной деятельности возможно моделирование условий, формирующих менталитет.

Общее определение менталитета как направленности и склада общественного сознания личности или общественной группы» [7] позволило нам говорить о воздействии на его формирование, например, публицистики как рода литературы и педагогической публицистики как ее вида [11]. Авторы словаря утверждают, что данное определение менталитета не исчерпывается лишь этими понятиями. Более системным, на наш взгляд, является определение ментальности — универсальной способности индивидуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлежность индивида к определенному социуму и времени. Таким образом, свое конкретно-историческое воплощение ментальность находит во множестве менталитетов различных эпох и народов. «Структуру менталитета образуют «карта мира», «стиль мышления» и «кодекс поведения». Поле их пересечения, очевидно, и есть то, что называют «парадигмой сознания». Содержание парадигмы сознания: установки, лежащие в основе концепции мироздания (т. е. определяющие отношение человека ко времени, пространству, природе, обществу и самому себе), набор фундаментальных ценностей,

априорные представления об истине, система универсальных оппозиций сознания, их модернизаций и воплощений» [7. С. 234].

Можно сделать вывод и о том, что менталитет выступает как достаточно устойчивое образование, принадлежащее большим общностям людей, таким, например, как нация, и является своеобразным итогом развития, становления. Но, в свою очередь, менталитет может проявляться в конкретной личности или индивидуальной или групповой деятельности, что выражается в ментальности.

«Значение менталитета выходит из рамок мыслетворения, — пишет В. М. Шепель [13]. — Его социальное значение определяется еще тем, что он является несущей конструкцией таких феноменов, как национальный дух и характер. Благодаря деятельной выраженности этих феноменов, народы различаются друг от друга по проявлению своих дарований и отношения к жизни. Особенно контурно просматривается менталитет в поведении людей. Например, образ жизни — это наглядное проявление народного менталитета.

В этой связи следует особо сказать об уникальности русского менталитета. Если принять во внимания научную оценку русского ума в свете тех серьезных генетических недостатков, о которых писал И. П. Павлов, то их компенсация восполняется необыкновенной душевностью русских людей. Да, русские не так прагматичны, как американцы, и не остроумны, как французы, уступают немцам в пунктуальности, а англичанам в неукоснительном соблюдении этикета. Однако у русского менталитета имеются свои национальные достоинства, выявление и реализация которых, как свидетельствует история государства Российского, определяет его мировой авторитет и признание. Вот почему нам следует бережно обращаться со своим национальным менталитетом, процесс совершенствования которого происходит по мере вызревания достойных для россиян условий жизни и их активного участия в ее цивилизованном преобразовании».

Таким образом, наука и, в частности, различные ее отрасли накопили

достаточный теоретический материал, касающийся проблемы менталитета и ментальности как частного его проявления. Поэтому логично, что в 2005 г. В. М. Шепелем был представлен эскиз новой отрасли научно-прикладного знания, которая получила название менталитетология. В качестве объекта менталитетологии выступает совместная деятельность интеллекта и души, предметом являются условия функционирования менталитета, закономерности производства им мыслительной продукции.

В. М. Шепель дает определения понятию «менталитет», с одной стороны, основываясь на, как мы бы уже назвали, «традиционном» понимании менталитета, а с другой — давая свою авторскую трактовку, акцентируя внимание на духовной, интеллектуальной, энергетической стороне проблемы: менталитет — это духовный склад людей, отражающий особенности исторических, этнопсихологических, культурных и социально-экономических условий их образа жизни [13].

На этих ключевых понятиях менталитета В. М. Шепель строит концепцию менталитетологии, считая ее теоретико-прикладной основой педагогики, позволящей успешно решать такие проблемы, как системное познание и воспитание личности, и, что особенно важно, формирование профессионального мышления. В педагогике мы рассматриваем менталитет как целостное системно-структурное образование, формирующееся и развивающееся под воздействием социальной среды, влияющее на процесс самоопределения личности.

Психолого-педагогическая литература анализирует не только особенности проявления менталитета и ментальности личности и социума, но и проблемы профессионального менталитета, в частности, профессионального менталитета педагога: условия, подходы, методы формирования тех или иных ментальных качеств, коррекцию профессионального менталитета педагога (исследования В. А. Сонина [10],

В. С. Гершунского [4], О. И. Гусаченко [5] и др.).

Подход к менталитету как к феномену, на динамику которого влияет множество факторов: традиции, религия, среда, научно-техническое развитие общества, революция в распространении информации, глобальное взаимодействие народов, языков, культур, не могло не сказаться на изменения носителя менталитета, в том числе менталитета учителя. В работах, касающихся педагогического менталитета, отмечаются факты такого изменения [10]. Педагог как носитель ментальности нации, миссией которого изначально является передача социокультурного опыта, общественных ценностей, сегодня находится в положении униженного просителя, его имидж снижен, опыт не востребован, ценности подвергаются коррекции, значимость профессии падает, меняется общественное мнение о профессии педагога, взгляд на личность учителя, его главные сущностные ментальные качества (любовь к детям, миссия служения своему делу, бескорыстие и т. д.). Сериал «Школа», показанный на Первом канале ТВ в Год учителя — яркое тому подтверждение. Он зафиксировал наблюдающуюся деформацию ментальности учителя: потерю ряда важных ментальных качеств личности педагога, удаление от образа идеального Учителя, профессионально-педагогической компетентности, от осознания своей роли воспитателя, наставника, друга ребенка, своего предназначения.

Школа как социальный институт, дольше всех других бывшая последним оплотом сохранения гражданских, государственных, гуманистических, нравственных традиций, сегодня поставлена перед угрозой девальвации профессионального менталитета учителя, необходимой составляющей которого должно быть сохранение ценностных основ российского образования, базирующихся на лучших ментальных качествах российского народа.

Педагогика призвана быть ментали-тетно-ориентированной наукой и практикой, что позволяет ей сосредоточить внимание на познании «внутрилично-

стного механизма самодвижения» и создании соответствующих технологий воздействия на него. Пусть мозгом занимаются нейрофизиологи, сердцем — кардиологи, интеллектом — психологи, душой — священнослужители, а менталитетом —педагоги» [13].

На основании анализа уже имеющейся литературы можно констатировать, что менталитет является сложным динамичным феноменом. Ментальность как индивидуальное, присущее личности образование, основанное на витагенном опыте, является одной из основных форм интуитивного познания духовного и профессионального мира человека. Профессиональный менталитет учителя является определяющим условием реализации духовно-творческого потенциала личности в профессиональной педагогической деятельности. Менталитет педагога можно формировать и корректировать на основе понимания и принятия особой миссии, делающей труд учителя качественно отличным от всех других сфер деятельности.

Таким образом, исходя из сущностных характеристик миссии и менталитета в образовании, мы определяем ментально-миссионный подход в образовании как направление, т. е. совокупность принципов, исходящих из сущности миссионных функций образовательного процесса, представленных образовательными учреждениями и учителем как субъектом этого процесса, у которого определяющим условием реализации профессиональной педагогической деятельности и духовнотворческою потенциала личности является менталитет.

Данный подход не следует воспринимать эксклюзивно. Мы полагаем, что он в определенной степени интегрирует в себе имплицитно личностно-ориентированный, персонально-личностный, витагенно-жизненный, деятельностный, многомерно-голографический и другие во многом инновационные подходы. Он ориентирован на формирование педагогического сознания у субъектов реализации ментально-миссион-ного подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. АМОНАШВИЛИ Ш. А. Вера в ребенка рождает гениев // Мир психологии. 1996. № 2. С. 103.

2. БЕЛКИН А. С., СУТЫРИНА Т. А. Ментально-миссионное направление в образовании. М. : Спутник+, 2009.

3. ВОРОБЬЕВА М. В. Понятие менталитета в культурологических исследованиях // Известия УрГУ. 2008. №55.

4. ГЕРШУНСКИЙ Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практикоориентированных образовательных концепций). М. : Совершенство, 1998.

5. ГУСАЧЕНКО О. И. Менталитет современного педагога и условия его формирования: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. М.,2004.

6. ДУБОВ И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5.

7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ словарь / под ред. Ю. Л. Неймера. Ростов н/Д, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. СМЕРЕК В. Я. Ищем миссию для компании. Ч. 1 :Что такое миссия и кому она нужна?

URL: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_15/article_3651.

9. СОВРЕМЕННАЯ западная философия : словарь. М., 2000.

10. СОНИН В. А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя // Мир психологии. 2000. № 2.С. 183—191.

11. СУТЫРИНА Т. А. Миссия педагогической публицистики в отечественном образовании. М. : Спутник+,2010.

12. ТРАУТ Д., РЫВКИН С. Сила простоты: руководство по успешным бизнес-стратегиям. СПб. : Питер, 2007.

13. ШЕПЕЛЬ В. М. Менталитетология как основа педагогики. URL: http://www.lpi. intereconom.com/p3.htm

14. ЯБЛЕЦКА Ю. Миссии организации и университета: некоторые особенности // Вестник высшей школы. 2004. № 9. С. 3—15.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. М. Игошев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.