Научная статья на тему 'МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЕКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ / МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / MANAGEMENT IN THE FIELD OF EDUCATION / VECTORS OF MANAGEMENT / MANAGER OF THE EDUCATIONAL PROCESS / REQUIREMENTS FOR THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомов Денис Сергеевич

В статье рассматривается отечественный менеджмент в условиях реформирующегося образования, дан структурно - содержательный анализ управления в сфере образования, выявляющий специфичность образовательного менеджмента в присущих ему закономерностях и принципах реализации как особой управленческой подотрасли, отражающей особенности предмета, продукта, орудий и результатов труда менеджера образования. Охарактеризованы компоненты управленческой деятельности в сфере образования с учетом специфичности профессиональной педагогической действительности. Рассмотрены основные требования к качеству образовательных услуг, учет которых необходим при реализации менеджмента на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION MANAGEMENT: STRUCTURAL AND SUBSTANTIVE ANALYSIS

The article examines the domestic management in the context of reforming education, gives a structural and meaningful analysis of management in the field of education, revealing the specificity of educational management in its inherent patterns and principles of implementation as a special management sub-industry, reflecting the features of the subject, product, tools and results of work of an education manager. The components of management activities in the field of education are characterized, taking into account the specificity of professional pedagogical reality. The basic requirements for the quality of educational services, which must be taken into account when implementing management at a high level, are considered.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук Сомов Денис Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (г. Гжельск)

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье рассматривается отечественный менеджмент в условиях реформирующегося образования, дан структурно - содержательный анализ управления в сфере образования, выявляющий специфичность образовательного менеджмента в присущих ему закономерностях и принципах реализации как особой управленческой подотрасли, отражающей особенности предмета, продукта, орудий и результатов труда менеджера образования. Охарактеризованы компоненты управленческой деятельности в сфере образования с учетом специфичности профессиональной педагогической действительности. Рассмотрены основные требования к качеству образовательных услуг, учет которых необходим при реализации менеджмента на высоком уровне.

Ключевые слова: менеджмент в сфере образования, векторы управления, менеджер образовательного процесса, требования к качеству образовательных услуг.

Annotation. The article examines the domestic management in the context of reforming education, gives a structural and meaningful analysis of management in the field of education, revealing the specificity of educational management in its inherent patterns and principles of implementation as a special management sub-industry, reflecting the features of the subject, product, tools and results of work of an education manager. The components of management activities in the field of education are characterized, taking into account the specificity of professional pedagogical reality. The basic requirements for the quality of educational services, which must be taken into account when implementing management at a high level, are considered.

Keywords: management in the field of education, vectors of management, manager of the educational process, requirements for the quality of educational services.

Введение. Исследование менеджмента в сфере образования связано с определением специфики данной отрасли управленческих наук, интегрирующей основы управления, законов общего менеджмента и маркетинга, а также, идеи и принципы педагогики, психологии, социологии. В теории и социальной практике менеджмент выступает как наука и деятельность по активизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов систем, организаций, учреждений в целях результативного функционирования осуществляемых ими видов социально востребованной деятельности, производств и процессов.

Менеджмент в сфере образования интегрирует такие необходимые для эффективности управления векторы, как организационно-технологическое, психолого-педагогическое и коммерческо-экономическое направления, ориентированные на мобилизацию коллективов и команд персонала, администрации, сотрудников, педагогических работников, обучающихся и их родителей для достижения конечной цели: качественного современного образования, соответствующего требованиям федеральных стандартов [6].

Формулировка цели статьи сопряжена с осмыслением специфичности образовательного менеджмента в присущих ему закономерностях и принципах реализации как особой управленческой подотрасли, имеющей свою специфику и присущие только ей характерные черты, отражающих особенности предмета, продукта, орудий и результатов труда менеджера образования.

Изложение основного материала статьи. Предметом труда менеджера образовательного процесса является управленческая деятельность, традиционно включающая инструментальное оснащение управления в трех ипостасях:

- организация, выстраивание иерархии управления, с учетом влияния на деятельность и поведение субъектов педагогической деятельности, предусматривающая: усиление мотивации; прогнозирование, проектирование и планирование образовательного процесса; целевую реализацию образовательного процесса; контроль качества и результатов текущих процессов обучения и воспитания обучающихся; стимулирования коллективного труда и личной ответственности каждого при достижении общих целей;

- создание и внедрение основ культуры управления, т.е. освоение и выработка социально одобряемых и признаваемых обществом, организацией, коллективом и группами педагогического персонала ценностей, социальных и педагогически обоснованных норм и установок, исторически проверенных в педагогическом опыте особенностей поведения в образовательной организации, учреждении, педагогической системе в целом;

- учет рыночных отношений и особенностей взаимодействия школы рынка, социума, когда предоставление педагогических услуг находятся в зависимости от равновесия интересов их авторов -создателей и реализаторов, для нуждающихся в них клиентов, потребителей, как в ситуации общения продавца и покупателя [3; 10].

Подобная трактовка ситуации сравнения сферы рыночной экономики со сферой образования в буквальном смысле долгое время не воспринималась правильно. Педагогическое профессиональное общество разворачивало дискуссионные баталии о своеобразии образования, которое ни в какие времена не становилось товаром, как это трактуется в экономических категориях.

Дальнейшие исследования этого вопроса показали, как образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера, подчиняясь сложившимся социальным обстоятельствам и изменению экономики и финансирования образования. Наиболее активно стали развиваться некоммерческие и частные организация, высшие учебные заведения и учреждения дополнительного профессионального образования. При кризисе предприятий и резком падении спроса от них на подготовку специалистов определенного профиля и квалификации, потребовались комплексная оценка и пересмотр портфеля имеющихся образовательных услуг для создания обновленных новых коммерческих предложений, а так же использование маркетинга в системе образования при взаимодействии с потребителями.

В стране быстро сложился активно развивающийся рынок образовательных услуг, предложение которых часто даже превышает спрос. Как любой товар, способный становиться объектом сбыта и маркетинга, они

обрели и свою потребительную стоимость, и цену. При этом термин товар уместнее и чаще заменяется на понятие продукт, потому что стоимость образовательных услуг в том, что они создают человеческий капитал, и это отражается в дальнейшем в более квалифицированной и более производительной рабочей силе. Потребителями, оплачивающими услугу, выступают и организации, учреждения, нуждающиеся в специалистах, и государство, и индивидуально молодые люди, будущие специалисты, спонсорами которых могут выступить родители [3].

Исследователи выявили основные требования к качеству образовательных услуг, позволяющие охарактеризовать эффективность управления и менеджмента образовательной деятельности в сфере образования.

Среди них назовем в качестве основных:

- способность удовлетворять право и потребность человека в познании нового, в интеллектуальном развитии и освоении определенной профессии или специальности;

- возможность накопления навыков и личного опыта в ходе получения образовательных услуг как невещественного результата их действия;

- значимость образовательной услуги, с определенной протяженностью во времени для формирования человеческого капитала;

- наличие совокупности определенных показателей уровня образованности потребителя образовательных услуг (степень обученности, объем общих и специальных знаний, практических умений, приемов и навыков, норм и правил общественного поведения);

- ресурсность образовательных услуг, которые производятся и потребляются одновременно, а также предоставляются производителем для потребителя без посредников, или с использованием дистанционных методов обучения и компьютерных технологий;

- вероятность предоставления образовательных услуг при условии активного и интерактивного осознанного участия потребителя;

- перспективность использования образовательных услуг, в конечном итоге, определяет прогрессивность развития общества, что влияет на заинтересованность социума и государства в их качестве, порождает необходимость соответствия требованиям государственных стандартов и контроля за их выполнением [1; 5].

Проведенный анализ главного целевого ориентира образовательного менеджмента - образовательной услуги позволяет нам более развернуто определить составляющие его структуры.

В сфере образования наиболее употребляем термин педагогический менеджмент, как управление, включающее структурные компоненты планирования, регулирования, контроля, как руководство педагогическим процессом и его материально - экономическим и финансовым обеспечением, как организация жизнедеятельностью школьного коллектива педагогов, обучающихся, родителей, в комплексе содействующих достижению общих образовательных целей, стоящих пред организацией или учреждением.

Базой менеджмента в образовательных системах служат современные научные достижения в современной практике управлении, законодательство, передового опыта школ, вузов, учреждений дополнительного образования детей и взрослых. Учитываются также проверенные временем идеи исторического наследия, сравнительной педагогики в области отечественной и зарубежной систем образования.

Актуальность исследований этой проблемы подтверждается многочисленными изданиями об управлении в сфере образования таких ведущих специалистов, как М.А. Гончаров, Ю.А. Конаржевский, О.А. Косинова, B.C. Лазарев, П.И. Третьяков [2; 4; 5; 6; 9].

Одним из путей формирования культуры управления современными исследователями признана теория педагогического менеджмента, который представляет собой комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами подготовки служащих, направленными на повышение эффективности их профессиональной деятельности и развития личностных качеств [4; 7].

Разработаны типы управления в образовании:

• стратегическое - о целях образования;

• управление процессами (управление развитием, управление функционированием, инновационное управление);

• управление, или управление структурными преобразованиями;

• управление персоналом;

• управление ресурсами (материально-техническим обеспечением, информационными ресурсами).

Традиционно в педагогике, когда говорят об управлении процессами, имеют в виду управление учебно-

воспитательным процессом по передаче знаний, умений, навыков. Кроме того существует коллективная педагогическая деятельность, предусматривающая планирование, контроль, оптимизацию и технологизацию, документооборот, мотивацию, подбор персонала, управление качеством, обеспечение ресурсами в масштабах урока или учебного заведения.

В качестве основных структурных компонентов педагогического менеджмента исследователи определяют чаще следующие составляющие:

- образовательный компонент, содействующий построению процессов обучения и воспитания во взаимосвязи принципов, методов, технологий, средств и форм управления;

- мотивационный компонент, гармонизирующий постановку целей каждого участника совместного трудового процесса с общим целеполаганием;

- когнитивный компонент, задающий концептуальную интерпретацию научно-педагогического знания в ходе развития корпоративного мышления;

- деятельностный компонент, реализуемый в рамках научно - методических подходов, теорий, концепций и смыслов человеческого фактора;

- творческий компонент, определяющий активный характер педагогической деятельности на основе креативной постановки целей и инновационной разработке способов и управленческих решений их достижения [1; 11].

Содержательно педагогический менеджмент интегрирует совокупность различных мероприятий, направленных на содействие эффективному и устойчивому функционированию образовательного процесса в образовательных организациях и учреждений. Это организационные, методические, дидактические,

воспитательные, плановые, кадровые, финансово-экономические, снабженческие, информационные, контрольно-оценочные и мониторинговые виды и формы деятельности.

Содержание менеджмента в сфере образования базируется на принципах, авторские классификации которых представлены отечественными и зарубежными исследователями. Анализ их многообразия опирается на солидную теоретическую базу, накопленную за многие годы человеческой цивилизации. Как исходные положения, значимые правила, они отражают требования к процессу управления в определенных условиях социального развития. Неизменными группами принципов управления остаются общие принципы; принципы, обеспечивающие функционирование объекта управления; принципы, обеспечивающие развитие системы. частные принципы управления в отдельных организациях и учреждениях [2; 7].

В российской науке наиболее известна позиция Ю.А. Конаржевского, выделившего комплекс взаимодополняющих управленческих принципов: принцип уважения и доверия к человеку; принцип целостного взгляда на человека; принцип сотрудничества; принцип социальной справедливости; принцип индивидуального подхода в управлении; принцип обогащения работы педагога; принцип личного стимулирования; принцип консенсуса; принцип коллективного принятия решения; принцип целевой гармонизации; принцип горизонтальных связей; принцип автономизации управления; принцип постоянного обновления [4].

В зарубежной науке автором первых принципов управления был французский ученый-классик менеджмента А. Файоль, систематизирующий принципы следующим образом: Разделение труда (специализация; Полномочия и ответственность (делегирование); Дисциплина (соглашения); Единоначалие, Единство действий (по единой цели и плану); Подчиненность личных интересов; Вознаграждение (стимулирование); Централизация и децентрализация (баланс); Скалярная цепь (иерархия); Порядок (гигиена труда); Справедливость (общие для всех правила); Стабильность персонала (лояльность к опытным работникам); Инициатива (активность и независимость в рамках компетенций); Корпоративный дух (сила единения) [8].

В ходе нашего исследования мы обратили внимание, что многочисленные попытки внедрить без изменений опыт зарубежного менеджмента в отечественную практику не дали ожидаемых результатов. Необходимо осуществлять его переработку, адаптацию и распространение с учетом актуальных реалий отечественной образовательной действительности. Важно при этом учитывать специфику менталитета, законодательной базы образования, национальных традиций, профессиональной направленности педагогического процесса и других факторов.

Именно в таком случае опыт использования достижений менеджмента может значительно обогатить профессиональную управленческую деятельность высшего звена руководителей, представителей администрации, ответственных сотрудников системы образования и повысить уровень развития управления, менеджмента и самоменеджмента в системе образования, в целом.

Мы изучили, в частности, отношение представителей педагогического сообщества и участников образовательного пространства, руководителей и менеджеров образования, находящихся на курсах повышения квалификации или проходящих профессиональную подготовку к ситуации использования такого феномена как принципы менеджмента в практическом опыте системы образования. Были предложены для обсуждения два перечня принципов (российского - №1, и зарубежного - № 2 исследователей). На вопрос о том, какие из принципов менеджмента в сфере образования респонденты считают наиболее реализованными на сегодняшний день в своих и других образовательных организациях), получены такие ответы.

Были названы в ряду приоритетных (указали 79%): принцип сотрудничества, принцип постоянного обновления, принцип консенсуса (из перечня 1); и принцип специализации, принцип единоначалия, принцип делегирования полномочий, и принцип создания корпоративного духа (из перечня 2).

На втором месте реализованности (отметили 64%) оказались: принцип уважения и доверия к человеку; принцип сотрудничества; принцип коллективного принятия решения (из 1 перечня); принцип подчиненности личных интересов общим; принцип централизации - децентрализации; принцип скалярной цепи (иерархия) (из 2 перечня).

На уровне слабо реализованных в наше время принципов менеджмента (указали 32%) остались -принцип социальной справедливости; принцип личного стимулирования, принцип обогащения работы педагога (из 1 перечня); принцип стабильности персонала (лояльность к опытным и молодым работникам); принцип инициативы (активности и независимости в рамках компетенций); принцип порядка (гигиена труда) - (из 2 перечня).

Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что происходит разрыв между теоретической подготовленностью менеджеров образования к деятельности и прикладными умениями использовать все это на практике, в реальности педагогической действительности. Широкий кругозор и достаточное знание отечественных и зарубежных подходов, концепций, принципов и закономерностей, которые ведут к эффективности управления педагогическим процессом и коллективами образовательных учреждений, не заменяют комплекса действий по созданию и применению адаптированных схем, проектов, планов менеджмента в конкретных обстоятельствах.

Выводы. Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что отечественный менеджмент в условиях реформирующегося образования реализуется в период, когда образовательные организации и учреждения уходят от единообразия, стремятся предоставить населению вариативные, модернизированные образовательные услуги, динамично развиваются на основе демократизации, активно и мобильно участвуют в инновационных процессах.

И такие значительные изменения объекта управления обостряют потребность в наличии современных субъектов управленческой деятельности, менеджерах, владеющих навыками внедрения теоретических знаний в жизнь, в социально-образовательные процессы и системы.

Ведущая роль субъекта педагогического менеджмента, руководителя образовательного учреждения, в повседневной практике состоит в том, что бы он успешно владел умениями осуществления в жизнедеятельности коллектива той философии и мотивации руководства, на базе которой он организует все мероприятия по улучшению системы образования.

В таком случае он организует все, чтобы определить и найти нуждающихся в обучении; обеспечит отбор персонала необходимой квалификации, используя специалистов с высокопрофессиональным опытом; сконцентрирует территориально или скоординирует дистанционно субъектов обучения и преподавания;

мобильно и интерактивно запустит образовательный процесс и обеспечит его необходимыми средствами, выбрав наиважнейшие приоритеты; станет своевременно и тактично стимулировать, контролировать, оценивать и корректировать динамику процесса, добиваясь необходимого качества; сделает все необходимое получить и преумножить ресурсы, рационально распределить их на оплату труда и для прогрессивного развития производства.

Мобильность менеджера в образовании зависит и от того, что он является специалистом, профессионалом со знанием функций управления, но и профессионалом в сфере управляемой системы, глубоко представляющим специфику образовательного процесса, где каждый управляет локально на своем уровне, и потому тоже выступает субъектом управления педагогическими ситуациями, и ориентирован на профессиональную работу с людьми.

В этой связи руководитель как менеджер содействует целостности текущих процессов образования, и должен сочетать в себе и своей работе различные стили и типы лидерства, внедрять опыт проектирования и разновекторного построения действительности как развивающей и обогащающей образовательной среды. Только благодаря такому взаимодействию менеджера с людьми обеспечивается полноценное и гармоничное формирование личности обучающихся и осознанная мотивированность успешного педагогического труда коллектива образовательной организации, в соответствии с современными тенденциями социально-экономического развития страны и зависящего от данных факторов состояния системы образования.

Литература:

1. Габышева, Н.В. Образовательный менеджмент: понятие и сущность / Н.В. Габышева // Науки об образовании. - 2018 - №3. - С. 87-96 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-menedzhment-ponyatie-i-suschnost (дата обращения 12.08.20)

2. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А. Гончаров. - М.: КНОРУС, 2016. - 476 с.

3. Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость/ Т.П. Данько, М.П. Голубев.

- М.: ИНФРА-М, 2011. - 416 с. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/danko-t-p-golubev-m-p-menedzhment-i-marketmg-orientirovannyyna-stoimost-m-infra-m-2011-416-s (дата обращения 24.08.20)

4. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 224 с. [Электронный ресурс] https://www.studmed.ru/science/pedagogika/upravlenie-processami-ou/menedzhment-v-obrazovanii (дата обращения 15.08.20)

5. Косинова, О.А. Концептуальные подходы в истории педагогического менеджмента высшей школы / О.А. Косинова // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2019. - №4 - С. 13-27 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-v-istorii-pedagogicheskogo-menedzhmenta-vysshey-shkoly

6. Лазарев, В.С. Системное развитие школы: модель системно-целевого управления развитием школы / В.С. Лазарев. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 304 с. [Электронный ресурс] http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:23039 (дата обращения 25.08.20)

7. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы / под ред. А.М. Моисеев. - М., 2001. - 256 с. [Электронный ресурс] https://www.livelib.ru/book/1001427703-programmnotselevoe-upravlenie-razvitiem-obrazovaniya-opyt-problemy-perspektivy-pod-red-moiseeva-am-izd-2e-izm-seriya-papka-rukovoditelya-shkoly (дата обращения 23.08.20)

8. Семенов, А.А. Создание А. Файолем теории административного управления / А.А. Семенов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. [Электронный ресурс] https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5794 (дата обращения 24.09.20)

9. Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе / П.И. Третьяков. - М.: Скрипторий, 2004. - 568 с. [Электронный ресурс] https://search.rsl.ru/ru/record/01002998109 (дата обращения 25.08.20)

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020) [Электронный ресурс] https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/

11. Черникова, С.А. Менеджмент / С.А. Черникова, Н.А. Миронова, Е.М. Мыльникова, Н.П. Нагибина.

- Пермь: ИПЦ «ПрокростЪ», 2016. - 279 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления Старовойтова Жанна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Аннотация. В статье представлен анализ опыта применения ресурсов и элементов дистанционного обучения на образовательной платформе Moodle для учебных дисциплин по направлению «Профессиональное обучение». Представлены результаты опроса бакалавров и магистрантов об эффективности профессиональной подготовки и удовлетворенности образовательных услуг в режиме дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, ресурсы дистанционного обучения, образовательная платформа Moodle, транспрофессионализм.

Annotation. The article presents an analysis of the experience of using resources and elements of distance learning on the Moodle educational platform for academic disciplines in the direction of "Professional training". The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.