Научная статья на тему 'Ментальная экология социального служения святителя Луки'

Ментальная экология социального служения святителя Луки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
366
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
НАУКА / РЕЛИГИЯ / БИОПСИХОСОЦИОДУХОВНАЯ ПАРАДИГМА / МЕНТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА / ДУХОВНАЯ МЕДИЦИНА / МЕНТАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сидоров Павел Иванович

В статье систематизированы и дополнены современным прочтением провидческие идеи Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) из его книг «Наука и религия» и «Дух, душа и тело», выделены основные проблемные аспекты полемики Веры и знаний, эволюционирующей от предубеждений к сотрудничеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ментальная экология социального служения святителя Луки»

УДК 130.3:215:616.89

МЕНТАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ

© 2013 г. П. И. Сидоров

Северный государственный медицинский университет, Северный научный центр Северо-Западного отделения РАМН, г. Архангельск

Наука без религии — небо без солнца. А наука, облаченная светом, — это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира Архиепископ Лука, 30.05.1948 г.

На юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года имя священ-ноисповедника архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) было внесено в Собор новомученников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877—1961) прожил большую жизнь, наполненную подвижническим социальным служением русской православной церкви и клинической медицине, науке и образованию. Архангельск в 1932 году был местом ссылки профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, где ему запретили работу хирургом в соответствии с его квалификацией (предложив должность врача на медпункте лесозавода, от чего он отказался) и преподавание в Архангельском государственном медицинском институте, хотя другие профессора вуза были также ссыльными или условно осужденными.

Задачей статьи является систематизация и современное прочтение провидческих идей Святителя Луки из его книг «Наука и религия» [1] и «Дух, душа и тело» [2], выделение основных проблемных аспектов полемики Веры и Знания, эволюционирующей от предубеждений к сотрудничеству.

В предисловии к «Науке и религии» Святитель Лука задается вопросом, сколь важно в судьбе творческого человека «найти гармонию между потребностями человеческого духа в науке и религии», и вся книга, по существу, является убедительным ответом, что только взаимодополняющая «гармония является той нормой, к которой должен стремиться человек». Святитель Лука выделяет следующие основные проблемные комплексы, препятствующие такой гармонии, и формулирует уникальные провидческие идеи, которые на многие десятилетия опережают развитие медицинской науки.

1. Поверхностность знаний о науке и религии, на многочисленных примерах проиллюстрированная Святителем Лукой, сегодня приобрела угрожающе драматические характеристики: отмечается кризис системы воспитания и образования, института семьи и брака; галопирующий рост уплотнения информационной среды; нарастание некомпетентности и культуральной дезориентации, маргинализации населения и криминальной субкультуры; глобализация агрессии и психического терроризма; доступность и распространенность психотехнологий для неокультов; рост отчуждения и психического насилия; истеродемони-ческий ренессанс на фоне мирового глобального кризиса и системной рецессии; недостаток и несовершенство православных институтов воспитания и образования; отсутствие системных подходов к форми-

В статье систематизированы и дополнены современным прочтением провидческие идеи Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) из его книг «Наука и религия» и «Дух, душа и тело», выделены основные проблемные аспекты полемики Веры и знаний, эволюционирующей от предубеждений к сотрудничеству. Ключевые слова: наука, религия, биопсихосоциодуховная парадигма, ментальная медицина, духовная медицина, ментальная экология, ментальное здоровье

рованию православной ментальности и др. Все эти мутагенные цивилизационные факторы запускают эпидемические механизмы расширенного воспроизводства разнообразных социальных недугов и требуют нового концептуально-методологического прочтения ментального дизайна современного мира.

Ментальность - это способ видения мира, сформированный в процессе воспитания, образования и обретения жизненного опыта в конкретной культурной среде. Ментальность (от лат. mens, mentis — разум, ум, интеллект) обозначает понятия (например, англ. mind), не имеющие точного аналога в русском языке.

По определению ВОЗ, ментальное здоровье

— это психическое благополучие человека, которое позволяет ему реализовать собственный потенциал, помогает противостоять стрессу, продуктивно работать и вносить свой вклад в развитие общества. В этом определении представлена моральная модальность ментальности в виде этики делового общения, без которой в принципе невозможно «продуктивно работать», а также гражданско-политическая модальность, призывающая «вносить свой вклад в развитие общества». Принципиально важно отметить, что ВОЗ признала духовно-нравственные и гражданско-политические составляющие ментальности, которая на 20 % предопределяет уровень индивидуального и общественного здоровья [3].

Ментальная экология - это раздел экологии человека, изучающий многовариантные взаимоотношения в системе «окружающая среда — общество

— личность». Святитель Лука всем своим жизненным подвигом показал значение силы духа личности в социальном служении народу и Отечеству, вопреки всем гонениям и испытаниям. Воистину экология души предопределяет траекторию судьбы.

2. Разрушение института православной духовности Святитель Лука прямо связывал с дегуманизацией общественных отношений. Глубинной ментальной причиной современного глобального кризиса и многих проблем российского общества также является девальвация духовно-нравственной парадигмы развития. В существенной мере разрушенными оказались традиционные основы христианских добродетелей, педагогики уважения старших и совместного труда, целомудрие, воздержание и самоограничение, любовь и самопожертвование, интерес к отечественной культуре и т. п. Эти духовные приоритеты и ценности подменяются так называемыми общечеловеческими ценностями гуманизма и эгоистической личности, вседозволенностью и необузданным потреблением, бесцеремонным самоутверждением и обогащением, навязыванием интереса к иностранной культуре и традициям. Такое разрушение национальной ментальности является по существу психическим терроризмом.

Пытаясь противостоять дегуманизации и деэти-зации общественного сознания, Минобрнауки РФ в 2009 году принял «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Именно духовно-нравственное воспитание и образование формируют моральные модальности ментальности и в целом мировоззрения человека.

В марте 2011 года в Северном государственном медицинском университете (СГМУ) совместно с Архангельской и Холмогорской митрополией был открыт общественный факультет ментального здоровья, имеющий пять отделений: духовного образования, православной медицины, демографической политики, защиты общественного здоровья и противостояния социальным недугам, православной психологии и психотерапии. Факультет аккумулировал мульти-дисциплинарные подходы к духовно-нравственному воспитанию в рамках общественно-государственного и государственно-частного партнерства с Архангельской и Холмогорской митрополией.

3. Трансцендентальность Веры и ограниченность науки. Святитель Лука цитирует Нобелевского лауреата по физике Альберта Эйнштейна: «Знать, что на свете есть вещи, непосредственно не доступные для нас, но которые реально существуют, которые познаются нами и скрывают в себе высшую мудрость и высшую красоту, знать и чувствовать это есть источник истинной религиозности. В этом смысле я принадлежу к религиозным людям». Эту же мысль более образно и лаконично сформулировал другой Нобелевский лауреат по физике Вернер Гейзенберг: «Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог».

По экспертным заключениям многих ведущих ученых мира, мы в лучшем случае воспринимаем до 10 % окружающей нас реальности. Все остальное недоступно для чувственного восприятия. А. Эйнштейн говорил: «Самая непостижимая вещь в мире заключается в том, что мир постижим». На переднем крае медицинской науки в исследовании макрокосмоса окружающей среды и микрокосмоса человеческой души оказались экология человека и ментальная экология.

4. Субъективность научных парадигм и абсолютность веры. Святитель Лука отмечает, что любая научная теория помимо конкретного предмета исследования содержит душу своего творца. Существенное место в его работах занимает полемика с Чарльзом Дарвином и эволюционной теорией. Святитель Лука признает эволюцию, но подчеркивает, что она ограничивается одним видом.

Генетические исследования последнего времени убедительно показали, что все обезьяны и неандертальцы были и остаются тупиковыми ветвями эволюции, а современный человек — это самостоятельный вид. Святитель Лука приводит слова Вольтера: «Нужно быть слепым, чтобы не быть ослепленным картиной природы, нужно быть глупым, чтобы не признать ее Творца, нужно быть безумным, чтобы пред Ним не преклониться. Атеизм опасен у людей ученых, хотя бы жизнь у них была вполне нравственная».

5. Полемика теоцентризма и гелиоцентризма макрокосмоса вселенной и микрокосмоса человека

Святитель Лука дает определения науки и религии: «Наука — есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности». «Религия — есть общение с Богом (воссоединение)». Он подчеркивает логическую невозможность и меха-

нистичную ошибочность прямолинейного сравнения науки и религии. В качестве примера искусственности противопоставления теоцентризма и гелиоцентризма он приводит Николая Коперника, польского каноника эпохи Ренессанса, автора гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции, но не поколебавшей теоцентризма своего создателя.

Святитель Лука цитирует первого русского академика М. В. Ломоносова: «Правда и Вера суть две сестры, родные дочери Одного Вселенского Родителя, никогда между собою в распрю прийти не могут».

Сегодня чуть ли не банальной рутиной выглядит информация о полетах в космос, хотя 50 лет назад все было гораздо драматичней и первому космонавту Земли самым частым был вопрос о том, видел ли он Бога? Валентин Феликсович, доживший до гагаринского полета, на такого рода вопросы отвечал следующим образом: «Я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести тоже там не находил. Значит ли это, что их нет?».

6. Взаимодополнительность науки и религии в формировании целостного видения мира. Святитель Лука пишет: «Нам нужно живое знание и зрячая Вера, и только их синтез и неразрывная связь откроют возможность творческой жизни. Ибо творят жизнь мудрые, окрыленные верой». По существу, он говорит о ставшем ныне классическим принципе дополнительности и диалектическом законе единства и борьбы противоположностей.

Принцип дополнительности — один из важнейших принципов квантовой механики, сформулированный в 1927 году Нильсом Бором. Согласно этому принципу, для полного описания явлений необходимо применять два взаимоисключающих («дополнительных») набора классических понятий, совокупность которых дает исчерпывающую информацию об этих явлениях как о целостных.

Противоречие объединяет в одно целое борьбу и единство противоположностей, причем единство взаимопредполагает, а борьба взаимоисключает противоположные стороны. Так, тезис классической психиатрии и сменившй его антитезис антипсихиатрии создали условия для формирования на основе принципа дополнительности конструктивного синтеза ментальной медицины, дающей качественно новый уровень понимания и интерпретации проблем ментального здоровья и ментальных недугов [4].

Святитель Лука цитирует книгу «Патология души» известного французского психиатра профессора Фле-ри: «И религия, и наука имеют каждая свой метод и свою область. Они отлично могут существовать рядом и обе выполнять свое назначение».

7. Единство социального служения и милосердной миссии религии и медицины. Социальное служение — это работа, регламентируемая не только трудовым кодексом, но и моральной ответственностью. Социальным служением занимаются священники и врачи, педагоги и ученые. Святитель Лука был един во всех этих ипостасях. Поскольку к страждущей душе всего ближе были врачи-психиатры, он цитирует ряд своих выдающихся современников.

Один из основоположников русской психиатрии профессор Петербургской медико-хирургической академии И. П. Мержеевский писал: «Идеальное понятие о счастье ... выражается в вере, что оно возможно в иной жизни, в загробном существовании. Эта единственная надежда всех страждущих и обиженных жизнью, это убежище, указываемое религией, и особенно христианской, всем страданиям и горю, на которые нет лекарств».

Другой родоначальник российской психиатрии профессор П. И. Ковалевский, ректор Варшавского университета, единственный среди выдающихся психиатров выпускник духовной семинарии, автор резонансных «Психиатрических этюдов об истории», писал: «Знание и Вера найдут себе достойный союз и дадут человеку утешение и примирение». Практически то же самое говорит один из основоположников сексологии профессор Рихард фон Крафт-Эбинг: «Счастлив тот, кто находит в религии верный якорь спасения против житейских бурь».

Святитель Лука цитирует брошюру «Медицина души» французского психиатра Лорана: «Приобщение Святых Тайн — великое целебное средство для души и для тела. Это великое утешение для страждущих и скорбящих, оно возвышает дух и наполняет сердце радостью и надеждой». Об этом же пишет профессор психиатрии Л. А. Кох: «Ничего не достигается без религии, то есть без личного своего отношения к Богу. В религии и заключаются лучшие силы ... в предохранении от многих нервных болезней».

В послании иереям Симферопольской епархии архиепископ Лука сравнивает социальное служение священника и врача: «Много ли среди вас священников, которые подобны серьезным врачам? Знаете ли вы, как много труда и внимания уделяют тяжелым больным добрые и опытные врачи? . Но ведь задача врача только исцеление телесных болезней, а наша задача неизмеримо более важна. Ведь мы поставлены Богом на великое дело врачевания душ человеческих, на избавление от мучений вечных!»

8. Биопсихосоциодуховная парадигма медицины и взаимосвязь Духа, души и тела. Святителя Луку можно назвать подвижником психосоматической медицины, показавшим на множестве клинических примеров многоаспектное взаимодействие Духа, души и тела. Термин «психосоматика» впервые употребил Н НетгоШ в 1818 году, и вот уже практически два столетия психосоматическое направление в медицине представляет собой арену идеологических споров. Психосоматические взаимоотношения — одна из наиболее сложных проблем современной медицины, решение которой требует очень широкого междисциплинарного взаимодействия физиологии, психологии, медицины, философии и многих других наук. Святителя Луку можно также отнести к прародителям перинатальной психологии и психиатрии, связавшим гиперактивность у новорожденного с социально-стрессовым расстройством у матери в период беременности.

Биопсихосоциодуховная парадигма медицины доступна для научного анализа только в рамках мульти-дисциплинарного синергетического подхода. Святителя

Луку можно считать основоположником медицинской синергетики, хотя сам термин был предложен Г. Хаке-ном только в 1970 году. Синергетическая методология лежит в основе разрабатываемой нами ментальной медицины, объединяющей донозологическую медицину ментального здоровья и нозологическую медицину ментальных недугов (клиническую психиатрию). Институт ментальной медицины, объединяющий кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии, неврологии и нейропсихологии, педагогики и психологии, а также факультет клинической психологии, был создан в СГМУ в 2009 году.

Святитель Лука был пионером разрабатываемой нами духовной медицины, интегрировавшей сегодня в синергетической биопсихосоциодуховной модели онтогенеза соматогенез и психогенез, социогенез и анимогенез (от лат. animus — дух, anima — душа).

9. Непрекращающаяся борьба за влияние на индивидуальное и общественное сознание. Святитель Лука писал: «Чтобы избежать зла, его надо изгнать из источника — человеческого сердца и сознания».

Общественное сознание России как интегральное качество ментального здоровья характеризуется сегодня очень тревожными тенденциями. Общий уровень распространенности психических и поведенческих расстройств захватывает 20—30 % населения. Лица с психическими расстройствами составляют 30—50 % среди всех обратившихся за медицинской помощью. Более 40 % освобождений от службы в армии связаны с психическими отклонениями. Все это позволяет говорить о том, что общественное сознание России находится в критическом состоянии.

Этим стремятся воспользоваться и еще более усугубляют ситуацию сотни экстремистских организаций. Манипулировать общественным сознанием населения удается почти 3 000 тоталитарных сект, в которые вовлечены более 2 млн человек. Общественное сознание страны успешно эксплуатируют 300 000 экстрасенсов и магов, колдунов и шаманов, ежегодно охватывая субпопуляцию до 30 млн человек. Все перечисленные субъекты, по существу, занимаются психическим (в том числе политическим и религиозным) терроризмом — манипулятивным воздействием на психику человека с целью уничтожения его индивидуальности и корыстного подчинения поведения, управления эмоциями и волей. Психический терроризм — нелетальное оружие массового поражения и угроза национальной безопасности России.

Деструктивное психическое манипулирование поддерживает и расширяет пессимистически-катастрофическую ментальную парадигму. Существенная часть населения депрессивно-тревожно оценивает свое будущее и будущее своих детей. Программы и материалы большинства телеканалов также акцентированы на негативных явлениях и запугиваниях. Это приводит к формированию катастрофического мышления, когда люди в будущем ожидают только беды и поражения. Такая саморазрушающая

ментальность уже сформировалась и продолжает закрепляться в общественном сознании.

Чрезвычайно актуальной государственной задачей является изыскание новых ресурсов противодействия психическому терроризму и формирования самосохраняющей оптимистически-ресурсной ментальной парадигмы.

Ментальная парадигма национальной безопасности России включает: уменьшение последствий психических расстройств; снижение распространенности саморазрушающего поведения и депрессий; снижение высоких уровней смертности и насилия в обществе; уменьшение социального расслоения, бедности и безработицы; ликвидацию социальной незащищенности больных и инвалидов; преодоление аномии, деформации общественного и индивидуального сознания, изоляции человека от общества; формирование стратегий адаптивного профессиогенеза и эффективного самоменеджмента.

Святитель Лука завершает свою книгу «Наука и религия» словами Н. И. Пирогова: «Веруя, что основной идеал учения Христа, по своей недосягаемости, останется вечным и вечно будет влиять на души, ищущие мира через внутреннюю связь с Божеством, ни на минуту не можем сомневаться в том, что этому учению суждено быть неугасаемым маяком на извилистом пути нашего прогресса».

Список литературы

1. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Феникс. Православная библиотека «Троицкое слово», 2001. 320 с.

2. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Дух, душа и тело. М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. 54 с.

3. Сидоров П. И., Новикова И. А. Ментальная медицина: методология и практика // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 693 с.

4. Сидоров П. И. От ментальной экологии к ментальной медицине // Экология человека. 2013. № 1. С. 33—38

References

1. Svjatitel Luka (Vojno-Jaseneckij). Nauka i religija [Science and Religion]. Feniks. Pravoslavnaja biblioteka "Troitskoe slovo", 2001, 320 p. [in Russian]

2. Svjatitel Luka (Vojno-Jaseneckij). Duh, dusha i telo [Spirit, Soul and Body]. Moscow, 1997, 54 p. [in Russian]

3. Sidorov P. I., Novikova I. A. Mental'naja medicina: metodologija i praktika [Mental Medicine: Methodology and Practice]. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 693 s. [in Russian]

4. Sidorov P. I. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2013, no. 1, pp. 33-38. [in Russian]

Контактная информация:

Сидоров Павел Иванович - академик РАМН, директор Института ментальной медицины Северного научного центра Северо-Западного отделения РАМН

Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.