Научная статья на тему 'Меннониты на службе в лесных командах Курганского уезда Тобольской губернии'

Меннониты на службе в лесных командах Курганского уезда Тобольской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
44
Поделиться
Ключевые слова
РАТНИКИ ИЗ МЕННОНИТОВ НА СЛУЖБЕ В ЛЕСНЫХ КОМАНДАХ / MILITARY MEN FROM MENNONITES ON SERVICE IN WOODS TEAMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жарова Анна Сергеевна

В статье приводится информация о меннонитах, проходящих службу в лесных командах Курганского уезда Тобольской губернии. В качестве источников выступают документы Государственного архива Курганской области (ГАКО), содержащие информацию о деятельности, оплате труда и условиях проживания рабочих из меннонитов.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Жарова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Mennonites on the service of forest detachment in Kurgan region of Tobolsk province

The article is dedicated to the Mennonites, who served at forest teams in Kurgan region of Tobolsk province. The documents of the State Archive of Kurgan Region are primary sources, which contain information about the Mennonite laborers, their activity, labor compensation and condition of life.

Текст научной работы на тему «Меннониты на службе в лесных командах Курганского уезда Тобольской губернии»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

УДК 908 (470.58) А. С. ЖАРОВА

Курганский государственный университет

МЕННОНИТЫ НА СЛУЖБЕ В ЛЕСНЫХ КОМАНДАХ КУРГАНСКОГО УЕЗДА ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ_______________________________________________

В статье приводится информация о меннонитах, проходящих службу в лесных командах Курганского уезда Тобольской губернии. В качестве источников выступают документы Государственного архива Курганской области (ГАКО), содержащие информацию о деятельности, оплате труда и условиях проживания рабочих из меннонитов.

Ключевые слова: ратники из меннонитов на службе в лесных командах.

В Сибири начала XX в. проживали представители множества вероисповеданий и сект: лютеране, католики, баптисты, меннониты, православные, мусульмане и т.д. В данной статье представлены материалы

о меннонитах, проживающих в Тобольской губернии, и более подробно рассмотрены меннониты, находящиеся в Курганском уезде.

Если мы откроем энциклопедию Брокгауза и Ефрона, то увидим следующее определение: «Меннониты — одна из протестантских сект, получившая название от своего основателя Симониса Меннона (1496— 1561), голландца по происхождению». В этой же статье можно прочитать и основные особенности вероучения менонитов: «Господствующая идея их учения — ожидаемое восстановление в мире царства Божия через основание и распространение на земле церкви чистой и святой. Затем безусловная вера в Библию, в буквальный смысл ее текста; свобода личного понимания в области верования; евхаристия — лишь благоговейное воспоминание события из жизни Иисуса Христа, способствующее возвышению и укреплению чувства веры; крещение совершается только над взрослыми, судебные тяжбы, присяга и воинская служба отрицаются способствующее возвышению и укреплению чувства веры; крещение совершается только над взрослыми, судебные тяжбы, присяга и воинская служба отрицаются» [1]. Эта протестантская секта возникла в Нидерландах в 30-х годах XVI в. У себя на родине меннониты жестоко преследовались, что вынудило их переселиться в Польшу и Пруссию. Прожив здесь более двух столетий, они вновь очутились перед проблемой переселения. В Пруссии больше не гарантировалось освобождение от воинской повинности, возникают и другие притеснения. В Россию меннониты переселились в 1789 г. по приглашению правительства Екатерины II. Им была обещана свобода вероисповедания и свобода от военной и гражданской службы. В 1873 г. в России было 5 меннонитских округов в Екатеринославской, Таврической и Самарской губерниях. Со второй половины XIX — начала XX вв. меннониты расселяются по России, образуя дочерние колонии. Появляются они и в Сибири: под Омском, Томском и на Алтае [2].

Первые меннониты появились в Тобольской губернии на территории Тюкалинского уезда в самом конце 90-х гг. XIX — начале XX в. Еще в 1899— 1900 гг. выходцы из Крыма, представители общины петерсов-цев, основали в этом уезде поселки Трусовку и Кирь-яновку. На Трусовском участке имение приобрел

Клаас Клаасович Эзау, на Кирьяновском — Генрих Абрамович Браун из села Большой Чакмак и Эзау из Карасана. В 1900 г. началось заселение поселка Кремлевка, ставшего вскоре духовным центром новомен-нонитов Тюкалинского уезда. Жителями этих поселков были в основном выходцы из Таврической, Екатеринославской, Херсонской и Самарской губерний. В 1907 — 1908 гг. увеличился поток переселенцев, образуются новые немецкие хутора и поселки в Тобольской губернии. Существовавшие менонитские общины были не в состоянии обслуживать всех вновь прибывших — появляются новые самостоятельные общины и приходы. Так, в Ишим-ском уезде Тобольской губернии в 1908 г. выходцами из Воронежской губернии была образована большая колония Петерфельд [3].

Следует отметить, что уже при миграции в Россию меннониты были одной из самых зажиточных конфессий. Важную роль здесь играла их корпоративность. Причем она распространялась не только на религиозную область, но и выражалась в поддержке дочерних колоний и каждого члена общины. Благодаря этому меннониты, проживающие в Сибири, получали финансовую помощь от материнских колоний.

Огромную роль в жизни меннонитов играли традиции, общий уровень культуры был, как правило, достаточно высок. Грамотность немцев-колонистов была обязательной, так как школьное обучение являлось одним из условий успешной подготовки ребенка к конфирмации, то есть вступлению в веру.

Поселки меннонитов возникали обычно на арендованных землях вдоль Транссибирской железной дороги. Многие поселки возникли из имений немцев-меннонитов. Например, так возникли такие крупные населенные пункты, как Кремлевка, Девятириковка, Халдеевка, Трусовка, Классино, Бородинка, Кирь-яновка, Чучкино. Например, Трусовка была основана в 1900 г. меннонитами К.К. Эзау, И.К. Эзау, И.И. Зи-менс. Меннониты принесли новые, более прогрессивные методы ведения хозяйства. Во многих хозяйствах применялись усовершенствованные сельскохозяйственные машины, так как имения многих меннонитов (Шпехт, Вибе, Эзау и т. д.) работали на рынок. Немаловажную роль в успехе меннонитов играл нравственный фактор, который имел национальный оттенок и характеризовался такими качествами колонистов, как трудолюбие, трезвость, бережливость. Этот субъективный фактор был неразрывно связан с конфессиональной принадлежностью немцев-мен-

нонитов. Существенной стороной функционирования протестантских конфессий была хозяйственнопредпринимательская деятельность. Члены протестантских сект обладали огромным опытом подобного рода деятельности, являясь носителями специфической протестантской морали «мирного аскетизма», освящающей накопление капитала и предпринимательство [4].

Как уже упоминалось, меннониты не признавали воинской службы. Поэтому военную службу они проходили в командах лесного ведомства во многих лесничествах Тобольской губернии: Ялуторовском, Варваринском, Ишимском, Курганском, Пелымском, Табаринском, Ошмаровском, Тавдинском, Успенском, Пятковском, Чаусовском, Высокодубровном, Иссык-Кульском. В лесничествах, как правило, проходили службу меннониты из Томской губернии и Омского уезда Акмолинской области. В лесничествах, где меннониты служили, они выполняли самые разные работы: охрана леса, заготовка дров для железной дороги, ремонт дорог и строений, расчистка противопожарных полос, постройка бараков, прореживание молодняков, уход за лошадьми и так далее. Летом к этому списку нередко добавляется тушение лесных пожаров. В ряде лесничеств наиболее грамотных мен-нонитов ставили десятниками над пленными, о чем свидетельствуют документы лесничеств [5].

Призванных на службу меннонитов размещали в домах лесной стражи и в любых других подходящих казенных помещениях. «В случае невозможности предоставить помещение в казенных домах, указывается в одном из документов, следует озаботиться размещением обязанных рабочих на частных квартирах за счет казны, с тем чтобы расходы на эту надобность не превышали норм квартирного довольствия, то есть 3 рубля в месяц на человека. Затем, кроме найма, освещения и отопления помещений, лечения меннонитов в случае из болезни и приобретение необходимых для работ инструментов на лесном ведомстве не лежит никаких обязанностей по содержанию и довольствию меннонитов» [5, л. 25]. Ратникам из числа меннонитов за работы выплачивали жалование по 20 копеек за каждый рабочий день. Причем эти деньги на руки меннонитам не выдавались. В циркуляре Тобольского управления Земледелия и Государственных имуществ от 27 октября 1916 года за № 13555 сказано: «По окончании каждого календарного, начиная с октября, месяца высылать уполномоченному меннонитских общин Д.И. Клас-сену (Почт. Конт. Гальбштадт, Таврическая губерния) причитающуюся за действительно отработанные дни плату, по указанному выше разсчету, т.е. по 20 коп. за день из тех кредитов, в счет которых производились работы при участии меннонитов... [6]. В дальнейшем эти деньги уполномоченный Классен высылал на содержание меннонитов.

В одном из своих посланий Д.И. Классен уведомлял: «Настоящим имею честь сообщить, что мною переведено через Молеч. О-во Вз. Кредита в Коло-чанске на имя Тобольского Управления Земледелия и Государственных имуществ 4000 рублей и покорнейше прошу Тобольское Управление наравне с Томским Управлением не отказать выдавать из этой суммы обязанным рабочим из меннонитов харчевые и обмундировочные деньги». Суммы выдавались различные. Количество харчевых денег зависело от количества человек в отряде, чем больше отряд, тем меньше выдавалось денег на каждого человека. Деньги распределялись следующим образом: «стоявший отдельно», то есть работавший в одиночестве человек

получал 11 рублей, в отряде из 6-25 человек каждый получал по 10 рублей, а если группа была еще больше, то каждый получал по 9 рублей на человека в месяц.

Размер обмундировочных сумм зависел от срока службы. «Действительные обязанные рабочие за 1916 г. получают обмундировочных денег:

5 лет службы — по 60 рублей на человека;

4 года — по 35 рублей;

3 года — по 50 рублей;

2 года — по 50 рублей;

1 год — по 60 рублей» [7].

Как можно видеть, больше всего получали старослужащие и только что призванные.

Эти деньги, скорее всего, выдавались не каждому меннониту в отдельности, а старшему в команде. В пользу этого предположения говорит жалоба, сохранившаяся в фондах Государственного архива Курганской области. В этом документе команда Введенского лесничества просит забрать из нее старшего — Петра Петровича Энгеля. В документе указано, что команда несколько раз просила его «дать отчет относительно употребления им столовых денег, так как пищей команды служили главным образом хлеб и чай» [8].

Лечение меннонитов, как и содержание, осуществлялось за счет нанимателей, сохранилось много расписок об оплате лечения меннонитов: «Находившегося на излечении во вверенном мне лазарете меннонит Иван Павлов Дик 26 сего июня выписан из лазарета и при санитарном билете за № 382 препровожден Курганскому уездному воинскому начальнику. Прошу о высылке условленной платы за содержание Дика в лазарете» [9].

Итак, можно уверенно сказать, что ратники из меннонитов находились на государственном содержании, хотя обмундировочные и харчевые деньги передавались через посредника, которым являлся уполномоченный меннонитских общин Д.И. Классен. Возникает вопрос, пользовались ли ратники отпусками, как обычные военнослужащие? В фондах ГАКО сохранилось множество прошений об отпуске по самым разным причинам, однако чаще всего фигурируют сельскохозяйственные работы, смерть или болезнь родственников. Ратники из меннонитов просят отпустить их на самый разный срок от 2 недель до 1,5 месяцев. Почти все пишут, что они единственные кормильцы семьи, а дома остались только жена с малолетними детьми и /или престарелые родители. Но все сохранившиеся прошения датированы 1915—1916 гг., и по военному времени все отпуска и переводы меннонитов были отменены. Об отмене отпусков «по домашним обстоятельствам» говорится и в распоряжении Тобольского Управления земледелия и государственных имуществ [10]. Что касается уже упомянутых переводов, то меннониты просили перевести их на другую работу (в основном в санитары) или на другое место работы (ближе к дому).

Вот прошение ратника второго разряда Якова Яковлевича Петерса в адрес «Его Высокоблагородия господина лесничего Высокодубровного лесничества».

«Покорнейше прошу Ваше Высокоблагородие, если возможно, перевести меня с Курганского лесничества Илецко-Иковская дача на Вашего вам вверенном лесничестве, так как мои Родители живут при станции Москаленки на Войсковом участке, то было мне всё ближе домой, притом мой шурин лесник Петер Гевс тоже находится там же, с которым желал бы служить, умею плотничать и прилежно буду работать, чтобы Ваше Высокоблагородие остались довольны мною. Ожидаю, что Ваше Высокоблагородие не оставит мою просьбу без внимания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

Яков Яковлевич Петерс» [9, л. 124].

Под этим прошением о переводе, как и под многими другими, стоит резолюция: «Отказать». После подобных отказов могли последовать и случаи побега ратников, которые уходили домой. Беглецов ловили и отправляли на прежнее место работы. Домой ратники могли попасть, как и обычные военнослужащие, только если при переосвидетельствовании их признают негодными к службе по болезни.

Подводя итоги, можно отметить, что меннониты переселяются в Россию при императрице Екатерине II, и только в конце XIX — начале XX вв. начинается их переселение в Сибирь, где образуются дочерние колонии. Не признавая воинской службы, меннониты отбывали общие сроки службы в мастерских морского ведомства, пожарных командах и в командах лесного ведомства, где они выполняли самые различные работы.

Библиографический список

1. Энциклопедический словарь : в 86 т. / Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. 19. - СПб. 1896. - С. 93-96.

2. Вибе, П. П. Из истории меннонитов в России [Текст] / П. П. Вибе // Немцы Сибири: история и культура : материалы Всероссийской научно-практической конференции / Ом. гос. ист.-краевед. музей. — Омск, 1993. — С. 42.

3. Черказьянова, И. В. Религиозные общины меннонитов и баптистов в Западной Сибири [Текст] / И. В. Черказьянова // Немцы. Россия. Сибирь : сб. статей / Ом. гос. ист.-краевед. музей, Сиб. фил. Рос. ин-та культурологии. — Омск, 1997. — С. 89 — 90.

4. Вибе, П. П. Вклад немцев-предпринимателей в становление крупных культурных хозяйств в Сибири [Текст] / П. П. Вибе // Немцы в России: россйско-немецкий диалог : сб. статей / Рос. ака,д. наук. Ин-т истории естествознания и техники, С.-Петерб. фил. б-ки Рос. акад. наук. — СПб, 2001. — С. 406 — 408.

5. Государственный архив в г. Тобольске Ф. 185. Оп. 1. Д. 300, Сведения о меннонитах, прибывших на работу в лесное ведомство. Л. 15.

6. Государственный архив Курганской области (далее ГАКО) Ф. 167. Оп. 1. Д. 194. Л. 211.

7. ГАКО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 37. Л. 23.

8. ГАКО. Ф. 167. Оп. 1. Д. 185. Л. 59.

9. ГАКО. Ф. 167. Оп. 1. Д. 194. Л. 172.

10. ГАКО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 37. Л. 19.

ЖАРОВА Анна Сергеевна, соискатель кафедры отечественной истории и документоведения.

Адрес для переписки: e-mail: anhenz@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.09.2009 г.

© А. С. Жарова

Книжная полка

Шамбаров, В. Е. Святая Русь против варварской Европы / В. Е. Шамбаров.-М. : Эксмо Алгоритм, 2011.-560 с.

Российская империя родилась, вопреки общепринятому мнению, отнюдь не при Петре I, а при его отце «тишайшем государе» Алексее Михайловиче. Во второй половине XVII века Златоглавая Русь достигла вершин могущества и благосостояния, громила в войнах Польшу, Швецию, Османскую империю, Китай, значительно увеличила свою территорию, создавала национальную промышленность и высочайшую культуру, благодаря чему вошла в ряд самых сильных и развитых мировых держав. Но противоречие между средневековым религиозным сознанием простого народа и секуляризированным духом властной верхушки в ту пору не только достигло наибольшей остроты, но и привело к трагедии церковного раскола. Разрыв с русской национальной традицией, а также резкий и полный поворот в сторону Западной Европы создали такие противоречия в российском обществе, последствия которых сказывались вплоть до XX века. Чтобы узнать неведомую Русь, которую отверг Петр I и птенцы его гнезда, читайте новую книгу историка и писателя В.Е. Шамбарова.

История новой России : сб. очерков, интервью. В 3 т.-СПб. : Норма, 2011.-1872 с.-^В№ 978-5-87857-181-4.

Этот сборник — попытка при обсуждении истории новой России услышать не историков. Мы надеемся, что экскурсы в историю авторов сборника — бывших и действующих государственных деятелей, судей, банкиров, бизнесменов, юристов, экономистов, политиков, журналистов — окажутся полезными и историкам, и политологам, и всем тем, кто хочет получать знания из первых рук и сам отделять правду от вымыслов. Авторы исходят из понимания истории прежде всего как истории развилок — экономических, политических, ментальных, связанных с динамикой мировых цен, с принятием политических решений, с изменением жизненных установок широких слоев населения. Задача истории как общественной науки заключается в изучении этих альтернатив, анализе объективных условий принятия исторических решений, их реальных целей и имевшихся ресурсов. Такой подход ограничивает возможности исторических спекуляций, так как подводит под известные события твердую почву реальности.

Ключевский, В. О. Русская история. Специальное издание / В. О. Ключевский.-М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011.-400 с.-ISBN 978-5-373-03820-1.

Предлагаемое читателю издание подготовлено на основе курса лекций выдающегося русского историка В. О. Ключевского (1841 — 1911). Исследование ученого охватывает обширный период отечественной истории — от языческих времен до периода Великих реформ, проведенных в царствование Александра II (вторая половина XIX в.). Издание богато иллюстрировано, что поможет читателю нагляднее и ярче представить себе описываемые события, и рассчитано на всех, кому не безразлична история нашей страны.