Научная статья на тему 'Менеджмент в сфере культуры и искусства'

Менеджмент в сфере культуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3709
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / КУЛЬТУРНЫЙ ПРОДУКТ / АРТ-РЫНОК / ПРЕДМЕТ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Краснобаев Р.В.

В статье рассматривается понятие арт-менеджмента. Роль креативного менеджмента в развитии культурно-досугового сектора и творческих индустрий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART

The article deals with the concept of art management. The role of creative management in the development of cultural and leisure sector and creative industries.

Текст научной работы на тему «Менеджмент в сфере культуры и искусства»

numerous problems mostly caused by their inability to control their desires.

Firewood used to produce fire to cook rice for human consumption shall turn to ashes over time, implying that anything used for a purpose shall be used up eventually. Therefore, it is necessary for us to avoid excessive use of everything. The ashes from the firewood can be utilized to clean blackening cooking utensils by mixing them with soap

The cooked rice is later transferred into dulang to let the hot steam escape. It is necessary to prepare the cooked rice for immediate consumption. The proper procedures in ngakeul produce rice that tastes better, lasts longer, remains dry yet not hard, as well as provides nourishment and satiety.

Conclusion

Ngakeul is a process in cooking rice according to Sundanese tradition. This tradition involves a great number of procedures compared to cooking rice using a rice cooker. However, the cooked rice tastes better

and lasts longer. In addition, ngakeul has exceptional philosophical significance in the lives of Sundanese people.

REFERENCES:

1. Afrizal. (2014). Metode Penelitian Kualitatif (Qualitative Research Method). Jakarta: PT Raja Grafindo Persada.

2. Hasan, Sandi Suwardi. (2011). Pengantar Cultural Studies: Sejarah, Pendekatan Konseptual, & Isu Menuju Studi Budaya Kapitalisme Lanjut. Yogya-karta:Ar-Ruzz Media.

3. Kluckhohn, C. (1953). Universal Categories of Culture. Antropology Today, A.L. Chichago : University Press.

4. Sugiyono. (2014). Metode Penelitian Kom-binasi (MixedMethods). Bandung: Alfabeta.

5. Sulasman dan Gumilar, Setia. (2013). Teori-Te-ori Kebudayaan: Dari Teori hingga Aplikasi. Bandung: Pustaka Setia.

MANAGEMENT IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART

Krasnobaev R.

Undergraduate, RANEPA, Moscow

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Краснобаев Р.В.

магистрант, РАНХиГС, г. Москва

Abstract

The article deals with the concept of art management. The role of creative management in the development of cultural and leisure sector and creative industries.

Аннотация

В статье рассматривается понятие арт-менеджмента. Роль креативного менеджмента в развитии культурно-досугового сектора и творческих индустрий.

Keywords: art-management, management in the sphere of culture and art, cultural product, art-market, the subject of art-management

Ключевые слова: арт-менеджмент, менеджмент в сфере культуры и искусства, культурный продукт, арт-рынок, предмет арт-менеджмента

«Менеджмент» - это интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента состоит из функции организации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия для производства и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям.

Арт-менеджмент как абсолютно новая дисциплина и направление появилась в конце 90-х годов прошлого столетия при рождении международной ассоциации менеджеров организаций культуры и искусства (Association international of Managers in Arts and Culture - AIMAC).

Арт-индустрия (от лат. art - искусство, творчество, industria - деятельность) - область арт-рынка,

отвечающая за производство и реализацию продукции в сфере искусства и культуры. К основным направлениям арт-индустрии относят: театрально-зрелищные организации, творческие объединения, агентства, концертные объединения, филармонии.

«Препарируя» термин «арт-менеджмент», который будет в дальнейшем использоваться не однократно, невозможно не отметить, что основной акцент в этом словосочетании сделан на его первой части (от англ., art) - это искусство, творчество (в это понятие входит живопись, дизайн, театр, танец и другие виды искусства).

Такой термин, как арт-менеджмент (управление в сфере культуры и искусства) имеет множество определении. К примеру, некоторые из них:

1. В современном мире «маркетинг в сфере культуры - это технология достижения тех сегментов рынка, которые наиболее вероятно заинтересованы в данном продукте, адаптируя к продукту

коммерческие переменные - цену, место, продвижение, - чтобы установить контакт продукта с достаточным числом потребителей и достичь целей, совместимых с миссией организации культуры». [1, с. 21-22]

2. Такой термин как арт-менеджмент можно понимать, как «совокупность определенных навыков (маркетинг, управление кадрами, бухгалтерия) и использование этих навыков в деятельности, которая в свою очередь направлена на регулирование процессов в данной отрасли и влияющая на просветительскую, социальную, экономическую жизнь сообщества». [2, с. 304]

3. Под менеджментом в сфере культуры подразумевается «стремление человека путем осознанном деятельности привести к определенным гармоничным отношениям потребности людей, труд и творчество в области культуры и искусства в целях достижения более высокой культурной жизни общества». [3, с. 208]

Культурная или творческая индустрия - современный сектор в экономике развитых стран, который представляет собой «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». [4] В данную индустрию входят разнообразные спектры областей, которые имеют творческую природу: музыка, театр, живопись, дизайн и т.д.

Арт-менеджмент по своей сути может быть представлен с двух сторон:

1. Научная дисциплина, которая обладает определенной теоретической базой (принципы, методики), а также играет яркую интегративную функцию (активный обмен в другими науками);

2. Искусство (искусство управлять, заниматься организаторской деятельностью требует определенного мастерства).

Арт-менеджмент имеет свои отличительные особенности по сравнению с менеджментом другой области экономики. Он включает в себя ряд под-дисциплин, таких как маркетинг (понятие «маркетинг» можно рассматривать как одну из функций современного арт - менеджмента, направленную на изучение спроса потребителя, рекламную и ценовую политику), управление персоналом и финансами.

Кадры и работники сферы искусства обладают специфическими талантами и способностями. В данной сфере работают талантливые и одаренные люди, которые могут привнести в менеджмент любой отрасли немало новых идей и возможностей. В российском и международном бизнесе хорошо известно, что в условиях жесткой конкуренции побеждает тот, кто смог привлечь к реализации проектов наиболее талантливых и креативных людей. Любого менеджера волнует вопрос, как грамотно организовать процесс управления одаренными людьми. Ведь талантливый человек независим по своей природе, их весьма трудно контролировать. До восьмидесятых годов XX века слово «талант в

менеджменте не использовалось, так как этот термин считался далеким от бизнеса», [5, с. 352] но сегодня ни одна организация не может обойтись без талантливых работников, и в условиях дефицита квалифицированных людей во всем мире побеждают те компании, которые умеют привлекать и управлять талантами.

Ежедневная деятельность творческой организации сосредоточена на «управлении» процессами создания, производства, распространения и сопровождения творческого выражения и процесса. Происходит данное управление через определенные средства и наработанные системы и механизмы управления. Но все же центральное место в деятельности учреждения досуга занимает именно «производство» и «реализация» разнообразных культурных услуг.

Изучая потребности целевой аудитории, внедряя новые формы культурно-досуговой деятельности, совершенствуя методику организации досуга и удовлетворяя тем самым разнообразные потребности посетителей (театр несет в себе не только духовную составляющую, но и образовательную), работники сферы культуры и досуга фактически занимаются менеджментом услуг, где такое явление, как маркетинг занимает далеко не последнее место (привлечь внимание населения к театру, убедить потребителей воспользоваться его услугами).

Менеджмент в сфере культуры и искусства напрямую связан с такими процессами как отбор, производство, хранение и распространение культурных ценностей (художественной продукции) и рассматривается как комплекс различных управленческих обязанностей (организация, стратегия, контроль).

Основной целью, которую преследует данный вид управленческой деятельность, является массовое продвижение культурно-досугового продукта на рынок товаров и услуг.

Предметом менеджмента в культуре и искусстве является изучение всех способов (форм, моделей) таких организаций, которые существовали в различных общественных устройствах и в разные исторические периоды в области культурной деятельности как в целом, так и в ее отдельных направлениях (например, в театре, кинематографе, радиовещании).

Поскольку целью менеджмента в сфере культуре и искусстве является нахождение соответствующих организационных решений (моделей), которые бы с наибольшей эффективностью способствовали повышению общественного уровня и рыночной стоимости культурной деятельности, то эта наука имеет два основных направления:

1. Аналитическо-описательное (описание и исследование методов и форм организации);

2. Проектно-модельное (развитие и испытание новых, более эффективных способов и моделей организации) [6].

Арт-рынок может существовать, как и любая другая площадка купли-продажи, при наличии трех компонентов: продавец, потребитель-покупатель и

лицо, стоящее между ними (связующее звено) - посредник. Роль последнего заключается в организации процесса включения искусства в пространство товарно-денежных отношений (иными словами, интеграция искусства на рынок, в самом широком смысле этого слова).

Учреждения культуры, как и городские власти в лице министерства культуры настроены на взаимовыгодное сотрудничество друг с другом. И каждая сторона заинтересована в получении личных выгод: для властей - это популяризация культуры среди всех слоев населения, приобщение общества к культурным ценностям, к значимости мирового культурного наследия, поиск альтернативных источников финансирования культуры, переход учреждений культуры на самоокупаемость; культура же стремится к финансовой независимости, участию в коммерчески-выгодных проектах. Для того, чтобы взаимные интересы были удовлетворены, необходим своеобразный посредник, который выступит в роли координатора союза власти и культуры. Работа посредника связана исключительно с организацией потребления конечного продукта.

Менеджеры нового типа сочетают в себе не только интуицию, интеллект и духовное воспитание, но и определенные знания в области экономики, информатики, маркетинга и стратегии. Деятельность менеджеров в области культуры заключает в себе совмещение двух ведущих элементов -создание творческой продукции (работа по созданию условий для творческого процесса и производства культурных ценностей) и продвижение ее на рынок культурно- просветительских услуг (реализация творческих идей, доступных общественности). Умение своевременно обеспечить рекламу, выбрать и арендовать помещение и вывести коллектив на гастроли в полной мере принадлежит менеджеру, который занимается управлением в сфере искусства.

Обязанности арт-менеджера на первом этапе включают в себя: поиск режиссера-постановщика, артистов, художника-постановщика, звукорежиссера; также в обязанности менеджера на данном этапе является поиск и аренда помещения для будущей постановки, поиск спонсоров и составление сметы расходов по данному проекту.

На втором этапе менеджер должен составить удобное расписание репетиций, а также провести не только рекламную кампанию, но и организовать работу по распространению билетов будущего спектакля и в целом работать над организацией премьеры спектакля. Независимо от вида искусства или отрасли (коммерческой, некоммерческой и добровольной) - арт-менеджеры должны держать искусство в центре своего внимания.

Сегодня менеджмент в сфере искусства бесспорно является одним из актуальнейших направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ф. Колбер. Маркетинг культуры и искус-ства/Колбер Ф., Рич Дж.Д., Билодо С., Нантель Ж., Наймарк. 2004.С. - 21-22.

2. В. Чан Ким, Рене Моборн. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. 2016. С. - 304.

3. Д. Мур. Вторая космическая. Искусство управления и стратегии будущего, 2012. С. - 208.

4. М. Гнедовский. Творческие индустрии: политический вызов для России. URL: http://www.strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-mdustrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii/

5. Дж. Траут, Э. Райс. Позиционирование: битва за умы. 2015. С. - 352.

6. Ш. М. Адам «Стратегия голубого океана»: легко ли создать новые рынки? URL: https ://moluch. ru/archive/140/39378/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.