Научная статья на тему 'Менталитет монгольского скотовода'

Менталитет монгольского скотовода Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
164
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / МЕНТАЛИТЕТ / ТРАДИЦИЯ / ЦЕННОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сандуйжав Одхуу

В статье формулируются и рассматриваются основные особенности, характерные черты национального менталитета монгола, мышления и поведения монголского стотовода. Определена их связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными факторами. Названы особенности и способности скотоводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менталитет монгольского скотовода»

Менталитет монгольского скотовода

Сандуйжав Одхуу

доктор философских наук, профессор, заведуюший кафедрой педагогики и психологии, Университет Отгонтэнгэр, odkhuu@otgontenger.edu.mn

В статье формулируются и рассматриваются основные особенности, характерные черты национального менталитета монгола, мышления и поведения монголского стотовода. Определена их связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными факторами. Названы особенности и способности скотоводов. Ключевые слова: национальный характер, менталитет, традиция, ценность, мобильность

Невозможно представить Монголию, монгольский быт без скота, скотовода и сельской местности. Именно эти 3 составляющие, объединяясь и входя во взаимодействие, сосуществуя в неразрывной связи, создают комплексное (единое) понятие о скотоводческом хозяйстве. Скотоводчество есть первая и основная форма трудовой занятости, которая была во все времена и поныне существует в Монголии. Создателем, направителем и занимающимся основным, доминирующим этим хозяйством является потомок кочевого народа - монгольский скотовод. Поэтому монгольский скотовод - это настоящий хозяин кочевой цивилизации и культуры, его реальное проявление, его создатель и хранилище. Нельзя представить монгола отдельно от его привязанности к священной родине и любимому скоту.

Потомки скотоводов - монгольский народ с рождения является крепким, сильным, живующим и расчитывающим на милость и дары своего скота, защищающим свой скот, умным и добрым народом с любящим сердцем, родиной которого является прекрасная и уникальная территория, охватывающая и сплетающая хангайскую местность (гористая и лесистая местность, обильная водой и плодородием), пустыню - гоби и просторную степную зону, на своё усмотрение кочующий в течении четырёх времён года, имеющий установленный стиль выбора новых и плодородных пастбищ и чистых водных ресурсов, неустанно трудящийся в экстремальных климатических условиях температурного перепада от -40 до +40 градусов.

Реальной документацией, исторической памятью, археологическими находками, этнографическими и иными исследованиями установлено то, что монгольский скотовод создал историю тысячелетия и на протяжении многих периодов носил в себе это наследие. В любом случае имеются неопровержимые доказательства того, что на протяжении 10 тысяч лет продолжал нести в себе традиции скотоводческой преемственности, продолжал пасти скот и получать и использовать да-ры,полученные от скотоводческого хозяйства.

Скотовод является настоящим хозяином стада, сравнимого с пятью видами драгоценностей и он до сих пор поддерживал этим свою жизнь и быт и передавал свои знания нам - монголам. Именно скотовод всегда общается с природой и скотом, постоянно наблюдая, самым наилучшим образом изучил и познал, никто, кроме него, не знает так хорошо повадки того или иного скота. В скотоводе накоплен неиссякаемый запас многовекового передовавшегося из поколения в

П т

Т

поколения богатый опыт ухаживания за скотом, наблюдения и сравнивания, дальновидности7.

Монгольский скотовод - специализированный, искусный, многосторонне развитый, способный, опытный человек. Скотоводов оценивают как хозяев тысячи профессий8 и это не просто красивые слова, пустая похвала. Это очень трудоёмкий, непростой и постоянный труд и при этом не имеется свободного времени, неустанная работа от рассвета до заката без отдыха и передышки. В общий смысл трудовой деятельности монгольского скотовода входят широкие понятия о методе ухода за скотом, менталитет общения со скотом, поведении, традициях и обычаях, учениях, фразеологизмах, символике, табу, связанные со скотом. Сегодня есть необходимость в специальном изучении имеющих глубокий смысл учений рассудительных скотоводов, оказании поддержки и их распространении, передаче всего этого молодому поколению по наследству. Монгольский скотовод ведёт кочевой образ жизни, соответствующий 4 временам года, и является "профессором" с глубочайшими и тонкими знаниями, подобно знанию своих десяти пальцев на руках, о природе, погоде, растительном мире, пастбище и водных ресурсах, ветеринарии и травматологии, повадках, продуктивности, размножении своего скота и потери молодняка.

Определяя особенности, главную тенденцию современного монгольского скотовода, Заслуженный деятель науки, доктор, профессор Л.Дашням пишет следующее: "Монгол имеет особенную модель мышления, при которой он довольствуется имеющимся и мыслит себя самодостаточным человеком. Если в случае, когда скот сбит в большое стадо и пасётся вблизи него, он чувствовал спокойствие, дышал полной грудью, то теперь же стал на них смотреть с точки зрения продукта. Стал задумываться и представлять себе, сколько литров молока можно получить, сколько килограммов шерсти и кашемира можно получить от овцы и козы, за сколько можно реализовать своего скаку-на"9, что соответствует истине и содержит в себе крупицу правды.

Так как Вы, монгольский скотовод, являетесь:

- непосредственным производителем в качестве того, что Вы - настоящий и полноправный хозяин равных пяти сокровищам стада, собственник и защитник своего скота, ответственный за их защиту, ухаживающий за ними и разводящий свое стадо,

- многосторонне оказывающим услуги членам общества, обеспечивающим свои потребности, формирующим источник средств к существованию и иные источники в качестве производителя

7 У скотовода имеется панорамное мышление. Когда скотовод пасет стадо, выезжает на самую высокую возвышенность этой

со местности, потомслезает с коня, закуривает, осматривается ^ вокруг себя и созерцает прекрасную природу родного края, он в зачастую сидит, охваченный глубокими раздумьями о законо-

00 мерностях Вселенной и сути жизни человека. Глубокая фило-^ софичность мышления монгольского человека во многом опре-(Ч деляется этим повседневным опытом.

8 Это известное выражение передовалось с давных времен/

01 9Об этом см. Л.Дашням Дэлхийжиж яваа дэгдээхэй д^ нартаа

2 УБ., 2009

шкуры и шерсти животного, молока и молочных изделий, продуктивности скота,

- торговцем, реализующим и производящим товарообмен излишка продукции от хозяйства, кормчим, обучающим свой скот и эффективно использующим его для гужевого транспорта, партнёром, доставляющим на рынок и необходимые места первичное сырьё,

- швеёй, ткачом, изготовляющим войлочное покрывало для юрты, войлочные стенки юрты, занавес, используемый внутри юрты, кошму, покрывающую юрту, матрас, шерстяную верёвку, головной убор и обувь, дээли /национальная одежда монголов/ и различную одежду, пелёнки и распашонки, детскую одежду, набрюшники и попоны для скота, волосяную верёвку для привязывания телят и жеребят и предохраняющий от преждевременных случек производителя-самца вещь,

- дизайнером-конструктором, опираясь на свои средства и возможности обновляющий, корректирующий и ремонтирующий монгольскую юрту, которая является самым лучшим образцом жилья кочевников, особенным архитектурным решением, прошедшей многолетние жизненные и скотоводческие испытания, искуссным строителем, развивающим и усовершенствующим внешнюю и внутреннюю юрточную утварь, предметы быта, оборудования и предметы бытовой необходимости,

- особенным спортсменом, приучающим необъезженных к упряжке и седлу норовистых лошадей подходящим к их возрасту методом, используя при этом своё умение и мастерство, использовать укрюк для поимки норовистых коней, показывать высшее мастерство наездника, конда необъезженная лошадь пытается сбросить его, постоянно общающимся со своим скотом, что закаливает его тело и душу,

- существование многочисленных пословиц, поговорок, фразеологизмом, устоявшихся понятий и терминов, связанных со скотом, животноводчеством, неразрывно связано с интуицией и мышлением скотовода. Наряду с тем, что определение исследователями, экспертами 500 названий мастей лошадей, более 200 мастей коров является очень интересным и важным, всё это уникально и вызывает гордость, с другой стороны, вызывает сожаление то, что выходит из употребления и забывается традиционно сложившееся множество выражений, понятий. Лауреат Государственной премии, Народный писатель, Заслуженный деятель культуры Б.Догмид, переживая за "отдаление от неиссякаемого наследия", с гордостью написал: "можно составить несколько томов толкового словаря с использованием только выражения, связанных со скотом", что вызывает уважение и гордость. Именно сельские скотоводы являются настоящими носителями монгольского менталитета10, хранителями монгольской культуры, хранителями монгольского языка,

10Интерес исследования менталитета в последнее время вырос, защищена диссертация на тему Владимир И. (2013)Ертенцийг YзэхYЙг телевш^лэхэд менталитетийн ГYЙцэтгэхYYPЭг. Докторын зэрэг горилсон бутээл. УБ., 2013

- мудрым и одарённым создателем и творцом, творческой личностью, который поклоняется скоту, восхваляет его, любит и охраняет, придумал и увековечил тысячи пословиц, загадок, фразеологизмов, восхваляя его в сказках и легендах, прославлениях-одах, титулах и хвалебных красиво составленных в поэтической форме словах и исполняя их на протяжении нескольких часов, днями и ночами,

- заранее знающим и определяющим погодные условия, предсказателем, который хорошо наблюдал и анализировал небо и землю, движения солнца и луны, расположение звёзд и планет, стечение времени, направление ветра, законы четырёх времён года, значения дня, плодородность растительности, изменения почвы, миграцию и распространение животных, нравы того или иного вида скота,

- профессиональным психологом, всесторонне знающим масть любого вида скота, его формы, нравы, дающим кличку в соответствии с внешним обликом, мягко и нежно общающимся со своим скотом, идущим на взаимопонимание, устанавливающим тончайшую родственную связь с верблюжонком и телёнком, от которых отказалась матка, с помощью исполняемых на музыкальных инструментах красивых мелодий, смягчая этим их сердца, а также тонко и глубоко познавшим табу, связанных со скотом,

- хранителем природы, так как скотовод постоянно и тесно общается с природой, своевольно кочуя на протяжении четырёх времён года, смог адаптироваться в окружающей среде, он любит и охраняет природные ресурсы, чётко следуя традициям и обычаям, придерживаясь строгим правилам, установленным для умного их использования, охраняя реки и родники, минеральные источники, деревья и растительность, места, имеющие особенно уникальную природную структуру, в соответствии с устоявшимися издревле табу, и даже носит обувь с изогнутым кверху носком и с кожаной подошвой, чтобы беречь землю,

- информационным распространителем интеллектуальной культуры, жизненного опыта, информационного обзора текущих событий и, находясь рядом со своим стадом на открытой природе, наблюдает, анализирует и задумывается над природными явлениями и всем в природе, тонко чувствуя её, медитирует, воображает различные образы, в ходе обмена табакерками с другими он ведёт разведку, исследует своего собеседника, старательно вникая в суть беседы о различных новостях земного шара и вселенной. Именно поэтому Ваши память, методы и опыт, мнение и мысли, дела, стремления и желания, интересы, потребности, жизнь и быт, среда полностью должны получать всестороннюю поддержку и быть в центре внимания государства и правительства.

Монголия — страна с резко-континентальным климатом, с четко выраженными четыремя временами года. В условиях резких внешних погодных изменений возникает необходимость быстро реагировать на конкретную ситуацию. Несомненно,

что эти природно-климатические особенности оставили заметный отпечаток на мобильности монгольского человека.

Если жизнь затрудняется из-за засухи или дзу-та (бескормицы по причине большого снега или холода), скотоводы выбирают местность с лучшими пастбищами и делают перекочевку на несколько сотен километров. Монгольские скотоводы особенны тем, что, в отличие, скажем, от крестьян, на одном месте не сидят1. Мобильность, перемещение лежит в основе их культуры. "Только благодаря мобильности, живущие в географически отдаленной местности монголы легко встречались и с западными, и с восточными людьми, занимались торговлей и получали возможность расширять свой умственный кругозор"2

Польза и продуктивность животноводчества действительно велика. Человек, находящийся рядом со скотом - воистину драгоценным стадом, имеет хорошее здоровье, спокойствие тела и души, жизнь и быт его улучшаются, а судьба уравновешивается. Как писал Лауреат Государственной премии, Народный писатель Б.Догмид: "выросший в семье скотовода ребёнок рано познаёт мир", "у него формируется мягкий и сострадательный характер", он вырастает любящим и защищающим животных человеком, умеющим правильно обращаться и уважительно относиться к животным, с уважением принимать дары природы в виде животноводческого сырья.

Результаты различных исследований показывают, что жизненный уровень и качество жизни скотоводов проявляется в преобладающем среди остальных общественных слоёв населения страны, их будущее вырисовывается в благоприятном виде. Хотя потребности скотоводов не такие завышенные, наоборот достаточно скромные, достаток и снабжение не такое уж плохое. Не слышал, чтобы средства на существование и жизненные условия скотоводов снижались. Не выходит из головы разговор с одним из молодых скотоводов год с лишним назад, когда он говорил о том, что годовой доход обычного молодого скотовода составляет более 60 млн. тугриков, он также восхвалял пользу и дары от животноводчества. Единственное, что беспокоит -важный показатель того, что несмотря на увеличение в два раза поголовья скота по стране за последние 25 лет, количество скотоводов наоборот вдвое снизилось.

Судьба потомственного кочевника-скотовода является нашей визитной карточкой монголов, национальной гордостью, а мировоззрение уваже-

1 Известный монголовед, советский-русский ученый Грайворон-ронский В.В., работавщий в Монголии много лет, исследовавщий исторический переход кочевого образа жизни к оседлости отмечал, что семья скотовода перекочевала 700800км в год. Кстати у нас, в Монголии в свое время говорили, что Грайворонский В. В побывал во всех семьях скотовода-монгола. Ныне заместитель председателя Российского общества монголоведов, доктор исторических наук, зав. сектором Монголии Института востоковедения РАН, авторболее 130 научныхработ.

2 КимураАяако (2008) Хорь дугаарзуун ысYYлийна рваад жил ийнмонголы ннийгэм.Улан-Батор. (Намонг.).

П т

Т

тельного отношения к скотоводам - почтенным долгом и святой обязанностью монгольского народа.

Литература

1. Кимура Аяако (2008) Хорьду гаарзуунысу улийнарвааджилий нмонголыннийгэм. Улан-Батор. (Намонг)

2. Бердяев Н.А. (1925) Евразийцы // Путь.,1925, № 1.,С. 134-39

3. Бердяев Н.А.1925) Утопический этатизм евразийцев//Путь.,1927, № 8.,С. 141-144

4. Владимир И. (2013)Ертунцийг узэхуйг тулув-шуулэхэд менталитетийн гуйцэтгэхуурэг. Докторын зэрэг горилсон бутээл. УБ., 2013 /2939/ Ном зохио-лыг уз.

5. Грайворонский В. (2014) Монголия: светлые перспективы динамичного развития // 20 января 2014 г. // Россия и Монголияисторическая и социокультурная динамика: Материалы международной научно-практической конференции (30.09.2016, г. Улан-Удэ). - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2016.- С. 116-123

6. Дашпурэв Д. (2014) Особенностьментали-тета монголов: основные аспекты и черты // Оло-нулссудлалындээдсургууль. Философи, социологи, политологийн хурээлэн. ЭШБ №2, 2013

7. Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна (2013)Национальный характер монголоязычных народов Центральной Азии// "Национальные мен-талитеты: их изучение в контексте глобализации и взаимодействия культур"» (Канарш, 2013)

8. С.Одхуу (2013)Монгол менталитетийн за-рим онцлог //ОТИС, Эрдэм шинжилгээний бичиг, Цуврал VI, УБ., 2015, 133-140 дэх тал . (Намонг)

9. Попков, Ю.,Иванови др. (2010) Евразий-скиймир: ценности, константы, самоорганизация. Новосибирск.

10. Шпилькин Ю.А. (2013) Евразийский менталитет М., 2013, -241с

Mentality of mongolian cattle Sanduijav Odkhuu

Otgontenger University

Mongolia is a country of livestock. Herds men play special roles in Mongolian social life. Mongolian herds men have great knowledge, skills and experiences. An accident that they are called. "Masters of a thousand professions". The herds men's job is buzy and hard. This article is about the Mongolian herd men's multiple senses and abilities. Keywords: national character, mentality, tradition, value, mobility References

1. Kimura Ayaako (2008) Khordu gaarzounysu ulijnarvaajili nmon-

golynnighem. Ulaanbaatar. (Namong)

2. Berdyayev N.A. (1925) The Eurasianists // The Way., 1925, No.

1., p. 134-39

3. Berdyaev NA.1925) Utopian etatism of the Eurasianists / / Path.,

1927, No. 8., p. 141-144

4. Vladimir I. (2013) Ertuntsiq uzekhuyg tuluwshulehad mentality of

the guiettgahuurag. Doctoryn sareg gorilson buteal. Ub., 2013/2939 / Nom zohiyolyg Uz.

5. Greyvoronsky V. (2014) Mongolia: bright prospects of dynamic

development // January 20, 2014 // Russia and Mongoliahistoric and sociocultural dynamics: Proceedings of the international scientific and practical conference (September 30, 2016, Ulan-Ude). - Ulan-Ude: Publishing House Buryat State University, 2016. - P. 116-123

6. Dashparev D. (2014) The peculiarity of the Mongols: the main

aspects and features / / Olonulssudlalyundeedsurguul. Philosopher, sociologist, political scientist hurealen. ЭI1IE №2, 2013

7. Lamazhaa Chimiza Kuder-oolovna (2013) National character of

the Mongol-speaking peoples of Central Asia // "National mentality: their study in the context of globalization and interaction of cultures" (Canarsh, 2013)

8. S.Odhuu (2013) Mongol mentality zarim ontologue // OTIS, Er-

dem shinzhilgeheniy bichig, Tsuvral VI, UB., 2015, 133-140 dekh tal. (Namong)

9. Popkov, Yu., Ivanovi et al. (2010) Eurasian world: values, con-

stants, self-organization. Novosibirsk.

10. Shpilkin Yu.A. (2013) The Eurasian Mentality, Moscow, 2013, -241c

со

IZ

<

e 00 о

СЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.