Научная статья на тему 'Менеджмент в Японии'

Менеджмент в Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4155
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ЯПОНИЯ / КАНБАН / СИСТЕМА / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОЛЛЕКТИВ / ПРОИЗВОДСТВО / РУКОВОДИТЕЛЬ / MANAGEMENT / JAPAN / KANBAN / SYSTEM / ENTERPRISE / COLLECTIVE / PRODUCTION / SUPERVISOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов С.Д., Иванов С.С.

В данной статье рассмотрена проблема менеджмента предприятий. Проанализированы характерные особенности системы производства по принципу «точно в срок» (система Канбан). Дано представление о системе управления на предприятиях в Японии и создание благоприятных условий для максимально полного применения навыков, талантов и способностей каждого сотрудника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT IN JAPAN

This article considers the problem of management. Were analyzed the characteristics of the system of production on a «just in time» (the kanban system). We give a representation of the enterprise management system in Japan and the creation of favorable conditions for the fullest possible implementation of the skills, talents and abilities of each employee.

Текст научной работы на тему «Менеджмент в Японии»

Проблемы экономики и менеджмента

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 658

С.Д. Иванов

магистрант,

Институт экономики и предпринимательства,

кафедра торгового дела, ФГАОУВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г. Нижний Новгород

С. С. Иванов

бакалавр,

Институт Экономики и Предпринимательства кафедра экономики фирмы, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г. Нижний Новгород

МЕНЕДЖМЕНТ В ЯПОНИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема менеджмента предприятий. Проанализированы характерные особенности системы производства по принципу «точно в срок» (система Канбан). Дано представление о системе управления на предприятиях в Японии и создание благоприятных условий для максимально полного применения навыков, талантов и способностей каждого сотрудника.

Ключевые слова: менеджмент, Япония, Канбан, система, предприятие, коллектив, производство, руководитель.

S.D. Ivanov, Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod

S.S. Ivanov, Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod MANAGEMENT IN JAPAN

Abstract. This article considers the problem of management. Were analyzed the characteristics of the system of production on a «just in time» (the kanban system). We give a representation of the enterprise management system in Japan and the creation of favorable conditions for the fullest possible implementation of the skills, talents and abilities of each employee.

Keywords: management, Japan, kanban, system, enterprise, collective, production, supervisor.

Управление предприятиями в Японии неразрывно связано с общественноэкономическим устоем государства. Японские принципы управления промышленными предприятиями сформировались под влиянием сложившихся традиционных особенностей, культуры и общественной психологии. В основу управления положен коллективизм, при этом используются все моральные и психологические методы влияния на индивидуума. Чувство долга перед коллективом возведено в ранг основного и определяющего принципа поведения рабочего.

Эффективному использованию чувства коллективизма также способствует фискальная система государства, механизм которой направлен на минимизацию расслоения по уровню благосостояния населения.

№ 12 (40) - 2014

107

Проблемы экономики и менеджмента

Такая направленность развития менеджмента в Японии сформировалась в условиях послевоенного экономического кризиса в сороковых годах прошлого столетия. В условиях оккупации произошло слияние традиционной системы управления с американскими принципами и способами ведения бизнеса. Руководители предприятий наряду с применением довоенного опыта усваивали уроки теории и методов американского менеджмента и таким образом смогли разработать свои законы. Именно в этот период сформировалась главная особенность японского принципа управления - чувство ответственности руководителя за социальные последствия своей политики. Это послужило толчком к созданию новой модели национальной экономики. Яркой демонстрацией стремления к развитию, основанному на почитании национальных и духовных особенностей нации, является высказывание С. Хонды о том, что руководитель предприятия должен таким образом построить свою деятельность, чтобы подчиненные могли работать в условиях самоуважения и испытывали удовольствие от результатов своей работы.

Японский менеджмент существенно разнится с системами управления в других странах и в первую очередь ориентирован на трудовые ресурсы. Эффективность работы в основном достигается путем оптимизации труда рабочих.

Менеджмент промышленных предприятий в Японии основывается на следующих основных принципах:

• система производства по принципу «точно в срок» (система Канбан);

• гибкая организация структуры управленческого и производственного персонала;

• приоритетность интересов потребителя;

• гласность и прозрачность менеджмента;

• стратегия на опережение;

• система анализа и управленческого контроля;

• комплексное управление качеством.

Суть системы Канбан заключается в том, что на все участки производственной цепи необходимая деталь или узел поставляются точно в срок, а готовая продукция отправляется потребителю точно тогда, когда в ней возникает необходимость. При этом продукция производится небольшими партиями, а участок одновременно выпускает изделия разных моделей.

Производственная цепочка выстроена таким образом, что рабочий каждой последующей операции является потребителем предыдущего исполнителя и может непосредственно влиять на качество его работы. Поэтому каждая операция выполняется участником трудового коллектива с особенной тщательностью. Диспетчеризация поставок осуществляется самим рабочим.

Строжайшая исполнительская дисциплина и гипертрофированное чувство ответственности, которое воспринимается японским рабочими как понятие чести, являются составляющими успеха системы Канбан, позволяют обеспечить поставку производственных заказов день в день, а иногда даже час в час. В результате отпадает необходимость в товарных и материальных резервах, уменьшаются складские и производственные площади, исчезают элементы незавершенного производства, увеличивается

108

№ 12 (40) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

скорость обращения финансовых средств.

Несмотря на кажущуюся простоту, внедрение системы Канбан возможно лишь при выполнении целого ряда условий, предусматривающих полную реорганизацию и переоснащение производства. Однако требуемые капиталовложения быстро окупаются за счет рационального использования материальных и трудовых ресурсов и роста качества выпускаемой продукции.

Менеджмент промышленных предприятий Японии предусматривает отказ от выпуска невостребованной продукции, которая может привести к накоплению объектов незавершенного производства. Выпуск продукции на склад, производство с целью обеспечения занятости рабочих считаются недопустимыми.

Система управления в Японии отличается отсутствием бюрократических проволочек и неоправданного бумаготворчества, которые затягивают процесс принятия решения. Большинство японских предприятий имеет гибкую организационную структуру. Это значит, что каждый член коллектива должен уметь выполнять любую работу, которая входит в круг его обязанностей. При этом от него требуется не четкое соблюдение формальных инструкций, а поиск путей улучшения качества производства и повышения его эффективности.

Для того чтобы соответствовать таким требованиям, в систему Канбан должны быть вовлечены только высококвалифицированные специалисты. Поэтому немаловажное значение в менеджменте японского производства отводится принципу непрерывного обучения. Причем целью обучения является не получение материальных благ, а самосовершенствование и повышение мастерства на благо общих коллективных интересов. Японцы умеют быстро перенимать новые технологии и методы организации производства и с легкостью адаптируют их в свою модель экономики. Они постоянно анализируют зарубежные достижения и ошибки и умеют извлекать выгоду из чужого опыта.

Однако следует заметить, что какими бы путями не шло развитие производства, какие инновационные технологии не внедрялись, главным и основным приоритетом всегда остается вопрос качества. Высочайшим достижением руководителя любого звена считается обеспечение наивысшего качества работ на вверенном ему участке производства.

Условием внедрения системы Канбан является способность производства к быстрой трансформации в соответствии с меняющимися запросами потребителя. Постоянная смена моделей, выпуск смешанного ассортимента под силу лишь предприятиям, где имеется штат высококвалифицированных специалистов и грамотно подобран парк технологического оборудования. Благодаря тому, что японский рабочий владеет несколькими смежными специальностями, он может работать на различных участках производственного процесса. При комплектации парка оборудования в большинстве случаев предпочтение отдается небольшим специализированным установкам, большинство из которых спроектировано или модернизировано непосредственно на предприятии. Громоздкие универсальные станки встречаются на японском производстве крайне редко.

Цель японского бизнесмена - создание благоприятных условий для максимально

№ 12 (40) - 2014

109

Проблемы экономики и менеджмента

полного применения навыков, талантов и способностей каждого сотрудника. Поэтому одной из основных концепций управления промышленным производством в Японии является система выработки коллективного решения. По утверждению самого крупного авторитета в развитии школы человеческих отношений в управлении, психолога

Э. Майо работа - это групповая деятельность. Поэтому японцы широко практикуют метод управления, когда решение принимается на основе коллективного участия. Сотрудничеству и взаимодействию всех уровней производства, созданию атмосферы общего участия и ответственности также способствуют прозрачность и гласность общей политики и деятельности предприятия. Понятия корпоративных ценностей прививаются через проведение совместных встреч и совещаний, доступность общей информационной базы для участников всех уровней производственного процесса. Открытость информации о состоянии дел и планах предприятия способствуют развитию более тесного взаимодействия рабочих с управленческим персоналом.

Японское общество зиждется на чувстве коллективизма. Японский рабочий осознает свою индивидуальность только через принадлежность к группе. Именно поэтому на предприятиях Японии сформировалась система пожизненного найма. Г аран-тия занятости является стимулом для работников и ведет к стабильности трудовых ресурсов. Отсутствие угрозы увольнения и реальная перспектива продвижения по служебной лестнице являются действенной мотивацией для персонала.

Управление производством в Японии основано на постоянном накоплении и систематизации информации с последующим использованием результатов для разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности производства и улучшения качества выпускаемой продукции. Все это позволяет контролировать производственный процесс, разрабатывать стратегию дальнейшего развития и своевременно реагировать на возникающие трудности. Японская система контроля эффективности управления основывается на ежемесячном анализе отчетов с целью сравнения доходов, объема производства, качества с планируемыми показателями. По результатам анализа производится оценка эффективности работы подразделений и их управленческого персонала.

Япония занимает лидирующее место в мире по качеству выпускаемой продукции. В отличие от менеджмента в других странах, японские производители ставят на первое место не максимальное получение прибыли, а интересы потребителя. На достижение этих целей направлена вся стратегия производства в Японии. При планировании технологического процесса на предприятии обязательно предусматривается недогрузка мощностей, чтобы управленческий персонал имел возможность решать возникающие проблемы без ущерба качеству продукции. Рабочие имеют право остановить производственный процесс в случае угрозы некачественного выполнения той или иной операции. И пока не будут проанализированы причины инцидента и приняты соответствующие поправки, производство не будет возобновлено.

Чтобы руководитель мог оперативно реагировать на все события, происходящие на вверенном ему участке, в Японии принято размещать управляющий персонал непосредственно в производственных цехах. После разрешения каждой внештатной ситуа-

110

№ 12 (40) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

ции обязательно проводится анализ причин ее возникновения, выполняются соответствующие корректировки или нововведения.

На предприятиях всячески поощряются всевозможные новаторские предложения, а также нашли широкое распространение так называемые «кружки качества». Деятельность таких кружков направлена на решение вопросов уменьшения брака, модернизации техники, усовершенствования технологии производства.

Отличительными особенностями японского производства являются чистота и порядок. С одной стороны это является залогом качества выпускаемой продукции, а с другой - яркой демонстрацией отношения рабочих и руководителей к своей компании и коллективу, неотъемлемой частью которого они себя сознают.

Вся система менеджмента промышленных предприятий в Японии направлена на производство продукции, максимально удовлетворяющей постоянно растущие запросы потребителей. Эта цель достигается путем отказа от узкой специализации производства, воспитания универсального работника и создания системы, при которой выпуск некачественной продукции становится практически невозможным.

Список литературы:

1. Вахрушев В. Принципы японского управления / В. Вахрушев. - М.: Наука,

1992.

2. Каору И. Японские методы управления качеством / И. Каору. - М.: Экономика, 1988.

3. Курицын А.И. Управление в Японии: организация и методы / А.И. Курицын. - М.: Наука, 2002.

4. Морита А. Sony. Сделано в Японии / А. Морита. - М.: Альпина Паблишер,

2014.

5. Пшенников В.В. Японский менеджмент / В.В. Пщенников. - М.: Япония сегодня, 2000.

6. Старобинский Э. Менеджмент в Японии / Э. Старобинский // Управление персоналом. - 1997. - № 25.

№ 12 (40) - 2014

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.