Научная статья на тему 'Ментальная экология в системе социально-экологического знания'

Ментальная экология в системе социально-экологического знания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
673
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / МЕНТАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / GLOBAL ECOLOGY / ENVIRONMENTAL SOCIOLOGY / HUMAN ECOLOGY / MENTAL ECOLOGY / MENTAL HEALTH / ENVIRONMENTAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Барковская Анна Юрьевна, Янин Кирилл Дмитриевич, Yanin Cyrill Dmitrievich

В статье формулируются основные направления социально-экологической мысли, рассматривается понятие ментальной экологии, ее места и значения в системе социально-экологического знания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL ECOLOGY IN THE SYSTEM OF SOCIO-ECOLOGICAL KNOWLEDGE

In the article have been formulated the main directions of social and environmental thought, and considered the concept of mental ecology, its place and importance in the system of socio-ecological knowledge

Текст научной работы на тему «Ментальная экология в системе социально-экологического знания»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 3 (21) 2012. с. 85-87.

УДК 502.15

МЕНТАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Анна Юрьевна Барковская

Кирилл Дмитриевич Янин

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет

anna bark@mail.ru

глобальная экология, экологическая социология, экология человека, ментальная экология, ментальное здоровье, экологическая психология

В статье формулируются основные направления социально -экологической мысли, рассматривается понятие ментальной экологии, ее места и значения в системе социально-экологического знания

MENTAL ECOLOGY IN THE SYSTEM OF SOCIO-ECOLOGICAL KNOWLEDGE

Anna Yurievna Barkovskaya Cyrill Dmitrievich Yanin Volgograd state university of architecture and civil engineering

anna bark@mail.ru

global ecology, environmental sociology, human ecology, mental ecology, mental health, environmental psychology

In the article have been formulated the main directions of social and environmental thought, and considered the concept of mental ecology, its place and importance in the system of socio-ecological knowledge

Резкое усиление интереса общества к экологическим проблемам и соответственно, бурное развитие экологии как науки в России в девяностые годы, сменилось в настоящее время умеренным интересом и вялотекущим развитием.

В литературе сформировались три крупных направления социальноэкологической мысли: глобальная экология, экологическая социология, экология человека, которые можно рассматривать как составные элементы социальной экологии [1, с. 7-8].

Глобальная экология исследует взаимоотношения человечества в целом с биосферой Земли. Ее отличительной особенностью является ранг изучаемых проблем -глобальный. Появление и исследование глобальных экологических проблем вызвано прежде всего сверхпотреблением природных ресурсов и сверхзагрязнением окружающей среды. К числу главных задач глобальной экологии относятся изучение антропогенных изменений в среде обитания и обоснование методов сохранения и улучшения этой среды, учитывая тот факт, что вопрос о сохранении природной среды стал равноценен вопросу о выживании всего человечества.

Вторым направлением социальной экологии являются исследования взаимоотношений различных групп населения (классовых, этнических, территориальных и др.) с природной средой с точки зрения понимания человека как общественного существа. Данное направление представлено в настоящее время экологической

85

социологией. В самом общем виде ее предмет - структуры и процессы, социальные изменения и конфликты, возникающие в ходе все более масштабной и глубокой «социализации природы».

Предметом экологии человека, не совпадающим с предметом глобальной экологии и экологической социологии, является система взаимоотношений с природной средой человека или индивида. Речь идет о системе медико-биологических наук. Все вопросы, возникающие при попытках определения качества окружающей среды, при решении задач формирования региональных природных комплексов, при изучении загрязнения воздуха, воды, почвы, продуктов питания, так или иначе, ведут нас к проблеме сохранения человеческого здоровья. Охрана природы трансформируется непосредственно в охрану человека. И здесь встает вопрос об экологии духа, от состояния которого также зависит наша жизнь, как и от чистоты воды, воздуха или земельных ресурсов.

Трех отмеченных в социальной экологии направлений далеко не достаточно. Для успешного решения экологической проблемы необходимы процессы дальнейшей дифференциации и интеграции знаний различных наук.

Важнейшее место в современном научном знании о среде обитания, занимает формирующаяся ментальная экология человека, которую можно отнести и к области экологии, и к области психологии, находящимися в междисциплинарном синтезе с философией, социологией, культурологией и медициной.

Для уяснения значения понятия ментальный, обратимся к словарям: ментальный (лат. mens - ум, разум) - относящийся к психике, интеллекту [3, с. 346]; относящийся к сознанию, к глубине, способу и образу мысли, к деятельности разума, складу ума [5].

Академик РАМН П.И. Сидоров директор Института психологии и психоневрологии Северного государственного медицинского университета, под ментальной экологией предлагает понимать раздел экологии человека, изучающий взаимоотношения в системе «окружающая среда - общество - личность», факторы и ресурсы ментального здоровья.

Ментальное здоровье Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определяет как психическое благополучие человека, которое позволяет ему реализовать собственный потенциал, помогает противостоять стрессу, продуктивно работать и вносить свой вклад в развитие общества. Оно состоит из соматического, психического, социального здоровья, которые представляют соответствующие составляющие качества жизни.

Президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, В.В. Макаров отмечает: «Ментальная экология - это экология души и духа. А душевный и духовный потенциал является главным ресурсом человека, семьи, да и нации в целом, душевная и духовная среда, которая составляет наше естественное место обитания, представляется особенно важной и зачастую не осознаётся человеком» [4, с. 62]. А ведь именно она мобилизует или угнетает, стимулирует или подавляет. Она заполняет наш внутренний мир, формируя его. Мы не осознаем и того, что всякая экология начинается ментальной и часто исчерпывается ею.

Экология разума ничуть не менее важна, чем экология физического мира. Слово «экология» происходит от греческого oikos, что означает «дом». Физическая экология имеет дело с нашим «внешним» домом: материальным миром нашего повседневного бытия. Ментальная экология относится к «внутреннему» дому нашего разума и нефизическому миру духовного бытия.

Наиболее близка к ментальной экологии, составляющая один из ее аспектов, экологическая психология, рассматривающая психологические процессы человека, находящегося в том или ином окружении. Это область, изучающая отношения между поведением и условиями среды, в которой оно имеет место. Под поведением понимаются как доступные наблюдению действия, так и не доступные ему акты, включая мысли, эмоции и т.п., а под средой — физическое окружение организма. Хотя специалисты учитывают в своих исследованиях и некоторые аспекты социального окружения, все же их внимание в первую очередь направлено на изучение влияния физической среды. Так,

значительная часть исследований, относимых к области экологической психологии, посвящены изучению влияния шума, загрязнения воздуха, экстремальных температур и разных способов организации пространства архитекторами и носят ярко выраженный прикладной характер. Они преимущественно направлены на решение определенных проблем, например, коррекции последствий воздействия стрессовых факторов среды, что же касается теоретических концепций, направляющих эти исследования, то их число невелико.

Нам представляется, что у ментальной экологии есть теоретический потенциал, например концепция экологии разума, мало известного в России, выдающегося англоамериканского ученого Грегори Бейтсона. Сам Г. Бейтсон определял сферу своих научных интересов так: "В широком смысле я занимался четырьмя видами вопросов: антропологией, психиатрией, биологической эволюцией и генетикой, а также новой эпистемологией, возникающей из теории систем и экологии" [2, с. 22-23].

В формировании и развитии ментальной экологии человека важную роль играют специалисты-практики: педагоги, психологи, врачи, социальные работники. Причем традиционные профессиональные роли здесь значительно расширяются. Но не менее, а возможно и более необходимы усилия специалистов в самых разных областях - в философии, науке, религии, культуре, искусстве для формирования нового типа мышления, мировоззрения в русле экоцентризма. Все большее число ученых приходит к выводу, что экологический кризис - это, прежде всего, мировоззренческий, философско -идеологический кризис, в более широком смысле - это антропологический кризис. Действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется сознанием и поведением людей, их отношением к природе. Наконец, стало приходить понимание того, что экологический кризис - это, не в последнюю очередь, «разруха в головах», как образно говорил булгаковский профессор Преображенский, и именно в них нужно вначале все привести в порядок.

В предметном поле ментальной экологии и логично рассматривать душевную и духовную связь человека с окружающими людьми и миром в целом, а именно, исследовать структуры экологического сознания и мотивы экологического поведения, анализировать закономерности психологических последствий экологического кризиса (нарушения ментального здоровья, рост преступности, демографические проблемы и др.), изучать психологическую сторону процессов появления и функционирования общественных настроений и общественного мнения в области экологии и это далеко не полный перечень.

Вопрос об удовлетворении потребностей людей в нормальных пище, воде, воздухе, жилище, не теряет своей актуальности, но потребность в нормальном духовном климате приобретает в современных условиях даже большую актуальность. Поскольку, пренебрежение экологией "вещественной" ведет к ухудшению телесного здоровья, а игнорирование законов и требований экологии "психической" - к моральной, культурной, а затем интеллектуальной деградации.

Литература

1. Барковская А.Ю., Дементьев С.М. Социальная экология: Учебное пособие. Волгоград: ВолгГАСА, 2001 г. - 86 с.

2. Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. - М.: Смысл, 2000. - 476 с.

3. Блейхер В.М., Крук И.В.. Толковый словарь психиатрических терминов. МОДЭК, 1995 г. - 640 с.

4. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. - М.: «Академический проект», Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 416 с.

5. Философский словарь. Энциклопедия философских терминов онлайн. [Электронный ресурс]: официальный сайт. - ЦЯК: http://www.onlinedics.ru/slovar/fil.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.