Научная статья на тему 'МЕНТАЛЬНАЯ СЕНСИТИВНОСТЬ КАК ВНУТРЕННИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ЕЁ СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ'

МЕНТАЛЬНАЯ СЕНСИТИВНОСТЬ КАК ВНУТРЕННИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ЕЁ СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
mental sensitivity / sensitivity network / creativity / learning ability / learning ability / ментальная сенситивность / сенситивная сеть / креативность / обучаемость / способность к обучению

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некипелова Ирина М., Некипелов Эдуард Ш.

The article is devoted to the research of mental sensitivity, that is, the characterological feature of a person inherent in him and due to the work of his psyche. The study highlighted the following types of mental sensitivities: age, emotional, temperamental, social, interpersonal, intellectual, cultural, intercultural and aesthetic. Moreover, among the mental types of sensitivity there are types that give a mental characteristic of a person, and types that give the possibility of evaluating himas a person. The study of mental sensitivity is significantly complicated, and at present there are no exact measurements of it. The study of mental sensitivity is significantly complicated, and at present there are no exact measurements of it. The study of mental sensitivity gives an understanding that the human psyche is a sensational network. The mental sensational network is represented by endless variants of the diversity of the human psyche. It is mobile under conditions of partial adjustment. This is what forms its uniqueness, which varies from person to person, which is a factor in human survival as a biological species. All types of sensitivities are innate and are due to human genetics. The study showed that their study contributes to a certain and limited adjustment of a person with an educational goal. Basically, the study of sensitivity is carried out within the framework of psychology and sociology, but it should be recognized that the role of the study of sensitivity in pedagogy is also great. All types of sensitivities somehow affect the ability of the student to perceive and assimilate information. Presented in some form and degree, they can both accelerate and complicate the process of interiorization, and therefore they require special study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL SENSITIVITY AS AN INTERNAL PERSONALITY FACTOR THAT DETERMINES ITS ABILITY TO LEARN

Статья посвящена исследованию ментальной сенситивности, то есть характерологической особенности человека, присущей ему и обусловленной работой его психики. В ходе исследования были выделены следующие типы ментальной сенситивности: возрастная, эмоциональная, темпераментная, социальная, межличностная, интеллектуальная, культурная, межкультурная и эстетическая. При этом среди психических типов сенситивности есть такие, которые дают психическую характеристику человека, и такие, которые дают возможности оценки его как личности. Исследование ментальной сенситивности существенно осложнено, и в настоящее время точных её измерений нет. Изучение ментальной сенситивности даёт понимание, что психика человека представляет собой сенситивную сеть. Ментальная сенситивная сеть представлена бесконечными вариантами разнообразия человеческой психики, она подвижна в условиях частичной корректировки, именно это формирует её уникальность, которая варьируется от человека к человеку, что является фактором выживания человека как биологического вида. Все типы сенситивности являются врождёнными и обусловлены генетикой человека. Исследование показало, что их проработка способствует определённой и ограниченной корректировке личности, имеющей образовательную цель. В основном изучение сенситивности осуществляется в рамках психологии и социологии, однако следует признать, что роль изучения сенситивности в педагогике также велика. Все типы сенситивности так или иначе влияют на способность обучающегося воспринимать и усваивать информацию. Представленные в той или иной форме и степени, они могут как ускорять, так и усложнять процесс интериоризации, и поэтому они требуют особого изучения.

Текст научной работы на тему «МЕНТАЛЬНАЯ СЕНСИТИВНОСТЬ КАК ВНУТРЕННИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ЕЁ СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ»

DOI:10.24412/2470-1262-2024-1-91-104 УДК (UDC): 37.015.3:159.944:316.4(045)

Nekipelova Irina M., Kalashnikov Izhevsk State Technical University

Izhevsk, Russia

Nekipelov Eduard Sh. Kalashnikov Izhevsk State Technical University

Izhevsk, Russia

Некипелова Ирина М., Ижевский государственный технический университет им М. Т. Калашникова,

Ижевск, Россия

Некипелов Эдуард Ш., Ижевский государственный технический университет им М. Т. Калашникова,

Ижевск, Россия

For citation: Nekipelova Irina M., Nekipelov Eduard Sh. (2024).

Mental Sensitivity as an Internal Personality Factor that

Determines its Ability to Learn. Cross-Cultural Studies: Education and Science, Vol. 9, Issue 1, (2024), 91-104 (in USA)

Manuscript received: 10/02/2024 Accepted for publication: 25/03/2024 The authors have read and approved the final manuscript.

CC BY 4.0

МЕНТАЛЬНАЯ СЕНСИТИВНОСТЬ КАК ВНУТРЕННИЙ ФАКТОР

ЛИЧНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ЕЁ СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

MENTAL SENSITIVITY AS AN INTERNAL PERSONALITY FACTOR THAT DETERMINES ITS ABILITY TO LEARN

Abstract:

The article is devoted to the research of mental sensitivity, that is, the characterological feature of a person inherent in him and due to the work of his psyche. The study highlighted the following types of mental sensitivities: age, emotional, temperamental, social, interpersonal, intellectual, cultural, intercultural and aesthetic. Moreover, among the mental types of sensitivity there are types that give a mental characteristic of a person, and types that give the possibility of evaluating him as a person. The study of mental sensitivity is significantly complicated, and at present there are no exact measurements of it. The study of mental sensitivity is significantly complicated, and at present there are no exact measurements of it. The study of mental sensitivity gives an understanding that the human psyche is a sensational network. The mental sensational network is represented by endless variants of the diversity of the human psyche. It is mobile under conditions of partial adjustment. This is what forms its uniqueness, which varies from person to person, which is a factor in human survival as a

biological species. All types of sensitivities are innate and are due to human genetics. The study showed that their study contributes to a certain and limited adjustment of a person with an educational goal. Basically, the study of sensitivity is carried out within the framework of psychology and sociology, but it should be recognized that the role of the study of sensitivity in pedagogy is also great. All types of sensitivities somehow affect the ability of the student to perceive and assimilate information. Presented in some form and degree, they can both accelerate and complicate the process of interiorization, and therefore they require special study.

Keywords: mental sensitivity, sensitivity network, creativity, learning ability, learning

ability

Аннотация

Статья посвящена исследованию ментальной сенситивности, то есть характерологической особенности человека, присущей ему и обусловленной работой его психики. В ходе исследования были выделены следующие типы ментальной сенситивности: возрастная, эмоциональная, темпераментная, социальная, межличностная, интеллектуальная, культурная, межкультурная и эстетическая. При этом среди психических типов сенситивности есть такие, которые дают психическую характеристику человека, и такие, которые дают возможности оценки его как личности. Исследование ментальной сенситивности существенно осложнено, и в настоящее время точных её измерений нет. Изучение ментальной сенситивности даёт понимание, что психика человека представляет собой сенситивную сеть. Ментальная сенситивная сеть представлена бесконечными вариантами разнообразия человеческой психики, она подвижна в условиях частичной корректировки, именно это формирует её уникальность, которая варьируется от человека к человеку, что является фактором выживания человека как биологического вида. Все типы сенситивности являются врождёнными и обусловлены генетикой человека. Исследование показало, что их проработка способствует определённой и ограниченной корректировке личности, имеющей образовательную цель. В основном изучение сенситивности осуществляется в рамках психологии и социологии, однако следует признать, что роль изучения сенситивности в педагогике также велика. Все типы сенситивности так или иначе влияют на способность обучающегося воспринимать и усваивать информацию. Представленные в той или иной форме и степени, они могут как ускорять, так и усложнять процесс интериоризации, и поэтому они требуют особого изучения.

Ключевые слова: ментальная сенситивность, сенситивная сеть, креативность, обучаемость, способность к обучению

Введение

Факторы, влияющие на процесс обучения и обуславливающие его могут быть как внешними (учебная программа и учебники, образовательные стандарты, дизайн интерьера, температурная среда и пр.), так и внутренними. И если внешние факторы могут быть подвержены изменениям, трансформации и корректировке, то внутренние факторы изменить чаще всего невозможно, их можно только скорректировать.

Постановка проблемы

Процесс обучения всегда сопряжён с трудностями, вызванными необходимостью со стороны студентов прикладывать интеллектуальные усилия. Эта сложная интеллектуальная деятельность обеспечивает такое важное когнитивное явление, как интериоризация, то есть перевод внешнего знания во внутреннее. В этом случае мы можем говорить о том, что усвоение нового знания происходит посредством его осознанного освоения и принятия. Неизвестные студентам категории, то есть такие категории, которые составляют новую для них информацию, требующую когнитивных

усилий в её понимании и освоении, наиболее сложно поддаются интериоризации [15]. При этом изучение и усвоение нового знания предполагает, что студенты прикладывают интеллектуальные усилия в освоении предлагаемой им информации независимо от того, осуществляется образовательный или самообразовательный процесс.

Для качественного обучения необходимо, чтобы студенты обладали прежде всего системным, логическим, аналитическим и критическим мышлением. Системное мышление позволяет представлять информацию как связанные причинно-следственными связями элементы одной системы, при этом чаще всего эта информация носит мыслимый, а не предметный характер. Логическое мышление определяет выполнение логических операций анализа, синтеза, интерполяции и экстраполяции. Аналитическое мышление позволяет сравнивать и проводить аналогии. Критическое мышление позволяет осмысливать приемлемое и неприемлемое значение информации, определять её ценность и истинность. Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. В образовательной среде всё это направлено не только на воспроизведение уже известной информации, то есть на репродукцию, но и на продуцирование ещё неизвестной, новой, самостоятельно полученной информации. Именно в этом и заключается суть обучения -научить человека мыслить самостоятельно.

Таким образом, можно говорить о том, что успешное образование и самообразование напрямую связано с наличием у студентов развитого мышления, которое обусловлено способностью к обучению. Эта способность зависит в том числе от сенситивности, то есть «характерологической особенности человека, заключающейся в повышенной чувствительности» [2, с. 93], «проявляющейся в повышенной чувствительности к происходящим событиям» [5]. В настоящее время изучение сенситивности является актуальным научным полем, потому что именно сенситивность определяет, какие soft skills будут развиты или не развиты у человека, приобщённого к

труду [16].

Статья продолжает исследование, посвящённое изучению факторов, влияющих на успешность образовательной деятельности [39]. Объектом исследования являются типы сенситивности, предметом - их взаимодействие. Исследование преследует цель -выявить и описать, какие типы сенситивности и каким образом влияют на способность человека к обучению.

Типы ментальной сенситивности

Существуют различные типы ментальной сенситивности, и особенности этих типов необходимо учитывать не только во время взаимодействия с людьми, но и в процессе организации образовательной среды. В этой статье мы не касаемся вопросов сенситивности, связанной с физиологией человека, то есть общей сенсорной сенситивности, речь будет идти исключительно о типах психической сенситивности.

1. Возрастная сенситивность

Возрастная сенситивность является наиболее заметной, явной и обращающей на себя внимание из всех типов сенситивности, потому что существует видимая разница между детским мышлением и мышлением взрослых. Это проявляется во всех реакциях людей на события внешнего мира: «Natural hazards and human-induced crises are not gender neutral: they have a different impact on women, girls, boys, and men. They are also not age neutral» [32]. В целом исследователи считают, что учёт возрастных аспектов повышает качество гуманитарных программ, поэтому возрастная сенситивность активно изучается в настоящее время, а сами исследования затрагивают все сферы жизни людей [41, 43, 44]. Это наиболее изученный тип сенситивности, поскольку без знаний в области онтогенеза невозможно построить систему школьного образования [7, 26, 30, 31].

Возрастная сенситивность имеет огромное знание в образовательной среде - это возрастная способность прежде всего детей к усвоению новых знаний в теории и на практике. Возрастная сенситивность важна не только с позиции усвоения знаний, но и с

позиции её воздействия на развитие детского мышления. Если новая информация является слишком сложной для изучения и восприятия, то её воздействие на детей может быть нейтральным или даже негативным. Это связано с тем, что несвоевременный материал также способен тормозить развитие интеллекта.

Природная возрастная сенситивность развивается от предметного типа мышления через отвлечённый к абстрактному [18]. Если у взрослого человека все три типа мышления развиты, тогда можно говорить о достаточной интеллектуальной сенситивности. Если эти типы мышления не развиты, тогда приходится говорить о недостаточной интеллектуальной сенситивности.

2. Эмоциональная сенситивность

Эмоциональная сенситивность - это способность человека чувствовать и проявлять свою эмоциональную реакцию на внешнее воздействие мира. В последнее время эмоциональная сенситивность ошибочно рассматривается как повышенная эмоциональность личности, её склонность к слишком глубоким переживаниям, неадекватное оценивание незначительных событий как значимых. Однако эта точка зрения является в корне неверной, поскольку не существует людей, у которых абсолютно отсутствуют эмоции. Все люди обладают способностью испытывать эмоции, но все делают это по-разному, поэтому эмоциональная сенситивность может быть оценена с точки зрения глубины, интенсивности и сложности переживаемых человеком эмоций, но не с позиции отсутствия у человека эмоциональности вообще. Следует также говорить и об эмоциональной сенситивности общества.

Исследования, посвящённые изучению эмоциональной сенситивности, часто носят комплексный и междисциплинарный характер [21, 25, 42]. Особенность эмоциональной сенситивности личности оказывает серьёзное влияние на процесс восприятия и осмысления студентом новой информации, а также её усвоения и принятия или отторжения.

3. Темпераментная сенситивность

Темпераментная сенситивность - это чувствительность человека к своему темпераменту. Она проявляется в слабой способности или неспособности человека подавлять или тормозить свой темперамент, а также в невозможности контролировать реакции своей нервной системы, вызванные воздействием окружающей среды. Здесь мы говорим об особенностях психической активности человека, которая выражается в интенсивности, скорости и темпе психических реакций, в эмоциональном тонусе жизнедеятельности человека.

Темперамент является врожденным природным качеством человека и представляет собой комплекс психодинамических свойств. Темперамент определяет чувствительность человека к внешним воздействиям, его импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, эмоциональность его поведения. Среди особенностей темперамента следует назвать также тревожность, то есть повышенную эмоциональную возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Таким образом, в целом темперамент обусловливает поведение человека, своеобразие протекания его психических процессов, способ видения и переживания человеком событий его жизни. Однако темперамент не является ценностным критерием личности, он не определяет потребности, интересы и взгляды личности, поэтому оценивать человека с точки зрения темперамента нельзя. Но можно оценивать его с точки зрения его способности следовать или сопротивляться своему темпераменту, то есть с точки зрения осознания им того, какие естественные реакции его нервной системы он должен проявлять, а какие из них он должен подавлять.

Темперамент и темпераментная сенситивность могут как помогать процессу обучения, так и отрицательно влиять на него. Например, флегматичность дает человеку усидчивость, и это хорошо в случае, если необходимо усваивать системные элементы

получаемой информации. Поэтому при изучении большого материала, имеющего вид системы, флегматику необходимо следовать своему темпераменту и усиливать темпераментную сенситивность, чтобы сделать процесс обучения быстрее и эффективнее. Однако это плохо в случае, если происходит быстрая смена изучаемого материала, потому что флегматизм дает ригидности, и тогда человек вынужден сопротивляться своему темпераменту и снижать уровень темпераментной сенситивности.

Психологическая ригидность проявляется в сопротивлении или неспособности личности к изменению поведения, мнения или отношения. Определенная степень ригидности есть у каждого человека, без нее невозможна устойчивость личности. Но выраженность этого качества у всех людей разная. Авторитаризм, конфликтность на основе неприятия чужого мнения, сложность адаптации - все это вызывается повышенной ригидностью и в целом затормаживает процесс освоения новой информации.

С другой стороны, человеку, обладающему сангвинистическим темпераментом, легко переходить с одной изучаемой темы на другую. Он пластичный и мобильный. Но для изучения большого объёма информации сангвинистичность ему мешает, и поэтому ему необходимо прикладывать особые усилия для того, чтобы выработать в себе усидчивость. Поэтому в процессе обучения необходимо не только учитывать темпераменты, но и степень способности человека преодолевать негативные, ненужные и неуместные в данной ситуации черты темперамента, то есть темпераментную сенситивность. Это задача не только учителя, но и студента. Студент может преодолеть темпераментную сенситивность с помощью своих компенсаторных возможностей. Безусловно, темперамент влияет на характер человека. Но, в отличие от темперамента, характер человека обусловлен не только свойствами нервной системы, но и его культурой и его воспитанием. Именно поэтому в современных исследованиях поднимается вопрос о том, насколько темперамент может управлять человеком [29].

4. Социальная сенситивность

Социальная сенситивность проявляется в разных сторонах общественной жизни человека и представляет собой чувствительность к внешнему воздействию социума на человека. Этот вид сенситивности есть, безусловно, у каждого человека, поскольку все люди так или иначе осуществляют взаимодействие в обществе. Низкий уровень социальной сенситивности затрудняет контакты человека в обществе и становится источником внешних конфликтных ситуаций, высокий уровень зачастую является причиной внутренних конфликтов, поскольку проявляется в зависимости человека, в том числе болезненной, от мнения и поведения людей в обществе, признания его самого, его талантов и заслуг в социуме.

Этот тип сенситивности был выделен в не так давно и стал предметом пристального внимания психологов, поскольку стало понятно, что социальная сенситивность сильно сказывается на межличностном взаимодействии. Чаще всего социальная сенситивность исследуется в рамках изучения личностного развития и роста [1, 4, 13]. В результате исследований было выявлено, что социальная сенситивность имеет разный характер и может быть выражена в способности замечать и понимать отличия в поведении окружающих, в способности чутко улавливать малейшие изменения в поведенческих реакциях людей, в чувствительности к любой вербальной и невербальной информации, исходящей от людей, в способности создавать психологический портрет собеседника по едва уловимым внешним признакам, понимать его отличительные особенности и уникальность и вырабатывать стиль общения, в возможности обобщать имеющиеся сведения об окружающих людях, пользоваться этой информацией, прогнозировать поступки людей в аналогичных обстоятельствах.

Низкий уровень социальной сенситивности приводит человека, с одной стороны, к одиночеству, когда он закрывается ото всех и сводит социальные контакты к

комфортному для него минимуму, а с другой стороны к тому, что человек не видит границы другой личности и не желает выстраивать стиль поведения в отношении разных людей, он не способен играть разные социальные роли, потому что ему комфортно всегда быть одинаковым. Высокий уровень социальной сенситивности формирует ситуацию нежелания и зачастую невозможности человека оставаться наедине с самим собой, у него возникает огромная потребность находиться в обществе, даже если люди, с которыми он осуществляет коммуникацию, совсем ему незнакомы и даже неприятны. В этом случае формируется болезненная зависимость от общества, проявляющаяся не только в навязчивой потребности быть принятым и одобренным обществом, в желании, чтобы его похвалили и оценили, но и в невозможности терпеть одиночество.

Безусловно ориентация и антиориентация на общество сильно виляет на процесс обучения, на способность человека обучаться в одиночку или в группе, осуществлять эффективное взаимодействие. С этой позиции социальная сенситивность является одной из самых проблемных в процессе обучения. Для коррекции социального взаимодействия человеку необходимо обращаться к профессиональным психологам, особенно в случае если это нарушает педагогический процесс, если сам человек не может выявить существующие у него проблемы и если он не в состоянии контролировать своё поведение.

Эмоциональный и социальный типы чувствительности оказывают наибольшее влияние на поведенческие и психические реакции человека. Влияние это часто оказывается взаимно противоположным: социальный тип полезен и всегда пригождается в общественных взаимоотношениях, а эмоциональный нередко становится источником сложностей, в том числе и психических проблем.

5. Межличностная сенситивность

Под межличностной сенситивностью понимается устойчивое формирование личности, характеризующееся сочетанием эмпатии (ее видов и составляющих) и коммуникативно-деятельностной составляющей (реализация эмпатического поведения во взаимоотношениях с другими людьми), а также «чрезмерная уязвимость к эмоциям и поведению других людей, связанная с ожиданием критики и отвержения» [22], личностная черта, связанная «с чрезмерной озабоченностью поведением, эмоциями других людей и страхом критики и отвержения с их стороны» [28].

Межличностная сенситивность считается разновидностью социальной сенситивности. Этит вид сенситивности связан с эмоциональной возбудимостью, положительно проявляющейся в склонности человека к самоанализу, отрицательно - в склонности к недовольству другими людьми, ощущением того, что люди не понимают человека, недружелюбны к нему, что он хуже их, что он им не нравится. Повышенный отрицательный уровень межличностной сенситивности приводит к чувству личностной неадекватности и неполноценности, особенно когда человек начинает оценивать себя в сравнении с другими людьми, к самоосуждению, к негативным ожиданиям в отношении межличностного взаимодействия и межличностной коммуникации. Нередко сенситивное мышление подчиняет себе поведение человека и препятствует его социальной адаптации.

В этом отношении явления, охватывающие большой пласт людей, могут оказаться психотравмирующими - давящими на личность и подавляющими её. В то же время разделение людей может стать дополнительным стрессогенным фактором. Это касается тех образовательных случаев, когда обучение идёт в большой группе, а результаты обучающийся должен показывать индивидуально. Межличностная болезненная чувствительность связана с негативным аффектом, одиночеством и страхом отвержения, при подтверждении опасений у человека могут возникать симптомы посттравматического стрессового расстройства, гнева и смятения, тревоги, депрессии, суицидального и самоповреждающего поведения. В то же время, проявленная правильно

и корректно, она связана со стремлением к принятию других людей, позитивным аффектом и оценкой своего психологического и физического самочувствия.

Современные исследования межличностной сенситивности в основном посвящены выявлению причин, негативно влияющих на личность [21, 22, 24, 34, 35, 38, 45].

6. Интеллектуальная сенситивность

Интеллектуальная сенситивность является важным фактором успешности образования и самообразования прежде всего потому, что любое усвоение нового материала осуществляется в виде абстрактной, вербально-логической переработки информации. Эта переработка обусловлена произвольной регуляцией высшей психической деятельности и осознанностью психических функций и состояний студента. Интеллектуальная сенситивность подразумевает, что студент обладает 1) развитым отвлечённым и абстрактным мышлением, опирающимся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, 2) развитыми гипотетико-дедуктивными способностями, 3) развитой способностью восприятия знаний, требующих достаточного высокого уровня абстрактного и теоретического мышления [10]. Этот вид сенситивности строится 1) на наличии теоретического дискурсивного мышления, основанного на оперировании не конкретными образами и представлениями, а понятиями, 2) на умении сопоставлять эти понятия, 3) на способности переходить в ходе рассуждения от одного понятия к другому.

Интеллектуальная сенситивность определяется внутренней интеллектуальной деятельностью обучающегося и его интеллектуальными инициативами. Результатом этой деятельности является осмысленное и осознанное существование человека.

7. Культурная сенситивность

Культура - это результат осмысленного коллективного опыта народа, и поэтому культурная сенситивность предполагает наличие у человека чувствительности в отношении восприятия культуры.

Элементы любой культуры делятся на те, которые принято соблюдать, и на те, которые необходимо знать и понимать, но при этом обязательность их соблюдения отсутствует.

Обедненная культурная среда, в которой сформировалась личность обучающегося, оказывает поврежденное воздействие на восприятие действительности, что существенно замедляет освоение культуры. Как следствие у обучающихся снижается способность усвоения свойственного той или иной культуре способа мышления и восприятия культурного кода. Практически отсутствует выбор между духовными и материальными ценностями, поскольку превалирует предметный тип мышления и отчасти отвлечённый. Студенты оценивают всё и всех с точки зрения их материальной ценности и той материальной выгоды, которую объекты действительности (вещи и люди) для них представляют. В силу того, что они оказываются сосредоточенными только на своих прежде всего материальных интересах, они не в состоянии коллективно выполнять работу. Они сосредоточены прежде всего на физической стороне своего существования. Их занимает всё, что связано с физиологией. Это вопросы потребления продуктов, вопросы сна и отдыха и т.д. Всё это выносится на первый план их существования. При этом как применять культуру - им непонятно. В этих условиях увеличивается разница между запросами студентов и требованиями преподавателей.

Отсутствие развитого абстрактного мышления не позволяет им осмысливать такие сложные явления духовной и социальной жизни общества как любовь, вера, дружба. Сосредоточение на физиологических процессах способствует искажению представлений об этих понятиях. Они оказываются неспособными преодолевать свои физиологические желания и проживание своей жизни посвящают именно тому, чтобы удовлетворить противопоставленные духовным желания. Усиление значимости материальных

ценностей приводит к развитию шаблонной культуры, жизнь людей в рамках которой определяется стереотипами. У них отсутствует комплексное осмысление мира как системы, а картине мира присуща фрагментарность. Обеднённая культурная среда формирует у человека закрытый тип мышления, при котором всё знакомое ему является понятным и, как следствие, правильным, а но всё и неизвестное - неправильным и неприемлемым, причём сюда могут попадать явления из разных сфер жизни человека. Всё это приводит к усилению антропологического кризиса, усиливается зазор, существующий между интеллектуально богатыми и интеллектуально бедными личностями.

Речь в данном случае идёт о том, что в условиях оказывающей повреждённое воздействие на интеллект и на способность к обучению «обеднённой среды», то есть того, чего человек лишён в связи с условиями жизни, происходит отрицательная детерминация. В условиях обеднённой среды происходит затормаживание развития интеллекта и, как следствие, значительно меняются параметры, которые связаны с обеспечением познавательной деятельности. Обеднённая культурная среда формирует узкий культурный кругозор, из которого человеку некомфортно выходить, поскольку для осмысления новой действительности приходится прикладывать интеллектуальные усилия, которых зачастую оказывается недостаточно у обучающегося. Это оказывается актуальным для качественной интериоризации. В результате у обучающихся складывается представление, что новые знания даны им в готовом виде, и надо либо их принять, либо от них отказаться. Обучающиеся выпадают из понимания, как с ними надо работать. Они оказываются неспособными провести мыслительные операции аналогии или сопоставления, и поэтому культурные элементы не могут быть осмыслены ими как элементы общей культуры, как составляющие единого культурного кода. У них происходит постоянное соскальзывание с новых моделей поведения в обществе к привычным, в результате чего формируется бессмысленное восприятие окружающих явлений в мире, а непонимание приводит к тому, что усвоение культурных кодом будет иметь репродуктивный, а не прогностический характер.

В силу размытости самого понятия культура обращение исследователей к этому фактору происходит достаточно редко.

8. Межкультурная сенситивность

Межкультурная сенситивность представляет собой особый тип сенситивности, объединяющий в себе социальный и культурный планы. Существует мнение, что межкультурная сенситивность схожа также с межличностной сенситивностью.

Наверное, это один из наиболее проработанных и исследованных видов сенситивности [6, 11, 12]. Пристальное внимание к этому типу сенситивности обусловлено ставшей актуальной в последние несколько десятилетий миграционной мобильности. Проблемы освоения чужой культуры, адаптации к ней, переживания культурного шока, аккультурации актуализировали изучение межкультурной сенситивности, понимание природы которой может помочь подготовить человека к жизни в другой культуре и к межкультурному взаимодействию, - всё это проблемы, имеющие отношение к межкультурной сенситивности.

В целом под межкультурной сенситивностью Р. П. Хартом, Д. М. Бёрксом, Р. Е. Карлсоном и В. Ф. Иди понимается неосознанная способность человека, выражаемая в его желании и возможности понимать, сознавать и воспринимать других людей в процессе межкультурного взаимодействия с ними [3]. Межкультурная сенситивность представляет собой способность личности к перцептивной оценке, пониманию и способности структурировать этнические характеристики представителей других национальных групп и на этой основе эффективно прогнозировать поведение других людей [9, с. 171], «способность индивида развивать эмоции к пониманию и оценке

культурных различий» [10, с.75], а также специфическая чувствительность человека к культурным и этническим различиям, его способность к восприятию множественных вариант этнических ценностей, аттитюдов, особенностей, присущих различным нациям и этносам [23]. В научных кругах было предложено понимать межкультурную сенситивность как развивающийся процесс, в котором в человеке может происходить аффективная, когнитивная и поведенческая трансформация от этноцентрической стадии к этнорелятивистской [27].

Культура, объединяющая людей в социум и консолидирующая этнос, касается как всех людей, принадлежащих этому этносу, так и каждого человека отдельно. Именно поэтому в работах некоторых ученых этот вид сенситивности был подразделен на два вида - сенситивность к обобщенному (generalized other) и сенситивность к индивидуальным различиям людей, принадлежащих разным культурам [33]. Сенситивность к обобщённому, то есть к другой культуре в целом, представляет собой особый вид чувствительности к восприятию социальных норм и требованиям одной культуры. Сенситивность к индивидуальным различиям помогает дифференцировать индивидуальные характеристики отдельных людей - представителей разных культур. В первом случае она тяготеет к культурной сенситивности и вытекает из неё, во втором -к социальной.

Как и во всех других случаях, межкультурная сенситивность имеет уровневое выражение, её уровень определяется врожденными генетическими особенностями человека и может усиливаться или ослабевать в определённых условиях.

Межкультурная сенситивность отвечает за культурные ограничения, связанные с усвоением элементов иной культуры. Утраченные или упрощенные культурные коды в мышлении человека приводят к тому, что человек, оказавшись в новой культурной среде, не понимает значимости того или иного культурного явления. Отсутствие культурного кругозора исключает способность выходить за горизонт собственной культуры и изучать неродную культуру, воспринимать и принимать инокультурные коды, что, в свою очередь, способствует качественной интериоризации - перевода внешнего языкового (на основе культурного кода) знания во внутренне. Это обусловлено интеллектуальной несенситивностью к восприятию элементов культуры, то есть отказом от абстрактной переработки теоретического и практического материала и неосознанностью психических состояний в освоении новой культурной реальности.

Межкультурная сенситивность позволяет индивиду ориентироваться в социальном пространстве и быть компетентным в социальном взаимодействии. Это является очень важным в осуществлении образовательного процесса, когда речь идет о мультикультурной образовательной среде. Высокая или низкая способность человека воспринимать людей других культур определяет его возможности обучения с ними в одной группе и, как следствие, отвечает за усвоение им учебного материала.

9. Эстетическая сенситивность

Эстетическая сенситивность - это чувствительность, связанная с восприятием эстетики и искусства. Современные исследования так определяют эстетическую сенситивность: «Эстетическая сенситивность понимается как совокупность свойств личности, сформированных в ходе эстетического воспитания, чувствительность к объектам, имеющим очевидное эстетическое содержание. Она рассматривается в качестве важнейшего внутреннего регулятора и «направляющей» для творческой деятельности...» [8, с. 137]. В целом, исследуя эстетическую сенситивность, можно говорить об эстетах - людях, обладающих высокой чувствительностью к эстетизму и потребностью в ней. Отдельным аспектом этого типа сенситивности является сенситивность в отношении к природе.

Исследования эстетической сенситивности очень редки [36].

Заключение

Все типы сенситивности являются врождёнными, они обусловлены генетикой человека, об этом говорят последние исследования учёных в области психологии человека [40]. Их проработка способствует определённой и ограниченной корректировке личностной реакции на воздействие внешней среды в том числе на воздействие, имеющее образовательную цель.

При этом среди психических типов сенситивности есть такие, которые дают психическую характеристику человека, и такие, которые дают возможности оценки его как личности. В основном изучение сенситивности осуществляется в рамках психологии и социологии, однако следует признать, что роль изучения сенситивности в поле педагогики также велика. Все описанные нами типы сенситивности так или иначе влияют на способность обучающегося воспринимать и усваивать информацию. Представленные в той или иной форме и степени, они могут как ускорять, так и усложнять процесс интериоризации, и поэтому они требуют особого изучения. Ко всему прочему, есть исследования, подтверждающие, что высокая сенситивность (не только ментальная, но и сенсорная) является признаком творческой личности: «The results suggest that creative individuals may be motivated to approach novelty rather than avoid repetition. That is, their preference for novel stimuli may not, as might intuitively be expected, arise from boredom or fast rates of habituation» [37].

Изучение ментальной сенситивности даёт понимание, что психика человека представляет собой сенситивную сеть. Для её описания до сих пор не найдено точных параметров. В силу того, что сенситивная сеть психики человека подвижна и не является строго упорядоченной системой, следует говорить о постоянном росте её энтропии. Под энтропией следует понимать степень неупорядоченности системы, при этом, как зависимая переменная величина, энтропия имеет зависимость от таких факторов, как «внутренняя энергия» и «объём системы» [20р]. Постоянно изменяющийся уровень энтропии существенно осложняет исследование ментальной сенситивной сети, именно поэтому в настоящее время точных её измерений нет, однако попытки её измерения предпринимаются [14].

Отсутствие точных параметров оценки ментальной сенситивности и инструментов её измерения связано также с тем, что, изучая сенситивность, мы её изменяем, и в этом отношении «эмпирический метод не всегда оказывается приемлемым или корректным по отношению к исследованию» [19, с. 299].

Ментальная сенситивная сеть представлена бесконечными вариантами разнообразия человеческой психики, она подвижна в условиях частичной корректировки, именно это формирует её уникальность, которая варьируется от человека к человеку, что является фактором выживания человека как биологического вида, поскольку «разнообразие имеет потенциал для адаптации» [17, с. 354].

References:

1. Antipina M. A., SHul'ga T. I. Emocional'naya sreda sem'i kak faktor razvitiya lichnosti rebenka v zameshchayushchej sem'e [The emotional environment of the family as a factor in the development of the personality of a child in a substitute family] // Vestnik MGOU. Seriya: Psihologicheskie nauki [Bulletin of Moscow State Educational Institution. Series: Psychological Sciences]. 2012. № 3. P. 32-40.

2. Burmistrova M.N., Vasil'eva L.L., Kashcheeva A.V., Kirilenko N.P., Petrova L.YU., CHernyaeva T.N. Social'no-pedagogicheskij slovar' [Social and Pedagogical Dictionary]. Saratov: Saratov State University, 2016, 126 р.

3. Istoriya psihologii v licah: Personalii. Psihologicheskij leksikon [History of psychology in faces: Personalities. Psychological lexicon] // Enciklopedicheskij slovar': v 6 t. [Encyclopedic Dictionary: in 6 volumes]. Moskva: Per Se, 2006. 784 р.

4. Karpenko M.L., CHmyhova E.V., SHlyahta N.F. Rol' nasledstvennosti i obrazovatel'noj sredy v formirovanii specialista [The role of heredity and the educational environment in the formation of a specialist] // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy]. 2006. № 2. P. 77-89.

5. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. YU. Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical Dictionary]. Moskva: Akademiya [Moscow: Academy], 2003. 176 p.

6. Kornienko A.V., Erofeeva V.G. Mezhkul'turnaya sensitivnost' i etnicheskaya identichnost' v polikul'turnoj srede vuza [Intercultural sensitivity and ethnic identity in the multicultural environment of the university] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2017. № 19 (153). P. 279-282.

7. Korchak YA. Kak lyubit' rebenka [How to love a child]. Moskva: AST, 2019. 576 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kosheleva E. S. Esteticheskaya sensitivnost' - dominanta v modelirovanii processa razvitiya tvorcheskih sposobnostej u detej 2-5 let [Aesthetic sensitivity is the dominant in modeling the process of development of creative abilities in children 2-5 years old] // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta [Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant], 2015, no. 5, p. 134-141.

9. Logashenko YU. A. Sravnitel'nyj analiz razvitiya mezhkul'turnoj sensitivnosti u studentov vuza v usloviyah polikul'turnoj sredy [Comparative analysis of the development of intercultural sensitivity among university students in a multicultural environment] // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya [Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. Series: Philology, Pedagogy, Psychology]. 2011. № 11. URL: ttp://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-razvitiya-mezhkulturnoy-ensitivnosti-u-studentov-vuza-v-usloviyah-polikulturnoy-sredy (accessed 11.04.2017).

10. Logashenko YU. A. Chuvstvitel'nost' k kul'turnym razlichiyam u studentov s raznym opytom mezhkul'turnogo vzaimodejstviya [Sensitivity to cultural differences among students with different experience of intercultural interaction] // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya [Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. Series: Philology, Pedagogy, Psychology]. 2014. № 11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chuvstvitelnost-k-kulturnym-razlichiyam-u-studentov-s-raznym-opytom-mezhkulturnogo-vzaimodeystviya (accessed 14.04.2017).

11. Mackevich E. E., Golubkova V. V. Mezhkul'turnaya sensitivnost' kak komponent mezhkul'turnoj kompetencii v mul'tikul'turnyh uchebnyh gruppah [Intercultural sensitivity as a component of intercultural competence in multicultural study groups] // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology], 2021, vol. 10, no. 4 (37), p. 352-355.

12. Mackevich E. E., Shirokogorova T. G. Mezhkul'turnaya sensitivnost' kak neobhodimyj faktor effektivnoj mezhkul'turnoj kommunikacii inostrannyh obuchayushchihsya [Intercultural sensitivity as a necessary factor in effective intercultural communication of foreign students] // Azimut nauchnyh issledovanij : pedagogika i psihologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology], 2021, vol. 10, no. 1 (34), p. 363-366.

13. Muhina V., Basyuk V. Iniciacii podrostkov kak uslovie lichnostnogo rosta: provedenie iniciacij svobodoj [Initiation of adolescents as a condition of personal growth: initiation by freedom] // Razvitie lichnosti [Development of personality]. 2010. № 4. P. 37-51.

14. Myagkov A.YU. Statisticheskie strategii sensitivnyh izmerenij [Statistical strategies of sensational measurements] // Sociologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. 2002. № 1. P. 111-121.

15. Nekipelova I. M., Minasyan S. M. Osobennosti netipovoy interiorizatsii oslozhnennykh mnogoz-nachnost'yu omonimov nerodnogo yazyka (na primere sootnosheniya slova «predlozhenie» s soot-vetstvuyushchimi emu slovami v angliyskom yazyke i yazyke

yoruba) [Problems of atypical interiorization of multi-valued omonyms of the non-native language (based on the relation of the word "предложение" to its corresponding words in english and yoruba)] // Cuadernos de Rusística Española, 2021, no. 17, р. 117-133. (In Rus.) DOI: 10.30827/cre.v17.21054 EDN: JOXNHB

16. Nekipelova I. M., Nekipelov E. Sh. Chelovecheskiy kapital lichnosti: vital, hard, soft, mental i meta skills [Human capital of personality: vital, hard, soft, mental and meta skills]. Social'no-jekonomicheskoe upravlenie: teorija i praktika [Social and economic management: theory and practice], 2021, 18, № 1, 60-75. DOI: 10.24412/2470-12622022-1-41-51 EDN: RGMUPI

17. Nekipelova I.M. Globalizaciya yazyka: neizbezhnost' ili neobhodimost' [Globalization of language: inevitability or necessity] // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal) [Modern studies of social problems (electronic scientific journal)]. 2015. № 3. Р. 351-363. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-3-31 EDN: TWLOFD

18. Nekipelova I.M. K voprosu o razgranichenii ponyatij otvlechyonnost' i abstraktnost' v istorii russkogo yazyka [On the question of delimiting the concepts of distraction and abstractness in the history of the Russian language] // V mire nauchnyh otkrytij [In the world of scientific discoveries]. 2011. № 4-1 (16). Р. 682-689. EDN: OPOMNV

19. Nekipelova I.M. Sud'ba yazyka: mekhanizmy zarozhdeniya, razvitiya, stabilizacii i ugasaniya [The fate of the language: mechanisms of origin, development, stabilization and extinction] // V mire nauchnyh otkrytij [In the world of scientific discoveries]. 2012. № 11-3 (35). С. 297-333. EDN: PDUFFV

20. Nekipelova I.M. Entropiya yazykovoj sistemy kak osnovnoj pokazatel' eyo razvitiya [Entropy of the language system as the main indicator of its development] // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal) [Modern studies of social problems (electronic scientific journal)]. 2013. № 12. Р. 4. DOI: 10.12731/2218-74052013-12-4 EDN: SHBEBN

21. Padun M. A., Sorokko E. A., Suchkova E. A., Lyusin D. V. Senzitivnost' v vospriyatii emocij u lic s razlichnoj sklonnost'yu k podavleniyu emocional'noj ekspressii (na vyborke sotrudnikov MVD) [Sensitivity in the perception of emotions in persons with a different tendency to suppress emotional expression (on a sample of employees of the Ministry of Internal Affairs)] // Psihologiya i pravo [Philology and Law], 2021, vol. 11, no. 2, р. 2639.

22. Pol'skaya N.A., Razvalyaeva A.YU. Mezhlichnostnaya chuvstvitel'nost' v period samoizolyacii: rol' v vybore mer social'nogo distancirovaniya [Interpersonal sensitivity during the period of self-isolation: a role in choosing social distancing measures] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2020. Vol. 25. № 6. P. 63-76.

23. Pochebut L. G. Teoriya mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetentnosti [Theory of intercultural communicative competence] // Vestnik SPbGU. Seriya 6. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya [Bulletin of St. Petersburg State University. Series 6. Political science. International relations]. 2007. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-mezhkulturnoy-kommunikativnoy-kompetentnosti (accessed 10.04.2017).

24. Razvalyaeva A.YU., Pol'skaya N.A. Psihometricheskie svojstva russkoyazychnoj trekhfaktornoj versii oprosnika mezhlichnostnoj chuvstvitel'nosti [Psychometric properties of the Russian-language three-factor version of the interpersonal sensitivity questionnaire] // Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya [Consultative psychology and psychotherapy]. 2021. Vol. 29. № 4. P. 73-94.

25. Hrisanfova L. A. Emocional'naya sensitivnost' [Emotional sensitivity]. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo YUzhnogo federal'nogo universiteta [Rostov-on-Don: Publishing House of the Southern Federal University], 2022. 276 р.

26. Shtyk K.S. Neobratimost' sensitivnogo perioda: deti-maugli [Irreversibility of the sensational period: Mowgli children] // Mirovaya nauka [World Science]. 2019. № 5 (26). p. 745-747.

27. Bennett M. J. Towards ethnorelativism: A developmental model of intercultural sensitivity // Cross-cultural orientation: New conceptualizations and applications. New York: University Press of America. 1986. P. 27-70.

28. Boyce P., Parker G. Development of a scale to measure interpersonal sensitivity // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. 1989. Vol. 23 (3). P. 341-351.

29. David E. Evans, Mary K. Rothbart Temperamental sensitivity: Two constructs or one? // Personality and Individual Differences. Vol. 44. Issue 1. P. 108-118.

30. Erikson E. H. Childhood and Society. New York: W.W. Norton & Company, 1963, 448 p.

31. Erikson E. H. Growth and Crises of the "Healthy Personality" // Symposium on the Healthy Personality / M. J. E. Senn, editor. New York: Josiah Macy, Jr. Foundation, 1950, pp. 91-146.

32. European Civil Protection and Humanitarian Aid Operations // European Commission. URL: https://civil-protection-humanitarian-aid.ec.europa.eu/what/humanitarian-aid/gender-and-age-sensitive-aid.en (accessed 25.07.2023).

33. Gudykunst W. B., Hammer M. R. Basic training design: Approaches to intercultural training // Handbook of intercultural training. New York: Pergamon. 1983. Vol. 1. P. 118-154.

34. Leary M.R. Emotional responses to interpersonal rejection // Dialogues in Clinical Neuroscience. 2015. Vol. 17. № 4. P. 435-441.

35. Levy S.R., Ayduk O., Downey G. The role of rejection sensitivity in people's relationships with significant others and valued social groups // Interpersonal rejection / In M.R. Leary (ed.). New York: Oxford University Press, 2001. P. 251-289.

36. Lundy D. E. How important is beauty to you? The development of the desire for aesthetics scale / Lundy D. E., Schenkel M. B., Akrie T. N., Walker A. M. // Empirical Studies of the Arts. 2010. Vol. 28. № 1. P. 73-92.

37. Martindale C., Anderson K., Moore K., West A. N. Creativity, oversensitivity, and rate of habituation // Personality and Individual Differences. Vol. 20. Issue 4. P. 423-427.

38. Mehrabian A. Evidence bearing on the affiliative tendency (MAFF) and sensitivity to rejection (MSR) scales // Current Psychology. 1994. Vol. 13. № 2. P. 97-116.

39. Nekipelova I.M., Nekipelov E.Sh. [Nature of sensitivity and its role in educational process]. Social'noekonomiceskoe upravlenie: teoria i praktika. 2023. Vol. 19. № 2. P. 8391. DOI: 10.22213/2618-9763-2022-1-60-75 EDN: ZRXDAX

40. Plomin R. Blueprint: How DNA Makes Us Who We Are. Allen Lane, 2018. 288 p.

41. Pluess M., Boniwell I. Sensory-Processing Sensitivity predicts treatment response to a school-based depression prevention program: Evidence of Vantage Sensitivity // Personality and Individual Differences. Vol. 82. P. 40-45. URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.03.011 (accessed 25.07.2023).

42. Rutter L. A., Dodell-Feder D., Vahia I. V., Forester B. P., Ressler K. J., Wilmer J. B., Germine L. Emotion sensitivity across the lifespan: Mapping clinical risk periods to sensitivity to facial emotion intensity // Journal of Experimental Psychology: General. 2019. URL: https://doi.org/10.1037/xge0000559 (accessed 25.01.2024).

43. Ueno Y., Takahashi A., Oshio A. Relationship between sensory-processing sensitivity and age in a large cross-sectional Japanese sample // Heliyon. Vol. 5. Issue 10. P. E 02508. URL: https://doi.org/10.1016Zj.heliyon.2019.e02508 (accessed 25.07.2023).

44. Weikum W.M., Vouloumanos A., Navarra J., Soto-Faraco S., Sebastián-Gallés N. and Werker J.F. Age-related sensitive periods influence visual language discrimination in adults // Frontiers in Systems Neuroscience. 13 November 2013. Volume 7. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnsys.2013.00086/full (accessed 25.07.2023).

45. Zimmer-Gembeck M.J., Nesdale D. Anxious and angry rejection sensitivity, social withdrawal, and retribution in high and low Ambiguous situations // Journal of Personality. 2013. Vol. 81. № 1. P. 29-38.

Information about the Authors:

Nekipelova Irina (Izhevsk, Russia) - PhD, Head of the Department «Russian as a Foreign

Language», Director of Testing center, Kalashnikov Izhevsk State Technical University.

Winner of the "Scientist of the Year 2020" in the category "Humanities: languages and

literature" (International Achievements Research Center) (Chicago, USA). Research fields:

history of Russian language, language philosophy, teaching Russian as a foreign language;

author of over 140 publications, 5 monographs and textbook «Russian as a foreign language:

Step by step». E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0001-8448-3000

SCOPUS ID: 57191414786

Web of Science ResearcherID: AAS-9439-2021

SPIN-Kod: 8968-4493

AuthorID: 394021

Nekipelov Eduard (Izhevsk, Russia) - student of the Faculty of Energy, Institute of Translators in the field of professional communication, Kalashnikov Izhevsk State Technical University. Research fields: Russian language; teaching Russian as a foreign language; pedagogy, comparative linguistics. E-mail: eduard_nekipelov@,mail.ru

Acknowledgments: I thank colleagues for valuable advice in the process of this research and editing the article and I thank the reviewers for their valuable suggestions.

Author s contribution: The work is solely that of the author.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.