Научная статья на тему 'МЕНЕДЖМЕНТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАК ПАРАДИГМА БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ В ПРОСТРАНСТВЕ БИЗНЕСА'

МЕНЕДЖМЕНТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАК ПАРАДИГМА БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ В ПРОСТРАНСТВЕ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Протасова Л.Г., Сурнина Н.М.

Настоящая работа посвящена проблеме поиска баланса интересов в бизнесе для устойчивого развития. Определен круг участников внешне - экономической деятельности (ВЭД) транспортно - логистической системы (ТЛС) и их интересы. Приведены цели, интересы и показатели Федеральной таможенной службы - участника ТЛС. Показатель удовлетворенности участников ВЭД удобством и бесперебойным функционированием электронных сервисов ФТС демонстрирует желание службы по поиску баланса интересов с заинтересованными сторонами. Многие показатели результатов деятельности ФТС за 2021 год не учитывают интересы других участников ВЭД и не направлены на предупреждение рисков, связанных с нарушением ими таможенных правил. Рост показателей по минимизации рисков с 6,41 % до 8,17 % в рамках программы «10 шагов навстречу бизнесу» незначителен. Цель работы - использование принципа менеджмент взаимоотношений на практике для решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP MANAGEMENT AS A BALANCE INTERESTS PARADIGM IN THE BUSINESS SPACE

This work is devoted to the problem of finding a balance of interests in business for sustainable development. The circle of participants in foreign economic activity (FEA) of the transport and logistics system (TLS) and their interests have been determined. The goals, interests and indicators of the Federal Customs Service - a participant in the TLS are given. The indicator of satisfaction of participants in foreign economic activity with the convenience and uninterrupted functioning of electronic services of the Federal Customs Service demonstrates the desire of the service to find a balance of interests with stakeholders. Many performance indicators of the Federal Customs Service for 2021 do not take into account the interests of other participants in foreign economic activity and are not aimed at preventing the risks associated with their violation of customs rules. The growth of risk minimization indicators from 6.41 % to 8.17 % under the 10 Steps towards Business program is insignificant. The purpose of the work is to use the principle of relationship management in practice to solve the problem.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАК ПАРАДИГМА БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ В ПРОСТРАНСТВЕ БИЗНЕСА»

6. Компании Курской области [Электронный ресурс] / Интерфакс. - Режим доступа.- URL: https://spark-

interfax.ru/statistics/region/38000000000

7. Курников, Д. С. Использование нейронных сетей в экономике / Д. С. Курников, С. А. Петров // Juvenis Scientia. - 2017. - № 6. - С. 10-12.

8. Положенцева, Ю. С. Прогнозирование динамики валового регионального продукта с использованием аппарата нейронных сетей / Ю. С.

Положенцева, О. В. Согачева, А. А. Ярошенко // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - N° 36(4). - С. 220-224. - DOI

10.24412/2309-4788-2021-11303.

9. Положенцева, Ю. С. Управление рисками деловой репутации для устойчивого развития бизнес-организации / Ю. С. Положенцева, А. В.

Тарасова // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2022. - Т. 10. - № 1(56). - С. 171-179. - DOI

10.34220/2308-8877-2022-10-1-171-179.

10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области [Электронный ресурс] - Курскстат. -

Режим доступа: https://kurskstat.gks.ru/ (дата обращения 16.06.2022).

EDN: BADLFQ

Л.Г. Протасова - д.т.н., профессор, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, protasova.mila@mail.ru,

L.G. Protasova - doctor of technical sciences, professor, Ural state university of economics, Yekaterinburg, Russia;

Н.М. Сурнина - д.э.н., профессор, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, decane@usue.ru,

N.M. Surnina - doctor of economic, professor, Ural state university of economics, Yekaterinburg, Yekaterinburg, Russia.

МЕНЕДЖМЕНТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАК ПАРАДИГМА БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ В ПРОСТРАНСТВЕ БИЗНЕСА RELATIONSHIP MANAGEMENT AS A BALANCE INTERESTS PARADIGM IN THE BUSINESS SPACE

Аннотация. Настоящая работа посвящена проблеме поиска баланса интересов в бизнесе для устойчивого развития. Определен круг участников внешне - экономической деятельности (ВЭД) транспортно - логистической системы (ТЛС) и их интересы. Приведены цели, интересы и показатели Федеральной таможенной службы - участника ТЛС. Показатель удовлетворенности участников ВЭД удобством и бесперебойным функционированием электронных сервисов ФТС демонстрирует желание службы по поиску баланса интересов с заинтересованными сторонами. Многие показатели результатов деятельности ФТС за 2021 год не учитывают интересы других участников ВЭД и не направлены на предупреждение рисков, связанных с нарушением ими таможенных правил. Рост показателей по минимизации рисков с 6,41 % до 8,17 % в рамках программы «10 шагов навстречу бизнесу» незначителен. Цель работы - использование принципа менеджмент взаимоотношений на практике для решения проблемы.

Abstract. This work is devoted to the problem of finding a balance of interests in business for sustainable development. The circle of participants in foreign economic activity (FEA) of the transport and logistics system (TLS) and their interests have been determined. The goals, interests and indicators of the Federal Customs Service - a participant in the TLS are given. The indicator of satisfaction of participants in foreign economic activity with the convenience and uninterrupted functioning of electronic services of the Federal Customs Service demonstrates the desire of the service to find a balance of interests with stakeholders. Many performance indicators of the Federal Customs Service for 2021 do not take into account the interests of other participants in foreign economic activity and are not aimed at preventing the risks associated with their violation of customs rules. The growth of risk minimization indicators from 6.41 % to 8.17 % under the 10 Steps towards Business program is insignificant. The purpose of the work is to use the principle of relationship management in practice to solve the problem.

Ключевые слова: менеджмент взаимоотношений, баланс интересов, участники внешнеэкономической деятельности.

Keywords: relationship management, balance of interests, participants in foreign economic activity.

Введение

Современная российская экономика отличается активным развитием бизнеса в сфере логистических услуг. За последнее десятилетие существенно увеличилось число организаций транспортной и складской логистики, возросла занятость в этой сфере, расширился спектр предлагаемых услуг, обострилась конкуренция. К одной из проблем логистики можно отнести низкое качество услуг. Поэтому вопросы качества логистических услуг широко освещаются в литературе [1,2,3,4,5]. Другая проблема - это неэффективные технологии и менеджмент [6]. К основным тенденциям развития логистики в нашей стране можно отнести следующие: увеличение объема и качества логистических услуг; информатизация процессов [7], интеграция логистических потоков и повышение квалификации руководителей и сотрудников предприятий логистики по управлению качеством.

Поскольку в условиях санкций меняется экономическая ситуация в стране, выросли сроки доставки товаров, изменились логистические потоки. В США, ЕС, Японии, Китае менеджмент базируется на поиске баланса интересов всех участников бизнеса [8]. Необходимо разрабатывать новые логистические цепочки, для этого искать баланс интересов участников, используя новые технологии менеджмента на базе принципов и подходов управления качеством. Воспользуемся на практике принципом менеджмента взаимоотношений системы менеджмента качества [9] для достижения цели.

Результаты и обсуждение

Преимущество реализации принципа менеджмент взаимоотношений заключается в общем понимании целей и ценностей заинтересованными сторонами. Так как в менеджменте все начинается с постановки цели, предлагаем следующие цели участникам внешне - экономической деятельности (ВЭД) транспортно - логистической системы (ТЛС) (таблица 1). Видно, что в ТЛС много участников, общее понимание целей и ценностей заинтересованными сторонами способствует предупреждению конфликта интересов. Регулирующая роль федеральной таможенной службы (ФТС), как участника ТЛС, важна. Данные по показателям для ФТС взяты из Публичной декларации целей и задач Федеральной таможенной службы на 2021 год [10]. В таблице 1 также обобщены интересы и показатели деятельности большинства участников внешне - экономической деятельности (ВЭД) ТЛС.

Вестник Академии знаний № 53 (6), 2022_475

Таблица 1 - Характеристика участников ВЭД транспортно-логистической системы

Показатели Федеральная таможенная служба Партнеры (сертификация, страхование) Перевозчик (транспортные компании) Грузоотправитель (поставщик) Грузополучатель (потребитель)

Цели Обеспечение национальной безопасности России в сфере внешнеэкономической деятельности Безопасность (сохранность) продукции и услуг Удовлетворенность потребителя качеством услуг Повышение конкурентоспособности своей продукции Качественные продукция и услуги «точно в срок»

Интересы Обеспечение полноты и своевременности пополнение федерального бюджета таможенных и иных платежей Получение прибыли Возмещение эксплуатационных расходов и получение прибыли Возможность покрытия транспортных расходов Снижение затрат

Доступность Удовлетворенность участников ВЭД удобством и бесперебойным функционированием электронных сервисов Поддержание спроса на услуги Непрерывность грузопотока Отсутствие дефицита услуг участников Страховые запасы материалов на случай задержки

Фунцио-нальность Взыскание таможенных и иных платежей, дополнительно начисленных таможенными органами по результатам контроля Конкурентоспособность услуг Высокий грузооборот Высокое качество услуг участников Допустимый уровень брака продукции

Специализация Результативность таможенных проверок, проведенных после выпуска товаров Осознание взаимо-зави-симости Ответствен-ность за выполнение условий договора Своевременный обмен информацией с участниками Совместное планирование поставок с участниками

Положительным моментом в реализации принципа менеджмента взаимоотношений для поиска баланса интересов участников ТЛС является наличие показателя по удовлетворенности участников ВЭД удобством и бесперебойным функционированием электронных сервисов, демонстрирующим удовлетворенность потребителей качеством оказываемых услуг ФТС (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты мониторинга качества оказываемых государственных услуг [11]

Показатель 2019 2020 2021

Степень удовлетворенности участников ВЭД Да Нет Возд. Да Нет Возд. Да Нет Возд.

- временем оказания государственных услуг 2626 70 10 856 36 12 915 0 0

- комфортностью оказания государственных услуг 2580 115 11 831 59 14 906 0 9

- работой специалистов, оказывающих государственные услуги 2624 77 5 870 33 1 912 0 3

- результатом оказания запрошенной государственной услуги 2603 100 3 830 69 5 915 0 0

Общее количество заполненных анкет 2706 904 915

Видно, что степень удовлетворенности по данным анкетирования 915 участников ВЭД результатом оказания запрошенной государственной услуги в 2021 году составила 100 % (таблица 2).

Именно баланс интересов позволит поддерживать устойчивое развитие ТЛС, а также быстро и качественно выстраивать новые логистические цепочки. Однако часто ошибки в менеджменте приводят к выходу системы из стабильного состояния. Э. Деминг утверждал, что 96 % проблем из-за ошибок в системе, и только 4 % - из-за ошибок исполнителей. Надо искать не - кто виноват? Виновного - найти проще! Искать ошибки в системе, устанавливать причины и устранять их. В ТЛС есть ошибки, связанные с конфликтом интересов по показателям функциональность и специализация (таблица 1), а также по ряду показателей из доклада по результатам деятельности ФТС за 2021 год [12]. Так, план по администрируемым таможенными органами доходам федерального бюджета перевыполнен на 43,5 %. Показатель результативности таможенных проверок, проведенных после выпуска товаров, превышает плановое значение на 8 %. Показатель выявления оперативными подразделениями преступлений в общем количестве возбужденных таможенными органами уголовных дел, отнесенных к их компетенции выше плана на 7,85 % [12]. Показатели по предупреждению рисков, связанных с нарушением участниками ВЭД таможенного кодекса ЕАЭС и ТС отсутствуют.

Примером поиска баланса интересов является программа «10 шагов навстречу бизнесу» в рамках стратегии развития ФТС России до 2020 года [12]. Динамика ключевых показателей эффективности программы приведена в таблице 3.

Таблица 3 - Ключевые показатели реализации программы «10 шагов навстречу бизнесу»

Показатели Значение показателя в % (доля)

2018 2019 2020

План Факт План Факт План Факт

Декларации, зарегистрированные в центрах электронного декларирования 30 33,61 60 67,91 95 97,21

Центры электронного декларирования, размещенные на государственных площадях 80 89,62 90 90,01 100 100,00

Авторегистрация деклараций на экспорт 60 82,84 70 87,62 99 99,13

Авторегистрация деклараций на импорт 30 36,21 60 69,23 99 99,34

Автовыпуск электронных деклараций Экспортеры «низкого риска» 40 46,93 60 75,94 80 93,72

Автовыпуск электронных деклараций Импортеры «низкого риска» 25 26,62 50 57,32 80 86,02

Товарные партии с применением мероприятия по минимизации риска 43 43,72 45 48,11 50 50,13

Автоматические профили риска 82 82,31 85 85,03 90 90,03

Платежи, осуществленные через «Единый лицевой счет» кабинета участника ВЭБ 50 74,27 75 100,00 100 100,00

Преступления, обнаруженные оперативными подразделениями таможенной службы 86 92,2 88 95,2 90 96,5

Как видно в таблице 3 положительную динамику демонстрируют показатели, связанные с процессом электронного декларирования, изменения показателей «Товарные партии с применением мероприятия по минимизации риска» с 43,72 % до 50,13 % и «Автоматические профили риска» с 82,31 % до 90,03 % за три года незначительны. Использование принципа менеджмента взаимоотношений на практике обеспечит улучшение

данных показателей деятельности ФТС путем реагирования на возможности и ограничения, относящиеся к каждой заинтересованной стороне.

Заключение

Таким образом, организациям необходимо использовать парадигму управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами и продолжать деятельность по поиску баланса интересов участников ВЭД для формирования новых хорошо управляемых логистических цепочек. Менеджмент взаимоотношений как парадигму баланса интересов в пространстве бизнеса можно использовать и в других сферах экономики.

Источники:

1. Иванов С.В. Многокомпонентная модель повышения качества транспортных услуг/ Иванов С.В., Никитин С.И. // Экономическое возрождение России. 2010. № 3.

2. Анфисова С. Д. Качество и логистика. Аспекты управления качеством / С. Д. Анфисова, Н. М. Шувалов // Экономика и предпринимательство. 2019. № 6. С. 823- 827.

3. Шувалов Н.М. Бережливое производство - не панацея, а один из методов решения проблем предприятия / Шувалов Н.М., Скоро-богатова О. // Управление качеством.2019. - N° 11. - С. 18-25.

4. Рачковская И. Логистические процессы систем качества // Логистика. 2019 № 10. С. 36-38.

5. Володина Н.Л. Инструменты и методы качества логистических процессов / Н. Л. Володина, К. С. Кривякин // Организатор производства. 2017. № 4. С. 67-82.

6. Портфельный анализ технологий в логистической системе / Т. Н. Одинцова [и др.] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, № 1. С. 53-58.

7. Пекар Ю. Использование доступных информационных инструментов для решения последовательных проблем / Ю. Пекар, И. Брезина, Я. Култан // Economics Law State. 2019. № 4 (6). С. 33-40.

8. Лапидус В.А. Управленческие войны и инновации. - Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2010.- 97 с.

9. Рачковская И. Системы менеджмента качества на службе цепей поставок // Логистика. 2017. № 1. С. 40-43.

10. Публичной декларацией целей и задач Федеральной таможенной службы на 2021 год [Электронный ресурс]. URL: //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_379964/(Дата обращения 11.12.2022).

2. Об итогах реализации комплексной программы развития ФТС России до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/external_news/79027/ (Дата обращения 12.12.2022).

3. Проект Итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2021 году // [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_info/2022-03/03/itog_2021.pdf/ (Дата обращения 11.12.2022).

EDN: BELTQO

С.М. Сахарова - младший научный сотрудник кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орёл, Россия, ssakharova@adm-nao.ru,

S.M. Sakharova - junior researcher of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA, Orel, Russia;

Л.В. Тугачева - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орёл, Россия, tugacheva.lv@yandex.ru,

L.V. Tugacheva - candidate of economics, associate professor of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management - branch of RANEP, Orel, Russia;

А.А. Суровнева - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орёл, Россия, kafedramunh@mail.ru,

A.A. Surovneva - candidate of economics, associate professor of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management - branch of RANEP, Orel, Russia.

МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ METHODS OF STRATEGIC MANAGEMENT IN THE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM

Аннотация. Предметом рассмотрения данной статьи выступают методы стратегического менеджмента, используемые современной системой публичного управления различных уровней для достижения целей социально-экономического развития субъектов. Внедрение положений стратегического менеджмента в государственное управление на федеральном и региональном уровнях, а также в деятельность органов местного самоуправления продиктовано необходимостью достижения результативности и эффективности, что делает возможным применение государственной сферой методов стратегического менеджмента, разработанных для коммерческих организаций и успешно используемых ими.

Наиболее распространенными в системе публичного управления являются методы SWOT и PEST-анализа. Они позволяют оценить внутренние и внешние факторы при выработке эффективной стратегии социально-экономического развития субъектов разного масштаба. Система сбалансированных показателей также является перспективным методом стратегического менеджмента. Принятие стратегических решений органами власти на основе построения матрицы Ансоффа и отраслевого анализа М. Портера имеет возможности применения на уровне субъекта РФ или отдельного муниципального образования. Дальнейшее развитие практики применения методов стратегического менеджмента в государственном управлении предполагает активное внедрение и использование информационных технологий, совершенствование системы коммуникаций в процессе принятия и реализации управленческих решений.

Abstract. The subject of this article is the methods of strategic management used by the modern system of public administration at various levels to achieve the goals of socio-economic development of subjects. The implementation of strategic management provisions in public administration at the federal and regional levels, as well as in the activities of local self-government bodies is dictated by the need to achieve efficiency and effectiveness, which makes it possible for the state sphere to apply strategic management methods developed for commercial organizations and successfully used by them.

The most common methods in the public administration system are SWOT and PEST analysis. They allow us to assess internal and external factors in the development of an effective strategy for the socio-economic development of subjects of different scales. The balanced scorecard is also a promising method of strategic management. The adoption of strategic decisions by the authorities based on the construction of the Ansoff matrix and M. Porter's industry analysis has the possibility of application at the level

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.