Секция «Метрология, стандартизация и сертификация»
УДК 658.5.011
МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ISO 9001 - 2015
Е. А. Петровская, Ю. А. Петровская
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрено обязательное требование ISO 9001-2015 к концепции «менеджмента знаний» и проблема ее оценки.
Ключевые слова: менеджмент знаний, ISO 9001-2015, международный стандарт.
KNOWLEDGE MANAGEMENT AND ISO 9001:2015 Y. А. Petrovskaya, Е. А. Petrovskaya
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In this work we considered a compulsory requirement to the concept andproblem of its assessing.
Keywords: knowledge management, ISO 9001-2015, International Standart.
С первого ноября 2015 года вступила в силу новая версия стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». В этой статье рассматривается изменение требований к персоналу. Ключевым изменением стандарта по отношению к персоналу является введение в деятельность организации концепции «менеджмента знаний» или «знание организации». Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015, знания организации - это знания, специфичные для организации; знания, полученные в основном из опыта.
Данный термин не является новым, но в стандартах серии ИСО 9000 появляется впервые. Начиная с 60-ых годов, во многих странах происходит развитие концепции управления знаниями. На сегодняшний день эта концепция получила широкое распространение, но все еще является очень актуальной и новой для российских организаций. Это концепция, позволяющая предоставлять нужные знания в нужное время нужным людям для выполнения нужных задач. В настоящее время знания и интеллектуальные ресурсы осознаются в качестве важнейшей движущей силы новой экономики. Многие известные организации уже применяют эту концепцию в своей деятельности [1].
Концепция управления знаниями таит в себе некоторые сложности, не решив которые, на выходе будет совершенно неэффективная и убыточная система. Исследования консультантов компании Booz Allen & Hamilton Чарльза Люсьера показали, что большинство программ по управлению знаниями не дали значительных результатов, треть из них практически не оказывает воздействие на бизнес. Для организации важно понимать, что знание - это не просто массив информации, а способность человека или компании осмысленно ее использовать; информация, не обработанная человеческим мозгом, не может являться знанием [1].
Требования к компетентности и осведомленности персонала не претерпели существенных изменений, в новом стандарте они выделяются в разные подпункты. Подпункт «Осведомленность» обязывает организацию гарантировать, чтобы их персонал был информирован о политике и целях в области качества, своем вкладе в результативность СМК и последствиях несоответствий ее требований.
Требования по управлению знаниями содержатся в пункте 7.1.6 [2]. Согласно этому стандарту организация должна определять знания, которые необходимы для функционирования ее процессов, для достижения соответствия продукции (услуг) и оценка этих знаний на их полноту и достаточность. Основой для знаний организации могут быть как внутренние источники (выводы, сделанные после удачных/неудачных опытов, сбор и обмен недокументированными знаниями и опытом), так и внешние (конференции, семинары, научное сообщество).
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
Перед организацией стоят определенные трудности в реализации этих требований, также эти требования носят довольно неопределенный характер и для аудиторской проверки. Возможно, это сделано для того, чтобы у организации было большое поле действий. А в начале 2014 года Национальная организация по информационным стандартам США официально предложила ISO разработать стандартом для системы менеджмента знаний, в который, возможно, войдут требования из действующих на данный момент национальных стандартов (британский, австралийский и израильский): AS 5037-2005 «Управление знаниями. Руководство», BS PAS 2001 «Управление знаниями. Руководство по внедрению хороших практик», SI 25006 «Системы менеджмента знаний - Требования» [3].
Предлагаемый международный стандарт должен установить требования к системам управления знаниями организаций, в том числе к созданию и поддержанию таких систем, воспитанию культуры управления знаниями, проведению оценки имеющихся у организации знаний и к подходам, используемым для распространения решений для управления знаниями.
Проверка требований к менеджменту знаний для аудиторов несет некоторую сложность из-за нечетких требований стандарта ISO 9001-2015. Если практический опыт сбора свидетельств компетентности и осведомленности персонала есть, то для менеджмента знаний такого опыта нет. Отсюда и вытекает сложность оценки менеджмента знаний в системе менеджмента качества. Публикация нового стандарта ISO по менеджменту знаний должна разрешить эти вопросы.
Библиографические ссылки
1. Тузовский А. Ф., Чириков С. В., Ямпольский В. З. Системы управления знаниями (методы и технологии) / под общ. ред. В. З. Ямпольского. Томск : Изд-во НТЛ, 2005.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования».
3. ANSI Seeks Comments on Proposed New ISO Standard on Knowledge Management Systems -«American National Standards Institute (ANSI)» : [сайт]. URL: http://www.ansi.org/news_publications/ news_story.aspx?menuid=7&articleid=5ff0867f-7325-4c50-bf5b-c14d2e1c56ba (дата обращения: 07.06.2016).
© Петровская Е. А., Петровская Ю. А., 2016