КОНЦЕПТОЛОГИЯ CONCEPTS STUDIES
УДК 81
Кабардино-Балкарский государственный Kabardino-Balkaian State University университет
аспирант кафедры русского языка и об- The Department of Russian language and щего языкознания General linguistics,
Postgraduate student Канукоева А.Л. Kanukoeva А. L.
Россия, с. Лечинкай, тел. + 7(967)417-23- Russia, Lechinkaj, + 7(967)417-23-97 97
е-mail: [email protected] е-mail: [email protected]
А.Л. Канукоева
МЕНТАЛЬНАЯ КАРТИНА ЖЕНСКОЙ И МУЖСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОМ ФИЛЬМЕ
Статья посвящена проблеме саморепрезентации языковой личности в мультипликационном фильме, который признается одним из важнейших экстралингвистических факторов формирования женской и мужской языковой личности, неся в себе в зашифрованном виде стратегии конструирования идентичности личности, в том числе и гендерной. Объектом исследования являются самоидентифицирующие высказывания, целью - описание ментальной картины женской и мужской языковой личности и выявление объективируемых посредством самоидентифицирующих высказываний доминантных параметров идентичности личности, с помощью которых женская и мужская языковая личность задают предпочтительный ракурс восприятия своей личности.
Ключевые слова: идентичность, идентификация, гендерная идентификация, языковая личность, женская языковая личность, мужская языковая личность, самоидентифицирующее высказывание, аспект идентичности, ментальная картина, мультипликационный фильм.
A.L. Kanukoeva
THE MENTAL PICTURE OF FEMININE AND MASCULINE LANGUAGE PERSONALITY IN THE ANIMATED FILM
The article is devoted to the problem of self-representation of the language personality in the animated film, which is recognized as one of the most important extralinguistic factors of formation of feminine and masculine language personality, carrying the encrypted strategy of constructing of personality identity, including gender identity. The object of research are self-identification utterances, the purpose is description of the mental picture of feminine and masculine language personality and detection of the dominant parameters of personality identity, represented by self-identification utterances, through which feminine and masculine language personality set the preferred angle of perception of their personality.
Key words: identity, identification, gender identification, language personality, feminine language personality, masculine language personality, self-identification utterance, aspect of identity, mental picture, animated film.
Одним из важнейших направлений современной лингвистики является теория языковой личности, основным объектом исследования которой выступает языковая личность (ЯЛ) как личность, охарактеризованная с точки зрения использования ею
© Канукоева А.Л., 2016
единиц языковой системы для осуществления различных видов речевой деятельности (чтение, письмо, говорение). Особенности становления и развития ЯЛ как одной из ипостасей человеческой личности зависят помимо психофизиологических особенностей самой личности от многих внешних факторов и, в первую очередь, от сущностных характеристик социокультурной среды, которые задают ценностные ориентиры развития человека. Таким образом, изучение ЯЛ необходимо проводить, исходя из понимания человека «как многоуровневой универсальной категории, представляющей собой диалектическую взаимосвязь индивидуального и социального» [2; с. 141]. Исследователи отмечают, что «в настоящее время происходит утрата устоявшихся границ, ценностей, социальных категорий, посредством которых человек определяет себя, свое место в изменяющемся социуме, другими словами, наблюдается кризис идентичности личности» [8; с. 5]. Ввиду этого возрастает необходимость изучения человеческой идентичности, трактуемой как «понимание человеком своего «Я», своего места в социальной действительности, отношений с окружением» [8; с. 5] и особенностей ее конструирования. Поскольку же результаты и сам процесс «сложного и глубинного переживания идентичности» [11; с. 28] становятся доступными для исследования благодаря речевой деятельности ЯЛ, актуальным является изучение особенностей саморепрезентации ЯЛ в мультипликационном фильме, который рассматривается нами как СМИ, продукт социокультурной среды, несущий в себе в зашифрованном виде стратегии конструирования идентичности личности, в том числе и гендерной, так как гендерный фактор является «одной из существенных характеристик личности, определенным образом влияющей на осознание своей идентичности и на идентификацию говорящего другими членами социума» [5; с. 9]. Данные стратегии реализуются как на вербальном, так и на невербальном уровнях, что усиливает степень воздействия на сознание адресата. Язык как один из каналов подачи информации мультфильма и как средство формирования идентичности выполняет «две языковые функции: дискурсивную, отражающую процессы мышления человека (протекающие в вербальных формах); и функцию социализации, в которой язык выступает как хранилище общественного опыта и играет ключевую роль в социализации человека как на индивидуальном, так и на групповом уровне» [5; с. 7]. Все это позволяет утверждать, что мультфильм выступает не только средством конструирования идентичности человека (в том числе и гендерной), но и «доминирующим фактором, оказывающим непосредственное влияние на формирование мышления и сознания вариативно модифицированного портрета ЯЛ» [7; с. 11]. Важность рассмотрения мультипликационного фильма как экстралингвистического фактора развития ЯЛ, усугубляется тем, что в качестве адресата в данном случае выступает ЯЛ, формирующаяся в условиях Кабардино-Балкарской республики, обладающая определенными особенностями, которые предопределяются «полиэтническим, поликультурным и по-лилингвальным характером ее развития» [3; с. 79]. Названные особенности развития ЯЛ определяют специфику формирования таких уровней в структуре ЯЛ, как лингво-когнитивный и прагматический [1]. Все это обусловливает восприятие ЯЛ норм и ценностей, демонстрируемых в мультфильме, во-первых, с точки зрения собственных национальных и культурных традиций, во-вторых, с позиций родного языка. Мы считаем, что определенному визуальному образу мультфильма, в частности, образу мультге-роини и мультгероя, намеренно приписывается определенный речевой портрет, иначе говоря, в мультдискурсе последовательно манифестируются женская языковая личность (ЖЯЛ) и мужская языковая личность (МЯЛ). Речевое поведение последних воспринимается реципиентом как эталонное, а их автохарактеристики формируют в сознании носителей языка представления о типичных женщинах и типичных мужчинах.
Необходимость учета гендерного аспекта ЯЛ усугубляется тем, что, во-первых, в современной культуре имеет место «смягчение гендерной оппозиции и изменение по-лоролевых отношений» [13; с. 229], во-вторых, «самоопределение личности по отно-
шению к себе, к своим качествам и характеристикам является важным условием ее гармоничного формирования» [4; с. 39].
Таким образом, объектом исследования являются самоидентифицирующие высказывания, целью - описание «ментальной картины» (термин О.В. Кашкиной) ЖЯЛ и МЯЛ, рассматриваемой как «совокупность сведений индивида о себе» [10; с. 7]; выявление объективируемых посредством самоидентифицирующих высказываний доминантных параметров идентичности личности, с помощью которых ЖЯЛ и МЯЛ задают предпочтительный ракурс восприятия своей личности. Все это позволит выявить, задаваемые мультфильмом эталоны мужественности и женственности, с одной стороны, и обнаружить предпочтения ЖЯЛ и МЯЛ в выборе языковых средств для экстериориза-ции своей ментальной картины.
Материалом исследования служат мультипликационные фильмы «Винкс» и «Бен 10» (по 15 серий) соответственно: «Алфея в засаде» (В1), «Друзья познаются в беде» (В2), «Загадочный камень» (В3), «Тень Феникса» (В4), «Последний взмах крыла» (В5), «Слезы черной ивы» (В6), «Сила Чармикса» (В7), «Новое начало» (В8), «Чудовище и ива» (В9), «Белый круг» (В 10), «Предательский бал» (В 11), «Поселение Пикси» (В 12); «Неожиданное событии» (В13), «Злость мага» (В14); «Море страха» (В15); «Существо извне» (Б1), «Курс молодого санитара» (Б2), «Как трудно быть Гвен» (Б3), «Бен 10 000» (Б4), «Встреча с Вердоной» (Б5), «Исчезновение пленника № 775» (Б6), «Чистка» (Б7), «История с Симианом» (Б8), «Привет от Тиходона» (Б9), «Хранители огня» (Б 10), «Все или ничего» (Б11), «Идеальная девушка» (Б12), «Высшая жертва» (Б13), «Борьба за экологию» (Б14), «Мамаша Вридл» (Б15).
Основным средством саморепрезентации ЯЛ выступают самоидентифицирующие (или самооценочные) высказывания, которые в лингвистике исследуются в нескольких направлениях: рассматриваются как средство создания идентичности в различных видах дискурса [5; 6], изучаются с точки зрения их функционального анализа [9; 10] и когнитивно-дискурсивного подхода [12] и др.
Так, самооценочное высказывание (СВ) определяется как высказывание, «с помощью которого личностная информация, внутренние представления человека о себе и своих действиях становятся доступными окружающим» [10; с. 7], структуру которого образуют субъект, объект и предмет самооценки. Самоидентифицирующее высказывание (СИВ) определяется как «высказывание, которым говорящий вербализует суждение о своей идентичности, включая себя в какой-либо класс, приписывая себе какое-либо свойство, качество, динамический или статический признак» [9; с. 4]. Как самоидентифицирующее суждение, так и самооценочное высказывание характеризуются тем, что, в качестве субъекта в них выступает сам говорящий, а предикат овнешняет «представления индивида о своей идентичности» [12; с. 91].
Репрезентированные в мультипликационных фильмах СИВ для удобства проведения анализа необходимо систематизировать. Систематизации осуществляется на основе классификации О.В. Кашкиной, которая дополняется элементами классификаций В.А. Даулетовой и Е.Н. Катановой.
Так, материал исследования показывает, что ЖЯЛ и МЯЛ в подавляющем большинстве случаев при самохарактеристике прибегают к стратегии прямой идентификации, которая реализуется с помощью СВ следующих типов:
I. Глагольный тип: 1) Флора: Я могу создать сколько угодно искусственных лепестков (В9), идентифицируемый признак - творческие способности; 2) Муза: Я вообще-то не привыкла лазить по чужим шкафам (В9), идентифицируемый признак -принципы; 3) Блум: Я всё говорю и делаю не так (В12), идентифицируемый признак - ментальные и физические способности; 4) Стела: Я не ошибаюсь (В13), идентифицируемый признак - ментальные способности: присутствует указание на сильную сторону интеллектуальной сферы; 5) Блум: Ничего я не умею (В13), идентифицируе-
мый признак - ментальные и физические способности; 6) Бен: Я невнимательно читаю, сэр (Б2), идентифицируемый признак - ментальные способности; 7) Бен (Кевину): Я не могу пройти через эту стену (Б9), идентифицируемый признак - сверхъестественные способности; 8) Бен: Я могу пройти под землей и выйти с другой стороны (Б9), идентифицируемый признак - сверхъестественные способности; 9) Бен: Я тоже умею путешествовать во времени (Б4), идентифицируемый признак - сверхъестественные способности; 10) Бен: Я победил Вилгакса в сложном рукопашном бою, и я побеждал Вечных рыцарей бесчисленное количество раз (Б7), 11) Бен: Я остановил нашествие Чистопородных (Б8), 12) Бен: Я нашел оружие для генетической репарации (Б8), идентифицируемый признак в примерах 10, 11, 12 - социальная роль вселенского масштаба.
II. Адъективный тип: 13) Стела: Я крутая! (В3), идентифицируемый признак
- характер; 14) Бен: Ты самый сильный в Галактике?! Нет, я - самый сильный в галактике (Б13), идентифицируемый признак - физические способности; 15) Бен: Я красив, умен и талантлив (Б13), идентифицируемый признак - внешность, интеллектуальные и творческие способности; 16) Бен: Я обаятельный (Б14), идентифицируемый признак - внешность.
III. Субстантивный тип: 17) Стела: Стела - волшебница Винкс! (В7), идентифицируемый признак - профессия; 18) Муза: Муза - волшебница Винкс! (В7), идентифицируемый признак - профессия; 19) Стела: Я - принцесса Солярии! (В 11), идентифицируемый признак - социальный статус; 20) Стела: Кстати, я - фея (В13), идентифицируемый признак - профессия; 21) Бен: Я Бен Теннисон, обладатель самого мощного оружия во Вселенной (Б7), идентифицируемый признак - социальная роль вселенского масштаба; 22) Бен: Я - супергерой (Б8), идентифицируемый признак - социальная роль; 23) Бен: Я знаменитый супергерой (Б 14), идентифицируемый признак - социальная роль; 24) Бен: Я - супергерой, идентифицируемый признак -социальная роль.
IV. Аппозитивный тип (Катанова 2009): 25) Стела: Это я, как главная модница, должна опаздывать (В4), идентифицируемый признак - интересы.
V. Личностно-ориентированные сравнительное СВ (Кашкина 2005): 26) Блум: Я чувствую себя сильнее (В 12), идентифицируемый признак - физические способности.
Стратегия непрямой идентификации: 27) Лейла: Фею не так просто победить (В4), идентифицируемый признак - профессия (прием отстранения); 28) Стела (Лейле): Между прочим, не все - поклонники спорта (В7), идентифицируемый признак -личные интересы (прием противопоставления/контраста); 29) Блум: Твоя сущность Валтор - это огонь Дракона. Блум: Мы не одно и то же! (В8), идентифицируемый признак - характер; 30) Лейла: Но не все - знатоки шопинга, как ты Стела! (В12), идентифицируемый признак-личные интересы (прием противопоставления/контраста); 31) Блум: У меня есть сила Винкс! (В13), идентифицируемый признак - сверхъестественные способности (местоимение меня); 32) Блум: У меня пока нет полной силы Инчантикса (В14), идентифицируемый признак - сверхъестественные способности (местоимение меня); 33) Бен: Мне надо еще много тренироваться с пулеметом (Б2), идентифицируемый признак - умения, навыки обращения с оружием (местоимение мне). В данном высказывании присутствует имплицитный смысл «ввиду того, что у меня недостаточно навыков и опыта обращения с пулеметом, мне нужно много тренироваться»; 34) Джулия: Мне пришлось так долго уговаривать вас (Бена, Гвен и Кевина) сюда прийти. Бен: Потому что мне совершенно не интересна экскурсия по офисному зданию (Б 10) идентифицируемый признак - личные интересы (местоимение меня).
Таблица 1
Соотношение номинативных стратегий идентификации женской и мужской языковой
личности
Номинативные стратегии Женская языковая лич- Мужская языковая лич-
ность ность
Количество самоидентифицирующих высказываний (СВ)
Прямая 12 14
Непрямая 7 2
Общее количество СВ 19 16
Из данных таблицы 1, мы можем заключить, что, во-первых, как для ЖЯЛ, так и для МЯЛ наиболее предпочтительна стратегия прямой идентификации, которая понимается нами как «использование средств с такой референтной связью, которая обеспечивает для адресата безошибочную идентификацию говорящего как автора самооценки и носителя оценочного признака» [10; с. 12]. Основным способом реализации является местоимение I л. ед.ч.; во-вторых, ЖЯЛ прибегает к непрямой стратегии идентификации чаще, чем МЯЛ. При этом под непрямой номинативной стратегией мы подразумеваем выражение субъекта высказывания вторичными способами. В данном случае имеются в виду парадигматические формы местоимения «я» (мне, меня), «прием отстранения» (оценивание себя со стороны) (М.А. Лаппо), прием противопоставления/контраста (Даулетова В. А.)
Таблица 2
Соотношение типов самоидентифицирующих высказываний в рамках стратегии прямой идентификации
Тип самоидентифици- Женская языковая Мужская языковая
рующих высказывании личность личность
(СВ) Количество самоидентифицирующих высказы-
вании (СВ)
Глагольный 5 7
Субстантивный 4 4
Адъективный 1 3
Аппозитивный 1 -
Личностно- 1 -
ориентированные сравнительные СВ
Общее количество СВ 12 14
Из таблицы 2 становится ясно, что и ЖЯЛ, и МЯЛ чаще используют глагольный тип СВ, субстантивный и адъективный типы СВ занимают второе и третье место по частотности использования как ЖЯЛ, так и МЯЛ. Однако только ЖЯЛ использует для самохарактеристики личностно-ориентированные СВ и аппозитивный тип СВ.
Таблица 3
Ментальная картина женской и мужской языковой личности
Аспект идентичности Женская языковая личность Мужская языковая личность
Количество репрезентаций
Личностный
А. Способности
- ментальные 3 2
- физические 3 1
- сверхъестественные 2 3
- творческие 1 1
Б. Интересы 3 1
В. Внешность 0 2
Г. Принципы 1 0
Д. Характер 2 0
Е. Умения и навыки обращения с оружием 0 1
Всего репрезентаций 15 11
Всего языковых единиц 13 9
Профессиональный 4 0
Всего репрезентаций 4 0
Всего языковых единиц 4 0
Социальный A. Социальная роль Б. Социальная роль вселенского масштаба B. Социальный статус 0 0 1 3 4 0
Всего репрезентаций 1 7
Всего языковых единиц 1 7
Всего репрезентаций 20 18
38
Всего языковых единиц 18 16
34
Данные таблицы 3 показывают, что в анализируемых мультфильмах как для ЖЯЛ, так и для МЯЛ при самоидентификации приоритетным является личностный аспект идентичности. Примечательно то, что автохарактеристика и ЖЯЛ, и МЯЛ в рамках личностного аспекта в основном дается с точки зрения способностей. По количеству репрезентаций в ментальной картине ЖЯЛ превалируют ментальные и физические способности, следующими по значимости являются: 1) сверхъестественные способности и 2) творческие способности. МЯЛ характеризует себя, в первую очередь, как обладателя сверхъестественных, потом - ментальных и, в последнюю очередь, физиче-
ских способностей. После способностей вторую позицию в рамках личностного аспекта у ЖЯЛ занимают интересы, у МЯЛ - внешность.
Анализ личностного аспекта идентичности показывает, что в ментальной картине ЖЯЛ доминирующее положение занимают сведения об интеллектуальных и физических способностях, которые рассматриваются как маскулинные и традиционно приписываются мужчинам. В ментальной картине МЯЛ предпочтение отдается сверхъестественным способностям, что объясняется тем, что МЯЛ в мультфильме является суперменом. Данное обстоятельство согласуется с традиционными представлениями о мужественности. Однако вразрез с последними идут автохарактеристики МЯЛ с позиций внешности.
После личностного аспекта идентичности для ЖЯЛ наиболее актуальным является профессиональный аспект. Это показывает, что она позиционирует себя как социально активного члена общества. Последнее не согласуется с традиционными представлениями о женщинах.
Для МЯЛ наиболее существенным после личностного аспекта выступает социальный, что не противоречит стереотипным представлениям о мужчинах.
Таким образом, отметим, что в автохарактеристике ЖЯЛ в мультсериале доминируют традиционно мужские качества и свойства. Самохарактеристика МЯЛ в основном не противоречит стереотипным представлениям о мужественности. Однако в ментальной картине МЯЛ находит отражение заинтересованность последней в своей внешности, что традиционно не характерно для представителей мужского пола.
В результате проведенного исследования мы можем прийти к следующим выводам:
- доминирующей номинативной стратегией самоидентификации ЖЯЛ и МЯЛ в мультсериалах выступает стратегия прямой идентификации;
- ЖЯЛ чаще реализует стратегию непрямой идентификации по сравнению с МЯЛ;
- и ЖЯЛ, и МЯЛ проявляют одинаковые предпочтения в использовании глагольного, субстантивного, адъективного типов СВ, в то время как аппозитивный тип и лич-ностно ориентированные сравнительные СВ употребляет только ЖЯЛ;
- в мультфильме происходит маскулинизация женского образа, однако образ мужчины в основных своих чертах соответствует традиции.
Библиографический список
1. Башиева С.К., Дохова З.Р., Шогенова М.Ч. Специфика формирования языковой личности россиянина в поликультурном контексте // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4. С. 90-94.
2. Башиева С.К., Дохова З.Р., Шогенова М.Ч. Понятие языковая личность как уникальная и полиаспектная категория // Язык, культура, этикет в современном полиэтническом пространстве: материалы Международной конференции. Нальчик: Каб.-Балк. унт, 2012. С. 141-146.
3. Башиева С.К., Дохова З.Р., Шогенова М.Ч., Безрокова М.Б. Социальный статус как фактор формирования языковой личности // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. Том II, № 3. 2012. С. 78-83.
4. Волощик И.А. К вопросу о феномене гендерной идентичности // Сборник конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. Прага. 2008. № 8. С. 39-41.
5. Громова В. М. Конструирование идентичности в интернет-дискурсе персональных объявлений: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ижевск, 2007. 19 с.
6. Даулетова В.А. Вербальные средства создания автоимиджа в политическом дискурсе (на материале русской и английской биографической прозы): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2004. 22 с.
7. Дохова З.Р., Чепракова Т.А. Мультипликационный фильм как экстралингвистический фактор формирования языковой личности ребенка // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. Т. 1. Вып. 4. Нальчик, 2011. С. 108-111.
8. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты: коллективная монография / К.В. Патырбаева [и др.]. Пермь, 2012. 250 с.
9. Катанова Е.Н. Функциональный анализ самоидентифицирующих высказываний (на материале американских и британских парламентских дебатов): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2009. 24 с.
10. Кашкина О.В. Функциональный анализ самооценочных высказываний как средства вербализации Я-концепта (на материале интервью немецкой прессы): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2005. 24 с.
11. Лаппо М.А. Самоидентификация: прямое, косвенное эксплицитное и косвенное имплицитное описание идентичности говорящим субъектом // Вестник Томского государственного ун-та. 2013. № 372. С. 28-32.
12. Леонова Е.В. Когнитивно-дискурсивный подход к изучению идентичности ЯЛ в дневниковых текстах: дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2015. 199 с.
13. Майгурова А.С., Ульбина Е.В. Асимметрия гендерной идентичности // Мир психологии. 2013. № 2. С. 229-239.
References
1. Bashieva S.K., Shogenova M.Ch., Dokhova Z.R. Specific of formation of linguistic personality of a Russian citizen in a multicultural context // Scientific thought of Caucasus. 2013. № 4. P. 90-94.
2. Bashieva S.K., Shogenova M.Ch., Dokhova Z.R. The concept of linguistic identity as a unique and polyaspect category // Language, culture, etiquette in modern polyethnic space: materials of the International conference. Nalchik: Kab.-Balk. University, 2012. P. 141-146.
3. Bashieva S.K., Shogenova M.Ch., Dokhova Z.R., Bezrokova M. B. Social status as a factor of language personality formation // Proceeding of the Kabardino-Balkarian State University . Vol. II. №3. 2012. P. 78-83.
4. Voloshik I.A. To the question about the phenomenon of gender identity // Collection of conferences SIC SOCIOSPHERE. Prague. 2008. № 8. P. 39-41.
5. Gromova V.M. Сonstruction of identity in Internet-discourse of personal ads: PhD Thesis. Izhevsk, 2007. 19 p.
6. Dauletova V. A. Verbal means of creating of autoimage in political discourse (on the material of Russian and English biographical prose): PhD Thesis. Volgograd, 2004. 22 p.
7. Dokhova Z.R., Cheprakova T.A. Animated film as extralinguistic factor of formation of lingua persanality of a child (based on material of animation serial «Winx») // Proceeding of the Kabardino-Balkarian State University. Vol. 1. № 4. Nalchik, 2011. P. 108-111.
8. Identity: social-psychological and socio-philosophical aspects: collective monograph / K.V. Batyrbaeva [and others]. Perm, 2012. 250 p.
9. Katanovа E. N. Functional analysis of self-identification utterances (on the material of American and British parliamentary debate): Voronezh, 2009. 24 p.
10. Kashkina V. O. Functional analysis of self-assessment utterances as a means of verbalization of I-concept (on the material of the interview with the German press): PhD Thesis. Voronezh, 2005. 24 p.
11. Lappo M. A. Self-Identification: direct, indirect, explicit and indirect implicit description of the identity by the speaking person // Massanger of the Tomsk state University. 2013. № 372. P. 28-32.
12. Leonova E. V. Cognitive-discursive approach to the study of language personality identity in the diary texts: PhD Thesis. Saratov, 2015. 199 p.
13. Maigurova A. S., Albina E. V. Asymmetry of gender identity // The world of psychology. 2013. № 2. P. 229-239.